Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Ц"
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЦВИНГЛИ (ZwingK) ЗДщэих (1 января 1484, Вилвдхауз, Швейцария - 11 октября 1531, близ г. Капелла) - лидер швейцарской Реформации, основатель одного из трех (наряду с лютеранством и кальвинизмом) главных направлений протестантизма. Учился в Венском (1498-1502) и Базельском (1502-04) университетах. В 1506 Цвингли посвящается в духовный сан и становится священником в Гларусе (до 1516). Он испытал большое влияние гуманистов, прежде всего Пико делда Мирандолы и Эразма Роттердамского, с которым был лично знаком. Назначенный каноником в Цюрих (1519) активно выступает за отмену обязательных постов и целибата. Поддерживаемый городским советом (членом которого Цвингли вскоре становится), он все решительнее порывает с католической догматикой и проводит в жизнь идеи Реформации: ликвидация монастырей, упразднение таинств, поклонения мощам и иконам, требование проведения богослужений на родном языке. В 1523 он слагает с себя сан и вскоре становится влиятельнейшим религиозным и политическим деятелем Цюриха. Цвингли принадлежат тезисы "Об истинной и ложной религии" (1525). Цвингли воспроизводит принципиальные установки протестантизма, впервые сформулированные М. Лютером, к которому он относился с глубоким почтением. Однако в отличие от виттенбергского теолога, впитавшего идеи и тип мышления средневековых мистиков, Цвингли был более рационалистичен и последователен, настаивая на том, что каждое положение вероучения должно быть обосновано соответствующим библейским текстом. Наиболее известно их расхождение в понимании таинства причащения: Лютер настаивал на реальном присутствии тела и крови Христа, тогда как Цвингли понимал его сугубо символически - как напоминание о "тайной вечере". Все попытки найти компромисс даже во время личной встречи в Марбурге натолкнулись на непреклонность Лютера. Цвингли был либеральнее и решительнее в политических воззрениях: осуждал крепостничество, ростовщичество, использование военных наемников, защищал интересы мелких предпринимателей. С Ж. Кальвином его сближало требование пресвитерианской организации церкви, хотя теократические претензии Цвингли не принимали такого деспотического вида, как у "женевского папы". Он был не столь категоричен и в интерпретации божественного предопределения, свободы воли, первородного греха, более терпимо относясь к суждениям античных философов и средневековых схоластов. Вместе с тем как представитель бюргерского крыла Реформации Цвингли осуждал крестьянские восстания и санкционировал преследования своих прежних единомышленников (К. Гребель, Б. Губмайер), выступивших за более радикальные преобразования (предвосхитивших появление протестантского сектантства): отмену десятины, отделение церкви от светской власти, ликвидацию церковных приходов в пользу "церкви-общины", состоящей лишь из верующих, сознатель но крестившихся во взрослом возрасте. Реформация в Швейцарии охватила прежде всего крупные города, окруженные католическими "лесными кантонами". Все попытки Цвингли создать в стране единый протестантский фронт против католиков потерпели неудачу В октябре 1531 он сопровождал войска Цюриха в качестве капеллана и был убит. После гибели Цвингли влияние его идей заметно упало и его последователи слились с кальвинистами. Д. Н. Митрохин |
ЦЕЗАРЕПАПИЗМ - понятие, выражающее такое соотношение церкви и государства, при котором устанавливается примат светской власти над духовной, а царю помимо абсолютной светской власти передаются и священные функции. Большинство историков находят цезарепапизм в истории Византии, где юридически отношения церкви и государства регулировались "теорией симфонии", выраженной в предисловии к VI новелле Кодекса императора Юстиниана (6 в.): "Величайшие дары Божий, данные людям высшим человеколюбием,- это священство и царство; первое служит делам Божеским, второе заботится о делах человеческих, оба происходят из одного источника и украшают человеческую жизнь, поэтому цари более всего пекутся о благочестии духовенства, которое со своей стороны постоянно молится за них Богу". Тенденции к цезарепапизму можно обнаружить в толкованиях на Номоканон антиохийского патриарха Феодора Вальсамона (12 в.): император главенствует над церковью, его власть выше епископской, ему принадлежат права и преимущества архиерея. Ряд историков, в т. ч. прот. А. Шмеман, считают, что нельзя однозначно характеризовать отношение церкви и государства в Византии как цезарепапизм, ибо между ними существовал догматический союз, в вопросах догматики имперская власть подчинялась церковной. В русской истории тенденцию к цезарепапизму связывают с появлением Соборного уложения 1649 царя Алексея Михайловича, его упрочение - с реформами Петра I, упразднившего патриаршество, конфисковавшего в пользу государства церковное имущество и реформировавшего церковное управление. В деятельности патриарха Никона ряд историков - М. В. Зызыкин, архиеп. Серафим (Соболев) - усматривают стремление противостоять цезарепапизму. С критикой цезарепапизма в русской истории выступали В. О. Ключевский, С. М. Соловьев, Вл. С. Соловьев, А. В. Карташев и др. В. В. Зеньковский, напротив, считал, что цезарепапизм не характерен для русской церковно-политической мысли: "Теократическая тема христианства развивается в России не в смысле примата духовной власти над светской, как это случилось на Западе, а в сторону усвоения государственной власти священной миссии. Это не было движение в сторону цезарепапизма. Церковь сама шла навстречу государству, чтобы внести в него благодатную силу освящения" (История русской философии, т. 1. Париж, 1989, с. 49). Критику цезарепапизма как искажения теократии можно найти у Л. А. Тихомирова, И. А. Ильина и др. А. П. Козырев |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЦЕННОСТЕЙ ТЕОРИЯ - см. Аксиология. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЦЕНТРИЗМ - политическая позиция, предполагающая умеренность в идейных предпочтениях и программных установках (часто определяет некую промежуточную позицию между двумя крайностями или более явными идеологическими линиями). Понятие центризма вошло в политическую практику с 19 в., когда Германская римско-католическая партия официально провозгласила себя центристской партией и поэтому часто идентифицируется с христианско-демократическими партиями. Тем не менее в ряде стран к центризму себя относят и другие партии, напр. аграрные партии в Скандинавии, некоторые демократические партии в Южной Европе, определение "центристский" нередко применяют ко всем партиям правого толка, занимающим не радикальные, а более или менее умеренные позиции по актуальным политическим вопросам. Теоретическое обоснование центризм получил в работах таких видных политических теоретиков, как М. Дюверже и Д. Сартори. Так, Дюверже считал, что партии центра в Четвертой французской республике способствовали нестабильности и частой сменяемости кабинетов. По Сартори, в системе поляризованного плюрализма политические партии обнаруживают сильные центробежные тенденции, крайности усиливаются, а центр неизбежно размывается. В силу размытости термина его применимость носит ограниченный характер. Т. А. Алексеева |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЦЕШКОВСКИЙ (Cieszkowski), Август (12 сентября 1814, дер. Сухая, Полесье - 12 марта 1894, Познань) - польский философ и общественный деятель. Получил философское образование в Берлине (1833), в докторской диссертации "Пролегоменакисториософии" (издана в 1838) переосмысливает гегелевское четырехчастное деление истории, выдвигая иное деление, согласно которому эпоха непосредственной объективности искусства и абстрактного права (прошлое) сменяется эпохой субъективности - рефлексии, морали, науки (настоящее), а на смену последней приходит эпоха действия, дела (die Tat, будущее). Идея примата исторического действия Цешковского, который ввел в оборот термин "историософия", оказала заметное влияние на многих левых гегельянцев. Вернувшись в Польшу, он публикует ряд работ по вопросам экономики, педагогики, истории и продолжает трудиться над главным историософским трудом "Отче наш" (1-й том вышел в 1848 в Париже и был переиздан в Польше в 1870, следующие тома вышли посмертно), в котором левое гегельянство сочетается с христианским мильенаризмом. Соч.: Prolegomena zur Historiosophie. В., 1838; Gott und Palingenesie. B., 1842; Ojcze nasz, 1.1-3. Poznan, 1922-1923. A. M. Руткевич Ц ЗА ЦЗЯ (школа эклектиков)-древнекитайское философское течение 5-3 вв. до н. э., стремившееся к синтезу различных философских школ. В "И вэнь чжи" ("Трактат о литературе и искусствах") - библиографическом разделе "Хань шу" ("История династии Хань", 1 в.) - цза цзя названа в числе "девяти течений" древнекитайской мысли. По определению комментатора "Хань шу" Янь Шигу (6-7 вв.), цза цзя "ставила вровень конфуцианство и учение мо цзя, соединяла имена и законы" (т. е. учения мин цзя и легизма), "не было в учениях ста школ такого, чего не пронизала бы она соединением". Произведениями "эклектиков" считаются энциклопедические сочинения 3-2 вв. до н. э. "Люй-ши чунь и/о" и "Хуайнань-изы". А. Г. Юркевич |
ЦЗА ЦЗЯ (школа эклектиков) - древнекитайское философское течение 5-3 вв. до н.э., стремившееся к синтезу различных философских школ. В «И вэнь чжи» («Трактат о литературе и искусствах») - библиографическом разделе «Хань шу» («История династии Хань», 1 в.) - цза цзя названа в числе «девяти течений» древнекитайской мысли. По определению комментатора «Хань шу» Янь Шигу (6-7 вв.), цза цзя «ставила вровень конфуцианство и учение мо цзя, соединяла имена и законы» (т.е. учения мин цзя и легизма), «не было в учениях ста школ такого, чего не пронизала бы она соединением». Произведениями «эклектиков» считаются энциклопедические сочинения 3-2 вв. до н.э. «Люй-ши чунь цю» и «Хуайнань-цзы». А.Г.Юркевич |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЦЗИН (кит. - семя, а также дух, духовные силы, эссенция, утончение, тончайшее, семенное) - одна из самых специфических категорий китайской философии. Исходное значение цзин - "отборный, очищенный рис" ("Лунь юй") - обрело два семантических полюса: "семя" (физическая эссенция) и "дух" (психическая эссенция). Т. о., цзин выражает идею непосредственного тождества сексуальной и психической энергий. В "Дао дэ цзине" цзин фигурирует как некая "эссенциальность" Вселенной, условие жизни. В "Гуань-цзы" цзин - это "утонченность пневмы", порождающее начало всех вещей, обеспечивающее и жизнь, и духовную активность: "Если [семя] распространяется между Небом и Землей, это будут нави и духи. Если же [оно] сокрыто в груди, то это будет совершенномудрый человек". Там же "соединение осемененных пневм мужчин и женщин" рассматривается как условие рождения человека. В "Си цы чжуани" (4 в. до н. э.) цзин - это рафинированная "пневма", которая может быть мужской и женской: "Мужское и женское [начала] связывают семя, и тьма вещей, видоизменяясь, рождается"; "осемененная пневма (цзин ци) образует вещи". В некоторых пассажах цзин означает дух, душу, разум: "Так благородный муж знает, какая вещь произойдет. Разве может кто-либо, не обладающий высшей разумностью (цзин) в Поднебесной, быть причастен к этому?"; "Разумное долженствование (цзин и) проникает в дух". В "Люй-ши чунь цю" "концентрация" "осемененной пневмы" объявляется источником существования форм живой и неживой природы, обусловливающим и развитие их лучших качеств: напр., рост растений, способность животных двигаться, игру самоцветов; она является также носителем красоты (и потому определяет существование блага) и носителем разумности (и потому обусловливает "просветленность [разума]"). Согласно "Хуайнань-цзы", цзин в космологической и антропологической иерархии занимает срединное положение между "духом" и "пневмой", в космосе оно формирует солнце, луну, звезды, небесные ориентиры, гром, молнию, ветер и дождь, а в человеке - "пять внутренних органов", которые находятся в координации с внешними органами чувств. В одном из пассажей "Хуайнань-цзы" "осемененная (утонченная) пневма" объявляется присущей только человеку, тогда как животные состоят из "мутной пневмы". А. И. Кобзев |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЦЗУНХЭН ЦЗЯ ("школа союзов по вертикали и горизонтали", "школа продольно-вертикальных и поперечно-горизонтальных политических связей", "школа дипломатов") - название древнекитайской философской школы, объединявшей теоретиков и практиков дипломатии - советников удельных правителей. В трактате мыслителя и библиографа Лю Синя (1 в. до н. э. - нач. 1 в. н. э.) "Ци люэ" ("Семь сводов") цзунхэн цзя фигурирует как самостоятельное течение в числе ведущих "девяти направлений, десяти школ" китайской мысли периода Чжаньго ("Сражающихся царств", 5-3 вв. до н. э.). Основанием для выделения этой "школы" были не столько идейные факторы, сколько общность проблематики, которой посвящались беллетризованные теоретические сочинения. Главными представителями цзунхэн цзя считаются Су Цинь и его оппонент Чжан И (4 в. до н. э.). Су Цинь пытался создать "союз по вертикали" - объединение шести царств с Юга на Север для противостояния царству Цинь. Чжан И противостоял его усилиям, стремясь посредством объединения в "союзы по горизонтали" с Запада на Восток заставить шесть царств поочередно служить интересам Цинь. Идея противостояния "горизонтальных" и "вертикальных" союзов отражает представления о дуальной структурной упорядоченности мироздания и взаимодействии противоположных начал. В эпоху Тан (618-906) основным сочинением цзунхэн цзя был признан приписываемый Су Циню трактат "Гунгуцзы" ("Мудрец из Ущелья навей"), сочетающий идеи даосизма тллегчзма: манипулирование людьми предполагает раскрытие и использование их интересов, для чего необходимо прежде познать себя, в глубинах собственного сердца прозрев закономерности дао. Деятельность и воззрения представителей цзунхэн цзя описаны в "Чжань го цэ" ("Планы сражающихся царств", 1 в. до н. э.). В "И вэнь чжи" ("Трактат о литературе и искусствах") - библиографическом разделе "Хань шу" ("История династии Хань", 1 в.) - упоминаются 12 сочинений цзунхэн цзя, ныне утраченных. Лит.: Васильев К. В. Планы сражающихся царств (исследования и переводы). М.,1968. А. Г. Юркевич |
ЦЗЫ ЖАНЬ (кит., буквально- естественность, а также спонтанность, естество, само собой, самость, исходить из самого себя) - понятие классической китайской философии, имевшее особенно важное значение в даосизме. В "Дао дэ иуине" значительное место уделено идее несотворенности сущего. Там же цзы жань выступает атрибутом дао - оно "следует самому себе", или "исходит из самого себя" (25,51). В "Чжуан-цзы" понятие цзы жань подчеркивает отсутствие произвольности и целеполагания в воспроизводстве сущего как процессе "порождения, не [преследующего каких-либо] интересов" (V). Легист Хань Фэй (3 в. до н. э.) использовал словосочетание цзы жань в даосском толковании для обозначения причины появления ли - "принципов" как неких правил структурирования вещного мира (гл. 6). В "Хуайнань-цзы" цзы жань выражает даосский идеал управления и социального поведения: "дела Поднебесной" не подлежат произвольному упорядочению и могут быть улажены лишь при условии "следования их естественности". Из конфуцианских мыслителей рубежа новой эры наибольшее внимание понятию цзы жань уделил Ван Чун, поставивший это слово в название одной из глав трактата "Лунь хэн" ("Взвешивание рассуждений"). Он преемствовал даосскую трактовку цзы жань как закона возникновения и развития мира, толкуя "недеяние" {у вэй) как синоним "естественности". В то же время он подверг критике даосов за абсолютизацию этих принципов применительно к человеческому бытию и отказ от их проверки опытом. По Ван Чуну, в человеческой практике "естественности должны помогать [целенаправленные] действия". Категория цзы жань играла существенную роль в рамках философского направления сюань сюэ ("учение о сокровенном"). Вен Би противопоставлял искусственность конфуцианской категории жэнь - "гуманность" "естественности Неба и Земли", т. е. главных природных начал, которые "не действуют и не творят", давая возможность "десяти тысячам вещей самостоятельно регулировать друг друга". В учениях отдельных мыслителей сюань сюэ, напр. Хэ Яня (190-249), цзы жань выступало не атрибутом, а непосредственным тождеством дао. Эта идея вошла в систему взглядов Чэн И- одного из основоположников неоконфуцианства. У ведущего представителя неоконфуцианского "учения о сердце" (синь сюэ) Ван Янмина цзы жань стало выражением саморефлективности "благосмыслия" (лян чжи) - врожденного "знания блага" и одновременно высшего принципа бытия человека и мира. В современном китайском языке слово "цзыжань" имеет значения "природа", "естественный", "натуральный" и широко применяется для образования научных терминов и терминологических словосочетаний, напр. цзыжань кэсюэ (естественные науки, естествознание), цзыжань чжэсюэ (натурфилософия), цзыжаньчжуи (натурализм), цзыжань цзинцзи (натуральное хозяйство) и т, п. Лит. см. к статье Даосизм. А. Г. Юркевич |
ЦЗЮНЬ ЦЗЫ (кит. - благородный муж, совершенный муж; исходное значение - "дитя правителя") - понятие китайской философии, норматив конфуцианской личности, впервые представленный в *Лунь юе", носитель совокупности конфуцианских добродетелей. Синонимы - "великий человек" (да жэнь), "гуманный человек" (жэнь жэнь, см. Жэнь). Противопоставляется "ничтожному человеку", "маленькому человеку" (сяо жэнь), воплощению эгоистического прагматизма, не способному выйти за рамки своей практической специализации ("орудийности" - ци), преодолеть духовно-нравственную ограниченность. У Конфуция понятие "цзюнь цзы" соотносится с личностью правителя или представителя социальных верхов ("благородный муж"), впоследствии оно приобретает более общий характер ("совершенный муж"). В иерархии человеческих существ цзюнь цзы стоит ниже "совершенномудрого" ("он), но своей "благодатью/добродетелью" (дэ) он способен воздействовать на "маленьких людей" так же, как ветер - на траву. Его важнейшее качество - "неорудийность" (бу ци), т. е., с одной стороны, духовно-нрав ственная и поведенческая автономия, с другой - приверженность дао, а не предметным реалиям (ци). Наделенный "знанием предопределения (мин)", цзюнь цзы стоически держится своего пути, предполагающего активную деятельность при торжестве дао в Поднебесной и "сокрытость", удаление от дел - при отсутствии дао. Лит.: Конфуцианство в Китае. М., 1982; Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983; Личность в традиционном Китае. М., 1992. А. И. Кобзев |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЦИМЦУМ (сокращение, сжатие) - начальный акт творения (эманации), образование внутри Бога пустого пространства, в котором затем возникают миры. Концепция цимцум формируется в каббале с 13 в. (на основании талмудических источников), достигая полного развития в учении И. Лурш. В изложении его ученика Х.Витала полнота божественного бытия (см. Эин Соф) до цимцум представляется в виде света, заполнявшего бесконечное пространство и не оставлявшего "места", т. е. возможности для какого-либо обособленного бытия. Такая возможность возникает лишь в результате цимцум - сжатия Эйн Софа, который отступает от некой центральной точки, образуя Пустоту. Свет, оставшийся вокруг Пустоты ("свет, объемлющий все миры"), проникает в нее в виде Луча (см. Адам Кадмон), дающего начало всем последующим этапам эманации ("свет, наполняющий все миры"). (В некоторых вариантах доктрины в Пустоте остается Отпечаток удалившегося света, и Луч лишь актуализирует потенции, содержащиеся в Отпечатке.) Концепция цимцум совмещает творение ex nihilo и эманацию, божественную трансцендентность и имманентность ("объемлющий все миры" и "наполняющий все миры") и служит архетипом для последующих теософских драм (разбитие сосудов, изгнание Шохины и т.д.). BIPIS вв. развернулся спор между буквальным и аллегорическим пониманием цимцум, имело ли место действительное удаление Бога или только сокрытие, ограничение его проявлений. Буквалистов обвиняли в антропоморфизме, аллегористов - в пантеизме. Лит.: Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике, т. 2. Иерусалим, 1993, с. 78-84,230-231. М. А. Шнейдер |
ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович [5(17) сентября 1857, с. Ижевское Рязанской губ. - 19 сентября 1935, Калуга] - русский ученый, изобретатель, основоположник космонавтики, представитель русского космизма. С 1869 по 1873 обучался в гимназии, затем из-за сильной потери слуха (после перенесенной скарлатины) занимался самообразованием. В 1879 экстерном сдал экзамены на звание учителя уездных училищ. С 1880 преподавал в Боровске, в 1892 переезжает в Калугу, где преподает в ряде училищ и трудовой школе (до 1921). В 1924 избран почетным профессором Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского. Научные интересы Циолковского охватывали множество проблем. Наибольшее значение помимо космонавтики имеют его исследования по аэродинамике, ракетодинамике, терии самолета и дирижабля, космической медицине, социологии и футурологии. Космическая философия Циолковского - мировоззренческая система, включающая подробно разработанную метафизику и этику, тогда как проблемам теории познания в ней уделялось сравнительно мало внимания. В космической философии синтезированы разнообразные системы западной (Платон, Демокрит, Лейбниц, Бюхнер и др.) и восточной, преимущественно эзотерической, мысли, что обусловило ее глубокую антиномичность. Разрабатывая идею "первопричины", или "причины" Вселенной, Циолковский приписывал ей свойства, обычно рассматриваемые как атрибуты Бога (теизм). Но божественность он приписывал и космосу (пантеизм). Богами (различных рангов) Циолковский считал могущественных представителей космического разума - "президентов" планет, галактик, метагалактик ("эфирных островов"). Его исходный принцип - атомистический панпсихизм. Основа мира - "атомы-духи" как элементы метафизической субстанции. Это простейшие "существа", обладающие "чувствительностью". Именно "атомы-духи" - подлинные граждане Вселенной, тогда как человек, подобно всякому животному, - "союз" таких атомов, живущих "в согласии" друг с другом. Важнейшую роль в космической философии играют также принципы монизма, бесконечности, эволюции, антропный принцип. "Смысл" Вселенной Циолковский видел в стремлении материи к самоорганизации, возникновении высокоразвитых форм космического разума, способных к преобразованиям космоса с целью решения глобальных проблем. Для освоения космоса необходимо вмешательство в эволюцию вида homo sapiens, совершенствование биологической природы человека путем естественного и искусственного отбора. Соч.: Собр. соч., т. 1-4. M., 1951-64; Избр. труды. M., 1962; Промышленное освоение космоса. М., 1989; Очерки о Вселенной. М., 1992. Лит.: Космодемьянский А. А. Константин Эдуардович Циолковский. М., 1976; Чижевский А. Л. На берегу Вселенной. Годы дружбы с Циолковским (воспоминания). М., 1995; Казютинский В. В. Космическая философия К. Э. Циолковского.- В кн.: Философия русского космизма. М., 1996, с. 108-32. Архив: РАН, ф. 555. В. В. Казютинский |
Статья большая, находится на отдельной странице. |