Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Ц"

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц"

"ЦАРСТВА БЫТИЯ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦВИНГЛИ

ЦВИНГЛИ (ZwingK) ЗДщэих (1 января 1484, Вилвдхауз, Швейцария - 11 октября 1531, близ г. Капелла) - лидер швейцарской Реформации, основатель одного из трех (наряду с лютеранством и кальвинизмом) главных направлений протестантизма. Учился в Венском (1498-1502) и Базельском (1502-04) университетах. В 1506 Цвингли посвящается в духовный сан и становится священником в Гларусе (до 1516). Он испытал большое влияние гуманистов, прежде всего Пико делда Мирандолы и Эразма Роттердамского, с которым был лично знаком. Назначенный каноником в Цюрих (1519) активно выступает за отмену обязательных постов и целибата. Поддерживаемый городским советом (членом которого Цвингли вскоре становится), он все решительнее порывает с католической догматикой и проводит в жизнь идеи Реформации: ликвидация монастырей, упразднение таинств, поклонения мощам и иконам, требование проведения богослужений на родном языке. В 1523 он слагает с себя сан и вскоре становится влиятельнейшим религиозным и политическим деятелем Цюриха. Цвингли принадлежат тезисы "Об истинной и ложной религии" (1525).

Цвингли воспроизводит принципиальные установки протестантизма, впервые сформулированные М. Лютером, к которому он относился с глубоким почтением. Однако в отличие от виттенбергского теолога, впитавшего идеи и тип мышления средневековых мистиков, Цвингли был более рационалистичен и последователен, настаивая на том, что каждое положение вероучения должно быть обосновано соответствующим библейским текстом. Наиболее известно их расхождение в понимании таинства причащения: Лютер настаивал на реальном присутствии тела и крови Христа, тогда как Цвингли понимал его сугубо символически - как напоминание о "тайной вечере". Все попытки найти компромисс даже во время личной встречи в Марбурге натолкнулись на непреклонность Лютера. Цвингли был либеральнее и решительнее в политических воззрениях: осуждал крепостничество, ростовщичество, использование военных наемников, защищал интересы мелких предпринимателей. С Ж. Кальвином его сближало требование пресвитерианской организации церкви, хотя теократические претензии Цвингли не принимали такого деспотического вида, как у "женевского папы". Он был не столь категоричен и в интерпретации божественного предопределения, свободы воли, первородного греха, более терпимо относясь к суждениям античных философов и средневековых схоластов. Вместе с тем как представитель бюргерского крыла Реформации Цвингли осуждал крестьянские восстания и санкционировал преследования своих прежних единомышленников (К. Гребель, Б. Губмайер), выступивших за более радикальные преобразования (предвосхитивших появление протестантского сектантства): отмену десятины, отделение церкви от светской власти, ликвидацию церковных приходов в пользу "церкви-общины", состоящей лишь из верующих, сознатель

но крестившихся во взрослом возрасте. Реформация в Швейцарии охватила прежде всего крупные города, окруженные католическими "лесными кантонами". Все попытки Цвингли создать в стране единый протестантский фронт против католиков потерпели неудачу В октябре 1531 он сопровождал войска Цюриха в качестве капеллана и был убит. После гибели Цвингли влияние его идей заметно упало и его последователи слились с кальвинистами.

Д. Н. Митрохин

ЦЕЗАРЕПАПИЗМ

ЦЕЗАРЕПАПИЗМ - понятие, выражающее такое соотношение церкви и государства, при котором устанавливается примат светской власти над духовной, а царю помимо абсолютной светской власти передаются и священные функции. Большинство историков находят цезарепапизм в истории Византии, где юридически отношения церкви и государства регулировались "теорией симфонии", выраженной в предисловии к VI новелле Кодекса императора Юстиниана (6 в.): "Величайшие дары Божий, данные людям высшим человеколюбием,- это священство и царство; первое служит делам Божеским, второе заботится о делах человеческих, оба происходят из одного источника и украшают человеческую жизнь, поэтому цари более всего пекутся о благочестии духовенства, которое со своей стороны постоянно молится за них Богу". Тенденции к цезарепапизму можно обнаружить в толкованиях на Номоканон антиохийского патриарха Феодора Вальсамона (12 в.): император главенствует над церковью, его власть выше епископской, ему принадлежат права и преимущества архиерея. Ряд историков, в т. ч. прот. А. Шмеман, считают, что нельзя однозначно характеризовать отношение церкви и государства в Византии как цезарепапизм, ибо между ними существовал догматический союз, в вопросах догматики имперская власть подчинялась церковной. В русской истории тенденцию к цезарепапизму связывают с появлением Соборного уложения 1649 царя Алексея Михайловича, его упрочение - с реформами Петра I, упразднившего патриаршество, конфисковавшего в пользу государства церковное имущество и реформировавшего церковное управление. В деятельности патриарха Никона ряд историков - М. В. Зызыкин, архиеп. Серафим (Соболев) - усматривают стремление противостоять цезарепапизму. С критикой цезарепапизма в русской истории выступали В. О. Ключевский, С. М. Соловьев, Вл. С. Соловьев, А. В. Карташев и др. В. В. Зеньковский, напротив, считал, что цезарепапизм не характерен для русской церковно-политической мысли: "Теократическая тема христианства развивается в России не в смысле примата духовной власти над светской, как это случилось на Западе, а в сторону усвоения государственной власти священной миссии. Это не было движение в сторону цезарепапизма. Церковь сама шла навстречу государству, чтобы внести в него благодатную силу освящения" (История русской философии, т. 1. Париж, 1989, с. 49). Критику цезарепапизма как искажения теократии можно найти у Л. А. Тихомирова, И. А. Ильина и др.

А. П. Козырев

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЕЛЛЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЕЛОСТНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЕЛЬ И СРЕДСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЕННОСТЕЙ ТЕОРИЯ

ЦЕННОСТЕЙ ТЕОРИЯ - см. Аксиология.

ЦЕННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЕНТРИЗМ

ЦЕНТРИЗМ - политическая позиция, предполагающая умеренность в идейных предпочтениях и программных установках (часто определяет некую промежуточную позицию между двумя крайностями или более явными идеологическими линиями). Понятие центризма вошло в политическую практику с 19 в., когда Германская римско-католическая партия официально провозгласила себя центристской партией и поэтому часто идентифицируется с христианско-демократическими партиями. Тем не менее в ряде стран к центризму себя относят и другие партии, напр. аграрные партии в Скандинавии, некоторые демократические партии в Южной Европе, определение "центристский" нередко применяют ко всем партиям правого толка, занимающим не радикальные, а более или менее умеренные позиции по актуальным политическим вопросам.

Теоретическое обоснование центризм получил в работах таких видных политических теоретиков, как М. Дюверже и Д. Сартори. Так, Дюверже считал, что партии центра в Четвертой французской республике способствовали нестабильности и частой сменяемости кабинетов. По Сартори, в системе поляризованного плюрализма политические партии обнаруживают сильные центробежные тенденции, крайности усиливаются, а центр неизбежно размывается. В силу размытости термина его применимость носит ограниченный характер.

Т. А. Алексеева

ЦЕРКОВЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЕШКОВСКИЙ

ЦЕШКОВСКИЙ (Cieszkowski), Август (12 сентября 1814, дер. Сухая, Полесье - 12 марта 1894, Познань) - польский философ и общественный деятель. Получил философское образование в Берлине (1833), в докторской диссертации "Пролегоменакисториософии" (издана в 1838) переосмысливает гегелевское четырехчастное деление истории, выдвигая иное деление, согласно которому эпоха непосредственной объективности искусства и абстрактного права (прошлое) сменяется эпохой субъективности - рефлексии, морали, науки (настоящее), а на смену последней приходит эпоха действия, дела (die Tat, будущее). Идея примата исторического действия Цешковского, который ввел в оборот термин "историософия", оказала заметное влияние на многих левых гегельянцев. Вернувшись в Польшу, он публикует ряд работ по вопросам экономики, педагогики, истории и продолжает трудиться над главным историософским трудом "Отче наш" (1-й том вышел в 1848 в Париже и был переиздан в Польше в 1870, следующие тома вышли посмертно), в котором левое гегельянство сочетается с христианским мильенаризмом.

Соч.: Prolegomena zur Historiosophie. В., 1838; Gott und Palingenesie. B., 1842; Ojcze nasz, 1.1-3. Poznan, 1922-1923.

A. M. Руткевич

Ц ЗА ЦЗЯ (школа эклектиков)-древнекитайское философское течение 5-3 вв. до н. э., стремившееся к синтезу различных философских школ. В "И вэнь чжи" ("Трактат о литературе и искусствах") - библиографическом разделе "Хань шу" ("История династии Хань", 1 в.) - цза цзя названа в числе "девяти течений" древнекитайской мысли. По определению комментатора "Хань шу" Янь Шигу (6-7 вв.), цза цзя "ставила вровень конфуцианство и учение мо цзя, соединяла имена и законы" (т. е. учения мин цзя и легизма), "не было в учениях ста школ такого, чего не пронизала бы она соединением". Произведениями "эклектиков" считаются энциклопедические сочинения 3-2 вв. до н. э. "Люй-ши чунь и/о" и "Хуайнань-изы".

А. Г. Юркевич

ЦЗА ЦЗЯ

ЦЗА ЦЗЯ (школа эклектиков) - древнекитайское философское течение 5-3 вв. до н.э., стремившееся к синтезу различных философских школ. В «И вэнь чжи» («Трактат о литературе и искусствах») - библиографическом разделе «Хань шу» («История династии Хань», 1 в.) - цза цзя названа в числе «девяти течений» древнекитайской мысли. По определению комментатора «Хань шу» Янь Шигу (6-7 вв.), цза цзя «ставила вровень конфуцианство и учение мо цзя, соединяла имена и законы» (т.е. учения мин цзя и легизма), «не было в учениях ста школ такого, чего не пронизала бы она соединением». Произведениями «эклектиков» считаются энциклопедические сочинения 3-2 вв. до н.э. «Люй-ши чунь цю» и «Хуайнань-цзы».

А.Г.Юркевич

ЦЗИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЗИН

ЦЗИН (кит. - семя, а также дух, духовные силы, эссенция, утончение, тончайшее, семенное) - одна из самых специфических категорий китайской философии. Исходное значение цзин - "отборный, очищенный рис" ("Лунь юй") - обрело два семантических полюса: "семя" (физическая эссенция) и "дух" (психическая эссенция). Т. о., цзин выражает идею непосредственного тождества сексуальной и психической энергий.

В "Дао дэ цзине" цзин фигурирует как некая "эссенциальность" Вселенной, условие жизни. В "Гуань-цзы" цзин - это "утонченность пневмы", порождающее начало всех вещей, обеспечивающее и жизнь, и духовную активность: "Если [семя] распространяется между Небом и Землей, это будут нави и духи. Если же [оно] сокрыто в груди, то это будет совершенномудрый человек". Там же "соединение осемененных пневм мужчин и женщин" рассматривается как условие рождения человека.

В "Си цы чжуани" (4 в. до н. э.) цзин - это рафинированная "пневма", которая может быть мужской и женской: "Мужское и женское [начала] связывают семя, и тьма вещей, видоизменяясь, рождается"; "осемененная пневма (цзин ци) образует вещи". В некоторых пассажах цзин означает дух, душу, разум: "Так благородный муж знает, какая вещь произойдет. Разве может кто-либо, не обладающий высшей разумностью (цзин) в Поднебесной, быть причастен к этому?"; "Разумное долженствование (цзин и) проникает в дух". В "Люй-ши чунь цю" "концентрация" "осемененной пневмы" объявляется источником существования форм живой и неживой природы, обусловливающим и развитие их лучших качеств: напр., рост растений, способность животных двигаться, игру самоцветов; она является также носителем красоты (и потому определяет существование блага) и носителем разумности (и потому обусловливает "просветленность [разума]").

Согласно "Хуайнань-цзы", цзин в космологической и антропологической иерархии занимает срединное положение между "духом" и "пневмой", в космосе оно формирует солнце, луну, звезды, небесные ориентиры, гром, молнию, ветер и дождь, а в человеке - "пять внутренних органов", которые находятся в координации с внешними органами чувств. В одном из пассажей "Хуайнань-цзы" "осемененная (утонченная) пневма" объявляется присущей только человеку, тогда как животные состоят из "мутной пневмы".

А. И. Кобзев

ЦЗИН ВЭЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЗИН СЮЭ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЗИНТУ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЗУНХЭН ЦЗЯ

ЦЗУНХЭН ЦЗЯ ("школа союзов по вертикали и горизонтали", "школа продольно-вертикальных и поперечно-горизонтальных политических связей", "школа дипломатов") - название древнекитайской философской школы, объединявшей теоретиков и практиков дипломатии - советников удельных правителей. В трактате мыслителя и библиографа Лю Синя (1 в. до н. э. - нач. 1 в. н. э.) "Ци люэ" ("Семь сводов") цзунхэн цзя фигурирует как самостоятельное течение в числе ведущих "девяти направлений, десяти школ" китайской мысли периода Чжаньго ("Сражающихся царств", 5-3 вв. до н. э.). Основанием для выделения этой "школы" были не столько идейные факторы, сколько общность проблематики, которой посвящались беллетризованные теоретические сочинения. Главными представителями цзунхэн цзя считаются Су Цинь и его оппонент Чжан И (4 в. до н. э.). Су Цинь пытался создать "союз по вертикали" - объединение шести царств с Юга на Север для противостояния царству Цинь. Чжан И противостоял его усилиям, стремясь посредством объединения в "союзы по горизонтали" с Запада на Восток заставить шесть царств поочередно служить интересам Цинь. Идея противостояния "горизонтальных" и "вертикальных" союзов отражает представления о дуальной структурной упорядоченности мироздания и взаимодействии противоположных начал. В эпоху Тан (618-906) основным сочинением цзунхэн цзя был признан приписываемый Су Циню трактат "Гунгуцзы" ("Мудрец из Ущелья навей"), сочетающий идеи даосизма тллегчзма: манипулирование людьми предполагает раскрытие и использование их интересов, для чего необходимо прежде познать себя, в глубинах собственного сердца прозрев закономерности дао. Деятельность и воззрения представителей цзунхэн цзя описаны в "Чжань го цэ" ("Планы сражающихся царств", 1 в. до н. э.). В "И вэнь чжи" ("Трактат о литературе и искусствах") - библиографическом разделе "Хань шу" ("История династии Хань", 1 в.) - упоминаются 12 сочинений цзунхэн цзя, ныне утраченных.

Лит.: Васильев К. В. Планы сражающихся царств (исследования и переводы). М.,1968.

А. Г. Юркевич

ЦЗЫ ЖАНЬ

ЦЗЫ ЖАНЬ (кит., буквально- естественность, а также спонтанность, естество, само собой, самость, исходить из самого себя) - понятие классической китайской философии, имевшее особенно важное значение в даосизме. В "Дао дэ иуине" значительное место уделено идее несотворенности сущего. Там же цзы жань выступает атрибутом дао - оно "следует самому себе", или "исходит из самого себя" (25,51). В "Чжуан-цзы" понятие цзы жань подчеркивает отсутствие произвольности и целеполагания в воспроизводстве сущего как процессе "порождения, не [преследующего каких-либо] интересов" (V). Легист Хань Фэй (3 в. до н. э.) использовал словосочетание цзы жань в даосском толковании для обозначения причины появления ли - "принципов" как неких правил структурирования вещного мира (гл. 6). В "Хуайнань-цзы" цзы жань выражает даосский идеал управления и социального поведения: "дела Поднебесной" не подлежат произвольному упорядочению и могут быть улажены лишь при условии "следования их естественности".

Из конфуцианских мыслителей рубежа новой эры наибольшее внимание понятию цзы жань уделил Ван Чун, поставивший это слово в название одной из глав трактата "Лунь хэн" ("Взвешивание рассуждений"). Он преемствовал даосскую трактовку цзы жань как закона возникновения и развития мира, толкуя "недеяние" {у вэй) как синоним "естественности". В то же время он подверг критике даосов за абсолютизацию этих принципов применительно к человеческому бытию и отказ от их проверки опытом. По Ван Чуну, в человеческой практике "естественности должны помогать [целенаправленные] действия".

Категория цзы жань играла существенную роль в рамках философского направления сюань сюэ ("учение о сокровенном"). Вен Би противопоставлял искусственность конфуцианской категории жэнь - "гуманность" "естественности Неба и Земли", т. е. главных природных начал, которые "не действуют и не творят", давая возможность "десяти тысячам вещей самостоятельно регулировать друг друга". В учениях отдельных мыслителей сюань сюэ, напр. Хэ Яня (190-249), цзы жань выступало не атрибутом, а непосредственным тождеством дао.

Эта идея вошла в систему взглядов Чэн И- одного из основоположников неоконфуцианства. У ведущего представителя неоконфуцианского "учения о сердце" (синь сюэ) Ван Янмина цзы жань стало выражением саморефлективности "благосмыслия" (лян чжи) - врожденного "знания блага" и одновременно высшего принципа бытия человека и мира.

В современном китайском языке слово "цзыжань" имеет значения "природа", "естественный", "натуральный" и широко применяется для образования научных терминов и терминологических словосочетаний, напр. цзыжань кэсюэ (естественные науки, естествознание), цзыжань чжэсюэ (натурфилософия), цзыжаньчжуи (натурализм), цзыжань цзинцзи (натуральное хозяйство) и т, п. Лит. см. к статье Даосизм.

А. Г. Юркевич

ЦЗЮНЬ ЦЗЫ

ЦЗЮНЬ ЦЗЫ (кит. - благородный муж, совершенный муж; исходное значение - "дитя правителя") - понятие китайской философии, норматив конфуцианской личности, впервые представленный в *Лунь юе", носитель совокупности конфуцианских добродетелей. Синонимы - "великий человек" (да жэнь), "гуманный человек" (жэнь жэнь, см. Жэнь). Противопоставляется "ничтожному человеку", "маленькому человеку" (сяо жэнь), воплощению эгоистического прагматизма, не способному выйти за рамки своей практической специализации ("орудийности" - ци), преодолеть духовно-нравственную ограниченность. У Конфуция понятие "цзюнь цзы" соотносится с личностью правителя или представителя социальных верхов ("благородный муж"), впоследствии оно приобретает более общий характер ("совершенный муж"). В иерархии человеческих существ цзюнь цзы стоит ниже "совершенномудрого" ("он), но своей "благодатью/добродетелью" (дэ) он способен воздействовать на "маленьких людей" так же, как ветер - на траву. Его важнейшее качество - "неорудийность" (бу ци), т. е., с одной стороны, духовно-нрав

ственная и поведенческая автономия, с другой - приверженность дао, а не предметным реалиям (ци). Наделенный "знанием предопределения (мин)", цзюнь цзы стоически держится своего пути, предполагающего активную деятельность при торжестве дао в Поднебесной и "сокрытость", удаление от дел - при отсутствии дао.

Лит.: Конфуцианство в Китае. М., 1982; Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983; Личность в традиционном Китае. М., 1992.

А. И. Кобзев

ЦИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТИПЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦИКЛИЧНОСТИ ТЕОРИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦИМЦУМ

ЦИМЦУМ (сокращение, сжатие) - начальный акт творения (эманации), образование внутри Бога пустого пространства, в котором затем возникают миры. Концепция цимцум формируется в каббале с 13 в. (на основании талмудических источников), достигая полного развития в учении И. Лурш. В изложении его ученика Х.Витала полнота божественного бытия (см. Эин Соф) до цимцум представляется в виде света, заполнявшего бесконечное пространство и не оставлявшего "места", т. е. возможности для какого-либо обособленного бытия. Такая возможность возникает лишь в результате цимцум - сжатия Эйн Софа, который отступает от некой центральной точки, образуя Пустоту. Свет, оставшийся вокруг Пустоты ("свет, объемлющий все миры"), проникает в нее в виде Луча (см. Адам Кадмон), дающего начало всем последующим этапам эманации ("свет, наполняющий все миры"). (В некоторых вариантах доктрины в Пустоте остается Отпечаток удалившегося света, и Луч лишь актуализирует потенции, содержащиеся в Отпечатке.) Концепция цимцум совмещает творение ex nihilo и эманацию, божественную трансцендентность и имманентность ("объемлющий все миры" и "наполняющий все миры") и служит архетипом для последующих теософских драм (разбитие сосудов, изгнание Шохины и т.д.). BIPIS вв. развернулся спор между буквальным и аллегорическим пониманием цимцум, имело ли место действительное удаление Бога или только сокрытие, ограничение его проявлений. Буквалистов обвиняли в антропоморфизме, аллегористов - в пантеизме.

Лит.: Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике, т. 2. Иерусалим, 1993, с. 78-84,230-231.

М. А. Шнейдер

ЦИОЛКОВСКИЙ

ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович [5(17) сентября 1857, с. Ижевское Рязанской губ. - 19 сентября 1935, Калуга] - русский ученый, изобретатель, основоположник космонавтики, представитель русского космизма.

С 1869 по 1873 обучался в гимназии, затем из-за сильной потери слуха (после перенесенной скарлатины) занимался самообразованием. В 1879 экстерном сдал экзамены на звание учителя уездных училищ. С 1880 преподавал в Боровске, в 1892 переезжает в Калугу, где преподает в ряде училищ и трудовой школе (до 1921). В 1924 избран почетным профессором Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского. Научные интересы Циолковского охватывали множество проблем. Наибольшее значение помимо космонавтики имеют его исследования по аэродинамике, ракетодинамике, терии самолета и дирижабля, космической медицине, социологии и футурологии. Космическая философия Циолковского - мировоззренческая система, включающая подробно разработанную метафизику и этику, тогда как проблемам теории познания в ней уделялось сравнительно мало внимания. В космической философии синтезированы разнообразные системы западной (Платон, Демокрит, Лейбниц, Бюхнер и др.) и восточной, преимущественно эзотерической, мысли, что обусловило ее глубокую антиномичность. Разрабатывая идею "первопричины", или "причины" Вселенной, Циолковский приписывал ей свойства, обычно рассматриваемые как атрибуты Бога (теизм). Но божественность он приписывал и космосу (пантеизм). Богами (различных рангов) Циолковский считал могущественных представителей космического разума - "президентов" планет, галактик, метагалактик ("эфирных островов"). Его исходный принцип - атомистический панпсихизм. Основа мира - "атомы-духи" как элементы метафизической субстанции. Это простейшие "существа", обладающие "чувствительностью". Именно "атомы-духи" - подлинные граждане Вселенной, тогда как человек, подобно всякому животному, - "союз" таких атомов, живущих "в согласии" друг с другом. Важнейшую роль в космической философии играют также принципы монизма, бесконечности, эволюции, антропный принцип. "Смысл" Вселенной Циолковский видел в стремлении материи к самоорганизации, возникновении высокоразвитых форм космического разума, способных к преобразованиям космоса с целью решения глобальных проблем. Для освоения космоса необходимо вмешательство в эволюцию вида homo sapiens, совершенствование биологической природы человека путем естественного и искусственного отбора.

Соч.: Собр. соч., т. 1-4. M., 1951-64; Избр. труды. M., 1962; Промышленное освоение космоса. М., 1989; Очерки о Вселенной. М., 1992.

Лит.: Космодемьянский А. А. Константин Эдуардович Циолковский. М., 1976; Чижевский А. Л. На берегу Вселенной. Годы дружбы с Циолковским (воспоминания). М., 1995; Казютинский В. В. Космическая философия К. Э. Циолковского.- В кн.: Философия русского космизма. М., 1996, с. 108-32. Архив: РАН, ф. 555.

В. В. Казютинский

ЦИЦЕРОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница