Приглашаем посетить сайт

Набоков (nabokov-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
МИН ЦЗЯ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МИН ЦЗЯ

МИН ЦЗЯ (школа имен)-одна из ведущих китайских философских школ 5-3 вв. до н. э. Проблематика мин цзя сосредоточена на формах, способах, закономерностях рассуждения и познания, на соотношении "имен" и "реалий" (мин - ши). Наряду со школой мо 1<зя и Сюнь-цзы мин цзя сформировала в китайской мысли зачатки логики как теоретической дисциплины. Взгляды мин цзя выражены гл. обр. в сочинениях 4-3 вв. до н. э.: "ГунсуньЛун-цзы" и "Дэн Си-цзы". Основные направления внутри мин цзя принято называть "школой соединения сходств и различий" (хэ тун и пай) и "школой отделения твердого от белого" (ли цзянь бай пай). Ведущий представитель первой из них, Хуэй Ши (4 в. до н. э.), различия между вещами и явлениями связывал с конкретикой времени, места и условий, имеющей относительный смысл. Это учение выражено в десяти тезисах. Первый из них гласит, что все множество вещей происходит из "малого единого" (сяо и), поэтому между ними в сущности нет различий; космос же представляет собой "Великое единое" (да и), вне которого нет вещей, Данное положение обусловливает центральный в учении Хуэй Ши пятый тезис: "Большое тождество (сходство) отлично от малого тождества, это называется малым сходством-различием; десять тысяч вещей полностью тождественны [и] полностью различны, это называется Великим тождеством-различием". Оборот "полностью тождественны [и] полностью различны" допускает перевод "прекращение (исчерпание) тождества и прекращение различий". Существуют разные толкования данного тезиса, напр.: 1) обыденное сознание воспринимает сходства и различия между отдельными вещами, однако с философской точки зрения вещи можно рассматривать в плане их сходств, и тогда все они будут сходны, либо в плане различий - и они оказываются различными; 2) сходства и различия выражают внешние отношения, существующие между вещами, а "Великое тождество-различие" (да тун и) представляет собой диалектическое единство самотождественности и несамотождественности всего сущего. Последнее толкование предполагает диалектическую интерпретацию остальных тезисов Хуэй Ши. Десятый из них, резюмируя содержание предыдущих, говорит о том, что тяготеющее к "полноте (исчерпанию) различий" есть тяготеющее к "полноте (исчерпанию) тождества": нельзя отделять себя от прочих вещей; хотя в природе существуют разграничения и разделения, универсум подобен единому человеческому телу.

Второе направление мин цзя ("школа отделения твердого от белого", 4-2 вв. до н. э.), главным представителем которого был Гунсунь Лун, подчеркивало устойчивость, конкретность и сущностный характер связи понятий-"имен" с "реалиями". Наиболее известные афоризмы - "белая лошадь не есть лошадь", "твердый и белый камень суть два камня". Современные исследователи по-разному интерпретируют парадоксы Гунсунь Луна, в т. ч. как выражение проблемы соотношения единичного и общего, содержания и объемов понятий, сравнения понятий по количественным параметрам денотатов и т. п.

Хотя одно из направлений мин цзя подчеркивало относительность и изменчивость, а другое - абсолютность и постоянство связи "имен" и "реалий", их объединяли проблематика и способ аргументации, основанный на анализе языка и соотнесении языковых выражений с неязыковыми сущностями. Логико-грамматические аспекты этой проблематики после 3 в. до н. э. не нашли продолжения в китайской мысли.

А. Г. Юркевич

В начало энциклопедии