Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Х" (часть 2, "ХОЙ"-"ХЮБ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х" (часть 2, "ХОЙ"-"ХЮБ")

ХОЙЕР

ХОЙЕР, Хёйер (Hoijer) Беньямин КаряХенрик (1 июня 1767, Даларна -13 июня 1812, Упсала) - шведский философ, представитель "трансцендентального идеализма". С 1809 - профессор Упсальского университета. Вначале находился под влиянием идей Французской революции, играл видную роль в литературном клубе в Упсале, объединившем радикально настроенную интеллигенцию. Испытал влияние Канта, затем Фихте, Шеллинга и Гегеля. В своем главном сочинении "Философская конструкция" (Den filosofiska Konstruktionen, 1799) подверг критике Канта за дуализм, считал в отличие от Канта, что конструирование понятий возможно не только в математике, но и в философии: Кант сам дал образец такого конструирования в понятии материи. Считал необходимым создание новой (т. е. неформальной) логики, которая могла бы оперировать противоречивыми понятиями. Соч.: Samlade skrifter, Del. 1-5. Stockh., 1825-27. Лит.: Мысливченко А. Г. Философская мысль в Швеции. М., 1972; Liljecrantz В. Hoijers identitetsßlosofi i dess tidigaste Stadium. Lund, 1913; RydingE. Den svenska filosofins historia. Stockh., 1959.

А. Г. Мысливченко

ХОКИНГ

ХОКИНГ (Hocking) Уильям Эрнст (10 августа 1873, Кливленд - 12 июня 1966) - американский философ-персоналист. Окончил Гарвардский университет (1902), где его руководителем был Дж. Ройс и у которого он воспринял идею индивида как центрального принципа философствования. В 1904 защитил диссертацию по метафизике. Член Американской академии искусств и наук, Американской ассоциации по развитию наук, Американской академии политических наук.

Хокинг занимался религией, наукой, этикой, политикой, образованием, но основополагающей для всех дисциплин он считал метафизику. Центральным понятием в его системе метафизики выступает "самость", которую он трактовал как творческое начало, включенное в сообщество других самостей. Наибольшую известность получила его книга "Смысл Бога в человеческом опыте" (Meaning of God in Human Experience. N.Y, 1912), посвященная эмпирическому доказательству бытия Бога и возможности его прямого познания ("естественный реализм"). Он использует как мистические (наличие в опыте верующего чувства коммуникации с Богом), так и рациональные аргументы (в гносеологическом отношении прямое познание Бога аналогично прямому познанию других сознаний), опираясь при этом на идеи эпистемологического монизма неореалистов (в частности, Р. Б. Перри). Познаваемость природы, согласно Хокингу, была бы невозможна без всеведения Бога и его благосклонности к научным исследованиям. В политической философии проводил мысль, что без социального признания религии общество атомизируется и воли отдельных лиц могут узурпировать воли других, что и происходит в атеистических тоталитарных обществах (Men and the State. New Haven, 1926). Критиковал коммунизм и в то же время защищал стратегию мирного сосуществования разных политических систем ("Сила людей и наций: послание к США vis-a-vis СССР" - Stength of Men and Nations: A Message t USA vis-a-vis USSR. N. Y, 1959).

Соч.: Types of Philosophy. N. Y, 1929; Lasting Elements of Individualism. N. Y, 1937; Living Religions and the World Faint. N. Y, 1940; What Man Can Make of Man. N. Y, 1942; Science and the Idea of God. N. Y, 1944; The Coming Ward Civilisation. N. Y, 1956; Meaning of Immortality in Human Experience. N. Y, 1957.

Лит.: KuklickB. The Rise of American Philosophy. Cambr. (Mass.), 1860-1930; The Murray Printing Co. Westford (Mass.), 1979, p. 481-495.

H. С. Юлина

ХОЛИЗМ

ХОЛИЗМ (от греч. δλος - целый, весь) - в широком смысле позиция в философии и науке по проблеме соотношения части и целого, исходящая из качественного своеобразия целого по отношению к его частям. В онтологии холизм опирается на принцип: целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма его частей. Соответственно его гносеологический принцип гласит: познание целого должно предшествовать познанию его частей. В более узком смысле под холизмом понимают "философию целостности", разработанную южноафриканским философом Я. Смэтсом, который в 1926 ввел и термин "холизм".

Как мировоззренческая позиция, опирающаяся на указанные выше принципы, холизм, как правило, разделялся мыслителями идеалистического направления. Платон в учении об идеях (воплощенных в конкретных преходящих вещах) и концепции государства (которому как целому должны быть подчинены интересы отдельных людей) стоял на позициях холизма. В Новое время холизм противостоял механицизму и редукционизму в философии и науке. Конкретным выражением холизма были: витализм, настаивавший на принципиальной несводимости процессов жизни к физико-химическим процессам; теория эмерджентной эволюции, подчеркивающая качественное своеобразие живых организмов по сравнению с неорганической материей; гештальтпсихология, признававшая доминирование целостного восприятия по отношению к входящим в него ощущениям. В области социальных учений холизм нашел выражение в разнообразных доктринах, обосновывающих примат общества, государства, этноса, класса по отношению к отдельным индивидам. В философии науки холизм проявился в т. н. "тезисе Дюгема - Куайна", в методологических ко1щепциях Т. Куна, П. Фейерабендаидр.

Т. о., холизм представляет собой широкую мировоззренческую позицию, по-разному проявляющуюся в cabibiA различных областях. Его исходные принципы дополняются рядом других положений. В частности, с точки зрения холизма совокупность предметов, образующих целостность, обретает некое новое качество, которое отсутствует в входящих в нее предметах. Связи между элементами такой совокупности имеют законоподобный характер и определяют место в ней каждой части. Наконец, целое придает своим частям новые свойства.

В настоящее время холизм получил новую, более глубокую разработку в общей теории систем. Лит.: Smiita J. С. Holism and Evolution. N. Y., 1926; Meyer-Abich A. Ideen und Ideale der biologisehen Emeunthis. Lpz., 1994.

А. Л. Никифоров

ХОЛТОН

ХОЛТОН (Holton) Джеральд (род. 23 мая 1922, Берлин) - американский историк и философ науки, основатель нового направления в исследовании истории науки - тематического анализа. Преподавал в Гарвардском университете. Согласно Холтону, неопозитивизм ограничивался анализом главным образом двух типов высказываний: эмпирических либо аналитических (логико-математических). Так, закон всемирного тяготения имеет эмпирическое измерение, соответствующее, напр., наблюдению притяжения в опыте Кавендиша, и одновременно обладает аналитическим измерением - правилами векторного расчета для сил, действующих в Евклидовом пространстве. Оба эти измерения Холтон считает случайными по причине значительной свободы в выборе понятий, гипотез и логико-математических средств для выражения того или иного закона. Этот выбор регулируется тем, что он назвал неслучайным измерением, состоящим из основополагающих предположений, понятий, терминов, методологических суждений и решений (тематики или тем), которые не вытекают непосредственно из наблюдений. Такие же отношения существуют между тематикой и аналитическими способами рассуждений. Темы определяют допустимый выбор соответствующих гипотез и логико-математических систем, ограничивая воображение ученого в одном направлении и давая ему полный простор в другом. Так, среди тем, которые были близки Эйнштейну, Холтон отмечает следующие: первичность формального объяснения перед материальным, единство физических законов и равная применимость их к совокупности чувственных данных, логическая экономность и необходимость, симметричность и простота, причинность, полнота, континуум. Этим объясняется тот факт, что Эйнштейн отказывался признавать даже хорошо подтвержденные теории, если они были основаны на предпосылках, противоположных его собственным. Несмотря на то, что темы оказывают мощное влияние на процесс научного творчества и во многом определяют направление работы ученого, все же, подчеркивает Холтон, они не являются главной реальностью в работе ученого. Конкретно ученый занимается не темами как таковыми, а вполне определенными научными проблемами. Он может и не сознавать своей приверженности определенной тематике, которая в отличие от других компонентов, относящихся к стандартной модели науки, остается невыявленной и не формулируемой в научном языке. Темы представляют собой тот культурный базис, который связывает воедино естественные и гуманитарные науки. Отсюда вытекает и стремление Холтона представить историю науки как одно из зеркал, в которых отражается культурная жизнь определенной эпохи. В частности, историко-научные исследования, касающиеся 20 в., могут пролить дополнительный свет на социально-экономические, политические, правовые и др. институты.

Соч.: Thematic origins of Scientific Thought. From Kepler to Einstein. Cambr. (Mass.), 1973; The Scientific Imagination: Case Studies. Cambr. (Mass.), 1978; Тематический анализ науки. M., 1981; Что такое "антинаука".- "ВФ", 1992, № 2.

В. С. Черняк

ХОМЯКОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХОРКХАЙМЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХОРНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХОУМ

ХОУМ (Home) Генри (Лорд Кеймс) (1696, Кеймс, Бервикшир, Шотландия - 27 декабря 1782, Эдинбург) - философ, юрист, агроном-новатор. Получил адвокатуру в 1724. В 1752 назначен судьей Шотландского верховного гражданского суда. С 1762 - лорд юстиции.

Основная работа - "Опыт о принципах нравственной и естественной религии" (1751) - вызвала негативную реакцию клерикалов, обвинивших Хоума в утверждении еретической доктрины об иллюзорности свободы. Подобно восприятиям вторичных качеств, наше чувство свободы, по Хоуму, обманчиво. Мы верим в нашу свободу, чтобы легче достичь счастья и добродетели. На самом деле конечная причина действует согласно абсолютной необходимости в направлении к предустановленной цели, что распространяется и на моральные отношения.

Наиболее известное произведение Хоума - "Основания критики" (1762, рус. пер. 1977), занимающее видное место в истории эстетики и литературной критики. Цель книги - улучшение вкуса. Будучи не всегда последовательным сторонником теории морального чувства Хатчесона, Хоум (в отличие от своего дальнего родственника Д. Юма) выступил против нормативной эстетики классицизма, противопоставляя Расину Шекспира. Не приемля доктрины врожденных идей, он признавал врожденными формальные способности в человеческой природе, которые определяют влечения к пропорциональности, а также к правильности, порядку и пристойности.

Хоуму также принадлежат работы - "Введение в искусство мышления" (1761), "Очерки по истории человека" (т. 1-2) и "Фермер-Джентльмен" (1776). Творчество Хоума было известно во Франции и удостоилось критики Вольтера; в Германии, где перевод "Оснований критики" вышел уже в 1763, его оценки (напр., Канта, Гердера, Шиллера) были более благоприятными.

Соч.: Основания критики. М., 1977. Лит.: Guinnes V. Henry Home, Lord Kames. N. Y, 1970.

M. A. Абрамов

ХРИСИПП

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - см. Антропология христианская.

ХРИСТИАНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХРИСТОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХРОНОПОЛИТИКА

ХРОНОПОЛИТИКА - комплекс исследований, посвященных неоднородности исторического и политического времени. Таким образом понимаемое время проникнуто многообразными тенденциями, открывающими в каждый данный момент перед людьми одни политические возможности и минимизирующими другие. Этот комплекс исследований включает в себя: 1) моделирование однонаправленных стадиальных процессов в истории обществ, 2) анализ циклических или волнообразно изменяющихся тенденций в разных сферах жизни обществ.

Моделирование стадиальных процессов представлено в концепциях невозобновимого жизненного цикла (О. Шненглер, Н. Я. Данилевский, А. Тойиби, Л. Н. Гумилев) и в концепциях, рассматривающих в качестве всемирно значимых стадий общественно-экономические формации (Jf. Маркс), технологические уклады (О. Тофлер), стадии экономического роста (У.Ростоу).

Изучение циклических или волнообразных тенденций привело к различению этих изменений по направленности, по продолжительности, сфере и субстрату их действия. Известны такие исследовательские направления, как анализ экономической конъюнктуры, где выявляются длительные тренды и краткосрочные колебания, напр. 55-60-летние двухволновые циклы Н. Д. Кондратьева; 11-летние циклы солнечной активности А Л. Чижевского; милитаристские волны, отслеживаемые на материале истории стран Запада (Кв. Райт, А. Тойнби, Дж. Голдстайн); волнообразные политические изменения, имманентные истории отдельных обществ, напр. американского (А. Шлезингер-мл.).

Лит.: Ильин М. В. Очерки хронополитической типологии, ч. 1-3. M., 1995; Пантин В. И. Циклы и ритмы истории. Рязань, 1996; Савельева11. М., Полетаев А. В. История и время: в поисках утраченного. М., 1997.

В. Л. Цымбурский

ХРОНОТОП

ХРОНОТОП ("времяпространство"). В узком смысле - эстетическая категория, отражающая амбивалентную связь временных и пространственных отношений, художественно освоенных и выраженных с помощью соответствующих изобразительных средств в литературе и других видах искусства. В широком смысле - типологические или личностные формы смыслового объединения пространственных и временных координат, которые в качестве своего рода "интенциональных рамок сознания" являются предпосылкой вхождения субъекта в сферу культурного смысла вообще. В этом значении было введено и обосновано М. М. Бахтиным, считавшим, что всякое вступление в область смыслов совершается только через ворота хронотопа (Формы времени и хронотопа в романе. - Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975). Разрабатывая свои философские взгляды на опытном поле эстетики, Бахтин определяет хронотоп как втягивание пространства через сюжетное развитие в процесс движения, вследствие чего пространство обволакивает собой ось времени, а само время сгущается и уплотняется. В результате периодических слияний и разрывов времени и пространства в каждом произведении образуется своя система частных хронотопов, являющихся организационными центрами, завязывающими и развязывающими сюжетные узлы. В каждом произведении есть и доминантный типологический хронотоп, связанный с принадлежностью данного произведения к той или иной художественно-эстетической традиции. Наряду с "встроенным" в тексг хроиотопом существуют внеположные ему авторский и читательский хронотоп. Хронотопически организованы все без исключения сферы культурного смысла, в т. ч. язык (и как средство внешнего общения, и как форма протекания смысла во внутренней духовно-мыслительной деятельности), и само мышление, даже абстрактное; как бы ни были в мышлении ослаблены хронотопические координаты, именно движение смысла "по", "между" и "сквозь" имманентные и внеположные хронотопы является условием его развития.

Различия в хронотопах восходят к "неслиянным" ("внеположным") личностям. Ни одна идея не может в разных хронотопах быть равной самой себе, идея вне конкретного хронотопа (или конкретной личности) не существует. Хронотопы не могут быть упорядочены в какую-либо единую, абстрактно рационализированную систему монологического типа. В конечном счете теория хронотопа выходит на центральную бахгинскую тему диалогизма.

Л. А. Гоготишвши

ХУ ШИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХУА

ХУА (кит., буквально - превращение, а также трансформация, изменение, преобразование) - понятие китайской философии, подразумевающее трансформацию с возникновением новой сущности. Применяется в антропологическом и натурфилософском смыслах. В "Шу ((зиме" сочетание да хуа подразумевает воспитание правильного отношения к государю в результате научения ("Да гао" - "Великие указы"). В "Сюньцзы" "преобразование [индивидуальной] природы" рассматривается как путь к превращению "человека с улицы" в "совершенномудрого" (шэн). В то же время "великое превращение" - атрибут космических начал иль ян, соотносящийся со сменой времен года и природных явлений вроде ветра и дождя. В "Туань чжуани" (ок. 4 в. до н. э., см. "Чжоу в") понягие "хуа шэн" ("превращение и рождение" или "рождение в результате трансформации") определяется как "взаимовосприятие Неба и Земли", т. е. реакция противоположных начал друг на друга, ведущая к появлению "десяти тысяч вещей". Ван Σα ввел в широкий оборот трактовку хуа шэн как непрерывного взаимодействия субстантивированных в *(и-пневме сил инь ян. Один из основоположников неоконфуцианства, Чжан Цзай, интерпретировал хуа и возникновение новых сущностей как нескончаемый, "едва различимый", "тонкий" процесс, внешне наблюдаемый в виде происходящих в определенные моменты частных "грубых" "изменений" (бянь), причем "изменения" и "превращения" имеют "духовную" (шэнь) природу - соответствующие процессы во вселенском "духе" обусловливают всякое движение. В китайском буддизме восходящий к "Шу цзину" термин "да хуа" ("великое превращение") означает изменение личности под воздействием буддийского учения.

А. Г. Юркевич

"ХУАЙНАНЬ-ЦЗЫ"

"ХУАЙНАНЬ-ЦЗЫ" - один из важнейших памятников даосской философской мысли, авторство которого приписывается Лю Аню (ок. 180-122 до н. э.), правителю земель "к югу от реки Хуай" (отсюда его прозвище Мудрец из Хуайнани и название текста). Лю Ань был внуком Лю Бана, основателя династии Хань, находился, как и его отец, в оппозиции двору и был принужден покончить с собой, когда его планы по низвержению власти стали известны императору В действительности "Хуайнань-цзы" представляет собой продукт коллективного творчества приглашенных Лю Анем ученых даосов и был составлен, как полагают, между 160 и 139 до н. э. В какой-то степени образцом для этого проекта мог послужить также составленный учеными, собранными при дворе циньского первого министра Люй Бувэя (ум. в 235 до н. э.), аналогичный энциклопедический труд, известный как "Люйшч чунь цю". Однако и сам Лю Ань принимал деятельное участие в создании текста: ему принадлежат две вступительные и заключительная главы. Памятник в его современном виде состоит из 21 главы, каждая из которых представляет собой самостоятельный трактат. В "Хуайнань-цзы" содержится ценнейший материал по даосской космогонии и космологии, а также по истории Южного Китая. Основной комментарий к тексту, авторами которого считаются виднейшие ученые Сюй Шэнь (1-2 вв.) и Гао Ю (2-3 вв.), традиционно датируется 2 в.; окончательная редакция текста (212) принадлежит, по-видимому, Гао Ю. Первое печатное издание осуществлено в 9 в.; в 18 в. памятник был переиздан Чжан Куйцзи, дополнившим комментарий Сюй Шэня и Гао Ю.

Г. А. Ткаченко

ХУАЯНЬ ШКОЛА

ХУАЯНЬ ШКОЛА (Хуаянь цзун) - одно из трех наряду с Тяныпай школой и Чань школой важнейших течений в китайском буддизме. Хуаянь школа основана ученым монахом Фацзаном в эпоху Тан и получила свое название по опорному для учения тексту - "Хуа янь цзин" - китайскому переводу "Аватамсака-сутры". Другие названия школы, восходящие к прозвищу и имени основателя, - Сяныпоу цзун и Фацзе цзун. Традиция считает тремя первыми учителями школы Душуня (557-640), Чжияня (602-668) и Фацзана, их последователями - Чэнгуаня (738-839) и Цзунми (780-841). Сторонники Хуаянь школы считали себя представителями классической махаяны, претендующими на ведущую роль как в теории, так и в обряде, и не отказывались от участия в государственных делах. Учителя школы стремились примирить основные положения махаянского буддизма с классическими конфуцианскими ценностями и даосским умозрением, что отразилось, в частности, в таких произведениях пятого патриарха, Цзунми, как "Чань юань чжу цюань лунь" ("Собрание истолкований истоков созерцания") и "Юань жэнь лунь" ("Об изначальной природе человека"). Основные теоретические положения школы о "полном слиянии принципов и явлений" (ли-ши юань жун) и о "единении многообразного" (и до сян), как полагают, оказали серьезное влияние на формирование учения сунских и минских "неоконфуцианцев" о ли-принципе (ли сюэ). Влияние Хуаянь школы чувствовалось и в более поздние эпохи - так, Юэся (1858-1917) основал в Шанхае и других местах ряд университетов под эгидой Хуаянь школы.

Г. А. Ткаченко

ХУНЬ ПО

ХУНЬ ПО (кит., души горние и дольние) - два типа душ, признававшиеся философско-религиозньми учениями Китая. В традиционной даосской антропологии различались не только сферы влияния душ ("хунь" ответственны за эмоции и ментальные процессы, в т. ч. сон и транс, во время которых они могли временно покидать тело и действовать автономно; "по" ответственны за физиологические процессы и двигательные функции тела), но и их посмертная судьба: души "хунь", как более субтильные, могли восходить на небо, трансформируясь вдухов-шэнь, тогда как души "по" возвращались в субстанциально близкую им землю, к т. н. "желтым источникам" (хуан цюань), месту, напоминающему аид европейской античной традиции. Однако, поскольку концепции посмертного существования в китайских религиях ("имперской-натурфилософской", "народной", в буддизме и даосизме и т. д.) отличались известным разнообразием, характеристики душ хунь по и их посмертной судьбы в письменных источниках довольно расплывчаты. Так, неясно, обладают ли хунь по субстанциальным единством, каково их число (чаще всего в источниках говорится о трех "хунь" и семи "по", но цифры могут быть и другими) и насколько они подконтрольны их обладателю при жизни. Эти неясности приводили носителей традиционного умозрения к выводу о необходимости предельно корректного обращения с хунь по, особенно в момент смерти тела, поскольку ошибки в погребальном ритуале могли вести к последующему нежелательному воздействию душ покойного на живых людей, особенно близких родственников. В основном пагубное поведение душ вызывалось отсутствием надлежащих жертв на могиле усопшего, вследствие чего они могли попытаться вернуться на землю, вселившись в чье-либо тело и превратившись, т о., в "демона-мстителя" (гуй, "голодный дух"; в буддизме - прета). На землю мог вернуться и дух убитого, чтобы отомстить убийце или напомнить собственной семье о том, что она не сумела добиться справедливого возмездия преступнику.

Наиболее ярким свидетельством веры в загробное существование в древности можно считать массовые захоронения рабов вместе с усопшими властителями, которым они должны были служить и после смерти. В более поздние времена этот обычай трансформировался в практику снабжения души "по" всем необходимым в загробном мире, включая еду, одежду, музыкальные инструменты, украшения, терракотовые модели домов, статуи воинов, музыкантов и танцовщиц (в наши дни с этой же целью принято сжигать на могилах в дни поминовения усопших бумажные деньги, изображения автомашин и бытовой техники и т. д.). Наряду с этими традициями народная вера и даосская алхимическая теория допускали обретение телесного бессмертия на земле (см. Синь сюэ). Представление о каком-либо загробном воздаянии и детализированные описания рая и ада пришли в Китай с буддизмом и в основном следовали индийским образцам.

Г. А. Ткаченко

ХУНЬДУНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХЭ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХЭ ТУ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХЭ ТУ И ЛО ШУ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХЭБЕРЛИН

ХЭБЕРЛИН (Haberlin) Пауль (17 февраля 1878, Кесвил- 29 сентября 1960, Базель) - швейцарский философ и психолог, один из основателей психоаналитической антропологии как составной части характерологии. С 1914 - профессор Бернского университета, с 1922 - Базельского университета. В работе "Наука и философия" (Wissenschaft und Philosophie, Bd. 1-2,1910-12) Хэберлин приходит к выводу, что философия ищет "необусловленную истину". Всякая философская точка зрения всегда вытекает из некоего выбора "смысла нашего поведения" в качестве чего-то должного. Никакое научное познание, по Хэберлину, не имеет философского значения, равно как и философская точка зрения не является научным познанием. Философия не связана с предметным познанием. Поскольку субъекту ничего не дано ощущать, кроме самого себя, то единственной "постигающей наукой" является психология. В работе "Человек. Философская антропология" (Der Mensch. Eine philosophische Anthropologie. Basel, 1943) Хэберлин обосновывает философско-психологическое учение о характере человека, исходя из дуалистического противостояния духа и влечений. В психологии, педагогике и культурологии он развивает положение о преодолении влечений, подчеркивая способность человека к развитию.

Соч.: Der Charakter. Basel, 1925; Das Wesen der Philosophie. Basel, 1934; Leitfaden der Psychologie. Basel, 1937; Ethik im Grundriss. Basel, 1946; Vom Menschen und seiner Bestimmung. Basel, 1959; Das Böse. Basel, 1960; Zwischen Philosophie und Medizin. Basel, 1965. Лит.: Kamm P. Philosophie und Pädagogik Paul Haberlins. Basel, 1938; Im Dienste der Wahrheit. Paul Haberlin zum 80. Geburtstag-Bern, 1958.

А. Г. Мысливченко

ХЮБНЕР

ХЮБНЕР (Hübner) Курт (род. l сентября 1921, Прага) - немецкий философ и методолог науки. Кандидатскую ( 1951) и докторскую (1955) диссертации по философии защитил в Кильском университете. В 1961-71 - профессор Технического университета в Берлине; в 1971-88 - профессор, затем директор кафедры философии Кольского университета. В 1969-75 - президент Философского общества Германии; в 1978-88 - член комитета директоров Международной федерации философских обществ (Берн), действительный член Международной академии философских наук (Брюссель), сопрезидент Центра по изучению немецкой философии и социологии (Москва).

В работе "Критика научного разума" (Kritik der Wissenschaftlichen Vernunft, рус. пер. 1994) Хюбнер дал обоснование исторической философии науки. Он опирается на кантовскую идею ансамбля априорных условий всякого опыта и показывает, что такие ансамбли не обладают трансцендентальной необходимостью, но возникают и изменяются интерсубъективно-исторически. Историческая философия науки отказывается от абсолютных понятий истины или заблуждения, не приемля в то же время релятивизма. Различные типы опыта рассматриваются не как разные точки зрения на одну и ту же реальность, а как относящиеся к ее различным, взаимодополняющим друг друга аспектам. Из этой идеи Хюбнер исходит и в исследовании других форм культуры (мифа, политического сознания, искусства, религии). Действующие в мифических культурах исторически-априорные ансамбли существенно отличаются от присущих той культуре, в которой доминирует научное мышление. Этому различию соответствуют многообразные способы овладения миром, каждый из которых характеризуется особым опытом, целями и ценностями, что делает невозможной их оценку с точки зрения научной рациональности. Миф не тождествен мифологии и не сводится к заблуждению, подражанию или фантазии, мифическое мышление неуничтожимо присутствует в политике, искусстве и религии, что не могут объяснить теории демифологизации (Р. Бультман). Историческая философия науки перерастает, т. о-, свои дисциплинарные границы и становится общей культурно-исторической теорией познания.

Соч.: Beiträge zu Philosophie der Physik, 1963; Das Nationale, 1991;Die zweite Schöpfung. Das Wirkliche in Kunst und Musik, 1994.

К. Хюбнер (пер. И. Т. Касавина)

Предыдущая страница Следующая страница