Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ХРИСИПП

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХРИСИПП

ХРИСИПП (Χρύσιππος) из Сол (ок. 280/277, Солы, М. Азия - ок. 208/204 до н. э. Афины) - третий схоларх и крупнейший представитель Ранней Стой, ученик и преемник Клеанфа. По скудным сведениям, уже в молодые годы приехал в Афины, где слушал Клеанфа (с которым быстро разошелся по целому ряду вопросов), а впоследствии (вероятно, в 240 -е гг.) - академиков Аркесилая и Лакида; после смерти Клеанфа возглавил школу. Обладал поразительной широтой интересов и работоспособностью - писал "по 500 строк в день" (поэтому сочинения его изобиловали повторами, противоречиями и отличались плохим стилем - SVF II 1). Большая часть каталога сочинений Хрисиппа у Диогена Лаэртия (который должен был содержать свыше 705 названий) утрачена, сохранилось 161 название (логические и часть этических сочинений: "Логические положения", "Диалектические определения", "Этические положения" и др.). Среди сочинений, известных по другим источникам (в основном физических и этических), наиболее важны: "О сущности", "О природе", "О пустоте", "О движении", "О богах", "О промысле", "О душе", "О благе", "О справедливости", "О конечной цели", а также "О страстях", "Логические исследования" и др.

Хрисипп принял школу у Клеанфа в тот момент, когда она обрела влияние и вместе с ним критиков - преимущественно академических. На его долю выпала двуединая задача: критически переосмыслить школьное учение и придать ему законченную форму Природный дар систематика позволил Хрисиппу упорядочить практически все разделы стоицизма и создать нормативную догматику: основная масса доксографических материалов отражает то состояние раннестоической доктрины, в которое она была приведена Хрисиппом. Это в свою очередь позволяет рассматривать его учение как экстраполяционный канон, с которым следует соотносить учения прочих стоиков (в т. ч. средних и поздних). Практически Хрисипп стал вторым основателем Стой: по словам Карнеада, крупнейшего академического критика стоиков, "если бы не было Хрисиппа, не было бы и Портика" (Diog. L. IV 62; MI 183). Заметное у Зенона и Клеанфа влияние кинической и ионийской традиции сменилось у Хрисиппа предпочтением платонических и особенно перипатетических элементов.

Хрисипп предложил наряду с традиционной оригинальную схему построения догматики: логика-этика-физика, считая, видимо, целесообразным заканчивать научение богопознанием (SVF II 42 ел.). В гносеологии он отказался понимать "впечатление" "вещественно" и пассивно (как это делали Зенон и Клеанф), предпочитая определять его как "изменение души", свидетельствующее об известной активности познающего субъекта (56); попутно он упорядочил классификацию "эмпирических общих представлений" (έννοια, πρόληψις - 33). Формальная логика (часть "диалектики", трактующая об "обозначаемом") была практически полностью разработана Хрисиппом как наука о соотношении "мыслимых предметностей" (λεκτά), корреспондирующих определенным денонатам (фактам или ситуациям) (166 ел.), а также о формах и формальных условиях истинности высказываний и умозаключений. Созданная по образцу аристотелевской силлогистики логика Хрисиппа имела, однако, приципиально иную цель - установить зависимость (изоморфную причинно-следственным связям в физическом мире) между смыслами, не состоящими в родовидовых отношениях. "Чистые смыслы" делятся на неполные (субъект или предикат) и полные; подкласс полных "лектон" составляют простые высказывания ("определенные", "неопределенные" и "средние"), из которых (соответственно различным типам логических связок) образуются сложные (конъюнктивные, дизъюнктивные и импликативные - последние имеют особое значение), служащие в свою очередь терминами силлогизмов (это обстоятельство позволяет считать логику Хрисиппа первой "логикой пропозиций" в европейской традиции). Для анализа силлогизмов Хрисипп разработал процедуру сведения сложных силлогизмов к пяти "элементарным" (207 ел.) и поставил проблему эквивалентности сложных высказываний. Хотя внимание Хрисиппа к проблеме модальности было инспирировано мегарскими логиками, он сохранял оригинальную позицию: возможное выступает как "квазивозможное", а все высказывания в конечном счете могут быть представлены как необходимые (283 ел.). Основные новации Хрисиппа в области физики - учение о причинности и реформа психологии, имевшие этическое приложение. Функциональная классификация причин на основные и вспомогательные (с учетом "безличности" события или участия разумного субъекта), свидетельствующая о знакомстве с "Физикой" (II 194 b 16 ел.) Аристотеля, имела целью сохранить в цепи мировой причинности место для свободного произвола субъекта. Вероятно, с той же целью Хрисипп ввел терминологическое различие между "необходимостью" (ανάγκη) и "судьбой" (ειμαρμένη) (925 ел.). В психологии Хрисипп, в отличие от Зенона, считал импульсы (включая страсти) чистыми функциями разума и полностью отождествлял их с суждениями (III 377; 461), стремясь подчеркнуть, что решения зависят исключительно от субъекта. Предельный монизм этой теории затруднял объяснение природы противоразумных импульсов и стал объектом критики в Средней Стое. В области этики Хрисипп выступил как универсальный систематизатор и автор космодицеи, направленной на обоснование моральной автономии субъекта. Благо и зло должны выступать для субъекта только как объект нравственного целеполагания; они не являются свойством космической причинности, зависят только от решения субъекта и безусловно вменимы (SVF II 982 ел.). Однако Хрисиппу не удалось решить поставленную им же самим проблему: нравственная автономия была без колебаний принесена в жертву всекосмическоу монизму.

Фрагм.: SVF II-III; логические фрг.: Hülser K.-H. Die Fragmente zur Dialektik der Stoiker, Bd. I-IV. Stuttg., 1987-88. Лит.: BréhierÉ. Chrysippe et l'ancien stoïcisme, 2 éd. P., 1951; GouldJ. B. The Philosophy ofChrysippus. Leiden-N. Y., 1970; Crisippo. II catalog degli scritti e i frammenti dei papiri, a cura di M. Baldassari. Como, 1985; Couloubaritsis L. La psychologie chez Chrysippe.- Aspects de la Philosophie Hellénistique. Neuf Exposés suivis de Discussions. Entretiens préparés et présidés par H. Flashar et 0. Gigon. àndoeuvres-Gen., 1986, p. 99-146 (Entretiens sur l'Antiquité Classique, XXXII); Tieleman T. Galen and Chrysippus. Argument and Refutation in the De Placitis Books II-III. Utrecht, 1992; Bobven S. Chrysippus' modal logic and its relation to Philo and Diodorus.- Dialektiker und Stoiker. Zur Logik der Stoa und ihrer Vorläufer, hrsg. K. Dцring, T. Ebert. Stuttg., 1993, S. 63-84.

А, А. Столяров

В начало энциклопедии