Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "С" (часть 6, "СТА"-"СУД")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 6, "СТА"-"СУД")

СТАНКЕВИЧ

СТАНКЕВИЧ Николай Владимирович [27 сентября (9 октября) 1813, д. Удеревка Острожского у. Воронежской губ. - 25 июня (7 июля) 1840, Нови-Лигуре, Италия] - русский философ и литератор, создатель философско-литературного кружка. Родился в семье богатого помещика, получил домашнее образование; с 1823 учился в Острожском уездном училище, в 1825-29 в частном Благородном пансионе в Воронеже. В 1830-34 прошел полный курс обучения на отделении словесных наук Московского университета.

Зимой 1831/1832 университетская молодежь образовала философско-литературный кружок, известный впоследствии как "кружок Станкевича", в который первоначально вошли В. И. Красов, И. Оболенский, Я. М. Неверов и др., а позднее - В. Г. Белинский, К. С. Аксаков, В. П. Боткин, М. А. Бакунин, М. Н. Катков. Особое внимание уделялось изучению немецкой классической философии и литературы. Кружок просуществовал до отъезда Станкевича в 1837 за границу на лечение. Первоначальное философское увлечение Станкевича - философия Шеллинга, испытал также влияние Канта и Фихте. Благодаря изучению философии Гегеля пришел к признанию духовного начала мира. Утверждая идеал нравственно совершенной личности, выступил одним из родоначальников культурного типа "идеалистов сороковых годов". Значение Станкевича в истории русской философии определяется его ролью своеобразного "идейного раздражителя" для университетской молодежи, в рядах которой была целая плеяда будущих русских мыслителей.

Соч.: Переписка 1830-1840гг. М., 1914; Поэзия. Проза. Статьи. Письма. Воронеж, 1988.

Лит.: Н. В. Станкевич. Переписка его и биография, написанная П. В. Анненковым. М., 1857; Гершензон М. О. История молодой России. М.,1908.

С. И. Бажов

СТАРООБРЯДЧЕСТВО

СТАРООБРЯДЧЕСТВО - приверженность часта русского православного духовенства и мирян к старым церковным обрядам Русской Православной Церкви, существовавшим до реформы, предпринятой в сер. 17 в. патриархом Никоном. В старообрядчестве сложилось несколько различных церковных организаций (иногда называемых толками или согласиями), каждая из которых именует себя Православной (Древнеправославной) Церковью, а своих последователей - православными христианами. Богословствование начального старообрядчества содержало только защиту традиций и критику реформы. Его наиболее известным духовным вождем был протопоп Аввакум. Уже к кон. 17 в. из-за продолжающегося разделения с официальной церковной иерархией старообрядчество оказывается вынужденным разрешать ряд проблем религиозно-философского содержания. 18 в. стал периодом высокой интеллектуальной активности, когда были созданы такие произведения, как "Диаконовы ответы", "Поморские ответы", "Щит веры", широко развернулась полемика между поповцами и беспоповцами. Вплоть до нач. 20 в. литература старообрядчества создавалась на церковнославянском языке и печаталась нелегально или же переписывалась от руки. Незадолго до революции появляются сочинения на русском языке, принадлежавшие И. Кириллову, Ф. Мельникову, Л. Пичугину, В. Сенатову и др. Обсуждение духовных, мистических последствий реформированных внешних материальных форм богопочитания сопровождалось в старообрядчестве осмыслением религиозно-философской проблематики связи формы и содержания, сущности и явления, земного и сверхъестественного. Вырабатывались представления о гармоничном единстве всех вербальных и невербальных форм отношений между человеком и Богом, воплощаемых в церковном богопочитании; о неразрывном единстве духовной сущности и совокупности ее внешних явлений. Конфликт с высшей церковной иерархией потребовал выяснить пределы повиновения христианина авторитету духовных властей и способности человека самостоятельно судить, что есть истина, а что ей противоречит. Большое развитие получили принципы понимания и истолкования текстов, в частности, положение о связи смысла текста с контекстом и с историческими условиями его создания. Старообрядческому мыслителю 18 в. А. Денисову принадлежит первое в России палеографическое исследование. Особое внимание уделялось эсхатологическим проблемам. Подвергаясь гонениям от властей, старообрядчество не создало, однако, оппозиционной социально-политической доктрины и сочетало верность своей вере с гражданской лояльностью. Книжное наследие старообрядчества, созданное за трехвековой период, огромно по объему, но вплоть до настоящего времени его религиозно-философское содержание мало изучено и не оказало значительного воздействия на развитие русской философской мысли, хотя пример духовной стойкости вдохновлял многих выдающихся деятелей России.

Лит.: Громогласов И. М. О сущности и причинах русского раскола, т. н. старообрядства. Сергиев Посад, 1895; Зеньковскии С. А. Русское старообрядчество. Духовные движения 17 в. М., 1995; Старообрядчество. Лица, события, предметы и символы. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996; Шахов М. О. Философские аспекты староверия. М., 1997.

М. О. Шахов

СТАТИСТИЧЕСКИЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТАТУС

СТАТУС (от лат. status - положение, состояние, статус) - 1) понятие "статус" из юриспруденции было введено в логику Тертуллианом. Значение статуса со времен ранней патристики придается предикату, образующему единство со связкой. Согласно идее статуса, любое определение есть одно из свойств субъекта. В идее статуса осуществляется связь идеи универсальности с идеей субъектности, которой присуща интенциональная способность конструировать предмет. Статус всегда бытие-чем-то, что означает: всякое бытие в христианском мире присуще чему-то прямо и непосредственно. По Тертуллиану, "быть ничем" значит "не быть вообще", а "быть" значит быть не-ничем" (Тертуллиан. О воскресении плоти.- Соч. М., 1994, с. 197). Петр Абеляр идее статуса дает логическое обоснование. Поскольку субъект осуществляет причащение (communio) себе любой вещи и субстанции (см. Субстанция-субъект), то этот субъект первично - полностью и непосредственно - обладает всеми возможными формами бытия. В силу этого глагол "быть" употребляется двуосмыс

ленно - в экзистенциально-связующем, причащающем вещь Богу, значении. Фундаментальная форма предложения у Петра Абеляра - А есть = В (или, если "есть = В" обозначить как С, АС). Глагол "быть" выступает в креативно-порождающей функции. В "Теологии Высшего блага", анализируя высказывание "Бог есть Отец, или Сын", Петр делает такой вывод: "Мы не будем не правы, сказав, что Мудрость рождается Могуществом, т. е. что Мудрый происходит от Могучего", ибо порождение есть акт связи, ведущий от существования к существованию. Творение же есть акт, ведущий к существованию из небытия. В этом смысле в высказывании "человек есть" предикат "есть" употребляется на основании переноса, ибо полным бытием может обладать только Бог. В высказывании "восковое изваяние происходит из воска" надо иметь в виду, что "хотя сам воск и восковое изваяние тождественны по сущности", но не по статусу, который обусловлен разными свойствами вещи и различием идей творения и рождения (Абеляр Петр. Тео-логические трактаты. М., 1995, с. 221-223).

2) Понятие статуса в социологию было введено для того, чтобы разграничить социально-экономическое положение от оценки места человека и группы в обществе. Начиная с М. Вебера статус понимается как характеристика уважения и престижа, который приписывается членам определенной социальной группы (личностный статус), профессиям (профессиональный статус), социальным группам (статусные группы), предполагает определенные ожидания и социальное признание. В теории социальных ролей статус - это положение, занимаемое человеком в социальной группе и сопрягаемое с совокупностью прав и обязанностей (социальная роль), которая принимается им и "разыгрывается".

С. С. Неретина

СТЕПУН

СТЕПУН Федор Августович [6(18) февраля 1884, Москва - 23 февраля 1965, Мюнхен] - русский философ, историк, социолог, писатель. Родился в семье директора писчебумажных фабрик. После окончания частного реального училища в Москве поступил в Гейдельбергский университет, где в течение семи лет изучал философию, политэкономию, право, теорию и историю искусства. Защитил диссертацию по философии Владимира Соловьева. Участвовал в организации издания международного альманаха по философии культуры "Логос", возглавив, вернувшись в 1910 в Москву, его русскую редакцию вместе с С. И. Гессеном и Б. В. Яковенко. Много ездил по России, выступая с лекциями по философии, эстетике, теории литературы в качестве члена "Бюро провинциальных лекторов". Участвовал в Первой мировой войне в чине прапорщика. После Февральской революции - начальник политуправления военного министерства. После Октябрьской революции, будучи призван в Красную армию, участвовал в гражданской войне, ранен. В 1919-20 литературный и художественный руководитель "Показательного театра Революции" в Москве, снят с работы по идеологическим соображениям. Выслан из России в 1922. С 1926 по 1937 работал на кафедре социологии Дрезденского университета, уволен нацистами с запретом писать и выступать публично. С 1931 по 1937 участвовал в издании журнала "Новый град", выходившего в Париже. С 1946 чшал в Мюнхенском университете курсы лекций по социологии русской революции и истории русского символизма. Его лекции проходили в переполненных аудиториях, собирая слушателей со всех факультетов. Творческое общение со Степуном иногда вынуждало его немецких коллег задаваться вопросом о масштабе русской предреволюционной культуры, если "не самый знаменитый ее деятель" казался им "титаном". Истина, по Сгепуну, есть не "предмет" познания, а "атмосфера", которой дышит мыслитель и которую он должен излучать своей личностью. Христианство открыло для нас мир благодатного общения, способность видеть другого в атмосфере и лучах истины. Философ "мыслит глазами". Он, как и поэт, - "сгуститель", помогающий людям видеть чувственный облик истины. Глубочайшая суть большевизма, по Сгепуну, есть "попытка погашения образа Христа в душе народа", лишение людей способности видеть Истину непосредственно и отличать ее от лжи. Но тем же путем вдет и "пустогрудый" либерализм, отрывающий свободу от Истины и пытающийся осуществлять "христианскую программу" языческими руками. Только христианская личность способна препятствовать разрастанию неизбежного в политике зла. Радикальный персонализм пронизывает и философию, и социологию, и художественное творчество Степуна.

Соч.: Из писем прапорщика-артиллериста. М., 1918; Жизнь и творчество. Берлин, 1923; Основные проблемы театра. Берлин, 1923; Николай Переслегин. Философский роман в письмах. Париж, 1929; Бывшее и несбывшееся, т. 1-2. Нью-Йорк, 1956 (СПб., 1994); Встречи. Мюнхен, 1962; дополненное изд. М., 1998. Лит.: Чижевский Д. И. Речь о Степуне.- "Новый журнал" (НьюЙорк), 1964, N8 75; ШтаммлерА. Φ. А. Степун.- Там же, 1966, № 82; Он же. Ф. А. Степун.- В сб.: Русская религиозно-философская мысль 20 в. Питсбург, 1975.

A. S. Соболев

СТЕФАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТЕФАН ПЕРМСКИЙ

СТЕФАН ПЕРМСКИЙ (<нЫ340. Устюг Великий-26 апреля 1396, Москва) - русский церковный деятель, просветитель, миссионер. Канонизирован Русской Православной Церковью. С раннего детства проявил необыкновенные способности к обучению, рано освоил грамоту, знал язык коми. Принял монашеский постриг в монастыре св. Тригория Богослова (Ростов), где, изучив греческий язык, шпал постигать все богатство "эллинской премудрости". Стефан Пермский один из немногих на Руси хорошо звал византийскую духовную культуру В 1379 отправился в Пермскую землю проповедовать христианство среди местных жителей. Ему удалось обратить в православие большинство населения Пермского края. Составил азбуку коми-пермяков, воспользовавшись местным способом записи путем зарубок на дереве; перевел Священное Писание на язык коми. Выступил с обличениями ереси стригольников. Сохранилось Житие Стефана Пермского, написанное Епифанием Премудрым.

Соч.: Поучение епископа Стефана против стригольников.- В кн.: Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси 14 - нач. 16 в. М.-Л., 1955, с. 236-243. Лит.: Федотов Г. П. Святитель Стефан Пермский.- В кн.: Он же. Святые Древней Руси. М., 1990.

E. H. Бутузкина

СТЕФФЕНС

СТЕФФЕНС (Steffens) Хенрик (2 мая 1773, Ставангер, Норвегия - 13 февраля 1845, Берлин) - датский философ и естествоиспытатель. С 1797 - преподаватель в различных немецких университетах, с 1802 - в Копенгагенском университете. С 1804 - профессор натурфилософии в Галле, с 1811 - профессор физики в Бреславле, с 1832 - профессор в Берлинском университете. Провозвестник романтизма в Дании. Опираясь на натурфилософию Шеллинга, развивал идеи всеобщей связи явлений, эволюции природы от низших ступеней к высшим формам животного мира. Выдвинул принцип индивидуализации в историческом процессе, человек - продукт этого процесса. Эмпирические науки дают лишь поверхностное и субъективное знание о предметах, спекулятивный же метод философии дает возможность познавать вещи в их целостности и внутренней взаимосвязи. Труды Стеффенса положили начало разработке в Дании теории наук, прежде всего теоретической физики - в лице известного ученого X. К. Эрстеда (открывшего магнетическое действие электрического тока) и философии истории - в лице историка и педагога Н. Ф. Груидвига. Воспоминания Сгсффенса "Что я пережил" ("Was ich erlebte", Bd. 1-10,1840-45) - важный источник истории европейского романтизма.

Соч.: Grundzüge der philosophischen Naturwissenschaft. В., 1806; Schriften, alt und neu, Bd. 1-2. Breslau, 1822; Nachgelassene Schriften, mit einem Nbrworte von Schelling. B., 1846; в рус. пер.: О постепенном развитии природы. Одесса, 1834.

Лиг.: Фишер К. История новой философии, пер. с нем., т. 7. СПб., 1905, с. 49-57; Мысливченко А. Г. Философия и наука.- В кн.: История Дании. М., 1996, с. 386-389; Petersen R. H. Steffens. Kobenh., 1811; Möller J. H. Steffens. Oslo, 1948; BoysonE. H. Steffens. Forelaesninger f fragmenter. Oslo, 1967.

А. Г. Мысливченко

СТИЛЬПОН

СТИЛЬПОН (Στίλπων) из Мегары (ок. 360 - ок. 280 до н.э.) - греческий философ-метрик, "великий искусник в словопрениях" (δεινός άγαν ων εν τοις έριστικοίς); ученик Евклида, а также софиста Трасимаха (Diog. L. II 113); согласно Суде, написал "не менее 20 диалогов", Диоген упоминает о 9 (II 120), но в другом месте сообщает, чтоСтильпон ничего не писал (1116). Был известен формулировкой разнообразных софистических рассуждений, опровержением различения между возможным и действительным, отрицанием онтологического значения связки "есть" и общих определений.

По Стильпону, сказать "человек" - значит ничего не сказать, потому что здесь не говорится ни о каком конкретном человеке (Diog. L. II 119). Также нельзя сказать "овощ", ибо тот или иной овощ не существует столько же, сколько существует овощ как вид. Как и киник Антисфен, Стильпон утверждал, что нельзя приписать субъекту отличный от него предикат (человек добр), но можно лишь сказать "человек есть человек" (Plut. Adv. Colot. 22-23,119c-1120b). В этике Стильпон вместе с киниками, а позднее и стоиками, отстаивал идеал "бесстрастия" (απάθεια или άοχλησία, Sen. Epist. 9.1-3, Alex. Aphr. De anima 150.34-35).

За эвристическое упражнение, доказывающее, что скульптура Афины работы Фидия не может быть названа богом, Стильпон был изгнан из Афин за безбожие. Диоген Лаэртий сообщает также о том, как Стильпон, играя словами, доказал киренаику Феодору, прозванному Безбожником, что он-то и есть бог, ведь "чем называешься, тем и являешься" (Diog. L. II 100). Учениками Стильпона были Филон Диалектик и Менедем из Эритреи, возглавивший эритрейскую школу (см. Элчдо-эретрийская школа); его также слушал и основатель Стой Зенон из Китая (Diog. L. VII 24).

Фрагм. и свидетельства: Giannantoni G. (ed.), Socratic et Soeraticoi-iini Reliquiae, vol. 1. Napoli, 1990, p. 449-468.

M. A. Cwomea

СТИРЛИНГ

СТИРЛИНГ (Стерлинг) (Stirling) Джеймс Хатчесон (22 июня 1820, Глазго - 19 марта 1909, Эдинбург) - шотландский философ, один из ранних основателей направления абсолютного идеализма. Получил медицинское образование, но под влиянием идей Г. Карлейля перешел к философии. Стирлинг являлся редактором и переводчиком на английский язык ряда центральных произведений немецкого классического идеализма. В работе "Дарвинизм" (Darwinism. Edinburgh, 1894) с позиции неогегельянства критиковал эволюционную теорию. Учение Стирлинга противостояло наследию Просвещения, а также естественнонаучному материализму 19 в. В философии Гегеля Стирлинг заимствовал концепцию конкретно-всеобщих понятий и учение об абсолютной идее. Диалектику Стирлинг рассматривал как консервативное учение о примирении противоречий (в т. ч. противоречий между наукой и религией), критиковал политическую доктрину левых гегельянцев.

Соч.: The Secret of Hegel, Being the Hegelian System in Its Origin, Principle, Form and Matter, vol. 1-2. L., 1865; Philosophy and Theology.

Edinburgh, 1890; The Categories. Edinburgh, 1903.

Лит.: Богомолов А. С. Английская буржуазная философия XX в. М;, 1973, с. 54-57; Stirling А. Н. Stirling J. H.: His Life and \\brk. L.-Lpz., 1911; MuirheadJ.H. Platonic Tradition in Anglo-Saxon Philosophy.

N.Y.,1931.

A. Ф. Грязное

СТИХИИ

СТИХИИ - см. Элементы.

СТОБЕЙ

СТОБЕЙ Иоанн (Ιωάννης о Στοβαίος) (нач. 5 в. н. э.) - античный доксограф и педагог, составитель антологии "выдержек, изречений и наставлений" в 4 кн. (εκλογών αποφθεγμάτων υποθηκών), первоначально предназначенной для обучения его сына Септимия. Традиционно, на основании рукописной традиции, компендий Стобея делят на две части: "Эклоги" (кн. 1 - физика, кн. 2 - этика) и "Флорилегий" (книги 3-я и 4-я, гномика, популярная моралистика). Антология организована по тематическому принципу (всего физический раздел содержит 60 глав-тем, этический - 46), но внутри каждой темы материал располагается соответственно хронологии цитируемых философов и поэтов, причем сначала, как правило, излагаются те авторы, которые представлены оригинальными цитатами, а потом идут пересказанные мнения.

Среди источников Стобея "Мнения" Аэтия, "Эпитоме" Ария Дидима, Псевдо-Плутарх "О Гомере". Текст: loannis Stobaei Anthologii libri duo priores, гее. С. Wachsmuth, vol. 1-2. В., 1884 (repr. 1973); loannis Stobaei Anthologii libri du posteriores, rec. 0. Hense, vol. 1-3. В., 1894-1912 (repr. 1973). Лит.: Hense О. loannes Stobaios, RE 9.2, 1916, col. 2549-2586; MansfeldJ. Runia D. T. Aetiana: The Method and Intellectual Context of a Doxographer, vol. 1: Sources. Leiden-N. Y.-Koln, 1997, p. 196-271.

At. А. Солопова

СТОИЦИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ.

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТРАДАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"СТРАСТИ ДУШИ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТРАТОН

СТРАТОН (Στράτων) из Лампсака (ок. 340-270 до н. эАфины) - древнегреческий философ, глава перипатетической школы после Теофраста. До того, как возглавил Ликей, в течение 10 лет (с 300/299) находился в Александрии при дворе царя Птолемея I Сотера в качестве воспитателя наследника, Птолемея II Филадельфа. В античности за Стратоном закрепилось прозвище "физика"; каталог его произведений у Диогена Лаэртия насчитывает 47 книг, из которых более половины посвящены физике, остальные - логике, этике, физиологии и психологии.

Несмотря на то что по предмету своего исследования Стратон еще тесно примыкал к перипатетической традиции, это не мешало ему сильно расходиться во взглядах со своими предшественниками. В частности, он критиковал основные принципы аристотелевской теории движения. Согласно Стратону, все виды движения сводятся к родовому понятию "движения самого по себе", следовательно, ни одно из них не может быть первым по бытию или по времени, как утверждал Аристотель. Тем самым лишалось основания аристотелевское доказательство существования крутовращающегося небесного тела - эфира-и неподвижного первого двигателя. Причиной пространственного движения тел Стратон считал свойственную им от природы тяжесть, а качественные изменения объяснял противоборством двух телесных сил - тепла и холода. Стратон отрицал, что мир создан Богом, и сводил все происходящее к самопроизвольно действующей природе. Против аристотелевского определения времени как числа движения он выдвигал следующее возражение: как можно исчислить непрерывное? В учении о душе расходился как с Аристотелем, так и с Платоном. Мышление и ощущение, по его мнению, имеют много общего, поэтому нет основания делить душу на разумную и неразумную части. Известно, что Стратон опровергал аргументы Платона, доказывающие бессмертие души.

Учениками Стратона были известные ученые, такие, как астроном Аристарх и физик Эрасистрат. Предположительно школе Стратона принадлежит ряд естественнонаучных сочинений, вошедших в Corpus Aristotelicum ("О цветах", "Механические проблемы", "Акустика").

Фрагм.: WehrliF. (ed.). Die Schule des Aristoteles, Heft 5. Basel, 1950; Coltschatk H. B. Strato of Lampsacus: Some Texts. Leeds, 1965.

Лит.: Gatvmeier M. Die Naturphilosophie des Straton von Lampsakos. Meisenheim am Glan, 1970.

С. В. Месяц

СТРАХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТРАХОВ

СТРАХОВ Николай Николаевич [16(28) октября 1828, Белгород- 26 января (7 февраля) 1896, Петербург] - русский философа публицист, литературный критик. После окончания Костромской семинарии поступил на физико-математическое отделение Петербургского университета, затем перешел в 1лавный педагогический институт, в котором обучался до 1851. В течение десяти лет преподавал естественные науки в Одессе и Петербурге. В 1857 защитил магистерскую диссертацию "О костях запястья млекопитающихся". В нач. 1860-х гг. сотрудничал в журналах "Время", "Эпоха" и "Заря".

Идейными источниками философских взглядов Страхова послужили философия Гегеля и естественные науки. Появление его главного философского произведения "Мир как целое" (СПб., 1872) было практически не замечено современниками, В книге обстоятельно развиваются идеи органичности и иерархичности мира, отмечается, что его единство обусловлено одухотворением природы, а истинная сущность вещей состоит в различных степенях воплощающегося духа. В человеке Страхов усматривает "центральный узел мироздания". Обосновывал данными естествознания религиозный идеализм. Страхов различает три вида познавательной деятельности: чувственную (эмпирическую), рассудочную (рациональную) и разумную (идеальную). Материализм истинен лишь в границах чувственного познания единичных явлений. Ограниченность субъективного идеализма заключается в отрицании достоверности показаний чувств, что ведет к крайностям солипсизма. Снятие односторонностей материализма и идеализма происходит на рассудочной ступени познания путем постижения общего и существенного в вещах и познании. Благодаря предустановленной гармонии априорные рациональные понятия соответствуют реальным законам вещей, что указывает на существование одной внешней Причины, установившей порядок вещей и порядок в идеальных понятиях. Разумное постижение мира, открывая безусловное бытие, завершает процесс познания. Главный объект философской полемики Страхова - западноевропейский рационализм с его панрассудочностью и преклонением перед выводами естественных наук, обусловливающими господство в западной культуре материализма и утилитаризма.

Соч.; Об основных понятиях психологии и физиологии. СПб., 1894; Борьба с Западом в русской литературе, кн. 1-2. К., 1897.

Лит.: Никольский Б. В. Н. Н. Страхов. СПб., 1896; Gerstein L. Nikolai Strakhov. Cambr. (Mass), 1971.

С. И. Бажов

СТРОСОН

СТРОСОН (Strawson) Питер (23 ноября 1919, Лондон) - британский философ-аналитик. Профессор Оксфордского университета (1968-88). В ранних работах критиковал теорию дескрипций Б. Рассела за недоучет многообразия способов и контекстов употребления предложений, а также семантическую теорию истины А. Тарского с позиций лингвистической философии. Согласно Стросону, понятие истины не фиксирует фундаментальных семантических характеристик, а используется прежде всего для выражения нашего согласия (восхищения, одобрения и проч.) в отношении того, что говорится. Он полагал, что формально-логические исчисления высказываний и предикатов недостаточно богаты для выражения структуры и свойств естественного языка. Он также критиковал попытки дать строгое логическое обоснование принципа индукции, считая его необходимой стороной человеческой рациональности как таковой.

Стросон является инициатором "реабилитации" традиционной философской проблематики в англосаксонской аналитической философии. С конца 50-х гг. его научные интересы сосредоточены на разработке теории "дескриптивной метафизики". В кн. "Индивиды" (Individuals. L., 1959) в соответствии с позицией "здравого смысла" утверждает базисный характер понятий, материального объекта и личности в "концептуальной схеме" познания. Без первого понятия, по его мнению, была бы невозможна идентификация единичных объектов (партикулярностей), без второго - идентификация различных состояний сознания человека. "Дескриптивную метафизику" он противопоставляет "ревизующей", стремящейся изменить связи между элементами концептуальной схемы. Для него характерно приспособление отдельных положений кантианства (теория опыта, "трансцендентальная аргументация") для целей аналитической философии. В кн. "Границы смысла" (1966) он дал оригинальную и вызвавшую резонанс интерпретацию "Критики чистого разума" Канта. В ряде поздних публикаций он исследовал проблемы этики, разрабатывал типологию различных видов философского натурализма, к которому относил и свою собственную позицию, подчеркивая ее нередукционистский характер.

Соч.: The Bounds of Sense. L., 1966; Logico-Linguistic Papers. L., 1971; Subject and Predicate in Logic and Grammar. L., 1974; Scepticism and

Naturalism: Some arieties. L., 1985; Analysis and Metaphysics. Oxf., 1992.

Лит.: Панченко Т. Н. Дескриптивная метафизика Стросона.- "ВФ", 1979, ¹ 11; Z. van Straaten, Philosophical Subject. Essays persented to

P. F. Strawson. Oxf, 1980; Analytische Philosophie der Erkenntnis.

Fr./M., 1987.

А. Ф. Грязное

СТРУВЕ

СТРУВЕ Петр Бернгардович [26 января (7 февраля) 1870, Пермь - 26 ноября 1944, Париж] - русский политик, публицист, экономист, философ, историк.

После окончания петербургской гимназии в 1889 поступил в Петербургский университет, где обучался до 1895. Уже в студенческие годы активно занялся политической деятельностью и примкнул к марксистскому движению в России. Проделал эволюцию от марксизма к либерализму. В 1906-17 преподавал историю хозяйства в Петербургском политехническом институте. Струве приветствовал Февральскую революцию. Летом 1917 был в числе активных сторонников генерала Корнилова. В это же время избран членом Академии наук по отделению политической экономии и статистики (исключен в 1938). Инициатор сборника "Из глубины" (1918). В эмиграции (с декабря 1918), будучи одним из политических и идейных вождей русского зарубежья, продолжал заниматься публицистической, научной и издательской деятельностью - редактор газет "Возрождение" (1925-27); "Россия" (1928), "Россия и славянство" (1928-32), читал курс социологии в Белградском университете. В многочисленных статьях изложил программу "религиозно-метафизического агностицизма" и "либерального консерватизма".

Вопросы теории познания рассматривал преимущественно с неокантианских позиций. Особое внимание уделял разработке таких проблем, как соотношение должного и сущего, свободы и необходимости. Для социальной философии Струве характерно различение понятий общества как стихийной, спонтанно возникающей системы взаимодействий и государства - единства, подчиненного высшей цели. Общее представление об историческом процессе также основано на дуализме стихийно-иррационального и телеологического начал общественно-исторической жизни. Критиковал социализм как утопическую попытку устранить указанный дуализм за счет рационализации жизни общества. В русле этих идей социалистическую революцию в России расценивал как проявление стихийно-почвеннической реакции масс на политику западнической европеизации.

Оригинальным достижением Струве была разработка понятий "универсализм" и "сингуляризм", в противовес монизму утверждал плюралистичность пространств и разновременных сингулярных явлений, позволяющих выявить статистические законы.

Соч.: Patriotica. Политика, культура, религия, социализм. М,, 1997. Лит.: Кондакова И. А. Он не был бунтарем.- "Советская библиография", 1991, №6; Колеров M. А., Плотников H. С. Творческий путь П. Б. Струве.- "ВФ", 1992, ¹ 12; Pipes R. Struve. Liberal in the Right, 19(15^)944. Cambr. (Mass.)-L., 1980.

С. И. Бажов

СТРУКТУРА

СТРУКТУРА (от лат. structura - строение, расположение, порядок) - совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях, основная характеристика системы, ее инвариантный аспект. См. ст. Структурализм, Постструктурализм и лит. к ним.

СТРУКТУРАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТХАВИРАВАДА

СТХАВИРАВАДА, стхавира (от санскр. sthavira, букв. - старейшины) - одна из двух первых школ, на которые разделился первоначальный буддизм либо на Втором буддийском соборе в Вайшали (возможно, ок. 380), как считает В. Гейгер, либо, согласно А. Баро, на Третьем соборе в Паталипутре, проходившем между началом и серединой 3 в. до н. э. в эпоху правления не то Калашоки, не то Махападмы Нанды. В буддийских текстах называются разные причины раскола: замеченные странствующим монахом Ясой (Яшасом) нарушения предписаний Винаи монахами общины Вайшали (они послужили поводом созыва Второго собора); пять техисов о природе архата как несовершенной, выдвинутые Махадэвой [1 - apxat еще Поддается соблазнам; 2 - архат еще не свободен от неведения; 3 - архат еще сомневается в Дхарме (Учении); 4 - архат еще нуждается в помощи других на пути к освобождению; 5 - он может достичь освобождения произнесением определенных слов и медитацией]; несогласие некоторых членов общины считать каноническим изложение Учения Анандой и споры о языке, на котором проповедовал Будда. Оппонентами стхавиров стали махасангхики ("члены большой общины").

Примерно в период правления Биндусары (293-268 до н. э.) от школы стхавиров откололась шкода ватсипутрия (по имени ее основателя Ватсипутры), разрабатывавшая концепцию пудгалы - псевдосубъекта, носителя кармы, обеспечивающего действие закона кармы в разных рождениях субъекта. От ватсипутриев вскоре откололись школы хаймавата, дхармоттария, бхадарания, самматия и саннагарика, разошедшиеся по вопросам абхчдхармы. Поскольку все названные школы склоняются к концепции пудгалы, их адептов обобщенно называли пудгалавадинами ("сторонниками доктрины пудгалы"). На Четвертом буддийском соборе (или Втором соборе в Паталипутре), созванном Ашокой (ок. 247-236 до и. э.), произошло разделение стхавиров на вибхаджьявадинов и сарвастивадинов. Вибхаджьявадины ("аналитики", "делающие различие") получили свое имя благодаря председателю собора Тиссе Моггалипутте, выразившему их теоретическую позицию словом "вибхаджья" - "разделение существующего и несуществующего". Сарвастивадины получили имя за концепцию о том, что все дхармы, в т. ч. прошлые и будущие, существуют (сарвам асти), хотя и особым образом (в непроявленном состоянии).

Вероятно, к кон. 3 в. от вибхаджьявады отпадают школы махишасака и дхармагуптака, оставшиеся вибхаджьявадины делятся на школы тхеравадинов (палийский синоним стхавиравадинов - "сторонников старой мудрости", или "сторонников учения старейшин") и кашьяпиев. Ок. 250 до н. э. учение тхеравадинов было завезено на Шри-Ланку монахом Махиндой. Как отмечается в цейлонских хрониках Дипавамса (IV.6.13) и Махавамса (III.40), тхеравадины приняли это имя потому, что считали (и считают) свой вариант буддизма наиболее близким к оригинальной проповеди Будды. Канон тхеравады Типитака (см. Трипшпака), записанный на пали, провозглашается ими "исходящим из уст самого Учителя".

Лит.: Barealt A. Buddhist Schools of Hinayana.- Encyclopedia of Religion, ed. M. Eliade, v. 2. N. Y, 1987.

Я. А. Канаева

СТЯЖКИН

СТЯЖКИН Николай Иванович (1 октября 1932, Астрахань - 7 марта 1986, Москва) - российский логик и философ, работал в двух научных областях: в истории логики и в документалистике (теории науч. информации и ее автоматизации). Окончил филос. факультет МГУ (1955); доктор философских наук (1966), профессор (1969). Работал в ВИНИТИ, в Московском историко-архивном институте; с 1976 и до конца жизни - во Всесоюзном НИИ документоведения и архивного дела. С 1964 сотрудничал с кафедрой логики философского факультета МГУ, читал курсы истории логики. Стяжкин исследовал наследие Порецкого, раскрыв его место тв истории алгебры логики', реконструировал логические методы Буля; изучая историю западноевропейской средневековой логики, особое место уделял вопросам логической семантики и проблеме антиномий, трактовавшейся им с современных позиций; в сферу его интересов входили проблемы арабоязычной логики, а также - не в последнюю очередь - реконструкция общей картины развития логики в России. Стяжкин - автор ряда монографий по истории мировой и отечественной логической мысли (нек-рые из них - в соавторстве), из которых наиболее значим его труд "Формирование математическсйГлогики" (М., 1967).

Соч.: К характеристике ранней стадии в развитии идей математической логики.- "Философские науки", 1958, № 3; Элементы алгебры логики и теории семантич. антиномий в поздней средневековой логике.- В кн.: Логические исследования. М., 1959; Научная и технич. информация как одна из задач кибернетики.- "Успехи физических наук", т. 69, вып. 1,1959 (в соавт.); Обоснование и анализ логич. методов Дж. Буля.- "Вестник МГУ", серия 8: Экономика и философия, 1960, № 1; Логическое наследство П. С. Порецкого.- В кн.: Очерки по истории логики в России. М., 1962; Краткий очерк общей и математич. логики в России. М., 1962 (совместно с В. Д. Силаковым); Развитие логич. идей от античности до эпохи Возрождения. М., 1974 (совместно с П. С. Поповым); Введение в историю западноевропейской средневековой философии. Тбилиси, 1982 (совместно с Д. В. Джохадзе).

Ј. В. Бирюков

СУАРЕС

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУБИРИ

СУБИРИ (Хавиер) (1898-1983) - испанский религиозный философ, соединявший проблематику неотомизма с идеями экзистенциально-феноменологической философии 20 в. Испытал влияние испанского философа X. Сарагуэты, 1}ксерля, Хайдеггера и Ортеги-и-Гяссета. Основные работы: "Природа, история, Бог" (Natuialeza, historia, Dios, 1944), "О сущности" (Sobre la esencia, 1962), "Пять лекций по философии" (Cinco lecciones de filosofia, 1963), "Чувственное понимание" (Inteligencia sentierite, 1980), "Понимание и логос" (Inteligencia е Logos, 1982), "Понимание и разум" (Inteligencia y Razon, 1983).

Субири выступил с критикой позитивистского типа знания, в первую очередь утверждения о равнозначности всех видов знания как опирающихся на совокупность "позитивных фактов": с утратой иерархии знания наука превращается в обширную энциклопедию знаний и одновременно в технику создания истин, которые "перестают быть путями к Истине" (Naturaleza, historia, Dios. Madrid, 1944, p. 10). Высоко оценивая науку, сравнивая ее с тремя величайшими созданиями человеческого духа - греческой метафизикой, римским правом и христианской религией, Субири, однако, считал, что ориентация философии на идеалы научного познания приводит к потере ее специфики, и прежде всего понимания природы реальности. Возрождение подлинной философии Субири связывал с возвращением к идеям Аристотеля, его "первой философии", представившей мир в его единстве, целостности и упорядоченности. Позитивную свободу человека Субири усматривал в связи его с Богом, которая раскрывается во введенном Субири понятии "религаци" (исп. religacion - связь).

В посмертно опубликованной трилогии - "Чувственное понимание", "Понимание и логос", "Понимание и разум" - Субири разрабатывал теорию понимания в критическом размежевании с теорией познания Канта. На чувственное понимание, исходящее из первоначального восприятия реальности, опираются затем как логос, двигающийся от одной реальной вещи к другой и постигающий реальность как объект, так и разум, двигающийся от реальной вещи "к чистой и простой реальности", к основанию и источнику понимания: разум - это "мыслительная актуальность реального" (Inteligencia y Razon. Madrid, 1983, р. 76), это "изначальное понимание реального в его глубинах" (ibid., p. 55). Лит.: Dialogo filosofico, 1993, N l.

А. Б. Зыкова

СУБКУЛЬТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУБСТАНЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУБСТАНЦИЯ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУБСТАНЦИЯ МЫСЛЯЩАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУБСТАНЦИЯ ПРОТЯЖЕННАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУБСТАНЦИЯ-СУБЪЕКТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУБСТРАТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУБЪЕКТ

СУБЪЕКТ (от лат. subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе, от sub - под и jacio - бросаю, кладу основание) - носитель деятельности, сознания и познания. Такое понимание субъекта берет начало в философии Нового времени, что связано с характерным для нее субъекгоцентризмом (см. Я, Теория познания). До этого под субъектом понималось метафизическое основание вещей, предметов, прсжл всего тех, которые существуют объективно реально.

Большинство представителей классической философии отождествляли субъект с центром сознания, с Я. Эмпирики, отрицавшие Я как самостоятельное начало, отрицали и существование субъекта. Трансценденталисты, различавшие эмпирическое и трансцендентальное Я, соответственно различали эмпирического и трансцендентального субъекта. Проблематика, связанная с пониманием субъекта, была в классической философии по сути дела тождественна проблематике Я. Однако для Гегеля Абсолютным субъектом является не Я, а лежащий в основе всей действительности Абсолютный Дух. Индивидуальное Я (индивидуальный субъект) производно, с точки зрения Гегеля, от Абсолютного субъекта.

Для современной философии субъект - это прежде всего конкретный телесный индивид, существующий в пространстве и времени, включенный в определенную культуру, имеющий биографию, находящийся в коммуникативных и иных отношениях с другими людьми. Непосредственно внутренне по отношению к индивиду субъект выступает как Я. По отношению к иным людям он выступает как "другой". По отношению к физическим вещам и предметам культуры субъект выступает как источник познания и преобразования. Субъект существует только в единстве Я, межчеловеческих (межсубъектных) взаимоотношений и познавательной и реальной активности.

Некоторые философы и представители специальных наук о человеке и обществе (психологи, социологи, науковеды и др.) выделяют наряду с индивидуальным также коллективного (группового) субъекта. Последний понимается как носитель определенных норм деятельности, познания и коллективного сознания, "коллективных представлений", как система взаимоотношений входящих в него индивидов. Есть серьезные основания считать, что развитие культуры и познания (в частности, научного) может быть понято лишь при учете коллективных процессов. Коллективный субъект так же, как и индивидуальный, существует в пространстве и времени и предполагает отношения с другими коллективными субъектами. Вместе с тем он по ряду параметров отличается от индивидуального. Коллективный субъект не имеет структуры Я. Можно говорить о коллективном мышлении, о коллективном решении познавательных задач, о коллективной памяти. Но вряд ли можно приписывать переживания коллективному субъекту (хотя индивидуальные переживания всегда коллективно опосредованы). Коллективного субъекта не существует без входящих в него индивидуальных. Вместе с тем изменение состава индивидов, входящих в данный коллективный субъект, не обязательно означает изменение последнего.

Субъект является необходимым полюсом субъектно-объекгных отношений. См. ст. Я, Объект, и лит. к ним.

В. А. Лекторский

СУБЪЕКТ ИСТОРИЧЕСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУБЪЕКТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ

СУБЪЕКТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ - индивидуальный или коллективный агент (актор) политической акзивности, имеющий в своем распоряжении определенные политические ресурсы, которые заставляют других с ним считаться. В политической теории устойчивой антитезой выступает пара: актор (субъект) и система. Сторонники системно-функционального подхода (Г. Пирсоне и его школа) делают акцент на системе, зачастую недооценивая автономию политического субъекта, обладающего известной свободой в интерпретации предписываемых ему системой ролей и функций и даже возможностью преобразовать саму систему Абсолютизация системной установки ведет к системному фетишизму. Сторонники секционизма (A. 'typen, А. Горц) и феноменологической школы (А. Шюц), напротив, склонны переоценивать автономию политического субъекта, его способность "вынести за скобки" мир системной объективности, а детерминацию извне, со стороны обстоятельств и предписаний системы заменить внутренней самодетерминацией. Раскрывая способы этого прорыва к свободе, последователи М. Вебера обращают особое внимание на различие двух процедур самоидентификации политического субъекта: отнесения к интересам и отнесения к ценностям. Прагматическая ориентация на интересы открывает дорогу конформизму и вовлечению политического субъекта в жесткую систему зависимости от обстоятельств, предписаний и политической конъюнктуры; напротив, ценностная ориентация способствует процедурам открытия свободы и альтернативности, жизни под знаком иначе-возможного. Аналогичную роль играет антитеза экономикоцентризм- культуроцентризм. В частности, одним из парадоксов либерализма является сочетание апологии свободы с апологией экономической сферы и рынка как самоорганизующейся системы, не нуждающейся в политическом субъекте. Современная либеральная философия демонстрирует свое уважение к субъекту, но практически предпочитает строить мир по законам самонастраивающихся систем, не нуждающихся в субъекте и свободных от рисков волюнтаристской субъективности. Течения антилиберальной мысли, в ценностном отношении более чуждые свободе, в своих онтологических презумпциях чаще тяготеют к субъекту, ставя судьбы мира в зависимость от его воли, мужества, воодушевления и ответственности. Последние качества входят в культуроцентристскую парадигму, парадоксально объединяющую как крайних радикаловальтернативистов, так и людей, тяготеющих к консервативной традиции. Теория политических субъектов сталкивается и с др. сложной задачей, касающейся исторических перспектив и горизонтов политического творчества как такового. Если политику рассматривать как реликт прежних эпох, воплоща

ющий доэкономические практики перераспределения и насилия, то и политический субъект выглядит как архаичный персонаж, вытесняемый на обочину в самоорганизующемся гражданском обществе. Если же политический субъект оценивается как носитель специфического социального творчества, связанного со свободным перерешением человеческой судьбы в соответствии с тем или иным идеалом, то прогресс в развитии свободы может трактоваться и как расширение прерогатив политического субъекта.

А. С. Панарин

СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУБЪЕКТИВНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ"

"СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ" (нем. der subjektive Geist) категория гегелевской философии духа, обозначающая начальную стадию "действительного духа", т. е. снятия инобытия логической идеи, или в-себе-сущего духа, дремлющего в природе, и становления для-себя-сущего, самосознающего духа. Рассматривается в "Философии духа" (3-й части "Энциклопедии философских наук").

Гегель вычленяет три основные формы субъективного духа: 1) душа, или природный, непосредственный дух (предмет антропологии), 2) сознание, или способное к рефлексии "я" (предмет феноменологии духа) и 3) дух, ставший для себя субъектом (предмет психологии).

Μ. Φ. Быкова

СУДЬБА

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница