Приглашаем посетить сайт

Право (law.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
АРХАТ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

АРХАТ

ΑΡХАТ (пали arahant, санскр. arhat-достойный)-в "ортодоксальном" буддизме тхеравады высшая ступень, которой может достичь последователь Будды, принявший монашеские обеты. С целью достижения этого результата он изучает дисциплинарные правила и приступает к четырехчастному нравственному тренингу (шала): 1) отказ от нанесения вреда - вреждения (ахимса) непосредственно и даже опосредованно всем живым существам и культивирование сострадания к ним (каруна); 2) избежание присвоения чужого имущества не только словом, но и мыслью, а также зависти; 3) верность обету целомудрия, включающему не только воздержание от совокупления, но и от плотских желаний; 4) правдивость-избежание любой лжи и отсутствие лукавства. За нравственным тренингом следуют упражнения в контроле над чувствами, в постоянном внимании к себе и в культивировании сорадования живым существам (майтри). После этого можно приступать к уединенному созерцанию, затем к ступеням медитации (четыре дхьяны) я, наконец, к обретению сверхспособностей (напр., видение прежних собственных и чужих реинкарнаций) и совершенства всеведения (Дигханикая I. 63-85).

В классификациях тхеравадинской сотериологии архат- четвертая и завершающая ступень совершенствования, которой предшествуют стадии "вступившего в поток" сансары с целью пересечь его (сотапанна), "возвращающегося один раз" в сансару (сакадагамин) и "невозвращающегося" в нее (анагамин). От этих стадий ступень архата отличается тем, что он, т. е. архат, уже в этой жизни должен войти в нирвану. В главе, посвященной архатам, составитель "Дхаммапады" характеризует "достойного" следующим образом (ст. 93-94): "У него уничтожены желания, и он не привязан к пище; его удел-освобождение, свободное от желаний и условий. Его стезя как у птиц в небе, трудна для понимания. Чувства у него спокойны, как кони, обузданные возницей. Он отказался от гордости и лишен желаний. Такому даже боги завидуют" (пер. В. Н. Топорова). В текстах "Виная-питаки" архат характеризуется как "высший человек" (уттараманусса). Архатами считались ближайшие ученики Будды-Ананда, Сарипутта, Маудгальяяна и практически все видные деятели раннебуддийской монашеской общины (также некоторые монахини). Архатом всех архатов является сам Будда-"совершенный, достигший высшего просветления, наделенный [превосходным] знанием и поведением, блаженный... учитель богов и людей" (Дигха-никая I. 49 ел.).

Однако уже вскоре после кончины Будды в его общине начались дискуссии на предмет безукоризненности идеала архата, которые привели к первой значительной схизме в истории буддийской общины - самоотделению махасангхиков, когда после т. н. второго буддийского собора в середине 4 в. до н. э. Махадэва заявил, что даже "совершенный" монах-архат, достигнув нирваны, может подвергаться телесной "нечистоте" и не обладать всеведением. Полемический трактат тхеравадинов "Катхаваттху" ("Пункты дискуссии"), ядро которого сложилось, вероятно, в 3 в. до н. э., свидетельствует о полемике буддийских "ортодоксов" с "еретиками" о возможности телесной нечистоты у архата, его способности обладать теми же "сверхсилами" (иддхи), что и Будда, а также о возможности для мирянина достичь тех же результатов (разделы II-IV). Сомнения первых "еретиков" стали почвой, на которой выросла последовательная критика идеала архата как такового у махаянистов, которые в "Вималакиртинирдеша-сутре" (2 вв.) и в "Саддхармапундарика-сутре" (ок. 3 в.) противопоставили эгоцентрическому идеалу архата альтруистический идеал бодхисаттвы.

Лит.: Васильев В. П. Буддизм, его догматы, история и литература, ч. I, 3. СПб., 1857-1869.

В. К. Шохин

В начало энциклопедии