Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "А" (часть 9, "АСП"-"АЯТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 9, "АСП"-"АЯТ")

АСПАСИЙ

АСПАСИЙ (Ασπασίας) (1-я пол. 2 в.) -греческий философ-перипатетик, глава Перипатетической школы в Афинах. Учитель Гермина, который в свою очередь был учителем Александра Афродисийского. Известен как автор комментария на "Никомахову этику"-самого раннего из сохранившихся комментариев античности на Аристотеля. Сохранились книги 1-4,7-8, (в тексте имеются лакуны). У Аспасия были также комментарии на "Категории", "Об истолковании", "Физику", "О небе", "О чувственном восприятии" и (первый в традиции) комментарий на "Метафизику". Наибольшее количество ссылок на Аспасия имеется у Симпликия в комментарии на "Физику". См. также Аристотеля комментаторы.

Соч.: Aspasii in ethica Nicomachea quae supersunt comrnentaria, ed. G. Heylbut. В., 1889 (CAO 19.1).

Лит.: Moraux P. Der Aristotelismus bei den Griechen. Bd. 2. В., 1984, S. 226-293; Mercken H. P. F. The Greek commentators on Aristotle's Ethics.-.SOraéyi Λ (ed.). Aristotle transformed: the ancient commentators and their influence. L., 1990, p. 199-231; AlbertiA., Sliarples Λ W. (eds.). Aspasius: The Earliest Extant Commentary on Aristotle's Ethics. B.-N. Y., 1998.

M. А. Солотва

АСРАВЫ

АСРАВЫ (санскр. âsrava-приток)-категория джайнской философии, призванная объяснить, каким образом душа (дяеива), наделенная в своей сущности атрибутами всезнания, блаженства и могущества, подвергается "закабалению" (бандха) и перевоплощениям (сансара). Асравы и есть те каналы, через которые в душу вливается кармическая материя, обеспечивающая ее "загрязнение". По "Таттвартхадхигамасутре", асравы суть сама активность (yoga) души как деятельность тела, ума и речи; благая деятельность реализуется в благой асраве, дурная-в дурной (VI. 1-4). Деятельность под влиянием аффектов (kasàya) обеспечивает длительную карму, "неаффектированная"-быструю. Первая включает прежде всего нарушения основных 5 "обетов" (убийство, ложь, воровство, нецеломудрие, стяжательство), а также 4 "омрачения" (гаев, самомнение, иллюзии, вожделение), 5 видов чувственности и 25 различных деяний; вторая - дела благочестия (VI. 5-6).

В. К. Шохин

АС-СУХРАВАРДЙ

АС-СУХРАВАРДЙ - см. Сухраварди.

АСТАФЬЕВ

АСТАФЬЕВ Петр Евгеньевич [7 (19) декабря 1846, д. Евгеньевка Острогожского у. Воронежской губ.-7(19) апреля 1893, Петербург] - русский философ и публицист. Родился в богатой дворянской семье. Окончил юридический факультет Московского университета (1868), где занимался, в частности, философией права под руководством П. Д. Юркевича. В 1872-75 приват-доцент Демидовского лицея в Ярославле; с 1881 заведующий университетским отделением и кафедрой философии лицея цесаревича Николая; преподавал гносеологию, этику, психологию и логику; с 1885 цензор Московского цензурного комитета; в конце жизни-приват-доцент Московского университета.

В главных трудах, написанных в 1880-90-х гг., апеллируя к концепции веры и знания восточных Отцов Церкви, критиковал рационализм "германского идеализма", а также "бессубъективное мировоззрение" как представление о философии, изучающей прежде всего "внешний мир объектов". Началом всякой реальности и истинно сущим считал мир субъективный, а изучение сознания субъекта считал первой и основной задачей философии; при этом "Я" мыслил как монаду, представляющую акт "безусловной", "творческой" божественной воли. Астафьев высоко ценил идеи славянофилов, панпсихизм Козлова, спиритуализм Лопатима, труды Владчславлева и Н. Я. Грота, из западноевропейских философов-Лейбница. Свою философскую деятельность рассматривал как участие в разработке национальной русской философии, отличной от западной и призванной осуществить "истинный идеал философии", синтезирующей ум, чувство и волю, истину, красоту и благо.

Соч.: Монизм или дуализм? (Понятие и жизнь). Ярославль, 1873; Психическиймир женщины. Его особенности, превосходства и недостатки. М., 1881; Чувство как нравственное начало. М., 1886; Вера и знание в единстве мировоззрения. Опыт начал критической монадологии. М., 1893.

Лит.: Введенский А. И. Петр Евгеньевич Астафьев.-"Богословский вестник", 1893, июнь; Грот Н. П. Е. Астафьев.-"Вопросы философии и психологии", 1893, № 3(18), с. 116-21; Козлов А. П. Е. Астафьев как философ.-Там же, с. 122-26.

В. Ф. Пустарнаков

АСТИКА-НАСТИКА

АСТИКА-НАСТИКА (санскр. àstika-nàstika) - принятое в индийской философской традиции деление систем на ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика). Название происходит от санскритского глагола (асти- существует, насти- не существует); оно отсылает к отрицанию неортодоксальными учениями существования "иного мира", ai иногда и высшей духовной сущности- Аммана. Считается, что в индийской философской традиции сложилось шесть ортодоксальных систем (астика-даршана): ньяя, вайшешика, санюсья, йога, миманса, веданта и три неортодоксальных (настика-даршана); буддизм, джайнизм, локаята. Такая классификация философских школ сформировалась именно в рамках ортодоксальных учений; по одной из самых ранних формулировок ("Законы Ману", II. 3), "последователь настики-это тот, кто не признает авторитета Вед" (см. также аналогичные толкования "настики" в "Махабхарате": XII. 162.7; 15.33; 12.4). Наиболее авторитетна этимология Панини, который производит слово "настика" от "насти", утверждая, что последователь настики - это тот, кто полагает, будто нет "иного мира" (паралокам насти), иначе говоря, существования души после смерти. Правда, такое толкование "настики", по существу, распространяется лишь на материалистовлокаятиков. В более широком плане водораздел проходит, несомненно, по линии отношения к Ведам; при этом сами системы астика в свою очередь подразделяются на те, которые прямо опираются на тексты Вед и непосредственно используют их в собственных философских построениях (миманса и веданта), и те, которые лишь признают авторитетность ведийских речений и стремятся показать, чтоих более свободные и самостоятельные идеи в целом не противоречат ортодоксии (ньяя, вайшешика, санкхья и йога). В историческом плане период относительного преобладания неортодоксальных учений настика приходится на время "брожения умов" и был отчасти спровоцирован расцветом идей "странствующих проповедников" (шраманов и паривраджаков) и адживиков; начиная же со 2-3 вв. индийская философская мысль в целом возвращается в лоно ортодоксии. Влияние неортодоксальных учений на традиционные брахманистские воззрения проявилось не только в определенном заимствовании идей (буддийская маня, представление о разных уровнях реальности и истины), но и прежде всего в усвоении ортодоксальными учениями новых способов ведения полемики, в расширении арсенала логических средств, в большем внимании к эпистемологической и логической проблематике.

Я. В. Исаева

АСТРАДА

АСТРАДА (Astrada) Карлос (26 февраля 1894-23 декабря 1970) - аргентинский философ, в 1927-32 изучал философию в Германии, где был учеником М. Хайдеггера. Разделяя многие идеи экзистенциальной философии, впоследствии выступил с ее критикой. Проявлял интерес к марксизму (в 1957 защитил докторскую диссертацию "Будущее диалектики" в Институте философии АН СССР). Профессор Университета Буэнос-Айреса. Основные работы: "Феноменологический идеализм и экзистенциальная метафизика" (1936), "Судьба свободы" (1951), "Экзистенциалистская революция" (1952), "Гегель и диалектика" (1956), "Двойной лик диалектики" (1962), "Миф гаучо" (1964), "Марксизм и эсхатологии" (1969).

Астрада принимал в учении Хайдеггера то, что связано с существованием единичного человека (Dasein), но выступал против "абсолютного и абсолютно трансцендентного", "над-временного" понимания бытия. Dasein рассматривается им как единственное бытие, доступное человеку внутри структуры времени (temporalidad), к которому он принадлежит, и само обладающее временной структурой. В русле этой онтологии он пытался рассмотреть экзистенциальное существование аргентинца. Согласно Астраде, в гуманизме Хайдеггера "трудно увидеть возможность исторической реализации человека", поскольку "такой гуманизм заключает в себе его отчуждение в предполагаемой истине бытия" и ничего не может сказать нам об истине исторического процесса. Он называл Хайдеггера "мифологом бытия". Однако ему ближе "практический", "реальный и конкретный" гуманизм Маркса, рассматривающий человека как "историческое существо, живущее в обществе, обусловленное во времени и пространстве экономическими отношениями".

Соч.: Idealismo fenomenologico y metafïsica existencial. В. Aires, 1936; Destine de libertad. В. Aires, 1951; La revolucijin existencialista. B. Aires, 1952; Hegel y la dialéctica. B. Aires, 1956; El mito gaucho. B. Aires, 1964; El marxismo y las escatologias. B. Aires, 1969. Ляг.: Аладьин В. Г. Проблема человека и общества в философии Аргентины. М., 1986; Grand Ruiî. Beatris Hilda. El tiempo en Jean Paul Sartre. El tiempo en Carlos Astrada. B. Aires, 1982.

A. Б. Зыкова

АСТРОЛОГИЯ

АСТРОЛОГИЯ (греч. αστρον - звезда и ?όγος-ρлово, учение)-учение о связи между расположением небесных светил и историческими событиями, судьбами людей и народов. Астрология возникла в древние времена, развилась в пору европейского средневековья, существует и ныне. Но лишь в средние века она оказалась органично включенной в культуру и составила наряду с алхимией я каббалой корпус оккультных наук этой культуры.

Астрология вырастала из простых каждодневных наблюдений. Неумолимые законы божественно-природной регулярности (смены времен года, чередования приливов и отливов, лунный цикл женщин, солнечный ритм растений сопоставляются с законосообразньм изменением места звезд на ночном небе. Складывается астрологический пантеон: созвездия, элементы, стихии; драгоценные камни, животные, растения с магическими свойствами. Принцип "земное узнается в небесном" (констелляции - судьбы людей, народов, стран) - центральный в астрологии, конкретная судьба человека, его завтрашний день считаются незыблемо предопределенными взаимным расположением светил.

Первые упоминания об астрологии находим у шумеров (5 тысячелетий назад). Она получает развитие в Древнем Египте, Индии, Китае, Средиземноморье, и лишь много позже - средневековая Европа с обязательным астрологом при дворе каждого властителя.

Научная критика астрологии и методов ее прогнозирования содержится в работах Дж. Беннета и Дж. Барта, М. Гокелена, Дж. Мак-Джерви, Дж. Мак-Гру. Массовое увлечение астрологией и прочими отраслями тайновидения характерно для кризисных моментов развития общества и культуры. Современная индустрия астрологических предсказаний приобрела коммерческий размах.

Лит.: Рабинович В. Д. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979; Розинг Б. Л. Алхимия и астрология в современном естествознании. Л., 1924; Granbard M. Astrology and alchemy. Tw fossil sciences. N. Y., 1953.

В. Л. Рабинович

АТАРАКСИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АТЕИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АТЛАНТИЗМ

АТЛАНТИЗМ - термин, принятый для обозначения геополитического и культурного влияния различных регионов друг на друга и другие регионы мира. В разные исторические периоды имел неодинаковое смысловое наполнение. В историческом прошлом атлантизм обозначал первоначально западную цивилизацию, распространяющуюся из Средиземноморья на север, до Британских островов и затем дальше на запад, до Северной Америки. В геополитическом отношении термин "атлантизм" употребляется при делении Западной Европы на морскую и континентальную (центральноевропейскую), борьба которых в ходе двух мировых войн увенчалась победой первой. В культурном отношении этот термин отражает решающее влияние англо-американской культуры с такими ее ценностями, как либерализм, открытое общество (дающее выгоды более развитым, в противовес менее развитым, нуждающимся в протекционистской защите), эмпиризм (в противоположность стремлению к умозрительности), прагматизм, индивидуализм. Все эти ценности, сегодня приписываемые Западу в целом, до 1945 считались прерогативой (или специфическим изъяном) англо-американского мира. Их современная идентификация с западной цивилизацией в целом свидетельствует о доминировании англо-американской модели, закрепленной итогами мировых войн 20 в., включая холодную. Экспансия атлантизма, в последнем из указанных смыслов слова, во 2-й пол. 20 в. проявилась, напр., в том, что в основу институтов и практик такого международного сообщества, как Европейский Союз (ЕС), были положены принципы, ранее специфические для англо-американского мира и протестантского Севера Европы. Современный атлантизм, т. о., существенно поменял перспективу, наметившуюся в эпоху средневековья и Возрождения: доминанта католического Юга Европы сменилась доминантой протестантского Севера, как носителя модернизационного сдвига. В 20 в. после холодной войны и крушения биполярной структуры мира атлантизм все чаще претендует на авангардную культурную и политическую роль в планетарном масштабе: новейшие программы вестернизации и модернизации не-западного мира предполагают повсеместное насаждение эталонов англо-американского мира. Именно в качестве планетарного геополитического и социокультурного вызова атлантизм порождает разнообразную реакцию ответа (см. Фундаменталшм религиозный, Евразийство, Вестернизация, Диффузиончзм, Модернизация политическая. Модернизация социальная, Европоцентризм).

А. С. Панарин

АТМАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АТОМИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АТОМИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ

АТОМИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ - представление, согласно которому общество состоит из изолированных индивидов ("атомов"), вступающих в социальные взаимодействия для реализации собственных интересов и целей. Социальный атомизм возник в политической философии Нового времени, которая рассматривала человека в качестве единственного источника, устанавливающего законы и нормы. Их основания человек отыскивает в себе самом-посредством разума и воли. В отличие от средневекового общества, в котором социальный статус и мера политической эмансипированности индивида были тесно связаны с позицией, которую он занимал в сословной иерархии, европейский гуманизм основывался на убеждении, что индивид лишен каких бы то ни было предустановленных традицией связей с себе подобными за исключением тех, которые необходимы для реализации его индивидуальных потребностей. В Новое время индивид стал активным субъектом политики (наряду с обществом и государством), которому вменялось право самостоятельно определять формы и способы участия в общественной жизни. Т. о., политика приобретала качественно новое измерение-из системы сдержек и противовесов, призванной сохранять статус-кво (монархию), она превратилась в сферу свободной конкуренции индивидов, отстаивающих и борющихся за свои интересы и права. В кон. 19 в. проект индивидуалистического построения общества уступает место коллективистским моделям общественного переустройства. В этом отражается эволюция политической философии Нового времени от либерализма с его акцентом на индивида к социальной проблематике, затрагивающей интересы всего общества в целом.

Социальный атомизм был подвергнут острой критике К. Марксом, который усматривал в нем причины отчуждения людей и которому он противопоставлял классовый интерес и солидарность. В свою очередь в крушении традиционной структуры средневековья и росте социальной разобщенности в эпоху модерна ряд исследователей 20 в. (X. Арендт, М. Фуко) видели причины возникновения и развития тоталитаризма. См. также Гоббс, Докк, Смит. С. В. Евдокимов

АТРИБУТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АТ-Т У СИ

AT-Т У СИ - см. Туей.

АТ-ТАУXИДИ

АТ-ТАУXИДИ - см. Таухиди.

АТ-ТАУЗСЙДЙ

АТ-ТАУЗСЙДЙ - см. Таухиди. АТ-ТАФТАЗАНЙ - см. Тафтазани.

АТ-ТАФТАЗАНӢ

АТ-ТАФТАЗАНӢ - см. Тафтазанӣ.

АТТИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

АТ-ТУСИ

АТ-ТУСИ - см. Ту си.

АФАНАСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

АФАНАСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ, Афанасий Великий ('Αθανάσιος ό 'Αλεξανδρείας αρχιεπίσκοπος) (293, Александрия - 373, там же) - отец и учитель древней Церкви. В период тринитарных споров 4 в. был Главным защитником никейской веры в борьбе против арианства, поддерживаемого императорской властью. Православная церковная догматика обязана ему прояснением своих учений о Троице и Логосе.

В раннем возрасте получил классическое светское образование. Уже в 325 на соборе в Никее полемизировал с арианами как диакон и секретарь александрийского епископа Александра; в 328 становится его преемником на александрийской кафедре. 15 лет провел в изгнании и ссылке вследствие интриг своих противников-ариан. В 356-362 жил в Египте, поддерживая тесный контакт с коптскими монахами. При нем в 362 в Александрии был созван первый после Никейского православный собор.

Доктрина Афанасия формировалась в полемике с арианством. В основе его богословия, отдающего приоритет религиозному опыту, а не умозрительной философии, лежит идея принципиального различия Бога и творения, а также догмат "обожения" (малоазийская традиция), об* разующий ядро сотериологий. В апологетических сочинениях "Слово против язычников" и "Слово о воплощении Бога-Слова" (ок. 318) Афанасий отстаивает преимущество монотеизма и учит о вечном Логосе, через который был сотворен мир и который стал человеком (плотью). Главное догматическое творение "Три слова против ариан" защищает вечное рождение Сына из Отца и тождество их божественной природы (едшосущие). Афанасий говорит о Христе как об одном Лице, в котором выступают вместе Бог и человек, имеющие две воли. В его письмах "К Серапиону" содержатся высказывания о божественности и единосущии Святого Духа. Пасхальные послания Афанасия-ценный источник по хронологии и истории формирования канона Священного Писания. Его авторству принадлежит "Житие святого Антония" (ок. 357), явившееся образцом для всей средневековой агиографии.

Соч.: MPG, т. 25-28; в рус. пер.: Творения святого Афанасия Великого, т. 1-4, 2-е изд. Сергиев Посад, 1902-03 (репринт: М., 1994).

Лит.: Попов И. В. Религиозный идеал Афанасия Александрийского. Сергиев Посад, 1904; Wigt E. Untersuchungen zur Christologie des heiligen Athanasius. 1914; Hauret CA. Comment le "Défenseur de Nicée" a-t-il compris le dogme de Nicée? Bruges, 1936.

A. В. Михайловский

АФГАНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АФИНАГОР

АФИНАГОР (Άφηναγυρας) (2 в.) - христианский писатель-апологет. Родился в Афинах и получил философское образование в духе платонизма, затем обратился в христианство. Автор "Прошения" (ок. 177) -апологии, адресованной императору Марку Аврелию в ответ на обвинения христиан в атеизме (неверии в языческие божества), каннибализме (поедании детей на трапезах) и кровосмешении. "Прошение" - одна из самых ранних работ, использующих неоплатонические понятия для объяснения смысла христианской веры греческим и римским язычникам. Афинагор был первым, кто привел рациональный довод в пользу одновременного единства и троичности Бога, предполагая сосуществование нескольких Личностей в единой природе. Во второй своей работе "О воскресении мертвых" он, отклоняя платонический взгляд на тело как на темницу души и утверждая духовно-телесную взаимозависимость, принимает воскресение из мертвых на основе Божественного всемогущества. Cw.: Legatio and De resurrectione. Oxf., 1972. Лит.: Bamard L. Athenagoras. A study in 2nd century Christian Apologetic. P., 1972; Мироносицкии П. Афинагор, христианский апологет 2 в. Казань, 1894.

А. В. Иванченко

АФИНОДОР

АФИНОДОР (Ἀϑηνόδωρος) Кордилион (1 в. до н.э.) - стоик, хранитель Пергамской библиотеки, занимавшийся собиранием и редактированием сочинений Зенона из Кития (Diog. L. VII 34); большой знаток стоических догм, Афинодор пользовался расположением Катона Утического (Plut. Cato 10; 16). лит. к ст. Стоицизм.

А.А.Столяров

АФИНОДОР КАЛЬВ

АФИНОДОР (Άΰηνόδωρος) Кальв (1 в. до н.э.)- стоик, собиравший материалы для трактата Цицерона "Об обязанностях" (Ер. ad Att. XVI 11,4; 14,3); впоследствии- один из наставников императора Августа (Strab. XIV 5,14; Plut. Public. 17). См. лит. к ст. Стоицизм.

А. А. Столяров

АФИНОДОР КОРДИЛИОН

АФИНОДОР (Αθηνόδωρος) Кордилион (1 в. до н. э.)- стоик, хранитель Пергамской библиотеки, занимавшийся собиранием и редактированием сочинений Зенона из Кития (Diog. L. VII 34); большой знаток стоических догм, Афинодор пользовался расположением Катона Утического (Plut. Cato 10; 16). См. лит. к ст. Стоицизм.

А. А. Столяров

АФИНСКАЯ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

"АФИНЫ И ИЕРУСАЛИМ"

«АФИНЫ И ИЕРУСАЛИМ» - итоговый философский труд Л.Шестова, основная тема которого - антиномичность знания и веры, противостояние двух истоков европейской культуры - эллинского и библейского. Первоначально опубликованы французский и немецкий переводы книги (1938), русский текст издан посмертно (Париж, 1951; последнее издание: Соч., т. 1. М., 1993). В 1935 Шестов посвятил сочинению Э.Жильсона «Дух средневековой философии» статью под заглавием «Афины и Иерусалим», давшую впоследствии название книге, в которую включена и статья о Жильсоне. Книга состоит из работ, написанных автором за последние 10 лет: ч. 1 - «Об источниках метафизических истин (Скованный Парменид)» (1930), ч. 2 - «В фаларийском быке (Знание и свобода воли)» (1932), ч. 3 - «О средневековой философии (Concupiscentia irrestibilis)» (1935), ч. 4 - «О втором измерении мышления (Борьба и умозрение)» (1925-29). Опираясь на тексты Священного Писания, опыт библейских героев Авраама, Моисея, Иова, обращаясь в поисках духовных единомышленников к творчеству Лютера, Ницше, Кьеркегора, Паскаля, Достоевского, Шестов стремится показать, что истина не может быть добыта путем логического умозаключения, а обретается только личной верой. «В границах чистого разума можно построить науку, высокую мораль, даже религию - но нельзя найти Бога» (Афины и Иерусалим, 1951, с. 35). В центре внимания Шестова - история грехопадения человеческого рода, понятого как результат испуга людей перед ничто, этот страх нашептывает разум, внушающий человеку недоверие к божественной свободе и желающий встать на место Бога. Знание, источник грехопадения, преодолевается благой вестью о Едином, ничем не обусловленном Боге, стоящим над принципами разума и требующим от человека безусловного подчинения. Только вера, понимаемая как «новое измерение мышления», побеждающая смерть творческая сила открывают человеку путь к Богу. Шестов не считает философию наукой, он сторонник веросознания - философии, основанной на откровении Священного Писания; следуя за верой, философия должна вести человека за пределы рациональной метафизики, где царит Необходимость, в сферу Свободы.

Ю.В.Синеокая

АФФЕКТ

АФФЕКТ (лат. affectus- переживание, душевное волнение, страсть)-термин философии и психологии, означающий относительно кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание (страх, ярость, ужас, отчаяние и т. п.); обычно сопровождается резкими выразительными движениями, криком, плачем. Аффект может нарушать нормальное течение высших психических процессов-восприятия и мышления, вызывать сужение, а иногда и помрачение сознания. При определенных условиях отрицательные аффекты фиксируются в памяти в виде т. и. аффективных комплексов. Эти следы пережитых аффективных состояний способны актуализироваться под влиянием раздражителей, ассоциативно связанных с той обстановкой, которая вызвала аффект. Другая важная особенность аффекта состоит в том, что по мере повторения отрицательных аффектов, вызванных одними и теми же или сходными факторами, их проявление может усиливаться (явление "аккумуляции" аффекта), создавая иногда картину патологического поведения.

В европейской философской традиции начало изучения аффектов обычно связывается с именами древнегреческих философов. У Платона, напр., аффекты (пыл) являются одним из врожденных начал души, распологающимся между вожделением и рассудительностью. Доминирование в душе пыла определяет принадлежность человека к классу воинов ("Государство"). Сформулированная Платоном позиция закрепилась в философии Средних веков и Нового времени, где аффект обычно толковался как низшее по сравнению с умом начало, препятствующее формированию ясных и отчетливых понятий об объекте познания. Существенная модернизация представлений об аффектах произошла в кон. 19-нач. 20 в. в связи с эмпирическими исследованиями этого феномена и развитием французской социологической школы. Э. Дюркгейм и М. Мосс установили, что степень воздействия коллективных представлений на деятельность и сознание индивида зависит от силы и интенсивности аффектаций. Проведенные несколько позже Я. Люи-Брюяем исследования в области первобытного мышления показали, что для безусловного господства общезначимых норм и стереотипов, подчинения воли индивида коллективу в различных ритуалах (инициации, жертвоприношения и пр.) программировались действия, сначала вызывающие аффектацию, а затем, при повторении ритуала, ее закрепляющие. Исследования в области религиозной психологии и клинические испытания показали, что различные техники достижения измененных состояний сознания (в частности, мистических) также обычно сопряжены с аффектацией. Нейтрализуя комплекс логических структур и препятствуя целенаправленной рассудочной деятельности, аффектация способствует преодолению порога сознания, выходу из мира осознанных представлений в сферу бессознательного, из области мыслеформ к имманентным структурам личности.

Ю. М. Сердюков

АФФЕКТИВНОЕ АПРИОРИ

АФФЕКТИВНОЕ АПРИОРИ - понятие, введенное в философский оборот феноменологом М. Дюфреном для описания специфических характеристик структуры эстетического чувства (переживания). На уровне присутствия (présence) в мире (фундаментальное понятие экзистенциально-феноменологической антропологии) существует телесное априори (a priori corporel-M. Мерло-Понти), позволяющее субъекту вписаться в живой мир посредством образа собственного тела. На уровне (научного) познания, репрезентации (représentation) субъект познания имперсонален, нейтрален, "чист", ибо наделен априорными формами чувственности, которые создают возможность объективного познания. На третьем уровне, уровне чувства (sentiment), господствует т. н. аффективное априори, с помощью которого чувственное переживание переходит от Я, чувствующей субъективности, к глубинному Я (эмоции). Согласно Дюфрену, весь эмоциональный спектр человеческих реакций представляет собой порядок априорных форм чувственности, которые выражают, "объективируют", проявляют и дифференцируют поток эмоциональной жизни человека.

Лит.: Dufrewe M. Phénoménologie de l'expérience esthétique, t. 1-2. P., 1967.

В. А. Подорога

АФФИЦИРОВАНИЕ

АФФИЦИРОВАНИЕ (нем. Affiziemng, от лат. afficere- причинять, действовать-понятие кантовской философии, означающее воздействие предметов на наши чувства. Не проводя четких терминологических разграничений, Кант по сути говорит о двух видах аффицирования. С одной стороны, это воздействие вещей в себе (трансцендентальных предметов) на априорные формы чувственности, пространство и время (в последнем случае речь идет о самоаффицировании, которое, правда, осуществляется не только "снизу", со стороны трансцендентального субъекта, но и "сверху", со стороны апперцепции). Результатом воздействия со стороны трансцендентального объекта является феноменальный мир модификаций "первичных качеств", многообразие внешнего чувства, в состав которого входят физические объекты (среди них есть и тела, наделенные органами, чувств). Воздействие этих пространственных объектов на органы чувств, к примеру, посредством света, представляет собой второй вид аффицирова

ния, результатом которого оказываются "явления явлений" как непосредственные объекты эмпирического сознания. Различение Кантом двух видов аффицирования прямо подтверждается разведением им физических и трансцендентальных вещей в себе, а также указанием на неправомерность аналогии между пространством и такими субъективными качествами, как цвет и вкус.

В. В. Васильев

АХАНКАРА

АХАНКАРА (санскр. ahankàra, букв. делание я, слово я)-в индийской мысли способность, ответственная за координацию объектов познания, желания и действия у субъекта опыта, которая гипостазируется в независимое от духовного центра индивида ментальное начало, ответственное за эго-центризм и эгоизм. Начиная с "Чхандогьяупанишады" (V. 25.1), аханкара занимает устойчивое место в брахманйстской мировоззренческой литературе. В "Санкхья-карике" аханкара определяется как примысливание-себя (абхимана) и в качестве эманата буддхи рассматривается как дальнейший источник эманации - 11 индрий (включая манас) и 5 танматр (ст. 24). Обе эманации соотносятся с преобладанием в аханкаре одной из гун: первая обусловливается доминированием саттвы, вторая-тамаса, обе вместе возможны благодаря активности раджаса (ст. 26). Комментаторы наглядно иллюстрируют место аханкары (как и других ментально-перцептивных начал) в опыте: вначале человек различает в темноте смутный силуэт посредством органа зрения, затем с помощью манаса постигает, чтоэто разбойник, и тогда аханкара примысливает: "Он идет прямо на меня!" (к ст. 30). В "Йога-сутрах" коррелят аханкары "яй ность" (асмита) является вторым (после незнания) по значимости фактором сансарного сознания (II. 3).

По "Брахмасутра-бхашье" Шанкары, аханкара - Атман в соединении с телом посредством неведения (авидья), и когда мы говорим, напр., что хорошо себя чувствуем, то подразумеваем именно эго (I. 1.4). Сурешвара принимает учение санкхьи о происхождении из аханкары индрий (автор "Манасолласы" даже различает саттвичного и тамасичного аханкару, из которых происходят антахкарана и материальные элементы), но дает ему новое определение и оценку: это начало, соединяющее атрибуты Атмана и неАтмана, есть корень всего зла, хотя и не находится в реальной связи с Атманом (Найшкармьясиддхи II. 46-53). Тотака меняет в сравнении с санкхьей порядок действия аханкары и индрий: вначале у субъекта возникает идея: "Я вижу", а уже затем орган зрения обращается к объекту (Шрутисарасамудахара 14-20).

В. К. Шохин

АХИМСА

АХИМСА, ахинса (санскр. aHmsâ-неубиение) -непричинение вреда всему живому в физическом, ментальном, эмоциональном и моральном планах. Центральная поведенческая норма в джайнизме, существенная в буддизме, важная в индуизме. Вероятно, впервые разработана в джайнизме, где названа первым из великих обетов, необходимых для задержания притока новых карм и исчерпания старых. В буддизме ахимса включена в перечень норм, обязательных для продвижения человека к нирване. В индуизме как норма праведного поведения всегда предписывается в литературе смрити.

Зарождение ахимсы допустимо связывать с неприятием ведийско-брахманистской практики жертвоприношения животных, постепенно замененных некровавыми приношениями. Положение о круговороте жизни существенно для принятия ахимсы, однако ошибочно отождествлять ее с требованием любви и сострадания к человеку или с "Золотым правилом". Все три религии видят в страдании сущностную характеристику человеческого существования и признают справедливым универсальность действия закона кармы. Ахимса понимается как дисциплинирующий элемент нормативного поведения отдельного человека, изначально способного на насилие. Ахимса никогда не выдвигалась в Индии как норма в межгосударственных отношениях; право государства на наказание нарушителя дхармы всегда признавалось легитимным.

В кон. 19-нач. 20 в. ахимсу впервые как принцип социально-политического действия использовал М. Г. Ганди; сам термин Ганди считал неадекватным и заменил его другим-сатьяграха (твердость в истине). А. Швейцер назвал ахимсу одним из важнейших событий интеллектуальной жизни человечества. Оптимизм 1920-40-х гг. относительно ахимсы как впервые найденного в Индии универсального способа решения конфликтов оказался безосновательным.

О. В. Мезенцева

АХУНДОВ

АХУНДОВ Мирза Фатали [30 июня (12 июля) 1812, Шеки, ныне Нуха-26 февраля (10 марта) 1878, Тифлис]- азербайджанский просветитель, писатель и драматург. Учился сначала в медресе, затем в русском уездном училище; в 1834-61 служил переводчиком в канцелярии царского наместника на Кавказе; преподавал персидский и тюркский языки в Тифлисском уездном училище. В публицистических и литературно-критических работах, апеллируя к разуму и здравому рассудку, к человеческой природе и свободе человека, обличал деспотизм, невежество, фанатизм и бедность, призывал к распространению науки и образованности, к развитию торговли и промышленности, к благоустройству государства и благосостоянию народа. Акцентировал мысль об отставании Азии от Европы, о необходимости прогресса и цивилизации на Востоке и реформировании ислама. Автор философского трактата "Три письма индийского принца Кемал-уд-Довле к персидскому принцу Джелаль-уд-Довле и ответ на них сего последнего" '(перевел его на русский и персидский языки), статей "Критика "Еккельме"", "Ответ философу Юму" и др. Общим принципом его философии был пантеизм, в рамках которого он развивал мысль об атомном строении Вселенной и ее естественных законах. Соч.: Избранное. М., 1956; Избр. филос. произв. Баку, 1982. Лит.: Мамедов Ш. Ф. Мировоззрение М. Ф. Ахундова. М., 1962; Ахмедов Э. М. Философия азербайджанского Просвещения. Баку, 1983; Садыхов АУ. М. Ф. Ахундов и русская литература. Баку, 1986. В. Ф. Пустарнаков

АЧИНТЬЯ-БХЕДА-АБХЕДА

АЧИНТЬЯ-БХЕДА-АБХЕДА (санскр. acintyabhedabhcda, букв. недвойственная двойственность, не могущая быть помысленной) - школа веданты. Основана бенгальским проповедником и философом, продолжателем т. н. "вишнуитского направления" в веданте ШриЧайтаньей (1486-1539). Согласно этому учению, между индивидуальными душами (джива) и Брахманом существует одновременно единство и различие, однако само это отношение не может быть помыслено логически или исчерпывающим образом сформулировано. Чайтанья опирается прежде всего на характерное для вишнуизма представление о бхакти, или любви, "сопричастности" Богу, соединяя его с поклонением Кришне как главному воплощению Вишну. В полном согласии с эротико-мистической поэзией альваров акцент в таком почитании смещается на любовный союз Кришны и его спутницы Радхи, однако для Чайтаньи важнейшим способом "проникновения" адепта в этот союз, участия в нем и подражания ему становится постоянное повторение (джапа-тайное проговаривание, повторение про себя) имени Бога. Поскольку с т. зр. школы сущность Бога и природа его соединения с душой остаются вечно непостижимыми, приближение к высшему началу возможно лишь в редкие моменты экстатического растворения в божестве. Именно Чайтанья ввел в кришнаитскую практику публичные "распевы" (санкиртана) гимнов и мантр, сопровождающиеся экстатическими плясками; именно для него многократное повторение имени Бога (одновременно шравана-слушание и киртана- воспевание) становится важнее любых теологических упражнений. Принципы такого приближения к Богу изложены Чайтаньей в сочинении "Шикшаштана", или "Восемь наставлений адептам". В дальнейшем последователи Чайтаньи стали почитать его как одно из земных воплощений Вишну, а современное "Общество Сознания Кришны", основанное Прабхупадой, числит Чайтанью своим предшественником и одновременно "золотой аватарой" Кришны.

Н. В. Исаева

АШАРИ

АШАРИ Абӯ ал-Х̣асан ‘Алӣ Ибн Исма‘ил, ал (873, Басра - 935, Багдад) - арабо-мусульманский религиозный философ, основатель и эпоним ашаритской школы калама. Учился у своего отчима ал-Джубба’ӣ (ум. 915), главы мутазилитов Басры. В 912-13 порвал с мутазилизмом, стремясь развивать калам в приемлемой для богословов-традиционалистов (’ахл ал-х̣адӣс) форме. Некоторое время спустя ал-Аш‘арӣ переехал в Багдад, где и прожил до своей кончины.

Из творческого наследия ал-Аш‘арӣ (ок. 100 сочинений) сохранилось лишь 6 произведений: большая доксографическая книга «Учения мусульман» («Мак̣алат ал-исламиййӣн»); «Послание к жителям прифронтового Баб ал-абваб [Дербент]» («Рисала ила ’ахл aс-саг̣р би-Баб ал-абваб»), содержащее краткое изложение теологического учения ал-Аш‘арӣи составленное, по-видимому, вскоре после его разрыва с мутазилизмом; «Очерки» («ал-Лума‘») - небольшой теологический трактат; «Вера» («ал-'Йман») - краткое сочинение о природе веры; «Разъяснение основ веры» («ал-Ибана ‘ан ’ус̣ӯл ад-дийана») - полемико-апологетический труд, написанный в традиционном духе и имеющий целью демонстрацию «правоверия» ал-Аш‘арӣперед ханбалитами, отказывавшимися признавать его приверженцем традиционалистской доктрины (этот факт, а также отсутствие упоминания о данном труде в авторитетных списках работ ал-Аш‘арӣ, служат доводами в пользу тезиса о его неаутентичности); «Одобрение занятия каламом» («Истих̣сн ал-хауд̣ фӣ ‘илм ал-калам», в некоторых списках фигурирует как «ал-X̣aсс ‘ала ал-бах̣с»), посвященное легализации философского дискурса и направленное против ревностных традиционалистов. Тонкие теоретические построения ал-Аш‘арӣ, а также его эпистемологические, онтологические и натурфилософские воззрения стали доступными лишь совсем недавно - после опубликования (Бейрут, 1987) Д.Жимаре сочинения Ибн Фурака, ученика ал-Аш‘арӣ, «Изложение учений ал-Аш‘арӣ», в котором приводятся фрагменты из многих не дошедших до нас его работ.

Сочинения:

The Theology of al-Ash’ari: the Arabic texts of al-Ash’ari’s Kitab al-Luma’ and Risalat Istihsan al-Khawd fi ‘ilm al-Kalam, with briefly annotated translations. Beyrouth, 1953;

Ал-Aшapu. О чем говорили люди ислама и в чем разошлись творившие молитву (фрагменты), пер. А.В.Смирнова. - В кн.: Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997;

Абу-л-Хасан ал-Ашари. Одобрение занятия каламом, введение, пер. с араб. и комм. Т.Ибрагима. - В кн.: Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. М., 1998.

Литература:

Gimaret D. La doctrine d’al-Ash‘ari. P., 1990.

T.Ибрагим

АШАРИЗМ

АШАРИЗМ - см. Калам.

АШ-ШАХРАСТАНИ

АШ-ШАХРАСТАНИ - см. Шахрастани.

АЭТИЙ

АЭТИЙ ('Αέτιος), согласно концепции Г. Дильса-автор единственного сохранившегося полностью доксографического (см. Доксографы) компендия "Свод мнений", составленного ок. 100 и реферирующего "Физические воззрения" греческих философов от Фалеса до Ксенарха (современник Августа). Текст Аэтия реконструирован Дильсом в 1879 из двух редакций: 1-й книги "Физических эклог" (выборок) Иоанна Сгобея (нач. 5 в.) и дошедшего под именем Плутарха "Компендия физических мнений философов" в 5 книгах (лат. сокращение "De Placitis Philosophorum", или просто "Placita" - "Мнения"; составлен ок. 150), а также цитат гл. о. у патриотических авторов. После Дильса до недавнего времени было принято цитировать уже не Стобея и Псевдо-Плутарха, а Аэтия по сводному тексту. Однако имя Аэтия засвидетельствовано очень плохо (только у церковного писателя 5 в. Феодорита, нередко путающего имена), атрибуция и датировка Дильса ненадежна; на сводный текст следует поэтому ссылаться как на "Мнения философов". Возможно, автором их был философский учитель Августа Арий Дадим. В любом случае их следует датировать 2-й пол. 1 в. до н. э. Согласно Дильсу, для периода от Фалеса до Платона "Мнения философов" используют материал "Физических мнений" Теофраста и в своей композиции отражают их структуру: первоначала (кн. 1), космология (кн. 2), метеорология (кн. 3), психология (кн. 4), эмбриология и физиология (кн. 5).

Издания. Сводный текст: Diels ff. Doxographi Graeci. Beroluu, 1879, p. 267-444. Редакция Стобея: Stobaeus I. Anthologiura, rec. C. Wachsmuth et 0. Hense, v. l. Berolini, 1884 (Printed in Germany, 1958). Редакция Псевдо-Плутарха: Plutarchi Moralia, ed. J. Mau, v. 5, fasc. 2, p. l. Lpz., 1971.

А. В. Лебедев

АЮРВЕДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЯТАНЫ

АЯТАНЫ - см. Дхармы.

Предыдущая страница Следующая страница