Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАА"-"БАХ")
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БАЗАР (Bazard) Сент-Аман (19 сентября 1791, Париж29 июля 1832, Куртри)-французский социалист, ученик и последователь Сен-Симона. Был одним из лидеров движения карбонариев 'во Франции; проникшись идеей республиканского правления, создал лигу "Друзей истины", опубликовал множество статей и брошюр по политическим вопросам. Вместе с Анфантеном издавал журнал "Производитель" (1825). Кавалер ордена Почетного легиона (1815). Базар утверждал, что частная собственность является причиной эксплуатации. Для ее уничтожения необходимо отменить право наследования и сделать собственность государственной. Общественная наука должна оценить произошедшие в обществе изменения и восстановить те ядления общественной жизни, принципы и природа которых пребывают неизменными. По Базару, главным и неизменным элементом общественного порядка является общая вера, догма, принцип организации общества, власть. Вместе с Анфантеном издал "Манифест к французам" (1830), в котором они выступили за отмену всех привилегий и с проповедью принципа "от каждого-по способностям, каждому-по труду". Соч.: Изложение учения Сен-Симона. М.-Л., 1947. M. M. Федорова |
БАЗАРОВ (наст. фам. Руднев) Владимир Александрович 27 июля (8 августа) 1874, Тула-16 сентября 1939] -русский публицист, экономист и философ. Окончил Тульскую гимназию, в 1892-95 учился на физико-математическом факультете Московского университета. С 1895 в социал-демократическом движении, с 1904-большевик, затем сблизился с меньшевиками. В 1922-30 работал в Госплане СССР, занимался переводами философской и художественной литературы. Арестовывался в 1930 и 1937, погиб в заключении. Базаров-сторонник т. н. "философии пролетарской борьбы" (именовалась также "философия действия", "философия практики", "философия коллективизма"), рассматриваемой в качестве познавательного орудия в производственно-трудовой борьбе за овладение силами окружающей человека природы и общественной среды, за изменение исторического развития путем ^активного вмешательства индивидов, партий и классов. Исходя из такого понимания философии, главной своей задачей считал критику "пассивно-созерцательной" "идеалистической метафизики", "отвлеченного идеализма" (И. Кант, Вл. Соловьев, Н. Бердяев), "догматического", "субстанционалистского", "иероглифического" материализма (Г. В. Плеханов, Л. Аксельрод), "самокопийного" материализма (т. е. теории отражения В. И. Ленина), а также некоторых идей Ф. Энгельса. В обоснование своей "философии действия" апеллировал к одиннадцатому тезису Маркса о Фейербахе, одновременно считая своими философскими авторитетами "критических позитивистов" Э. Маха и Р. Авенариуса. Базарову принадлежит перевод на рус. яз. "Капитала" К. Маркса (совм. с И. И. Скворцовым-Степановым). Соч.; Авторитарная метафизика и автономная личность.-В сб.: Очерки реалистического мировоззрения. СПб., 1904; Мистицизм и реализм нашего времени.-В сб.: Очерки по философии марксизма.-СПб., 1908; К вопросу о философских основаниях марксизма.-В сб.: Карл Маркс. К 25-летию со дня смерти (1883-1908). СПб., 1908; "Богоискательство" и "богостроительство", "Вершины", 1909, кн. 1, с, 331-363; Материал коллективного опыта и организующие его формы.-В сб.: Очерки философии коллективизма, сб. 1. СПб., 1909; Судьбы русского "идеализма" за последнее десятилетие,- В сб.: Из истории новейшей русской литературы. М., 1910. Лит.: Плеханов Г. В. О книге Э. Бугру.- Он же. Избр. филос. произв., т. 3. M., 1957, с. 516-20. В. Ф. Пустарнаков |
БАЗИС И НАДСТРОЙКА - понятия марксистского учения об обществе, обозначающие первичную и вторичную структуры общественной формации (см. Формации общественные) и соответствующих конкретных обществ. Базис формации - совокупность экономических, т. е. общественных производственных, отношений определенного исторического типа; совокупность экономических отношений всех ее общественных укладов (см. Производительные силы и производственные отношения). Надстройка - это совокупность социальных, прежде всего политических и правовых, отношений и форм общественного сознания. Различаются две части надстройки: политико-юридическая и идейная, представляющая философские, социологические, политические, юридические, этические, религиозные и др. учения. В духовной жизни общества такие учения наделены идеологическим статусом, т. е. непосредственно участвуют в формировании идеологических отношений и их институциональных форм-правовой системы, государственных и общественных учреждений и организаций и др. В ходе взаимодействия базис и надстройка - причина и следствие-меняются местами. Базис определяет надстройку, а последняя не только отражает и закрепляет базис, но и создает (или тормозит) нормативно-правовые условия его развития. В современном мире проблемы государственного регулирования экономики (т. е. обратного влияния надстройки на базис) приобретают универсальное значение. Ю. К. Плетников |
БАКРАДЗЕ Константин Спиридонович (24 ноября 1898-28 апреля 1970)-грузинский философ. Окончил Тифлисскую гимназию и философский факультет Тбилисского университета (1922); в 1922-25 продолжал учебу в Германии, занимался, в частности, в семинарах Э. Гуссерля. С 1940 заведующий кафедрой логики Тбилисского университета; доктор философских наук. Автор трудов по истории западной философии (работы о диалектике в немецком идеализме, о системе и методе философии Гегеля, о современной философии), по истории и теории марксистской философии (работы о философских предшественниках марксизма, об основных чертах марксистского диалектического метода и философского материализма, о ленинской теории отражения) и логике. Особенный резонанс в советской философской литературе вызвала логическая концепция Бакрадзе, согласно которой нет двух логик-формальной и диалектической, есть одна логика, тогда как дисциплина "диалектическая логика"-это метод познания в марксистской теории, а не наука о правильном мышлении. Немецкую классическую философию трактовал как единый диалектический процесс, в котором отдельные системы составляют моменты целого. Соч.: Избр. филос. труды, т. 1-4. Тбилиси, 1973-81; К вопросу о соотношении логики и диалектики.- "ВФ", 1950, № 2; Логика. Тбилиси, 1951; Очерки по Истории новейшей и современной буржуазной философии. Тбилиси, 1960; Система и метод философии Гегеля. Тбилиси, 1960. Лит.: История философии в СССР. М., 1988, т. 5, кн. 2, с. 364, 367-70. В. Ф. Пустарнаков |
БАКУНИН Михаил Александрович (18 (30) мая 1814, усадьба Премухино Тверской губернии -19 июня (1 июля) 1876, Берн, Швейцария] - русский философ, публицист, один из идеологов революцконного народничества и анархизма. В 1829-34 учился в Артиллерийском училище в Петербурге. По окончании его недолго служил в армии, в 1835 вышел в отставку, в 1840 уехал за границу. Участник европейских революций 1848 и 1849, сражался на баррикадах в Праге и Дрездене. В 1849 арестован, в 1851 выдан российским властям. В 1851-57 в Петропавловской крепости, с 1857 в ссылке, в Сибири. В 1861 совершил побег и через Японию и Соединенные Штаты прибыл в Европу. Принимал участие в работе Интернационала, но в 1872 исключен из него за раскольническую деятельность. философские взгляды Бакунина развивались от романтического неприятия действительности к гегельянскому примирению с ней, затем к материализму и атеизму, к построению социальной философии, где в качестве основных рассматриваются такие законы общества, как социальная солидарность и свобода. Неотъемлемый компонент свободы - бунт. По мнению Бакунина, народ вполне дозрел до социального переворота и готов его немедленно совершить. Нужен лишь сигнал, чтобы начать восстание. Ожидаемый революционный взрыв покончит с государством - главным орудием социального угнетения, и освобожденные народные массы сумеют в соответствии с имеющимися в их среде идеалами построить новое общество. Бакунин выступал против государственности как зла. Идеалом общественного устройства считал свободную федерацию самодеятельных общин. Соч.: Собр соч. и писем, т. 1-4. M., 1934-35; Избр. соч., т. 1-5. Пб.-М., 1919-21; Философия. Социология. Политика. М., 1989. Лит.: Степям Ю. М. Бакунин, т. 1-4. M., 1926-27; Пчрумова H. Бакунин. M., 1966. А. Д. Сухов |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БАЛЛАНШ (Ballanche) Пьер-Симон (4 августа 1776, Лион-9 июня 1847, Париж)-французский философ, представитель христианского социализма. С 1816 жил в Париже. Согласно Балланшу, общество первично по отношению к индивиду, однако оно заботится только о внешней стороне бытия человека, заботу же о его внутреннем мире берет на себя религия. Идеи мистиков (Бёме, Сведенборга) о пророках, наделенных даром духовного видения и нравственного преображения, Балланш попытался соединить с развитой Кондорсе концепцией прогресса. В социальном прогрессе он усматривал действие Провидения, посылающего человеку испытания ради его совершенствования. В "Опыте об общественных установлениях в их отношении к новым идеям" (Essai sur les institutions sociales dans leur rapport avec les idées nouvelles, 1817) он отстаивал ценность новых литературных норм, новых нравов и убеждений, в "Опытах социальной палингенезии" (Essai de Palingénésie sociale. P., 1827-29) Балланш предсказывал "начало новой эры", коренного перерождения мира. Характерным для него является культ чувства и чувствительности, искусства как синтезирующего знания, апология свободы и демократии. Его воззрения оказали значительное влияние на Ламенне, Леру, Анфантена, Сен-Симона. Соч.:. В рус. пер.: О чувстве. Опыт об общественных установлени.ях.-В кн.: Эстетика раннего французского романтизма. М., 1982, С. 33-94. . An .: Fraimei H. Essai sur la philosophie de P.-S. Ballanche. P., 1902. M. M. Федорова |
БАНДХА (санскр. bandha-закабаление)-четвертая из семи категорий джайнской философии, означающая результат инфильтрации кармической материи в дживу, благодаря которой у дживы, действующей в симбиозе с соответствующим психофизическим организмом, теряются се изначальные свойства. По "Таттвартхадхигама-сутре" непосредственные причины бандхи -ложные воззрения, нарушения нравственных правил, беспечность, омраченность и активность (VIII. 1). В связи с этим различаются 5 "реализованных" карм, препятствующих познанию, 9 препятствующих "воззрению", 2 кармы чувственного, 28 "искажающих" карм, 4 кармы продолжительности жизни, 42 кармы "свойств", 2 кармы семьи, 5 карм, задерживающих действие (МП. 6-14). Задача джайнского адептавозвращение души через избавление от бандхи к ее исходному состоянию. В комментариях к "Санкхья-карике" 44 различаются три вида бандхи: у тех, кто принимает за Пурушу, соответственно, Пракрита, ее эманаты и надеются на накопленные "обрядовые заслуги". В. К. Шохин |
БАНЗЕН (Bahnsen) Юлиус (20 марта 1830, Тондерн, Германия-7 декабря 1881, Лауэнбург)-немецкий эстетик. Изучал философию у Т. Фишера, с 1858 преподаватель гимназии в Лауэнбурге. Будучи последователем Шопенгауэра и полагая, что слепая воля-единственная реальность, он пытался ее индивидуализировать и показать ее распадение на множество отдельных воль, имеющих противоречивый характер. Ядром действительности является противоречие. "Реальная диалектика", которая развивается Банзеном, приводит к метафизическому плюрализму и индивидуализму. Противоречия между индивидуальными волями И внутри каждой из воль не могут быть разрешены. В этом-исток его этико-эстетического анализа трагического, понимаемого как основная характеристика бытия. Прекрасное-видимость примирения противоречий, а соединение прекрасного и трагического представлено в юморе, где дух возвышается над волей и обладает совершенной ясностью о противоречиях и трагичности мира. Нравственность предполагает действия индивида, который исходит из своей воли, но одновременно согласуется с волей других людей. Мир представляет собой борьбу противоположных начал, а мир человека-борьбу противоположных мотивов. С этим анализом противоречивых мотивов связана развиваемая Банзеном характерология. Соч.: Beiträge zur Charakterologie, Bd. 1-2. Lpz., 1867; Das Tragische als Weltgesetz und der Humor als ästhetische Gestalt der Metaphysik. Lauenbuig, 1877; Der Widersprach im Wissen Und Wesen der Welt, Bd. 1-2. В., 1880-81; Wie ich wurde, was ich ward. Münch., 1905. Лит.; Fechter P. Grundlagen der Realdialektik. Münch., 1906. , А. П. Огурцов |
БАНФИ (Banfi) Антонио (30 сентября 1886, Вимеркат, Милан-22 июля 1957, там же) ^-итальянский философмарксист. С 1904г. учился в Королевской научно-литературной академии, которую окончил с дипломом по специальности романская филология. Степень доктора философии (1910) получил за исследование, посвященное философии Бугру, Ренувье и Бергсона. Затем учился в университете Фридриха Вильгельма в Берлине. Испытал воздействие философии Зиммеля и Дильтея, но особенно сильное влияние на него оказала феноменология Гуссерля, с которым его связывала глубокая дружба. Банфи вел активную общественную и политическую деятельность: боролся против фашизма в рядах итальянского Сопротивления, был членом ЦК ИКП, сенатором Итальянской Республики. В первой своей работе "Философия и духовная жизнь" (1922) Банфи дал анализ фундаментальных философских проблем (онтологических, гносеологических, нравственных) с точки зрения феноменологического метода. В работах "Логические исследования Э. Гуссерля" (1922) и "Чистая феноменология Э. Гуссерля и идеальная автономия теоретической сферы" (1923) показал значение феноменологии для выработки новой рационалистической философии. В программном философском произведении "Принципы теории разума" (1926) Банфи разрабатывает метод "критического рационализма", ориентированный на раскрытие конкретной структуры реального, на исследование конкретной реальности, ее противоречий и антиномических отношений между человеком и миром, реальной и духовной жизнью, природой и культурой. В последующие годы Банфи применяет метод "критического рационализма" к различным сферам культуры-эстетике, морали, литературе и др. Банфи преподавал в лицеях Ланчано, Урбино, Иези, Александрии, Милана, в Королевском высшем педагогическом институте Флоренции, в университетах Генуи и Милана, где он читал лекции по философии и эстетике. Вокруг Банфи собралась группа учеников и последователей, составивших ядро будущей "школы Банфи" (Д. Формаджо, Э. Пачи, Д. Прети, Л. Раньони, Л. Анчески и др.). Философия Банфи оказала заметное воздействие на современную итальянскую и европейскую философию. Соч.: La ricereà délia realtà. Firenze, 1959; Saggi sul maixismo. Roma, 1960; La problematica dell'educazione e il pensiero pedagogico. Firenze, 1961; Ι problemi di una estetica filosofia. Milano-Firenze, 1961; Vita di Galileo Galilei. Milano, 1962; Studi sulla filosofia del Novecento. Roma, 1965; La filosofia e la vita spirituale. Roma, 1967; Principi di una teoria délia ragione. Roma, 1967; Scritti letterari. Roma, 1970; La crisi délia civiltà borgeze e il marxismo. Firenze, 1977; Избранное. M., 1965; Философия искусства. M., 1989. Лит.: Antonio Banfi e il pensiero contemparaneo. Atti del convegno di studi banfiani. Reggio Emilia, 13-14. Maggio, 1967. К. М. Долгов |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БАР ХИЙЙА, рабби Авраам (лат. Abraham Judaeus, или Savasorda, арабское название его чина в Барселоне) (ок. 1065, Сория-между 1136 и 1143, Барселона) - еврейский философ-неоплатоник, астроном, математик, библейский экзегет. Знакомя еврейские общины севера Испании и юга Франции с культурой испанских арабов, одним из первых перешел с арабского на иврит. Сотрудничал с Платоном де Тиволи в переводах с арабского и иврита на латынь. Ему принадлежат сочинения "Расчет пути звезд", "Форма земли", календарь ("Книга интеркаляций"), космография (география), "Книга основ познания", философские трактаты "Книга откровенного знания" и "Книга созерцаний души". Бар Хиййа видит в формах вселенной ступенчатую, но не натуральную, а целенаправленно-волевую эманацию из мира света через мир начал, ум и вселенскую душу вплоть до вещей. Человеческая душа состоит из разумной, похотливой и гневливой частей; грех возникает от тяготения высшей части к низшим; избавление от него дано лишь избранному народу. Исторично не только человечество, чьи три эпохи отмечены сотворением Адама, законодательством Моисея и грядущим приходом Мессии, но и природа, с переходом от потенции к акту полнящаяся смыслом и нравственностью. Соч.: The meditation of the sad soul, trad. G. Wigoder. N.Y., 1969. Лит.: Stitsrin L. D. Judaism as a philosophy: The philosophy of Abraham bar Hiyya. Brooklyn (N.Y.), 1960. В. В. Бибихин |
БАРДИЛИ (Bardili) Христоф Готфрид (18 мая 1761, Блаубейрен - 5 июня 1808, Мергельштеттен) - немецкий философ. Критиковал Канта за трактовку мышления исключительно как субъективной способности познания. В своей системе "чистого", или "рационального", реализма развивал идею, согласно которой мышление существует независимо от субъекта в качестве особой бессубстанциальной "мировой логики" и ее "реальных идей", или онтологических первообразов. Пронизывая все сущее, это мышление образует восходящий ряд вещей: от бессознательной материи и живых организмов до человеческого сознания, где мышление впервые только и становится субъективной способностью. Ее познавательное применение обусловлено чувственными впечатлениями, доставляющими содержание представлений. Способность мышления стремится растворить и преодолеть это содержание, превратить его в ясные и необходимые понятия о вещах, которые позволяют вспомнить и довести до сознания "реальные идеи", или первообразы вещей. Однако как в самих вещах, так и в содержании познания сохраняется некий иррациональный остаток, темное и бессознательное начало, непроницаемое для сознания и понятий и потому исключающее их совпадение с вещами, т. е. исключающее тождество мышления и бытия. Соч.: Epochen der vorzüglichen philosophischen Begriffe. Halle, 1788; Allgemeine praktische Philosophie. Stuttg., 1795; Ursprung des Begriffs von der Willensfreiheit. Stuttg., 1796; Über die Gesetze der Ideenassoziationen. Tub., 1796; Grundriß der ersten Logik... Stuttg., 1800; Philosophische Elementarlehre, Bd. l-2. Münch., 1802-1806; Chr. G. Bardilis und K. L. Reinholds Briefwechsel über das Wesen der Philosophie. Münch., 1804. Лит.: Karsch F. Chr. G. Bardili. Der Vertreter des logischen Realismus im Zeitalter des deutschen Idealismus. Marburg, 1923 [Diss.]; Idem. Chr. G. Bardilis logischer Realismus.-"Kant-Studien", Bd. 30, 1925, S. 437-452; Reininser R. Kant. Seine Anhänger und seine Gegner. Münch., 1923, S. 284-286. В. А. Жучков |
БАРРЕТ (Barren) Уильям (30 декабря 1913, Нью-Йорк 8 сентября 1992, Территаун, штат Нью-Йорк)-американский философ и историк философии. Баррет одним из первых представил европейскую философию экзистенциализма американской аудитории ("Что такое экзистенциализм?"-"What is Existentialism?", 1947). Позже он создал свою концепцию в рамках философии экзистенциализма. В центре его творчества-проблема отчуждения. Отчуждение в современном обществе проявляется, по Баррету, в разрушении аутентичности личности, утрате индивидом своего "подлинного Я", а также в ощущении бессмысленности существования. Вслед за Ясперсом он считает, что основной источник отчуждения - это превращение техники в самодовлеющую силу и разложение личности на множество технических функций. Одним из источников отчуждения выступает и рационалистическая философия. Баррет полагал, что Платон и Аристотель придали разуму уникальную способность постижения истины путем отделения от нее мифических, религиозных и поэтических элементов, с которыми она прежде была неразрывно связана. От греческой философии (прежде всего аристотелевской логики) берут начало европейская наука и зависимость мышления от абстрактных моделей мира. Принятие установок рационализма, концепций объективной истины, а также объективного времени, пространства и причинности заставляет человека жить не по аутентичным законам его внутреннего мира, а по законам чуждой ему научной картины мира. Так, Декарт перенес на философию методы науки, распространив их на всю сферу человеческого знания. В результате возник "технологический" дух западной цивилизации, а рациональность стала "безумной". "Шизофрения технологической культуры" кажется всепоглощающей. Но человека невозможно полностью разложить на функции и составляющие. Всегда остается "нерастворимый" иррациональный остаток. Человек внутренне свободен, но только в лоне "технологической" культуры он этого не осознает. "Технологический" дух, по Баррету, не следует развивать дальше, его следует преодолеть. В 20 в. экзистенциализм в философии и модернизм в искусстве отражают духовный кризис, порожденный расколотостью человеческого духа, отчужденностью человека от мира, от других людей и от самого себя. Экзистенциализм и модернизм бросают вызов тому абстрактному и упрощенному взгляду на человека, который берет начало в картезианстве и продолжается в марксизме, позитивизме, бихевиористской психологии, а также в других выражениях "технологического" духа. Для современного западного человека в его повседневной жизни, согласно Баррету, спасением может стать личностное мировосприятие и глубоко индивидуальное общение. Соч.: Irrational Man: A Study of Existential Philosophy. N.Y., 1958; Time of Need: Forms of Imagination in the XX - th Century. N.Y., 1972. The Illusion of Technique. N.Y., 1978; Death of the Soul: From Descanes to the Computer. N.Y., 1982. Г. П. Лчфшцева |
БАРСОВ Антон Алексеевич (1730, Москва-21 января 1791, там же)-русский философ, лингвист, переводчик, педагог. Учился в Славяно-греко-латинской академии и в Петербургском Академическом университете. В 1753 стал магистром философии и свободных наук и оставлен при Академии для чтения лекций по математике и переводов "ученых" сочинений. Ординарный профессор красноречия Московского университета (с 1761). Почетный член Йенского латинского общества, действительный член Российской Академии (1783). Речью "О употреблении красноречия в Российской империи" начал 30-летний курс лекций, в который включал комментарии к сочинениям Цицерона, Вергилия, Платона, Горация и Теренция. Главный труд Барсова "Краткие правила российской грамматики" (1771) служил основным учебником русского языка в течение многих лет. Барсов много переводил (в т. ч. раздел о метафизике из "Энциклопедии" Д. Дидро), писал, произносил актовых речей ("Собрание речей...", 1788), проводя мысль о том, что философия "приобучает разум к твердому познанию истины... испытует естество Божие, рассматривает силы и свойства наших душ и из того определяет наши должности в рассуждении Творца нашего". В советской историографии делались неправомерные попытки оценки философского и педагогического творчества Барсова в русле просветительских и материалистических идей. Соч.: Речь магистра Антона Барсова, говоренная при Московском университете сентября 6 дня 1760.-В кн.: Сухомлинов М. И. История Российской Академии. СПб., 1878, в. 4. Лит.: Кулябко Е. С. Замечательные питомцы Академического университета. Л., 1977. А. И. Абрамов |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БАТÁЙ (Bataille) Жорж (10 сентября 1897, Бийо - 8 июля 1962, Париж) - французский философ, писатель, экономист. С 1924 сотрудник французской Национальной библиотеки. Редактор журнала «Documents» (1924-30), «Critique» (основан в 1946) и др. В основе философского творчества Батая лежит своеобразное преломление идей Гегеля (в частности, его концепции господина и раба) сквозь призму ницшеанства. Господин, по Гегелю, - тот, кто постоянно рискует жизнью, пребывая в «для-себя-бытии», которое не привязывается к наличному бытию, хотя и зависит от истории, труда и тех, кто трудится. Сохранять жизнь, поддерживать себя в ней, относиться к смерти с уважением в момент, когда ей надо заглянуть в лицо, - таково, по Батаю, условие воспроизведения господства, да и всей истории, которую господство только и делает возможным. Этому миру господства внеположна только абстрактная негативность неопосредованной смерти. Делая основной для своей концепции мыслительный ход, в долговременной перспективе ведущий к выходу за пределы философии, Батай объявляет абсолютную негативность смерти (а также экстаза, желания без цели и т.д.) чистой позитивностью, существующей до представления, или суверенностью. Суверенность, внеположная знанию как миру опосредования и воспризнания, опирается, по его утверждению, на чистую случайность, или «игру сингулярностей». Отсюда Батай выводит и невозможность философствования как особого жанра, отграниченного от других жанров посредством критериев, устанавливаемых априорным путем, и включенность философствования в другие семиотические практики - литературную, художественную, этнологическую. Сущность того, к чему стремился Батай, можно определить как «ускользание от определения». Тем самым он «ускользал» и от авторства как «маски», прирастание которой превращает человека в какого-то определенного индивида - в философа или писателя, экономиста или нумизмата, но не позволяет совмещать эти «амплуа». Сочинения: Théorie de la religion. P., 1948; L’Erotisme. P., 1957; La Somme athéologique. P., 1972; в рус. пер.: Сад и обычный человек; Суверенный человек Сада. - В кн.: Маркиз де Сад и XX век. М, 1992; Из «Внутреннего опыта». - «Ступени». Философский журнал (СПб.), 1994, № 2(9); Гегель, смерть и жертвоприношение. - В кн.: Танатология эроса. СПб., 1994. М.К.Рыклин |
БАТАЙ (Bataille) Жорж (10 сентября 1897, Бийо - 8 июля 1962, Париж) - французский философ, писатель, экономист. С 1924 сотрудник французской Национальной библиотеки. Редактор журнала "Documents" (1924-30), "Critique" (основан в 1946) и др. В основе философского творчества Батая лежит своеобразное преломление идей Гегеля (в частности, его концепции господина и раба) сквозь призму ницшеанства. Господин, по Гегелю, - тот, кто постоянно рискует жизнью, пребывая в "для-себя-бытии", которое не привязывается к наличному бытию, хотя и зависит от истории, труда и тех, кто трудится. Сохранять жизнь, поддерживать себя в ней, относиться к смерти с уважением в момент, когда ей надо заглянуть в лицо, - таково, по Батаю, условие воспроизведения господства, да и всей истории, которую господство только и делает возможным. Этому миру господства внеположна только абстрактная негативность неопосредованной смерти. Делая основной для своей концепции мыслительный ход, в долговременной перспективе ведущий к выходу за пределы философии, Батай объявляет абсолютную негативность смерти (а также экстаза, желания без цели и т. д.) чистой позитивностью, существующей до представления, или суверенностью. Суверенность, внеположная знанию как миру опосредования и воспризнания, опирается, по его утверждению, на чистую случайность, или "игру сингулярностей". Отсюда Батай выводит и невозможность философствования как особого жанра, отграниченного от других жанров посредством критериев, устанавливаемых априорным путем, и включенность философствования в другие семиотические практики - литературную, художественную, этнологическую. Сущность того, к чему стремился Батай, можно определить как "ускользание от определения". Тем самым он "ускользал" и от авторства как "маски", прирастание которой превращает человека в какого-то определенного индивида - в философа или писателя, экономиста или нумизмата, но не позволяет совмещать эти "амплуа". Соч.: Théorie de la religion. P., 1948; L'Erotisme. P., 1957; La Somme athéologique. P., 1972; в рус. пер.: Сад и обычный человек; Суверенный человек Сада. - В кн.: Маркиз де Сад и XX век. М., 1992; Из "Внутреннего опыта". - "Ступени". Философский журнал (СПб.), 1994, № 2(9); Гегель, смерть и жертвоприношение. - В кн.: Танатография эроса. СПб., 1994. M. К. Рыклин |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БАТИЩЕВ Генрих Степанович (21 мая 1932, Казань31 октября 1990, Москва) - российский философ. Закончил философский факультет МГУ (1956). Работал старшим научным сотрудником Института философии РАН, где защитил докторскую диссертацию "Диалектический характер творческого отношения человека к миру" (1989). В философских исканиях обращался к марксизму, гегельянству, различным концепциям современного Запада и Востока. Свое философское развитие он определял как переход от субстанциализма к антисубстанциализму, а после преодоления последнего-к теории межсубъектности общения и творчества. Именно последняя позволила ему раскрыть диалектику творческого отношения человека к миру как отношения "над-деятельностного", ценностного, дать критику философского субстанциализма, деятельностного подхода и разного рода активистских концепций (как натуралистских, так и субъективистских). С этих позиций субъект-объектные отношения истолковываются им в качестве компонента межсубъектных, выявляются разные типы социальных связей (органические, атомистические, гармонически-полифонические), иерархия уровней отношения человека к миру и структура личностного мира субъекта. В поздних работах Батищева отношение человека к диалектике универсума и проблематика глубинного общения получают религиозную интерпретацию (с позиций православия). Философско-антропологическая концепция была для Батищева основанием для разработки проблем этики и философии образования. В последние годы жизни большое внимание уделял исследованию философско-аксиологических аспектов культуры, вопросов надцивилизационного статуса культуротворчества, регулятивных образований в культуре, "другодоминантности" в явном и виртуальном общении. Существен вклад Батищева в стратегию воспитания через реализацию принципов нового педагогического мышления, заложенных в обновленной школе. Воспитание в такой школе предполагает осуществление драматизации всей истории культуры, всех ее альтернатив, что позволит через свободу выбора привести обучаемого "к полифонически-сопричастному единению с каждым другим". Сот.: Противоречие как категория диалектической логики. М., 1963; Введение в диалектику творчества. СПб., 1997. Лит.: Некролог. Ступени самообретения. М., 1992; Лекторский В. А. Генрих Степанович Батищев и его "Введение в диалектику творчества".-В кн.: Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб., 1997. И. К. Кучмаева |
БАТУРИН Пафнутий Сергеевич (1740-23 октября 1803, Минск) - русский писатель и философ. С 1754 по 1781 (с перерывами) служил в армии, в отставку вышел в чине подполковника. В 1760-е гг. предпринял путешествие ло Европе с образовательными целями. Занимал видные по сты в Калужском и Тульском губернских правлениях, служил на Украине и в Воронеже. Автор драматических произведений, переводов и басен. Батурин вошел в историю русской философии благодаря трактату "Исследование книги о заблуждениях и истине" (1788, изд. 1790), направленному против вышедшей в 1785 в русском переводе книги французского мистика Сен-Мартена "О заблуждениях и истине". Батурин критикует Сен-Мартена за то, что его "заблуждения" "расстраивают общественный образ жизни и состояние", а тем самым не способствуют "пользе человеческого рода". Батурин свободно ориентируется в основных направлениях западноевропейской научной мысли 1740-70-х гг., восхваляет ученость и прогресс наук. Он призывает читателей доискиваться "доказательств ощутительных", "опытных", стремиться к "всевозможной ясности", бороться с "метафизическими вымышлениями". Соч.: Исследование книги о заблуждении и истине.-В кн.: Избр. произв. русских мыслителей 2-й пол. 18 в., т. 2. М., 1952. А. В. Панибратцев |
БАУМГАРТЕН (Baumgarten) Александр Готлиб (17 июля 1714, Берлин-26 мая 1762, Франкфурт-на-Одере) - немецкий философ, основатель эстетики как самостоятельной дисциплины. Учился в Галле у X. Вольфа, профессор университетов в Галле (с 1737) и во Франкфурте-на-Одере (с 1740). Его теоретическое наследие изучено недостаточно. Философию он определял как науку о качествах вещей, постигаемых независимо от веры; различал философию теоретическую (метафизика и физика) и практическую (этика, философия права, учение о сомнении и учение о выражении). Гносеология, которая предшествует метафизике, разделяется на эстетику (учение о чувственном познании) и логику (учение о рациональном познании); эстетика (Баумгартен ввел сам термин) разделяется им на теоретическую и практическую части. Теоретическая часть эстетики должна была охватить 1) эвристику, 2) методологию и 3) семиотику. Написана была лишь эвристика. Эстетику Баумгартен определил как науку о красоте, совершенстве и усовершенствовании чувственного познания, отождествив при этом понятия "прекрасное", "чувственное" и "совершенное". Три основных компонента эстетического совершенства-мыслительное содержание, порядок, выражение. Чувственность Баумгартен трактовал очень широко, относя к ней память, остроумие, интуицию, восхищение, воображение, фантазию. Он ввел понятие "эстетической истины", постигаемой благодаря "аналогиям разума", в противовес "логической истине", схватываемой в отчетливых представлениях, и понятие возвышенного, развитого потом И. И. Винкельманом и И. Кантом. В рамках категории эстетического "величия" (magnitude) обсуждал вопрос об отношении искусства и морали. Согласно Баумгартену, задача искусства не должна ограничиваться обучением добродетели посредством примеров: искусство само должно воспитывать красотой. Баумгартен осуществил большую работу в области философской терминологии. Он ввел понятия "субъективный" и "объективный" в современном значении, а также термины "в себе" ("само по себе") и "для себя". Соч.: Aestetica, pt 1-2, Traiecti cis Viadrum, 1750-58; Metaphysics. Halle Magdeburgicae, 1739; Texte zur Grundlegung der Ästhetik, hrsg. v. H. R. Schweizer. Hamb., 1983; в рус. пер.: В кн.: История эстетики, т. 2. М., 1964, с. 449-65. Лит.: Самсонов И. В. История эстетических учений, ч. 2. M., (б. г.], с. 99-111; Асмус 6. Φ. Немецкая эстетика XVIH в. М., 1963, с. 3-56; иарскии И. С. Философско-эстетические идеи Баумгартена как один из стимулов теоретического развития Канта.-В кн.: Кантовский сборник, вып. 10. Калининград, 1985, с. 40-51. 3. Г. Матюшенко |
БАУР (Baur) Фердинанд Христиан (21 июня 1792, Щмилден-2 декабря I860, Тюбинген)- немецкий теолог, с 1826-профессор Тюбингенского университета, глава Тюбингенской критико-теологической школы. Испытал влияние Шлейермахера и Гегеля. Основной предмет его исследований-раннее христианство, которое он стремился изучать научными методами, в частности принадлежность посланий св. Павлу, основные этапы церковной историографии, которая рассматривается под углом зрения борьбы противоположных течений-гностицизма, монтанизма и др. Учениками Баура были Д. Штраус, Э. Целлер, К. Планк, О. Пфлейдер и др. Соч.: Symbolik und Mythologie oder die Naturreligion des Alterthums, Bd. 1-3, 1824-25; Paulus der Apostel Jesu Christi, Bd. 1-2, 1845; Die christliche Gnosis. Tub., 1835, Die christliche Lehre von der Dreieinigkeit und Menschwerdung Gottes in ihrer geschichtlichen Entwicklung, Th. 1-3. Tub., 1841-43; Die Epochen der kirchlichen Geschichtsschreibung. Tub-, 1852; Die christliche Kirche des Mittelaltera. Tub.. 1861; Kirehengeschichte des 19. Jahrhunderts. Tub., 1862. Лит.: Лебедев А. Д. Церковная историография в главных ее представителях с 4 до 20 в. СПб., 1903. А. П. Огурцов |
БАУЭР (Bauer) Бруно (6 сентября 1809. Эйзенберг, Тюрингия-15 апреля 1882, Риксдорф под Берлином)-левый гегельянец, протестантский теолог и историк христианства. Отверг ортодоксально-религиозное истолкование правыми гегельянцами учения Гегеля о религии. В полемике 1840-42 с Д. Штраусам противопоставил мифологическому взгляду на происхождение христианства - исторический. Главной действующей силой истории является "самосознание", христианство создается реальными действующими лицами: отцом христианства Бауэр считает Филона Александрийского, а его <дядей"-римского стоика Сенеку. В Евангелиях Бауэр не видит ничего, что могло бы быть доказано как исторически достоверное: апостольские поедания почти дословно списаны у Сенеки, а часть евангельских повествований вымышлены их авторами. По мнению Бауэра, именно заимствованные христианством греческие и римские элементы проложили ему путь к утверждению в качестве мировой религии. Бауэр как ведущий представитель младогегельянцев был главной мишенью полемической работы К. Маркса и Ф. Энгельса "Святое семейство, или Критика критической критики". В противсположность ориентированному на практику левому гегельянству Бауэр свое понимание критики связывал с отказом от стремления к непосредственному изменению мира, считая, однако, что фундаментальные изменения человеческого сознания конституируют мир (Маркс видел в этом подмену "критики земли" "критикой неба"). В своей критике ортодоксальной теологии Бауэр предвосхитил ницшевскую антитеологию, в критике религии - антирелигиозность анархистского и большевистского толка. Полагая, что отчуждающая сила христианства разрушается доказательством его исторического происхождения, Бауэр отрицал существование исторического Иисуса. Соч.: Die Posaune des jüngsten Gerichts über Hegel den Atheisten und Antichristen. Lpz., 1841; Hegels Lehre von Religion und Kunst. Lpz., 1842; Das entdeckte Christentum. Eine Erinnerung an das achtzehnte Jahrhundert und ein Beitrag zur Krisis des neunzehnten. Lpz., 1843; Christus und die Cäsaren. Der Ursprung des Christentums aus dem römischen Griechentum. D., 1877. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф. Святое семейство, или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании.- Они же. Соч., т. 2; ЭнгемсФ. Бруно Бауэр и первоначальное христианство.-Там же, т. 19; Schv/eaerA. Geschichte der Lebens-Jesu-Forschung, 1926; Hert!-Eichenrode D. Der Junghegelianer Bruno Bauer im Vormärz, 1959; Koch L. Humanistischer Atheismus und gesellschaftliches Engagement B. Baueis "Kritische Kritik", 1971. В. И. Гараджа |
БАУЭР (Bayer) OTTO (5 сентября 1882, Вена-4 июля 1938, Париж)-один из основоположников австромарксизма, изучал право в Венском университете, в начале 1-й мировой войны был призван в армию, через несколько месяцев попал в Россию в плен, в 1917 вернулся домой, лидер левого крыла СДПА, один из организаторов "Интернационала 2'/2" (1921-1923) и Социалистического рабочего интернационала (1932-40), в 1934 эмигрировал в Чехословакию, в 1938-в Париж. Бауэр разделял методологию исторического материализма и пытался соединить марксизм с неокантианством, а затем и с махизмом. В русле марксизма предпринял первое обстоятельное исследование национального вопроса. В работе "Национальный вопрос и социал-демократия" (Die Nationalitätenfrage und Sozialdemokratie. W., 1907; рус. пер. 1909) выступал за культурно-национальную автономию, считал, что извечное стремление людей объединяться по нациям проявляется в "национальной апперцепции", которая трактовалась им как частная форма проявления общего закона непрерывности человеческого сознания. В 1926 написал Липскую программу СДПА, в которой поставил вопрос о мирном завоевании власти пролетариатом, хотя признавал, что в исключительных случаях возможна диктатура пролетариата. Бауэр искал промежуточный путь между реформизмом и большевизмом, который он видел в социальном партнерстве предпринимателей и профсоюзов. Приход фашизма к власти изменил его взгляды. В книге "Между двумя мировыми войнами" (Zwischen zwei Weltkriegen. Bratsl., 1936) он выдвинул на первый план борьбу за демократию, создал концепцию "интегрального социализма". Соч.: Eine Auswahl aus seinem Lebenswerk. W., 1961; Kapitalismus und Sozialismus nach dem Weltkrieg, Bd. I.W., 1991. M. А. Хевеши |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БАХОФЕН (Bachofen) Иоганн Якоб (22 декабря 1815, Базель-25 ноября 1887, там же)-швейцарский историк религии, культуры и. права, основатель сравнительного правоведения. Изучал классическую филологию и юриспруденцию в Базеле, Берлине (у Ф. К. Савиньи) и Геттингене. В 1839 защитил диссертацию по римскому гражданскому праву, после чего два года обучался в Оксфорде, Кембридже и Париже. В 1841-44 профессор истории римского права в Базеле, с 1844 посвятил себя (параду с деятельностью в качестве судьи) изучению истории права и древней истории. Известность Бахофену принесла его теория матриархата, поставившая под сомнение традиционные представления об обществе. Обратившись к мифологии и религиозным обычаям, нравам и правовым формам античного общества, Бахофен пытался подтвердить гипотезу о том, что исторически матриархат предшествовал устройству семьи и общества, основанного на примате отцовства. Именно миф как наиболее аутентичное свидетельство о древних временах указывает на существование изначально матриархально ориентированного общества. "Символ", затрагивающий все струны человеческой души,-ключевое понятие при исследовании мифологии ("миф есть экзегеза символа"). Три наиболее значительных для человека небесных тела (земля, луна, солнце) находятся в определенной взаимосвязи и воплощают в себе определенные этапы развития человеческой истории (например, земля-материнское, солнце-отцовское начало). Движение от материнского начала к отцовскому Бахофен метафорически разделяет на три стадии: "утреннюю" (когда сын еще находится во власти матери)-ей соответствует хтоническая мифология; "полуденную" (когда солнце-сын полностью разворачивает свою светоносную силу) - эту стадию Бахофен называет также фаллически-дионисийской; третья, высшая стадия - "аполлонийская": если Дионис лишь возвышает отцовское начало над материнским, то Аполлон целиком освобождается от всякой связи с женским, его отцовство-более высокого,, духовного порядка. У каждой фазы (ступени) есть свой "дух". Господствующая роль женщины в родственных отношениях, религиозном культе и в общественной и правовой жизни с необходимостью определяет первую ступень человеческой истории. Об этом, наиболее раннем периоде Бахофен говорит как о "поэзии истории", времени, когда при преобладании матерински-теллурических принципов господствовало всеобщее братство, мир и гармония в обществе, а также между человеком и природой. Историки культуры воспринимали Бахофена то как романтика, то как гениального предтечу этнологии, социальной антропологии и социологии семьи. Идущая от него традиция оказала влияние на современные женские движения. Соч.: Gesammelte Werke, Bd. 1-10. Basel, 1943-67; Versuch über die Grabersymbolik der Alten, 1859; Urreligion und antike Symbole, Bd. 1-2. Lpz., 1926; Der Mythos vom Orient und Okzident. Eine Metaphysik der alten Welt, 5 Aufl. Münch., 1956; Das Mutterrecht. Fr./M., 1975. И. А. Михайлов |
БАХТИН Николай Михайлович [20 марта (1 апреля) 1894, Орел - 9 июля 1950, Великобритания] - русский филолог, философ, старший брат M.M.Бахтина. Учился на историко-филологическом факультете Новороссийского университета, перевелся (1913) в Петербургский университет, окончить который помешала 1-я мировая война. После нескольких лет службы в Иностранном легионе, участия в войне в Алжире ведет творческую жизнь в Париже (с 1924), где сотрудничает в журнале «Звено», в котором публикует статьи по литературе, филологии, философии. В эти годы он завершает свое образование в Сорбонне. В 1932 переезжает в Великобританию, где получает степень доктора философии. Был профессором в Кембридже и Бирмингеме (с 1938 и до конца жизни). Творчество английского периода (лекции, эссе) собрано в кн.: Bachtin N. Lectures and Essays. University of Birmingham, 1963. Сочинения: Из жизни идей: Статьи. Эссе. Диалоги. М., 1995. В.В.Ванчугов |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БАХТИН Николай Михайлович [20 марта (1 апреля) 1894, Орел-9 июля 1950, Великобритания] - русский филолог, философ, старший брат М. М. faxmima. Учился на историко-филологическом факультете Новороссийского университета, перевелся (1913) в Петербургский университет, окончить который помешала 1-я мировая война. После нескольких лет службы в Иностранном легионе, участия в войне в Алжире ведет творческую жизнь в Париже (с 1924), где сотрудничает в журнале "Звено", в котором публикует статьи по литературе, филологии, философии. В эти годы он завершает свое образование в Сорбонне. В 1932 переезжает в Великобританию, где получает степень доктора философии. Был профессором в Кембридже и Бирмингеме (с 1938 и до конца жизни). Творчество английского периода (лекции, эссе) собрано в кн.; Bachtin N. Lectures and Essays. University of Birmingham, 1963. Соч.: Из жизни идей: Статьи. Эссе. Диалоги. М., 1995. В. В. Ванчугов |