Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАА"-"БАХ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАА"-"БАХ")

БААДЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАДЕНСКАЯ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАЗАР

БАЗАР (Bazard) Сент-Аман (19 сентября 1791, Париж29 июля 1832, Куртри)-французский социалист, ученик и последователь Сен-Симона. Был одним из лидеров движения карбонариев 'во Франции; проникшись идеей республиканского правления, создал лигу "Друзей истины", опубликовал множество статей и брошюр по политическим вопросам. Вместе с Анфантеном издавал журнал "Производитель" (1825). Кавалер ордена Почетного легиона (1815). Базар утверждал, что частная собственность является причиной эксплуатации. Для ее уничтожения необходимо отменить право наследования и сделать собственность государственной. Общественная наука должна оценить произошедшие в обществе изменения и восстановить те ядления общественной жизни, принципы и природа которых пребывают неизменными. По Базару, главным и неизменным элементом общественного порядка является общая вера, догма, принцип организации общества, власть. Вместе с Анфантеном издал "Манифест к французам" (1830), в котором они выступили за отмену всех привилегий и с проповедью принципа "от каждого-по способностям, каждому-по труду". Соч.: Изложение учения Сен-Симона. М.-Л., 1947.

M. M. Федорова

БАЗАРОВ

БАЗАРОВ (наст. фам. Руднев) Владимир Александрович 27 июля (8 августа) 1874, Тула-16 сентября 1939] -русский публицист, экономист и философ. Окончил Тульскую гимназию, в 1892-95 учился на физико-математическом факультете Московского университета. С 1895 в социал-демократическом движении, с 1904-большевик, затем сблизился с меньшевиками. В 1922-30 работал в Госплане СССР, занимался переводами философской и художественной литературы. Арестовывался в 1930 и 1937, погиб в заключении.

Базаров-сторонник т. н. "философии пролетарской борьбы" (именовалась также "философия действия", "философия практики", "философия коллективизма"), рассматриваемой в качестве познавательного орудия в производственно-трудовой борьбе за овладение силами окружающей человека природы и общественной среды, за изменение исторического развития путем ^активного вмешательства индивидов, партий и классов. Исходя из такого понимания философии, главной своей задачей считал критику "пассивно-созерцательной" "идеалистической метафизики", "отвлеченного идеализма" (И. Кант, Вл. Соловьев, Н. Бердяев), "догматического", "субстанционалистского", "иероглифического" материализма (Г. В. Плеханов, Л. Аксельрод), "самокопийного" материализма (т. е. теории отражения В. И. Ленина), а также некоторых идей Ф. Энгельса. В обоснование своей "философии действия" апеллировал к одиннадцатому тезису Маркса о Фейербахе, одновременно считая своими философскими авторитетами "критических позитивистов" Э. Маха и Р. Авенариуса.

Базарову принадлежит перевод на рус. яз. "Капитала" К. Маркса (совм. с И. И. Скворцовым-Степановым).

Соч.; Авторитарная метафизика и автономная личность.-В сб.: Очерки реалистического мировоззрения. СПб., 1904; Мистицизм и реализм нашего времени.-В сб.: Очерки по философии марксизма.-СПб., 1908; К вопросу о философских основаниях марксизма.-В сб.: Карл Маркс. К 25-летию со дня смерти (1883-1908). СПб., 1908; "Богоискательство" и "богостроительство", "Вершины", 1909, кн. 1, с, 331-363; Материал коллективного опыта и организующие его формы.-В сб.: Очерки философии коллективизма, сб. 1. СПб., 1909; Судьбы русского "идеализма" за последнее десятилетие,- В сб.: Из истории новейшей русской литературы. М., 1910.

Лит.: Плеханов Г. В. О книге Э. Бугру.- Он же. Избр. филос. произв., т. 3. M., 1957, с. 516-20.

В. Ф. Пустарнаков

БАЗИС И НАДСТРОЙКА

БАЗИС И НАДСТРОЙКА - понятия марксистского учения об обществе, обозначающие первичную и вторичную структуры общественной формации (см. Формации общественные) и соответствующих конкретных обществ.

Базис формации - совокупность экономических, т. е. общественных производственных, отношений определенного исторического типа; совокупность экономических отношений всех ее общественных укладов (см. Производительные силы и производственные отношения). Надстройка - это совокупность социальных, прежде всего политических и правовых, отношений и форм общественного сознания. Различаются две части надстройки: политико-юридическая и идейная, представляющая философские, социологические, политические, юридические, этические, религиозные и др. учения. В духовной жизни общества такие учения наделены идеологическим статусом, т. е. непосредственно участвуют в формировании идеологических отношений и их институциональных форм-правовой системы, государственных и общественных учреждений и организаций и др. В ходе взаимодействия базис и надстройка - причина и следствие-меняются местами. Базис определяет надстройку, а последняя не только отражает и закрепляет базис, но и создает (или тормозит) нормативно-правовые условия его развития. В современном мире проблемы государственного регулирования экономики (т. е. обратного влияния надстройки на базис) приобретают универсальное значение.

Ю. К. Плетников

БАКРАДЗЕ

БАКРАДЗЕ Константин Спиридонович (24 ноября 1898-28 апреля 1970)-грузинский философ. Окончил Тифлисскую гимназию и философский факультет Тбилисского университета (1922); в 1922-25 продолжал учебу в Германии, занимался, в частности, в семинарах Э. Гуссерля. С 1940 заведующий кафедрой логики Тбилисского университета; доктор философских наук. Автор трудов по истории западной философии (работы о диалектике в немецком идеализме, о системе и методе философии Гегеля, о современной философии), по истории и теории марксистской философии (работы о философских предшественниках марксизма, об основных чертах марксистского диалектического метода и философского материализма, о ленинской теории отражения) и логике. Особенный резонанс в советской философской литературе вызвала логическая концепция Бакрадзе, согласно которой нет двух логик-формальной и диалектической, есть одна логика, тогда как дисциплина "диалектическая логика"-это метод познания в марксистской теории, а не наука о правильном мышлении. Немецкую классическую философию трактовал как единый диалектический процесс, в котором отдельные системы составляют моменты целого.

Соч.: Избр. филос. труды, т. 1-4. Тбилиси, 1973-81; К вопросу о соотношении логики и диалектики.- "ВФ", 1950, № 2; Логика. Тбилиси, 1951; Очерки по Истории новейшей и современной буржуазной философии. Тбилиси, 1960; Система и метод философии Гегеля. Тбилиси, 1960.

Лит.: История философии в СССР. М., 1988, т. 5, кн. 2, с. 364, 367-70.

В. Ф. Пустарнаков

БАКУНИН

БАКУНИН Михаил Александрович (18 (30) мая 1814, усадьба Премухино Тверской губернии -19 июня (1 июля) 1876, Берн, Швейцария] - русский философ, публицист, один из идеологов революцконного народничества и анархизма. В 1829-34 учился в Артиллерийском училище в Петербурге. По окончании его недолго служил в армии, в 1835 вышел в отставку, в 1840 уехал за границу. Участник европейских революций 1848 и 1849, сражался на баррикадах в Праге и Дрездене. В 1849 арестован, в 1851 выдан российским властям. В 1851-57 в Петропавловской крепости, с 1857 в ссылке, в Сибири. В 1861 совершил побег и через Японию и Соединенные Штаты прибыл в Европу. Принимал участие в работе Интернационала, но в 1872 исключен из него за раскольническую деятельность.

философские взгляды Бакунина развивались от романтического неприятия действительности к гегельянскому примирению с ней, затем к материализму и атеизму, к построению социальной философии, где в качестве основных рассматриваются такие законы общества, как социальная солидарность и свобода. Неотъемлемый компонент свободы - бунт. По мнению Бакунина, народ вполне дозрел до социального переворота и готов его немедленно совершить. Нужен лишь сигнал, чтобы начать восстание. Ожидаемый революционный взрыв покончит с государством - главным орудием социального угнетения, и освобожденные народные массы сумеют в соответствии с имеющимися в их среде идеалами построить новое общество. Бакунин выступал против государственности как зла. Идеалом общественного устройства считал свободную федерацию самодеятельных общин.

Соч.: Собр соч. и писем, т. 1-4. M., 1934-35; Избр. соч., т. 1-5. Пб.-М., 1919-21; Философия. Социология. Политика. М., 1989. Лит.: Степям Ю. М. Бакунин, т. 1-4. M., 1926-27; Пчрумова H. Бакунин. M., 1966.

А. Д. Сухов

БАЛЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАЛЛАНШ

БАЛЛАНШ (Ballanche) Пьер-Симон (4 августа 1776, Лион-9 июня 1847, Париж)-французский философ, представитель христианского социализма. С 1816 жил в Париже. Согласно Балланшу, общество первично по отношению к индивиду, однако оно заботится только о внешней стороне бытия человека, заботу же о его внутреннем мире берет на себя религия.

Идеи мистиков (Бёме, Сведенборга) о пророках, наделенных даром духовного видения и нравственного преображения, Балланш попытался соединить с развитой Кондорсе концепцией прогресса. В социальном прогрессе он усматривал действие Провидения, посылающего человеку испытания ради его совершенствования. В "Опыте об общественных установлениях в их отношении к новым идеям" (Essai sur les institutions sociales dans leur rapport avec les idées nouvelles, 1817) он отстаивал ценность новых литературных норм, новых нравов и убеждений, в "Опытах социальной палингенезии" (Essai de Palingénésie sociale. P., 1827-29) Балланш предсказывал "начало новой эры", коренного перерождения мира. Характерным для него является культ чувства и чувствительности, искусства как синтезирующего знания, апология свободы и демократии. Его воззрения оказали значительное влияние на Ламенне, Леру, Анфантена, Сен-Симона.

Соч.:. В рус. пер.: О чувстве. Опыт об общественных установлени.ях.-В кн.: Эстетика раннего французского романтизма. М., 1982, С. 33-94. .

An .: Fraimei H. Essai sur la philosophie de P.-S. Ballanche. P., 1902. M. M. Федорова

БАНДХА

БАНДХА (санскр. bandha-закабаление)-четвертая из семи категорий джайнской философии, означающая результат инфильтрации кармической материи в дживу, благодаря которой у дживы, действующей в симбиозе с соответствующим психофизическим организмом, теряются се изначальные свойства. По "Таттвартхадхигама-сутре" непосредственные причины бандхи -ложные воззрения, нарушения нравственных правил, беспечность, омраченность и активность (VIII. 1). В связи с этим различаются 5 "реализованных" карм, препятствующих познанию, 9 препятствующих "воззрению", 2 кармы чувственного, 28 "искажающих" карм, 4 кармы продолжительности жизни, 42 кармы "свойств", 2 кармы семьи, 5 карм, задерживающих действие (МП. 6-14). Задача джайнского адептавозвращение души через избавление от бандхи к ее исходному состоянию. В комментариях к "Санкхья-карике" 44 различаются три вида бандхи: у тех, кто принимает за Пурушу, соответственно, Пракрита, ее эманаты и надеются на накопленные "обрядовые заслуги".

В. К. Шохин

БАНЗЕН

БАНЗЕН (Bahnsen) Юлиус (20 марта 1830, Тондерн, Германия-7 декабря 1881, Лауэнбург)-немецкий эстетик. Изучал философию у Т. Фишера, с 1858 преподаватель гимназии в Лауэнбурге. Будучи последователем Шопенгауэра и полагая, что слепая воля-единственная реальность, он пытался ее индивидуализировать и показать ее распадение на множество отдельных воль, имеющих противоречивый характер. Ядром действительности является противоречие. "Реальная диалектика", которая развивается Банзеном, приводит к метафизическому плюрализму и индивидуализму. Противоречия между индивидуальными волями И внутри каждой из воль не могут быть разрешены. В этом-исток его этико-эстетического анализа трагического, понимаемого как основная характеристика бытия. Прекрасное-видимость примирения противоречий, а соединение прекрасного и трагического представлено в юморе, где дух возвышается над волей и обладает совершенной ясностью о противоречиях и трагичности мира. Нравственность предполагает действия индивида, который исходит из своей воли, но одновременно согласуется с волей других людей. Мир представляет собой борьбу противоположных начал, а мир человека-борьбу противоположных мотивов. С этим анализом противоречивых мотивов связана развиваемая Банзеном характерология.

Соч.: Beiträge zur Charakterologie, Bd. 1-2. Lpz., 1867; Das Tragische als Weltgesetz und der Humor als ästhetische Gestalt der Metaphysik. Lauenbuig, 1877; Der Widersprach im Wissen Und Wesen der Welt, Bd. 1-2. В., 1880-81; Wie ich wurde, was ich ward. Münch., 1905. Лит.; Fechter P. Grundlagen der Realdialektik. Münch., 1906.

, А. П. Огурцов

БАНФИ

БАНФИ (Banfi) Антонио (30 сентября 1886, Вимеркат, Милан-22 июля 1957, там же) ^-итальянский философмарксист. С 1904г. учился в Королевской научно-литературной академии, которую окончил с дипломом по специальности романская филология. Степень доктора философии (1910) получил за исследование, посвященное философии Бугру, Ренувье и Бергсона. Затем учился в университете Фридриха Вильгельма в Берлине. Испытал воздействие философии Зиммеля и Дильтея, но особенно сильное влияние на него оказала феноменология Гуссерля, с которым его связывала глубокая дружба. Банфи вел активную общественную и политическую деятельность: боролся против фашизма в рядах итальянского Сопротивления, был членом ЦК ИКП, сенатором Итальянской Республики.

В первой своей работе "Философия и духовная жизнь" (1922) Банфи дал анализ фундаментальных философских проблем (онтологических, гносеологических, нравственных) с точки зрения феноменологического метода. В работах "Логические исследования Э. Гуссерля" (1922) и "Чистая феноменология Э. Гуссерля и идеальная автономия теоретической сферы" (1923) показал значение феноменологии для выработки новой рационалистической философии. В программном философском произведении "Принципы теории разума" (1926) Банфи разрабатывает метод "критического рационализма", ориентированный на раскрытие конкретной структуры реального, на исследование конкретной реальности, ее противоречий и антиномических отношений между человеком и миром, реальной и духовной жизнью, природой и культурой. В последующие годы Банфи применяет метод "критического рационализма" к различным сферам культуры-эстетике, морали, литературе и др.

Банфи преподавал в лицеях Ланчано, Урбино, Иези, Александрии, Милана, в Королевском высшем педагогическом институте Флоренции, в университетах Генуи и Милана, где он читал лекции по философии и эстетике. Вокруг Банфи собралась группа учеников и последователей, составивших ядро будущей "школы Банфи" (Д. Формаджо, Э. Пачи, Д. Прети, Л. Раньони, Л. Анчески и др.). Философия Банфи оказала заметное воздействие на современную итальянскую и европейскую философию.

Соч.: La ricereà délia realtà. Firenze, 1959; Saggi sul maixismo. Roma, 1960; La problematica dell'educazione e il pensiero pedagogico. Firenze, 1961; Ι problemi di una estetica filosofia. Milano-Firenze, 1961; Vita di Galileo Galilei. Milano, 1962; Studi sulla filosofia del Novecento. Roma, 1965; La filosofia e la vita spirituale. Roma, 1967; Principi di una teoria délia ragione. Roma, 1967; Scritti letterari. Roma, 1970; La crisi délia civiltà borgeze e il marxismo. Firenze, 1977; Избранное. M., 1965; Философия искусства. M., 1989.

Лит.: Antonio Banfi e il pensiero contemparaneo. Atti del convegno di studi banfiani. Reggio Emilia, 13-14. Maggio, 1967.

К. М. Долгов

БАПТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАР ХИЙЙА

БАР ХИЙЙА, рабби Авраам (лат. Abraham Judaeus, или Savasorda, арабское название его чина в Барселоне) (ок. 1065, Сория-между 1136 и 1143, Барселона) - еврейский философ-неоплатоник, астроном, математик, библейский экзегет. Знакомя еврейские общины севера Испании и юга Франции с культурой испанских арабов, одним из первых перешел с арабского на иврит. Сотрудничал с Платоном де Тиволи в переводах с арабского и иврита на латынь. Ему принадлежат сочинения "Расчет пути звезд", "Форма земли", календарь ("Книга интеркаляций"), космография (география), "Книга основ познания", философские трактаты "Книга откровенного знания" и "Книга созерцаний души". Бар Хиййа видит в формах вселенной ступенчатую, но не натуральную, а целенаправленно-волевую эманацию из мира света через мир начал, ум и вселенскую душу вплоть до вещей. Человеческая душа состоит из разумной, похотливой и гневливой частей; грех возникает от тяготения высшей части к низшим; избавление от него дано лишь избранному народу. Исторично не только человечество, чьи три эпохи отмечены сотворением Адама, законодательством Моисея и грядущим приходом Мессии, но и природа, с переходом от потенции к акту полнящаяся смыслом и нравственностью.

Соч.: The meditation of the sad soul, trad. G. Wigoder. N.Y., 1969. Лит.: Stitsrin L. D. Judaism as a philosophy: The philosophy of Abraham bar Hiyya. Brooklyn (N.Y.), 1960.

В. В. Бибихин

БАРДИЛИ

БАРДИЛИ (Bardili) Христоф Готфрид (18 мая 1761, Блаубейрен - 5 июня 1808, Мергельштеттен) - немецкий философ. Критиковал Канта за трактовку мышления исключительно как субъективной способности познания. В своей системе "чистого", или "рационального", реализма развивал идею, согласно которой мышление существует независимо от субъекта в качестве особой бессубстанциальной "мировой логики" и ее "реальных идей", или онтологических первообразов. Пронизывая все сущее, это мышление образует восходящий ряд вещей: от бессознательной материи и живых организмов до человеческого сознания, где мышление впервые только и становится субъективной способностью. Ее познавательное применение обусловлено чувственными впечатлениями, доставляющими содержание представлений. Способность мышления стремится растворить и преодолеть это содержание, превратить его в ясные и необходимые понятия о вещах, которые позволяют вспомнить и довести до сознания "реальные идеи", или первообразы вещей. Однако как в самих вещах, так и в содержании познания сохраняется некий иррациональный остаток, темное и бессознательное начало, непроницаемое для сознания и понятий и потому исключающее их совпадение с вещами, т. е. исключающее тождество мышления и бытия.

Соч.: Epochen der vorzüglichen philosophischen Begriffe. Halle, 1788; Allgemeine praktische Philosophie. Stuttg., 1795; Ursprung des Begriffs von der Willensfreiheit. Stuttg., 1796; Über die Gesetze der Ideenassoziationen. Tub., 1796; Grundriß der ersten Logik... Stuttg., 1800; Philosophische Elementarlehre, Bd. l-2. Münch., 1802-1806; Chr. G. Bardilis und K. L. Reinholds Briefwechsel über das Wesen der Philosophie. Münch., 1804.

Лит.: Karsch F. Chr. G. Bardili. Der Vertreter des logischen Realismus im Zeitalter des deutschen Idealismus. Marburg, 1923 [Diss.]; Idem. Chr. G. Bardilis logischer Realismus.-"Kant-Studien", Bd. 30, 1925, S. 437-452; Reininser R. Kant. Seine Anhänger und seine Gegner. Münch., 1923, S. 284-286.

В. А. Жучков

БАРРЕТ

БАРРЕТ (Barren) Уильям (30 декабря 1913, Нью-Йорк 8 сентября 1992, Территаун, штат Нью-Йорк)-американский философ и историк философии. Баррет одним из первых представил европейскую философию экзистенциализма американской аудитории ("Что такое экзистенциализм?"-"What is Existentialism?", 1947). Позже он создал свою концепцию в рамках философии экзистенциализма. В центре его творчества-проблема отчуждения. Отчуждение в современном обществе проявляется, по Баррету, в разрушении аутентичности личности, утрате индивидом своего "подлинного Я", а также в ощущении бессмысленности существования. Вслед за Ясперсом он считает, что основной источник отчуждения - это превращение техники в самодовлеющую силу и разложение личности на множество технических функций. Одним из источников отчуждения выступает и рационалистическая философия. Баррет полагал, что Платон и Аристотель придали разуму уникальную способность постижения истины путем отделения от нее мифических, религиозных и поэтических элементов, с которыми она прежде была неразрывно связана. От греческой философии (прежде всего аристотелевской логики) берут начало европейская наука и зависимость мышления от абстрактных моделей мира. Принятие установок рационализма, концепций объективной истины, а также объективного времени, пространства и причинности заставляет человека жить не по аутентичным законам его внутреннего мира, а по законам чуждой ему научной картины мира. Так, Декарт перенес на философию методы науки, распространив их на всю сферу человеческого знания. В результате возник "технологический" дух западной цивилизации, а рациональность стала "безумной". "Шизофрения технологической культуры" кажется всепоглощающей. Но человека невозможно полностью разложить на функции и составляющие. Всегда остается "нерастворимый" иррациональный остаток. Человек внутренне свободен, но только в лоне "технологической" культуры он этого не осознает. "Технологический" дух, по Баррету, не следует развивать дальше, его следует преодолеть. В 20 в. экзистенциализм в философии и модернизм в искусстве отражают духовный кризис, порожденный расколотостью человеческого духа, отчужденностью человека от мира, от других людей и от самого себя. Экзистенциализм и модернизм бросают вызов тому абстрактному и упрощенному взгляду на человека, который берет начало в картезианстве и продолжается в марксизме, позитивизме, бихевиористской психологии, а также в других выражениях "технологического" духа. Для современного западного человека в его повседневной жизни, согласно Баррету, спасением может стать личностное мировосприятие и глубоко индивидуальное общение.

Соч.: Irrational Man: A Study of Existential Philosophy. N.Y., 1958; Time of Need: Forms of Imagination in the XX - th Century. N.Y., 1972. The Illusion of Technique. N.Y., 1978; Death of the Soul: From Descanes to the Computer. N.Y., 1982.

Г. П. Лчфшцева

БАРСОВ

БАРСОВ Антон Алексеевич (1730, Москва-21 января 1791, там же)-русский философ, лингвист, переводчик, педагог. Учился в Славяно-греко-латинской академии и в Петербургском Академическом университете. В 1753 стал магистром философии и свободных наук и оставлен при Академии для чтения лекций по математике и переводов "ученых" сочинений. Ординарный профессор красноречия Московского университета (с 1761). Почетный член Йенского латинского общества, действительный член Российской Академии (1783). Речью "О употреблении красноречия в Российской империи" начал 30-летний курс лекций, в который включал комментарии к сочинениям Цицерона, Вергилия, Платона, Горация и Теренция. Главный труд Барсова "Краткие правила российской грамматики" (1771) служил основным учебником русского языка в течение многих лет. Барсов много переводил (в т. ч. раздел о метафизике из "Энциклопедии" Д. Дидро), писал, произносил актовых речей ("Собрание речей...", 1788), проводя мысль о том, что философия "приобучает разум к твердому познанию истины... испытует естество Божие, рассматривает силы и свойства наших душ и из того определяет наши должности в рассуждении Творца нашего". В советской историографии делались неправомерные попытки оценки философского и педагогического творчества Барсова в русле просветительских и материалистических идей.

Соч.: Речь магистра Антона Барсова, говоренная при Московском университете сентября 6 дня 1760.-В кн.: Сухомлинов М. И. История Российской Академии. СПб., 1878, в. 4. Лит.: Кулябко Е. С. Замечательные питомцы Академического университета. Л., 1977.

А. И. Абрамов

БАРТ КАРЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАРТ РОЛАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАТÁЙ

БАТÁЙ (Bataille) Жорж (10 сентября 1897, Бийо - 8 июля 1962, Париж) - французский философ, писатель, экономист. С 1924 сотрудник французской Национальной библиотеки. Редактор журнала «Documents» (1924-30), «Critique» (основан в 1946) и др. В основе философского творчества Батая лежит своеобразное преломление идей Гегеля (в частности, его концепции господина и раба) сквозь призму ницшеанства. Господин, по Гегелю, - тот, кто постоянно рискует жизнью, пребывая в «для-себя-бытии», которое не привязывается к наличному бытию, хотя и зависит от истории, труда и тех, кто трудится. Сохранять жизнь, поддерживать себя в ней, относиться к смерти с уважением в момент, когда ей надо заглянуть в лицо, - таково, по Батаю, условие воспроизведения господства, да и всей истории, которую господство только и делает возможным. Этому миру господства внеположна только абстрактная негативность неопосредованной смерти. Делая основной для своей концепции мыслительный ход, в долговременной перспективе ведущий к выходу за пределы философии, Батай объявляет абсолютную негативность смерти (а также экстаза, желания без цели и т.д.) чистой позитивностью, существующей до представления, или суверенностью. Суверенность, внеположная знанию как миру опосредования и воспризнания, опирается, по его утверждению, на чистую случайность, или «игру сингулярностей». Отсюда Батай выводит и невозможность философствования как особого жанра, отграниченного от других жанров посредством критериев, устанавливаемых априорным путем, и включенность философствования в другие семиотические практики - литературную, художественную, этнологическую. Сущность того, к чему стремился Батай, можно определить как «ускользание от определения». Тем самым он «ускользал» и от авторства как «маски», прирастание которой превращает человека в какого-то определенного индивида - в философа или писателя, экономиста или нумизмата, но не позволяет совмещать эти «амплуа».

Сочинения:

Théorie de la religion. P., 1948;

L’Erotisme. P., 1957;

La Somme athéologique. P., 1972;

в рус. пер.: Сад и обычный человек; Суверенный человек Сада. - В кн.: Маркиз де Сад и XX век. М, 1992;

Из «Внутреннего опыта». - «Ступени». Философский журнал (СПб.), 1994, № 2(9);

Гегель, смерть и жертвоприношение. - В кн.: Танатология эроса. СПб., 1994.

М.К.Рыклин

БАТАЙ

БАТАЙ (Bataille) Жорж (10 сентября 1897, Бийо - 8 июля 1962, Париж) - французский философ, писатель, экономист. С 1924 сотрудник французской Национальной библиотеки. Редактор журнала "Documents" (1924-30), "Critique" (основан в 1946) и др. В основе философского творчества Батая лежит своеобразное преломление идей Гегеля (в частности, его концепции господина и раба) сквозь призму ницшеанства. Господин, по Гегелю, - тот, кто постоянно рискует жизнью, пребывая в "для-себя-бытии", которое не привязывается к наличному бытию, хотя и зависит от истории, труда и тех, кто трудится. Сохранять жизнь, поддерживать себя в ней, относиться к смерти с уважением в момент, когда ей надо заглянуть в лицо, - таково, по Батаю, условие воспроизведения господства, да и всей истории, которую господство только и делает возможным. Этому миру господства внеположна только абстрактная негативность неопосредованной смерти. Делая основной для своей концепции мыслительный ход, в долговременной перспективе ведущий к выходу за пределы философии, Батай объявляет абсолютную негативность смерти (а также экстаза, желания без цели и т. д.) чистой позитивностью, существующей до представления, или суверенностью. Суверенность, внеположная знанию как миру опосредования и воспризнания, опирается, по его утверждению, на чистую случайность, или "игру сингулярностей". Отсюда Батай выводит и невозможность философствования как особого жанра, отграниченного от других жанров посредством критериев, устанавливаемых априорным путем, и включенность философствования в другие семиотические практики - литературную, художественную, этнологическую. Сущность того, к чему стремился Батай, можно определить как "ускользание от определения". Тем самым он "ускользал" и от авторства как "маски", прирастание которой превращает человека в какого-то определенного индивида - в философа или писателя, экономиста или нумизмата, но не позволяет совмещать эти "амплуа".

Соч.: Théorie de la religion. P., 1948; L'Erotisme. P., 1957; La Somme athéologique. P., 1972; в рус. пер.: Сад и обычный человек; Суверенный человек Сада. - В кн.: Маркиз де Сад и XX век. М., 1992; Из "Внутреннего опыта". - "Ступени". Философский журнал (СПб.), 1994, № 2(9); Гегель, смерть и жертвоприношение. - В кн.: Танатография эроса. СПб., 1994.

M. К. Рыклин

БАТЕНЬКОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАТИЩЕВ

БАТИЩЕВ Генрих Степанович (21 мая 1932, Казань31 октября 1990, Москва) - российский философ. Закончил философский факультет МГУ (1956). Работал старшим научным сотрудником Института философии РАН, где защитил докторскую диссертацию "Диалектический характер творческого отношения человека к миру" (1989). В философских исканиях обращался к марксизму, гегельянству, различным концепциям современного Запада и Востока. Свое философское развитие он определял как переход от субстанциализма к антисубстанциализму, а после преодоления последнего-к теории межсубъектности общения и творчества. Именно последняя позволила ему раскрыть диалектику творческого отношения человека к миру как отношения "над-деятельностного", ценностного, дать критику философского субстанциализма, деятельностного подхода и разного рода активистских концепций (как натуралистских, так и субъективистских). С этих позиций субъект-объектные отношения истолковываются им в качестве компонента межсубъектных, выявляются разные типы социальных связей (органические, атомистические, гармонически-полифонические), иерархия уровней отношения человека к миру и структура личностного мира субъекта. В поздних работах Батищева отношение человека к диалектике универсума и проблематика глубинного общения получают религиозную интерпретацию (с позиций православия). Философско-антропологическая концепция была для Батищева основанием для разработки проблем этики и философии образования. В последние годы жизни большое внимание уделял исследованию философско-аксиологических аспектов культуры, вопросов надцивилизационного статуса культуротворчества, регулятивных образований в культуре, "другодоминантности" в явном и виртуальном общении. Существен вклад Батищева в стратегию воспитания через реализацию принципов нового педагогического мышления, заложенных в обновленной школе. Воспитание в такой школе предполагает осуществление драматизации всей истории культуры, всех ее альтернатив, что позволит через свободу выбора привести обучаемого "к полифонически-сопричастному единению с каждым другим".

Сот.: Противоречие как категория диалектической логики. М., 1963; Введение в диалектику творчества. СПб., 1997.

Лит.: Некролог. Ступени самообретения. М., 1992; Лекторский В. А. Генрих Степанович Батищев и его "Введение в диалектику творчества".-В кн.: Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб., 1997.

И. К. Кучмаева

БАТУРИН

БАТУРИН Пафнутий Сергеевич (1740-23 октября 1803, Минск) - русский писатель и философ. С 1754 по 1781 (с перерывами) служил в армии, в отставку вышел в чине подполковника. В 1760-е гг. предпринял путешествие ло Европе с образовательными целями. Занимал видные по

сты в Калужском и Тульском губернских правлениях, служил на Украине и в Воронеже. Автор драматических произведений, переводов и басен. Батурин вошел в историю русской философии благодаря трактату "Исследование книги о заблуждениях и истине" (1788, изд. 1790), направленному против вышедшей в 1785 в русском переводе книги французского мистика Сен-Мартена "О заблуждениях и истине". Батурин критикует Сен-Мартена за то, что его "заблуждения" "расстраивают общественный образ жизни и состояние", а тем самым не способствуют "пользе человеческого рода". Батурин свободно ориентируется в основных направлениях западноевропейской научной мысли 1740-70-х гг., восхваляет ученость и прогресс наук. Он призывает читателей доискиваться "доказательств ощутительных", "опытных", стремиться к "всевозможной ясности", бороться с "метафизическими вымышлениями".

Соч.: Исследование книги о заблуждении и истине.-В кн.: Избр. произв. русских мыслителей 2-й пол. 18 в., т. 2. М., 1952.

А. В. Панибратцев

БАУМГАРТЕН

БАУМГАРТЕН (Baumgarten) Александр Готлиб (17 июля 1714, Берлин-26 мая 1762, Франкфурт-на-Одере) - немецкий философ, основатель эстетики как самостоятельной дисциплины. Учился в Галле у X. Вольфа, профессор университетов в Галле (с 1737) и во Франкфурте-на-Одере (с 1740). Его теоретическое наследие изучено недостаточно. Философию он определял как науку о качествах вещей, постигаемых независимо от веры; различал философию теоретическую (метафизика и физика) и практическую (этика, философия права, учение о сомнении и учение о выражении). Гносеология, которая предшествует метафизике, разделяется на эстетику (учение о чувственном познании) и логику (учение о рациональном познании); эстетика (Баумгартен ввел сам термин) разделяется им на теоретическую и практическую части. Теоретическая часть эстетики должна была охватить 1) эвристику, 2) методологию и 3) семиотику. Написана была лишь эвристика.

Эстетику Баумгартен определил как науку о красоте, совершенстве и усовершенствовании чувственного познания, отождествив при этом понятия "прекрасное", "чувственное" и "совершенное". Три основных компонента эстетического совершенства-мыслительное содержание, порядок, выражение. Чувственность Баумгартен трактовал очень широко, относя к ней память, остроумие, интуицию, восхищение, воображение, фантазию. Он ввел понятие "эстетической истины", постигаемой благодаря "аналогиям разума", в противовес "логической истине", схватываемой в отчетливых представлениях, и понятие возвышенного, развитого потом И. И. Винкельманом и И. Кантом. В рамках категории эстетического "величия" (magnitude) обсуждал вопрос об отношении искусства и морали. Согласно Баумгартену, задача искусства не должна ограничиваться обучением добродетели посредством примеров: искусство само должно воспитывать красотой. Баумгартен осуществил большую работу в области философской терминологии. Он ввел понятия "субъективный" и "объективный" в современном значении, а также термины "в себе" ("само по себе") и "для себя".

Соч.: Aestetica, pt 1-2, Traiecti cis Viadrum, 1750-58; Metaphysics. Halle Magdeburgicae, 1739; Texte zur Grundlegung der Ästhetik, hrsg. v. H. R. Schweizer. Hamb., 1983; в рус. пер.: В кн.: История эстетики, т. 2. М., 1964, с. 449-65.

Лит.: Самсонов И. В. История эстетических учений, ч. 2. M., (б. г.], с. 99-111; Асмус 6. Φ. Немецкая эстетика XVIH в. М., 1963, с. 3-56; иарскии И. С. Философско-эстетические идеи Баумгартена как один из стимулов теоретического развития Канта.-В кн.: Кантовский сборник, вып. 10. Калининград, 1985, с. 40-51.

3. Г. Матюшенко

БАУР

БАУР (Baur) Фердинанд Христиан (21 июня 1792, Щмилден-2 декабря I860, Тюбинген)- немецкий теолог, с 1826-профессор Тюбингенского университета, глава Тюбингенской критико-теологической школы. Испытал влияние Шлейермахера и Гегеля. Основной предмет его исследований-раннее христианство, которое он стремился изучать научными методами, в частности принадлежность посланий св. Павлу, основные этапы церковной историографии, которая рассматривается под углом зрения борьбы противоположных течений-гностицизма, монтанизма и др. Учениками Баура были Д. Штраус, Э. Целлер, К. Планк, О. Пфлейдер и др.

Соч.: Symbolik und Mythologie oder die Naturreligion des Alterthums, Bd. 1-3, 1824-25; Paulus der Apostel Jesu Christi, Bd. 1-2, 1845; Die christliche Gnosis. Tub., 1835, Die christliche Lehre von der Dreieinigkeit und Menschwerdung Gottes in ihrer geschichtlichen Entwicklung, Th. 1-3. Tub., 1841-43; Die Epochen der kirchlichen Geschichtsschreibung. Tub-, 1852; Die christliche Kirche des Mittelaltera. Tub.. 1861; Kirehengeschichte des 19. Jahrhunderts. Tub., 1862.

Лит.: Лебедев А. Д. Церковная историография в главных ее представителях с 4 до 20 в. СПб., 1903.

А. П. Огурцов

БАУЭР БРУНО

БАУЭР (Bauer) Бруно (6 сентября 1809. Эйзенберг, Тюрингия-15 апреля 1882, Риксдорф под Берлином)-левый гегельянец, протестантский теолог и историк христианства. Отверг ортодоксально-религиозное истолкование правыми гегельянцами учения Гегеля о религии. В полемике 1840-42 с Д. Штраусам противопоставил мифологическому взгляду на происхождение христианства - исторический. Главной действующей силой истории является "самосознание", христианство создается реальными действующими лицами: отцом христианства Бауэр считает Филона Александрийского, а его <дядей"-римского стоика Сенеку. В Евангелиях Бауэр не видит ничего, что могло бы быть доказано как исторически достоверное: апостольские поедания почти дословно списаны у Сенеки, а часть евангельских повествований вымышлены их авторами. По мнению Бауэра, именно заимствованные христианством греческие и римские элементы проложили ему путь к утверждению в качестве мировой религии.

Бауэр как ведущий представитель младогегельянцев был главной мишенью полемической работы К. Маркса и Ф. Энгельса "Святое семейство, или Критика критической критики". В противсположность ориентированному на практику левому гегельянству Бауэр свое понимание критики связывал с отказом от стремления к непосредственному изменению мира, считая, однако, что фундаментальные изменения человеческого сознания конституируют мир (Маркс видел в этом подмену "критики земли" "критикой неба"). В своей критике ортодоксальной теологии Бауэр предвосхитил ницшевскую антитеологию, в критике религии - антирелигиозность анархистского и большевистского толка. Полагая, что отчуждающая сила христианства разрушается доказательством его исторического происхождения, Бауэр отрицал существование исторического Иисуса.

Соч.: Die Posaune des jüngsten Gerichts über Hegel den Atheisten und Antichristen. Lpz., 1841; Hegels Lehre von Religion und Kunst. Lpz., 1842; Das entdeckte Christentum. Eine Erinnerung an das achtzehnte Jahrhundert und ein Beitrag zur Krisis des neunzehnten. Lpz., 1843; Christus und die Cäsaren. Der Ursprung des Christentums aus dem römischen Griechentum. D., 1877.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф. Святое семейство, или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании.- Они же. Соч., т. 2; ЭнгемсФ. Бруно Бауэр и первоначальное христианство.-Там же, т. 19; Schv/eaerA. Geschichte der Lebens-Jesu-Forschung, 1926; Hert!-Eichenrode D. Der Junghegelianer Bruno Bauer im Vormärz, 1959; Koch L. Humanistischer Atheismus und gesellschaftliches Engagement B. Baueis "Kritische Kritik", 1971.

В. И. Гараджа

БАУЭР ОТТО

БАУЭР (Bayer) OTTO (5 сентября 1882, Вена-4 июля 1938, Париж)-один из основоположников австромарксизма, изучал право в Венском университете, в начале 1-й мировой войны был призван в армию, через несколько месяцев попал в Россию в плен, в 1917 вернулся домой, лидер левого крыла СДПА, один из организаторов "Интернационала 2'/2" (1921-1923) и Социалистического рабочего интернационала (1932-40), в 1934 эмигрировал в Чехословакию, в 1938-в Париж.

Бауэр разделял методологию исторического материализма и пытался соединить марксизм с неокантианством, а затем и с махизмом. В русле марксизма предпринял первое обстоятельное исследование национального вопроса. В работе "Национальный вопрос и социал-демократия" (Die Nationalitätenfrage und Sozialdemokratie. W., 1907; рус. пер. 1909) выступал за культурно-национальную автономию, считал, что извечное стремление людей объединяться по нациям проявляется в "национальной апперцепции", которая трактовалась им как частная форма проявления общего закона непрерывности человеческого сознания. В 1926 написал Липскую программу СДПА, в которой поставил вопрос о мирном завоевании власти пролетариатом, хотя признавал, что в исключительных случаях возможна диктатура пролетариата. Бауэр искал промежуточный путь между реформизмом и большевизмом, который он видел в социальном партнерстве предпринимателей и профсоюзов. Приход фашизма к власти изменил его взгляды. В книге "Между двумя мировыми войнами" (Zwischen zwei Weltkriegen. Bratsl., 1936) он выдвинул на первый план борьбу за демократию, создал концепцию "интегрального социализма".

Соч.: Eine Auswahl aus seinem Lebenswerk. W., 1961; Kapitalismus und Sozialismus nach dem Weltkrieg, Bd. I.W., 1991.

M. А. Хевеши

БАХАИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАХОФЕН

БАХОФЕН (Bachofen) Иоганн Якоб (22 декабря 1815, Базель-25 ноября 1887, там же)-швейцарский историк религии, культуры и. права, основатель сравнительного правоведения. Изучал классическую филологию и юриспруденцию в Базеле, Берлине (у Ф. К. Савиньи) и Геттингене. В 1839 защитил диссертацию по римскому гражданскому праву, после чего два года обучался в Оксфорде, Кембридже и Париже. В 1841-44 профессор истории римского права в Базеле, с 1844 посвятил себя (параду с деятельностью в качестве судьи) изучению истории права и древней истории. Известность Бахофену принесла его теория матриархата, поставившая под сомнение традиционные представления об обществе. Обратившись к мифологии и религиозным обычаям, нравам и правовым формам античного общества, Бахофен пытался подтвердить гипотезу о том, что исторически матриархат предшествовал устройству семьи и общества, основанного на примате отцовства. Именно миф как наиболее аутентичное свидетельство о древних временах указывает на существование изначально матриархально ориентированного общества. "Символ", затрагивающий все струны человеческой души,-ключевое понятие при исследовании мифологии ("миф есть экзегеза символа").

Три наиболее значительных для человека небесных тела (земля, луна, солнце) находятся в определенной взаимосвязи и воплощают в себе определенные этапы развития человеческой истории (например, земля-материнское, солнце-отцовское начало). Движение от материнского начала к отцовскому Бахофен метафорически разделяет на три стадии: "утреннюю" (когда сын еще находится во власти матери)-ей соответствует хтоническая мифология; "полуденную" (когда солнце-сын полностью разворачивает свою светоносную силу) - эту стадию Бахофен называет также фаллически-дионисийской; третья, высшая стадия - "аполлонийская": если Дионис лишь возвышает отцовское начало над материнским, то Аполлон целиком освобождается от всякой связи с женским, его отцовство-более высокого,, духовного порядка. У каждой фазы (ступени) есть свой "дух". Господствующая роль женщины в родственных отношениях, религиозном культе и в общественной и правовой жизни с необходимостью определяет первую ступень человеческой истории. Об этом, наиболее раннем периоде Бахофен говорит как о "поэзии истории", времени, когда при преобладании матерински-теллурических принципов господствовало всеобщее братство, мир и гармония в обществе, а также между человеком и природой. Историки культуры воспринимали Бахофена то как романтика, то как гениального предтечу этнологии, социальной антропологии и социологии семьи. Идущая от него традиция оказала влияние на современные женские движения.

Соч.: Gesammelte Werke, Bd. 1-10. Basel, 1943-67; Versuch über die Grabersymbolik der Alten, 1859; Urreligion und antike Symbole, Bd. 1-2. Lpz., 1926; Der Mythos vom Orient und Okzident. Eine Metaphysik der alten Welt, 5 Aufl. Münch., 1956; Das Mutterrecht. Fr./M., 1975.

И. А. Михайлов

БАХТИН

БАХТИН Николай Михайлович [20 марта (1 апреля) 1894, Орел - 9 июля 1950, Великобритания] - русский филолог, философ, старший брат M.M.Бахтина. Учился на историко-филологическом факультете Новороссийского университета, перевелся (1913) в Петербургский университет, окончить который помешала 1-я мировая война. После нескольких лет службы в Иностранном легионе, участия в войне в Алжире ведет творческую жизнь в Париже (с 1924), где сотрудничает в журнале «Звено», в котором публикует статьи по литературе, филологии, философии. В эти годы он завершает свое образование в Сорбонне. В 1932 переезжает в Великобританию, где получает степень доктора философии. Был профессором в Кембридже и Бирмингеме (с 1938 и до конца жизни). Творчество английского периода (лекции, эссе) собрано в кн.: Bachtin N. Lectures and Essays. University of Birmingham, 1963.

Сочинения:

Из жизни идей: Статьи. Эссе. Диалоги. М., 1995.

В.В.Ванчугов

БАХТИН МИХАИЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАХТИН НИКОЛАЙ

БАХТИН Николай Михайлович [20 марта (1 апреля) 1894, Орел-9 июля 1950, Великобритания] - русский филолог, философ, старший брат М. М. faxmima. Учился на историко-филологическом факультете Новороссийского университета, перевелся (1913) в Петербургский университет, окончить который помешала 1-я мировая война. После нескольких лет службы в Иностранном легионе, участия в войне в Алжире ведет творческую жизнь в Париже (с 1924), где сотрудничает в журнале "Звено", в котором публикует статьи по литературе, филологии, философии. В эти годы он завершает свое образование в Сорбонне. В 1932 переезжает в Великобританию, где получает степень доктора философии. Был профессором в Кембридже и Бирмингеме (с 1938 и до конца жизни). Творчество английского периода (лекции, эссе) собрано в кн.; Bachtin N. Lectures and Essays. University of Birmingham, 1963. Соч.: Из жизни идей: Статьи. Эссе. Диалоги. М., 1995.

В. В. Ванчугов

Предыдущая страница Следующая страница