Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Ф" (часть 3, "ФИН"-"ФЭН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 3, "ФИН"-"ФЭН")

ФИНАЛИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИНИТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИНК

ФИНК (Fink) Ойген (11 декабря 1905, Констанц - 25 июля 1975, Фрайбург) - немецкий философ. Изучал экономику, историю, философию в Мюнстере, Берлине и Фрайбурге, где учился у Гуссерля и Хайдеггера. С 1928 - приват-доцент во Фрайбурге. При нацистах был депортирован из Германии. В 1939 работал в архиве Гуссерля в Лувене, с 1946 - доцент, с 1948 - профессор Фрайбургского университета (до 1971). Руководил Фрайбургским архивом Гуссерля. Ученик и последователь Гуссерля, подготовил к печати ряд его рукописей и относящихся к его жизни документов. Некоторые его работы, высоко оцененные Гуссерлем, посвящены разъяснению гуссерлевской феноменологии и размежеванию с ее критиками, гл. о. неокантианцами (Die phänomenologische Philosophie Edmund Husseris m der gegenwärtigen Kritik, 1933; Was will die Phänomenologie Edmund Husseris? Die phänomenologische Grundidee, 1934). В процессе критики критиков феноменологии Финк акцентировал ее скрытые онтологические аспекты - конституирование мира, укорененность человека в мире. Собственные работы Финка до 2-й мировой войны были связаны с проблемами "Картезианских размышлений" Гуссерля. В послевоенный период под влиянием Хайдеггера происходит поворот Финка к онтологии. Он стремился к более глубокой проработке вопросов о бытии, соотношении вещи и "предметности", предмета и бытия (Sein, Wahrheit, Wilt. Vor-Fragen zum Problem des Phänomen Begriffes, 1958; Sein und Mensch. Vom Wssen der ontologischen Erfahrung, 1977; Grundprobleme des menschlichen Daseins, 1979), сосредотачиваясь на теме "время и движение" и тем самым актуализируя темы поздней генетической феноменологии Ãуссерля. Финк занимался также проблемами педагогики, увязывая их с гуссерлевской концепцией кризиса европейского человечества (Zur Kriesenlage des modernen Menschen. Erziehungswissenschaftliche Vorträge, 1989).

Соч.: Philosophie des Geistes. Würzburg, 1994.

Лит.: Festschrift fur Eugen Fink zum 60 Geburtstag. Den Haag, 1965.

H. В. Мотрошилова

ФИХТЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЧИНО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЛЕК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЛОРЕНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЛОРОВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОГТ

ФОГТ (i)gt) Карл (5 июля 1817, Гиссен - 5 мая 1895, Женева) - немецкий ученый, философ, политический деятель, популяризатор науки. По образованию - медик, с 1847 - профессор зоологии в Гиссене. Демократ и республиканец, принял участие в революции 1848, был депутатом франкфуртского Национального собрания, в 1849 избран одним из пяти государственных регентов. С 1852 до конца жизни - профессор геологии и зоологии Женевского ун-та. Как философ и популяризатор науки - материалист, атеист, автор известного в свое время тезиса о том, что мозг так же продуцирует мысль, как печень - желчь. Сочинения Фогта были популярны во всей Европе, в т. ч. и в России.

Соч.: Человек и его место в природе, пер. с нем., т. 1-2. СПб., 1863-65; Естественная история мироздания, пер. с нем. М., 1863; Физиологические письма, пер. с нем., 2-е изд., вып. 1-2. СПб., 1867. Лит.: Бакрадзе К. С. Вульгарный материализм.- Избр. филос. труды в 4т., т. 3. Тбилиси, 1973, с. 17-39; Vogt W. La vie d'un homme: Cari fogt. P., 1896.

A. Б. Баллаев

ФОК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОЛЛИБИЛИЗМ

ФОЛЛИБИЛИЗМ (от англ. fallible - подверженный ошибкам) - совокупность идей, концентрирующихся вокруг положения о принципиальной "погрешимости", т. е. подверженности ошибкам и заблуждениям человеческого знания. Это положение, восходящее к античным и средневековым учениям (в частности, к учению о status corruptionis, "испорченности" человеческого разума первородным грехом), было распространено на сферу научного знания Ч. С. Пирсом. Наука подвержена ошибкам, как и всякое человеческое знание, но ее специфика в том, что она обладает способностью "самокоррекции", т. е. преодолевает свои заблуждения, применяя ею же принятые методы и критерии оценки. Поэтому методология науки может рассматриваться как теоретическая основа гносеологии. Приближение к истине в науке возможно только через непрерывное исправление ошибок, улучшение результатов, выдвижение все более совершенных гипотез. Фоллибилизм, согласно Пирсу, является оправданием индукции как метода научного исследования. Сходные идеи легли в основу методологического фальсификационизма К. Потери. Однако, в отличие от Пирса, который полагал, что методом "проб и ошибок" наука продвигается к неопровержимым истинам, Поппер настаивал на принципиально гипотетическом характере всех научных знаний и сделал "опровержение" краеугольным камнем научной методологии.

В той мере, в какой "принцип фальсифицируемости" научных высказываний является критерием научной рациональности в философской методологии Поппера, последняя должна решить, допустимо ли распространение фоллибилизма не только на корпус научного знания, но и на методологию науки. Если фальсификационизм есть научная доктрина, он погрешим и может быть исправлен. Если принципы фальсификации непогрешимы, они суть метафизические догмы и им нет места в структуре "научной философии". У. Бартли, X. Альберт и др. "пан-критицисты" попытались распространить действие критерия фальсификации на сферу принципов рациональной критики; однако критерии, по которым можно было бы считать такие принципы "опровергнутыми", остались неясными.

И. Лакатос предложил распространить действие фоллибилизма на математику; тем самым признавалось, что математические доказательства являются процессом "догадок и опровержений". В этом смысле научное исследование в математике подчинено тем же принципам, что и в эмпирическом естествознании. В методологии научно-исследовательских программ, предложенной Лакатосом, идеи фоллибилизма соединялись с неоиндуктивистской идеологией роста научного знания: фальсификация научных гипотез не приводит к немедленному признанию ошибочности "твердого ядра" научно-исследовательской программы, если последняя способна лучше, нежели ее конкуренты, увеличивать эмпирическое содержание, т. е. объяснять и предсказывать факты, а также совершенствовать свой теоретический аппарат и его методологическое оснащение. Разрушение и отбрасывание "твердого ядра" происходит лишь тогда, когда научно-исследовательская программа исчерпывает свой эвристический потенциал и уступает другим программам преимущество в увеличении эмпирического содержания научного знания.

В. Н. Порус

ФОМА АКВИНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОМА БРАДВАРДИН

ФОМА БРАДВАРДИН (Thomas Bradwardme, Bradwardmus) (OK 1290/1300, Чичестер, Суссекс - 26 августа 1349, Ламбет, Лондон) - английский теолог, философ и естествоиспытатель "Глубокомудрый доктор" (doctor profündus) Проктор Мертон-колледжа в Оксфорде (с 1325), архиепископ Кентерберийский (с 1349)

В трактате "О Боге как причине против Пелагия", отстаивая примат божественной воли над человеческой, Фома Брадвардин мысленно восходит по причинно-следственной цепочке к ее перBow звену - Богу, действующему без посредства чего-либо сотворенного, и показывает, что никакой акт человеческой воли невозможен без предварительного божественного соизволения Его аргументация была развита Григорием из Римини

В естественно-научной работе "О континууме" отрицал актуальную разделенность сущего на бесконечное множество неделимых, а в "Трактате о пропорциях", вслед за Робертом Гроссетестом, дал математическое описание физических процессов и сформулировал закон изменения скорости движущегося тела при изменении отношения между движущей силой и сопротивлением, трактуя скорость как особое качество движения (qualitas motus), обладающее определенной интенсивностью (intensio motus) и отвлеченное от пространственных определений Общее учение о пропорциях Фомы Брадварднна оказало влияние на представителей Оксфордской школы и на Николая Орема.

Соч Thomae Bradwardini De causa Dei contra Pelagium et de virtute causarum ad suos Mertonenses libn très Londini, 1618, Thomas ofBrad"ardine. His "Tractatus de Proportiombus" Its significance for the development of mathematical physics Transi anded H L Crosby Madison, 19э5(19б1)

Лит : Зубов В П Трактат Брадвардина "О континууме" - "Историко-математические исследования", I960, вып 13, с 385-440, LeffG Bradwardine and the Pelagians A study of his "De causa Dei" and its pponents Cambr, 1957, Oberman H A Archbishop Thomas Bradvardme, a fourteenth century Augustinian Utrecht, 1958

A M Шишков

ФОМА КЕМПИЙСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОНТЕНЕЛЬ

ФОНТЕНЕЛЬ (FonteneUe) Бернар Ле Бовье (11 февраля 1657, Руан - 9 января 1757, Париж) - французский писатель, философ, ученый-популяризатор. С 1691 член Французской академии, в 1699-1740 - ее постоянный секретарь. Получил образование в иезуитской школе, избрал юридическую карьеру, но затем занялся литературой, наукой и философией. Член Французской академии. Берлинской АН и Лондонского королевского общества. Познакомил французское общество с открытиями Галилея, Коперника, Кеплера. В духе Ф. Бэкона и Р. Декарта с ростом научного знания связывал освобождение от невежества и предрассудков. Картезианский рационализм сочетал с эмпиризмом, выступал против окказионализма. В "Беседах о множественности миров" (рус. пер. 1987) изложил представление о бесконечности Вселенной и обитаемости других миров.

Соч.: Oeuvres, t. 1-8. Р., 1790-92; Texts choisis et commenté's par

E. Faguet. P., 1912.

Лит.: Огурцов А. П. Философия науки эпохи Просвещения. М., 1983; GosentiiüJ. W. Fontenelle's art ofdialoge. N. Y, 1952; MarsakL.M. В., De Fontelelle. Phil., 1959.

И. С. Андреева

ФОРЛЕНДЕР

ФОРЛЕНДЕР (forländer) Карл (12 января 1860, Марбург- 6 декабря 1928, Мюнстер) - немецкий философ, представитель Марбургской школы неокантианства, деятель СДПГ, теоретик этического социализма. С 1919 профессор философии в Мюнстере. Его диссертация была посвящена проблемам кантовской этики. В работе "Кант и Маркс" (Kant und Marx, 1904, рус. пер. 1909) выдвинул лозунг "Вперед с Марксом и Кантом", поскольку социализм есть этическое мировоззрение. Канта нельзя считать социалистом, но его философия может послужить исходным пунктом для социализма. Объединение марксизма с кантианством необходимо, ибо наряду с научным исследованием социальной жизни с точки зрения причинности необходимо понимание места и роли целей в жизни человека. Он упрекает Э. Бернштейна в недостаточном понимании метода Канта. Придавая большое значение идеалу, Бернштейн переносит этические факторы в причинно-определяемый опыт, тогда как для неокантианца опыт порожден сознанием. Согласно Форлендеру, Маркс в "Капитале" сознательно стремился воздерживаться от нравственных оценок, но все-таки выразил свою нравственную позицию, прибегая к таким эпитетам, как "бесстыдная эксплуатация" и т. д. Соединение марксизма с кантианством поможет избежать пренебрежения к идеалу, постичь значение автономии человеческой воли.

Соч.: История философии, т. 1. СПб., 1911; Marx, Engels und Lassale

als Philosophen. B., 1926; I. Kant, der Mann und das \\erk, 2 Bde., 13, 1924.

Лит.: Kinkel W. K. Vorländer zum Gedächtnis,- "Kantstudien", 1929, S. 1-5.

M. А. Хевеши

ФОРМА И МАТЕРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОРМА ЛОГИЧЕСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОРМА ПРЕВРАЩЕННАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОРМАЛИЗАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОРМАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОРМАЛИЗОВАННЫЙ ЯЗЫК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ

ФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ - категория марксизма, обозначающая ступени исторического развития общества, устанавливающая определенную логику исторического процесса. Основные характеристики общественной формации: способ производства, система общественных отношений, социальная структура и т. д. Развитие стран и отдельных регионов богаче определения их принадлежности какой-либо формации, формационные характеристики в каждом случае конкретизируются и восполняются особенностями общественных укладов - социально-политических институтов, культуры, права, религии, морали, обычаев, нравов и т. п., что находит свое выражение в категории цивилизации и цивилизационном измерении исторического процесса.

Базовыми ступенями исторического процесса выступают три большие общественные формации: первичная (общая собственность), вторичная (частная собственность) и третичная (общественная собственность). Вторичная формация является экономической общественной формацией. Ее прогрессивные эпохи - азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства. Азиатский способ производства специфичен, требует специального анализа. Другие же представляют собой общественные формации в узком смысле. Античная и феодальная формации определены на основе западноевропейской истории.

Первичная формация характеризуется архаическим синкретизмом общественных отношений. Экономический и родовой строй совпадают друг с другом. Грань между ними возникает с появлением частной собственности. Дифференциация базиса и надстройки возникает в условиях вторичной общественной формации. Особенности вторичной формации не распространяются на третичную. Существует несколько типологий общественных формаций. В догматическом марксизме выделено 5 типов: первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая. У самого К. Маркса можно найти схему из трех цивилизаций - докапиталистической, капиталистической и коммунистической. В современной социологии типологизация обществ (напр., традиционное, индустриальное, постиндустриальное) продолжает традиции макросоциологической теории (напр., структурный функционализм Г. Парсонса, Н. Лумана и др.).

Ю. К. Плетников

ФОРСТЕР

ФОРСТЕР (Forster) Иоганн Георг Адам (27 ноября 1754, Нассенгубен, близДанцига, совр. Гданьск- 10 января 1794, Париж) - немецкий просветитель, философ, ученый, революционный демократ. Участвовал в кругосветном плавании Дж. Кука (1772-75). Профессор университета в Касселе (с 1778) и Вильно (с 1784). Директор университетской библиотеки в Майнце (с 1788). Приветствовал Великую французскую революцию, был активным деятелем образованной осенью 1792 республики в Майнце. Философские взгляды Форстера сложились под влиянием Ж. Л. Бюффона, французских материалистов, И. Гердера. Природа понимается им как нечто подвижное и изменчивое. Вначале был близок Якоби, позднее отошел от него. Подчеркивал, что "представления, которые мы имеем о вещи вне нас, дают нам вместе взятые понятие объекта, которое мы называем телом, поскольку оно является причиной этих представлений" (Форстер Г. Избр. произв. М., 1960, с. 10). Форстер переходит на позиции сенсуализма и материализма, критики религии. Полемизировал с Кантом о происхождении человеческих рас. Негативно относился к феодальному строю и монархии, к угнетению личности в условиях деспотизма. В статье "Искусство и эпоха" (1789) раскрыл гуманистический характер античного искусства, предметом которого был человек в его совершенной красоте. В "Путешествии по Нижнему Рейну" (1790) он показал богатство средневекового искусства, ограниченность классицизма. В статье "Об отношении искусства управления государством к счастью человечества" (1794) Форстер выразил возмущение деспотизмом в Пруссии короля Фридриха II, ограничил функции государства обеспечением безопасности людей, выдвинул ряд демократических требований, исходя из правила "все не запрещенное - дозволено". В 1792-93 гг. он принимает участие в создании демократической республики в Майнце, становится якобинцем (см. "Парижские очерки", 1793-94). Его деятельность была высоко оценена Ф. Энгельсом, А И. Герценом, Н. Г. Чернышевским.

Соч.: Philosophische Schriften. В.,1958; Werke, Bd 1-2. В.-Weimar, 1968; в рус. пер.: Немецкие демократы 18 века. М., 1956; Избр. произв. М., 1960.

Лит.: Мошковская Ю. Я. Г. Форстер - немецкий просветитель и революционер XVIII в. М., 1961; ГулыгаА. В. Из истории немецкого материализма. М., 1962, гл.6; Fiedler H. G. Forster. Bibliographie, 1767-1970. В., 1971.

М. А. Иванов

ФОТИЙ

ФОТИЙ (Φώτιος) (ок. 820, Константинополь- 6 февраля 891) - патриарх Константинопольский (858-867 и 877-886), писатель, ведущая фигура византийского ренессанса 9 в. Родился в знатной столичной семье. Получив блестящее образование, стал известным преподавателем. Вокруг него образовался кружок для регулярных чтений классической и христианской литературы, включая научные и медицинские трактаты. На основе записей, сделанных на этих чтениях, Фотий составил "Мириобиблион", или "Библиотеку" (завершена после 867), - первый средневековый библиографическо-критический обзор, содержащий более чем 280 аннотаций произведений древнегреческих и византийских авторов. Ок. 855 стал императорским секретарем, а в 858 - патриархом, сменив смещенного с этого поста Игнатия, что вызвало негативную реакцию не только сторонников Игнатия, но и папы Николая I, который объявил избрание Фотия незаконным и отлучил его. В ответ Фотий написал окружное послание, в котором осуждал литургические и теологические новшества латинян, особенно учение о Filioque (об исхождении Св. Духа от Сына). На Константинопольском соборе 867 он осудил и отлучил Николая I, что явилось началом т. н. фотианской схизмы - первого разделения Восточной и Западной церквей. Новый император Василий I осенью 867 сместил Фотия, восстановив Игнатия на патриаршей кафедре. Фотий был возвращен ко двору в качестве воспитателя наследника престола, но после смерти Игнатия в 877 вновь стал патриархом. Был низложен в 886 императором Львом VI и умер в ссылке.

Кроме "Мириобиблиона" Фотию принадлежат богословские сочинения: экзегетический сборник "Вопросы к Амфилохию", полемический трактат против латинского учения о Filioque "О тайноводстве Св. Духа" и трактат против ереси павликиан "О манихейских отпрысках", а также гомилии и более 260 писем, содержащих важные сведения о культурной и политической жизни Византии 9 в.

Соч.: MPG, t. 101-104. Р., 1866; Bibliothèque, v. 1-8. P., 1959-77. Лит.: Успенский Φ. И. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1891; DvomikF. The Photian Schism: History and Legend. Cambr., 1970; Leinerle P. Le premier humanisme byzantin. P., 1971; Treadgold W. T. The nature of the BibliothecaofPhotius. N.Y., 1980.

А. В. Иванченко

ФРАНК СЕБАСТЬЯН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФРАНК СЕМЕН ЛЮДВИГОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФРАНКЛИН

ФРАНКЛИН (Franklin) Бенджамин (17 января 1706, Бостон - 17 апреля 1790, Филадельфия) - американский просветитель, ученый, экономист, политический деятель. Сын бостонского ремесленника, ученик в типографии, проучился два года в школе, всю жизнь занимался самообразованием, достиг серьезных успехов в естествознании, философии, экономике, литературе. Член ряда академий, в г ч. Российской АН. Принимал участие в работе над Декларацией независимости (1776) и Конституцией США (1787). В сфере экономи

ческих идей придерживался позиции физиократов, сформулировал свой вариант теории трудовой стоимости. Был сторонником республиканского правления, правового государства, основанного на равноправии каждого гражданина, стремлении личности к счастью и удовольствию, неприкосновенности частной собственности. Франклин выпускал газету, календари, журнал "Альманах", писал памфлеты, разоблачающие рабовладение и работорговлю, суеверие и религиозное ханжество, критикующие библейские мифы. Основатель Филадельфийского колледжа. Американского философского общества, публичной библиотеки.

Его философские взгляды формировались под влиянием английских и французских просветителей. Подобно европейским просветителям, Франклин стоял на позициях деизма, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в дальнейшем какого-либо участия, природа развивается по своим законам; признается естественная религия, или религия разума, общая для всех людей, отрицается религия откровения. Признание независимости законов природы лежит в основе научных поисков Франклина, в частности в создании теории электричества. Опытным путем он доказал, что свет и звук молнии и электрического разряда подобны друг другу и одновременны; они способны воспламенять предметы и убивать живые существа, вызывают механические нарушения, распространяются по одним и тем же проводникам, снимают намагниченность и меняют полюса магнита, способны расплавить металлы. Опыты, доказывающие электрическую природу гроз, навели Франклина на мысль об устройстве громоотвода (1750). На основе опытов Франклин предложил феноменологическую по характеру теорию в ньютонианском духе, по которой в природе существует особая "электрическая субстанция", частицы которой взаимно отталкиваются и способны с легкостью проникать в обычную материю, притягиваясь к ней; они растекаются по поверхности и создают "электрическую атмосферу". Эта теория в принципе допускала существование электрического тока и молчаливо предполагала закон сохранения количества электрической субстанции. Наиболее известное и крупное литературное произведение - "Автобиография", вышедшая полностью посмертно (1791) как первый американский реалистический роман, в котором сам Франклин предстал типичным выразителем национального духа.

Соч.: The Writings. N. Y, 1987; В. Franklin.: His Life as He Wrote it. Cambr., 1990; Опыты и наблюдения над электричеством. М., 1956; Избр. произв. М., 1956; Американские просветители, т. 1. М., 1968. Лит.: Радовский М. И. Вениамин Франклин (1706-1790). М.-Л., 1965; KeyesN. В. Franklin. An Afiectionale Portrait. Kingswood (Surrey), 1956.

Л. А. Микешина

ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА

ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА - направление в немецкой философии и социологии 20 в., которое сложилось в 30-40-х гг. вокруг возглавлявшегося с 1931 Хоркхаймером Института социальных исследований при университете во Фракфурте-на-Майне. В 1934-39, после эмиграции из Германии Хоркхаймера и большинства его сотрудников в связи с приходом к власти нацистов, - в Женеве и Париже (при Высшей нормальной школе), в 1939 - в США при Колумбийском университете, с 1950 - в ФРГ во Франкфурте-на-Майне (после возвращения Хоркхаймера, Адорно и др.). Главные представители - Хоркхаймер, Адорно, Фромм, Маркузе, Хабермас. Основной орган - журнал "Zeitschrift fur Soziatforschung".

В развитой в 1930-х гг. философско-социологической "критической теории общества" (Хоркхаймер, Маркузе) франкфуртская школа пыталась сочетать элементы критического подхода К. Маркса к буржуазной культуре с гегельянскими и фрейдистскими идеями. Восходящее к М. Веберу понятие "рационализация" трансформируется в одно из центральных понятий философии культуры франкфуртской школы: анализ внутренних противоречий "просвещения", отождествляемого с рациональным овладением природой вообще, становится ключом к пониманию культуры и общества Нового времени, и в частности массовой культуры и "массового общества" 20 в. ("Диалектика просвещения", Dialektik der Aufklärung, 1948, Μ. Χορκхаймера и Т. Адорно). Гегелевская диалектика преобразуется в антисистематическую "отрицательную диалектику"; одно из центральных мест занимает проблематика отчуждения.

Послевоенный период характерен углублением противоречий среди представителей франкфуртской школы, отразившихся, в частности, в спорах между Фроммом и Маркузе (1950-60-е гг.), в отходе многих молодых представителей франкфуртской школы от идей ее основоположников (эволюция Хабермаса и др.), что привело по существу к распаду школы в нач. 70-х гг. Франкфуртская школа оказала значительное влияние на развитие немарксистской социальной и философской мысли в ФРГ и США и на теоретическое оформление идеологии т. н. "новых левых" (хотя Адорно и Хоркхаймер, а также Хабермас отмежевались от леворадикальных тенденций этого движения). См. также ст. Неомарксизм.

Лит.: Давыдов Ю. Н. Критика социально-философских воззрений франкфуртской школы. М., 1977; Социальная философия франкфуртской школы. М., 1978; Современная буржуазная философия. М., 1978, гл. 8, § 2; Die "Frankfurter Schule" im Lichte des Marxismus. Fr./M., 1970; RohrmoserG. Das Elend der kritischen Theorie. Freiburg, 1970; Connerton P. The Tragedy of Enlightenment: An Essay on the Frankfurt School. Carnn., 1980; GeyerC.-F. Aporien des Metaphysik- und Geschichtsbegrins der kritischen Theorie. Dannstadt, 1980; WiggershausR. Die Frankfurter Schule. Münch.-W., 1986.

Ю.Н.Давыдов

ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФРАСИМАХ

ФРАСИМАХ - см. Трастах.

ФРЕГЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФРЕЙД АННА

ФРЕЙД (Freud) Анна (3 декабря 1895, Вена- 9 октября, 1982, Лондон) - психоаналитик, одна из основателей эго-психологш, младшая дочь 3. Фрейда, его ученица, секретарь и последовательница. Получив диплом учительницы в Вене, работала преподавательницей в начальной школе, и ежедневное наблюдение детей обратило ее интерес к детской психологии. В 1922, после прочтения перед Венским психоаналитическим обществом доклада "Фантазии и грезы истязаний", избрана членом этого общества. Занималась в основном психоанализом детей и проблемами подростковой психологии. Важным вкладом в развитие эго-психологии явилось появление в 1936 ее работы "Я и механизмы защиты". В ней она подчеркнула теоретическую и терапевтическую значимость для понимания психодинамики тщательного анализа бессознательных защитных механизмов Я. В 1938 вместе с 3. Фрейдом эмигрировала из занятой нацистами Австрии и поселилась в Лондоне, где организовала учреждение для лечения и изучения детей в терапевтической клинике Хэмпстеда (предместье Лондона). В период 2-й мировой войны совместно с коллегой из США Д. Берлингэм (Т. D. Birlingham) опубликовала ряд работ, посвященных психологическим проблемам детей во время войны ("Young Children in^rüme", 1942; "Infants Without Families", 1943; "Wir and Children", 1943). В 1952-82 работала директором Хэмпстедской клиники детской терапии, где продолжала практиковать психоанализ детей (работа "Норма и патология в детском возрасте", Normality and Pathology in Childhood, 1968). Была основателем и редактором выходящего с 1954 ежегодника "Psychoanalytic Study of the Child".

Соч.: Psychoanalytic Psychology of Normal Development. 1970-1980. L., 1982; в рус. пер.: Введение в технику детского психоанализа, пер. с нем. Одесса, 1927; Психология Я и защитные механизмы, пер. с англ. М., 1993.

В. В. Старовоитов

ФРЕЙД ЗИГМУНД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФРИДМАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФРИДУГИС

ФРИДУГИС (Фредегиз) (Fridugisus в 42 документах, Fredegisus в 14) (ум. 834) - ученик Аякуина. С 804 аббат СенМартен в Type. В 819-832 заведовал императорской канцелярией. В единственном сохранившемся сочинении "О субстанции ничто и тьмы" (800) доказывает реальное существование докгринального "ничто", из которого сотворен мир, и тьмы. Трактат явился реакцией на дискуссию о природе "ничто" при дворе Карла Великого. Доказательство ведется сначала при помощи рассуждения, затем от авторитета (т. е. с привлечением цитат из Библии). Фридугис использует инструментарий грамматики и школьной логики, предполагая действенность их правил в сфере богословия (этот подход характерен для всей ранней каролингской учености). Но если доводы от грамматики и логические выкладки в трактате являются типологическими, то к его индивидуальным особенностям относятся не имеющие аналогов наивность и самоуверенность, с которой используются эти принципы. Согласно Фридугису, слову "ничто" как "определенному имени" (nomen finitum) и "обозначающему речению" (vox significativa) необходимо соответствует "нечто". Теория сигнификации подкрепляется у него онтологически и от авторитета: он утверждает, что, во-первых, Бог одновременно творил вещи и их имена; во-вторых, из ничто сотворено все, а значит, "это не просто "нечто", но что-то великое". В отличие от Аякуина Фридугис не делает различия между тем, что возможно семантически и физически, его "нечто" - это некий физический объект.

Соч.: Gennaro С. Fridugiso di Tours е il "De substantia nihili et tenebrarum". Padova, 1963; Monumenta Germaniae Historica. Epistolae 4/2 (1895).

Лит.: Петров В. В. Имя и сущность: грамматика и онтология у Фридугиса.- В кн.: Историко-философский ежегодник'96. М., 1997; Geymonat L. I problemi del nulla e délie ténèbre in Fredegiso di Tours.- "Revista di filosofia", 1952, 43; Corvino F. De nihilo et tenebris di Fredegiso di Tours.- "Revista Critica di Storia della Filosofia" (Mil.), 1956, 3-4; Co/is/i V. Carolingian Debates over Nihil and Tenebrae.- "Speculum", 1984,59,4, В. В. Петров

ФРИЗ

ФРИЗ (Fnes) Якоб Фридрих (23 августа 1773, Барби, Саксония - 10 августа 1843, Йена) - немецкий философ. В 1818-24 лишен профессуры за участие в студенческом движении. Истолковывал учение Канта в духе психологизма, считая, что априорные элементы познания могут быть установлены эмпирически. Основой философии считал психологическую антропологию. Рассматривал мир как организм, построенный по законам механики и математики. Оказал влияние на Л. Нельсона, основавшего т. н. неофризскую школу.

Соч.: Handbuch der praktischen Philosophie, Bd 1-2. Hdlb., 1817-32; Wissen, Glauben und Ahndung. B., 1931; Neue oder anthropologische Kritik der Vernunft, Bd 1-3. В., 1935; Handbuch der psychischen AinhiOpologic, Bd 1-2. iena, 1837-39.

Лит.: Henke E. L. T. J. F. Fries. Lpz., 1867; Blocking K. H. J. F. Fries' Philosophie als Theorie der Subjektivität. [Münster], 1969.

ФРОЛОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФРОММ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФРЭЗЕР

ФРЭЗЕР (Frazer), Фрейзер Джеймс Джордж (1 января 1854, 1лазго - 7 мая 1941, Кембридж) - английский антрополог и религиевед, профессор Кембриджского университета. В 12-томной работе "Золотая ветвь" (1911-15) стремился дать целостную картину идей, представлений и верований всех эпох. Согласно Фрэзеру, человечество в своем развитии проходит три стадии: магию, религию, науку. Отсюда ясно, что он коренным образом различал магию и религию. Психологической основой магии, по мнению Фрэзера, является ошибочное применение закона ассоциации идей по сходству и по смежности: связь сходных или смежных идей первобытный человек принимал за реальную связь предметов и явлений. В то же время Фрэзер утверждал, что магия имеет много общего с наукой. Их объединяют убеждения в постоянстве и единообразии действия сил природы, в незыблемости причинно-следственных связей, в способности человека воздействовать на предметы и явления объективного мира и достигать желаемых результатов. Религия, с точки зрения Фрэзера, отличается от магии и науки тем, что допускает произвольное вмешательство в ход событий сверхъестественных сил, стоящих над человеком. Сущность религии - в стремлении человека умилостивить сверхъестественные силы, при этом страстная мольба и отправление соответствующих обрядов не гарантируют достижения нужного результата. Проведя такое разграничение между магией и религией, Фрэзер высказал мнение, что магия повсеместно предшествует религии и исчезает вместе с появлением последней. Наряду с разработкой учения о стадиях умственного развития человечества Фрэзер внес большой вклад в библеистику ("Фольклор в Ветхом Завете", 1918), в изучение тотемизма ("Тотемизм и экзогамия", в 4 т., 1910), верований в загробную жизнь ("Вера в бессмертие и почитание умерших", в 3 т., 1913), природных культов ("Почитание природы", 1926). Он был сторонником позитивизма и агностицизма в философии, эволюционизма в истории культуры, компаративистики в религиеведении. Теоретические выводы и идеи Фрэзера неоднократно подвергались критике, однако его работы, содержащие богатый этнографический, фольклорный, мифологический, религиеведческий материал, до сих пор оказывают влияние на ученых, работающих в разных областях гуманитарного знания.

Соч.: Золотая ветвь: исследования магии и религии. М., 1986; Фольклор в Ветхом Завете. М., 1985.

А. Н. Критиков

ФУКО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ (в философии науки) - характеристика философско-методологических концепций, исходящих из существования некоего базисного, фундаментального слоя знания, обращение к которому позволяло бы гарантированно решить все задачи, связанные с уточнением познавательного содержания и обоснованием систематизируемого знания Фундаменгалистские концепции считают возможным сведение этого знания и соответственно выражающего его языка науки к такому фундаментальному слою или выведение из него На позициях фундаментализма стояла классическая гносеология и методология науки Нового времени как в ее эмпирико-индуктивистском (Ф. Бэкон), так и в рационалистско-дедуктивистском варианте. Для первого варианта "твердым фундаментом" выступали эмпирические утверждения, а механизмом построения всего корпуса научного знания на этом фундаменте были методы научной индукции Для второго варианта "твердым фундаментом" служили истины интеллектуальной интуиции (Декарт) или логически истинные аналитические утверждения (Лейбниц), соответствен

но механизмами выведения из них или сведения к ним выступали методы дедукции и логического анализа

В 20 в классические традиции фундаментализма продолжил в философии математики логицизм (Б Рассел), усматривавший возможности обоснования математики в ее сведении к математической логике Во многом под влиянием именно этой концепции Рассел и ранний Витгенштейн (в его "Логико-философском трактате") выдвинули в рамках своей доктрины логического атомизма концепцию логически совершенного или идеального языка, возможность выражения в котором выступала бы в качестве критерия познавательной значимости всякого утверждения, претендующего на статус знания о мире "Твердым фундаментом" при этом оказывался уровень т н атомарных предложений, являющихся пределом логического анализа всякого осмысленного утверждения о мире Утверждения же логики и математики рассматривались как сводимые к тождественно-истинным формулам логики Эта концепция, интерпретированная в духе радикального эмпиризма, легла в основу всеохватывающей программы логического анализа языка науки, сформулированной в логическом позитивизме Венского кружка, которая является наиболее последовательным вариантом фундаментализма, пытавшегося реализовать Фундаменгалистские установки классической гносеологии посредством использования методов современной логики Провал этой программы убедительно выявил принципиальную несостоятельность фундаментализма, которая связана с невозможностью выхода на безусловно гарантированный, прозрачный в своей познавательной достоверности фундаментальный слой знания, на роль которого не могут претендовать ни эмпирические факгуальные утверждения, ни аналитические или логически истинные утверждения См. также ст Философия науки.

В С Швырев

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ (нем. Fundamentalontologie) - термин, которым М. Хайдеггер (до кон. 1920-х гг.) обозначает собственный тип философствования. Фундаментальная онтология на этом этапе есть основа для вопрошания о бытии, лежащая в основе всех остальных форм метафизического (философского) вопрошания. В то время как попытки найти фундаментальную дисциплину, которая послужила бы основой для философии, были достаточно традиционными, новизна подхода Хайдеггера заключается в следующей мысли: поскольку даже логика предполагает определенную расположенность ученого, позволяющую ему заниматься чисто логическими отношениями и формами, то анализ того, как человек становится способным к такой расположенности, должен быть основным (или "приморидиальным"). Невозможно считать "первой философией" изучение природных объектов, поскольку эти объекты уже подверглись категоризируюшему действию разума. Единственная возможность построить "первую философию" заключается в анализе человека, являющегося источником этой категоризации. Причем этот анализ не должен ограничиваться анализом человеческого знания, поскольку знание только один из способов, какими человек есть в мире. Основополагающим для всей последующей системы философского знания должен стать фундаментальный (можно также сказать - трансцендентальный) анализ существующего человека. Это является главной (предварительной) задачей "Бытия и времени" (ср. § 4, 5, 7С, 9, 10). "Предварительной" - потому что в качестве основной цели своего труда Хайдеггер называет прояснение вопроса о смысле бытия. Между тем большая часть "Бытия и времени" посвящена анализу человеческого бытия-в-мире. Представляется, что автор, предлагая философию человека, развивает антропологию философскую, но никак не онтологию. С этим мнением, впервые высказанным еще Э. Гуссерлем, Хайдеггер категорически не согласен. Он считает, что онтологический вопрос о бытии (субстантива от "быть") предполагает прояснение вопроса "что значит быть?". Но этот вопрос может быть поставлен только человеком, следовательно, необходимо предварительное прояснение самого смысла этого вопроса и анализ того сущего, которое этот вопрос задает. Экзистенциальная аналитика Dasein - только "путь", "целью" же является разработка вопроса о бытии. Поэтому экзистенциальная аналитика Dasein в "Бытии и времени" является неотъемлемой частью онтологии. Вопрос о бытии не может быть изолирован от вопроса о человеке. Они взаимосвязаны: изучение человека выявляет структуру онтологии, разработка вопроса о бытии говорит о том, чточеловек есть.

И. А. Михайлов

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФУРЬЕ

ФУРЬЕ (Founer) Франсуа Мари Шарль (7 апреля 1772, Безансон - 10 октября 1837, Париж) - один из основоположников французского утопического социализма. Родился в купеческой семье, почти всю жизнь служил в торговых домах. Свои социальные взгляды и проекты общественного переустройства изложил в анонимной брошюре "О торговом шарлатанстве" (Sur les charlataneries commerciales, 1807), в книге "Теория четырех движений и всеобщих судеб" (Théorie des quatre mouvements, 1808, рус. пер. 1938), в "Трактате о домоводческо-земледельческой ассоциации" (Traité de l'association domestique agricole, 1822), переизданном под заглавием "Теория всемирного единства" (Théorie de l'Unité universelle, 1.1-4,1841-43) и в книге "Новый промышленный и социетарный мир" (Le Nouveau monde industriel et sociétaire, 1829, рус. пер. 1939).

Согласно исторической концепции Фурье, общество проходит в своем развитии ряд стадий (эдемизм, дикость, патриархат, варварство), достигает в современную Фурье эпоху стадии Цивилизации и устремляется к Гармонии. Критика экономической организации общества в эпоху Цивилизации занимает главное место в творчестве Фурье. Здесь царят индивидуализм, отсутствие живой связи между людьми, разорение и бедность; труд лишен привлекательности, он тяжел и действует угнетающе. Причину этих негативных общественных явлений Фурье видит в развитии торговли, которая в эпоху Цивилизации приняла невиданный размах. "Индустриализм" Фурье рассматривал как "последнюю из наших научных иллюзий", склоняясь к плану экономической организации общества, опирающейся гл. о. на мелкое товарное производство.

Гармоничный же общественный строй, по Фурье, должен быть сообразен природе: существующие в его рамках объединения ("группы" и "серии") образуются на основе естественных законов "притяжения по страсти". Притяжение является движущей силой человека, оно есть то средство, которое использует Бог, чтобы привести в движение мир и человека. Страсти в отношении социального развития являются тем же, чем является притяжение в отношении трех прочих видов движения (материального, органического и инстинктивного). Именно этим моментом своего учения Фурье обязан возросшему интересу к его творчеству в 20 в. от сюрреалистов до Р. Борта, включая умонастроения движения в мае 1968. Ассоциация и "притяжение по страсти" в теории Фурье тесно связаны: в производительной деятельности, по его мнению, следует сочетать экономическую рациональность и рациональность чувств, интерес к совершению полезной работы и удовольствие выразить в нем свою страсть. Отсюда вытекает понятие серии, т. е. команды индивидов, объединенных для того, чтобы производить и совместно наслаждаться, свободно определяющих свои производственные задачи. Опорой будущего общества и его основной ячейкой Фурье считал фалангу, основанную на оптимальном сочетании талантов, страстей и вкусов и включающую в себя примерно 1600 человек.

Соч.: Oeuvres complètes. P., 1961-67; в рус. пер.: Избр. соч. М.-Л., 1954.

Лит.: ЗшьберфарбИ. Социальная философия Ш. Фурье и ее место в

истории социалистической мысли первой половины XIX в. М., 1964; ÎehouckE. Fourier aujourd'hui. P., 1966; Goret]. La pensée de Ch. Fourier. R, 1974; Bartes R. Sade, Fourier, Loyola. P., 1975.

M. M. Федорова

ФУТУРОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЭН ЮЛАНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница