Приглашаем посетить сайт

Искусство (art.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ХОРКХАЙМЕР

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХОРКХАЙМЕР

ХОРКХАЙМЕР (Horkheimer) Макс (14 февраля 1895, Штутгарт - 7 июля 1973, Нюрнберг) - немецкий социолог, философ, один из основателей Франкфуртской школы. Профессор университета во Франкфурте-на-Майне (1930), директор Института социальных исследований (1931-65), в 1934-49 в эмиграции в США. Издатель журнала "Zeitschrift fьr Sozialforschung".

Согласно Хоркхаймеру, философия в 20 в. должна помочь индивиду выстоять под натиском форм организаций, которые навязываются авторитарными режимами. При этом он решительно отвергает концепцию революционного вмешательства. Все виды практики в тотально интегрированном обществе характеризуются иррациональностью; единственным неотчужденным видом труда остается критическое мышление, которое не просто воздействует на политическую жизнь, но само является по преимуществу политикой. Нетождественность между всеобщим и особенным может осуществиться первоначально именно в критической теории, пробивающей брешь в "универсальной связи ослепления". Критическая теория должна стать адекватной современности философией.

В его философской эволюции можно выделить три этапа. Первый связан с формированием критической теории в традиции неомарксизма, второй - с отдалением от марксизма и совместной с Т. Адорно работой над "Диалектикой просвещения" (Dialektik der Aufklдrung, 1947), третий - с разработкой "негативной теологии" и возвращением к приватным опытам.

Наиболее сильное влияние на его творчество первого периода оказали учения А. Шопенгауэра и К. Маркса. В общении с молодыми интеллектуалами, группировавшимися вокруг возглавлявшегося им Франкфуртского института социальных исследований (Г. Маркузе, Ф. Поллок, Э. Фромм, Адорно и др.), он ставит в начале 30-х годов задачу разработки теории общественного процесса современной эпохи с целью определения возможностей "праведной жизни" на основе анализа экономических структур и культурных феноменов. Наиболее значительное сочинение тех лет - статья "Традиционная и критическая теория" (Traditionelle und kritische Theorie,- "Zeitschrift fur Sozialforschung", 1937, Hf. 2, Bd. 2). В отличие от науки философия не имеет точного ориентира и масштаба, задаваемого существующим обществом. Ее роль заключается в противостоянии наличному, в новом прочтении привычного, традиционного. Осознание общественной функции философии означает, что сама философия должна быть модифицирована: теория, конструирующая образ целого, не может сохранять форму системы ухе потому, чтосамо это целое находится в процессе постоянного изменения.

Второй период его творчества связан с эмиграцией из нацистской Германии в США В эмиграции критический настрой теоретиков Франкфуртской школы значительно радикализовался. Марксистский анализ, акцентирующий политико-экономические механизмы господства, был признан малоэффективным для объяснения современного "прогресса". В совместном с Адорно программном труде "Диалектика просвещения" он осуществляет принципиально иную мыслительную операцию: анализ внеэкономических, метафизических структур власти, начиная с подчинения внешней природы и кончая формированием буржуазной "самости" как субъекта власти. Господство выражается через тождественность, которая является характерной чертой всей западной культуры - от олимпийской мифологии до культурной индустрии.

Третий период в творчестве Хоркхаймера связан с построением негативной теологии. В своем духовном завещании "Заметки с 1950 по 1969 и сумерки" (Notizen 1950-1969 und Dдmmerung. Fr./M., 1974) он не просто воспроизводит пессимистические мотивы философии Шопенгауэра. Не народы и классы, а индивиды составляют конкретную историческую реальность. Они могут объединяться, но только из чувства солидарности - все они страдают, умирают, они - конечные сущности. Эту солидарность поддерживает надежда, что наше существование в этом мире - не последнее и абсолютное, что свершится справедливость и убийца не будет больше справлять торжество над жертвой. Смысл негативной теологии заключается в утверждении, что Абсолют не познается позитивно, но присутствует в нашем страстном желании.

Соч.: (совм. с Т. Адорно) Диалектика просвещения. М-, 1997; The Eclipse of Reason. N. Y, 1947; Dialektik der Aufklärung (mit Th. Adorno). Amsterdam, 1948; Sociologica, 2 Bde. (mit Th. Adorno). Fr./M., 1962; Kritische Theorie, Bd. 1-2. Fr./M., 1968; Gesammelte Schriften, Bd. 1-18. Fr./M., 1985-91. Лит.: M. Horkheimer heute. Werk und Wirkung. Fr./M., 1986.

L Г. Соловьева

В начало энциклопедии