Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "У" (часть 2, "УНИ"-"УЭВ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У" (часть 2, "УНИ"-"УЭВ")

УНИВЕРСАЛИИ В ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УНИВЕРСАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

УНИВЕРСАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА - универсальное символическое исчисление, попытку разработать которое предпринял Лейбниц, рассчитывавший найти возможность для обоснования истинности любых суждений. Свой проект Лейбниц рассматривал как продолжение работы Декарта по созданию всеобщего метода получения достоверного знания (mathesis universalis). В основе идеи универсальной характеристики лежало убеждение Лейбница в возможности провести полную энумерацию всех основоположений мысли (первых принципов), которые были бы совершенно очевидны и выражали бы всю полноту знания. Найдя затем адекватное символическое представление для этих основоположений, можно было бы всякое знание получать в виде правильной комбинации символов, полученной из первых принципов. Лейбниц полагал, что в результате реализации такого проекта любой спор (в любой области знания) мог бы быть решен с помощью простой вычислительной процедуры: истинное суждение всегда может быть получено путем преобразований исходных принципов или их следствий. Весьма уязвимым местом этого проекта является энумерация основоположений: едва ли возможно найти критерий их очевидности и доказать их универсальность.

В 20 в. своеобразным развитием логической утопии Лейбница стала программа логического позитивизма. Философы этого направления пытались решить задачу обоснования научного знания путем его верификации, т. е. в результате процедуры его сведения к исходным протокольным предложениям. Основным препятствием реализации этой программы стала неопределенность понятия протокольного предложения (подобно тому, как для Лейбница - полное перечисление первых принципов). г г г

Г. Б. Гутнер

УОТКИНС

УОТКИНС (Watkins) Джон Уильям Невилл (род. 1924) -английский философ. Один из ближайших учеников и последователей К. Поппера. С 1966 - в Лондонской школе экономики и политических наук; после ухода Поппера на пенсию заведовал кафедрой логики и научного метода этой школы (1969-89). С 1989 - в Центре философии естественных и социальных наук Лондонской школы экономики и политических наук. В ряде работ попытался построить систематическое изложение попперовской эпистемологии, в частности связать воедино фальсификационизм, индетерминизм и эволюционизм. Главным достижением Поппера Уоткинс считает разработку методологии оценки научных теорий, которая способна к исправлениям и корректировке. Свою основную цель, как и цель других сторонников попперианизма, видит в осуществлении такой корректировки. Развивая попперовскую критику логического позитивизма, Уоткинс исследовал роль метафизики в развитии научного знания. По его мнению, метафизические идеи играют важную, если не центральную, роль в прогрессивном развитии науки. При этом если в своих ранних работах конца 1950-х гг. Уоткинс ограничивался анализом воздействия метафизических идей (неаналитических и неэмпирических высказываний), существующих вне научного познания, на науку, то позднее под влиянием методологии исследовательских программ И. Лакатоса он попытался построить интерналистскую концепцию воздействия метафизики на научное развитие. Хотя метафизическая компонента научной теории не фальсифицируема и не описывает реальность, она является существенной составной частью реалистического истолкования развития науки и позволяет оценивать отдельные научные теории (а не только их последовательности, как это возможно в рамках концепции научно-исследовательских программ Лакатоса). При исследовании проблемы рациональности Уоткинс стремится усовершенствовать концепцию Поппера за счет уточнения цели науки, которую он видит в получении более глубоких и более общих теорий, обладающих большими предсказательными возможностями и большей точностью. Научные теории, по мнению Уоткинса, могут рационально оцениваться по отношению именно к этой цели, а не относительно степени приближения к истине, как считал Поппер. В 1990-х гг. основное внимание Уоткинс уделяет разработке прагматического аспекта проблемы индукции и вопросам эволюционной эпистемологии.

Соч.: The Unity of Popper's Thought.- The Philosophy of Karl Popper, vol. 1. La Salle, 1974; Metaphysics and the Advancement of Science.- "British Journal for the Philosophy of Science", 1975, vol. 25; Science and Scepticism. Princeton, 1984; Second Thoughts on Self-interest and Morality.- Paradoxes of Rationality and Cooperation. Vancouver, 1985; The Methodology of Scientific Research Programmes: A Retrospect.- Imre Lakatos and Theories of Scientific Change. Boston- Kluwer, 1989; Scientific Rationality and the Problem of Induction: Responses to Criticism.- "British Journal for the Philosophy of Science", 1991, vol. 42; A Neo-Popperian Advance on Popper? - Popper in China. L., 1992; How Almost Solved the Problem of Induction.- "Philosophy", 1995, vol. 70; Popper and Darwinism.- Karl Popper: Philosophy and Problems. Cambr, 1995; World 1, World 2 and the Theory of Evolution.- The Significance f Popper's Thought. Amsterdam, 1996; Karl Raimund Popper, 1902-1994.- Proceedings of the British Academy, 1997, vol. 94.

В. Н. Садовский

УПАДХИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УПАМАНА

УПАМАНА (санскр. upamäna - сходство) - один из источников знания (см. Промина) в ньяе и мимансе. По "Ньяясутрам", упамана - "средство познания предмета через [его] сходство с [уже] познанным" (Î. 1.6). По Ватсьяяне, когда кто-то знает, что лесная корова (гавая) сходна с домашней, и встречает в лесу животное, напоминающее корову, то он "узнает" в нем гаваю благодаря полученной ранее информации, и это "узнавание", как новое знание, и соответствует результату упаманы. Для Вачаспати Мишры упамана есть также "узнавание" по противоположности: южанин, зная о том, чтоверблюд отличен от всех знакомых ему животных, встречая его на севере, "узнает" его. У мимансаков позиция иная: упамана - познание не связи имени с референтом, но самого сходства, которое не сводимо ни к качеству, ни к общему, а является отдельной категорией реальности (потому и фиксирующая его упамана также не сводима к другим источникам знания).

В. К Шохин

УПРАВЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УПСАЛЬСКАЯ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

УРАВНИТЕЛЬНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УРБАНИЗАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УСЛОВИЯ ПОЗНАНИЯ

УСЛОВИЯ ПОЗНАНИЯ - один из компонентов (наряду с объектами познания и исследователями) исходного познавательного отношения в естествознании. На уровне наблюдений и эксперимента под условиями познания понимается фон исследуемых вещей и процессов (состояние атмосферы, вакуума, различные поля и т. п.), который опосредованно взаимодействует с объектами познания, а также средства исследования этих объектов - системы референций и измерительные инструменты и приборы, сконструированные исследователями на основе определенных предпосылок. На теоретическом уровне под условиями познания подразумевается "язык наблюдений", функционирующий в данной теоретической системе (теории, модели научной дисциплины), а также наличный научный фон и средства развертывания и интерпретации теорий. В условия познания включаются исходные знания, необходимые для построения теорий, наглядные образы и модели, проверенные опытом базисные теоριπι, фундаментальные теории (напр., классическая механика, специальная теория относительности и т. д.), эвристические принципы и другие средства регуляции научной деятельности, категории и фундаментальные понятия, известные к данному времени пути и средства формирования понятий и теорий и т. д. Следовательно, условия познания представляют собой опосредующее звено во взаимосвязи объекта познания и исследователя, ибо процесс познания определяется не только объектом познания, но также и наличными материальными и духовными средствами познания исследователя и всей предыдущей познавательной деятельностью человечества. Исследователь познает и преобразует природу с помощью наблюдательных, экспериментальных и теоретических средств в соответствии с потребностями общества. Он является носителем созидательных целей, решает определенные проблемы, вопросы и задачи, обладает "внутренним опытом" как осознанным синтезом всей предыдущей познавательной деятельности человеческого общества, способностью наблюдать, экспериментировать и теоретически обобщать данные наблюдений и эксперимента.

П. И. Дышлевый

УСЛОВНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

УСЛОВНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - в широком смысле изначальное свойство искусства, проявляющееся в определенном отличии, несовпадении художественной картины мира, отдельных образов с объективной реальностью. Это понятие указывает на своего рода дистанцию (эстетическую, художественную) между действительностью и художественным произведением, осознание которой является неотъемлемым условием адекватного восприятия произведения. Термин "условность" укоренился в теории искусства поскольку художественное творчество осуществляется преимущественно в "формах жизни". Языковые, знаковые выразительные средства искусства, как правило, представляют собой ту или иную степень преобразования этих форм. Обычно выделяют три типа условности: условность, выражающую видовую специфику искусства, обусловленную свойствами его языкового материала: краски - в живописи, камень - в скульптуре, слово - в литературе, звук - в музыке и т. д., что предопределяет возможность каждого вида искусства в отображении различных сторон действительности и самовыражении художника - двухмерное и плоскостное изображение на холсте и экране, статичность в изобразительном искусстве, отсутствие "четвертой стены"в театре. Вместе с тем живопись обладает богатством цветового спектра, кинематограф высокой степенью динамичности изображения, литература, благодаря особой емкости словесного языка, вполне восполняет отсутствие чувственной наглядности. Такая условность называется "первичной" или "безусловной". Другой тип условности представляет собой канонизацию совокупности художественных характеристик, устойчивых приемов и выходит за рамки частичного приема, свободного художественного выбора. Такая условность может являть собой художественный стиль целой эпохи (готика, барокко, ампир), выражать эстетический идеал конкретного исторического времени; на нее оказывают сильное влияние этнонациональные особенности, культурные представления, обрядовые традиции народа, мифилогия. Древние греки наделяли своих богов фантастической силой и другими символами божества. На условности Средневековья сказалось религиозно-аскетическое отношение к действительности: искусство этой эпохи олицетворяло потусторонний, таинственный мир. Искусству классицизма предписывалось изображать действительность в единстве места, времени и действия. Третий тип условности - собственно художественный прием, зависящий от творческой воли автора. Проявления такой условности бесконечно разнообразны, отличаются ярко выраженной метафоричностью, экспрессивностью, ассоциативностью, нарочито открытом пересозданием "форм жизни" - отступлениями от традиционного языка искусства (в балете - переход на обычный шаг, в опере - к разговорной речи). В искусстве необязательно, чтобы формообразующие компоненты оставались для читателя или зрителя незаметными. Умело реализованный открытый художественный прием условности не нарушает процесса восприятия произведения, а напротив, часто его активизирует.

А. А. Оганов

УСМОТРЕНИЕ СУЩНОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УСПЕНСКИЙ

УСПЕНСКИЙ Петр Демьянович [5 (17) мая 1878, Москва-2 октября 1947, Лин Плейс, Англия] - русский философ-мистик, психолог. Получил математическое образование в Московском университете. С юности стремился обрести отличное от обычного эзотерическое знание. Много путешествовал по России, Востоку и Европе. Первый роман "Странная жизнь Ивана Осокина" (1905) построен на идее вечного возвращения. Успенский знакомится с теософской литературой, изучает оккультизм и йогу. В книге "Новая Модель Вселенной" (1911) подвергает критике ограниченное чувственным восприятием понятие трехмерного пространства, выдвигает теорию многомерной Вселенной, включающей измерения времени и вечности. В "Tertium organum" (1912) рассматривает феномены и закономерности мышления, памяти, сознания; выдвигает идею о том, что орудие отбора человеческой эволюции есть любовь, отсутствие ее ведет к вырождению и инволюции. Важнейшим событием в жизни Успенского стала его встреча в 1915 с Г. И. Гурджиевым, автором учения "четвертого пути", восходящего к суфийской традиции накшбандийа. Глубоко восприняв идеи Гурджиева, Успенский в последующих книгах излагал его учение в собственной интерпретации. Суть учения состояла в том, что в отличие от трех традиционных путей самосовершенствования - факира, монаха и йога, требующих ухода от мира, есть четвертый - путь расширения, трансформации сознания в условиях обыденной жизни. Обычный человек является машиной, живущей и реагирующей на мир механически, в состоянии спящего сознания. Он - жертва своих страхов и желаний, клубок различных импульсов и реакций. Человек состоит из сотен маленьких "я". Цель "учения" - дать человеку способ обретения внутренней целостности через трудный процесс самовспоминания и самоосознавания с помощью специально разработанной системы методов и упражнений для ума и тела. В течение двадцати шести лет (1921-47) сначала в Лондоне, затем в Нью-Йорке Успенский создает группы единомышленников, проводит встречи, читает лекции.

Соч.: The Phychology of Man's Possible Evolution. L.-N.Y, 1950; В поисках чудесного. СПб., 1992; Четвертый путь. СПб., 1995; Совесть: поиск истины. СПб., 1997. Лит.: WsonC. The Strange Life of P. D. Ouspensky. L„ 1993.

Е. Л. Митюгова

"УСПОКОЕНИЕ РАЗУМА"

"УСПОКОЕНИЕ РАЗУМА" (араб. Рахат ал-'акл)-основной философский труд Хамйд ад-Дйна ал-Кирмани, представляющий собой систематическое изложение философии исмаилизма. Завершен, согласно свидетельству автора, в 411 хиджры (1020/21) и является, по-видимому, его последним сочинением. Рукописи книги были долгое время недоступны за пределами исмаилитской среды и опубликованы лишь в 1960-е гг. благодаря усилиям Мустафы 1алиба, издателя и исследователя многих исмаилитских текстов. По замыслу ал-Кирманй, "Успокоение разума" содержит наиболее совершенное знание, которое необходимо для обретения "формальной добродетели", т. е. придания душе совершенной формы, благодаря которой она способна уподобиться Первому Разуму - Первому Пределу универсума. Так душа, достигая актуальности и становясь совершенным разумом, обретает покой и усладу, чем и объясняется название труда. Вместе с тем совершенство обретается только в двуединстве созерцательной и практической сторон человеческой деятельности (см. Добродетель, Поклонение). Обоснованию этой концепции совершенства посвящена первая, пропедевтическая глава. Во второй главе разрабатывается центральный вопрос классической арабо-мусульманской философии - о первоначале универсума, рассматривается соотношение понятий "утвержденность", "оность", "существование", "единство". В третьей и четвертой главах излагается учение о Первом Разуме и его сотворенности, эманации, первоматерии и форме. Вопрос о перводвигателе тел, десяти небесных сферах, небесных телах и их влиянии на земную жизнь и другие вопросы космологии рассмотрены в пятой главе. Шестая излагает учение о четырех первоэлементах и завершает рассмотрение космологии. Седьмая, наиболее обширная глава, занимающая почти половину объема книги, излагает учение о трех классах существ, выполненное в духе аристотелизма, о душе и ее силах, вопросы этики, а также содержит подробное рассмотрение исмаилитской историософии. Метод познания специально рассмотрен в главе четвертой (§ 5) и применяется по ходу изложения во всех главах книги, за исключением первой.

"Успокоение разума" содержит единственную ссылку на еврейские источники, цитируя в оригинале "Пиркей рабби Натан" ("Высказывания рабби Натана") из "Пиркей Авот" ("Высказывания наших отцов", 4-й раздел Мишны) и многочисленные ссылки на "Инджйл" (букв. "Евангелие", т. е. Новый Завет), которые либо неточны, либо относятся к апокрифическим текстам. "Успокоение разума" полемизирует с арабоязычными перипатетиками, утверждая сотворенность Первого Разума, а не его эманационное происхождение, и единство души, а не ее троичность. По частным вопросам ведется полемика с крайними шиитами, сторонниками учения о переселении душ, дахритами (сторонниками учения о вечности мира). Изд.: Бейрут, 1983. Рус. пер. А. В. Смирнова. М., 1995.

А. В. Смирнов

УСТРЯЛОВ

УСТРЯЛОВ Николай Васильевич (псевд. П. Сурмин) (март 1890, Петербург - расстрелян 14 сентября 1937, Москва) - русский публицист, обществовед, один из идеологов "сменовеховства". Приват-доцент Московского и Пермского университетов (1916-18), сотрудник газеты "Утро России", в годы гражданской войны - председатель Восточного отдела ЦК партии кадетов, руководитель бюро печати в правительстве Колчака (издавал газ. "Русское Дело", Омск). Эмигрировал в Харбин, в 1920-34 - профессор Харбинского университета. После возвращения в 1935 в Советский Союз - профессор экономической географии Московского института инженеров транспорта. В 1937 арестован, осужден по обвинению в антисоветской деятельности. В 1921-22 сотрудничал в сб. и журн. "Смена вех", газ. "Накануне". К этому времени стал считать необходимым сотрудничество с Советской властью и перемену отношения со стороны интеллигенции к революции. Советская форма политического устройства, избавленная от некоторых элементов коммунистической идеологии, будет содействовать созданию "органического общества". Революция, которую он воспринимал как проявление национального характера, выводит Россию на путь обновления, в результате которого она станет великой державой, способной осуществить принципы русской идеи. В целом свою идеологию Устрялов определял как "национал-большевизм".

Соч.: В борьбе за Россию. Харбин, 1920; Политическая доктрина славянофильства. Харбин, 1925; Под знаком революции. Харбин, 1925; Национал-большевизм.- "Смена вех", Париж, 1921, № 3; Логика национализма.- "Новая жизнь". Харбин, 1920, 22 авг.; Проблема прогресса. Харбин, 1931; Наше время. Шанхай, 1934.

В. В. Ванчугов

УТВЕРЖДЕННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"УТЕШЕНИЕ ФИЛОСОФИЕЙ"

"УТЕШЕНИЕ ФИЛОСОФИЕЙ" (Consolatio philosophiae) в пяти книгах - сочинение Боэция. Написано в характерной для латинской литературы форме сатуры: философские размышления, где риторически украшенная проза чередуется со стихами. Достоинством сатуры считалось приятное разнообразие, и Боэций виртуозно меняет от книги к книге литературный слог, а стихотворных размеров употребляет более двадцати. Жанр "утешений" сложился задолго до Боэция и в свою очередь восходит к жанру протрептика - побуждения, или приглашения, к занятиям философией (первый протрептик - не дошедший до нас - сочинил Аристотель; в подражание ему написаны цицероновский диалог "Гортензий", протрептики Ямвлиха и Климента Александрийского). Цицерон и Сенека писали "утешения", как правило обращенные к родным или друзьям, потерявшим близких, и предлагающие им утешиться посредством философии (античная философия платонического или стоического толка - это "упражнение к смерти", наука праведной жизни и спасения души). "Утешение философией" Боэция написано в тюрьме, в ожидании казни. Явление в темницу к узнику Философии в виде прекрасной дамы в первой книге - развернутая аллегория. Отчаявшийся узник рассказывает Философии о своей жизни и постигшем его роковом несчастье. Вторая книга - речь Философии о Фортуне, о превратностях человеческого счастья и судьбы; манера изложения, терминология и аргументация здесь в наибольшей степени напоминают Цицерона и Сенеку. Третья книга излагает платоновскую доктрину о благе: выше счастья, состоящего в славе, здоровье, богатстве и удовольствиях, - блаженство, достигаемое посредством добродетели и разума, а вершина, цель и источник блаженства, а также бытия всего мира - единое и простое высшее Благо, которое есть Бог. Под заметным влиянием платонизма написана и четвертая книга - о том, каким образом возможно зло в мире, сотворенном и управляемом высшим Благом. Пятая книга посвящена проблеме судьбы, свободы воли и Провидения.

В отличие от богословских трактатов и комментариев Боэция "Утешение философией" никогда не комментировалось - это "художественная литература", как ее понимали Античность и Средневековье, доставляющая эстетическое наслаждение - прежде всего красотой и глубиной аргументации. Его очень рано начали переводить - не только ученые, но поэты и коронованные особы (Ноткер Заика, британский король Альфред, Максим Плануд, Альберт Флорентийский, Дж. Чосер, английская королева Елизавета).

Лит.: Reichenberger К. Untersuchungen zur Uterarischen Stellung der "Consolatio philosophiae". Köln, 1954. См. также лит. к статье Боэций.

Т. Ю. Бородай

"УТИЛИТАРИЗМ"

"УТИЛИТАРИЗМ" (Utilitarianism) - этическая работа Дж. С. Милля. Впервые опубликована в 1861 в журнале "Frazer's Magazine", отдельным изданием - в 1863. В ней подытоживаются и в полемике с оппонентами аргументируются и уточняются основные положения этической доктрины утилитаризма как теории морали и системы морали, дается расширенное обоснование главного этического принципа утилитаризма - принципа пользы. Исходя из того, что в морали господствует дедуктивный метод и частные положения выводятся из общих, Милль делает выводы, касающиеся моральной эпистемологии: чувствам (наряду с правилами) принадлежит в морали исключительная роль, а базовые моральные суждения, в частности касающиеся конечных целей и оснований оценок, не подлежат непосредственному доказательству, но демонстрируются. Продолжая эмпирическую традицию английской моральной философии и полемизируя с интуитивизмом (гл. о. в лице Т. Карлейля, а также Канта и его английского последователя У. Уэвелла), Милль рассматривает моральные чувства и правила как результат многовекового морального опыта человечества. В задачу моральной философии входит прояснение и совершенствование моральных правил и убеждений.

Отстаивая принцип пользы в качестве главного, Милль настойчиво отличает пользу от выгоды (понимаемой как корысть) и от чувственных удовольствий. При этом польза трактуется как удовольствие в отсутствии страдания. Польза - это счастье, но не личное, а "величайшая сумма общего счастья всех" (Милль), как таковая польза представляет собой конечную цель человека. Исходя из этого положения, Милль определяет мораль как правила для руководства человеку в его поступках, соблюдение которых обеспечивает всем людям свободу от страданий и возможно большую полноту наслаждений. При анализе действий, по Миллю, необходимо различать основополагающий принцип морали и частные моральные правила, а также намерения и мотивы. Структура морали, по Миллю, задается иерархией главного принципа (принципа пользы) и производных (второстепенных) принципов, которыми, собственно, и руководствуется человек в конкретных поступках. Таковы, напр., принцип справедливости, правила "Не вреди", "Противодействуй несчастью", "Блюди интересы ближних".

"Утилитаризм", в особенности если принять во внимание его родство с философско-политическим трактатом Милля "О свободе" и социально-практическую ориентированность моральной философии Милля в целом, представляет несомненный теоретический и нормативно-этический интерес. Миллю принадлежит безусловная заслуга концептуализации утилитаризма как особого метода морально-философского рассуждения.

Рус. пер. (А. Н. Неведомского): 1866; см. также в кн.: Милль Дж. С. Утилитарианизм. О свободе. СПб., 1900.

Р. Г. Апресян

УТОПИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УТОПИЯ И АНТИУТОПИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УТТАРА-МИМАНСА

УТТАРА-МИМАНСА - см. Веданта.

УХТОМСКИЙ

УХТОМСКИЙ Алексей Алексеевич [13 (25) июня 1875, с. Вослома, Ярославской губ. - 31 августа 1942, Ленинград] - русский физиолог-экспериментатор. В 1888 - слушатель Московской духовной академии, в 1898 получил степень кандидата богословия. В 1899 поступил на восточный факультет Петербургского университета, в 1900 перевелся на естественное отделение. С 1902 занимается научными исследованиями в лаборатории физиолога Н. Е. Введенского. С 1911 -преподаватель, с 1918 - профессор Психоневрологического института. С 1922 заведует кафедрой физиологии и лабораторией университета. С 1932 - директор физиологического НИИ. Премия им. В. И. Ленина. Академик АН СССР (1934).

Изучая природу и законы жизнедеятельности, поведения организма в целом, открыл основной закон деятельности нервной системы, назвав его доминантой ( лат. dominalis) - очаг возбуждений, временно господствующий и побуждающий организм в конкретной ситуации к определенным действиям ("Доминанта как рабочий принцип нервных центров", 1923). Принцип доминанты применялся и при выяснении физиологических основ некоторых психических явлений, абстрактного и конкретного мышления и образования условных рефлексов. Воспринимая мир диалектически, как "текущий процесс" - в живом единстве материального и духовного, считал, что доминанта "гражданского сознания" побуждает "высшие этажи" центральной нервной системы вступать в борьбу с отрицательными тенденциями к покою и омертвлению. Высоко ценил философию - "науку гениев", с их исключительной индивидуальностью как высшей ценностью мыслящего человечества, стремящегося к познанию истины. Но в способности человека к познанию, не умаляя значения разума, отдавал приоритет эмоциям, возникающим в подсознании. По его мнению, рационализм, сделавший из науки "фантом сверхчеловеческого знания", должен уступить место диалектике. Его идея "собеседования с Бытием" пронизана высоким чувством ответственности за существование человечества.

Соч.: Собр. соч., т. 1-6. Л., 1945-62; Интуиция совести.- В кн.: Письма. Записные книжки. Заметки на полях. СПб., 1996. Лит.: Учение А. А. Ухтомского о доминанте и биология.- Сб. научных трудов. Л.,1990.

Я. М. Северикова

"УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ"

"УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ" - докторская диссертация С. Н. Трубеи/сого, защищенная в Московском университете в 1900 и опубликованная в составе Собр. соч. (т. 4. M., 1906). Работа включает в себя, помимо введения и экскурсов, две части: ч. 1 - "История идеи Логоса в древней философии", где рассматривается динамика раскрытия понятия "логос" в древнегреческой философии от досократиков до неоплатонизма; и ч. 2 - "Исторические основы христианского Богосознания", посвященная идее логоса в иудео-христианской традиции (главы: "Религиозный идеал евреев", "Идея Бога", "Еврейская апокалиптика", "Начатки гностицизма", "Христос"). Главная идея заключается в выяснении оснований миросозерцания, основанного на признании разума как объективного трансцендентального начала, заключающего в себе смысл жизни и истории. Поиск такого начала приводит Трубецкого к построению собственной метафизики, чрезвычайно близкой метафизике Вл. Соловьева'. "Если разум господствует в мире, то он есть начало и конец мира, и он должен осуществить, воплотить себя в мире, созидая самый хаос в светлое и разумное тело, в образ разумного существа. Оно есть то Слово, которое было от начала..." (с. 8). Результатом такого осуществления становится, по мысли философа, боговошющение Христа, которое есть, во-первых, залог Царства Божия - высшей цели мирового исторического процесса и, во-вторых, метаоснова и смысл жизни. Поскольку во Христе "осуществилась "истина и благодать", предвечная благая мысль Божия о мире и человеке, Он определяется как самая эта Мысль, истинный разум или божественный Логос" (там же, с. 453). Отсюда, по мысли Трубецкого, очевидна разница между Логосом греческой философии и Логосом философии христианской: если первый служит лишь умозрительной гипотезой, "предметом умозрения", то Логос Евангелия "определяется как начало действительной жизни, осязаемое в действительности" (там же). "Учение о Логосе" представляет большой интерес как опыт постановки значимой для русской философии 20 в. проблемы философского обоснования православной догматики, синтеза философии и богословия как новой метафизики.

А. И. Резшченко

УЧЕНЫЙ

УЧЕНЫЙ - человек, получивший специальное образование и профессионально занимающийся научной или научно-педагогической деятельностью. Профессия ученого возникает в Европе вместе с университетами в Средние века и относится прежде всего к университетским профессорам, обучающим студентов гуманитарным наукам и математике. Становление эмпирического естествознания в Великобритании и Франции 17-18 вв. приводит к различию в обозначении различных типов наук (Science - эмпирическое естествознание и Humanities - гуманитарные науки). Соответственно в английском и французском языках меняется и название специалистов: Scientist - естествоиспытатель и Scholar - гуманитарий. В дальнейшем словом "Scientist" обозначаются и специалисты ряда социальных дисциплин, эмпирически исследующие свои объекты, а не описывающие их тексты, как это свойственно гуманитарным наукам. В ряде других европейских языков, в т. ч. и русском, подобного разделения не произошло. К эпохе Просвещения относится и корпоративное оформление научной профессии, создание сначала национальных, а затем и международных научных сообществ с характерной для них системой социального управления и статусной иерархией.

Общественный интерес к науке и ученым возрастает в кон. 19 в. в связи с общей верой в научно-технический прогресс как путь к всеобщему благоденствию. И хотя эта вера впоследствии была существенно поколеблена, научная профессия сохраняет высокий престиж на протяжении всего 20 в. Однако если 1-я пол. века прошла под знаком восторженного преклонения общественного мнения перед всесилием мудрых ученых, то во 2-й пол. столетия в центр внимания стали попадать многочисленные угрозы, непосредственно связанные с бесконтрольным поведением ученых. Первым эту тревогу высказало само научное сообщество. Были созданы десятки общественных организаций ученых, проведены открытые обсуждения проблем ответственности ученых за ядерную, генетическую, экологическую безопасность человечества. В уставы профессиональных научных обществ вводятся положения об ответственности ученых за нарушение профессиональных этических норм, объявляются моратории на ряд опасных по своим последствиям исследований. Появляются специальные отрасли науки (напр., биоэтика, и др.), изучающие эту проблематику. См. также статью Наука.

Э. М. Мирский

УЧЧХЕДА-ВАДА

УЧЧХЕДА-ВАДА - см. Пуббантакаппики.

УЭВЕЛЛ

УЭВЕЛЛ (Whewell) Уильям (24 мая 1794, Ланкастер ο марта 1866, Кембридж) - английский философ и логик. Учился в Кембридже, профессор минералогии (1828-32), профессор моральной философии (1838-55) в Кембридже сначала в Тринити-колледже, затем в университете (с 1855). Разрабатывал проблемы индукции и развил индукгивистскую концепцию науки в работах "История индуктивных наук" (1837) и "Философия индуктивных наук" (1840-41). В противовес Д. Ст. Миллю подчеркивал, что индукция основывается на идеях как источнике всеобщего и необходимого знаюю и как принципах знания Знание включает в себя помимо фактов понятия и идеи Идеи позволяют обнаружить законы, которыми управляются явления, и обладают внеопытным происхождением Процесс познания осуществляется в трех актах 1) наблюдении сложных фактов и разложении их на простые и поддающиеся измерению, 2) объяснении идеальных понятии, 3) обобщении элементарных фактов с помощью этих понятий Индуктивистская концепция науки связана с кумулятивизмом В этике Уэвелл стремился выявить общепризнанные, самоочевидные аксиомы, регулирующие практическое поведение человека

Соч History of the inductive sciences, 3v L , 1837, Philosophy of the inductive sciences, 2 v L , 1840, Elements of morality, including polity, 2 v L, 1845, Lectures on systematic morality L, 1846, Lectures on the hbtory of moral philosophy in England L , 1852, On a liberal education m general Cambr, 1850, Novum organon renovatum L , 1858 On the philosophy of discovery L, I860, в рус пер История индуктивных наук, т 1-2 СПб,1867

Лит Todhunter] W Whewell an Account of His Writings 2 v L 1876, Μαρκова Л А Концепция развития науки В Уэвелла - В кн Учение о н-цке и ее развитии M , 1971, с 194-232, Огурцов А П От натурфилософии к теории науки Μ , 1995

А П Огурцов

ΦΑ (кит. закон, а также образец, правило, метод) - понятие китайской философии и культуры. В учении мо цзя фа тянь - "подражание Небу", "небесный образец" - общее правило, предписанное Небом как высшей безличной силой и заключенное во "всеобщей любви и взаимной выгоде", а собственно фа - "метод" ("то, следуя чему, можно получить результат") и критерий оценки результатов, а также правило получения истинного знания и способ его применения. Для мыслителей школы бич цзя фа - универсальное упорядочивающее начало, строй жизни общества. Категория "фа" стала главной в учении легизма, обозначив юридические законы, сообразные конкретной ситуации и противопоставленные неизменным конфуцианским нормам лв-благопристойности. В конфуцианском по преимуществу трактате "Сюнь-цзы" проявилась тенденция к сближению закона с "благопристойностью": нарушение правил "благопристойности" означает нарушение закона. С эпохи Хань (206 до н. э. - 220 н. э.) эта тенденция стала характерной для имперской конфуцианской доктрины.

А. Г. Юркевич

Предыдущая страница Следующая страница