Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "М" (часть 1, "МАБ"-"МАН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 1, "МАБ"-"МАН")

МАБЛИ

МАБЛИ (МаЫу) Габриель Бонно де (14 марта 1709, Гренобль - 23 апреля 1785, Париж) - французский историк и социалист-утопист. Старший брат Кондильяка. Родился в дворянской семье и готовился к духовной карьере, но затем отказался от нее, а впоследствии и от государственной службы. Работы Мабли по истории и политике способствовали распространению революционных идей во Франции и за ее пределами. В России при его жизни было издано его сочинение "Размышление о греческой истории, или О причинах благоденствия и несчастия греков" в переводе А. Н. Радищева. Откликаясь на просьбу Б. Франклина и Дж. Адамса Мабли написал книгу о законах и управлении США. По мнению Мабли, законы общества должны соответствовать законам природы, поэтому принципы естественного права - главный критерий оценки исторических явлений. Частная собственность разрушила благополучие человека, но восстановить прежнюю "систему общности" невозможно, задача состоит лишь в уменьшении неравенства. Мабли считал, что, защищая свою свободу, народ имеет право и на войну, и на революцию.

Соч.: Collection complète des oeuvres, t. 1-15. P., 1794-95; в рус. пер.: Об изучении истории. О том, как писать историю. М-, 1993. Лит.: Волгин В. П. Развитие общественно-политической мысли во Франции в 18 веке. М„ 1958; Он же. Французский утопический социализм. М., 1969; КапланА. Б. Революционно-демократическая идеология и утопический социализм во Франции XVIII века. М., 1989; Сафонов С. С. Исторические взгляды Мабли. - "Французский ежегодник. 1971". М., 1973.

С. С. Худолей

МАВАРДИ

МАВАРДИ Абу ал-Хасан 'Алй Ибн Мухаммад, ал- (974, Басра - 1058, Багдад) - арабо-мусульманский политический философ, разрабатывавший концепцию государства в рамках мусульманского (суннитского) права-фикха. Большую часть своей жизни прожил в Багдаде. Мусульманское право изучал в Басре и Багдаде у видных представителей шафиитской школы юриспруденции. Служил кадием-судьей в различных областях халифата, в т. ч. верховным кадием Багдада. Халиф ал-Кадир (991-1031) избрал ал-Мавардй для составления краткого изложения шафиизма, а его преемник ал-Ка'им (1031-74) доверял ему дипломатические миссии к буидским и сельдхукским правителям Ирана.

Ал-Мавардй - автор работ по юриспруденции, судопроизводству, государственному праву, этике, коранистике и другим религиозным дисциплинам. Наиболее известны "Благонравие в посюсторонних и потусторонних делах" ("'Адаб ад-дунйа вад-дйн") и "Принципы управления" ("Ал-ахкам ас-султаниййа") - первый классический труд по суннитской политической доктрине. В "Принципах управления" излагается учение о халифате как о богоустановленном учреждении, о его всемирном и монистическом характере (невозможности сосуществования двух халифов), о семи необходимых качествах халифа (в их числе - происхождение из курайшитов, рода пророка Мухаммада), о двух способах его назначения (первый, наиболее желательный - избрание специальными выборщиками из числа богословов-улемов; второй - назначение халифом себе преемника), об отношении между халифом и общиной как о двухстороннем договоре, о десяти функциях-обязанностях халифа (носящих чисто охранительно-исполнительный, но не законодательный характер), о смещении халифа, об условиях легитимности "узурпированной" власти местных эмиров.

Лит.: Кирабаее Н. С. Социальная философия мусульманского Востока. М., 1987; ИгнатенкоА. А. Общественно-политические воззрения аль-Маварди.- "Народы Азии и Африки", 1989, ¹4; Laoust H. La pensée et l'action politique d'al-Mawardi. - "Revue des études islamiques". P., 1968, ν. 36; LambtonA. K. S. State and Government in Medieval Islam. Oxf., 1981.

Т. Ибрагим

МАГИЯ

МАГИЯ (лат. magia, от греч. μαγεία - колдовство, волшебство) - индивидуальные или коллективные действия, призванные сверхъестественным путем повлиять на духов, людей, явления природы, в дополнение к различным видам человеческих практик - хозяйственной, лечебной, созидательной, разрушительной, охранительной, молитвенно-религиозной и т. п. Типология магии формируется по различным основаниям: по антиномии добра и зла (с точки зрения мага или его адепта) - белая магия (хозяйственная, целительная) и черная (порча, наговор, сглаз); по типу результата - созидательно-охранительная и разрушительная (Б. К. Малиновский); по сходству-подобию явлений, связываемых магическими действиями, - гомеопатическая магия и по простому следованию одного явления за другим - контагиозная магия (Дж. Дж. Фрейзер). В основе концепции Фрейзера лежит принцип причинно-следственной связи. Веру в прямое магическое воздействие человека на природный объект (группу природных объектов) Л. Леви-Брюль выводит из чувства партиципации (сопричастности человека природе), особенно присущего первобытному сознанию. При этом взаимодействие всех вещей мира укоренены в магическом мировидении. Оно-то и связует магию с натурфилософскими учениями древних и основаниями "тайных наук" - с "протонаучными" формами знания (см. Оккультизм, Герметизм, Алхимия).

Магия как род деятельности инвариантна, но, вписанная в ту или иную конкретную культуру, она обретает исторически неповторимые черты. Обрядовая по своей природе, она сопровождает культовые действия всех религий, также вписанных в историю соответствующих культур. Окрашивает в неповторимые тона национально-этнические, фольклорно-этнографические, мифологические, литературные и художественные, познавательно-мировоззренческие особенности культур различных народов. Представляется наиболее продуктивной историческая трехзвенная цепь "магия - наука - религия", а в науке следует отметить провоцирующую роль магии в развитии экспериментально-практической составляющей научного знания.

Лит.: Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.. 1979; Tlwrndike L. History of magic and experimental science, vol. 1-8. N.Y.. 1923-58.

B. Л. Рабинович

МАДХВА

МАДХВА (Madhva) (традиционная датировка: 1198-1278, более современная версия: 1238-1317) - основатель религиозно-философской школы двайта-веданта. Родился в Паджакакшетре в Южной Индии. Основные труды: "Анувьякхьяна" (комментарий на "Брахма-сутры"}, комментарий на "Бхагавата-пурану", десять небольших трактатов, посвященных проблемам логики и метафизики ("Даша-пракарана"), метрический трактат "Махабхарата-татпарья-нирная" ("Изложение сущности Махабхараты") и др. Согласно учению Мадхвы, реальны три вида сущностей: высший Брахман, персонифицированный в образе Кришны, индивидуальные души (джива) и неодушевленные предметы (джада), однако лишь Кришна абсолютно самодостаточен, тогда как вся остальная вселенная целиком зависит от Бога. Название системы Мадхвы объясняется вечно сохраняющимся различием (двайта, или двойственность, различение) между всеми этими сущностями. Мир создается в начале очередного вселенского цикла творящей энергией Брахмана; это сила, которая обычно персонифицируется в образе супруги Вишну - Лакшми и обеспечивает развертывание материи - Пракрита, "подобной легкой и редкой ткани". Пракрити выступает непосредственным источником и вместилищем трех гун: саттвы, раджаса и тамаса, которыми управляют три ипостаси Лакшми (соответственно Шри, Бху и Дурга). Бесчисленные и разнообразные лживы, соединенные с "инструментами" познания, образованными Пракрити, одушевляют атомы материи во вселенной и согласованно управляются Кришной. По словам Мадхвы, подобно тому как радуга - не только отражение, но еще и преломление играющих солнечных лучей, многообразные души по-разному окрашены проникающим в их природу светом Брахмана ("Анувьякхьяна", 2.3.50). Хотя Бог трансцендентен миру, он в принципе познаваем, т. к. существует изначальное "сходство", "подобие" (садришья) некоторых атрибутов Кришны и благих свойств мира и душ (там же, 3.2.32-34). По мнению Мадхвы, все души уже изначально предопределены к спасению, гибели или к вечному блужданию в сансаре, однако Бог постоянно вмешивается в происходящее, облегчая избранным путь к освобождению (концепция "парадхина-вишешапти", или "вечного творения"). Хотя задача духовного наставника - вести ученика к непосредственному осознанию (саткаршана) сущности Брахмана, высший духовный подвиг - это бхакти, или непрерывный поток любви (снеха) к Кришне. Когда душа служит Богу т. о., тот дарует ей в награду свою милость (прасада) и спасение. Возрастание бхакти в душе адепта как раз и выступает верным признаком того, что он вошел в число "избранных к спасению", а сам путь к Кришне для него облегчается благодаря заступничеству Божьего сына - Ваю. Подобно тому как в мирской жизни души всегда пребывают в некоторой иерархии, градация сохраняется и после освобождения. С точки зрения Мадхвы, души отнюдь не растворяются в Боге, но занимают приличествующее место в соответствии со своими заслугами.

Лит.: Костюченко В. С. Классическая веданта и неоведаитизм, М., 1983; SannaB.N. Philosophy of Sl-î Madhväcärya. Bombay, 1962; Siauve S. La doctrine de Madhva. Pondicherry, 1968; Он же. Les hierarchies spirituels selon L'Aniivyäkhyana de Madhva. Textes choisis et traduits. Pondicherry, 1971; Palhiadam J. Gott, Welt und Mensch bei

Madhva. Münster, 1975. „ -, „

H. В. Исаева

"МАДХЬЯМАКА-КАРИКА"

"МАДХЬЯМАКА-КАРИКА" (санскр. "Mula-madhyamakakärikäh" - "Коренные строфы о Срединности") - основополагающий трактат махаянской школы мадхьямика, созданный во 2 в. Нагарджуной и входящий в канонические буддийские собрания на китайском (см. Тршттака) и тибетском (Данджур) языках. Санскритский текст сохранился только в составе "Прасаннапады" Чандракирти, являющейся комментарием на 447 строф произведения Нагарджуны.

Трактат представляет собой руководство по логико-полемическому мастерству, применяя которое монахи-мадхьямики подвергали деструкции философские понятия идейных противников, опровергали их доводы. Каждая глава посвящена опровержению отдельных категорий, как общефилософских (причина и условия, самосущее, время, соединение), так и собственно буддийских (страдание, Будда-татхагата, взаимозависимое возникновение). Доказывая внутреннюю противоречивость, недостоверность и даже абсурдность (прасанга) аргументации оппонентов, Нагарджуна в апофатической манере демонстрировал коренные учения и ценности ранней махаяны: 1) во взаимообусловленном мире нет ни одной самостоятельной сущности (ни Бога, ни Будды, ни материи, ни другой первопричины), на которую можно было бы опереться, именно поэтому мир пуст (шунья), но и "пустота" пуста; 2) все теоретико-познавательные средства (см. Промина) не достоверны, абсолютная истина (парамартхика-сатья) ими не постижима.

Нагарджуна рассуждал так: "Когда останавливаются действия со знаками] в сфере мышления, тогда перестает быть и то, что ими обозначалось. Ибо подлинная реальность (дхармата) никогда не возникала и никогда не исчезнет, как и нирвам. Все является таким же, все не является таким же, все одновременно является таким же и не таким же, неверно, что все одновременно является таким же и не таким же. Таково Учение будд, в котором эта реальность характеризуется как то, что вне воображения, вне различения, вне обусловленности, вне иллюзорности, что [дарует] успокоение (гл. 18, ст. 7-9). Закон будд покоится на двух истинах: обусловленной мирским и абсолютной. Те, кто не знают различия между этими двумя истинами, не знают сокровенной сути Учения будд. Без опоры на обусловленное не постигнуть абсолютного, без обретения абсолютного не достигнуть нирваны (гл. 24, ст. 8-10)".

"Мадхьямака-карика" имеет богатую традицию комментирования (сохранились и две версии автокомментария), продолжающуюся до сих пор, в т ч. на европейских языках. Лит.: Streng F. Emptiness. A Study in Religious Meaning. Nashville, 1467; Inada K. K. Nägärjuna. A Translation of His MulamadhyamakaKärikä with the Introductory Essay. Tokyo, 1970; Nägärjuna, Mulamadhyaniakakarikäh, ed. by Y. W. de Yong. Madras, 1977; Kalupahana D. J. Nagärjuna. The Philosophy of the Middle Way. Mülamadhyamakakärikä, introd., sanskrit text, enlg. transi. Delhi, 1991.

В. П. Андросов

МАДХЬЯМИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАЙMОH

МАЙMОH (Maimon) Соломон - настоящая фамилия Хейман (Heiman) (1753 или 1754, Нисвши - 22 ноября 1800, Нидер-Сигередорф, Германия) - немецкий философ, последователь и ученик Маймонида, в честь которого он изменил свою фамилию. Критика им философии Канта послужила импульсом для развития немецкого идеализма. Не приемля кантовской «вещи-в-себе», которую он называл Unding - ничто, он связывал сознание с деятельностью, создающей единство из многообразия чувственно данных и тем самым конструирующей свои объекты. Категории - условие существования всех предметов возможного опыта. Основой познания является принцип определяемости, который заключается в том, что любой субъект может стать предметом сознания, а любой предикат может стать предметом сознания не сам по себе, а только в соединении с субъектом. Категории - формы этого двоякого принципа определяемости. Идеи разума обусловлены продуктивной способностью воображения. Поэтому антиномии, выявленные Кантом, проистекают из несоответствия разума и продуктивной способности воображения. Идеи, даже религиозные, обладают субъективной значимостью. Маймон во многом предвосхитил критику Канта, развернутую И.Г.Фихте, Шеллингом и Гегелем.

Сочинения:

Versuch über Transcendentalphilosophie. В., 1790;

Versuch einer neuen Logik oder Theorie des Denkens. В., 1794;

Kritische Untersuchungen über den menschlichen Geist. Lpz., 1797;

Lebensgeschichte, Bd. 1-2. В., 1911.

Литература:

Яковенко Б. Философские концепции С.Маймона. - «Вопросы философии и психологии», 1912, кн.4(114), кн. 5(115).

А.П.

МАЙЕВТИКА

МАЙЕВТИКА (μαιευτική se. τέχνη), "повивальное искусство" - засвидетельствованный у Платона (в диалоге "Теэтет") термин философии Сократа, обозначающий метод его философствования; вероятно, восходит к учению исторического Сократа, подтверждением чему может служить реплика о "выкидыше" мысли в комедии Аристофана "Облака". Впоследствии встречается как термин платонической традиции.

Смысл майевтики Сократа - в противопоставлении внешнего софистического знания и внутреннего философского, которому научить нельзя, но можно открыть в себе самом. Помощником в этом и является Сократ, ремесло которого не учительство (ибо сам он "ничего не знает"), а нечто вроде повивального искусства, которым занималась его мать Фенарета ("от меня они ничему не могут научиться, просто сами в себе они открывают много прекрасного, если, конечно, имели, и производят его на свет. Повития же этого виновники - бог и я". - Платон. Теэтет, 150d), отличие лишь в том, что Сократ помогает не рождению ребенка, а рождению мысли, и делает это в диалоге с помощью вопросов и ответов. "Самое же великое в нашем искусстве - то, что мы можем разными способами допытываться, рождает ли мысль юноши ложный призрак или же истинный и полноценный плод" (150Ь-с), так что майевтика - это образное выражение для того, что Аристотель иначе называл "индуктивным методом" Сократа и аналитикой понятий.

В дальнейшем майевтика и производное прилагательное "майевтическнй" используют платоники: 1) в школьной классификации платоновских сочинений: согласно Альбину и Диогену Лаэртию, к "майевтическому" виду относится диалог "Алкивиад I"; 2) позднейшие неоплатоники в комментариях на "майевтический" диалог "Алкивиад I" (Прокл, Олимпиодор) трактовали майевтику как переход от незнания к истинному знанию, заключенному в душе ("восхождение к мудрости"), и методологически отличали ее от "эротики" ("восхождения к красоте") и "диалектики" ("восхождение к благу") (Prod. in Ale., 28.16-29.4), а в рамках понимания структуры диалога - отличали майевтику от опровержения и протрептика (Olymp. In Ale., 11,7-9).

M. А. Солопова

МАЙМОН

МАЙMОH (Maimon) Соломон - настоящая фамилия Хепман (Heiman) (1753 или 1754, Нисвши - 22 ноября 1SOO, Нидер-Сигередорф, Германия) - немецкий философ, последователь и ученик Маймонида, в честь которого он изменил свою фамилию. Критика им философии Канта послужила импульсом для развития немецкого идеализма. Не приемля кантовской "вещи-в-себе", которую он называл Unding - ничто, он связывал сознание с деятельностью, создающей единство из многообразия чувственно данных и тем самым конструирующей свои объекты. Категории - условие существования всех предметов возможного опыта. Основой познания является принцип определяемости, который заключается в том, что любой субъект может стать предметом сознания, а любой предикат может стать предметом сознания не сам по себе, а только в соединении с субъектом. Категории - формы этого двоякого принципа определяемости. Идеи разума обусловлены продуктивной способностью воображения. Поэтому антиномии, выявленные Кантом, проистекают из несоответствия разума и продуктивной способности воображения. Идеи, даже религиозные, обладают субъективной значимостью. Маймон во многом предвосхитил критику Канта, развернутую И. Г. Фихте, Шеллингом и Гегелем.

Соч.: Versuch über Transcendentalphilosophie. В., 1790; Versuch einei neuen Logik oder Theorie des Denkens. B., 1794; Kritische Untersuchungen über den menschlichen Geist. Lpz., 1797; Lebenseeschichte, Bd.l-2.B., 1911.

Лит.: Яковеико Б. Философские концепции С. Маймона. сы философии и психологии". 1912, кн.4( 114), кн. 5(115).

Вопро А.П.

МАЙМОНИД

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАЙТРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАЙЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАКАРИЙ

МАКАРИЙ (в миру Михаил Петрович Булгаков), митрополит [19 сентября (1 октября) 1816, с. Сурково Курской губ. - 9(21) июня 1882] - русский богослов и историк Церкви. Учился в Белгородском духовном училище. Курской семинарии, Киевской духовной академии; с 1842 переведен в Санкт-Петербургскую духовную академию, где возведен в экстраординарного, а затем ординарного профессора. После наречения в епископа Винницкого занимал несколько епископских кафедр, с 1879 митрополит Московский и Коломенский. Курс Макария "Введение в православное богословие" (1847) отличается четкой классификацией богословских дисциплин (впервые в русском богословии), которые делятся на "предварительные" (или источниковедческие), "составные" (или фундаментальные) и "прикладные" (или вспомогательные). В курсе "Православно-догматическое богословие" (1849-53) различаются "богословие в теснейшем смысле" (учение о Божественной сущности и атрибутах) и "учение о Боге как Искупителе человеков" (Бог в Его отношении к миру).

В. К. Шохин

МАКИАВЕЛЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАККХАЛИ ГОСАЛА

МАККХАЛИ ГОСАЛА (пали MakkhaU Gosäla) - лидер адживиков, странствовавший, согласно джайнской "Бхагавати" (гл. 15), шесть лет с основателем джайнизма, но ставший опаснейшим соперником и джайнов, и буддистов. Маккхали построил модель мира в духе законченного детерминизма. Согласно основному фрагменту "Саманнапхала-сутты" (Дигханикая 1.53-54), он считал, что нет места для действия, энерпш и усилия бесчисленных живых существ. Все они являются "превращениями" Необходимости (см. Нияти-вада}, а также "окружающей среды" (сангати) и "собственной природы" (см. Бхава), из которых второе начало предопределяет их место в общей экологии мира, а третье - индивидуальные характеристики. Каждые 8 400 000 мировых периодов все существа автоматически освобождаются от страданий, подобно тому как брошенный моток пряжи разматывается до конца. Маккхали построил иерархию живых существ исходя из того, сколькими способностями чувств они обладают, и людей - каждая из ступеней обозначалась цветом (высшие - "белобелые" - последователи самого Маккхали). На последующую индийскую философию Маккхали оказал влияние как последовательный панпсихист и инициатор натурфилософских калькуляций, а также самой "объемностью" своей системы, включавшей модели механицизма, органицизма и телеологизма. Тем не менее эти составляющие не были согласованы друг с другом и даже с самими собой (телеологизм при отсутствии целеполагающего начала в мире), наибольшая же логическая лакуна была связана с неразрешимым противоречием между теорией детерминизма и практикой аскетизма.

В. К. Шохин

МАКЛЮЭН

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАКОВЕЛЬСКИЙ

МАКОВЕЛЬСКИЙ Александр Осипович (10/22 июля 1884, Гродно - 16 декабря 1969, Баку) - философ, член-корреспондент АН СССР (с 1946). Окончил историко-филологический факультет Казанского университета, был оставлен на кафедре философии, с 1912 - доцент, с 1918 - профессор. Сформировался в крупнейшего специалиста в области истории античной философии, истории философии народов Ближнего Востока, логики и психологии. В 1920 уехал в Баку, где в 1921 защитил докторскую диссертацию "Досократовская философия: Историко-критический обзор источников". До 1960 - профессор Бакинского университета, а в 1945-50 - директор Института философии и права АН Азербайджанской ССР. Выдающихся успехов достиг в области комментированных переводов и издания "Фрагментов досократиков" Дильса. Важное место в его философском творчестве заняла "История логики", которая по существу была историко-философским исследованием, охватывающим не только логическую проблематику, но и онтолого-гносеологические воззрения западноевропейских мыслителей от античности до 19 в. Соч.: Введение в философию. Казань, ч. 1-2, 1912-1916; Мораль Эпиктета. Казань, 1912; Понятие одуше вДревней Греции. Варшава, 1913; Досократики. Казань, ч. 1-3, 1914-1919; Досократовская философия: Обзор источников. Казань, ч. I, 1918; Софисты. Баку, вып. 1-2, 1940-1941; Древнегреческие атомисты. Баку, 1946; Авеста. Баку, I960; История логики. М., 1967.

А. П. Огурцов

МАКРОБИЙ

МАКРОБИЙ Амвросий Феодосии (Macrobius Ambrosius Theodosius), (5 в.) - языческий латинский автор, эклектик и популяризатор. Сохранились его три работы: Комментарий на "Сон Сципиона" Цицерона, "Сатурналии" (частично), "О различиях и сходствах греческого и латинского глаголов" (фрагменты). Цель Комментария - не столько разъяснить сам текст Цицерона, сколько изложить в популярном виде различные греческие теории. Большая их часть укладывается в традицию неоплатонизма, но различимо влияние стоицизма, неопифагореизма, герметической философии. Источниками Макробия служили тексты Платона, Аристотеля, Плотина, Порфирия, Ямвлиха, которые он кратко пересказывает. Макробий обсуждает сходство и различия в изображении государства у Платона и Цицерона, защищает использование мифа в философии, дает классификацию типов снов, заимствованную у Артемидора. Отдельные главы Комментария посвящены пифагорейской арифметике, космографии, географии, гармонии и др. Представлена намеченная Плотином и разработанная Порфирием иерархия добродетелей, образующих четыре ступени: добродетели гражданские, философские (названные "очищающими"), добродетели уже очищенного духа и архетипические. В основе картины универсума, излагаемой Макробием, - неоплатоническая триада: Бог -УмДуша (Мировая). Душа творит космос: в высших проявлениях она создает божественные небесные тела и наделяет их умом, а на низшем уровне производит индивидуальные души, которые впоследствии вселяются в земные тела. Процесс нисхождения души через небесные сферы в земное тело сопровождается приобретением ею тех или иных качеств. Земное тело - темница для души, смерть тела означает возвращение души к подлинной жизни. Будучи в теле, душа правит им, она - "подлинный человек" и "бог".

Основные темы "Сатурналий", написанных в жанре застольных бесед, - литературная критика Вергилия и солнечный монотеизм. Вслед за Юлианом Макробий показывает, что Солнце - это "ум мира" и все божества греческой, римской и египетской религии - суть проявления одного бога - Солнца.

Соч.: Macrobius, ed. J.Willis, 1963; De Verborum Graeci et Latini Differentiis vel Societatibus Excerpta, ed. P. De Paolis, 1990; в рус. пер.: Комментарий на "Сон Сципиона" (фрагменты). - В кн.: Историкофилософский ежегодник 95, 96. M., 1996, 1997; в сб.: Знание за пределами науки. М., 1996; Сатурналии. - В сб.: Очерки истории римской литературной критики. М.,1963.

Лит.: Лосев А. Ф. История античной эстетики: итоги тысячелетнего развития. М., 1992, кн. 1, с. 140-152; Уколова В. И. Поздний Рим: пять портретов. М., 1992; Петрова М. С. Натурфилософия в Комментарии на "Сон Сципиона" Макробия. В сб.: Философия природы в Античности и в Средние века, ч. 1. М., 1998.

М. С. Петрова

МАКРОКОСМОС И МИКРОКОСМОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАКРОМИР И МИКРОМИР

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАКСИМ

МАКСИМ (Μάξιμος) Эфесский (1-я пол. 4 в. н. э.) - греческий философ, один из учеников Эдесия Каппадокийского, учитель и приближенный императора Юлиана, с которым они встретились в 351/2, когда Максим был уже стариком, - единственный ориентир для уточнения хронологии жизни Максима. Известен по описанию Евнапия в его сочинении "Жизни философов и софистов", где изображен в духе постямвлиховской историографии "божественным мужем", теургом и мистиком; о нем также сообщают Аммиан Марцеллин, Лнбаний, Фемистий, Зосима, Сократ-историк, Созомен, Феодорит. Согласно Суде, Максим Эфесский и Максим Византийский - одно лицо (что неверно, ср. Socr. Hist. Eccl. Ill 1, 16), и этому Максиму приписывается авторство сочинений "О неразрешимых противоречиях" (Περί άλυτων αντιθέσεων), "Об изначальном" (Περί καταρχών), "О числах" и некоего "комментария на Аристотеля".

М. А. Солопова

МАКСИМ ГРЕК

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАКСИМ ИСПОВЕДНИК

МАКСИМ ИСПОВЕДНИК (Μάξιμος Όμολογητής, Maximus Confessor) (ок. 580, Константинополь, - 13 августа 662, Лазика) - византийский мыслитель и богослов. В молодости государственный деятель, с 613-14 монах. С 642 выступает как ведущий оппонент монофелитов, которым покровительствовало правительство; в 645 победил на диспуте с монофолитами в Карфагене, в 653 арестован, в 662 подвергнут отсечению языка и правой руки; умер в ссылке. Философские взгляды Максима Исповедника окрашены сильным влиянием Аристотеля, неоплатонизма и особенно Псевдо-Дионисия Ареопагита, в распространении сочинений которого Максим сыграл решающую роль. В центре его философскобогословской концепции - проблема человека. История мира делится Максимом Исповедником на период подготовки вочеловечения Бога, истекший с рождением Христа, и период подготовки обожествления человека. Если человек преодолеет обусловленное грехопадением самоотчуждение, расколотость на мужское и женское, духовное и животное, космос будет спасен и творение воссоединится с Творцом. Основные события жизни Христа суть поэтому одновременно символы космических процессов. Этика Максима Исповедника основана на своеобразном учении о претворении энергии злых эмоций в благие и содержит тонкие психологические наблюдения. Его идеи оказали сильное влияние на Иоанна Скота Эриугену, а также средневековую мистику Соч.: MPG, t. 40-91, в рус. пер.: Творения преп. Максима Исповедника, ч. 1-3. М.. 1993.

Лит.: Епифанович С. Л., Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. Киев, 1915; Он же. Материалы к изучению жизни и творений преподобного Максима Исповедника. Киев, 1917; Орлов И. Труды св. Максима Исповедника по раскрытию догматического учения о двух волях во Христе. СПб.. 1888; Ф.юровскии Г. В. Византийские отцы Церкви V-V111 вв. Париж, 1933, с. 195-228; Balthasar H. V. v. Kosmische Liturgie. Das WItbild Maximus' des Bekenners. Einsiedeln, 1961; Thunberg L. Microcosm and mediator. The theological anthropology of Maximus the Confessor. Cph.. 1965.

С. С. Аверинцев

МАКСИМ ПЛАНУД

МАКСИМ ПЛАНУД (Μάξιμος Πλανούδης) (ок. 1255, Никомидия - ок. 1305, Константинополь) - византийский интеллектуал, переводчик. Имя при крещении - Мануил или Михаил. После пострига в 1283 посвятил себя преподаванию в основанной им школе. Копиист рукописей и писец императорского скриптория (1283). Позже, хотя и был игуменом монастыря на горе Авксентия, жил в Константинополе и преподавал в монастыре Хоры и Акаталилта (1301). Периодически выполнял дипломатические поручения: в 1296 в составе императорского посольства отправился в Венецию. Знаменит как своими переводами латинских сочинений - как богословских (Августин, Псевдо-Киприан), литературно-поэтических, философско-этических (Овидий, Цицерон, Ювенал, Макробий, Боэций), так и разработкой принципов внутренней критики текстов. В отличие от переводов Димитрия Кидониса его переводы отличались прекрасным литературным стилем и точностью содержания. Автор схолий к Гесиоду, Софоклу и Еврипиду, Фукидиду и Аристофану, а также различных сочинений духовного содержания - стихотворных канонов (в частности, св. Димитрию), глав об исхождении св. Духа, "Слова о вере", энкомия (похвального слова) апостолам Петру и Павлу, речи на Страстную пятницу и др.

Среди научных трудов Максима Плануда видное место занимают его схолии и "издания" Нонна Панополитанского, Плутарха, Арефы Кесарийского, его учебник арифметики ("Так называемый великий счет согласно индийцам"), где цифры записываются в восточно-арабской форме, его сочинение "Василикос", где развивается концепция вселенской империи, его сборник эпиграмм ("Антология Плануда" в 2400 "главах"). В письмах он обсуждал различные стороны церковной и гражданской жизни, характеризовал интеллектуальную элиту своего времени. Комментировал также "Начала" Евклида, "Арифметику" Диофанта, "Географию" Птолемея (был фактически "открывателем" Птолемея для Византии), сочинения Феокрита, Пиндара и др.

Соч.: MPG 147; Wesierink L. С. Le Basilikos de Maxime Planude. - "Byzantinoslavica", 1967, т. 28.

Лит.; KugeasS. Analecta Planude VIII. - "Byzantinische Zeitschrift", 1909. Bd. 18, S. 120-126; Schmiit W. 0. Lateinische Literatur in Byzanz. Die Übersetzungen des Maximos Planudes und die moderne Forschung. - "Jahrbuch der Österreichischen byzantinischen Gesellschan". Wien, 1968, Bd. 17, S. 127-148; GiannakesG. N.. Μάξίμον Πλανούδη μετάφραση ίου Περί ίων δώδεκα βαυμών της Παραχρήσεως τοή Ψενδο-Αύγονστίνου. - "Δωδώνη", 3, 1974, 219-256.

Μ. В. Бибиков

МАКСИМ ТИРСКИЙ

МАКСИМ ТИРСКИЙ (Μάξιμος Τύριος) (2-я пол. 2 в. н.э.)- античный ритор и философ-платоник, представитель т. н. "второй софистики". Сохранилось около 40 речей Максима, посвященных как общеэтической и религиозной проблематике, так и отдельным вопросам платоновской философии, что делает их ценным источником по философии среднего платонизма. Из его философских речей наиболее важны: "Что есть бог согласно Платону" (or. 11), где даются стандартные платонические определения божественной природы, сопоставимые с аналогичными определениями у Апулея, Алкиноя и Нумения; "О демоне Сократа" (or. 8-9), где обстоятельно обсуждаются вопросы демонологии (ср. одноименное сочинение Апулея); "Следует ли молиться" (or. 5) и "Есть ли свобода воли, если все предопределено" (or. 13), посвященные вопросу о свободе воли, популярному у средних платоников благодаря усвоению стоической традиции; в речи "Если бог благ, то откуда тогда зло?" (or. 41) имеется содержательное обсуждение также весьма популярной школьной темы о происхождении зла. В речах можно найти интересные дискуссии о Гомере и Сократе, Диогене Синопском и Эпикуре.

Соч.: Maximus Tyrius. Dissertationes, ed. M. B. Trapp. Stuttg. Lpz., 1994; англ. пер.: Maximus of Tyre. The Philosophical Orations, ed. and transi. by M.B. Trapp. Oxf., 1997; Kon'iarisG.L. Maximus Tyrius: Philosophumena-Dialexeis. B.-N. Y. 1995; в рус. пер.: Предпочитать ли кннический образ жизни? пер. Ю. Шульца. - В кн.: Антология кинизма, сост. И. М. Нахов. М., 2-е изд., 1996, с. 296-302; О том, слелуетли молиться, пер. И. Ковалевой. - В кн.: Античность в контексте современности, под ред. А. А. Тахо-Годи и И. М. Нахова. М., 1990. Лит.: Trapp M. В. Philosophical sermons: the "Dialexeis" of Maximus of Tyre. ANRW II 34, 3, 1997, p. 1945-1976.

M. A. Солопова

МАКСИМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАЛИНОВСКИЙ БРОНИСЛАВ КАСПЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАЛИНОВСКИЙ ВАСИЛИЙ ФЕДОРОВИЧ

МАЛИНОВСКИЙ Василий Федорович (1765, Москва23 марта (4 апреля) 1814, Петербург) - социальный мыслитель, теоретик международного права. Происходил из семьи священника. После окончания философского факультета Московского университета в 1781 и до 1811 служил в архиве Коллегии иностранных дел, находился на дипломатической службе в русской миссии в Лондоне. С 1811 - первый директор Царскосельского лицея.

В трактате "Рассуждение о мире и войне" (1790-98. Опубл. в 1803), а также в своем еженедельнике "Осенние вечера" ( 1803) в рамках теории международного права развивал идеи государственной безопасности, невмешательства, патриотизма. Разрабатывал популярную тогда теорию вечного мира, уделял большое внимание политико-правовым проблемам войны и мира. В борьбе за вечный, всеобщий мир должно участвовать все человечество. Для мировоззрения Малиновского характерна гуманистическая направленность. Сторонник теорий естественного права и общественного договора, но распространенные тогда в России положения социальной философии Просвещения носили у него отвлеченно-утопический характер. Провозглашал свободу и равенство главными ценностями человека. Его концепция недействительности всяких отношений между людьми, не основанных на равенстве и свободе, объективно была направлена против крепостного права. Был убежден в божественном происхождении государственной власти. Провидение в его деистической концепции выступало гарантом соблюдения законности верховной властью, именно поэтому, опасаясь "гнева Божия", обсуждал меры, способные конституционно ограничить абсолютизм в России. Критикуя тиранию и абсолютизм, развивал мысль о необходимости подчинения власти законам, которые в свою очередь должны быть выражением "общей воли". Развивая идеи народоправства, указывал на необходимую зависимость политической формы государства от воли народа. Малиновский - сторонник мирного, реформаторского пути преобразования действительности, осуждал революционные методы и. в частности. Французскую революцию, в то же время подчеркивал необходимость учета ее опыта.

Перевел, издал и снабдил рекомендациями для российских законодателей "Отчет генерал-казначея Александра Гамильтона... о пользе мануфактур и отношении оных к торговле и земледелию" (1803-07). Одним из первых выступил с проектом освобождения крестьян (записка "Об освобождении рабов" (1802)). Поддерживал реформаиионную политику Александра I.

Соч.: Избранные общественно-политические сочинения. М., 1958. Лит.: Семевскии В. И. Размышление В. Ф. Малиновского о преобразовании государственного устройства России. - "Голос минувшего", 1915. № 10: Каменский 3. А. Философские идеи русского Просвещения. М.. W .Дocmя^^ И. С. Европейская утопия В. Ф. Малиновского. - "Вопросы истории", 1979, № 6. Архивы:РГАЛИ,ф.312.

И. Ф. Худушина

МАЛЛИШЕНА

МАЛЛИШЕНА (санскр. Malli.sena) (2-я пол. 13 в.) -джайнский философ. Из трех его сочинений наиболее известна "Сьядвадаманджари" (букв. - "Гирлянда учения о контекстных предикациях") - комментарий к 32 стихам трактата Хемачандры, излагающим джайнскую доктрину в полемике со всеми оппонентами. Пользуясь полемическими аргументами Хемачандры, Маллишена обстоятельно опровергает положения вайшешики, ньяи, мимансы, веданты, санкхьи, буддистов и локаятиков. Вторая половина комментария посвящена "положительному" джайнскому учению. Здесь рассматривается безграничная "сложность" всего сущего, исключающая корректность категорических предикаций, применимость джайнской логики к решению конкретных философских проблем, пагубность для благочестия учений о вечности и невечности мира, классификация и калькуляция душ (см. Джива) и, наконец, превосходство джайнских контекстных предикаций над всеми прочими моделями рациональности.

В. К. Шохин

МАЛЬБРАНШ

МАЛЬБРАНШ (Malebranche) Никола (6 августа 1638, Париж - 13 октября 1715, Париж) - французский философ, главный представитель окказионализма. Получив домашнее образование, изучал затем теологию в Сорбонне. В 1664 принял сан священника. Основные сочинения: "О разыскании истины" ("De la recherche de la vérité", 1674-75, рус. пер. т. 1-2, 1903-06), "Христианские размышления" ("Méditations chré

tiennes", 1683), "Беседы о метафизике" ("Entretiens sur la métaphysique", 1688). Мальбранш стремился соединить основные идеи картезианства с учением Августина. В онтологии вслед за Декартом исходил из различения двух субстанций - мыслящего духа и протяженной материи. Вследствие абсолютной независимости и разнородности этих субстанций их действие друг на друга невозможно; причиной связи души и тела в человеке, по Мальбраншу, может быть только Бог. В то время как Бог - общая и единственная истинная причина, обладающая способностью двигать тела, имеется и бесконечное множество частных причин - это причины естественные, или окказиональные. Естественные причины - только повод для проявления божественной воли. В основе гносеологии Мальбранша - учение о видении всех вещей в Боге. Человеческая душа не может непосредственно познавать материю (в силу разнородности двух субстанций). В то же время в Боге с необходимостью имеются идеи всех сотворенных Им существ. Поэтому познание внешних тел возможно для человека лишь через созерцание их идей в Боге. Мальбранш признавал 4 способа познания: непосредственное (знание о Боге); познание вещей через их идеи (знание о материальных телах); через внутреннее чувство (знание собственной души); по аналогии (знание чистых духов и душ других людей). Идеи Мальбранша оказали влияние на Лейбница, Беркли, Юма. Соч.: Oeuvres complètes, v. 1-20. Р., 1958-67. Лит.; Ершов M. ff. Проблема богопознания в философии Мальбранша. Казань, 914;01/é-Laprunei. La Philosophie de Malebranche, t. l- 2. P., 1870; GuéroultM. Malebranche, t. 1-3. P., 1955-59; Atquié F. Le cartésianisme de Malebranche. P., 1974; McCracken C. J. Malebranche and British philosophy. Oxf., 1983.

А. А. Кротов

МАЛЬРО

МАЛЬРО (Malraux) Андре (3 ноября 1901, Париж - 23 ноября 1976, Кретейе) - французский писатель, теоретик искусства, политический деятель. Философские взгляды Мальро близки ко взглядам представителей французского экзистенциализма, сложились под сильным влиянием Ницше, Гегеля, Фрейда, Шпенглера, Маркса. Принимая непосредственное участие в событиях, происходящих в самых "горячих точках" планеты (гражданские войны в Китае 1920-х гг., в Испании 1936-39), Мальро пришел к выводу, что в основе освободительной борьбы лежит не теория марксистского типа, а воля, обнаруживаемая как сила людей бороться и добиваться своих целей. В духе Ницше Мальро говорит свое "да" силе, но не любой и не безусловно; достоинство силы, по его мнению, определяется такими ценностями человека, как ясность мысли, сознание, истина. Мальро стремится показать взаимопроникновение воли и разума, определяя последний как "обладание средствами управлять людьми и вещами". Однако подчеркнутые волюнтаризм и активизм Мальро не сопровождаются отрицанием ценностей интеллектуализма. Главным пафосом его философии выступает мотив силы воли индивида, доказывающего самому себе свою жизненную мощь, но одновременно Мальро придает огромное значение и понятию сознания, выступающего в паре с "бессознательным". Связь обоих моментов (воли/силы и сознания) в том, что само сознание есть концентрация силы, напряжения, внимания, усилия. Т. о. Мальро приходит к своеобразному принципу "cogito", но иного, чем у Декарта, типа; в нем объединяются интеллект и воля: "Я совершаю усилие, следовательно, я существую". Сила вместе с вниманием составляют у Мальро стержень "жизни", которая единственно из всего сущего восприимчива к форме; последний тезис подводит его к фундаментальной проблеме смысла искусства.

Художественное развитие человечества проходит, по Мальро, три основные стадии: обнаружение сверхприродного начала, прорыв к ирреальному в сфере фантазии, наконец, выражение самой живописности как таковой. На последней стадии, начинающейся с творчества Э. Мане, живописные явления выступают "фразами недешифруемого языка, дающего такой живописи существование, независимое как от обычной реальности, так и от воображения и сферы сакрального" (L'Intemporel. P., 1976).

Художник всегда бросает вызов смерти, в глубине художественного творчества лежит упрямое желание победы над смертоносным временем. Эта битва со смертью и есть глубинный смысл всего мирового искусства. Великая тайна или даже мистерия искусства состоит в том, что оно не выступает индифферентными археологическими останками исчезнувших культур и культов, а оказывается живым и значимым. Иньми словами, пластически выраженное сакральное претерпевает таинственную метаморфозу, актуализируясь как сила искусства.

Соч.; Oeuvres complètes, 1.1-2. P., 1989-96; в рус. пер.: Условия человеческого существования. М., 1935; Надежда. М., 1939; Зеркало лимба. Худож. публицистика. М., 1989.

В. П. Визгин

МАЛЬТУС

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАМАРДАШВИЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАН

МАН (Man) Поль де (6 декабря 1919, Антверпен - 21 декабря 1983) - американский литературовед и философ. Получил образование в Брюссельском свободном университете, доктор философии Гарвардского университета (I960); преподавал в университете Джона Гопкинса, а также в Цюрихском, Корнельском, Йельском университетах. Испытал влияние Батая, М.Бланшо, М.Хайдеггера, Ж.П.Сартра, Г.Башляра. Предмет исследования - риторика литературной критики. Идея интенциональной риторики, разработанная в духе теории деконструкции, формируется как реакция на риторическую направленность позднего структурализма и в связи с переоценкой принципов поэзии романтизма. По Ману, романтическая апология символа, обычно отождествляемая с идеалистическим монизмом, скрывает в себе ошибку смешения символа аллегории, которую допускают и поэты, и их критики. Именно аллегория, троп, третируемый романтиками, создает целостность романтического произведения. Однако ирония романтиков подрывает основу целостности, результатом чего оказывается предпочтение ими символа, а это не что иное, как искажение приема. Риторика в романтической традиции теряет нормативный, или описательный характер. Современная риторика, по Ману - это одновременно учение об убеждении и учение о тропах, разоблачение приемов убеждения, разубеждение. Содержащееся в ранних работах Ницше описание риторики как самоиронии стоит в центре той версии деконструкции, которую разрабатывает Ман. Литературная критика тоже действует на риторическом уровне языка. Поэтому современная литературная критика занята переоценкой письма, переписыванием, а не увязыванием письма с его особенной направленностью. Вот почему критика переживает кризис, а толкования литературы, сопоставляющие ее с внешними явлениями, порождены стремлением избежать кризиса. В основе критики лежит пересказ, требующий мастерского чтения и основанный на принципе пропуска: пропускается непонятное. Взаимодействие пропусков, делаемых автором, критиком и читателем, противостоит желаемому (оценке) во имя действительного - текста, который «сбывается, саморазрушаясь».

Сочинения:

Аллегории чтения. Екатеринбург, 1999;

Blindness and Insight. Minneapolis, 1983;

Allegories of Reading. New Haven, 1979;

The Rhetoric of Romanticism. N. Y., 1984;

Aesthetic Ideology. Minneapolis, 1987.

Литература:

(Dis) continuites: Essays on Paul de Man. Amst., 1989.

С.А.Никитин

МАНАС

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАНДАНА МИШРА

МАНДАНА МИШРА (санскр. Mandana Misra) (7-8 вв.) мимансак, ведантист, представитель лингвофилософии. Согласно традиции, был учеником Кумарила Бхатты, но, будучи побежден в диспуте Шанкарои, стал последователем адвайта-веданты и якобы принял имя Сурешвара.

Мандана Мишра является автором трех работ по мимансе - "Мимансанукраманика", "Бхаванавивека" и "Видхививека", одной работы по лингвофилософии - "Спхоттасиддхи", трактата по эпистемологии - "Вибхрамавивека" и первого в истории адвайта-веданты прозаического трактата - "Брахмасиддхи". В трактате "Брахмасиддхи" Мандана Мишра выдвигает и разрабатывает ряд концепций: авчдья как то, чтоне может быть определено как реально существующее или не существующее; джива каклокус неведения; определенная роль ритуалов в достижении Брахмана; необходимость медитации для достижения освобождения. Мандана Мишра стоит у истоков доктрины, получившей впоследствии название "концепции Манданы", согласно которой, помимо одной положительной сущности - Брахмана, реально существуют еще две отрицательные - небытие феноменального мира и уничтожение неведения.

Все вышеперечисленные концепции являются неприемлемыми для Шанкары и его последователя Сурешвары. Это заставляет предположить, что отождествление Манданы и Сурешвары является, скорее всего, ошибочным. Сомнения вызывает также датировка жизни Мандана Мишры. Если принять, что он жид раньше Шанкары, тогда именно ему принадлежит решающая роль в создании некоторых основных положений адвайта-веданты. Если же это не так, то его влияние на развитие адвайта-веданты все равно велико: через Вачаспати Митру, написавшего комментарий на "Брахмасиддхи", Мандана Мишра является основателем целого направления в адвайта-веданте - школы бхамати.

Соч.: Brahmasiddhi by Acarya Mandanamisra with Commentary by Sankhapani. Madras, 1937.

Ε. В. Слинъко

МАНДЕВИЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"МАНДУКЬЯ-КАРИКИ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАНЕГОЛД ИЗ ЛАУТЕНБАХА

МАНЕГОЛД ИЗ ЛАУТЕНБАХА (Manegoldus de Lautenbach) (1030-1103) - монах монастырей в Лаутенбахе, Райтенбухе и Марбахе. Его отождествляют с "учителем и философом" Манеголдом, преподававшем во Франции в 1070-90, который впоследствии стал монахом. В трактате "К Гебхарду" он защищает позиции папы Григория VII в его борьбе с императором Генрихом ГУ, обосновывает как меры папы против симонии, светской инвеституры, нарушений целибата, так и его право смещать императора, применять военную силу против схизматиков, запрещать верующим причащаться у недостойных священников. Размышляя о природе власти, он подчеркивает зависимость власти короля от договора с народом. Папа лишь констатирует нарушения и указывает на них народу В послании "Против Вольфельма" обсуждает подчиненное положение диалектики (философии) по отношению к теологии. Соч.: Liber ad Gebhardum, ed. K. Francke. - Monumenta Germanie Historica, Libelli délite I (1891), pp. 308-430; Liber contra Wilfelmum, ed.W. Hartmann (1972).

Лит.: Koch G. Manegold von Lautenbach und die Lehre von der Vbikssouveränität unter Heinrich IV (1902, repr. 1965).

В. В. Петров

Предыдущая страница Следующая страница