Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
МАНДЕВИЛЬ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МАНДЕВИЛЬ

МАНДЕВИЛЬ (Mandeville) Бернард (1670, Дордрехт - 21 января 1733, Лондон) - английский философ, психолог и писатель-моралист. Родился в Голландии в семье потомков французских эмигрантов. Учился в эразмианской школе в Роттердаме (1678-85) и в Лейденском университете (1685-91), получив по его окончании степень доктора медицины. С сер. 1690-х гг. постоянно жил в Лондоне, занимался врачебной практикой и литературной деятельностью.

Основное произведение Мандевиля - "Басня о пчелах, или Пороки частных лиц - Блага для общества" (1714, 1723, 1724, рус. пер. 1974). Оно выросло из его иронической поэмы "Возроптавший улей, или Мошенники, ставшие честными" (1705, рус. пер. 2000), аллегории, в которой дан сатирический образ общества, процветающего благодаря порокам его членов, и пришедшего в упадок, как только в нем восторжествовало благонравие. Первое издание "Басни..." (1714), кроме поэмы, содержало обстоятельные комментарий к ней и трактат "Исследование о происхождении моральной добродетели". Мандевиль полагает, что в природе человека нет непосредственного нравственного начала, в ней бурлят эгоистические, низменные влечения и аффекты. Систему морали создало искусство политиков, приучивших людей преодолевать свои естественные влечения и аффекты из стыда, страха и гордости. Во 2-е издание (1723) вошли еще две работы - "Опыт о благотворительности и благотворительных школах" и "Исследование о природе общества". Последняя содержала критику этики "естественного нравственного чувства" Шефтсбери и обсуждение вопроса о начале зла. Проблема зла, обычно рассматривавшаяся как религиозно-этическая и метафизическая, у Мандевиля переосмысливается в социально-экономическую: он ставит вопрос о продуктивном значении зла для прогресса и самого существования общественной жизни. Как моральное, так и физическое зло (т. е. недостатки и пороки людей, неблагоприятные для них силы природы) Мандевиль принимает за тот основной побудительный мотив, который делает людей социальными существами и является залогом их успехов в хозяйственной деятельности, в искусствах и науках.

С 1723 вокруг "Басни..." разгорелась полемика. Начало положило заявление присяжных большого жюри графства Мидлсекс, осудившего книгу как безнравственную и опасную для религии и общества. В 3-м издании "Басни..." (1724) Мандевиль поместил свой ответ на это заявление. Но защищать книгу и разъяснять свои взгляды ему пришлось еще не раз: и во втором томе "Басни..." (1729), и в "Письме к Диону" (1732) - Джорджу Беркли, критиковавшему Мандевиля в своем сочинении "Алкифрон, или Мелкий философ". Предостерегая от неверного толкования своей концепции, Мандевиль подчеркивал, что пороки частных лиц складываются во благо общественного целого лишь в условиях правового политического управления, для которого законы имеют то же значение, что "жизненные духи" для тел одушевленных существ. Мандевиль стоял за светское государство и отвергал вмешательство духовенства в государственные дела. Христианская добродетель несовместима с мирским преуспеянием и величием, и мирским амбициям духовенства может служить лишь извращенное христианство. Эти идеи, как и свои соображения в защиту веротерпимости, Мандевиль изложил в книге "Свободные мысли о религии, церкви и национальном счастье" (1720). Государство в целом не может быть связано с какой-либо религией. Законодатель призван лишь узаконить христианскую религию, обеспечить свободу ее исповедания и защитить от любых нападок. Вопрос же о сущности христианской веры остается частным делом каждого человека. Как психолог Мандевиль придерживался концепции аффективной природы человека: в комментариях к "Возроптавшему улью..." он дал много примеров остроумного анализа человеческого поведения и сознания в понятиях этой теории. У него есть и специальное сочинение "Трактат об ипохондрических и истерических страстях" (1711).

"Басня о пчелах..." занимает видное место как в истории английской философии и литературы 18 в., так и в идеологии Просвещения в целом. Как заметил Ф. Ланге, положение, что пороки служат общему благу, было некоторым образом тайной статьей Просвещения, которая редко упоминалась, но никогда не забывалась.

Соч.: The Fable of the Bees: or, Private Vices, Publick Benefits, ed. by F. B. Kaye, vol. 1-2. Oxf., 1924; Free Thought on Religion, the Church and National Happiness. Stuttg.-Bad Cannstatt, 1969; Басня о пчелах. M., 2000.

Лит.: Субботин А. Л. Бернард Мандевиль. М., 1986; Cook R. I. Bernard Mandeville. N.Y, 1974; Horne T. A. The social thought of Bernard Mandeville. L., 1978; Monro H. The ambivalence of Bernard Mandeville. Oxf., 1975.

А. Л. Субботин

В начало энциклопедии