Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
"ГОСУДАРСТВО"

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

"ГОСУДАРСТВО"

"ГОСУДАРСТВО" (Πολιτεία, ή περί δικαίου, πολιτικός) -диалог Платона, завершающий зрелый период его творчества. Сам Платон, по-видимому, считал исследование истинных принципов человеческого общежития и проведение их в жизнь главной задачей философии и соответственно "Государство" И "Законы"-важнейшими своими сочинениями. Этика и политика для Платона неразрывно связаны с теологией, онтологией и психологией, поэтому в "Государстве" не только рассматриваются существующие типы государственного устройства и принципы правильного устройства общества, но и излагается учение об идеях, как оно к тому времени понималось Платоном; учение о Боге как высшем благе и источнике бытия; учение о душе, о трех ее частях и о посмертной участи; учение о познании и науках. Собственно, "Государство" может считаться изложением всей философской системы Платона зрелого периода его жизни, за исключением физики, которая изложена в "Тимее", и диалектики, которой посвящены "Софист" и "Парменид".

Вероятно, первая из десяти книг "Государства" была написана намного раньше остальных; по характеру она мало отличается от ранних сократических диалогов Платона: Сократ предлагает собеседникам выяснить, чтотакое справедливость сама по себе как индивидуальная добродетель. В споре опровергаются ложные мнения о том, что справедливость есть воздаяние каждому должного или право сильнейшего или что счастлив может быть только несправедливый человек. Истинное понятие справедливости не выясняется; достигается лишь согласие, что справедливый будет счастлив, поскольку обладает достоинством души, даже при отсутствии успеха, богатства и прочих внешних благ. Определения справедливости как таковой предлагается искать путем аналогии-исследования справедливости в государстве (полисе, т. е. гражданской общине). Во II Υ! книгах рассматривается наилучшее из всех мыслимых общественное устройство. Оказывается, что справедливость в таком обществе - это гармония составляющих его сословий ("целое", 433а): "заниматься каждому своим делом и не вмешиваться в чужие - это и будет справедливостью" (там же). Таких сословий, или классов, в правильно /строенном государстве должно быть три: ремесленники (δημιουργοί) (крестьяне, собственно ремесленники, торговцы, всяческие посредники и сфера обслуживания); стражи (воины, аристократия) и правители (философы). Обще

ственная справедливость заключается в том, чтобы каждое низшее сословие (и каждый гражданин в нем) повиновалось руководству высшего, не стремясь занять несвойственное ему место. Индивидуальная справедливость (искомое первой книги) заключается в том же применительно к частям души. Ибо членение человеческой души аналогично членению общества: высшему философскому сословию в душе соответствует разум; он должен править. Второму - аристократическому сословию стражей - соответствует аффективная часть души, "яростный дух" (το θυμοειδές), или чувство чести, обеспечивающий, в частности, такие добродетели, как мужество, или способность оказать сопротивление, и кротость, или способность повиноваться. Третья часть души, аналог низшего сословия демиургов, обеспечивающего удовлетворение материальных потребностей об* щества,-вожделеющее начало (το έπιθυμητικόν). Если аффективное начало в человеке повинуется разумному, а вожделения подчиняются двум высшим-разуму и чести, то человек добр, справедлив и счастлив; если же одно из низших начал будет проявлять своеволие и претендовать на власть, человек будет порочен и несчастлив, в конечном счете душевно болен, ибо в государстве его души воцарится мятеж и смута. Такому тройственному членению человеческой души и общества отчасти соответствует в философии Платона и строение большого мира, космоса: вверху разумный идеальный умопостигаемый космос. Ум как таковой, венчающийся Идеей блага, или Богом; ниже-мировая душа, состоящая из рациональной и иррациональной части (см. "Тимей" и "Законы"); еще ниже-управляемый ими и существующий благодаря им телесный космос, прекрасный и упорядоченный, пока не выходит из повиновения. Поэтому-то управлять наилучшим государством и должен философ, т. е. тот, кто способен непосредственно созерцать устройство умопостигаемого мира и видеть, как правит им верховное Благо, чтобы затем переносить те же законы в жизнь своего общества: хороший правитель должен созерцать звездное небо.

Аналогия или, скорее, тождество структуры общества и отдельной человеческой души означает, что благополучие (справедливость) государства непосредственно обусловлено нравственным благополучием (добродетелью) составляющих его граждан. Следовательно, первейшая задача государственного строительства-создание наилучших граждан, т. е. воспитание и, более того,-выведение их породы. Философ-правитель должен отбирать наиболее перспективных производителей мужского и женского пола, составлять самые подходящие пары и соединять их в наиболее благоприятные (астрономически вычисленные) сроки для производства наилучшего потомства. Из этого потомства позднее отбираются младенцы с лучшими задатками, и только к ним будет применяться во всей полноте система воспитания, разработанная Платоном в VI и VII книгах диалога. Именно их будут обучать, помимо обычных гимнастики, военного искусства и т. п., специальным курсам геометрии, арифметики, музыки и диалектики, и из них будут пополняться сословия правителей и стражей. Именно для них будет установлен строгий распорядок жизни: общность имущества (точнее, запрет на собственность), общность жен и детей (точнее, запрет на половую жизнь вне строгого распорядка по приказу сверху и запрет распоряжаться своими детьми). Здесь должно будет царить равноправие полов и дух состязательности и всеобщей дружбы одновременно. Именно они должны быть ограждены от торговли и поэзии (за исключением строжайше проверенной и специально для них составленной философами) как двух источников растления. При этом следует помнить, что самая многочисленная часть идеального платоновского государства-"ремесленники"-живет вне этого строгого и экстравагантного порядка, сообразуясь со своими привычками и желаниями (диктуемыми природой низшей, "вожделеющей" части души-т. е. с собственностью, семьей, торговлей, развлекающей поэзией и возбуждающей чувственность музыкой).

С другой стороны, однако, должное воспитание граждан обусловлено правильным устройством государства, в котором они растут. Здесь возникает порочный круг: дурные люди составляют дурное общество, в котором воспроизводятся дурно воспитанные люди. Именно поэтому создание справедливого государства-дело невероятно трудное, если вообще возможное.

В VII I и IX книгах Платон рассматривает виды государственного устройства и соответствующие им типы людей ("ибо у различных людей непременно бывает столько же видов духовного склада, сколько существует видов государственного устройства... которые рождаются именно от нравов" 544d). Видов государственного устройства пять: аристократия ("правление лучших"; это описанное Платоном наилучшее государство) и четыре типа "выродившегося" общества (реально существующие в платоновское время политические системы): тимократия ("власть чести" - спартанский строй, "общество людей, соперничающих между собой и честолюбивых" - 545а, прежде всего в военной области); олигархия ("правление немногих", прежде всего богатых), демократия ("народовластие", где вопросы решаются большинством голосов под влиянием демагогов) и тирания (где правит не закон, а произвол одного; естественное завершение всякой демократии, по Платону). Платон подробно разбирает душевный склад "тимократического", "олигархического", "демократического" и "тиранического человекам-условия, в которых может сложиться соответствующий характер, его воспитание, образ мыслей, действий и жизни, его ценности и потребности. Эта часть "Государства", благодаря превосходному анализу реальных общественных явлений, всегда читалась как в высшей степени злободневная-от Фомы Аквинского до Карла Поппера.

В заключительной Χ книге Платон рассматривает природу искусства (прежде всего поэзии) и его роль в совершенном обществе. Искусство имеет дело лишь с низменным началом души, помогая ему возобладать над разумом, и потому поэтов из государства следует изгонять, допуская поэзию лишь в виде гимнов богам и хвалы добродетельным людям. Далее в виде мифа Платон описывает посмертную судьбу души, суд и загробное воздаяние. Этот миф перекликается с двумя другими знаменитыми образами платоновского "Государства": образом Солнца-Блага (VI кн., 504е-509с) и пещеры (VII кн., 514а-517а).

Рус. пер. М. Пахомова (1789), В. Н. Карпова (1863), А. Н. Егунова

(1971).

Лит.: Асмус В. Ф. Государство.- В кн.: Платой. Собр. соч., т. 3. M., 1994, с. 529-560; Поппер К. Открытое общество и его враги, т. 1: Чары Платона. М., 1992; Reverdin О. La religion de la cité platonicienne. P., 1945; Cross A. C., WiozIeyA. D. Plato's A Philosophical Commentary. L., 1964; Fritz. K. von. Platon in Sizilien und das Problem der Philosophenherrschaft, 1968; White N. P. A Companion to Plato's Republic. Indianapolis, 1979; Annas J. An Introduction to Plato's Republic. Oxf„ 1981; ReeveC. D. C. Philosopher-Kings: The Argument of Plato's Republic. Princeton, 1988; Irwin T. H. Plato's Ethics. Oxf.. 1995.

T. Ю. Бородой

В начало энциклопедии