Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "О" (часть 2, "ОБЪ"-"ОПЫ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 2, "ОБЪ"-"ОПЫ")

ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - понятие, отражающее взаимосвязь объектов между собой. По мысли Гегеля, всякая конкретная вещь состоит в различных отношениях ко всему остальному, при этом одно и то же отношение может быть в различных вещах (внутренние отношения) или между различными вещами (внешние отношения). Отношения объектов друг к другу крайне многообразны (пространственные, временные, причинно-следственные и т. д.). В современном психоанализе отношение субъекта к миру трактуется как сложный и цельный итог определенной организации личности, как результат определенного восприятия объектов. Термин "стадия" все чаще заменяется в психоанализе понятием объектного отношения. Такой сдвиг свидетельствует о том, что в любом субъекте соединяются или чередуются различные типы объектного отношения. Так, напр., детям до двух лет свойственно оперировать такими категориями, как субъект и объект действия, его место и направление, экзистенциальность и принадлежность. С ходом развития постепенно на обобщенном уровне происходит "обрастание" исходных категорий "объект" и "действие" новыми абстракциями. К ним в первую очередь относятся категории пространства, времени и результата действия, а также качества (предметов).

В. В. Старовойтов

ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ

ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ - см. Понятие.

ОБЪЯСНЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЯЗАННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ

ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ, реификация - введенное К. Марксом философско-социологическое понятие, обозначающее исторически преходящую форму социальных отношений, при которой отношения между людьми принимают видимость отношений между вещами. Овеществление порождает обезличение, деперсонификацию человека, происходит наделение вещей свойствами субъекта (персонификация). Одно из его проявлений - фетишизм предметных форм (товаров, денег, религиозных, юридических и т. п. символов, языка и т. д.). В наибольшей степени овеществление характеризует экономическую и идеологическую жизнь при капитализме. Специальный анализ овеществления дал Маркс в "Капитале": "Там, где... видели отношение вещей (обмен товара на товар), там Маркс вскрыл отношение между людьми" (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 23, с. 45).

Г. С. Батищев

ОГАШВ

ОГАРЕВ Николай Платонович [24 ноября (6 декабря) 1813, Петербург - 31 мая (12 июня) 1877, Гринвич, Англия] - русский публицист, философ, поэт. В 1829-33 учился в Московском университете. За участие в студенческом кружке в 1834 арестован, в 1835 сослан (до 1839) в Пензенскую губернию. В 1841-46 жил за границей. Изучал философию Гегеля, познакомился с левым гегельянством, одним из первых в России прочитал "Сущность христианства" Л. Фейербаха. Стремился сочетать диалектику с материалистическими убеждениями. В 1856 приехал в Лондон к Герцену, с которым его связывали тесная дружба и общность теоретических воззрений, участвовал в изданиях Вольной русской типографии. Огарев писал преимущественно о крестьянском вопросе, тактике освободительного движения. Много внимания уделял обоснованию принципа свободы совести, значению его для объединения разнородных сил оппозиции.

Соч.: И Jop. социально-политические и философские произведения, т. 1-2. М., 1952-56; Избранное. М., 1984. Лит.: Лутинцее В. А. Н. П. Огарев. М., 1963; Абрамов А. И. Η. ΙΊ. Огарев и гегелевская философия.- В кн.: Гегель и философия в России. М.,1974. Архив:РГАЛИ,ф.359.

А.Д.Сухов

ОДОЕВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОКЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОККАЗИОНАЛИЗМ

ОККАЗИОНАЛИЗМ (от лат. occasio - случай, повод) - направление в западноевропейской философии 17 в. Основные представители - А. Гейлчнкс, И. Клауберг, Н. Мальбранш. Отправляясь от разработанной Декартом концепции существования двух субстанций - мыслящей и протяженной, окказионалисты утверждали принципиальную Невозможность их взаимодействия. То, что представляется телесной причиной мысли или акта воли, на самом деле есть не более чем повод (occasio) для истинной причины, которой может быть только Бог.

Как психические состояния, возникающие под воздействием физических раздражителей, так и физические движения, производимые под влиянием определенных мыслей и ощущений, являются результатом непрерывного "чуда" - прямого вмешательства Божества. Последнее Мальбранш считал истинной причиной даже при взаимодействии тел: "Движущая сила тел... не находится в движущихся телах, ибо эта движущая сила не что иное, как воля Божья... Естественная причина не есть реальная и истинная причина, а причина случайная, определяющая решение творца природы действовать тем или иным образом в том или ином случае" (Разыскание истины, т. 2. СПб., 1904, с. 320). Проблемы, поставленные окказионалистами, были переосмыслены Лейбницем в его концепции предустановленной "умении (в частности, пример с двумя часами, идущими параллельно, но независимо друг от друга, Лейбниц позаимствовал у Мальбранша).

Лит.: Введенский А. И. Декарт и окказионализм. Берлин- Пг.-М., 1922. См. также лит. к ст. Декарт, Картезианство.

Ю. Н. Попов

ОККАМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОККАМИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОККУЛЬТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОКСФОРДСКАЯ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОЛАМ

ОЛАМ (Оламот) - мир, вселенная; в Библии - вечность, в послебиблейской литературе - пространственно-временной универсум (аналог - греческое "эон"; ср. "будущий век" в Талмуде и в Никейском символе веры). В средневековой каббале миры - иерархически упорядоченные уровни бытия, конституируемые этапами творческой активности Бога. В этом понятии теософские представления древней иудейской традиции соединяются с неоплатонизмом (при посредстве мусульманских неоплатоников и мистиков - суфиев и исмаилитов). Обычно (с кон. 13 в.) говорится о четырех мирах: Ацилут (Эманация) - мир сефирот, Берия (Творение) - мир Меркави, Иецира (Создание) - мир ангелов, Асия (Делание, Оформление) - мир небесных сфер и земли (названия трех последних миров даны в соответствии с тремя глаголами творения в Ис. 43:7). Согласно более поздним источникам, каждый мир содержит свои десять сефирот. В каббале Ицхака Лурии Адам Кидмон, пронизывая все четыре мира, возвышается над ними; Оламот возникает на развалинах погибшего мира Хаоса; Ацилуг содержит полностью восстановленное бытие, в других мирах восстановление не завершено, причем в мире Асия преобладает зло как порождение непреодоленного хаоса. Лит. см. к ст. Каббала.

M. Шнейдер

ОЛИВИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОЛИГАРХИЯ

ОЛИГАРХИЯ (греч. ολιγαρχία от ολίγος - немногочисленный и δρχειν - командовать) - замкнутая правящая группа, сплоченная внутренними интересами и плановыми по типу взаимоотношениями. Коллегиальный авторитаризм позволяет такой группе править солидарно, практикуя специфическую коллективность взглядов и целей при функциональном разделении труда между членами группы. Официальные наименования олигархий - Директория (Франция, 18 в.), Государственный Совет, Тайный Совет, Синод, Хунта, Президиум или Политическое бюро партии, Центральный комитет, коллегия (министерства) и т. д.

Олигархии возможны в любой сфере коллективной и массовой деятельности и на любом ее уровне - политической, военной, экономической, финансовой, партийной, научной, производственной, административной и т. д.

Первоначальное значение термина "олигархия" - правление немногих. Поскольку эти немногие ассоциировались с богатыми, то и олигархия воспринималась как правление богатых: богатые правят, бедные не могут участвовать во власти (Платон. Государство 550 с; Аристотель. Политика 1279 b, 1290 Ь). Негативное отношение к олигархии стало традиционным. Согласно аристотелевской типологии режимов олигархия рассматривалась как испорченная форма аристократии (чистой формы) - правления лучших и противопоставлялась демократии - правлению многих. Ж. Боден писал в 1576: "... и аристократия может быть деспотичной, незаконной, подкупной, и этот последний тип в древности именовался олигархией, т. е. правлением малого числа господствующих" (До^и/. Six livres de rйpublique, Liv ll.ch.VI).

В политической истории новейшего времени отпало противопоставление олигархии аристократии, но сохранилась ее оппозиция демократии. Создатели теории элит (Г. Мяска, В. Парето) сделали попытку устранить негативную оценку олигархии. Из того, что правит всегда меньшинство, они сделали вывод об олигархичности всякого коллективного правления, включая демократическое. Для этого последнего Р. Михельс предложил термин "технодемократия" ("О технодемократии", 1972). 1ем не менее не коддекгивность и не численность правителей и не их элитарность, а связь членов группы круговой порукой, ее замкнутость и авторитарные отношения с обществом определяют ее олигархичность.

И. И. Кравченко

ОЛИМПИОДОР

ОЛИМПИОДОР (Όλυμπιόδωρος) (род. до 505 - ум. после 564) - греческий философ-платоник, учился у Аммония в Александрии, где затем преподавал аристотелевскую и платоновскую философию. До нас дошли комментарии Олимпиодора к Аристотелю - "Введение в логику", комментарии на "Категории" и "Метеорологику" и к Платону - на "Алкивиада I", "Горгия", "Федона". Эти три платоновские диалога образуют введение и первую - этическую - ступень ямвлиховского цикла из 12 диалогов. Отдельно издававшаяся "Жизнь Платона" Олимпиодора на самом деле является введением к комментарию на "Алкивиада I". Долгое время приписывавшийся Олимпиодору комментарий на "Филеба" принадлежит Дамаскию, так же как части комментария на "Федона". Из комментария к "Горгию" видно, что слушатели Олимпиодора были христианами, тогда как Олимпиодор подчеркивал принцип Единого - центральный для языческого платонизма. Его учениками были Элиас и Давид (Фессалонтийский'!).

Соч.: Olympiodorus in Aristotelis Meteora, ed. W. Stüve. В., 1900 (CA XII 2); Olympiodorus in Aristotelis Catégories, éd. A. Busse. В., 1902 (CAO XII 1); Prolegomena, ed. A. Busse. В., 1902; Commentary in the First Alcibiades of Plato. Critical text and ind. by L. G. \\festerink. Amst., 1956; Olympiodori in Platonis Gorgiam commentarii, ed. L. G. \\festerink. Lpz., 1970; The Greek Commentaries on Plato's Phaedo, vol. I: Olympiodorus' text and English transi, by L. G. Wfesterink. Amst., 1976.

А. В. Пахомова

ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ ПРИНЦИП

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОМЕЛЬЯНОВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОНЕСИКРИТ

ОНЕСИКРИТ (Όνησίκριτος) с Эгиды (4 в. до и. э.) - ученик киника Диогене Синодского, участник восточного похода Александра Македонского и автор истории Александра, в которой, вероятно, сознательно подражал Ксенофонту: подобно тому, как Ксенофоит участвовал в походах персидского царя Кира и написал "Воспитание Кира", так Онесикрит составил жизнеописание Александра в духе идеалов кинизма (Diog. L. VI 84). На Онесикрита неоднократно ссылаются такие авторы, как Страбон и Плутарх.

М. А. Солопова

ОНТИЧЕСКИЙ

ОНТИЧЕСКИЙ - в философии М.Хайдеггера относящийся к порядку сущего в отличие от «онтологического» как относящегося к порядку бытия. Если сущее (Seiendes) - это предметно-чувственный мир, то бытие (Sein) - это условие возможности сущего, предельная смысловая возможность всякого вопрошания. Особое место в ряду сущего занимает Dasein. Последнее есть такое сущее, в котором «дело идет о самом бытии», оно есть место, в котором может быть поставлен вопрос о смысле бытия. Поэтому Dasein характеризуется в «Бытии и времени» как «онтически самое близкое», но «онтологически самое далекое».

В.С.Малахов

ОНТОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОПЕРАЦИОНАЛИЗМ

ОПЕРАЦИОНАЛИЗМ - направление в методологии и философии науки, сводящее теоретическое знание к эмпирическим процедурам измерения. Основатель - П. Бриджмен, выдвинувший концепцию операционализма в работе "Логика современной физики" (Logic of modem physics, 1927). Согласно операционализму, смысл того или иного понятия синонимичен соответствующему множеству операций. Первоначально операционализм выдвигал требование, чтобы подобные операции были обязательно физическими, а для научных понятий - операциями измерения (т. е. инструментальными), поскольку только те понятия выражают физическую реальность, которые могут быть определены различными физическими операциями. Концепция операционализма имела ярко выраженный эмпирический характер и была близка доктрине логического позитивизма. Под влиянием критики Бриджмен смягчил свои первоначальные требования и расширил круг допустимых для определения понятий операции, включив в них т. н. умственные операции (вербальные операции и манипуляции с символами), чтопо существу превратило операционализм в нечто неопределенное.

Операционализм абсолютизировал операциональные определения, признав их универсальным способом формирования теоретических понятий. В действительности же посредством операциональных определений формулируются лишь эмпирические условия применимости теоретических понятий. Если в 30-40-х гг. операционалистские идеи оказывали воздействие на ряд школ и течений в физике, психологии и социологии, то в современных условиях операционализм полностью утратил свое влияние.

Лит.: Хчм Т. И. Современные теории познания, пер. с англ. М., 1965, с, 327-30.

"ОПРАВДАНИЕ ДОБРА. НРАВСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОПРАВДАНИЕ ТЕОРИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОПРЕДЕЛИМОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ И РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ

ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ И РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ - категории марксистской философии, выражающие собой противоположности, единством и взаимопроникновением которых является человеческая предметная деятельность. Опредмечивание - это процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нем, благодаря чему предмет становится социально-культурным, или "человеческим предметом" (см. Маркс К,- Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 121). Деятельность опредмечивается не только во внешнем результате, но и в качествах самого субъекта: изменяя мир, человек изменяет самого себя, Распредмечивание - это процесс, в котором свойства, сущность, "логика предмета" становятся достоянием человека, его способностей, благодаря чему последние развиваются и наполняются предметным содержанием. Человек распредмечивает как формы прошлой культуры, так и природные явления, которые он тем самым включает в свой общественный мир. Опредмечивание и распредмечивание раскрывают внутренний динамизм материальной и духовной культуры как живого целого, существующего только в процессе непрерывного воспроизведения его и созидания человеческой деятельностью.

Эти два взаимосвязанных процесса заключают в себе три уровня: во-первых, деятельность вызывает в объекте или наследует из него такие изменения, которые аналогичны действию сил самой природы; во-вторых, она создает и воссоздает произведения культуры, наследует и творит ее ценно

сти; в-третьих, совершается изменение самого субъекта, его приобщение к другим субъектам, включение в межчеловеческие отношения, в историческую связь с обществом.

Г. С. Батищев

ОПРОВЕРЖЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ОПРОВЕРЖЕНИЕ ОПРОВЕРЖЕНИЯ"

"ОПРОВЕРЖЕНИЕ ОПРОВЕРЖЕНИЯ" (араб."Тахафут ат-Тахафут") - полемическое произведение Ибн Рушда (Аверроэса), написанное ок. 1184 в ответ на "Опровержение философов" (более точно "Непоследовательность философов", "Тахафут ал-фаласифа") ал-Газали. В своем сочинении ал-Газалй перечисляет 20 тезисов философов (прежде всего восточных перипатетиков в лице ал-Фарабй и Ибн Симы) о Боге и Вселенной, квалифицируя три из них как "противоверные" (об извечности мира, о нераспространяемости Божьего знания на единичные предметы, о невозможности телесного воскресения), остальные - как гетеродоксальиые. Свой ответный труд Ибн Рушд составил в форме комментария к сочинению ал-Газалй, чередуя цитируемые фрагменты с глоссами.

Защищая философию от Газалиевой критики, автор "Опровержения" тем не менее перенимает многие возражения своего оппонента и часто упрекает своих мусульманских предшественников, особенно Ибн Сйну, в отступлении от истинного аристотелизма. Характерному для последних делению сущего на необходимое и возможное Ибн Рушд предпочитает деление его на актуальное и потенциальное. Представле

нию о Боге как о бытийно-необходимом, существование которого доказывается в метафизике, он противопоставляет аристотелевское учение о Боге-Перводвигателе, обоснование которого принадлежит физике. Критике подвергается также схема эманации и принцип, согласно которому от единого может происходить только единое.

Позиция же Ибн Рушда по трем "противоверным" тезисам такова. Мир признается сотворенным, но творение его вечно, будучи перманентным его преобразованием. Божественное знание не схоже ни с нашим знанием об универсалиях, абстрактным и потенциальным, ни с нашим знанием о партикуляриях, чувственным, материальным и множественным; оно всегда актуально и более сравнимо с нашим знанием о партикуляриях, нежели об универсалиях. Рационально доказать можно лишь духовность и бессмертность разума (ибо из всех "сил" души только он неделим и действует без посредства органов); воскресение же тел - предмет веры, но это не возвращение жизни к прежнему телу, а - как сказано в Коране - "новое творение".

Арабский текст впервые издан в Каире в 1885. Критические издания - М. Бойж (Бейрут, 1930), С. Дуниа (Каир, 1965). Рус. пер. А. В. Сагадеева (фрагменты) в сб.: "Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока". М-, 1961, с. 399-555; полный текст подготовлен С. И. Еремеевым (К.-СПб., 1999).

Н.В.Ефремова

ОПТИЧЕСКИЙ

ОПТИЧЕСКИЙ -в философии М.Хайдеггера относящийся к порядку сущего в отличие от "онтологического" как относящегося к порядку бытия. Если сущее (Seiendes) - это предметно-чувственный мир, то бытие (Sein) - это условие возможности сущего, предельная смысловая возможность всякого вопрошания. Особое место в ряду сущего занимает Dasein. Последнее есть такое сущее, в котором "дело идет о самом бытии", оно есть место, в котором может быть поставлен вопрос о смысле бытия. Поэтому Dasein характеризуется в "Бытии и времени" как "оптически самое близкое", но "онтологически самое далекое".

В. С. Малахов

ОПЫТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ОПЫТ И ПРИРОДА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОПЫТ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ОПЫТ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЙ МЕТАФИЗИКИ. ТВОРЧЕСТВО И ОБЪЕКТИВАЦИЯ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница