Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ГЕГЕЛЬ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ГЕГЕЛЬ

ГЕГЕЛЬ (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (27 августа 1770, Штутгарт- 14 ноября 1831, Берлин) - немецкий философ, создатель учения, построенного на принципах "абсолютного идеализма", диалектики, системности, историзма.

ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СОЧИНЕНИЯ. Родился в семье чиновника финансового ведомства; учился в гимназии Штутгарта, затем в Тюбингенском теологическом институте (1788-93), где его соучениками и друзьями были Шеллинг и Гёльдерлин. Был домашним учителем в Берне (1793-96), во Франкфурте-на-Майне (1797-1800). Тогда же испытал наибольшее увлечение философией Канта, Платона, Спинозы, К этому времени относятся первые (неоконченные) сочинения Гегеля, опубликованные Г. Нолем в 1907: "Народная религия и христианство" (Volksreligion und Christentum, 1792-95); "Позитивность христианской религии" (Die Positivitдt der christlichen Religion, писалось в 1795-96, дорабатывалось, вероятно, до 1800). Гегель резко критикует здесь "систему" институтов и догматических религиозных установлений, навязываемых индивиду извне, подавляющих его свободу, мысли, устремления и означающих "непризнание любой способности человеческого духа, особенно же первейшей среди них-разума" (Работы разных лет. М., 1970, т. 1, с. 174). В центре исследования - поиски "позитивной", "народной" религии, религии сердца, целью которой является не власть в обществе, а нравственное, духовное обновление личности. До сих пор спорят, кто именно (Гегель, Шеллинг, Гёльдерлин) был автором наброска "Первая программа системы немецкого идеализма" (1796), но участие Гегеля в работе несомненно. Во Франкфурте в 1798 написано сочинение "О новейших внутренних отношениях Вюртемберга, в особенности об устройстве магистрата" с острой критикой отживших политических порядков тогдашней Германии (работа по совету друзей не была опубликована). Незавершенной осталась и другая работа философа- "Конституция Германии" (опубликована посмертно). В 1799 Гегель закончил трактат "Дух христианства и его судьба" (Der Geist des Christentunis und sein Schicksal). В это время он занимается политической экономией (конспект и комментарий к книге английского экономиста Стюарта "Исследование основ политической экономии"). Социально-критическая направленность произведений молодого Гегеля неразрывно связана с происходившими в его эпоху глубинными преобразованиями отживших социальных порядков, всего мира ценностей, идеалов, институтов, наиболее ярко проявившихся во Французской революции 1789-93. Под влиянием этого главной ценностью, на которой Гегель стал основывать свою философию, стал идеал свободы.

Йенский период жизни и творчества Гегеля (1801-06) отмечен: преподаванием в Йенском университете, сначала под руководством Шеллинга; чтением курсов по логике, метафизике, натурфилософии, естественному праву, истории философии, а потом по "чистой математике", арифметике, геометрии; исследованиями философских систем непосредственных предшественников и современников ("Различие между философскими системами Фихте и Шеллинга" - Differenz des Fichteschen und Schellingschen Systems der Philosophie, 1801 -вместе с разбором идей К. Рейнгольда); попытками разработать собственную философскую систему и прежде всего поисками ее основания.

Эти поиски нашли отражение в следующих работах: "Вера и знание, или Рефлективная философия, взятая в полноте ее форм - в качестве философии Канта, Якоби и Фихте" (Glauben und Wissen, oder die Reflexionsphilosophie der Subjektivitдt, in der Vollstдndigkeit ihrer Formen, als Kantische, .lacobische und Fichtesche Philosophie, опубликована в 1802 в "Критическом журнале философии", который Гегель издавал совместно с Шеллингом): "Система нравственности" (System der Sittlichkeit, 1803)-вместе с опубликованной статьей о естественном праве; "Йенская реальная философия" (Jenaer Realphilosophie, 1805-06).

Основные идеи этих сочинений: 1) философия строится как система, причем философия государства и права вписана в структуры "объективного духа"; 2) первые системные разработки Гегеля ориентированы на тематику философских проблем политики, права, государства, собственности, договора, преступления и наказания и т. д.; 3) движение этих категорий "реальной философии" тесно связано с диалектикой таких понятий, как дух, сознание, нравственность и т. п.; 4) наибольший интерес раннего Гегеля вызывают процессы, которые происходят в сознании взаимодействующих индивидов и имеют своим результатом не только их "овнешнение" в материальных продуктах труда, но и объективирование в виде идеальных, духовных форм (напр., признание индивидами друг друга как процесс, происходящий "между" самосознаниями, имеет своим результатом институционализацию собственности; моральные и юридические установления); 5) в "Системе нравственности" системообразующим началом является "подведение" (Subsumtion) под понятие.

В Йене Гегель занимается также логико-философскими (логико-метафизическими) исследованиями (фрагмент наброска к задуманной им в 1801-02 книге "Логика и метафизика" опубликован в Гамбургском собр. соч., т. 5, вместе с другими рукописями Гегеля, найденными в 1975; логические аспекты в рукописях, известных под названием "Логика, метафизика, натурфилософия" и датируемых по X. Киммерле, 1804-05). Логика трактовалась Гегелем в 1801-05 то как отделенное от метафизики введение в спекулятивное знание, то как составная часть метафизики, то как осмысление антиномии рефлексивных определений, приводимых в единство через созерцание (влияние Шеллинга). Т. о. Гегель испытывал и реальную философию, и логику в качестве возможного основания искомой философской системы. Видимо, не удовлетворенный этими попытками, он пришел затем к выводу-основополагающей частью системы должна стать новая философская дисциплина, феноменология, разработке которой посвящено итоговое сочинение йенского периода - "Феноменология духа" (1807); Гегель дописывал его уже находясь в Бамберге, куда он последовал, спасаясь от наполеоновского нашествия и где он ненадолго стал редактором "Бамбергской газеты" (март 1807-ноябрь 1808).

Нюрнбергский период (1808-16) -один из самых продуктивных этапов творчества Гегеля. В Нюрнберге он-директор гимназии (известны его "Гимназические речи", учебное пособие по философии-"Философская пропедевтика"). Самое значительное произведение этого периода-"Явука логики" (ч. 1-3, соответственно 1812, 1813, 1816), которой Гегель теперь прочно отводит роль первой, основополагающей части системы. Логика при этом понималась и разрабатывалась не как формальная, а как содержательная, одновременно онтологическая и гносеологическая дисциплина, выполняющая также теологическую функцию "изображения Бога в его вечной сущности"; в орбиту логических исследований была широко вовлечена история философии. В 1816-18 Гегель-профессоре Гейдельберге, где в 1817 опубликовал "Энциклопедию философских наук", содержащую абрис всей его философской системы, которая включала логику как ее основание, а также философию природы и философию духа. С 1818 до конца жизни Гегель был профессором Берлинского университета. Главные сочинения берлинского периода: "Философия права" (Grundlinien der Philosophie des Rechts, 1821; публикация в 1833-с дополнениями, под редакцией Э. Ганса); 2-е и 3-е, расширенные издания "Энциклопедии" (1827; 1830). Последнее опубликованное им сочинение- "Английский билль о реформе 1831".

СИСТЕМА И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ. Зрелая философская система Гегеля-это "многоэтажное" здание, выстроенное на фундаменте "Науки логики" (сохраняющее при этом пропедевтическое значение "Феноменологии духа"). Наука логики представлена в двух вариантах: т. н. "Большая логика", 1812-16 и 1-я часть "Энциклопедии философских наук", т. н. "Малая логика". Т. н. "реальная философия" делится на "философию природы" и "философию духа". Разделы философии природы-механика, физика, органическая физика. Философия духа-разветвленный системный отдел философии-делится на субъективный дух (с подразделами: антропология, феноменология, психология), объективный дух (разделяемый на право, моральность, нравственность) и абсолютный дух (разделы: искусство, религия, философия). Обе эти части реальной философии представлены прежде всего в "Энциклопедии", а относящееся к объективному духу учение о праве также в "Философии права". Система Гегеля в целом неотделима и от вторичных источников, каковыми являются его многочисленные Лекции, составленные преимущественно на основе записей его учеников и слушателей. При этом если лекции по логике, метафизике, философии духа, философии права как бы дополняют его основные сочинения, то в отношении эстетики, философии религии, философии истории, истории философии Гегеля именно Лекции приходится использовать как основной материал. Главное в гегелевских Лекциях: по философии истории - "одухотворение" исторического процесса, превращение его в "отголосок" "шествия" абсолютного духа, а индивидов, действующих на арене истории, в орудие мирового духа; акцентирование внимания на деятельности "всемирно-исторических индивидов", через личные цели и деяния которых проявляется историческая необходимость; критика субъективистских, романтических и т. п. представлений об истории; деление мировой истории на четыре периода-восточный мир (Китай, Индия, Египет), греческий мир, римский мир, германский мир; понимание истории как прогресса в осознании и достижении индивидами все большей свободы; по эстетике: выявление соотношения между формой искусства (она основывается на чувственных образах) и его содержанием (каковым является идея, которая, в отличие от логической идеи, претворена в действительность); осмысление эстетического идеала; дифференциация форм искусства (ступеней реализации идеала) соответственно отношению формы и содержания: 1) символическое искусство (на примере искусства Востока) с весьма слабым участием идеи; из видов искусства сюда больше всего тяготеет архитектура; 2) классическое искусство (античность) с гармоническим единством формы и содержания; наиболее полное его воплощение-скульптура; 3) романтическое искусство (Средневековье и Новое время) с растущим перевесом идеи над внешней формой; наилучшее его выражение - в живописи, музыке, поэзии; по философии религии (ее начало-анализ "верующего сознания" и его связей с "абсолютным знанием" в "Фено

менологии духа" и "Философии духа", но наиболее полное воплощение-в Лекциях по философии религии): разделение на естественную, определенную и религию Откровения, илиабсолютную религию; по истории философии: изображение истории философии как закономерного процесса движения мысли от абстрактного к конкретному, каждой ступени-как "момента" в историческом приближении к абсолютной истине; понимание исторического развития философии как строго соответствующего логическому строю философии и ее системному развертыванию; попытка дать широкую панораму истории философии древности. Средневековья, Нового времени - вплоть до новейших для гегелевской эпохи идей и учений.

Главные принципы, или основополагающие идеи философии Гегеля: абсолютный идеализм в форме логицизма; системность; научность; историзм; диалектика; теологический характер. Более специфические принципы: тождество бытия и мышления; восхождение ог абстрактного к конкретному; "двойной принцип" (разумность действительного и действительность разумного). Первый принцип всего полнее реализуется в построении целостной системы, подчиненной единому "ритму" понятия; категориальный каркас подробно обрисован в логике - первой части системы. Превращение логики в основание системы, а также-в качестве всеобщей логики понятий, переходов от одной стадии логического мышления к другой - в систематизирующую модель (в метафизическом плане закрепляется как первенство логической идеи перед "идеей природы" и "реального духа") есть воплощение логицизма. в рамках которого Гегель утверждает исходное первенство мышления, прежде всего мышления в понятиях. Путь понятия мыслится как многоступенчатое восхождение от первых, еще абстрактных его определений ко все большей конкретности (бытие - сущность - понятие в собственном смысле).

Вторая часть системы Гегеля-философия природы, которая строится на следующих основных принципах (по А. П. Огурцову): 1) "единство теоретического и практического отношения к природе, реализующееся в единстве объективного и субъективного, физических стихий и чувств человека"; 2) требование рассматривать природу в ее целостности; 3) синтетический (а не чисто аналитический, как в естествознании) подход; 4) качественный характер сфер, или ступеней природы; 5) антиредукционизм (критика механистического, количественного, химического редукционизма); 6) подход к органической целостности как развивающейся; 7) рассмотрение природы под углом зрения ее индивидуализации; 8) трактовка природы как одного из способов самопроявления ("отражения") духа" (Огурцов А. П. "Философия природы" Гегеля и ее место в истории философии науки.-В кн.: Гегель. Энциклопедия философских наук, т. 2. Философия природы. М., 1975, с. 601, 602, 603).

Третья часть системы Гегеля-философия духа-имеет в своей основе понятие абсолютного духа как "окончательной истины" и завершения всех других понятий и разделов духа - "природы" (трактуемой как инобытие духа), "конечного духа", логической идеи. Здесь проявляется абсолютный идеализм Гегеля.

В философии духа имеет место богатая дифференциация духовных форм и структур, учитывающая то, где и как дух обретает реальное существование: субъективный дух Β человеческом индивидууме, объективный дух - в "объективных формах" права и морали, (здесь дана разветвленная социальная философия Гегеля), абсолютный дух - в формахкультуры: искусства, религии, философии (в частности, здесь в едином системном комплексе даются эстетика, философия религии, философское осмысление самой философии и ее истории). Такие аспекты духа, как сознание, самосознание, чувственное познание, рассудок, разум, мышление, понятие, идея, приобретают в изображении Гегеля богатую разветвленность и диалектическую взаимосвязь. Разум, мышление, толкуются: 1) согласно принципам идеалистического субстанциализма, или логицистского, сверхрационалистического идеализма; 2) как способные к саморазвитию и самоосуществлению; мир в целом считается "осуществлением божественного разума" (Соч., т. III. М., 1956, с. 95); 3) как такие стороны воплощения духа, которые способны достигать апогея своего развития, - это "знающий себя разум, абсолютно всеобщее" (там же, с. 365). С этим связана и знаменитая формула Гегеля (ее называют также "двойным принципом"): "Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно" (Соч., т. VII. Философия права. М.-Л., 1934, с. i5). В недавно найденном варианте записей лекций Гегеля по философии права 1819/20 эта формула звучит так: "Что разумно, станет действительным, и что действительно, станет разумным"- Hegel G. W. F. Philosophie des Rechts. Die Voriesung von 1819/20 in einer Nachschrift, hrsg. von D. Henrich. Fr./M., 1983, S. 15). Двойной принцип, высказанный Гегелем в контексте социальной философии, означает следующее: познавая законы правовой и нравственной сфер, можно быть уверенным в том, чтоони претворяются и в наличной действительности: "Вся задача состоит в том, чтобы в видимости временного и преходящего познать имманентное, субстанцию, присутствующее в ней вечное" (Соч., т. VII, с. 15). Принцип системности в свою очередь связан с принципом историзма, проходящего через все звенья и ступени системы. Так, наука логики, выстраивающая систему диалектических категорий, в сокращенном виде воспроизводит последовательное историческое движение человеческого духа через ступени бытия - сущности - понятия. Соответственно, в истории философии, во множестве ее учений следует видеть одну философию: "мастером" работы тысячелетий является "единый живой дух" (Соч., т. I. М.-Л., 1929, с. 31). Исходный принцип абсолютного идеализма расшифровывается как единство научности, системности, историчности, восхождения от абстрактного к конкретному. "То же самое развитие мышления, которое изображается в истории философии, изображается также и в самой философии, но здесь оно освобождено от исторических внешних обстоятельств, здесь оно дается в стихии чистого мышления. Свободная и истинная мысль конкретна внутри себя и, таким образом, она есть идея, а во всей своей всеобщности она есть именно идея, идея как таковая, или абсолютное. Наука о ней по существу самому система, потому что истинное, как конкретное, есть развертывающееся внутри себя единство, остающееся во всем процессе этого развертывания таковым, т. е. целостность, и лишь посредством различения и определения ее различий может существовать и необходимость, и свобода целого" (там же, с. 32).

Диалектика является в философии Гегеля главным теоретико-методологическим принципом; она предстает: 1) как "подлинная, собственная природа" определений рассудка, вещей и конечного вообще, или: диалектическое "является вообще принципом всякого движения, всякой жизни и всякой деятельности в действительности" (там же, с. 135); все, что нас окружает, может рассматриваться как "образец диалектики" (там же, с. 137), в т. ч., напр., и движение небесных светил (там же, с. 138); 2) как общезначимый способ научного и философского познания, суть которого-преодоление изолированности различных определений, приведение их в отношение друг с другом. "Диалектика есть, следовательно, движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собою принцип, который один вносит в содержание науки имманентную связь и Необходимость, равно как в нем же заключается подлинное, а не внешнее возвышение над конечным" (там же). Диалектика Гегеля вбирает в себя достижения диалектики в истории философии (начиная с "изобретателя диалектики" Платона до диалектики Канта, воплощенной в антиномиях разума) и представляет их в виде разветвленного учения о диалектических категориях; 3) как одна из специфических сторон логики: если рассудок схватывает наличные предметы "в их определенных различиях (и фиксирует вещества, силы, виды в их самостоятельности)... то диалектический момент есть снятие такими конечными определениями самих себя и их переход в свою противоположность" (там же, с. 135). Диалектика как момент логики подразумевает как отрицание, так и переход от рассудка и "отрицающего" разума к "положительному", спекулятивному разуму. "Это разумное, хотя оно есть нечто мысленное и притом абстрактное, есть вместе с тем и нечто конкретное, потому что оно есть не простое, формальное единство, а единство различенных определений" (там же, с. 139-140). Разумное мышление "содержит внутри себя противоположности как идеализованные моменты" (там же, с. 142) и в этом смысле Гегель называет разумное "мистическим", т. е. выводящим за пределы доступного рассудочному мышлению.

Теологический принцип философии Гегеля выражается в его убеждении, что если религия может существовать без философии, то "философия не может существовать без религии, а содержит ее внутри себя" (там же, с. 354). Говоря о религиозном чувстве, религии сердца, о религиозности, упорствующей "в своей узкой и потому бездуховной напряженности", о "религии рассудка", в плену которой находится "современная религиозность", Гегель противопоставляет им "религию духа", тесно связанную с философией и в нее перетекающую. При этом "абсолютный идеализм", являющийся основоположением философии Гегеля, "по существу не представляет собой особенности философии, а является, наоборот, основой всякого религиозного сознания, поскольку именно последнее также рассматривает совокупность всего того, что есть, вообще весь существующий мир, как сотворенный и управляемый Богом" (там же, с. 93).

Философия Гегеля оказала громадное влияние на последующее развитие философии в 19-20 вв. (правое и левое гегельянство, марксизм, неогегельянство, неомарксизм) и др.

Собр. соч.: Werke. Vollständige Ausgabe durch einen Verein von Freunden des Verewigten, Bd 1-19. В., 1832-45; Sämtliche Werke, hrsg. von G. Lassen, Bd 1-15, 18-21, 27-29. Lpz.-Hamb., 1905-1954; Sämtliche Werke. Jubiläumsausgabe, hrsg. von H. Glockner, Bdl-26.Stuttg„ 1927-40,3 Aufl., Bd 9,10,20, Stuttg., 1958; Gesammelte Werke, hrsg. im Auftrag der Rheinisch - Wesifallischen Akademie der Wissenschaften, Bd l. Hamb., 1968 ff.; Vorlesungen. Ausgewählte Nachschriften und Manuskripte. Bd 1-13. Hamb., 1983 ff.; врус. пер.: Собр. соч., т. 1-14. М.-Л„ 1929-1958. Отд. изд., переписка, док., ист.: Hegels theologische Jugendschriften, hrsg. von H. Nohl. Tub., 1907; Briefe von und an Hegel, Bd 1-4, hrsg. v.J. Hoffmeister. Hamb., 1952-60; Dokumente zu Hegels Entwicklung, hrsg. von J. Hoffmeister. Stuttg., 1934; Dokumente zu Hegels Jenaer Dozententätigkeit (1801-1807). Hegels erster Entwurf einer Philosophie des subjektiven Geistes, hrsg. und eingeleitet von J. Hoffmeister.- "Logos", 1931, 20, S. 141-168; Der junge Hegel in Stuttgart. Aufsätze und Tagebuchaulzeichnungen 1785-1788, hrsg. von F. Nicolin. Stuttg., 1970.

Лит.: Гаим Р. Гегель и его время. СПб., 1861; Фишер К. Гегель, его жизнь, сочинения и учение, полутом 1, 2 изд. M.-Л., 1933; полутом 2. СПб., 1903; Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека, т. 1-2. M., 1918; Бакрадзе К. С. Система и метод философии Гегеля. Тб., 1958; Овсянников М. Ф. Философия Гегеля. М., 1959; Мотрошилова ff. В. Путь Гегеля к "Науке логики". М., 1984; Быкова М. Ф. Мистерии логики и тайна субъективности. М., 1996; A/ineri Sh. Hegels Theorie des modernen Staates. Fr./M., 1976; Baum M. Die Entstehung der Hegeischen Dialektik. Bonn, 1986; Bubner R. Zur Sache der Dialektik. Stuttg., 1980; Dilthey W. Die Jugendgeschichte Hegels.- Idem. Gesammelte Schriften, Bd. 3. 4. Stuttg.-Gott., 1963; Dosing K. Das Problem der Subjektivität in Hegels Logik. Bonn, 1976 (Hegel-Studien, Beiheft 15); Find/ay /. N. Hegel. L,-N. Y., 1958; Gadamer H.-G. Hegels Dialektik. Fünf hermeneutische Studien. Tub., 1971; Glockner H. Hegel, Bd l. Schwierigkeiten und Voraussetzungen der Hegeischen Philosophie. Stuttg.- Bad Cannstadt, 1965; Haering Th. Hegel. Sein Wollen und sein Werk, 2 Bde. Lpz.- B., 1929-38; Harris H. S. Hegel's development.- Idem. Toward the sunlight 1770-1801. Oxf., 1972; Haym R. Hegel und seine Zeit. В., 1857; Henrich D. Hegel ira Kontext. Fr./M., 1971; /fyppolile J. Études sur Marx et Hegel. P., 1955; Kimmerle H. Zur Chronologie von Hegels Jenaer Schriften.-"Hegel-Studien", 1967, 4, S. 125-176; Idem. Das Problem der Abgeschlossenheit des Denkens. Hegels "System der Philosophie" in den Jahren 1800-1804, Bonn, 1970 ("Hegel-Studien", Beiheft 8); Ko/ève A. Introduction à la lecture de Hegel. P.. 1947; Kroner R. Von Kant bis Hegel, 2 Bde, 2 Aufl. Tub., 1961; Lasson G. Hegel als Geschichlsphilosoph. Lpz., 1920; Lugarini L. Hegel dal mondo storico alia filosofia. Roma, 1973; Lukacs G. Der junge Hegel. Über die Beziehung von Dialektik und Ökonomie, 3 Aufl. Neuwied-B., 1967; Lôwilh K. Von Hegel zu Nietzsche. Stuttg., 1950; Markiise H. Vernunft und Revolution. Hegel und die Entstehung der Cesellschaftstheorie. Darmstadt-Neuwied, 1976; Riedel M. (Hrsg.) Materialien zu Hegels Rechsphilosophie, 2 Bde. Fr./M., 1975; Rosenkranz K. G. W. F. Hegel's Leben. B., 1844; Schutte G. Hegel und das Bedürfnis nach Philosophie. Hildesheim-Z„ 1982; Taytor Ch. Hegel. Fr./M., 1983; Theunissen M. Hegels Lehre vom absoluten Geist als Theologisch-politischer Traktat. B., 1970; Idem. Sein und Schein. Die kritische Funktion der Hegeischen Logik. Fr./M., 1980; Trede J. H. Hegels frühe Logik (1801-1803/4). Versuch einer systematischen Rekonstruktion.-"Hegel-Studien", 1972, 7, S. 123-168; Wahl J. La malheur de la conscience dans la philosophie de Hegel. P., 1929; Ziesche E. Unbekannte Manuskripte aus der Jenaer und Nürnberger Zeit in Berliner Hegel-Nachlaß.-"Zeitschrift für philosophische Forschung", 1975, 29, S. 430-444; Zimmerli W. Die Frage nach der Philosophie. Interpretationen zu Hegels "Differenzschrift".-"Hegel-Studien", Beiheft 12. Bonn, 1974. См. также лит. к ст. "Феноменология духа", ϊΗαγκιι логики", ^Энциклопедия философских наук".

Н. В. Мотрошилова

В начало энциклопедии