Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "А" (часть 1, "А"-"АВЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 1, "А"-"АВЕ")

А

А - одна из букв латинского алфавита, которые в традиционной логике (в силлогистике) используются для обозначения четырех типов суждений этой логики - общеутвердительного (А - первая буква латинского слова "affirmo", что значит "утверждаю"), частноутвердительного (I - вторая гласная буква того же слова), общеотрицательного (Е - первая гласная буква латинского "nego", что значит "отрицаю"), частаоотрицательного (О - вторая гласная буква того же слова). Эта символика восходит к логическим трактатам схоластов (в частности, к "Introductiones" Уильяма из Шервуда, гл. 13). закрепляется в "Своде логики" (Summale logicales) Петра Испанского и окончательно утверждается в логике Нового времени (см., напр.: Лейбниц Г. В. Соч., т. 3. M., 1984, с. 553).

M. M. Новосёлов

А=А

Статья большая, находится на отдельной странице.

АББАНЬЯНО

АББАНЬЯНО (Abbagnano) Никола (15 июля 1901, Салерно -1990, Милан) - итальянский философ, основоположник "позитивного" экзистенциализма. Изучал философию в университете Неаполя. С 1936 преподавал философию в университете Турина. Согласно Аббаньяно, в центре экзистенциальной философии - экзистенциальный акт как проблематическая неопределенность. Проблема ставится человеком самому себе относительно самого себя, а истинная самость человека формируется трансцендентальной возможностью (в движении от возможности к возможности этой возможности). Аббаньяно в равной мере выступает против радикального скептицизма (отрицающего постижение реальности), радикального догматизма (отождествляющего категории философского исследования с категориями реальности) и "негативного экзистенциализма" (Хайдеггер, Ясперс, Сартр), в котором понятие возможного превращается в понятие невозможного или необходимого. Он также отвергает одностороннюю направленность теологического или онтологического экзистенциализма, согласно которому человеческие возможности являются реализованными возможностями (поскольку даруются человеку самим бытием. Богом или высшей ценностью). Категория возможности-основная категория "позитивного экзистенциализма" Аббаньяно. Она не совместима с категорией необходимости во всех ее формах и видах (потенциальности или виртуальности, случайности, закономерности и др.). В то же время Аббаньяно считает категорию возможности категорией конечной и конечного (возможное может не быть), а потому конкретной, определенной, индивидуальной, а не универсальной, абсолютной и бесконечной. Он связывает "позитивную философию" с природой человека в его конкретном существовании: человек сам делает свой выбор, принимает решение и несет за него ответственность. Согласно Аббаньяно, философия - сугубо личное дело каждого человека, а философствование - самое тайное и интимное его экзистенции. Универсальность философии-не в абстрактности, а в понимании и человеческой солидарности. Философ-не глашатай Абсолюта, или Бесконечного, а мыслящий человек, ведущий диалог с другими людьми о путях и перепутьях человеческих судеб и судеб всего человечества. Аббаньяно принадлежат работы по истории философии и науки, социологии и эстетике.

Соч.: La stmttura dell'esistenza. Torino, 1939; Storia del pensier scientifico, vol. 1-3. Torino, 1951-1953; Filosofia, religione, scienza. Torino, 1947; Esistenzialismo positivo. Torino, 1948; Possibilita e liberta. Torino, 1956; Storia della filisofia, v. 1-3. Torino, 1974; Dizionario di filosofia. Torino, 1961; Fra il tutto e il nulla. Milano, 1973; La saggezza della vita. Milano, 1987; Мудрость жизни. СПб., 1996; Мудрость философии. СПб., 1998; Введение в экзистенциализм. СПб., 1998.

К. М. Долгов

АБДУ

АБДУ (Абдо) Мухаммад (1849, близ дельты Нила-11 декабря 1905, Александрия) - арабо-мусульманский мыслитель, представитель реформаторского движения в исламе. Выпускник университета "ал-Азхар" (1877). Ближайший соратник Джамал ад-Дйна ал-Афгани. Будучи главным теоретиком антианглийского восстания Ораби-паши, в 1882 выслан из Египта. В 1884 в Париже основал вместе с ал-Афанй тайное общество "Наикрепчайшая связь" ("алУрва ал-вуска") и издавал одноименную панисламистскую газету. По возвращении в Египет (1888)-председатель Административного совета ал-Азхара. Добился введения в учебную программу светских дисциплин (арифметика, алгебра, геометрия, история, география). В 1898-1904 занимал пост муфтия Египта. Основные сочинения: Комментарии к Корану и "Трактат о божественном единстве" ("Рисалат ат-таухйд"). 'Абду утверждал превосходство ислама по сравнению с другими вероучениями, исходя из признания им независимости человеческой воли и разума. Упадок мусульманского общества объяснял следованием традициям, а не Корану и сунне. Ратовал за самостоятельное толкование Корана в соответствии с духом времени. Возможности разума в познании Бога для обладающих совершенным интеллектом (например, пророков) считал потенциально неограниченными. Отстаивал формулу "религия-мораль-общественное благополучение", где последнее достигается деятельностью высоконравственных людей, соответствующей принципам, в конечном счете исходящим от Бога. Соч.: Abduh. The Theology of Unity. L„ 1966. Лит.: Степанянц Ai. T. О религиозно-философских взглядах Мухаммада Абдо.- В кн.: Религия и общественная мысль стран Востока. М.,1974.

M. T. Степанянц

АБДУКЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБЕЛЯР

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБСОЛЮТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБСОЛЮТ В ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

АБСОЛЮТ В ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ . В индийской религиозно-философской традиции представление об абсолюте, или высшей реальности, восходит уже к идеям ранних Упанишад, где появляется концепция высшего Брахмана, который един («эка»), вечен («нитья»), не подвержен изменениям («апаринама») и вместе с тем представляет собой источник, или причину, существования вселенной. Это высшее начало мыслится как целокупное и нераздельное («апритхак») в соответствии с рано сложившимся в индийской культурной традиции убеждением в том, что все составное рано или поздно распадается и разрушается и всякая сущность, составленная из частей, тем самым неизбежно отмечена печатью тления. Объективная реальность Брахмана в Упанишадах оказывается тождественной чистой духовной реальности, реальности сознания, или внутреннего Атмана всех живых существ. Т.н. «великие речения» («маха-вакья») Упанишад постулируют абсолют как единство или даже полное совпадение атмана и Брахмана: «Этот атман есть Брахман», «Ты еси То» и др. («Брихадараньяка-упанишада», «Чхандогья-упанишада»). Иначе говоря, абсолют принципиально трактуется как полное совмещение объекта, субъекта и самого процесса познания, как тождество объективной реальности (точнее, ее первоисточника) и чистого сознания, составляющего опору субъективного «Я». Такое отождествление возможно лишь в сфере апофатической теологии, где абсолют ускользает от любых попыток рационального осмысления и остается вечно трансцендентной реальностью, лишенной каких бы то ни было свойств и определений («ниргуна»). В буддизме - неортодоксальном религиозно-философском учении, тем не менее опосредованно опиравшемся на философию Упанишад, идея несоизмеримости абсолюта с эмпирическим миром находит своеобразное продолжение: буддийская шунья-вада, например, полностью отвергая ортодоксальное представление об Атмане и Брахмане, вместе с тем отстаивает тезис о том, что высшей реальности нельзя приписать никакие характеристики (отсюда и центральный образ «шуньята», или глубинной «пустотности» мира). В ортодоксальной системе адвайта-веданта представление об абсолюте как о лишенном свойств высшем Брахмане (ниргуна-брахма) опирается, с одной стороны, на тезис Упанишад о тождестве Атмана и Брахмана, с другой - на концепцию «чистого сознания», а также на идею о невозможности саморефлексии этого сознания и, как следствие, - невозможности его объективации.

Н.В.Исаева

АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ

АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ (нем. die absolute Idee)-центральное понятие философии Гегеля. В содержании его выделяется три аспекта: 1) субстанциальный: абсолютная идея как абсолютная субстанция, имманентно присущая миру и определяющая его развертывание; 2) аспект активности, деятельности как проявление имманентно присущей ей способности к самосозиданию и саморазвитию; 3) "самосознание": абсолютная идея как сознающая себя "тотальность". В стремлении к полному самопознанию и самореализации абсолютная идея направляет и осуществляет процесс развития всего сущего.

Выступая как систематизированная тотальность, обладающая лишь "чистым" логическим бытием, абсолютная идея должна еще стать для-себя-сущей целостностью, осуществить себя в сфере природы и духа. Диалектическая триада (логическая идея-природа-дух) предстает как внутренняя характеристика самой абсолютной идеи, которая "обретает" себя в противопоставлении себя "иному" и последующем "снятии" этого противопоставления в завершенном единстве с собою. Логическая идея, природа и дух-ступени диалектического опосредования абсолютной идеи. Абсолютная идея у Гегеля-это закон бытия не только логического, но и реального, онтологический принцип действительности.

Μ. Φ. Быкова

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА - см. Истина.

АБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ

АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ (нем. der absolute Geist) - высшая категория философской системы Гегеля, означающая наиболее развитую форму бытия абсолютной идеи, высшую конкретность; это сознающая себя абсолютная идея. Формами абсолютного духа как самосознания абсолютной идеи являются в системе Гегеля искусство, религия и философия, в которой абсолютная идея полностью завершает процесс своего самопознания и достигает "абсолютного знания": в философии дух окончательно раскрывает и запечатлевает свою сущность. Понятие абсолютного духа содержится в работах Гегеля "Феноменология духа", "Энциклопедия философских наук", где оно излагается систематически, и в "Философии права"; это одно из ключевых понятий его "Лекций по истории философии" и "Лекций по философии религии".

Μ. Φ. Быкова

АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБСОЛЮТНЫЙ ИСТОРИЦИЗМ

АБСОЛЮТНЫЙ ИСТОРИЦИЗМ - учение Б. Кроче, согласно которому "наше мышление есть историческое мышление исторического мира". Абсолютный историцизм означает радикальное утверждение имманентности, направленное против любой метафизики, против всякого удвоения мира, будь оно религиозным или светским. Реальность, которой соответствует историческое познание, сама исторична: она есть продукт человеческого действия, осуществление свободы. Историческое познание освобождает от мертвых традиций. Формы духа являются не только категориями познания, но также способностями действия. Сама история есть единство мысли и действия. Историческая действительность по своей сущности рациональна; иррациональное есть лишь тень, отбрасываемая самим разумом. Хотя возможна и необходима история того, что препятствовало движению цивилизации (жестокости, варварских завоеваний и т. п.), история выступает у Кроче как история разума и свободы.

А. М. Руткевич

АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ

АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ - см. Восхождение от абстрактного к конкретному.

АБСТРАКТНЫЙ ОБЪЕКТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБСТРАКЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБСТРАКЦИЯ АКТУАЛЬНОЙ БЕСКОНЕЧНОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБСТРАКЦИЯ НЕРАЗЛИЧИМОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБСТРАКЦИЯ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБСУРД

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБУБАЦЕР

АБУБАЦЕР - см. Ибн Туфайл.

АБХАВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБХИДХАММА-ПИТАКА

АБХИДХАММА-ПИТАКА - см. Триттака.

АБХИДХАРМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

"АБХИДХАРМАКОША"

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБХИНАВАГУПТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБХИХИТА-АНВАЯ

АБХИХИТА-АНВАЯ (санскр. (аnvауа-связывание [уже] выраженного) - индийская лингвофилософская доктрина, трактующая взаимоотношение смысла слов и предложения. Разработана в мимансе. В противовес теории Бхартрихари об отсутствии у слов самостоятельного смысла, независимого от смысла предложения, абхихитаанвая утверждает, что смысл предложения есть производная от смысла отдельных слов, который они имеют прежде, чем войти в него. Т. о., слово в составе предложения имеет тот же самый смысл, что и в изолированном виде. Мимансак Кумарина Бхатта и его сторонники, придерживавшиеся доктрины абхихита-анвая, считали, что слова выражают вещи, а предложение-отношения между словами. Самотождественность смысла слов в и вне предложения оспаривалась не только Бхартрихари, но и сторонниками другого учителя мимансы- Прабхакары Мишры. Они обращали внимание на то, что отдельные слова (напр., "дерево", "столб", "идти") вне предложения обозначают некие универсальные сущности, в предложении же (напр., "Девадатта идет от того дерева к этому столбу") индивидуализируются ("данное дерево" - это не то же самое, что "дерево вообще"). См. также ст. Амвшпа-абхидхана, Философия языка (в Индии).

В. Г. Лысенко

АВАНГАРД

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВАЯВА

АВАЯВА (санскр. avayava - члены) - седьмая категория ньяи, члены пятеричного классического силлогизма. В "Ньяя-сутрах" вначале перечисляются все 5 членов силлогизма (I. 1.32), а затем каждый из них получает определение: 1) тезис (пратиджня) -то, что должно быть обосновано; 2) аргумент (хету) - само обоснование обосновываемого через сходства и несходства со сходными и несходными примерами; 3) иллюстративный пример (удахарана) - наглядный пример (см. Дришташпа), сходный или несходный с характеристикой обосновываемого; 4) применение (упаная) - "подключение" к примеру того, что обосновывается; 5) заключение (нигамана) - воспроизведение тезиса с привлечением аргумента (I. 1.33-39). Ватсьяяна иллюстрирует все 5 членов силлогизма с помощью стандартного для найяиков примера: 1 ) тезис- "Звук невечеи"; 2) аргумент-"Ввиду того, что он есть произведенное"; 3) пример, сходный с обосновываемым: "Звук также невечен, как произведенный, подобно горшку"; пример, не сходный с обосновываемым: "Звук же невечен, ибо вечно то, что не произведено, подобно Атману"; 4) применение: "Наблюдается, что такие произведенные вещи, как горшок, невечны, но таков же и звук" или "Наблюдается, что непроизведенные субстанции наподобие Атмана вечны, но звук не таков"; 5) заключение: "Поэтому звук, будучи произведен, невечен". Ватсьяяна исключает из числа членов силлогизма несиллогистические дискурсивные позиции, признававшиеся таковыми другими философами (познавательная установка, сомнение, "постижение потенциальности", цель и устранение сомнения), как не являющиеся прямыми "доказательными положениями". Он также эксплицирует назначение каждого из членов силлогизма и даже пытается соотнести их с основными источниками знания (промина): тезис-слово авторитета, аргумент-умозаключение, пример-восприятие, применение-сравнение, заключение-демонстрация способности всех предыдущих членов силлогизма к выражению единого смысла. Уддйотаквра подробным образом разрабатывает концепции тезиса и аргумента.

В. К. Шохин

АВАЯВИН

АВАЯВИН (санскр. avayavin-uenoe)-B индийской философии целое, состоящее из частей (аваява). Проблема части и целого, ставшая на несколько веков предметом острых дискуссий между буддистами, с одной стороны, и найяиками и вайшецдаками - с другой, формулировалась так: сводится ли целое к сумме частей или является чем-то новым по сравнению с ними. Утверждая, что целое есть лишь агрегат частей, буддисты создавали почву для своего учения о невозможности устойчивых неизменных субстанций {Аммана, манаса, атомов, а также обычных вещей). В противовес им сторонники ньяи и вайшездики считали, что составленность из частей (атомов) и невечность воспринимаемых материальных вещей не делают их менее реальными, чем вечные атомы. Для доказательства этого и было разработано учение, согласно которому реальность целого подтверждается тем фактом, что по своей сущности и качествам оно отличается от простой совокупности частей. Части порождают, но вместе с тем не конституируют целое. Единством и цельностью оно обязано лишь тому, что, отличаясь от частей, оно связано с ними отношением присущности (сомовая). Излюбленные примеры найяиков и вайшешиков-ткань и нити, части горшка и сам горшок. В ходе дискуссии буддисты и найяики выявляли в позициях друг друга множество логических ловушек и противоречий. Напр., в "Ньяя-сутрах" указывается на то, что если бы целое сводилось к совокупности частей, то ткань и горшок нельзя было бы ни удержать, ни толкать, они просто просачивались между пальцами, да и само тело, будучи агрегатом невидимых атомов, оказалось невидимым. Буддист же Дхармакирти отмечает, что ткань может быть частично красной, а частично другого цвета, но поскольку, по ньяе, ткань есть единое целое, она будет одновременно и красной, и некрасной. См. также ст.: Асаткарья-вада.

В. Г. Лысенко

АВВАКУМ

АВВАКУМ (20 ноября 1620, село Григорово Нижегородской губ.-14 апреля 1682, Пустозерск) -протопоп, один из первых духовных вождей старообрядчества. Сын священника, получил домашнее образование, в 21 год был рукоположен в диаконы, а в 1644 поставлен в священники. Отличавшийся искренней верой и вместе с тем нетерпимо

стью, Аввакум сблизился с московским кружком -"ревнителей благочестия". В 1653, когда патриарх Никон начал церковную реформу, Аввакум был среди тех, кто энергично выступил с протестом против нововведений, искажавших древние церковные обычаи. За это сослан в Сибирь и вернулся в Москву только в 1664, после оставления Никоном патриаршего престола. Ввиду того что проповедь Аввакума против поддерживаемой царем Алексеем Михайловичем реформы находила широкий отклик, его в том же 1664 вновь отправляют в ссылку в Мезень. Осужден на московских соборах в 1666 и 1667, лишен сана, подвергся анафеме и сослан в Пустозерск, где был заключен в "земляную тюрьму". Находясь в заключении около 15 лет, продолжал свою проповедь в посланиях и грамотах. Аввакум и его ближайшие сторонники были сожжены на костре за обличение роли царя в церковном расколе. Общее число известных сочинений Аввакума, полностью или в отрывках, достигает шестидесяти, среди них истолковательные беседы, челобитные, полемические и поучительные послания. Выдающимся произведением древнерусской литературы является "Житие", написанное им в пустозерской тюрьме. Имя лидера старообрядчества было широко известно уже при жизни, его сочинения переписывались и расходились по России, хотя он и не создал фундаментального, систематического религиозно-философского трактата. Аввакум оказывал на окружающих огромное влияние как личность, вдохновляя своих последователей примером несокрушимой веры, стойкости в многолетних тяжелых испытаниях; как проповедник, наделенный талантом убеждать и готовый свидетельствовать в защиту своих взглядов перед лицом смерти, восходя на костер. Причислен к лику святых Русской Православной Старообрядческой Церковью (1916) и Древлеправославной Церковью (1988), Соч.: Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. М., I960.

Лит.: Зенысовский С. А. Русское старообрядчество. Духовные движения XVII века. 2-е изд. М„ 1995; Pascal Р. Awakum et les débuts du Rascol. La crise religieuse au XVII siècle en Russie, éd. 3. P., 1969.

M. О. Шахов

АВГУСТИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВГУСТИНИАНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВЕМПАС

АВЕМПАС - см. Ибн Бадукжа.

АВЕНАРИУС

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВЕРРОИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВЕРРОЭС

АВЕРРОЭС - см. Ибн Рушд.

АВЕСТА

АВЕСТА - сборник древних иранских религиозных текстов, священная книга зороастризма. Просуществовав почти тысячу лет в устной форме, Авеста была письменно зафиксирована в 4-6 вв. н. э. Наиболее ранние известные ее списки датируются не ранее чем 13-14 вв. н. э. По-видимому, часть текстов была утрачена. В настоящее время Авеста состоит из трех частей: Ясны, Яштов и Видевдата. Ясна содержит богослужебные формулы и славословия верховному божеству зороастрийцев Ахура-Мазде и добрым духам. Она включает также Гаты-гимны, приписы ваемые основателю религии Зардушту (иначе - Зороастру). Яшты-собрание гимнов разного времени, распределенных по дням и месяцам года. В них имеются отрывки из дозороастрийской поэзии, отражающие иранские мифы и легенды.

Видевдат - описание очистительных обрядов, направленных на нейтрализацию злых сил-дэвов. Существует также "Малая Авеста" (Хурдаг Авастаг) - собрание кратких текстов и молитв, необходимых для использования в повседневной жизни.

Изучению Авесты положил начало французский исследователь Анкетиль-Дюперрон. В 1771 он впервые опубликовал перевод Авесты, который вызвал дискуссию о подлинности оригинала. С тех пор Авеста остается предметом научных исследований и споров. Отрывочный характер и сложность включенных в нее текстов затрудняют их толкование.

И. К. Петрова

Предыдущая страница Следующая страница