Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Ш" (часть 2, "ШИЗ"-"ШЮЦ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш" (часть 2, "ШИЗ"-"ШЮЦ")

ШИЗОАНАЛИЗ

ШИЗОАНАЛИЗ - термин, используемый Ж. Делёзом и Ф. Гваттари в работе "Капитализм и шизофрения" (1972-80) для обозначения их исследовательской методики. В работе выдвинуты два радикальных тезиса: 1) любым типам человеческой коллективности предшествуют маргинальные группы; 2) язык представляет собой несущественную часть неязыкового поля, состоящего из "машин желания". Мир желания (мир абсолютных возможностей), прославляемый шизоанализом, приравнивается к особого рода шизофреническому опыту, нетождественному клиническим формам шизофрении. "Состоявшимися шизофрениками" называются философы и писатели, перейдя предел, удерживающий "производство желания" на периферии общественного производства, они тем самым делают один вид производства тождественным другому. В рамках шизоанализа философия, как и шизофрения, - это процесс, а не цель, производство, а не выражение. Поскольку социальный анализ ограничивается "предсознательным интересом", а желание относится к более глубокому, бессознательному пласту, то этот анализ оказывается второстепенным по отношению к логике самого желания. Революционный потенциал общества сосредоточивается на полюсе маргинальных групп, а не на полюсе классов: "группа в слиянии" (термин Ж. П. Сартра), или "состоявшийся шизофреник" - больший пролетарий, чем ^ам пролетарий, и одновременно больший буржуа, чем сам буржуа. Шизоанализ резко критичен по отношению к психоанализу, как к встроенному в существующие технологии власти.

Лит.: DeleuteG., GuattaryF. Capitalisme et schizophrénie, v. 1. Le antiedipe. P., 1972; v. 2. Mule Plateau. P., 1980.

M. К. Рыклин

ШИИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШИЛА

ШИЛА (санскр. sfla - поведение, нравственность, добродетель) - основной буддийский термин, обозначающий нравственное поведение и мораль. В палийских текстах реализация нравственного тренинга рассматривается как осуществление действий, соответствующих нравственному сознанию, культивирующих это сознание и направленных на уничтожение самих "корней" безнравственного поведения - алчности (лобха), ненависти (доса) и "ослепления" (моха). Совокупность же нравственных предписаний систематизируется буддийскими классификаторами в виде возрастающей прогрессии обетов и самоограничений. Начальная "нравственная практика" соответствует 5 обетам (райса-sila): воздержание от причинения вреда живым существам (см. Ахимса), нечестности, полового невоздержания, лжи и спиртных напитков. Для желающих продвинуться дальше надстраиваются дополнительные обеты (вершина самоусовершенствования - следование 311 правилам "уставного" текста Виная-питаки "Патимоккха" для монахов и 272 правилам для монахинь). В неканоническом буддизме (обычно называемом махаянским) различаются добродетель воздержания (нивритти-шила) и добродетель положительная (правритти-шила). В "Бодхисаттва-бхуми" (1.9) ставится вопрос о природе шилы и выясняется, что она содержит четыре момента: 1) стыд в связи с другими; 2) чистота намерений и скромность; 3) самоисправление после нарушения правил; 4) постоянное держание в уме "закона" - дхармы. В том же неканоническом буддизме определяется и иерархический ряд ступеней шилы: 1 ) мораль как таковая (сарвашила) - накопление заслуги для себя, действия, направленные на обращение "внешних"; 2) "трудная мораль" (духкхашила) - оставление даже высокого социального статуса ради принятия обетов бодхисаттвы; 3) "всесторонняя мораль" (сатпуршашила) - не только совершение добродетельных поступков, но и побуждение к ним других. Шила находится в отношении взаимокоординации с мудростью-праджней: каждая из них "очищается" через другую.

В. К. Шохин

ШИЛЛЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШЛЕГЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШЛЕЙЕРМАХЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШЛИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШОВИНИЗМ

ШОВИНИЗМ - превращенная форма национального сознания, одна из форм гетерономии и ксенофобии, неприязни и даже ненависти к чужакам, атавистического, биологического в основе неприятия иноземцев, иноверцев, всех телесных, цветовых, культурных, национальных, языковых отличий, вплоть до чужеродных обычаев, костюмов и пр. по принципу "не такой - чужой - чужак - враг". Термин "шовинизм" происходит от имени фанатичного бонапартиста Н. Шовена, солдата наполеоновской армии, гротескный патриотизм которого стал нарицательным благодаря комедии братьев Коньяр "Трехцветная кокарда, эпизод войны в Алжире" (1831). Впоследствии понятие "шовинизм" стало международным обозначением крайнего, фанатичного национализма, граничащего с расизмом. Современный шовинизм может иметь характер массовых предрассудков, вплоть до идеологии крайне правых политических течений. Шовинизм особенно опасен, если он становится де-факто или де-юре идеологией какой-либо правящей партии или государственной политикой (Германия 30-40-х гг.).

И. И. Кравченко

ШОПЕНГАУЭР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ ЗДРАВОГО СМЫСЛА

ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ ЗДРАВОГО СМЫСЛА - группа философов, возглавляемая основателем школы Т. Ридом и возникшая как реакция на скептицизм Д Юма. Представителями школы были Д. Битти - поэт и публицист, Д. Освальд, Д. Стюарт, оставивший интересные очерки о Т. Риде, А. Смите и др. деятелях шотландской культуры.; последний крупный философ и логик школы - У. Гамильтон, издатель трудов Т. Рида с обширными комментариями и диссертацией о здравом смысле. Кант в предисловии к "Пролегоменам" резко критиковал Шотландскую школу и ее интерпретацию проблем, поднятых Юмом (см. Кант И. Собр. соч. в 6т., т.4, ч. 1. M., 1965, с. 72-73). Главная задача Шотландской школы - восстановить союз религии, науки и философии на основе здравого смысла, союз, разрушенный Юмом - нечестивым скептиком, автором "Трактата о человеческой природе". Здравый смысл (common sense) - это аксиоматические суждения, изначально вложенные Богом в человека. Их актуализация подобна "работе" внутренних чувств у Хатчесона, они независимы от разума и не подлежат его критике. Разум должен быть слугой здравого смысла, если не хочет быть его рабом.

Влияние Шотландской школы было подорвано книгой Д. С. Милля "Обзор философии сэра Уильяма Гамильтона" (1865).

Лит.: Грязное А. Ф. Философия шотландской школы. М., 1979; Абрамов M А. Шотландская философия века Просвещения. М., 2000; Grave S. A. The Scottish philosophy of common sense. Oxf., 1960.

M, A. Абрамов

ШПЕНГЛЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШПЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШПРАНГЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШРЕЙДЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШРИДХАРА

ШРИДХАРА (санскр. Śridhara) (ок. 950-1000, Бенгалия) - индийский философ и логик. Автор четырех трактатов, самый известный из которых «Ньяякандали» («Цветок логики») является комментарием к «Падартхадхармасанграхе» («Собранию характеристик категорий») вайшешика Прашастапады. Был одним из самых знаменитых философов Западной Индии. Прославился своим оригинальным взглядом на природу темноты (тамас). Утверждал, что она представляет собой особую разновидность темно-синего цвета (а не просто отсутствие света, как полагали другие сторонники вайшешики), который налагается на неосвещенные части неба. Другими темами Шридхары были учение об атомах, отношение между словом и объектом, критика грамматической теории спхоты, обсуждение средств достоверного познания, классификация небытия (абхава), из онтологических проблем - существование универсалий (саманья), отношение части и целого. Шридхара опровергает концепцию мимансы о шакти - силе, сообщающей действенность причинной связи, спорит с буддистами по проблемам логики, а с ведантистами по вопросам понимания природы Атмана. Развивает идеи Прашастапады в сторону усиления реализма и теизма.

Литература:

Nyāya-kaṇdalī, ed. with Padārthadharmasaṃgraha of Praśastapāda by V.P.Dvivedin. Delhi, 1984;

англ. пер.: D.Jha. Delhi, 1982.

В.Г.Лысенко

ШТАЙНЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШТЕГМЮЛЛЕР

ШТЕГМЮЛЛЕР (Stegmueller) Вольфганг (род. 3 июня 1923, Инсбрук) - австро-немецкий философ. В 1953-58 работал в Инсбрукском, Кильском, Боннском и Ганноверском университетах, с 1958 - профессор Мюнхенского университета. Основные работы посвящены историко-философскому описанию главных течений современной западной философии и критическому анализу проблем и результатов теории науки и аналитической философии. Предпринятая Штегмюллером беспрецедентная по масштабам систематизация проблематики философии науки способствовала распространению, особенно в немецкоязычных странах, идей философии, использующей точные, логические методы. В 1970-х IT. Штегмюллер, опираясь на работы американского логика Дж. Синда, разработал принципы струкгуристского подхода к анализу строения и развития научных теорий. В основе этого подхода лежит предложенный П. Суппесом метод теоретико-множественного определения предикатов, а сам подход состоит в выделении структурных компонентов теорий (моделей теории, ее возможных моледей, частичных возможных моделей, общих ограничений, специальных законов и т. д.), а также в установлении их взаимосвязей с эмпирическими утверждениями, которые можно сделать, используя эти компоненты. Такие взаимосвязи устанавливаются с помощью определения структурного ядра теории и установления множества возможных приложений данной теории, т. е. множества возможных расширений ядра теории. Структуристский подход к научной теории используется Штегмюллером, в частности, для рациональной реконструкции концепции моральной науки и научных революций. Противник иррационализма, Штегмюллер выступает за широкое использование в теории науки логических методов, за синтез структурных и динамических аспектов при анализе научного знания.

Соч.: Probleme und Resultate der Wissenschanstheorie und Analytischen Philosophie, Bd. I-1V. B.-HdIb.-N. Y, 1969-86; The Structure and Dynamics of Theories. N.Y, 1967; Colected Papers on Epistemology, Philosophy of Science and History of Philosophy, vol. 1-2. Dordrecht, 1977; The Structuralist View of Theories. Hdlb., 1979; Neue \\fege der Wissenschaftsphilosophie. B.-Hdlb.-N. Y., 1980.

В. Н. Садовский

ШТЕЙНЕР

ШТЕЙНЕР Рудольф - см. Штайнер Р.

ШТИРНЕР

ШТИРНЕР (Stimer) Макс (псевд.; наст. имя и фам. - Каспар Шмидт, Schmidt) (25 октября 1806, Байрейт, - 26 июня 1856, Берлин) - немецкий философ-младогегельянец, теоретик анархизма. В кн. "Единственный и его собственность" (1844, рус. пер. 1918) пытался последовательно отстаивать солипсизм в антропологии, этике и праве. Основная мысль Штирнера состоит в том, что идеалы и социальные атрибуты человека представляют собой нечто всеобщее, тогда как всякая эмпирическая личность единична. Поэтому все, что относится к "человеку" вообще, не относится к данному ("единственному") "Я". Понятия "человек", "право", "мораль" и т. п. трактовались им как "призраки", отчужденные формы индивидуального сознания. Отрицая всякие нормы поведения, он утверждал, что первоисточники права и морали - сила и могущество личности. Произвол индивида устанавливает истинность того или иного положения ("Я - критерий истины"). Индивид должен искать не социальную, а свою собственную свободу, поскольку за каждым социальным образованием скрываются эгоистические интересы отдельных лиц. Индивидуализм, нигилизм и анархизм оказываются общим итогом воззрений Штирнера, которые были подвергнуты резкой критике К. Марксом и Ф. Энгельсом в "Немецкой идеологии" (см. Соч., т. 3, с. 103-452). Соч.: Geschichte der Reaktion, Abt. 1-2. В., 1852. Лит.: Плеханов Г. В. Анархизм и социализм.- Соч., т. ГУ. М., 1925; Курчинский М. А. Апостол эгоизма. М. Штирнер и его философия анархии. П., 1920; Aux sources de l'existentialisme M. Stimer. P., 1954 (лит.); EmgeK.A. M. Stimer. Eine geistig nicht bewältige Tendenz. Mainz, 1964.

А. А. Митюшин

ШТОШ

ШТОШ (Stosch) Фридрих Вильгельм (25 декабря 1648, Берлин - 20 августа 1704, там же) - немецкий философ и просветитель. В анонимно изданной в 1692 работе "Согласие разума и веры, или Гармония моральной философии и христианской религии" (Die Ьbereinstimmung von Vernunft und Glauben der die Harmonie der Moralphilosophie und der christlichen Religion) выступил как последователь философии Спином, хотя и не придерживался геометрического метода и формальной структуры его "Этики". Бог как причина самого себя есть вечная и бесконечная субстанция, из которой возникает и в которой пребывает все сущее. Последнее рассматривается не как абстрактная совокупность атрибутов и модусов субстанции, а в качестве конечных и изменяющихся частей действительного мира, его протяженных тел и мыслящих существ. В трактовке телесного мира использовал атомистические идеи Эпикура и 1ассснди, а в понимании человеческого познания опирался на данные медицины и физиологии, принципы эмпирической гносеологии и психологии. В этическом учении пытался соединить интеллектуализм Спинозы с эпикурейским евдемонизмом, выступал против недооценки чувственных потребностей человека, связывая задачи достижения земного счастья с вопросами нравственного воспитания "простого народа" и справедливого общественного устройства. Религию Откровения и христианскую веру ратема1ривал как раннюю стадию существования моральной веры, которую необходимо освободить от исторически несовершенной формы и привести в соответствие с естественной природой человека и требованиями разума. За эти воззрения книга Штоша была публично сожжена в 1694, а сам он вынужден был от нее отречься.

Лит.: 'Лмшнский Г. С. Спинозизм в Германии и Фридрих Вильгельм Стош.- "Под знаменем марксизма", 1925, № 89, с. 73-91; Жучков В. А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения. М., 1989, с. 29-31; Stiehler G. fr. W. Stosch, in: Beiträge zur Geschichte des vormarxistischen Materialismus. B., 1961, S. 139-158.

В. А. Жучков

ШТРАУС ДАВИД ФРИДРИХ

ШТРАУС (Straus) Давид Фридрих (27 января 1808, Людвигсбург - 8 февраля 1874, там же) - немецкий философ и теолог, представитель Тюбингенской школы историко-критического исследования христианства. Его книга "Жизнь Иисуса" (Das Leben Jesu, 1835-36) положила начало левогегельянскому движению. Штраус отрицал историческую достоверность Евангелий, он рассматривал их как результат мифотворчества. Иисус - историческая личность, с точки зрения Штрауса, - имеет мало общего с мифологическим Христом веры.

Позднее Штраус занимался созданием "новой веры", базирующейся на философских знаниях ("Старая и новая вера" - Der alte und der neue Glaube, 1872) и представляющей собой разновидность пантеизма. Он подверг критике догматическую теологию. Штраус пришел к выводу, что перевод религиозных представлений на язык философских понятий, предпринятый им, может быть достигнут лишь посредством выявления содержания веры и признания того, что все исторические формы выражения церковной веры неприемлемы. Поэтому современный образованный человек нуждается в новой религии, отвечающей его запросам и критериям научности. Эта религия основывается на чувстве человеческой зависимости от мирового целого и выражает по отношению к универсуму тот пиетет, который "старая вера" питала по отношению к своему богу. Ф. Ницше подверг "новую веру" Штрауса критике как проявление "филистерского оптимизма" тех свободомыслящих, которые веруют в "идеал" и хотят "улучшить" человечество по собственному образцу (Несвоевременные, 2).

Соч.: Жизнь Иисуса, 1907; Чудеса Христа, 1907; Старая и новая вера, 1906; Gesammelte Schriften, hrsg. von E. Zeller, 12 Bde., 1876-78; Die christliche Glaubenslehre, 2 Bde., 1840-41; Der Christus des Glaubens und der Jesus der Geschichte, 1864.

Лит.: НчцшеФ. Ecce Homo.- Соч., т. 2. M., 1990, с. 733-35; Zeller E. David Friedrich Strauss in seinem Leben und seinem Schriften, 2 Bde., 1876-78.

В. И. Гараджа

ШТРАУС ЭРВИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШТУМПФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ШУ ЦЗИН"

«ШУ ЦЗИН» («Канон [исторических, документальных] писаний», «Книга истории», «Книга документов»; др. название «Шан шу» - «Книга преданий») - древнекитайский памятник, входящий в конфуцианский канонический свод «Тринадцатиканоние» («Ши сань цзин»). Включает тексты разных эпох - записи сказаний, историзованных мифов, исторических событий, обращений правителей к подданным, указов, поучений сановникам, диалогов древних правителей с мудрецами и т.п. Историзованный материал охватывает период примерно с 24 по 8 в. до н.э. Компоновка памятника продолжалась по крайней мере до начала новой эры, известны разные версии текста. Содержит сведения по идеологии, космологии, натурфилософии, географии и другим областям знания.

В «Шу цзине» нашли отражение представления и идеи, которые в 6-3 вв. до н.э. легли в основание учений древнекитайских философских школ и государственной идеологии: культ предков, концепции влияния Неба на судьбы людей и государственной власти (см. Тянь), взаимосвязи гармонии в обществе и природе (см. Хэ). Видимо, тексты подверглись коррекции в конфуцианском духе. Особое внимание комментаторы уделяли главе «Хун фань» («Великий план», «Великий закон», «Величественный образец»), вероятно интегрированной в текст в 4-2 вв. до н.э. В ней сформулированы принципы государственного управления и требования к правителю, критерии оценки человеческих качеств, представления о систематизации природных явлений, способы выявления их закономерностей. Принципы поддержания общественного порядка изложены по девятеричной схеме, символизирующей «небесное» начало как образец для устроения социума. В «Хун фане» установлена иерархия «восьми государственных дел», ставшая канонической для конфуцианства: продовольствие, товары (торговля), жертвоприношения, общественные работы, культовая практика и просвещение, юридическая сфера («суд и наказания»), «правила приема государственных гостей», военное дело. Главное условие «умиротворения» народа - «высшее совершенство» правителя, что выражается в наличии у него «пяти благ» (у фу): долголетие, богатство, «телесное здоровье и спокойствие духа», «любовь к целомудрию» и «спокойная кончина, завершающая жизнь». Достойное поведение правителя обусловливает регулярность природных процессов. Там же фиксируется корреляция «пяти начал» (у юань) - ранней версии «пяти элементов» (у син - «воды», «огня», «дерева», «металла» и «почвы») - с человеческими качествами и способностями, «основами времени», т.е. календарного счисления, счастливыми и несчастливыми предзнаменованиями.

Литература:

Шан шу чжэн и («Книга преданий» с филологическими пояснениями). - В кн.: Ши сань цзин чжу шу (Тринадцать канонов с комментариями), т. 3-4. Пекин - Шанхай, 1957;

Древнекитайская философия, т. 1. M., 1972, с. 100-13 («Шу цзин» в пер. С.Кучеры, М.Крюкова);

Karlgren В. The Book of Documents (The Shang Shu or Shu King). Stockh., 1950.

А.Г.Юркевич

ШУЛЯТИКОВ

ШУЛЯТИКОВ Владимир Михайлович [30 сентября (12 октября) 1872, Москва - 26 марта (8 апреля) 1912, Москва] - русский философ, литературный критик. В 1898 окончил Московский университет. Принимал активное участие в социал-демократическом движении на стороне большевиков. Основное философское произведение - книга "Оправдание капитализма в западноевропейской философии (от Декарта до Маха)" (1908). Традиционным умозрительным философским спекуляциям противопоставил принцип объяснения идеологии из условий производства, разделял идею А. А. Богданова о том, что в оппозиции "дух-материя" отражается социальное отношение "организатор-организуемый". В кругах марксистов преобладала негативная оценка концепции Шулятикова как вульгарно-социологизаторской. Соч.: Избр. литературно-критические статьи. М.-Л., 1929.

С. И. Бажов

ШУНЬЯ-ВАДА

ШУНЬЯ-ВАДА (санскр. sunya-vдda - учение о пустоте) - 1) буддийское учение об относительности и бессамосущности, развиваемое преимущественно школами махаяны и ваджраяны; 2) одно из названий философской школы мадхьямика. Учение о шуньяте - отсутствии, невозможности самостоятельного существования индивидов, вещей и дхармо-частиц потока сознания - относится к важнейшим в махаяне, определяющим как ее философские основания, так и духовные практики по совершенствованию и освобождению. Начало шунья-вады восходит к раннебуддийскому положению об отсутствии вечной души, Атмта, в любой особи, в т. ч. в богах и буддах (пудгала-найратмья). Это означало полную несамостоятельность или несуществование самого по себе любого существа, собственного "я" (атман), души (джива) и индивида (пудгала), которые суть лишь обозначения тех или иных сочетаний групп дхармо-частиц, являющихся единственно реальными элементами бытия. Эта доктрина оказывала огромное влияние на все остальные разделы древнего будцийского Законоучения. Позднее она по-прежнему применялась в школах хинаяны (2-9 вв.), действовавших уже в спорах с махаяной, а в некоторых получила развитие.

В этой части буддийского Закона в первых же своих сутрах махаяна дополнила древнее положение новым - дхарматайратмья: дхармо-частицы не имеют собственной, самостоятельной, реальной сущности. Именно эти два положения буддизма легли в основу формирования учения махаяны о пустотности. Чандракирти прямо указал, что ради освобождения всех живых существ бодхчсаттве необходимо осознать бессамостность (анатман), отсутствие самосущего (нихсвабхава), которое Буддой объяснялось, с одной стороны, в учениях об отсутствии самосущего в дхармо-частицах и об отсутствии вечной души в индивидах, ас другой - в учении о "16 видах пустотности, которые Он обобщил в четырех категориях, принятых в махаяне" ("Мадхьямака-аватара", VI. 179-180).

Различные версии Праджняпарамиты сутр кодируют это учение в списках шунъяты, состоящих из 2,7,14,16,18 и 20 пунктов, зачастую имеющих пространные определения. Следует различать "теоретический" и "практический" аспекты шунья-вады. Первый позволял дать махаянское решение ряда проблем буддизма и его философии (Нагарджуна и другие мадхьямики 2-5 вв). "Теоретический" аспект также имел практические приложения и участвовал "словом и мыслью" в совершенствовании мудрости, а также в деятельности по накоплению знания (джняна-самбхара), поскольку учение о пустоте помогало освободиться от ложных взглядов. Теория шунья-вады классифицируется по подходам, основаниям и значениям.

Практическая сторона шунья-вады состоит в духовном совершенствовании бодхисаттвы и представляет собой один из способов в процессе обретения всеведения на пути к наивысшему Просветлению. Этот аспект учения раскрывается и наполняется содержательными практиками, по-видимому, начиная с 4 в., о чем можно судить по текстам толкований на сутры Праджняпарамиты. Шунья-вада - центральное учение буддийской философии стран Дальнего Востока и тибетомонголо-российского буддизма.

Лит.: Cheng Hsuhe-li, Empty Logic. Madhyamika Buddhism from Chinese Sources. Delhi, 1991; Tola F., Dragonetti C. Onidness. A Study on Buddhist Nihilism. Delhi, 1995.

В. П. Андросов

ШУНЬЯТА

ШУНЬЯТА (санскр. sunyafв - пустота, пустотность) - фундаментальная философская категория буддизма махаяны, являющаяся, во-первых, символом неописуемого абсолютного единства реальности; во-вторых, понятием, передающим значения всеобщей относительности, обусловленности, взаимосцепленности мироздания, отсутствия в нем какой бы то ни было самостоятельной, независимой сущности; в-третьих, объектом высших практик медитации. Термин "шуньята" встречается уже в супах Палийского канона, а также в текстах хинаянских школ, обозначая, как правило, отсутствие вечной души (Атман) в индивидах и нетленных начал во вселенной. В сутрах махаяны шуньята интерпретировалась как отсутствие самосущего в дхармо-частицах потока сознания, которые в хинаяне обозначали подлинную и дискретную реальность. Категорией "шуньята" стала в школе мадхьямика, планомерно подвергавшей деструкции все другие категории индийской философской мысли. Доказывая их несовершенство, недостоверность и абсурдность, Нагарджуна и его последователи тем самым обращали их в "пустые", не достойные внимания. Результаты полемико-теоретического "опустошения" сферы философского дискурса применялись в занятиях йогической медитацией, количество видов которых постоянно росло (в 8 в. было известно уже 20 видов шунъяты). Но мадхьямики и йогачары (в этом вопросе полностью разделявшие взгляды первых) вовсе не стремились установить категорию "шуньята" вместо других категорий: поскольку пустотность свойственна всему, постольку она свойственна и самой себе (или пустота пустотности).

Во всех своих аспектах шуньята изучалась и развивалась буддистами Китая, Японии, Кореи и Вьетнама. Ее дальневосточное истолкование оказало влияние на даосско-конфуцианскую философию, а также на многие формы культуры: поэзию, живопись, виды декоративного искусства и даже на мировозренческие основы восточных боевых искусств. В тибето-монгольском, в т. ч. российском, буддизме шуньята - одна из главных категорий философской теории и религиозной практики.

Лит.: ОЬетШегЕ. Analysis of the Abhisamayalamkвra, fasc. 1-2. L., 1933-36; Idem. Tenn ShunyatS and its Different Interpretations, based chiefly on Tibetan Sources.- "Journal of the Great Indian Society", 1934, v.l. N2.

В. П. Андросов

"ШУЦЗИН"

"ШУЦЗИН" ("Канон [исторических, документальных] писаний", "Книга истории", "Книга документов"; др. название "Шан шу" - "Книга преданий") - древнекитайский памятник, входящий в конфуцианский канонический свод "Тринадцатиканоние" ("Ши сань цзи""). Включает тексты разных эпох - записи сказаний, историзованных мифов, исторических событий, обращений правителей к подданным, указов, поучений сановникам, диалогов древних правителей с мудрецами и т. п. Моторизованный материал охватывает период примерно с 24 по 8 в. до н. э. Компоновка памятника продолжалась по крайней мере до начала новой эры, известны разные версии текста. Содержит сведения по идеологии, космологии, натурфилософии, географии и другим областям знания.

В "Шу цзине" нашли отражение представления и идеи, которые в 6-3 вв. до н. э. легли в основание учений древнекитайских философских школ и государственной идеологии: культ предков, концепции влияния Неба на судьбы людей и государственной власти (см. Тянь), взаимосвязи гармонии в обществе и природе (см. Хэ). Видимо, тексты подверглись коррекции в конфуцианском духе. Особое внимание комментаторы уделяли главе "Хун фань" ("Великий план", "Великий закон", "Величественный образец"), вероятно интегрированной в текст в 4-2 вв. до н. э. В ней сформулированы принципы государственного управления и требования к правителю, критерии оценки человеческих качеств, представления о систематизации природных явлений, способы выявления их закономерностей. Принципы поддержания общественного порядка изложены по девятеричной схеме, символизирующей "небесное" начало как образец для устроения социума. В "Хун фане" установлена иерархия "восьми государственных дел", ставшая канонической для конфуцианства: продовольствие, товары (торговля), жертвоприношения, общественные работы, культовая практика и просвещение, юридическая сфера ("суд и наказания"), "правила приема государственных гостей", военное дело. Главное условие "умиротворения" народа - "высшее совершенство" правителя, что выражается в наличии у него "пяти благ" (у фу): долголетие, богатство, "телесное здоровье и спокойствие духа", "любовь к целомудрию" и "спокойная кончина, завершающая жизнь". Достойное поведение правителя обусловливает регулярность природных процессов. Там же фиксируется корреляция "пяти начал" (у юань) - ранней версии "пяти элементов" (у син - "воды", "огня", "дерева", "металла" и "почвы") - с человеческими качествами и способностями, "основами времени", т. е. календарного счисления, счастливыми и несчастливыми предзнаменованиями.

Лит.: Шан шу чжэн и ("Книга преданий" с филологическими пояснениями).- В кн.: Ши сань цзин чжу шу (Тринадцать канонов с комментариями), т. 3-4. Пекин-Шанхай, 1957; Древнекитайская философия, т. 1. M., 1972, с. 100-13 ("Шу цзин" в пер. С. Кучеры, М. Крюкова); Karlgren В. The Book of Documents (The Shang Shu or Shu King). Stockh., 1950.

А. Г. Юркевич

ШШДИНГЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШЭН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШЭНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШЮЦ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница