Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ШАКТИ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ШАКТИ

ШАКТИ (санскр. sakti, от глагольного корня sak- мочь, быть способным) - "потенция", "сила", "энергия". В индийской философской традиции всякая деятельная активность неизменно ассоциируется с женским началом, и потому творческая энергия, благодаря которой развертывается вселенная, обычно персонифицируется в образе Шакти - супруги или возлюбленной бога Шивы. В монистической адвайта-веданте Шанкары, где основой мира выступает высший Брахман, с которым на самом деле ничего не происходило, сама Шакти рассматривается как своего рода оборотная сторона Брахмана, как его собственная сила, тождественная космической иллюзии - майе. Однако в других системах, монизм которых существенно ослаблен или сменяется дуализмом, Шакти становится более или менее самостоятельным началом, ответственным за творение мира. В кашмирском шиваизме в основе реальности лежит пульсирующее единство Шивы и Шакти (в этом живом единстве Шива воплощает собой чистое, пасcireHoe созерцание - "пракаша", тогда как Шакги представляет активный, динамичный аспект сознания - "вимарша", т. e. его внутреннюю интенциональность, готовность созда

вать и воспринимать свои объекты). Вместе с тем Шакти выступает в трех аспектах (в религиозном направлении "трика" они даже рассматриваются как триада отдельных богинь) - Пара-шакти (Высшая), Пара-апара-шакти (Высшая-низшая) и Апара-шакти (Низшая). В первом аспекте Шакти все потенции еще свернуты и присутствуют в виде чистой интенциональности, свободного и ничем не обусловленного желания (иччха-матра) верховного Господа. Во втором своем аспекте Шакти уже содержит внутри себя всю вселенную, сохраняя ее как собственное видение, как отражение в зеркале; субъект и объект уже появились, но еще не разведены, не отделены друг от друга. Наконец, третий аспект Шакти соответствует уровню раздробленности; сознание здесь напрягается изнутри стремлениями и отторжениями, и многообразным восприятиям соответствуют многообразные объекты. Пульсация сознания, постоянно порождающая новые формы, представлена вращением "колеса Шакти" (шакти-чакра), спицы которого соответствуют различным силам и энергиям; в центре этого колеса пребывает вечный Шива - та единственная осевая точка, которая неизменно остается в состоянии покоя. В качестве такой творящей, "дробящей" силы Шакти отождествляется с Речью (Вач) и "Праматерью" (Матрика) всего сущего, а развертывание мира внутри очередного вселенско! о цикла начинается с выплескивания фонической энергии, создающей буквы алфавита и священные тексты в виде парадигмы, по образцу которой творится мир. Активная и пульсирующая сила становления, которая проявляется в человеческих существах, отождествляется в кашмирском шиваизме, а также других направлениях тантризма с Кундалини, или эротической энергией. Соответственно единственная возможность достигнуть освобождения состоит в умении направить эту энергию к ее истинному источнику и опоре - Шиве. Это обратное движение, использующее в качестве средства спасения все ту же Шакти, призвано даровать адепту то мгновение внезапного озарения (пратибха), в котором реализуется нерасчлененное единство Шивы и Шакти. Сотериологическая ориентация на Шакти приводила к тому, что в отдельных направлениях тантризма верховным началом считалась именно женская ипостась - богиня (Парамешвари), почитаемая под именами Шакти, Дэви, Кали илиДурги; такие варианты тантризма известны как "шакгизм" (шакта-сиддханта).

Лит.: PadouxA. L'Énergie de la Parole. P., 1980; Silbum L. La Kundalini u l'énergie des profondeurs. P., 1983; Idem. Hymnes aux Kâlî. La Roue des énergies divines. P., 1995; Mackenzie Brown C. The Triumph of the Goddess. Albany, 1990; Cobum Т. В. Encountering the Goddess. Albany, 1991.

H. В. Исаева

В начало энциклопедии