Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "П" (часть 5, "ПОТ"-"ПРЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 5, "ПОТ"-"ПРЕ")

ПОТЕБНЯ

ПОТЕБНЯ Александр Афанасьевич [10(22) сентября 1835, с. Гавриловка Роменского у. Полтавской губ. - 29 ноября (11 декабря) 1891, Харьков] - русский филолог, культуролог, философ. Окончил историко-филологический факультет Харьковского университета (1856). Защитил магистерскую ("О некоторых символах в славянской народной поэзии", 1860) и докторскую ("Из записок по русской грамматике", 1874) диссертации. Стажировался в Германии, посетил ряд славянских стран для сбора материалов по истории языка и фольклора. С 1875 - профессор Харьковского университета. Член-корреспондент Петербургской академии наук (1877). В изучении истории языка и мышления опирался на идеи В. 1умбольдта. Считал народ, живущий в стихии родного языка, его творцом и одновременно субъектом обратного воздействия. Язык формирует этнос, он является важнейшим средством духовного развития нации. Много внимания уделял практическому сбору фольклорных и историко-культурных материалов украинского и русского этносов, доказывая их глубинное родство, общность мифопоэтического сознания. Изучая миф как особый феномен в развитии мышления, интерпретировал его как "акт сознательной мысли, акт познания", выступающий первой ступенью в "объяснении неизвестного". В своем учении о языке выделял внешнюю звуковую оболочку слова, абстрактное его значение и внутреннюю форму. Последняя связана с этимологическим содержанием, несет в себе выработанный памятью народа образ, узнаваемый в речи. На основе ее полисемантичности и игры смыслов складывается художественная поэтика вербального творчества. Потебня оказал значительное влияние на развитие отечественной исторической лингвистики, этнопсихологии, семиотики, поэтики символистов.

Соч.: Из записок по теории словесности. Харьков, 1905; Из записок по русской грамматике, т. 1-2. M., 1958; т. 3, M., 1968; Эстетика и поэтика. М., 1976; Слово и миф. М-, 1989; Теоретическая поэтика. М., 1990. Лит.: Белый А. Мысль и язык (философия языка А. А. Потебни).- "Логос", 1910, км. 2; Райков Т. А. А. А. Потебня. Пг., 1924; Булаховский Л. А. А. А. Потебня. К., 1952; Пресняков О. П. Поэтика познания и творчества. Теория словесности А. Потебни. М., 1980.

H. A. Куценко

ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ БЕСКОНЕЧНОСТЬ

ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ БЕСКОНЕЧНОСТЬ - см. Бесконечное.

ПОТРЕБНОСТЬ

ПОТРЕБНОСТЬ - состояние организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом, выражающее зависимость от объективного содержания условий их существования и развития и выступающее источником различных форм их активности.

Специфика человеческих потребностей определяется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом. Потребности личности выражаются в мотивации ее поведения.

В концепции Мак-Дугалла потребности и мотивы отождествляются Как первичное определение жизненной энергии, направленной на объект. Понимание потребностей во фрейдизме и неофрейдизме, в индивидуальной психологии, системе К. Юнга определяется непосредственно исходными влечениями, которые и есть элементарные, первичные мотивации. Жизненный опыт человека надстраивается над последними как опосредствующий механизм. Структура этих опосредствований имманентно детерминируется первичными мотивациями и поэтому служит схемой конструирования личности, которая оказывается проекцией влечений на жизненный опыт. В этом пункте теории влечений максимально сближаются с бихевиоризмом.

По этому же пути пошел и операционализм (Б. Скиннер). В гешталытеории К. Левина личность и ее потребности определяются системой силовых отношений "психического поля". В истории общества потребности людей в качестве функции их деятельности выступают следствием производства. Природная вещь перестает быть просто добычей, т. е. предметом, имеющим лишь биологический смысл пищи. С помощью орудий человек способен видоизменять ее, приспособляя к собственным потребностям. Тем самым и потребности людей получают возможность к развитию, т. е. вовлекаются в историю, становятся ее элементом. Производство связано с субъектом не непосредственно, а через посредство потребностей. Органические потребности преобразуются в человеческие, "надорганические", опосредствованные предметной деятельностью. Потребности и предпосылка, и результат не только трудовой деятельности людей, но и познавательных процессов.

Потребности человека опосредствованы процессом его воспитания в широком смысле, т. е. приобщения к миру человеческой культуры. У человека процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность. Осознавая цель субъективно - как потребность, человек убеждается, что ее удовлетворение возможно лишь через осуществление цели. Это дает ему возможность соотнести свои субъективные представления с ее объективным содержанием путем отыскания средств овладения целью как объектом. Динамика потребностей - в переходе от осознания цели (как предпосылки деятельности) к мобилизации средств, при помощи которых происходит овладение этой асе объективированной целью.

Лит.: ЛеонтьевА. Н. Потребности. Мотивы. Эмоции. М., 1971; Обуховский К, Психология влечений человека. М., 1972; Замошкин К>. А. Вызовы цивилизации и опыт США. М., 1991.

Э. Г. Юдин

ПОТТЕР

ПОТТЕР (Potter) Карл (род. 19 августа 1927, Окленд, Калифорния) - американский историк индийской философии. В 1950 окончил университет Беркли; в 1952 магистр, в 1955 - доктор философии в Гарвардском университете; в 1956-70 адъюнкт-профессор и полный профессор в университете Миннесоты; с 1971 профессор философии и южноиндийских исследований в Вашингтонском университете в Сиэтле. В монографии "Исходные предпосылки индийских философий" (Presuppositions of India's Philosophies, 1963) Поттер отказывается от традиционного деления индийских даршан по "конфессиональному принципу" (на настиков и астиков) и предлагает новую, тематизирующую классификацию основных пунктов их расхождений: проблема свободы и духовного прогресса, соотношение следствия и причины, типологизация реляций, отношение частей и целого, проблема универсалий, статус не-сущего и "негативных реальностей", природа ошибочного познания. Согласно Потгеру, индийское философствование было постоянно провоцируемо попытками рационального обоснования веры в возможность "освобождения". Его следует изучать не ради "археологического" интереса, но в свете актуальности его результатов для современного мыслящего индивида: решения проблемы целей человеческого существования, свободы и морали, эгоизма и альтруизма, соотношения формальной и индуктивной логики и т. д. В 1970 Потгер стал основателем и активным участником уникального многотомного продолжающегося издания "Encyclopedia f Indian Philosophies". К настоящему времени опубликованы три издания библиографии авторов, текстов и исследований по всем школам индийской философии, а также тома, содержащие историко-теоретические введения и английские резюме основных текстов ньяи и вайшешики, адвайта-веданты (завершая ближайшими последователями Шанкары), санкхьи, лингвофияософии (начиная с Бхаргрихари), буддийской абхвдхармы, для работы над которыми привлечены ведущие западные и индийские специалисты.

В. К. Шохин

ПОУП

ПОУП, Поп (Pope) Александр (21 мая 1686, Лондон30 мая 1744, Твикенхэм) - английский поэт, в своем творчестве выразивший основные эстетические и философские идеи раннего европейского Просвещения. В стихотворном трактате "Опыт о критике" (.An Essay on Criticism, 1711, рус. пер. 1988), излагая свою эстетическую программу, Поуп настаивает на подчинении поэтического творчества нормам, выражающим меру, гармонию и закон Природы, следование которой есть основная задача искусства. Художественная практика древних воплотила в себе эту меру и гармонию, поэтому следование их канонам есть подражание самой Природе. Вместе с тем, отступая от жестких установок классицизма, Поуп допускает право таланта, открывающего новые поэтические красоты, погрешать против правил. Содержащиеся в трактате едкие зарисовки пороков критики обнаруживают дух просветительского реализма и критицизма. Тема стихотворного философского трактата "Опыт о человеке" (An Essay on Man, 1733-34, рус. пер. 1987,1988) - положение человека в мире и в обществе, соотношение страстей и разума, зла и добра, себялюбия и общественного блага, назначение человека и его счастье. Обсуждая эти вопросы, центральные для философии Просвещения, Поуп рисует картину гармонии и совершенства мироздания, в которых в конечном счете разрешаются все видимые его коллизии и диссонансы. К "Опыту о человеке" примыкает цикл "Моральных опытов", дополняющих "общую карту" человека рядом "частных карт", изображающих разные человеческие характеры и страсти.

Соч.: Poetical Works. Oxf., 1978; в рус. пер.: Поэмы. М., 1988; Англия в памфлете. М., 1987.

Лит.: Dobree В. Alexander Pope. L.-0xf., 1963; dark Donald B. Alexander Pope. ΐΐ. Υ, 1967; Сидорченко А. В. Александр Поуп, В поисках идеала.Л., 1987.

А. Л. Субботин

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

ПОЧВЕННИЧЕСТВО - литературное течение и направление общественной и философской мысли в России в 60-х гг. 19 в., основы мировоззрения которого восходили к идеям и концепциям, циркулировавшим в рамках т. н. молодой редакции журнала "Москвитянин" (1850-56). Основные принципы почвенничества были сформулированы на стра

ницах ряда толстых литературных журналов, прежде всего "Время" и "Эпоха", Ал. Григорьевым, братьями М. М. и Ф. М. Достоевскими, Н. Н. Страховым в острой полемике с рупором нигилизма - "Русским словом" Д. И. Писарева и оплотом революционных демократов - "Современником" Н. Г. Чернышевского. Основополагающей идеей почвенничества стала мысль о важности "народной почвы", национального духа, о необходимости слияния русской духовной элиты с народом, "принятия" в себя "народного элемента". С точки зрения основных характеристик социально-философских воззрений почвенничество представляло собой разновидность европейского философского романтизма и примыкало к позднему славянофильству. К числу его особенностей относились религиозно-христианская ориентированность философских построений, проповедь превосходства "синтетичной" философской мысли и способа освоения действительности через искусство над "аналитичной", насквозь проникнутой духом рационализма наукой, представления об органичности социума и процесса исторического развития, сочетавшиеся с очевидным неприятием западного опыта капиталистической модернизации. Подобные воззрения действительно во многом перекликались с мировоззренческими установками и положениями социальной философии славянофильства. Однако полное отождествление "почвенничества" со славянофильством или даже охранительным направлением общественной мысли, которое нередко встречается в работах западных авторов, не вполне корректно. В условиях противостояния в сер. 19 в. западничества и славянофильства почвенничество претендовало на "нейтральность" собственной позиции в этом споре, с одной стороны стремясь создать мощное общественное движение вокруг идеи о самобытности, неповторимости пути России и обличая тлетворное духовное воздействие Запада, его революционных, социалистических, материалистических идей на отечественную почву, с другой - признавая значимость западной культуры, в частности в утверждении идеала человеческой личности. Своеобразие почвенничества состояло также в создании самобытной концепции социального реформаторства, программы "постепенства" и "малых дел", венцом которой объявлялось слияние "просвещенного общества" с народом в исконно русских формах общественного быта - прежде всего в институтах земства. Почвенничество было объектом резкой критики со стороны революционно-демократических кругов российской интеллигенции. С кон. 19 в. данный термин начинает использоваться радикально-революционным крылом интеллигенции в качестве синонима консерватизма и архаичности воззрений того или иного политического движения. В этом значении существует в политической публицистике и поныне.

Э. Г. Соловьев

"ПОЭТИКА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАБХАКАРА МИШРА

ПРАБХАКАРА МИШРА (600-700) - индийский учитель ритуала и философ, представитель мимансы, создатель школы, противостоявшей преобладавшему в мимансе течению, восходящему к Кумарила Бхатте.

Учение Прабхакары было распространено гл. обр. на юге Индии, прежде всего в Керале. Вероятно, Прабхакара был современником Кумарилы: несмотря на то что в "Брихаттике", единственном сохранившемся из приписываемых ему комментариев на "Миманса-сутры" и "Миманса-сутра-бхашью", Прабхакара ни разу не называет Кумарилу по имени, он подвергает его учение критике, характеризуя своего оппонента как анупасиситагуру - "того, кто не слушал наставника" и как апаньявадина - "сторонника ложных правил".

Из идей, выдвинутых школой Прабхакары, наибольшую известность приобрели концепция ошибки в восприятии и учение о цели ритуального действия. Ошибку Прабхакара интерпретирует какложное отношение ("принятие веревки за змею") - отождествление воспринятого не с тем объектом, мысль о котором появляется в сознании в результате акта восприятия. Обряд, по мнению Прабхакары, должен совершаться бескорыстно, без расчета на награду Лишь в этом случае он окажется эффективным (см. Апурва). Исследователи неоднократно указывали на сходство этой концепции с учением И. Канта о категорическом императиве. Однако в рамках индийской философии ее скорее можно интерпретировать как один из способов теоретически обосновать синтез брахманизма с местными культами.

Школа Прабхакары расходится со школой Кумарилы в понимании многих важных вопросов: в толковании порядка и деталей жертвоприношений, в представлении о соотношении слова и предложения (по мнению Прабхакары, значение слов определяется контекстом, т. е. является производным от смысла всего предложения). Прабхакара признает меньшее число "роман, чем Кумарила, в предлагаемом им перечне источников знания отсутствует отрицание, или "невосприятие", - абхава. Абхаву Прабхакара интерпретирует как частный случай пратьякиш. "невосприятие" кувшина есть восприятие места, где он находился прежде.

А. В. Пименов

ПРАВДОПОДОБНЫЕ РАССУЖДЕНИЯ

ПРАВДОПОДОБНЫЕ РАССУЖДЕНИЯ - рассуждения, применяемые правила вывода, в которых не гарантируют истинности заключения при условии истинности посылок. Примером правдоподобного вывода является вывод высказывания А из посылок "если А, то В" и "В".

Известными классами правдоподобных рассуждений являются индукция, аналогия, абдукция.

Данная выше весьма широкая характеризация правдоподобных рассуждений охватывает и т. н. приближенные рассуждения, основанные на формализме нечетких множеств и статистические выводы. Формализацию правдоподобных рассуждений можно считать нетривиальной, если охарактеризованы способы принятия заключений и реализован контроль за процессом построения рассуждения. Такими средствами могут быть оценки ошибки заключения или обзор возможных фальсификаторов заключения, отсутствие которых является эвристическим основанием для принятия заключения.

Правдоподобные рассуждения являются логическим средством формализации автоматического порождения гипотез, примерами которых являются GUHA - метод, предложенный чешскими математиками П. Гаеком и Т. Гавранеком, и ДСМ - метод автоматического порождения гипотез, а также средства машинного обучения, разработанные американским специалистом по машинному обучению Р. Михальским.

ОЦНА - метод является комбинацией логических средств и методов статистики. В рамках GUHA - метода разработана логика выдвижения гипотез.

ДСМ - метод автоматического порождения гипотез использует идеюДж. С. Милш относительно идукгивных методов порождения гипотез о причинах, порожденных на основе сходства в наблюдаемых данных. ДСМ - метод является синтезом трех познавательных процедур - индукции, аналогии и абдукции, образующих правдоподобные рассуждения типа ДСМ. ДСМ - рассуждения формализуются средствами бесконечнозначной логики предикатов с кванторами по кортежам переменной длины. Критерием достаточного основания для принятия заключения в ДСМ - рассуждении является абдукция, посредством которой порожденные гипотезы объясняют исходное состояние фактов. Различные виды правдоподобных рассуждений используются в системах искусственного интеллекта как автоматизированное средство принятия решений и порождения гипотез.

Лит.: ПочаД. Математика и правдоподобные рассуждения. М., 1975; Гаек П., Гавра fieK Т. Автоматическое образование гипотез. М., 1984; Финн В. К. Правдоподобные рассуждения в интеллектуальных системах типа ДСМ.- В кн.: Итоги науки и техники, сер. "Информатика", т. 15. М., 1991: Michahki R. S. Variable-valued logic and its applications to pattern recognition and machine learning. Computer science and multiple-valued logic. Amsterdam, 1977.

В. К. Финн

ПРАВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВОСЛАВИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВЫЕ

ПРАВЫЕ - наименование охранительных, консервативных и реакционных парламентских фракций, политических партий и направлений общественной мысли. В предыстории современных политических движений левые представляли интересы поднимающейся буржуазии и др. городских сословий (виги в Англии), которым противостояли сторонники феодальноаристократического государственно-политического строя (английские тори). Истоки противостояния левых и правых политических сил прослеживаются вПолитической борьбе античных полисов Треции, в конфликтах патрициев и плебеев Римской республики, в средневековых итальянских республиках Генуе и Венеции, в столкновениях феодально-буржуазных и народных коммун европейских городов. Современный смысл оппозиции левых и правых закрепился в эпоху возникновения массовых политических партий в Европе, а сама терминология стала распространенной уже в 20 в. (см. Левые). Историческая функция правых - охрана режима или борьба за его консервативное преобразование. Оппозиция и борьба левых и правых и реальный смысл этих наименований определяются не самоназванием партий, а характером наличного политического режима и отношением к нему обоих политических флангов. Этим объясняется парадокс современных демократических сил в России, защищающих постсоциалистические реформы и оказывающихся в положении правых в согласии с политической традицией.

И. И. Кравченко

ПРАГМАТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАДЖНЯ

ПРАДЖНЯ (санскр. prajnд, пали panna - мудрость, знание, понимание, различение) - в буддизме одно из понятий, обозначающих высшую мудрость, самое глубокое и всеохватывающее понимание реальности, свойственное лишь интуитивному знанию. В раннем буддизме правдам отождествляется с интуитивным познанием четырех благородных истин и закона взаимозависимого возникновения (нратипия-самутяада). Составляет важнейший компонент буддийской практики, придающий высший смысл как моральному поведению (шяла), так и медитации (самадхи). В вайбхашике и саутрантике праджня связывается со способностью различать дхармы - элементы существования. Особое внимание праджне уделяется в махаяне, где она выступает как высшее совершенство (мрамнта), присущее буддам и бодхисаггвам и сводящееся к знанию реальности сансары (перерождения) и нирваны (освобождения от перерождений) как пустоты {шуньята}. Вместе с каруной (состраданием) праджня составляет "опору" махаянского пути. В ваджраяне праджня трактуется как женское начало - она и богиня, и одновременно иизкородная потаскуха. Соединяясь со своим мужским партнером упаи (искусными средствами), праджня приводит адепта к реализации недвойственности. См. также Праджшпарамиты сутры.

В. Г. Лысенко

ПРАДЖНЯПАРАМИТЫ СУТРЫ

ПРАДЖНЯПАРАМИТЫ СУТРЫ (санскр. prajnдparamitд-sьtra - сутры о совершенстве мудрости) - цикл самых ранних текстов буддизма махаяны (классическое число -18), содержащих, согласно традиции, слова самого Будды, услышанные его учениками; послужили основой для развития более поздней философской и религиозной литературы этого направления буддизма. Создавались в 1-3 вв. на санскрите. Древнейший текст цикла - "Аштасахасрикапраджняпарамита-сутра" ("Сутра о совершенстве мудрости в восемь тысяч стихов") - датируется 1 в. н. э. Создание двух других известных текстов - "Ваджраччхедика-праджняпарамита-сутры" ("Сутра Алмазного громовика Совершенной Мудрости", или "Алмазная сутра") и "Хридая-сутры" ("Сутра Сердца") - относится к периоду с 150 по 200 г. Оба они представляют собой извлечения из более обширного текста- "Махапраджняпарамита-сутры" ("Великая сутра о совершенстве мудрости", состоящая из двухсот тысяч стихов). Остальные сутры также являются разными числовыми варициями этого текста, о чем свидетельствуют их названия - "Панчавимшатика" ("Двадцать пять тысяч стихов"), "Дашасахасрика" ("Десять тысяч стихов"), "Сапташатика" ("Семьсот стихов") и т. п. Близкой к праджняпарамитским сутрам считается "Вималакиртинирдеша-сутра" ("Сутра Вималакирти").

Праджняпарамитские сутры провозглашают праджню (мудрость) высшим совершенством (парамитой) и самым действенным средством достижения освобождения - нирваны. Природа праджни есть осознание взаимозависимости и внутренней пустоты (шунытш) всех вещей, а также мыслей о них. Нирвана отождествляется с вневербальным и внерациональным проникновением в пустоту всего процесса перерождения (сансары). Однако подчеркивается, что такая трактовка нирваны, как и др. ключевых понятий буддизма, не должна становиться догматической доктриной. Праджняпарамитские сутры стремились придать высшим буддийским ценностям как более популярное, так я более мистическое звучание. Идеи сутр развивали Нагарджуна и др. махаянские мыслители. "Алмазная сутра" и "Сутра сердца" особенно популярны в Центральной Азии, Тибете, Китае, Корее и Японии.

В. Г. Лысенко

ΠРАДХАНА - см. Пракрити.

ПРАЙОДЖАНА

ПРАЙОДЖАНА (санскр. prayojana - намерение; - четвертая категория ньяи, отражающая ее понимание познания как пракгическо-предметной деятельности; мотив, стимул как познавательио-деятельностная установка. В *Ньяя-сутрах" прайоджана определяется как "объект, в соответствии с которым предпринимают действие" (1.1.24), Ватсьяяна в начале своего комментария отмечает, что прайоджана "пронизывает" все живые существа, действия и науки, т. к. немотивированной практики быть не может. В комментарии к цитированной сутре он определяет "объект" как то, что стимулирует стремление приобрести, либо избежать, его, а потому также решение и выбор средств его приобретения или избежания. "Соответственность" равнозначна самому этому решению, а "соответствующим" будет объект, в связи с которым такое решение принимается. Уддйотакара осмысляет, почему прайоджана следует в перечне категорий за сомнением (секшая): "Heмотивированное" сомнение никогда не ведет к исследованию.

В. К. Шохин

ПРАЙС

ПРАЙС (Price) Ричард (23 февраля 1723, Гламорганшир, Уэлс -19 апреля 1791, Хэкни, Англия) - британский моральный философ, теолог, экономист, математик. Получил образование в нескольких духовных академиях Англии. Затем служил в нонконформистских конгрегациях, был одним из лидеров диссентеров, совмещал пастырскую карьеру с активной политической деятельностью. При поддержке своего друга Б. Франклина стал членом Королевского общества (1765). Во всех сферах жизни Прайс руководствовался идеалами разума и свободы. Как священник и теолог он стремился основать веру на разумных началах, участвовал в движении за юридическое признание веротерпимости и свободы вероисповедания, как политик стоял на позициях либерализма. Он поддерживал борьбу американских колонистов за независимость и приветствовал начало Великой французской революции. Знаменитая проповедь Прайса "О любви к нашей стране" (1789) спровоцировала написание Э. Берком "Размышлений о революции во Франции" (1790).

В истории философии Прайс известен как автор "Обозрения основных вопросов морали" (1758). Свою главную идею абсолютной морали Прайс обосновывал, опираясь на философию Платона, кембриджских платоников, интеллектуалиста С. Кларка, в полемике с сентиментализмом этическим, с волюнтаристскими и социоправовыми концепциями морали. Путь обоснования абсолютности морали он видел в доказательстве ее объективного характера, которое в первую очередь предполагало доказательство объективности морального знания. Абсолютность морали, по Прайсу, выражается в ее онтологическом характере, беспредпосылочности, неизменности, универсальности и вечности. В единстве с необходимой истиной мораль конституирует природу Божества и является законом его существования. В контексте осмысления названных особенностей морали Прайс строил свою интеллекгуально-интуитивистскую концепцию морального познания, сущность которой выражалась в том, что знание морали складывается из объективных, универсальных, простых (не определимых через не-этические термины) идей-понятий. Их познание осуществляется непосредственно, с помощью интеллектуально-интуитивной способности - понимания (understanding). Познание морального понятия, по Прайсу, тождественно требованию осуществления морального действия, основной характеристикой морального знания является императивность. Следствием утверждения о понятийности, интуитивности и императивности морального знания было признание чистоты и осознанности морального мотива. Свободу Прайс понимал как способность самодетерминации, т. е. способность действовать согласно собственным убеждениям вопреки внешним воздействиям и внутренним предрасположенностям. Свободу, наряду с разумностью, он считал необходимым условием моральности человека. Этическая концепция Прайса была впоследствии признана самым полным и последовательным в истории этики выражением интеллектуализма (см. Интеллектуалистская этика). В своем понимании морали Прайс во многом предварил И. Канта, его идеи получили развитие в этическом интуитивизме 20 в.

Соч.: A Review of the Principle Questions in Morals. Oxf., 1948. Лит.: Thomas D. 0. The Honest Mind: The Thought and \\brk of Richard Price. Oxf., 1977.

О. В. Артемьева

ПРАКАШАТМАН

ПРАКАШАТМАН (санскр. Prakдsatman) (др. имена - Свапракашанубхава, Пракашатмаяти) (кон. 12 - нач. 13 в.) - индийский философ и теолог, последователь адвайта-веданты и основатель одного из главных течений в послешанкаровой адвайте - школы виварана. Школа виварана получила название по одному из центральных произведений Пракашатмана - "Панча-падика-виварана" ("Толкование пятиглавия"); это комментарий на произведение Падмапады "Панча-падика", которая в свою очередь является субкомментарием на Комментарий Шанкары к "Брахма-сутрам". Был непосредственным учеником адвайтиста Ананьянубхавы. Пракашатман прославился активной полемикой с махаянистскими направлениями буддизма; в отличие от буддистов он считает, что сам факт узнавания, или припоминания (пратьябхиджня), человеком себя как субъекта познания уже предполагает некую непрерывность и согласованность феноменов, а значит, и относительную самодостаточность эмпирического мира. Антимахаянистская направленность учения Пракашатмана приводила к тому, что маня в нем переставала рассматриваться как "космическая иллюзия", но начинала приобретать известную самостоятельность, все больше напоминая первоматерию (Пракрити) в системе санкхья. В своих взглядах на природу индивидуальной души Пракашатман склонялся к доктрине бчмба-пратчбчмба-вада (учение об образе и прообразе), поскольку она предполагает отражение высшего Брахмана в относительно самостоятельном и реальном зеркале майи. Последователям."! Пракашатмана были адвайтисты Шрихарша, Читсукха и др.

Соч.: Pancдpдdika-vivaana.- "Vizianagram Sanskrit Series", N 5, v. 1-3. Лит.: Cammann K. Das System des Advaita nach der Lehre des Prakasämans. Wiesbaden, 1965.

Я. В. Исаева

ПРАКРИТИ

ПРАКРИТИ (санскр. pratei - природа, производящее начало) - одно из двух первоначал мира в дуалистической философии классической санкхьи, являющееся одновременно его Первоматерией, действующей причиной и "дизайнером" с целеполагающими интенциями. Синонимы "Пракрити" - "непроявленное" (см. Вьякта-авьякта) и "основное" (прадхана). Пракрити является особым модусом взаимоотношения трех гун, состоянием их "равновесия". Как непроявленное первоначало мира Пракрити противопоставляется остальным 23 "проявленным" началам, являющимся ее эманатами, и как особый модус трехгунной реальности, наряду с ними - Пуруше. По "Санкхья-карике", Пракрити в качестве материальной причины мира содержит все его феномены в недифференцированном состоянии (см. Паринама-вада}, но сама является началом "тонким" - сверхчувственным (ст. 8), постулируемым на основании абстрактного умозаключения. Как единая Первоматерия, или единое непроявленное первоначало, Пракрити выводится из 1) "ограниченнности" всех феноменов, 2) их гомогенности, 3) наличия общей для них потенциальности, 4) видовых различий между следствиями и причиной, 5) "слияния" следствий с их причинами в конце каждого космического периода (ст. 15-16). Комментаторы акцентируют момент однородности феноменов, имеющих трехгунную природу, и необходимость недопущения regressus ad infinitum (если не признать Пракрити конечным основанием мировых причин, придется допустить их бесконечный ряд). Как действующая причина Пракрити, аффинируемая присутствием Пуруш, "развертывает" миры в неизменной последовательности эманации и периодически "свертывает" их в обратном порядке. Пракрити "обеспечивает" и трансмиграцию, снабжая тонкое тело (сукшма-шарира) безграничными возможностями перевоплощений (ст. 42). Наконец, в качестве целеполагающего начала Пракрити (в противоречии с ее "бессознательностью") Заботится о "вкушении" Пурушей объектов и его же освобождении от этого опыта и от нее самой, служа ему наподобие бескорыстной возлюбленной (ст. 56-60).

В. К. Шохин

ПРАКСЕОЛОГИЯ

ПРАКСЕОЛОГИЯ (от греч. πράκσις - практика) - теория эффективной организации деятельности'. Термин впервые употреблен Л. Бурдье (1882), но введен в оборот А. Эспйнасом (1923), Е. Слуцким (1926) и Т. Котарбиньским, который впоследствии обобщил свои взгляды на праксеологию в книгах "Принципы хорошей работы" (1946) и "Трактат о хорошей работе" (1955). Благодаря Котарбиньскому идеи праксеологии были институционализированы в качестве направления теоретических и прикладных исследований. Появление праксеологии лежало в русле исследовательских ожиданий и поисков начала 20 в., нашедших также еыражение в разработке А. А Богдановым с 1910-х гг. идеи тектологии как теории универсальной организационной науки (Всеобщая организационная наука (тектология), т. 1-3, 1913-1917).

Задачей праксеологии, по Котарбиньскому, является аналитическое описание техники, элементов и форм рациональной деятельности, создание "грамматики действия" в порядке выработки наиболее общих норм максимальной целесообразности действий (см. Польза), в частности в виде системы обще технических рекомендаций и предостережений применитель но к профессиональной индивидуальной и коллективной де ятельности (работе).

Обобщения и выводы праксеологии привлекаются в этике в связи с анализом поступка, выбора морального, принятия решения, нормативно-ценностных аспектов сотрудничества и взаимодействия вообще (М. Бунте). В прикладном плане проблематика праксеологии оказывается востребованной в исследованиях по хозяйственной этике (см. Предпринимательская этика). Праксеологическйе идеи и проблемы разрабатывались в утилитаризме, прагматизме, теории организации (А Гастев, Г. Форд, А. Файоль), общей теории действия (Т. Парсонс), экономической теории (Л. фон Мизес). С 1962 в Польше издается основанный Котарбиньским журнал "Praxeologia" (до 1996 - "Praxeological Notes"), Лит.: Котарбиньский Т. Трактат о хорошей работе. М,, 1975; Praxiologies and the Philosophy of Economics, ed. J. L. Auspitz, W. W. Gasparski a.o. New Brunswick-L., 1992; Gasparski W. W. A Philosophy of Practicality: A Treatise on the Philosophy ofTadeusz Kotarniski. Hels., 199.1; Kotarhinski's Praxiology. Hull, 1995.

P. Г. Апресян

ПРАКТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАЛАЯ

ПРАЛАЯ (санскр. pralaya - растворение) - в индийских космогонических учениях период разрушения (или перехода в непроявленное состояние) всего, что есть во вселенной, и возвращения к первозданному единству космоса. Пралая связана с концепцией циклов, наиболее разработанной в Пуранах, где различаются две пралаи: та, чтоследует по окончании кальпы, или одного дня Брахмана (период, состоящий из тысячи махаюг, каждая из которых состоит из четырех юг - веков и длится 12 тыс. лет), и махапралая, которая сопровождает окончание жизни Брахмана, длящейся сто божественных лет. Однако даже махапралая является лишь временным состоянием, которое неизбежно сменяется периодом нового творения (сарга). Во всех циклических концепциях наступление пралаи связано с катастрофическим ухудшением дхармы - морально-религиозного порядка. Из философских школ концепция пралаи наиболее разработана в вайшешике. Согласно Прашастападе, когда дхарма "истощается", бог Махешвара прекращает действие адришт (кармических потенций), чтобы дать возможность душам, измученным перерождениями, спокойно осознать все последствия совершенных ими действий. Адришты вызывают разрушение материальных стихий (бхуты) вплоть до составляющих их атомов.

В. Г. Лысенко

ΠΡΑΜΑ-АПРАМА (санскр. pramд-apramд, от корня mд - измерять, приставки рга и а - отрицание) - в индийской фи

лософской школе ньяя общее обозначение достоверного и недостоверного знания. Прама есть результат действия четырех источников (промина) - восприятия (пратьякша), логического вывода (анумана), сравнения (упамана) и словесного свидетельства (шабда). Прама выступает как разновидность "презентативного" познания (anubhava), имеющего дело с реально существующим объектом, в отличие от припоминания (смрити), считающегося "репрезентативным" познанием, т. е. познанием не самого объекта, а его мысленного образа. Соотносительные понятия: праматва (pramвtva), илипраманья (prдmдnya), "истинность", "достоверность" - универсальное свойство всех форм достоверного познания, прамея - объект достоверного познания, праматри (pramдtr) - субъект и прамити (pramiti) - результат. Апрама выступает следствием действия недостоверных источников, среди которых философы ньяи называют сомнение (святая), заблуждение (помимо чисто зрительных оптических иллюзий, логическое заблуждение, а также и своего рода метафизическое заблуждение - приверженность ложным учениям (см. Кхьяти-вада) и тарку (гипотетический аргумент).

В. Г. Лысенко

ПРАМА-АПРАМА

ПРАМА-АПРАМА (санскр. pramā-apramā, от корня mā - измерять, приставки pra и ā - отрицание) - в индийской философской школе ньяя общее обозначение достоверного и недостоверного знания. Прама есть результат действия четырех источников (прамана) - восприятия (пратьякша), логического вывода (анумана), сравнения (упамана) и словесного свидетельства (шабда). Прама выступает как разновидность «презентативного» познания (anubhava), имеющего дело с реально существующим объектом, в отличие от припоминания (смрити), считающегося «репрезентативным» познанием, т.е. познанием не самого объекта, а его мысленного образа. Соотносительные понятия: праматва (pramātva), или праманья (prāmānya), «истинность», «достоверность» - универсальное свойство всех форм достоверного познания, прамея - объект достоверного познания, праматри (pramātṛ) - субъект и прамити (pramiti) - результат. Апрама выступает следствием действия недостоверных источников, среди которых философы ньяи называют сомнение (саншая), заблуждение (помимо чисто зрительных оптических иллюзий, логическое заблуждение, а также и своего рода метафизическое заблуждение - приверженность ложным учениям (см. Кхьяти-вада) и тарку (гипотетический аргумент).

В.Г.Лысенко

ПРАМАНА

ПРАМАНА (санскр. pramдna - измерение) - первая из 16 категорий ньяи и важнейшая категория всей индийской эпистемологии, означающая валидные источники знания. В разработке концепции праманы участвовали все школы индийской философии, веками дискутировавшие необходимый набор праман, их определения и сферы функционирования. Средства познания, которым приписывался статус праман, должны были соответствовать следующим критериям: 1) быть источниками новой информации о вещах, а не воспроизводить полученную (поэтому из праман исключается память); 2) быть источниками определенного, точного знания (поэтому из праман исключаются все виды неопределенного познания); 3) быть "атомарными" - несводимыми друг к другу (количество таковых и было важнейшим предметом расхождения). Специально праманы исследуются в ньяе. В "Ньяя-сутрах" праманы открывают список 16 категорий (падартха) (1.1.1) и получают экстенсиональное определение - как восприятие, умозаключение, сравнение и слово авторитета (1.1.3). Специальный раздел посвящен дискуссии о валидности праман: один из доводов буддистов-мадхьямиков, по которому одни праманы должны быть обоснованы другими и потому неизбежен регресс в бесконечность, "нейтрализуется" сравнением праман со светильником, освещающим не только предметы, но и самого себя (II. 1.8-20). Ньяни отвергают и противоположную крайность - мимансаков, предлагающих, помимо названных четырех, вводить еще дополнительные праманы: доказывается, что "новые" могут быть включены в основные (11.2.1-12). Сами вещи "утверждаются" на основании праман (IV2.27-30). Во вступлении комментария Ватсьяяны праманы вводятся в контекст четырех аспектов познавательного процесса (наряду с познающим, познаваемым и результатом познания), характеризуются как основания всей человеческой практики и источники знания о сущем и о несущем. В комментарии к первой сутре праманы и предметы знания (прамея) выступают категориями в "высшем смысле", противопоставляемыми 14 остальным.

В. К. Шохин

"ПРАМАНАСАМУЧЧАЯ"

"ПРАМАНАСАМУЧЧАЯ" (санскр. "Pramвnasamuccaya" - "Сборник афоризмов об источниках достоверного познания") - самая важная работа Дигнаги, синтезирующая его отдельные эпистемологические и логические концепции, излагавшиеся в разных сочинениях. Состоит из 200 стихов-карик и комментария в прозе. Содержит шесть глав: (1) о восприятии, (2) о выводе "для себя", (3) о силлогизме, (4) анализ подходящих и неподходящих примеров силлогизмов, (5) о значении слов, (6) увертки. Большая часть текста посвящена критике невиджнянавадинов. Дигнага различает в первой главе чистое восприятие как познание единичного и вывод как познание общего через ментальное конструирование, защищает тождество источника знания и полученного с его помощью результата-знания, за что его неоднократно критиковали небуддисты. В логической части трактата (главы 2,3, 4 и 6) вводится разделение вывода на "для себя" (как познания объекта по его логическому знаку) и "для других" (как доказательства выведенного через выдвижение тезиса, приведение основания и примера). Названное разделение вывода впоследствии будет подхвачено не только в буддийских школах логики, но и их оппонентами. Далее рассматривается природа выводимого, приводится таблица оснований вывода, даются определения примеров "по сходству" и "по несходству", вводится правило трехаспектности среднего термина, защищается трехчленная структура силлогизма и характеризуются 15 видов уверток и контраргументов в ходе опровержения. В пятой главе, посвященной теории значений, Дигнага доказывает, что слово ничего не сообщает нам о сущности вещей, оно только отличает обозначаемый им предмет от других предметов. Напр., слово "корова" обозначает просто те объекты, которые не являются не-коровой, и ничего не говорит нам об индивидуальных или каких-либо общих реально существующих качествах коровы.

Идеи Дигнага оказали влияние как на буддийские, так и на брахманистские школы лотки. И при жизни, и много веков спустя у него заимствовали идеи и с ним спорили найяики Уддйотакара, Кумарила Бхатта, Джаянта Бхатта, джайн Маллавадин, вайшещик Прашастапада и многие другие. "Праманасамуччая" сохранилась в двух тибетских переводах (11 и 15 вв.) с комментарием Джинендрабуддхи. Текст чрезвычайно сложен для понимания, т. к. предназначен адептам буддизма, получившим специальную логическую подготовку.

И. А. Панаева

ПРАМЕЯ

ПРАМЕЯ (санскр. prameya - измеряемое) - вторая из 16 категорий тли, предмет познания, совокупность сфер приложения источников знания - праман. В "Ньяя-сутрах" прамея представляет собой набор обязательных топиков философского познания, включающих Атмана, тело, индрии, их объекты, познавательную способность, ум-манас, деятельность, дефекты (доша), перевоплощение, "плоды" действий, страдание и освобождение (1.1.9). Предмет познания - величина релятивная: то, чтов одном контексте является "измерением", в другом может быть "измеряемым", подобно весам, которые также могут быть взвешены на других весах (11.1.16). Ведется полемика с буддистами, настаивающими на том, что познание прамей невозможно в любом случае: если оно предшествует им, следует за ними и симультанно им (11.1.9-12). Отстаивается также "право" не-сущего быть прамеей - через отсутствие в нем признака сущего (11.2.7-11). Принадлежащие буддистам сравнения предметов и источников знания со сновидениями, мистификациями и миражем отвергаются на основании реальной практики и реальной подоплеки даже этих нереальных объектов (IV.2.31-35). Ватсьяяна доказывает, что все 14 категорий ньяи кроме праманы могут быть включены в прамеи, но сохраняют свой независимый статус по причинам практического порядка. 12 названных прамей выделены, по его мнению, потому, что их познание ведет к конечной цели - освобождению от сансары, а еще ранее он выделяет в качестве предметов познания, имеющих "экзистенциальное" значение, Атмана, страдание, деятельность, пороки, перевоплощение и освобождение. Помимо них прамеями могут быть 6 категорий вайшешики - "субстанция", "качество", "действие", "общее", "особенное" и "присущность" и их бесчисленные разновидности, но они "вторичны", как не имеющие указанного "практического" значения. Начиная с этого уточнения, были намечены пути синтеза ньяя и вайшешики - посредством введения категорий вайшешики в прамею как вторую категорию ньяи.

В. К. Шохин

ПРАНА

ПРАНА (санскр. ргапа - дыхание) - совокупность жизненных "ветров" и витальных энергий, рассматриваемая индийскими мыслителями как основа жизни индивида. Различаются 5 основных разновидностей праны, которые локализуются разными школами по-разному. Одна из простых локализаций помещает: 1) прану - в сердце, 2) апану - в нижнюю часть тела, 3) саману - в пуп, 4) удану - в горло, а 5) вьяну заставляет "пронизывать" весь организм. Согласно "Свнкхш-карике", 5 пран являются результатом общего функционирования всех 13 видов "инструментария", включающего 3 компонента антахкараны и 10 индрий (ст. 29). Ведантисты, в отличие от санкхьяиков, включают пятеричную прану в структуру тонкого тела (сукшма-шарира). Согласно Шанкаре, во время смерти все индрий вместе с манасом "погружаются" в прану, а та в свою очередь - в индивидуальную душу-йжвву, которая соединяется с элементами будущего тела. По "Чхандогьопанишад-бхашье", три ментальных способности "погружаются" в прану, та-в огонь, а он - в Божество (VI. 15.2).

В. К. Шохин

ПРАСАНГИКА-МАДХЬЯМИКА

ПРАСАНГИКА-МАДХЬЯМИКА (еанскр. Prдsangikamadhyamika - (школа] срединников, [учащих] взаимозависимости, или всё пронизывающей обусловленности) - подшкола буддийской философии мадхьямика, заявившая о себе благодаря трудам Чандракирти в 7 в. Он считал себя прямым преемником линии учителей махаяны от Нагарджуны, Арьядэвы и Буддхапалиты, но фактически подшкола основана в противовес сватантрика-мадхьямике и философско-полемическим методам, предложенным Бхававивекой. Главные различия между двумя ветвями мадхьямики заключались в трактовке позиции школы в философских диспутах того времени, а также в отношении к логико-диалектическому мастерству и задачам эпистемологии. Согласно Чандракирти, срединник (мадхьямик) - это тот, кто равно удален от противоположных точек зрения по любому вопросу дискуссии, кто не аргументирует собственную позицию и не выдвигает какого бы то ни было тезиса. Тем не менее следует активно участвовать в спорах, опровергая тезисы оппонентов. Делать это мадхьямик может сугубо логическими и теоретико-познавательными методами, указывая на ошибки, противоречия, внутреннюю несостоятельность философских систем идейных противников и недостоверность их способов доказательства. Задача такого рода критики не только подвергнуть деструкции, показать несовершенство рассудочных постулатов и логических доводов (юети) оппонента, но и продемонстрировать нелепость и абсурдность всего его религиозно-философского учения. Поэтому прасангика-мадхьямику зачастую называют школой "сведения к логическому абсурду". По мысли Чандракирти, эта процедура "абсурдизации" рационально-теоретического дискурса - прекрасная практика очищения ума философов от вымыслов, заблуждений, фантазий, навязчивых схем рассудка и других лжеконструкций познания. Такая практика должна помочь уму постигнуть пустотность (шуньята) - религиозно-философскую цель махаяны. Следовательно, участие мадхьямиков в полемике - это их акт сострадания (каруна) и помощи страждущим интеллектуалам. Соответственно занятия "срединников" логикой и эпистемологией являются духовной практикой.

Учение прасангика-мадхьямики было воспринято в Тибете в шкалах кадампа и особенно гелугпа, которая признается философско-религиозным преемником традиции "Нагарджуна - Чандракирти". Труды учителей этой линии преемственности по-прежнему изучаются в монастырях Тибета, Гималаев, Индии, Монголии и России, а учителя гелугпы преподают прасаигику в университетах Европы и Северной Америки.

Лит.: Guentherfî. V. Buddhist Philosophy in Theory and Practice. Boulder-L., 1976; Murti T. R. V. The Central Philosophy of Buddhism. A Study of the Madhyamika System. L., 1980; Sanimap., Mädhyanüka Schools in India. Delhi, 1986; HuntinglonC. W. with Geshe Namgyal Wangchen. The Emptiness of Emptiness. An Introduction to Early Indian Madhyamika. Delhi, 1992.

В. П. Андросов

"ПРАСАННАПАДА"

"ПРАСАННАПАДА" (санскр. "Prasannapдda" - "Ясное истолкование") - философско-полемический труд буддийского мыслителя Чандракирти, являющийся комментарием (вритги) на строфы "Мадхьямака-карики" Нагарджуяы (примерное соотношение текстов 10:1). Первое критическое издание санскритского источника осуществил В. Пуссен при содействии Российской Академии наук (Mulainadhyamakakвriras de Nдgдrjuna avec la Prasannapдda Commentaire de Candrakirti, publie par L. de laV. Poussin, 1.1-7. St.-Petersbourg, Bibliotheca Buddhica, IV, 1903-13). Последнее издание (включающее и тибетский перевод): The Madhyamakashastram of Nдgдrjuna, v. 1-2, ed. by R. Pandeya. Delhi, 1988-89. Именно "Прасаннапада" свидетельствовала об окончательном разделении мадхьямики на две подшколы: критикуемую в трактате сватантрику, основанную Бхававивекой, и прасангику, установленную Чандракирти, который называет своими предшественниками Нагарджуну, Арьядевуя Буддхапалиту (5 в.). Прасангика - это метод негативной диалектики, позволяющий автору, не обозначая собственной точки зрения, подвергать деструкции, сводить к абсурду категории и понятия оппонентов, разрушать их логическую аргументацию. Согласно Чандракирти, значение этого метода в том, что он есть средство (упая) очищения философских умов от доктринально-рассудочного конструирования - главной преграды на пути религиозного освобождения. Поэтому участие мадхьямиков в философских диспутах- это акт сострадания к мыслителям, заблудшим среди лжеидей и лжезнаний. Ибо абсолютная истина не выразима и постигается только интуитивно посредством правильных техник медитации.

Структурно "Прасаннапада" идентична "Мадхьямика-карикам" и состоит из 27 глав, в каждой из которых рассматриваются отдельные понятия оппонентов. Трактат был и остается предметом изучения для всех монахов тибето-моиголо-российского буддизма, особенно представителей школы гелуг, непосредственно продолжающей традиции прасангика-мадхьямики.

В. П. Андросов

ПРАТИБХА

ПРАТИБХА (санскр. prдtibha - дивинация, интуиция) - один из источников знания (прамана), признаваемых в качестве независимых в.мимаясе и веданте. Так, мимансаки считали, что когда, напр., говорят, что к югу от Виндхийских гор и к северу от Сахасьи расположена живописная местность, то перед внутренним взором реципиента этой информации возникает ее картинка или воображение, которое не сводимо ни к какому другому источнику знания. Найяики и вайшешики отказывались видеть здесь отдельный источник знания, но Ватсьяяна признавал пратибху в качестве одного из признаков бытия ум&-манаса. Прашастапада видел в пратибхе интуицию мудрецов-риши, которая позволяет им охватить внутренним взором вещи прошлого, настоящего и будущего - как обычные, так и сверхчувственные. В отличие от сверхъестественной (дrsa), существует и пратибха, доступная всем людям, когда, напр., девочка сердцем чувствует приход брата.

R К. Шохин

ПРАТИТЬЯ-САМУТПАДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАТЬЯБХИДЖНЯ

ПРАТЬЯБХИДЖНЯ (санскр. pratyabhffiд - узнавание) - один из ключевых терминов индийской философской традиции, впервые введенный грамматистом и ведантистом Бхартplixapit в трактате "Вакмпадия". Пратьябхиджня более всего напоминает здесь платоново "припоминание" (άνάμνησις): с точки зрения Бхартрихари, всякое знание уже латентно присутствует в сознании того, кто слушает, а произнесенное речение лишь косвенно способствует постижению смысла в мгновенной вспышке интеллектуальной интуиции. В традиции веданты это означает, что "освобождение" уже изначально заложено в самой природе сознания и важно лишь внезапно осознать в себе эту сущность, вечно пребывающую внутри каждого живого существа. Особую роль понятие "Пратьябхиджня" стало играть в учениях кашмирского шиваизма. В системе Абхинавагупты Пратьябхиджня рассматривается как требование, вменяемое адепту (садхака): сам Шива должен быть внезапно "узнан", "припомнен" как та внутренняя сущность в сердце адепта, которая составляет не только основание его сознания, но и абсолютное обещание освобождения. В узком смысле слова "Пратьябхиджня" - название одной из школ в рамках кашмирского шиваизма. Базовым текстом школы считаются "Ишвара-пратьябхиджня-карики" ("Карики об узнавании Господа"), написанные в нач. 10 в. Утпаладевой и позднее прокомментированные Абхинавагуптой.

Н. В. Исаева

ПРАТЬЯКША

ПРАТЬЯКША (санскр. pratyaksa - присутствующий перед глазами, видимый, воспринимаемый, непосредственный) - в индийских религиозно-философских системах непосредственное, чувственное восприятие, возникающее благодаря контакту органов чувств и их объектов (индрия-артха-санникарша). Практически все школы признают пратьякшу одной из праман - средств достоверного познания. Учение о пратьякше разработано в школе Дигнаги, а также в вайшешике и ньяе. Дигнаге принадлежит чрезвычайно важное для последующей индийской эпистемологии деление восприятия на нирвикальпа (допредикативное) и савикальпа (предикативное). Вайшешик Прашастапада воспринимает и перерабатывает учение Дигнаги, однако наиболее систематическому исследованию пратьякша подверглась в ньяе. Здесь она делится на две основные категории: обычное (лаукика - внешнее восприятие с помощью органов зрения, обоняния, вкуса, слуха и осязания) и необычное (алаукика). Последнее подразделяется на три вида: саманья даршана - восприятие родового признака в индивидуальной вещи ("коровности" в корове), джняна-лакшана, когда зрительное восприятие ассоциируется с обонятельным и т. п. (напр., восприятие душистой розы, твердого камня и т. п.) и йога-джа (рожденное йогой) - телепатия, восприятие на расстоянии и т. п. По другой классификации обычные восприятия бывают трех видов: нирвикальпа пратьякша - неопределенное доконцептуальное восприятие объекта, простая констатация его присутствия ("нечто существует"), савикальпа пратьякша - восприятие объекта с определением его свойств ("это нечто есть столб") и Пратьябхиджня - распознавание объекта, с которым уже приходилось иметь дело ("такой столб я уже видел"). С точки зрения ньяи, которую также разделяют вайшешика, санкхья и миманса, ошибочными могут быть только два последние вида пратьякши. Иными словами, само по себе восприятие не может быть ложным, таковым его делают только наши суждения. Даже восприятие змеи в веревке не является ложным, поскольку объект (веревка) действительно воспринимается. Другое дело, если ему ошибочно приписываются характеристики другого объекта (змеи). Пратьякша лежит в основании логического вывода (анумана). См. также Нирвикальпа-савикальпа.

В. Г. Лысенко

ПРАШАСТАПАДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРЕДЕЛОВ РОСТА ТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРЕДИКАТ

ПРЕДИКАТ - см. Логика предикатов.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ НАБЛЮДЕНИЯ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ НАБЛЮДЕНИЯ - см. Протокольные предложения.

Предыдущая страница Следующая страница