Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Ш" (часть 1, "ШАБ"-"ШИВ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш" (часть 1, "ШАБ"-"ШИВ")

ШАБДА

ШАБДА (санскр. йabda - слово, звук) - в индийской мысли широкий спектр явлений: звук, шум, фонема, звук речи, слово, фраза, язык в целом, речь. Практически все названные явления имели свои специфические названия (шум и звук - дхвани, или нала, фонема - варна, слово - пада, фраза - вакья, значимая единица - сплоти, речь - вач). Шабда - звук составляет объект слуха, понимаемый либо как вечная субстанция (миманса), либо как изменчивое качество (вайшешика). В последнем случае ее субстратом-носителем выступает акаша (физическое пространство, эфир).

В философии языка шабда имеет два аспекта: слышимые звуки и воспринимаемое слово (прежде чем понять смысл слова, мы распознаем формирующую его последовательность звуков). Согласно определению грамматиста Патанджали, слово - это то, посредством чего при его произнесении появляется представление об объекте. Звуки (дхвани), исчезающие сразу посде своего произношения, не могут служить стабильными носителями смысла слова, поэтому необходимо найти элемент, который сможет выполнить данную функцию. Эта логика привела грамматистов к введению понятия спхоты (носителя смысла).

Грамматисты и сторонники мимансы верили в вечность шабды, понимая под последней слово Вед. Однако между ними не было согласия относительно того, что именно в слове вечно. С точки зрения мимансы вечны звуки, или фонемы, смысловые же единицы - слова, фразы и т. п. - вечны только за счет входящих в них фонем. Фонемы в произношении не создаются, а лишь манифестируются, проявляются. Для грамматистов вечны смысловые единицы речи и то, что позволяет это объяснить, есть спхота. Кроме веры в вечность Вед, миманса и грамматисты разделяли постулат о неизменности и врожденности связи между словом и обозначаемым им объектом (артха). Врожденность связи слова и объекта была для мимансы способом оправдания отсутствия у Вед автора (апаурушея). Если для мимансаков вечное (nitya) - это никем не созданное и существующее как бы вне времени, то дня грамматистов - это прежде всего инвариантное, т. е. повторяющееся при разных употреблениях. Соединение грамматической теории вечного слова и идей адвайты дало оригинальную концепцию лингвистического монизма Бхартрихари (шабда-адвайта). В вопросе об эпистемологическом статусе шабды как авторитетного словесного свидетельства мимансаки, считавшие его основной промаши своей системы, спорили с вайшешиками, сводившими шабду к логическому выводу (анумана). См. также ст. Аптавачана.

В. Г. Лысенко

ШАБДА-АДВАЙТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШАД

ШАД (Schad) Иоганн Баптист (30 ноября 1758, Мюрсбах, близ Кобурга - 13 января 1834, Йена) - немецкий философ, долгое время преподававший в России. Родился в католической семье, в 1768 поступил в монастырь, располагавшийся в г. Банц, где обучался в школе иезуитов. В 1789 рукоположен в священники с именем Роман. В 1798 уходит из монастыря и становится протестантом. Увлекшись философией Фихте, публикует ряд оригинальных сочинений. До 1804 преподавал философию в Йене, затем по рекомендации Гёте и Шиллера становится профессором теоретической философии в Харьковском университете (1804-16). Получает чин надворного советника. Ординарный профессор, декан факультета и секретарь совета, член училищного комитета. Автор руководств для учащегося юношества, читал частные лекции. В декабре 1816 по предписанию Комитета министров Шад высылается за границу Российской империи. Какое-то время был экстраординарным профессором в Берлине и Йене, затем отошел от дел, умер в нищете. Неоднократные попытки как самого Шада, так и его семьи добиться от российского правительства объяснения причин изгнания ни к чему не привели. В истории философии характеризуется как представитель диалектического идеализма шеллингианского толка, у него находят "шеллингианский ход мысли" и даже "предвосхищение позиции Гегеля". Помимо философских оставил ряд литературных сочинений, одно из которых, по-видимому, и сыграло в судьбе Шада роковую роль. "Жизнь и судьба почтенного патера Синцеруса", изданная в 1798 в Германии и вызвавшая скандал в католических кругах, была прочитана кн. А. Н. Голицыным, человеком с сильно развитым мистическим чувством. Голицын, имевший в то время сильное влияние на Александра I, способствовал изгнанию Шада из России.

Соч.: Geist der Philosophie unserer Zeit. Jena, 1800; Gemeinfassliche Darstellung des Fichteschen Systems und der daraus hervorgehende Religionstheorie. Erfürt, 1800, Bd 1-2; Grundriss der Wissenschaftslehre. Jena, 1800; Absolute Harmonie des Fichteschen Systems mit der Religion. Erfürt, 1802; System der Natur- und Transzendental-philosophie, 1.1-2. Landshut, 1803-04; De fine hominis supremo. Oratio. Charkov, 1807; Insütutiones philosophiae universae in usum auditorum suorurn, v. l. Logica pura et applicata. Charkov, 1812; De immortalitate animorum. Charkov, 1815.

Лит.: БагадейД, И. Удаление профессора И. Б. Шада из Харьковского университета. Харьков, 1899; Каменский 3. А. Еще о школе Шада. Послесловие к публикациям перевода докторских диссертаций Густава Адольфа Гесса де Кальве и А, Дудровича,- В сб.: Каитовский сборник. Калининград, 1981, в. 6, с. 130-34; Он же. Послесловие к публикации перевода докторской диссертации Иоанна Любачинского.- Там же, с. 129-33; Неизвестные страницы биографии И. Б. Шада.- В кн.: Философия Фихте в России. Оренбург, 1996; Зеленогорскийф. Методы исследования и доказательства. М., 1998.

А. В. Панибратцев

"ШАДДАРШАНА-САМУЧЧАЯ"

"ШАДДАРШАНА-САМУЧЧАЯ" (санскр. "Saddarsanasamuccaya" - "Сводка [доктрин] шести философских систем") - один из первых компендиумов по основным системам в индийской философии, составленный в 8 в. джайнским философом-энциклопедистом Харибхадрой, которому приписывается ок. 25 сочинений. Текст "Шаддаршана-самуччаи" написан на санскрите и состоит из 87 стихов (популярным размером шлока). После введения, где Харибхадра уведомляет читателя, что мудрый должен знать шесть философий в соответствии с признаваемыми в них божествами и основными положениями (таттва), он излагает их в последовательности: буддизм, ньяя, санкхья, джайнизм, вайшешика, миманса, локаята. На деле их получается семь, но автор поясняет, что "некоторые" считают ньяю и вайшешику за одну систему: это дает ему возможность добавить локаяту, также включаемую некоторыми философами в требуемую шестерку даршан (ст. 72). Харибхадра излагает положения других даршан настолько объективно, что его конфессиональная принадлежность обнаруживается лишь в одном оценочном замечании, по которому джайнская доктрина свободна от ошибок и противоречий (ст. 53). "Шаддаршана-самуччая" позволяет считать, что ньяя и вайшешика "сливались" в сознании некоторых индийских философов уже в раннем средневековье - еще до образования синкретической ньяя-вайшешики. Удивительное опущение набиравшей силу веданты - "утгара-мимансы" объяснимо лишь при допущении ее ассоциации с "пурва-мимансой". Безоценочность "Шаддаршана-самуччаи" отличает этот компендиум от буддийской "Таттва-санграхи", в которой изложение чужих доктрин сопровождается их опровержением. Построение "Шаддаршана-самуччаи" принципиально отличается от структуры ведантийских компендиумов, в которых даршаны излагаются по иерархическому принципу: от "низшей" локаяты к "высшей" веданте. Наиболее обстоятельный комментарий к "Шаддаршана-самуччае" принадлежит джайнскому философу Гунаратне (15 в.).

Изд.: Shaddarsana-samuccaya, by Haribhadra with Gunaratna's Commentary Tarkarahasya-dоpika, йd. by L. Suali. Calcutta, 1905.

В. К. Шохин

ШАККА

ШАККА (Sciacca) Микеле Федерико (12 июля 1908, Джьярре - 26 февраля 1975, Генуя) - итальянский философ, один из инициаторов Галларатского движения. Учился в университетах Катании и Неаполя. В 1930-35 преподавал в лицеях; в 1935-38 - преподаватель античной философии в университете Неаполя, в 1938-47 - в университете Павии. С 1947 до конца дней возглавлял кафедру теоретической философии в Генуе.

В автобиографической книге "Клессидра" (La Clessidra, 1963) описал свой путь в философию со времени учебы в лицее, где испытал влияние идей Платона и Леопарди. Позже увлекался философией Дж. Джептиле, а также сочинениями Г. д'Аннунцио и Ницше. В Неаполе - ученик А. Алиотты, видного представителя итальянского релятивизма. Помимо Платона и Джентиле близкими себе по духу считал в первую очередь Августина и А. Розмини-Сербати (фактически заново им открытого), М. Блонделя и французскую "философию духа" Л. Лавеля и Р. Ле Сенна. Важнейший из этапов его философстой эволюции - переход от имманентистского вдеализма в духе Джентиле к трансцендентному идеализму (иначе говоря, к теизму) и создание собственной метафизической системы неоплатоновско-августинианского плана (см.: Dall'attualismo all spiritualisme critico. 1931-38, Opиre complete, v. 12, 1961; Filosofia e metafisica. Opиre complete, ν. 13-14,1962). В разработанной Шаккой "философии интегральности" человек представлен как средоточие различных форм бытия, среди которых ключевую роль играет бытие как идея. С одной стороны, Идея как бы замещает непосредственное присутствие Бога в человеке, а с другой - выступает гарантом наличия в его уме вечных, незыблемых истин, т. e. истинности человеческого мышления в целом, включая моральные суждения. Понятие бытия как Идеи в качестве наиболее важного для человеческого сознания конститутивного принципа выходит к августиновской концепции "иллюминации" (божественного "озарения") твари Творцом, а также к онтологическому доказательству бытия Бога Ансельмом Кентерберийским. Шакка долгое время не признавал философии Фомы Аквинского, полагая, что она базируется на аристотелевской метафизике бытия как такового, а не на представлении о конкретном бытии мыслящей твари.

Работы позднего периода (60-70-е гг.) посвящены преимущественно культурологической проблематике. Наряду с этим Шакка возвращается к проблемам метафизики; намечая точку сближения своей философии с учением Фомы Аквинского (связь томистского понятия партиципации с августиновской "иллюминацией"), главными вопросами для Шакки всегда оставались связь идеализма, философского теизма и христианства; ценность человека как духовного существа в противовес всевозможным формам житейского "позитивизма" и материализма; наконец, проблематичность возможности существования в современной Европе культуры, корни которой (хотя бы и бессознательно) не уходили бы в христианство.

Соч.: Opère complete, ν. 1-41. Mil., 1952-76. Лит.: Кошкарян M. С. Метафизика Μ. Φ. Шакки и историко-философская традиция.- В кн.: Новые идеи в философии. Ежегодник Философского общества. М., 1991; CaturelliA. Michиle Federico Sciacca: Metafisica de la integralidad, vol. I-III. Genovo, 1990.

M. C. Кошкарян

ШАКТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ШАН ЦЗЮНЬ ШУ"

"ШАН ЦЗЮНЬ ШУ" ("Книга правителя области Шан")- древнекитайский философско-политический трактат легистской школы (см. Легизм), отражающий воззрения Гунсунь Яна (4 в. до н. э.) - правителя области Шан. Самое раннее упоминание о "Шан цзюнь шу" содержится в трактате "Хань Фэйцзы". Отредактированный Лю Сяном (1 в. до н. э.) и Лю Синем (1 в. до н. э. - 1 в. н. э.) текст стал насчитывать 29 пяней (глав).

До сер. 13 в. трактат распространялся в рукописных списках. Одновременно существовало несколько вариантов. В результате многочисленных переписок появились ошибки, перестановки в тексте, замены иероглифов, поэтому памятник обрастал комментирующей литературой. В период правления династии Сун (960-1279) наиболее распространенным был список из 26 глав. Первое печатное издание подготовлено и осуществлено Чжэн Цаем в сер. 13 в. После свержения монгольского господства перед китайской династией Мин встали задачи восстановления разрушенного войной хозяйства и централизованного управления. Поэтому многие мыслители обратились к книге Шан Яна - идеолога централизованного государства, сумевшего в короткий срок усилить царство Цинь. В 14-17 вв. вышло шесть изданий "Шан цзюнь шу" с комментариями. К нач. 20 в. существовало около 25 изданий трактата с текстологическими комментариями. Одной из наиболее заслуживающих доверия считается публикация Янь Ваньли (18-1-я пол. 19 в.), который отыскал самый ранний текст (24 главы, нач. эпохи Юань). Он открывается главой "Гэн фа" ("Изменение законов") и заканчивается главой "Дин фэнь" ("Закрепление прав и обязанностей"), Янь Ваньли использовал также экземпляры "Шан цзюнь шу", хранившиеся у Фань Цина (16 в.) и Цинь Сылина (16 - нач. 17 в.), сверил эти списки, устранил разночтения и составил текстологический комментарий.

В настоящее время наиболее адекватным принято считать издание Чжу Шичэ (1956). Перевод "Шан цзюнь щу" на современный китайский язык осуществлен Гао Фэном.

Лит. : Шан цзюнь шу цзегу динбэнь (Аутентичный текст "Шан дзюнь ту" с текстологическим комментарием), сост. и комментатор Чжу Шичэ. Пекин, 1956; Гао Хэн (пер.). Шан цзюнь шу цзинь и ("Шан цзюнь шу" е пер. на современный язык). Пекин, 1974; Книга правителя области Шан ("Шан цзюнь шу"), пер. и комментарии Л. С. Переломова. М., 1993.

Л. С. Переломов

ШАНКАРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШАО ЮН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШАРИАТИ

ШАРИАТИ Али (1933, Мезинан, Иран- 19 июня 1977, Лондон; похоронен в Дамаске) - иранский философ, один из идейных вдохновителей антишахского движения. Родился в семье богослова. Учился в Мешхедском и Сорбоннском университетах. В 1964 получил докторскую степень. На формирование мировоззрения Шариати оказали влияние суфизм и реформаторские идеи M Икбала, идеи выдающегося востоковеда Л. Массиньона, труды М. Вебера, А. Тойнби, Э. Дюркгейма, Э. Фромма, Г. Маркузе, Ф. Фанона; он был лично знаком с А. Лефевром и Ж.-П. Сартром.

Во Франции Шариати активно участвовал в деятельности антишахских организаций. По возвращении в Иран заключен в тюрьму. С 1968 Шариати читал лекции в тегеранском религиозном центре "Хосейнийе эршад". Подвергся вторичному тюремному заключению, находился под домашним арестом. Под чужим именем бежал в Англию, где спустя 20 дней скоропостижно скончался.

Шариати - возрожденец-прогрессист. Автор теории "двух религий": истинной и искаженной, именуемых соответственно "таухйд" (единобожие) и "ширк" (в явной форме: безбожие, идолопоклонство, многобожие; в скрытой форме: любая религия "двурядна" из-за деления на классы эксплуататоров и обездоленных). В исламе "истинная" религия выражается в мистической вере в "тайное", в приверженности к справедливости и признании за человеком свободы выбора. Призывал к созданию идеального общества с "непорочным духовным руководством", способным обеспечить "возвращение к истокам", т. е. идеальной умме (см. Ислам).

Соч.: ShariatiA. An Approach to the Understanding of Islam. Tehran, 1989; Histoire et destinée. Textes choisis. P., 1982; On the Sociology of Islam: Lectures. Berkeley, 1980.

Лит.: Малушков В. Г. Философские и общественно-политические взгляды Али Шариати.- В кн.: Малушков В. Г., Хромова К. А. Поиски путей реформации в исламе: опыт Ирана. М., 1991.

M. T. Степанянц

ШАРИРА

ШАРИРА (санскр. sarira - тело) - в индийской мысли тело, ^здй^тадьте^йжж&йитайс%адьта".С1^йтоай^№с&1ЮИД&ды рассматривали тело человека как микрокосм, повторяющий в миниатюре вселенную, образуемую пятью элементами (см. Бхуты). Его кости сделаны из земли, жизненные дыхания - из ветра, флегма и другие гуморы - из воды, жар - из огня, сердце, желудок и ушные раковины заполнены акашей (эфир, пространство).

В санкхья-йоге различаются три вида тел; "грубое" (shthulasarira), "тонкое" (сукшма-шарчра, linga-sarira) и "каузальное" (kaiana-sarira). Грубое тело, образуемое пятью элементами, человек получает при рождении и теряет при смерти (когда его элементы воссоединяются с космическими). К нему относятся туловище и десять unаpuu - пять органов чувств (ухо-слух, кожа-осязание, глаз-зрение, язык-вкус, нос-обоняние) и пять моторных органов (рот-речь, руки-хватание, ноги-передвижение, анус - выделения, половые органы-рождение). В ведантийской схеме пяти оболочек (коша) Аммана грубое тело соответствует телу из пищи (annamaya). Тонкое тело, состоящее из восемнадцати элементов (буддхи, аханкара, маме, десять индрий и пять танматр), не разрушается после смерти, а переходит в новое воплощение. Оно коррелирует с тремя "оболочками" Атмана - жизненных дыханий (проча), манаса и сознания (вчджняна). Существование "каузального тела" выводится из опыта сна без сновидений (susupь); коррелирует с состоянием блаженства Атмана, в котором сознание возвращается к своим истокам. Это тело тоже сопровождает перерождение души.

Согласно вайшешике, тела человека и животных делятся на утроборожденные и неутроборожденные (тела богов и святых мудрецов, появляющиеся непосредственно из атомов при содействии благоприятной кармы, илитела насекомых - при содействии неблагоприятной кармы); утроборожденные в свою очередь делятся на живородящих (люди, домашние животные) и яйцекладущих - птицы и рептилии. Существуют также водные, огненные и воздушные тела, образуемые из атомов соответствующих элементов, - мифические существа, обитающие в царствах соответственно Варуны (бога океана), Сурьи (бога солнца) и Марутов (богов ветра). Вайшешика не считала органы чувств частями тела: если последнее состоит только из атомов земли, то органы - из атомов разных элементов (обоняние - атомы земли в носу, вкус - атомы воды во рту, зрение - атомы огня в зрачке, осязание - атомы, расположенные на кожном покрове).

В. Г. Лысенко

ШАРРОН

ШАРРОН (Charron) Пьер (1541, Париж- 16 ноября 1603, Париж) - французский философ-скептик, ученик Монтеня. Окончил Парижский университет. В 1571 получил степень доктора права. Несколько лет работал адвокатом, затем обратился к углубленному изучению теологии и стал каноником. Основное сочинение - трактат "О мудрости" (De la sagesse, 1601). Самопознание, по Шаррону, лежит в основе человеческой мудрости. В душе изначально заложены семена всех знаний. Поэтому подлинный мудрец больше узнает из анализа своей души, чем из всех книг. Через самопознание человек поднимается к познанию Бога лучше и вернее, чем через знание о всем остальном мире. Важное условие мудрости - полная свобода разума, благодаря которой человек должен освободиться от власти предрассудков и рабского следования древним авторитетам. Шаррон говорил об ограниченности человеческого разума: наш разум не может достичь обладания истиной окончательной и полной, его удел - вечные поиски ее. Мудрец, по Шаррону, должен следовать четырем главным добродетелям: благоразумию, справедливости, мужеству, умеренности. Мнение Шаррона о том, что мораль выводится не из религии, а основана на разуме и человеческой природе, вызвало со стороны клерикалов обвинение в атеизме. Сам он, однако, был убежден в том, что его философия полностью согласуется с католицизмом: он считал, чтоложны все существующие религии, кроме христианства. Идеи Шаррона оказали влияние на Гассенди, Паскаля, Бейля. Соч.: Toutes les oeuvres. P., 1635; De la sagesse. P., 1986. Лит.: Беилъ П. Исторический и критический словарь, т. 2. M., 1968, с. 77-104; Богуславский В. M. Скептицизм в философии. М., 1990, с. 129-158; Sahne J. В. De l'humanisme au rationalisme. Pierre Charron. P., 1913; Charron J. D. The "Wisdom" of Pierre Charron. Chapel Hill, 1961; Batiista A. M. Allé origini del pensiero politico libertino, Montaigne e Charron. Mil., 1966; Kogel R. Pierre Charron. Gen., 1972; Adam M. Études sur Pierre Charron. Bordeaux, 1991.

A. A. Кротов

ШАРТРСКАЯ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШАТОБРИАН

ШАТОБРИАН (Chateaubriand) Франсуа Рене де (4 сентября 1768, Сен-Мало - 4 июля 1848, Париж) - французский писатель-романтик, политический деятель эпохи Реставрации. Пэр Франции и государственный министр (1815); министр иностранных дел Франции (1823-24). Автор ряда исторических этюдов, романов и новелл, воспоминаний ("Замогильные записки" - Les Mйmoires d'outre-tombe, опубликованы в 1848-50; и др.).

Идеи Шатобриана, изложенные в его книгах "Исторический, политический и нравственный опыт о древних и новых революциях" (Essai historique, politique et moral sur les rйvolutions anciennes et modernes... 1797), "Гений христианства" (Gйnie du christianisme, 1802), "Монархия в соответствии с хартией" (1816), оценивались как консервативный бунт против рационализма Просвещения. Выражая свое негативное отношение к Французской революции, Шатобриан усматривает одну из ее главных причин в пренебрежении к религии со стороны философии 18 в. По его мнению, французская церковь сыграла выдающуюся роль в истории французской цивилизации. Католицизм для него - это "религия свободы", "двигатель просвещения", если оно свободно от догм. Подчеркивая связь религии со свободой, он считает, что свободна религия только в том случае, если она отделена от государства. Восстановлению принципа свободы должна способствовать и реставрация монархической власти во Франции. Идеалом Шатобриана была конституционная монархия, опирающаяся на представительную систему и демократические свободы.

Философские и политические взгляды Шатобриана оказали большое влияние на развитие традиционалистского и консервативного течения во французской политической мысли.

Соч.: Oeuvres complètes, 1.1-28. P., 1826-31; Politique de Chateaubriand, présentée par DupuisG. et al. P., 1966; Essai sur les révolutions. Génie du christianisme. Texte établi, présenté et annité par M. Regard. P., 1978; в рус. пер.: О Бонапарте и Бурбонах и о необходимости восстановить закон наших королей для благополучия Франции и Европы. СПб., 1814; Опыт исторический, политический и нравственный о новейших переворотах или взаимном сплочении государств древнего и нового мира. СПб., 1817; Гений христианства.- В кн.: Эстетика раннего французского романтизма. М., 1982.

Лит.: Mourras Ch. Trois idées politiques (Chateaubriand, Michelet, SaintBeuve). P., 1912; Romantisme et politique. 1815-1851. P., Ï969; Moreau P. Chateaubriand. P., 1967; Barberis P. Chateaubriand. Une réaction au monde moderne. P., 1976.

M. M. Федорова

ШАХРАСТАНИ

ШАХРАСТАНИ Абуал-Фатх Мухаммад Ибн Абд ал-Карйм, аш- (ок. 1075/1086, Шахрастан, Иран - 1153, там же) - арабо-мусульманский философ, представитель ашаритского калама, доксограф, историк религий. Получил традиционное мусульманское образование по (^иксу-праву и каламу-теологии. В 1116, на обратном пути из паломничества в Мекку, остановился в Багдаде, где в течение трех лет читал лекции в знаменитом медресе ан-Низамиййа. Затем отстаивал свои теологические взгляды в дебатах в городах Джурджаниййа и Нишапур, после чего возвратился в родной Шахрастан, посвятив себя преподаванию и литературному творчеству

Перу аш-Шахрастани принадлежит более 10 книг по богословию, философии, истории религий. В его творчестве отражается характерная для калама 12 в. тенденция к сближению с арабоязычным перипатетизмом, сочетавшаяся с критикой некоторых положений последнего. С таких позиций составлен трактат "Противоборство с философами" (Мусара'ат ал-фаласифа), на который ат-'J^cu написал впоследствии ответное "Противоборство с Противоборством". В своем основном сочинении по каламу - "Предел отваги в науке калама" (Нихайат ал-икдам фй 'илм ал-калам") - аш-Шахрастани примыкает к ашаризму, хотя по ряду вопросов высказывает самостоятельное мнение. Некоторые источники приписывают ему (со ссылкой на не дошедшее до нас его сочинение "ал-Манахидж ва-л-байанат") своеобразную атомистическую концепцию. Наиболее известным из трудов аш-Шахрастани является "Книга о религиях и сектах" (Китаб ал-милал ва-н-нихал), отличающаяся систематичностью и объективностью. Первая часть посвящена религиозным толкам в исламе. Вторая часть освещает религиозно-философские учения в рамках немусульманских культур (включая иудаизм, христианство, манихейство, зороастризм, религию сабиев, индуизм и буддизм), подробно излагает взгляды античных и арабо-мусульманских философов. Это сочинение неоднократно издавалось в Европе и мусульманских странах, переводилось на многие европейские и восточные языки.

Соч.: Книга о религиях и сектах, ч. 1. Ислам, пер. и введение С. М. Прозорова. М., 1984.

Лит.: Веков К. Мухаммад аш-Шахрастани - историк философии. Душанбе, 1987.

"ШАШТИТАНТРА"

"ШАШТИТАНТРА" (санскр. "Sastitantra" - "Учение (текст) о шестидесяти [топиках]") - памятник предклассической санкхьи, содержание которого частично восстанавливается преимущественно из полемических пассажей Дигнаги. В "Шаштитантре" разрабатывалась логическая классификация семи выводных реляций, позволяющих заключать по объекту А об объекте В (реляции "хозяина" и "собственности", материи и ее модификации, причины и следствия, агента и действия, части и целого, "со-присутствия" и "со-отсутствия" двух объектов). Умозаключения делятся на конкретные и абстрактные. Вторые - на заключения от причины к следствию и от следствия к причине (последнее считалось в "Шаштитантре" более надежным). Последние делятся на непосредственные и опосредованные. В комментариях к "Сатсхья-карике" цитируется положение "Шаштитантры" о том, что первоматерия "Пракрита действует, управляемая Пурушей". За названием "Шаштитантра" скрывается целый ряд текстов, принадлежавших "клану" Варшаганш и некоторым другим конкурировавшим друг с другом школам санкхьи, в т. ч. более древние, чем тот, с которым полемизировал Дигнага.

В. К. Шохин

ШВАРЦ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШВЕЙЦЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШЕВЫШВ

ШЕВЫРЕВ Степан Петрович [18(30) октября 1806, Саратов - 8 (20) мая 1864, Париж] - русский литературный критик, поэт и публицист. Профессор Московского университета, с 1852 академик. Участие в кружке любомудров и журнале "Московский вестник" определило романтическую направленность его мышления, сочетавшуюся с славянофильскими симпатиями в духе "официальной народности". В философском плане Шевыреву были близки идеи позднего Шеллинга, А. и Ф. Шлегелей, Жан-Поля и Ф. Баадера. Собственное миросозерцание Шевырев возводил к истокам русского самосознания. В отличие от немецкой философии, которая, "будучи заключительным плодом развития наук естественных, под личиной спиритуализма проповедовала материализм", русская философия ведет свое начало не из области наук естественных, а "из сферы познания духа, неразделенного с верой", отсюда на ней лежит обязанность и ей предоставлена возможность возвратить миру духовное истинное значение тем вечным идеям человечества, которые отдельные народы проявляют в произведениях своего слова. "История Словесности может в этом отношении подать руку помощи Русской Философии и подготовить решение многих задач, предстоящих сей последней" (История русской словесности. СПб., 1887, ч. 1, с. 9-10). Шевырев способствовал утверждению эстетики как "философского наукоучения" об искусстве в форме синтетического единства литературной критики, теории и истории литературы. Одним из первых указал на значимость древнерусской литературы, введя в период господства отвлеченной эстетики понятие "исторической Пиитики" и разработав особый метод исторического исследования структуры художественного текста.

Соч.: О критике вообще и у нас в России.- "Московский наблюдатель", 1835, ч. 1, кн. 1 ; Теория поэзии в историческом развитии у древних и новых народов. М., 1836; Христианская философия. Беседы Баадера.- "Москвитянин", 1841, ч. 3, № 6; История русской словесности, преимущественно древней. М., 1846-60, т. 1, ч. 1-4. Лит.: Надеждин Н. И. История поэзии. Чтения адъюнкта Московского университета Степана Шевырева.- В кн.: Он же. Литературная критика. Эстетика. М., 1972; Абрамов А. И. Шевырев.- В кн.: История л.-гетическои мысли. М., 1986, т. 3.

А. И. Абрамов

ШЕЙНФИНКЕЛЬ

ШЕЙНФИНКЕЛЬ Моисей Ильич (1887, Одесса- 1942, Москва) - математик и логик, ученик С. О. Шатуновского (1859-1929), в 20-х гг. стажировался в Гётгингене. Его доклад "Об основных понятиях математической логики" (7 декабря 1920, Математическое общество, Гёттинген), опубликованный в 1924 (в обработке Бемана), положил начало исследованиям Карри и Чёрча в основаниях математики (см. Комбинаторная логика). Шейнфинкель предложил вариант решения проблемы разрешения для некоторых частных случаев формул узкого исчисления предикатов; впервые указал систему аксиом, достаточную для вывода всех тождественно истинных импликативных (содержащих единственную связку "э") формул. Соч.: Über die Bansteine der Mathematischen Logik.- "Mathematischen Annal", 1924, Bd. 92; Zum Entscheidungsproblem der Mathematischen Logik.- "Mathematischen Annal", 1928, Bd. 99, N 3 (совместно с П. Бернайсом).

Лит.: Яновская С. А. Основания математики и математическая логика.- В кн.: Математика в СССР за тридцать лет. 1917-1947. М., 1948.

3. А. Кузичева, А. С. Кузичев

ШЕЛГУНОВ

ШЕЛГУНОВ Николай Васильевич [22 ноября (4 декабря) 1824, Петербург -12(24) апреля 1891, там же] - русский публицист, литературный критик, социальный мыслитель. Учился в Александровском кадетском корпусе, окончил Лесной институт, работал в Лесном департаменте, в 1862 вышел в отставку. Во 2-й пол. 50-х гг. становится на позиции политического радикализма, сближается с Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, Д. И. Писаревым. За границей познакомился с А. И. Герценом. В 1861 опубликовал в журн. "Современник" статью "Рабочий пролетариат в Англии и во Франции", в которой выступил в качестве популяризатора книги Ф. Энгельса "Положение рабочего класса в Англии". Автор революционных прокламаций, в 1862 и 1863 арестовывался, был заключен в Петропавловскую крепость, затем сослан в Вологодскую губ. Похороны Шелгунова в Петербурге превратились в политическую демонстрацию.

Шелгунов, по свидетельству его друга Н. К. Михайловского, был типичной фигурой 60-х гг., человеком, который "впитал в себя весь дух того времени". В своих исходных философских позициях разделял идеи материализма (или реализма), популяризировал труды И. М. Сеченова, Н. Г. Чернышевского, К. Фохта, Л. Бюхнера ("Земля и органическая жизнь", 1863). Полагал, что человек, будучи частью природы или "последствием ее сил", есть лишь звено в цепи общих природных закономерностей, которые он изменить не в силах. Поэтому не существует свободы человеческой воли, понятой как автономность, независимость от действия "общих законов" ("Письма о воспитании", 1872-73). Мышление же есть не более чем "реальное мышление", его естественные границы определяет, с одной стороны, рассудок, отражающий мир по законам логики, с другой - психология человеческого восприятия. Оставаясь в течение всей жизни последователем Н. Г. Чернышевского, Шелгунов приветствовал в лице П. Л. Лаврова новое поколение радикальных социальных мыслителей народнической ориентации ("Историческая сила критической личности", 1870).

Соч.: Соч., т. 1-2. СПб., 1895; Воспоминания, т. 1. М., 1967. Лит.: Михайловский Н. К. Николай Васильевич Шелгунов.- В кн.: Шелгунов Н. В. Соч., т. 1. СПб., 1895; МаслинА. Н. Материализм и революционно-демократическая идеология в России в 60-х гг. 19 в. М., I960; СлабкийА. С. Мировоззрение Н. В. Шелгунова. М., 1960.

М. А. Маслин

ШЕЛЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШЕЛЛИНГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШЕЛЬСКИ

ШЕЛЬСКИ (Schelsky) Хельмут (14 октября 1912, Хемниц - 24 февраля 1984, Мюнстер) - немецкий социолог, представитель антропологического направления в социологии Уче" никА Гелена Преподавал социологию в Гамбурге (с 1948), в Вестфальском университете (с 1960) одновременно руководил Центром социальных исследовании в Дортмувде В 1966-68 - профессор университета в Билефелвде, с 1973 - в Мюнстере. Основные направления исследований: человек и государство в условиях научно-технической цивилизации; социология культуры и социальных институтов; социология труда, автоматизации, религии, образования, семьи.

Драму современного западного общества Шельски видит в неспособности отказаться от самоидентификации со своим прошлым, от историко-философской традиции западноевропейской мысли. Между тем она, как и созданный некогда идеалистической философией образ человека, мешает воспринять уже существующую реальность в качестве новой социальнокультурной целостности. Отсюда научно-технический прогресс рассматривается как некая обособленная растущая величина, чужеродная в унаследованном мире культуры. В действительности человек обрел сегодня единство с миром на более высоком уровне: он узнает себя в своих технических конструкциях, сфера господства впервые создается самим господствующим, человек постоянно утверждает себя в своей универсальной производительной деятельности. "Метафизическая бесприютность" человека 20 в. основывается на ностальгических воспоминаниях о свободе субъективности в условиях прежнего отчуждения. Суверенность современного человека Шельски относит всецело к сфере научно-рациональной продуктивности; субъективность остается задачей художественного самовыражения. Шельски стремится вернуть обществу осознание человеческого содержания научно-технического прогресса: техника - это сам человек в качестве науки и труда. Правда, высвободившись из-под власти природы, человек подпадает под власть законов созданного им технического универсума. Порождаемые последним социально-духовные проблемы не поддаются иному решению, кроме технического, конструктивного. В этом круговороте отпадает вопрос о "смысле целого"; место демократии как общественного волеизъявления занимает "логика вещей" (Sachzwang) - необходимость, произведенная в конечном счете самим человеком. Социологическая школа Шельски была одной из самых значительных в 1950-80-е гг. Радикализм многих утверждений Шельски явился поводом для бурной полемики в ФРГ.

Соч.: Ortbestimmung der deutsehen Soziologie. Düsseldorf-Köln, 1959; Auf der Suche nach Wirklichkeit: Gesammelte Aufsätze. DüsseldorfKöln, 1965; Die Arbeit tun die anderen. Opiaden, 1975.

T. M. Тавризян

ШЕСТОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ШЕСТОДНЕВ"

"ШЕСТОДНЕВ" Иоанна экзарха Болгарского - памятник славянской литературы религиозно-философского содержания. Создан в кон. 9 - нач. 10 в. в Болгарии, откуда не позднее 11 в. попал на Русь и оказал заметное влияние на духовную жизнь страны. Представляет собой компилятивный труд, восходящий преимущественно к Шестодневу Василия Великого (а также Севериана Гавальского, Феодорита Кирского и др.). В памятнике излагаются основополагающие принципы теолого-рационалистического христианского мировоззрения и содержатся обширные сведения об античной философии, астрономии, географии, физике, ботанике. Иоанн соединяет библейский креационизм с учениями о четырех стихиях, сводя многообразие созидаемого Богом мира к различным сочетаниям первоэлементов (воды, земли, огня и воздуха). В монотеистическом духе развивает положения Аристотеля о материи и форме. Иоанну известны детали спора между Платоном и Аристотелем, касающиеся природы эфира. Хотя и в сугубо отрицательном ключе, тем не менее довольно подробно характеризуются взгляды Парменида, Демокрита, Диогена, Фалеса. Представления о мироздании строятся на основе идей Аристотеля и Птолемея, согласно которым Земля помещается в центре сферических небесных кругов. Геоцентрическая схема размещения светил на сферических небесах-поясах положена в основу исчисления лунного и солнечного календарей. На античных идеях о шарообразности Земли и постоянстве солнечной эклиптики основано учение о климатических зонах.

"Шестоднев" Иоанна был наиболее популярным на Руси сочинением этого жанра, сыграв важную роль в соприкосновении античной и славянской культур.

Соч.: Шестоднев, составленный Иоанном экзархом Болгарским.- "Чтения в Общее гве истории и древностей российских", кн. 3. M., 1879; Шестоднев Иоанна экзарха Болгарского как памятник средневекового философствования. М., 1991; Шестоднев Иоанна экзарха Болгарского. 5-е Слово. М., 1996.

Лит.: Баранкова Г. С. Об астрономических и географических знаниях.- В кн.: Естественнонаучные представления Древней Руси. М., 1978, с. 48-62; Стратий Я. М. Естественнонаучные представления Древней Руси и Болгарии и их место в истории отечественной философии.- В кн.: У истоков общности философских культур русского, украинского и болгарского народов. К., 1983, с. 103-27; Лихачев Д. С. Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986, с. 137-139.

В. В. Мильков

ШЕСТОДНЕВ

ШЕСТОДНЕВ, Беседы на Шестоднев, Гексамерон (от греч. έξάμερον - шесть дней) - жанр средневековой экзегетической литературы, представляющий подробное богословское и натурфилософское толкование библейской истории сотворения мира в шесть дней. Цель христианского Шестоднева изначально состояла в опровержении космологии греческих философов, которое исходило из истины Откровения о Боге как премудром и благом Творце вселенной. Термин впервые употребляется Филоном Александрийским; начиная с Феофила Антиохийского, Шестоднев формируется и развивается как особый жанр, отражая традиции Александрийской, Антиохийской и Каппадокийской богословских школ. Наиболее известным и влиятельным является Шестоднев Василия Великого, гармонично сочетающий христианский взгляд на устройство мира (космология) и античное научное знание. Сочинение состоит из 9 "бесед" (о сотворении неба и земли, о невидимой и неустроенной земле, о тверди, о собрании вод, о земных растениях, о сотворении небесных светил, о пресмыкающихся, о птицах и о земных животных), повествующих о многообразной красоте мироздания, отражающей божественную славу. Толкуя первую фразу Библии (Быт. 1:1), Василий доказывает, что в акте творения начало (αρχή) видимого мира как принцип и закон совпадает с временным началом, которое, однако, само не есть время. Василий часто использует символический подход к библейскому рассказу (в частности, символизм чисел), прибегает к назиданию, проводя аналогии между животным и человеческим миром. Эти и другие традиции комментирования впоследствии нашли множество продолжателей в византийской и славянской литературе (Шестодневы Иоанна Филопона, Георгия Писиды, Иоанна экзарха Болгарского, "Толковая Палея" и др.).

Тексты: Basile de Cesarée. Homélies sur l'Héxaméron, 2 éd. P., 1968 (Sources Chrйtienne, t. 26 bis.); в рус. пер.: Творения Василия Великого. М., 1853, ч. 1; Василий Великий. 1-я и 2-я гомилии на Шестоднев.- "Символ" (Париж), 1996, 36, декабрь.

А. В. Михайловский

ШЕФТСБЕРИ

ШЕФТСБЕРИ (Shaftesbury) Энтони Эшли Купер (Cooper), граф (26 февраля 1671, Лондон- 15 февраля 1713, Неаполь) - английский эстетик, моралист, философ. Член парламента (1699-1702). Шефтсбери соединял эллинистический космоцентризм с деизмом. Его оптимистический взгляд на устройство мира и человека противостоит как теологической доктрине грехопадения человека, так и идее Гоббса о войне всех против всех. Для него характерен своего рода холизм: нельзя познать и оценить смысл и значение любого элемента универсума, в т. ч. природы человека, абстрагируясь от Целого. Человек образует систему способностей, которые должны гармонировать друг с другом и с космосом, согласно замыслу Творца. Преобладание стремлений к общему благу - путь к добродетели и счастью человека. Приоритет своекорыстных желаний - путь к злу и несчастью. Шефтсбери в самых общих чертах наметил доктрину морального чувства, которое доставляет эстетическое наслаждение от созерцания добродетельных действий и добродетельного характера. Этика Шефтсбери вызвала противоречивые отклики. Ее высмеивал Б. Мандевиль в комментариях к "Басне о пчелах". Беркли усматривал в его философии иррелигиозные мотивы. Напротив, Ф. Хатчесон поддержал идею морального чувства и развил ее в целостную систему моральной философии. Д. Юм причисляет Шефтсбери к тем английским философам, которые стали развивать науку о человеке на новом фундаменте.

Основные произведения Шефтсбери собраны в книге "Характеристики людей, обычаев, мнений и времен" (Characteristics of men, manners, opinions, times, v. 1-2), изданной в Лондоне в 1711. Второе, расширенное и исправленное издание вышло в 1714, уже после смерти автора.

1-е издание содержало "Исследование добродетели, или достоинства", "Письмо об энтузиазме", "Sensus Communis, или Опыт о свободе острого ума и доброго расположения духа", диалог "Моралисты (Философская рапсодия)", "Солилоквия, или Совет автору". Во 2-м издании в 3-м томе добавлен трактат "Мысли о разном". В этом же издании добавился 7-й трактат - "Замечания об историческом сюжете или табулатуре выбора Геркулеса". В издании 1733 появилось "Письмо об искусстве, или науке рисунка, написанное в Италии по случаю выбора Геркулеса". Книга Шефтсбери, написанная непринужденным, живым языком, иногда возвышенным стилем, пользовалась значительным успехом и у соотечественников, и у просветителей на континенте, а позднее - у романтиков. В течение 18 в. сочинения Шефтсбери издавались в основных европейских странах. Соч.: Эстетические опыты, пер. А. В. Михайлова. М., 1975.

М. А. Абрамов

"ШИ САНЬ ЦЗИН"

«ШИ САНЬ ЦЗИН» («Тринадцатиканоние») - собрание авторитетнейших памятников древнекитайской мысли (кон. 2-го - кон. 1-го тысячелетия до н.э.), канонизированных конфуцианством и являвшихся в Китае вплоть до нач. 20 в. основой традиционной философии, науки, системы образования и государственных экзаменов для получения ученых степеней и официальных должностей. В «Ши сань цзин» входят произведения самой широкой тематики: «Чжоу и» («Чжо-уские перемены» или «И цзин» - «Книга перемен»), «Шу цзин» («Книга истории»), «Ши цзин» («Книга песен»), «Чжоу ли» («Правила благопристойности [эпохи] Чжоу»), «И ли» («Образцовые церемонии и правила благопристойности»), «Ли цзи» («Записки о ритуале»), «[Чунь цю] Цзо чжуань» («[Летопись весен и осеней] с комментариями Цзо»), «[Чунь цю] Гунъян чжуань» («[Летопись весен и осеней] с комментариями Гунъяна»), «[Чунь цю] Гулян чжуань» («[Летопись весен и осеней] с комментариями Гуляна»), «Лунь юй» («Суждения и беседы»), «Сяо цзин» («Канон сыновней почтительности»), «Эр я» («Приближение к классике», 3-2 вв. до н.э. - первый в Китае толковый словарь), «Мэн-цзы» («Трактат Мэн-цзы»). Термин «цзин» - «канон», «каноническая книга», «уставной текст» - этимологически восходит к обозначению основы ткани, а в текстологическом смысле подразумевает нормативную структуру в виде девятиклеточного квадрата, заполняемого словами, предложениями или др. частями текста. С 12-13 вв. «Ши сань цзин» стало публиковаться в его нынешнем виде. В 1816 ученый и государственный деятель Жуань Юань выпустил в свет «Ши сань цзин» с наиболее полной сводкой авторитетных комментариев, толкований и собственных разъяснений.

Литература:

Ши сань цзин чжу шу («Тринадцатиканоние» с комментариями и толкованиями), кн. 1-40. Пекин, 1957;

Жуань Юань. Ши сань цзин чжу шу фу цзяо кань цзи («Тринадцатиканоние» с комментариями и толкованиями, дополненное записками о сверке текстов), т. 1-2. Пекин, 1982.

А.И.Кобзев

"ШИ ЦЗИН"

"ШИ ЦЗИН" ("Канон стихов", "Книга песен") - самый ранний в Китае сборник поэтических произведений, вошедший в число канонических произведений конфуцианства (см. "Уцзин"), которые определяли идеологию и культурные ценности императорского Китая. По мнению Конфуция, "Ши цзин" ценен тем, что способен "вдохновлять, расширять кругозор, сближать с другими людьми, учит сдерживать свое недовольство", помогает уяснить, как следует "служить дома отцу, а вне дома государю", сообщает названия животных, птиц, трав и деревьев ("Лунь юа", XVII, 9). Иероглиф "ши" (совр. "стихи"), входящий в название памятника, в древности обозначал единство поэтического текста, музыки и танца. Основной корпус "Ши цзина" сформирован предположительно в 10-6 вв. до н. э. Составление традиционно приписывается Конфуцию, который мог быть редактором "Ши цзина". По традиционной версии, памятник, уничтоженный вместе с другой конфуцианской литературой в период правления династии Цинь (221-207 до н. э.), передавался изустно, был восстановлен в правление ханьского У-ди (140-87 до н. э.). Из четырех вариантов восстановленного текста сохранился один, известный как "Мао ши" ("Песни [в версии] Мао").

Считается, что произведения, вошедшие в сборник, в эпоху Западного Чжоу (11-8 вв. до н. э.) доставлялись ко двору специальными чиновниками, сановниками разных рангов и служили источником сведений о нравах и настроениях народа, что помогало принятию политических решений, совершен

ствованию церемониальных установлений и ритуальной музыки. Памятник состоит из трех разделов: "[Го] фэн" ("Нравы [царств]"), "Я" ("Оды"), "Сун" ("Пмны"), В разделе "Го фэн" собраны народные песни из 15 царств-уделов, отражающие быт и чувства простого люда, в т. ч. содержащие критику роскоши и безнравственности власть имущих. Раздел "Я" содержит произведения, сложенные при дворе чжоуского правителя-вана и в столичной области, - в основном торжественные песнопения, прославляющие предков и духов, увещевающие правителей, излагающие историю дома Чжоу, выражающие тревогу по поводу его упадка. Произведения, вошедшие в раздел "Сун", воспевают добродетели древних чжоуских государей и труд земледельцев - согласно конфуцианской идеологии, основу могущества государства, а также включают храмовые песнопения. Выразительные средства "Ши цзина" были канонизированы конфуцианской филологической традицией.

А. Г. Юркевич

ШИВАИЗМ КАШМИРСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница