Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ШЕЛЕР

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ШЕЛЕР

ШЕЛЕР (Scheler) Макс (22 августа 1874, Мюнхен - 19 мая 1928, Франкфурт-на-Майне) - немецкий философ, представитель феноменологии, один из основоположников современной философской антропологии. Первый период развития Шелера проходит под влиянием неофихтеанца Р. Эйкена (под его руководством Шелер в 1899 защитил диссертацию "Опыт установления отношений между логическими и этическими принципами") и неокантианца О. Либмана. В 1900-07 Шелер - приват-доцент Йенского университета. В 1907 он входит в круг мюнхенских феноменологов, сохраняя при этом самостоятельность своих воззрений. С 1907 по 1910 преподает в Мюнхенском университете. С 1913 Шелер вместе с Гуссерлем издает "Ежегодник философии и феноменологических исследований" ( Jahrbuch fьr Philosophie und phдnomenologische Forschung). С 1919 - профессор Кёльнского университета.

Применяя феноменологический метод в области этики, религии, философии культуры, Шелер "популяризировал" феноменологию, связав ее с основными идейными и философскими импульсами 1910-20-х гг. - психоанализом, философией жизни, дискуссиями об образовательной реформе и политической ориентации послевоенной Германии. Первый период его деятельности был посвящен созданию новой аксиологической концепции. В работе "Формализм в этике и материальная этика ценностей" (Der Formalismus in der Ethik und die materielle Wertethik, опубл. 1913-16) Шелер критикует этику Канта, считая, что сформулированный им моральный закон закрывает философии путь к построению конкретного учения о моральных ценностях, их содержательной иерархии и покоящихся на этой иерархии нормах, а также о включении моральных ценностей в жизнь человека. Ценности, по Шелеру, представляют собой объективные феномены, которые предписывают человеку нормы долженствования и оценок, даны ему a priori и идеально в актах чувствования и связаны с личностью как центром всех актов. Сущность человека Шелер усматривает не в мышлении или волении, а, следуя Паскалю, в любви: человек есть существо любящее (ens amans). Всякое познание и принятие ценности основывается на способности "участия" в бытии, коренящейся в любви. Личность понимается Шелером в традиции философии жизни Дильтея как единство различных "актов" - чувства, воления, мышления и любви. Личность уникальна и недоступна для какого-либо опредмечивания. Она познает себя только в осуществлении своих собственных актов, а других людей - только в соосуществлении или реконструкции их актов. Шелер говорит также о "коллективных личностях" - нации и государстве, которым, по его мнению, присуща особая форма сознания. Особое место занимает личность Бога, в направлении которой устремляется человек как личность.

В своей основополагающей работе по философской антропологии "Положение человека в космосе" (Die Stellung des Menschen im Kosmos, 1928) Шелер выделяет следующие ступени развития психического: чувственное стремление (присуще всему живому - от растения до человека); инстинкт; ассоциативная память; практический интеллект (praktische Intelligenz), заключающийся в способности выбора и предвидения; дух (присущ только человеку) - принцип, противоположный жизни, ибо дух зависит от органической природы. Принцип всего живого - это порыв (Drang), в котором действительность, переживаемая в опыте сопротивления, познается как "существование" (Dasein). Дух же дает возможность познать бытие как "сущность" (Wesen, Sosein). Взаимоотношение духа и жизненного порыва предстает в развитии культуры и общества как взаимодействие "идеальных" и "реальных" факторов - ибо дух сам по себе не в состоянии воплотить в действительность свои идеи, которые приобретают действительность лишь там, где соединяются с "реальными" факторами; инстинктами (напр., самосохранения), интересами, общественными тенденциями и т. п. Философия религии Шелера, а также его трактовка феноменологии оказала большое влияние на М. Хайдеггера в 1917-19, позднее (1925-29) выступившего против антропологизма Шелера.

Соч.: Gesammelte Werke, hrsg. von Maria Scheler, Bd. 1-10. Bern, 1954-63; Wesen und Formen der Sympathie, 1913; Vom Ewigen im Menschen. Lpz., 1921; Die Wissensformen und die Gesellschaft. Lpz., 1926; в рус. пер.: Избр. произв. M., 1994. Лит.: Phänomenologische Forschungen, Bd. 6/7: Husserl, Scheler, Heidegger in der Sicht neuer Quellen. Freiburg i. Br.-Münch., 1978; Phänomenologische Forschlingen, Bd. 28/29: Studien zur Philosophie von Max Scheler. Freiburg i. Br.-Münch., 1994.

И. А. Михайлов

В начало энциклопедии