Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Ч" (часть 2, "ЧЖО"-"ЧЭН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ч" (часть 2, "ЧЖО"-"ЧЭН")

"ЧЖОУ И"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЧЖОУ ЛИ"

«ЧЖОУ ЛИ» («Чжоуские [правила] благопристойности», «Чжоуские ритуалы»; др. названия: «Чжоу гуань» - «Чжоуские чиновники», «Чжоу гуань цзин» - «Канон чжоуских чиновников») - памятник китайской мысли, входящий в свод конфуцианских канонов. Традиция приписывает его создание Чжоу-гуну, младшему брату У-вана - первого государя династии Чжоу (11-3 вв. до н.э.). После смерти У-вана Чжоу-гун стал регентом при своем племяннике Чэн-ване и якобы впервые создал регулярную администрацию. Относительно времени создания «Чжоу ли» нет единого мнения: называют 11 в. до н.э., 1-ю или 2-ю пол. 1-го тысячелетия до н.э., 3 в. до н.э. Существует также мнение, что «Чжоу ли» подделан на рубеже новой эры, и описанные в нем реалии скорректированы в русле конфуцианских установок 2-1 вв. до н.э.

Возможно, однако, что содержание трактата в целом отражает специфику государственного строя, административной системы, общественного устройства, законодательства, ритуалов, хозяйственной жизни, состав и обязанности чиновничества в древнекитайских царствах 7-5 вв. до н.э., по культуре близких домену династии Чжоу. Рубрикация и содержание «Чжоу ли» сопряжены с космогоническими и календарными представлениями, в соответствии с которыми следовало упорядочивать жизнь общества. Так, идеальная администрация, по «Чжоу ли», включала шесть министерств: Неба (фактически двора), Земли (управление территориями), церемоний (ритуалов, культов, календаря, астрологии и мантики), военное, наказаний, ремесел или общественных работ (описание последнего отсутствует, заменено описанием статуса ремесленников и ремесел); в каждом министерстве должно быть по 60 чиновников - итого 360 (число дней в году).

Литература:

Из «Чжоу ли» (отрывки). - В кн.: Штейн В.М. Гуань-цзы. Исследования и пер., М., 1959;

Кучера С. К вопросу о датировке и достоверности «Чжоу ли». - «Вестник древней истории», 1961, № 3.

А.Г.Юркевич

ЧЖУ СИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЧЖУАН-ЦЗЫ"

"ЧЖУАН- ЦЗЫ" - памятник древнекитайской мысли, важнейший, наряду с "Дао дэ цзином", текст даосской традиции философствования. Авторство приписывается Чжуан Чжоу (Чжуан-цзы), однако исследователями доказано, чтосовременный текст "Чжуан-цзы" весьма сложен по составу и, возможно, включает: 1) тексты собственно Чжуан-цзы (ок. 320 до н. э.); 2) тексты "школы Чжуан-цзы"; 3) фрагменты неизвестного автора, условно называемого "примитивистом", созданные между 209 и 202 до н. э.; 4) относящиеся к тому же периоду главы автора, бывшего сторонником идей философа Ян Чжу; 5) "синкретистские" фрагменты 2 в. до н. э. Лингвистический анализ текста также позволяет предположить, что в его создании участвовали по крайней мере пять групп авторов, работавших в разное время. Традиционное деление памятника, восходящее к его основному комментатору Го Сяну, подтверждает предположение о гетерогенности его частей: согласно этому делению, текст состоит из 1) "внутренних глав" (гл. 1-7); 2) "внешних глав" (гл. 8-22) и 3) "смешанных глав" (гл. 23-33). Наиболее характерные темы "Чжуанцзы": "уравнение вещей" (ци у) и "неразличение альтернатив", или "этого" и "того" (бу цянь ши-фэй). По общей релятивистской установке и критическому отношению ко всякой дихотомии (бинарным оппозициям) "Чжуан-цзы" чрезвычайно, порой цитатно, близок к "Дао дэ цзину" и традицией обычно рассматривается как его развитие и продолжение. Не исключено тем не менее, что оба текста черпали из общего источника (устной традиции) и что более отточенный стиль "Дао дэ цзина" указывает на его более позднюю, по сравнению с "Чжуан-цзы", фиксацию в виде письменного текста. По богатству материала и яркости образов книга "Чжуан-цзы" остается непревзойденным шедевром философской прозы и неиссякаемым источником вдохновения для поэтов и художников на протяжении всей истории китайской культуры.

Г. А. Ткаченко

ЧЖУАН-ЦЗЫ

ЧЖУАН-ЦЗЫ (ЧжуанЧжоу) (ок. 369 - ок. 286 до н. э.) древнекитайский философ, живший в основном в царстве Чу. О жизни его практически ничего не известно. Согласно "Историческим запискам" Сьма Цяня, он некоторое время служил на незначительной должности в области Мэн (современная провинция Хэнань), а затем отказался от поста первого министра в царстве Чу ради сохранения независимости и в дальнейшем вел частную жизнь ("Ши цзи", гл. 63). Чжуан Чжоу приписывается авторство текста, известного как "Чжуан-цзы" и вошедшего в даосский канон под заглавием "Наньхуа цзин". Биографические детали и даже черты характера философа реконструируются на основании его изображения в этом памятнике, где он фигурирует в качестве одного из персонажей.

Г. А. Ткаченко

ЧЖУН ШУ

ЧЖУН ШУ (кит. - преданность и взаимность/великодушие) - категории этики конфуцианства, подразумевающие осуществление золотого правила нравственности. Ообъединяются в бином чжун шу в высказывании ученика Конфуция - Цзэн-цзы, где чжун шу предстает условием "пути (дао) мудреца" ("Лунь юй", IV, 15). Понятие "взаимность/великодушие" ("отзывчивость" - шу) устами Конфуция объявляется всеобъемлющей характеристикой должного поведения человека и раскрывается в отрицательной формулировке "золотого правила": "Чего не желаешь себе, того не навязывай другим" ("Лунь юй", XV, 23). Впоследствии "преданность" стала пониматься как гл. о. принцип отношения нижестоящего к вышестоящему. Согласно комментарию Чжу Си к "Лунь юю" (TV, 15), "преданность" есть "исчерпание себя" - максимальная самореализация в своем отношении к людям, тогда как "взаимность/великодушие" - "распространение себя" (т. е. отношения к себе) на другого человека.

А. Г. Юркевич

"ЧЖУН ЮН"

"ЧЖУН ЮН" ("Срединное и неизменное", "Срединность и постоянство") - памятник конфуцианства, создан ок. 3 в. до н. э., в 12 в. вошел в состав канонического "Четверокнижия" ("Сы шу") наряду с "Да сюэ", "Лунь юй" и "Мэн-цзы". Первоначально представлял собой часть канона "Ли цзи". Название восходит к высказыванию Конфуция: "Срединное и неизменное - это то, благодаря чему осуществляется благодать/добродетель (дэ}, доведение ее до совершенства" ("Лунь юй", VI, 27). В "Чжун юне" соответствующий термин предстает качеством "благородного мужа" (цзюнь цзы), способом реализации изначального совершенства человека в его поведении по отношению к миру, преодоления любой односторонности и пристрастности, достижения "высшей искренности" (чжи чэн, см. Чэн), благодаря которой человек "уподобляется духу" (см. Шэнь) и "становится в триаду с Небом и Землей" (см. Тянь). В последующих комментариях к "Чжун юну" и "Лунь юю" понятие "чжун" ("середина", "центральный") толковалось как исключительная "правота", "правильность" (чжэн), "срединная гармония" (чжун хэ), а "юн" (современное "обычный", "заурядный") - как "использование" (юн) "срединности" для гармонизирующего воздействия на мир и общество или как "постоянство", имманентное "постоянному дао". Основоположники неоконфуциянства Чэн Ην. ЧэнХао объясняли понятие "чжун" как "не имеющее отклонений", "юн" - как "не имеющее перемен (изменений)"; "обладающий срединностью в Поднебесной выправляет даопуть, обладающий неизменностью в Поднебесной утверждает принципы" (см. Лк-принцип) ("И шу", цзюань 7).

Лит.: Древнекитайская философия, т. 2. M., 1973, с. 119-36 (пер. В. Г. Бурова); Мартынов А. С. "Искренность" мудреца, благородного мужа, императора.- В кн.: Из истории традиционной китайской идеологии. М.,1984.

А. Г. Юркевич

ЧЖЭН МИН

ЧЖЭН МИН (кит. - выправление имен, исправление имен) - принятая в китайской философии формулировка социально-гносеологической проблемы соответствия реального номинальному. Впервые предложена применительно гл. о. к политико-административному управлению и упорядочению общества. Конфуций под идеей чжэн мин подразумевал необходимость соответствия действительного положения и поведения индивидуума его этико-ритуальному статусу: "Правитель [должен быть] правителем, сановник - сановником, отец- отцом, сын- сыном"; "Когда имена неправильны, суждения несоответственны: когда суждения несоответственны, дела не исполняются" ("Лунь юй", XII, II). Эти высказывания выражают реакцию Конфуция на изменение социально-экономической и политической ситуации: с одной стороны, содержание социальных ролей менялось при сохранении прежних наименований (в частности, теряла влияние наследственная знать), с другой - эти наименования (титулы и звания) присваивались теми, кто не мог претендовать на них с точки зрения традиционных этико-ритуальных норм.

Представитель школы мин цзя Гунсунь Лун интерпретировал проблему чжэн мин в логико-семантическом русле, как проблему соотношения "имен/понятий" (мин) и "реалий" (ши): самостоятельность "имени" и в то же время связь каждого имени с единичной конкретной "реалией" обусловливает неизбежное изменение как "имени" при изменении "реалии", так и "реалии" в связи с переменой "имени". В "эклектическом" (цза цзя; традиционно считается легистским) трактате "Гуань-цзы" (гл. "Синь шу шан" - "Искусство сердца", ч. 1) чжэн мин подразумевает служебную роль "[телесной] формы" по отношению к "имени": первая - основание для присвоения второго, причем под понятие "[телесная] форма" подпадают поступки и общественное положение подданных, а "имя" означает прежде всего наименование их статуса и его регламентацию. Эти идеи развиты в легистском трактате "Хинь Фэй-цзы", где в заслугу "совершенномудрым" ставится "предопределяющая" роль "имен" (в том числе званий, титулов и т. п.) по отношению к вещам и делам, а чжэн мин отождествляется с правлением на основе закона (фа).

Особое значение проблеме чжэн мин придавалось в конфуцианстве, где она закрепилась в трактовке Сюнь-цзы, в трактате которого "Сюнь-изы" представлены начальные формы синтеза конфуцианских и легистских доктрин. В главе "Чжэн мин" автор настаивает на применении единых "имен", которые определяли бы нормы социально-политической жизни. Пригодность этих "имен" для адекватного выражения "реалий" зависит не только от самой "реалии", но и от "договоренности" людей между собой относительно применения "имени". В то же время решающая роль в создании "имен", согласно "Сюнь-цзы", принадлежит упорядочивающей инициативе правителя.

А. Г. Юркевич

ЧЖЭНЬ

ЧЖЭНЬ (кит., буквально - истинность, а также подлинность, истина, правда) - понятие китайской философии и культуры. В отличие от индийской и западной философии в китайском эквиваленте понятия "истина" сильнее выражен ценностно-нормативный, а не онтологический аспект. Иероглиф "чжэнь" восходит к пиктографическому изображению головы, несущему идею главенства и первостепенности. Это изображение можно трактовать как перевернутое. В толковом словаре "Шо вэнь цзе цзы" ("Изъяснение письмен и толкование иероглифов", 2 в.) чжэнь толкуется как "превращение человека, вознесшегося на небо". Т. о. в понятии "чжэнь" отразилось представление о "запредельности", трансцендентности "истины".

Понятие "чжэнь" в философском контексте впервые применено в "Чжуан-нзы", где термин "чжэнь" обозначает подлинность бытия и "предел искренности (так)" в человеке, достижение которого позволяет избежать ложной объективации окружающего мира. Там же использован ставший потом популярным в даосизме термин "чжэнь жэнь" ("истинный человек") - тот, кто достиг идеала "предельной искренности". В средневековых даосских трактатах (напр., "Баопу-цзы" Гэ Хуна) ипостась дао, явленная в вещах, обозначается как "Истинное одно" (чжэнь и), которое одновременно выступает и в качестве пути постижения дао человеком. Средство такого постижения - "сбережение Одного" (шоу и), сосредоточение на духовно-телесной целостности личности в ее единстве с дао. В результате открывается возможность "одухотворения" "тела/личности" и физического бессмертия.

Основоположники неоконфуцианства ЧэнИтл ЧэнХао ввели терминологическое словосочетание "пневма истинной изначальности" (чжэнь юань чжи ци), обозначающее некую пракосмическую субстанцию. Из нее рождается "внешняя пневма", образующая вещи. Впоследствии в китайской культуре закрепилась редуцированная форма понятия "пневма истинной изначальности" - "истинная пневма" (чжэнь ци). В натурфилософских построениях термин "чжэнь ци" синонимичен юань ци - "изначальной пневме". Иероглиф "чжэнь" использован в китайских эквивалентах буддийских понятий mmnxama (чжэнь жу) и парамартха (чжэнь ди).

А. Г. Юркевич

ЧИЖЕВСКИЙ

ЧИЖЕВСКИЙ Александр Леонидович [26 января (7 февраля) 1897, посад Цехановец Гродненской губ. - 20 декабря 1964, Москва] - русский биофизик, один из основоположников космического естествознания и космической экологии, представитель русского космизма. В 1915-18 учился в Московском археологическом и Коммерческом институтах. В 1917 защитил магистерскую диссертацию "Русская лирика 18 в.", в 1918 - докторскую диссертацию "Исследование периодичности всемирно-исторического процесса". В 1918-22 - вольнослушатель физико-математического и медицинского факультетов Московского университета. В 1922 утвержден в звании профессора Московского археологического института. В 1924-31 старший научный сотрудник Лаборатории зоопсихологии Наркомпроса. В 1931-36 директор Центральной научно-исследовательской лаборатории ионификации. В 1939 избран почетным президентом I Международного конгресса по биофизике и космобиологии в Нью-Йорке. В 1942 арестован и осужден на 8 лет по ложному обвинению; отбывал заключение на Северном Урале и в Казахстане. С 1950 по 1958 в ссылке в Караганде. В 1958 реабилитирован. В 1958-64 - научный консультант, затем руководитель лаборатории ионификации и кондиционирования воздуха при тресте "Союзсантехника" Госплана СССР.

Научные интересы Чижевского были чрезвычайно разнообразными: исследование солнечно-земных связей (влияние Солнца на биосферу и социально-исторический процесс), разработка проблем аэроионификации для оптимизации здоровья и деятельности человека, структурный анализ движущейся крови и многое другое Значительное место в наследии Чижевского занимает разработка философских проблем в рамках русского космизма. Был убежден в существовании единого физического закона, определяющего в конечном счете все процессы в мире, универсальный детерминизм понимал как форму проявления этого закона. Считал, что космическая энергия всецело обусловливает все жизненные процессы в биосфере. Допускал, что не только процессы в человеческой психике, но и важнейшие социальные события зависят от ритмов солнечной активности. Поворотные этапы всемирной истории (восстания, революции, войны, крестовые походы, религиозные волнения) связывал с эпохами максимумов солнечной активности.

Соч.: Академия поэзии. Калуга, 1918; Физические факторы исторического процесса. Калуга, 1924; Эпидемические катастрофы и периодическая деятельность Солнца. М., 1930; Структурный анализ движущейся крови. М., 1959: Аэроионификация в народном хозяйстве. М., 1960; Земное эхо солнечных бурь. М., 1973; Космический пульс жизни. М., 1995; В науке я прослыл поэтом. Калуга, 1996.

Лит.: Ягодинский В. Н. Александр Леонидович Чижевский. М., 1987; Голованов Д. В. Созвучье полное в природе. М., 1977; Казютинский В. В. Космизм А. Л. Чижевского.- В кн.: Из истории ракетно-космической науки и техники, в. 2. М., 1998. Архив: РАН, ф. 1703.

В. В. Казютинский

ЧИРНХАУЗ

ЧИРНХАУЗ (Tschimhaus) Эренфрид Вальтер фон (10 апреля 1651, Кизлингсвальд близ Гёрлица - 11 октября 1708, Дрезден) - немецкий философ, просветитель, ученый, изобретатель технологии изготовления саксонского фарфора. Член ряда зарубежных академий, сотрудник международного научного журнала "Acta eruditorum", был лично знаком и активно переписывался с крупнейшими европейскими учеными и философами, в т. ч. с Лейбницем и Спинозой. В письмах к последнему подверг критике "геометрический метод" его "Этики", показал необоснованность дедуктивного выведения многообразия свойств телесного мира из атрибута протяжения, а свойств человеческого разума из божественного мышления. Главный философский труд "Медицина ума..." (1687) посвящен вопросам теории и методологии научного познания как "искусства открытия истины". Опираясь на опыт естественно-научной практики Нового времени, Чирнхауз пытался найти "средний путь" между гносеологией рационализма и эмпиризма. В методе достижения "реального знания вещей" необходимо: 1) опираться на чувственные восприятия, очевидные и достоверные данные опыта; 2) подвергать их рациональной обработке посредством априорных выводов и доказательств; 3) сам процесс дедукции проверять данными опыта, наблюдениями и экспериментами, проводимыми под контролем и руководством разума. Истина как соответствие понятия природе предмета должна включать в себя генетические определения, т. е. представление о способе порождения или конструирования понятия из чувственно данного материала.

Свои теоретико-познавательные идеи Чирнхауз связывал с просветительской идеей практической полезности научного знания, его применимости для нравственного воспитания людей и совершенствования способностей человека. Его работа "Основательное наставление к полезным наукам..." (1700) оказала заметное влияние на реформу системы образования и педагогическую практику в Германии 18 в.

Соч.: Medicina corporis seu cogitationis admodum probabiles le conserwanda sanitate. Amst., 1686; Medicina mentis sive artis inveniendi praecepta generalia, editio nova. Lipsiae, 1695; Erstmalig vollständig ins Deutsche übersetzt und kommentiert von J. Hausleiter. Halle/Saale- Lpz., 1963.

Лит.: Жучков В. А. Немецкая философия эпохи раннего просвещения. М.,1989, с. 41-51; Зубов В. П. Картезианская физика и Чирнхауз.- "Вестник истории мировой культуры", 1958, № 6, с. 101-107; E. W. von Tschimhaus und die Frьhaufldдrong in Mittel- und Osteuropa, hrsg. von E. Winter [u. а]. В., 1960; Venveyen J. Ehrenfried Walter von Tschirnhaus als Philosoph. Bonn, 1960.

В. А. Жучков

ЧИСЛО

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЧИСТОЕ БЫТИЕ"

"ЧИСТОЕ БЫТИЕ" (нем. reines Sein) - категория "Наукилогики" Гегеля, открывающая 1-ю главу ("Бытие"), ее 1-й раздел ["Определенность (качество)"]. Она фиксирует начальную характеристику бытия, когда оно берется в качестве лишенного каких-либо других опредеяенностей, кроме того, что оно просто бытие. От "чистого бытия" Гегель переходит к категориям "ничто" и "становление". Однако из пропедевтического подраздела "С чего следует начинать науку?" выясняется, что вопрос о "чистом бытии" как начале "Науки логики" совпадает с проблемой начала науки, философии, логики, при чем проблема эта выступает в двух формах - исторической и логической.

В историческом плане категория "чистое бытие" фиксирует движение мысли от тех ступеней, когда категория "бытие" только появляется в философском лексиконе как символ первоначала, противопоставляемого "ничто", до развертывания из простого, нерасчлененного, т. е. "чистого бытия", бытийных характеристик, превращающихся в веер взаимосвязанных понятий ("качество", "количество", "становление"). Гегельпишет: "Простую мысль о чистом бытии как абсолютном и как единственной истине впервые высказал Парменид, который в дошедших до нас фрагментах высказал ее с чистым воодушевлением мышления, в первый раз постигшего себя в своей абсолютной абстрактности: только бытие есть, а ничто вовсе нет. - В восточных системах, особенно в буддизме, ничто, пустота составляет, как известно, абсолютный принцип. - Глубокий мыслитель Гераклит выдвигал против указанной простой и односторонней абстракции более высокое, целокупное понятие становления..." (Наука логики, т. 1. M., 1970, с. 141). Что касается более поздних стадий истории философии, то "чистое бытие" вводится Гегелем в противовес давней, поддержанной и Кантом традиции философии и логики, согласно которой первый категориальный блок включает категории количества, качества, отношения, модальности. Гегель же начал не с количества, а с качества и его первого, одновременно простого и фундаментального категориального отношения, - "чистого бытия".

Определение "чистого бытия" в логической форме - это определение "начала", как абстрактного, являющегося "чем-то всецело непосредственным", еще не содержащим различия, отношения к другому (вот почему, в частности, нельзя начинать с количества, которое есть определенное качество). "Чистое бытие" - "бескачественное бытие", однако "сама его неопределенность составляет его качество" (там же, с. 139); с одной стороны, как начало оно есть исторический результат работы соответствующей науки (здесь - логики), с другой - начало совершенно абстрактное, в которое еще нельзя включать ничего конкретного; это "бытие, неопределенное непосредственное, есть на деле ничто и не более и не менее, как ничто" (HegelG. W. F. Gesammelte Werke. Bd. 11. Hamb., 1986, S. 47).

H. В. Мотрошилова

"ЧИСТЫЕ БРАТЬЯ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧИТ

ЧИТ (санскр. cit - мыслить, сознавать) - в индийской философской традиции термин, обозначающий чистое сознание. Термин образован необычным способом, т. к. в роли существительного выступает глагольный корень, лишенный каких-либо именных суффиксов. В адваита-веданте Шанкары чит обозначает чистое сознание, тождественное Амману. С одной стороны, это сознание является "самоочевидным" (сваям-сиддха) и "самосветящимся" (сваям-пракаша), это первейшая для каждого реальность, подобная Декартову cogito; реальность его не нуждается в верификации или схватывании каким-либо другим сознанием. По словам Шанкары, "невозможно отрицать Атман, ибо тот, кто [пытается] отрицать, и есть этот Атман" (Комм. на "Брахма-сутры", 1.1.4, а также сходный пассаж там же, 11.3.7). В то же время эта основа сознания присутствует во всяком опыте, во всяком восприятии или суждении, а это значит, что, пытаясь составить себе некоторое представление о сознании, мы всякий раз вынуждены использовать ее самое. Получается, что сознание никогда не может обернуться на самое себя, не может сделаться собственным объектом, и о нем ничего нельзя сказать, кроме того, что оно существует (ср. Брихадараньяка-уп., III.4.2: "Не может видящий зреть самого видящего... не может познающий знать познающего"; или у Шанкары в комм. на "Брахма-сутры", III.3.54: "Действие, направленное на свой собствен

ный источник, не может быть [помыслено] непротиворечиво. Ведь и жаркий огонь сам себя не жжет, и искусному актеру самому на свое плечо не взобраться"). В этом и объяснение того, почему в адвайте чистое сознание, а стало быть, и Атман лишены каких бы то ни было свойств (ниргуна) и рассматриваются как нечто принципиально неопределимое. Чистое сознание сближается здесь с представлением о "сакшине" - внутреннем "свидетеле" всех актов восприятия, совершенно отличном от каких бы то ни было ментальных функций.

Н. В. Исаева

ЧИТТА

ЧИТТА (санскр. citta - мысль) - общеиндийский философский термин, обозначающий менталитет прежде всего как единство механизмов индивидуального сознания. В текстах Палийского канона читта уподобляется светоносной природе, "окрашиваемой" внешними объектами (Ангуттара-никая 1.11). В абхидхармистской "Пракаранападе", приписываемой Васумитре, дхармы каталогизируются в пяти рубриках, три из которых включают чипу, факторы, сопровождающие читту, факторы "расторжения" связи с читтой. Читта определяется как синоним минаса и виджняны и как осознание объектов, опирающееся на б чувств (включая манас) и соответствующую им объектную сферу (I, §2). Факторов, связанных с читтой, насчитывается 20 (начиная с основных эмоциональных состояний и кончая высшим "умозрением"). В том же тексте, как и в "Абхидхармакоше" (гл. VII), рассматриваются 10 разновидностей функционирования читты, при этом различаются "чистые" и "нечистые" осознания объектов. В ином онтологическом контексте читта занимает важное место в идеализме йогачары, согласно которому мир есть не что иное, как чипа, обращающаяся на себя (читтаматра-вада). В "Йога-сутрах", не без влияния буддизма, читта становится основным исходным понятием йоги, ибо цель йоги декларируется как "прекращение колебаний чипы" (1.2). Эти "колебания читты" распределяются (как и у буддистов) на "загрязненные" и "не загрязненные" аффектами и классифицируются как средства познания предметов, создание безреферентных мыслительных конструкций, заблуждение, сон и память (1.5-11). Спонтанная деятельность чипы сравнивается Вьясой с течением реки, один из потоков которой, устремленный к чувственным объектам, перекрывается бесстрастием, другой же, стремящийся к "различению", поддерживается йогической практикой. В веданте чипа - четвертый компонент "внутреннего инструментария" (антахкарана). В ее текстах чипа определяется то как "осознание" (четана), то как память. По "Вивекачудамани", приписываемой Шанкаре, чипа постоянно интересуется внешним миром (ст. 94).

В. К. Шохин

ЧИТТА-БХУМИ

ЧИТТА-БХУМИ (санскр. cittabhьmi - ступени мысли) - уровни состояния менталитета-чвяуяы, различаемые Вьясой уже в его комментарии к "Йога-сутрам" (1.1). 5 уровней читта-бхуми составляют восходящую иерархию и характеризуются как сознание "разбросанное" (кшипта), "замутненное" (мудха), "рассеянное" (викшипта), "однонаправленное" (экагра) и "остановленное" (нируддха). "Йогизированными" ступенями считаются только две последних. На первой ступени спонтанная связь сознания с объектами наиболее прочна, на второй ослабляется, на третьей уже может регулироваться субъектом. На четвертой ступени сознание аутентично "освещает" объект, ослабляет корневые установки сансарного сознания (клеши) и узы кармы, и индивид достигает "йоги с осознанием" (сампраджнята-йога). На пятой ступени наступает сосредоточение "без осознания" (асампраджнята). Читта-бхуми можно определить, т. о., как классификацию уровней связи сознания с объектами, начинающуюся с максимального и завершающуюся нулевым.

В. К. Шохин

ЧИЧЕРИН

ЧИЧЕРИН Борис Николаевич [26 мая (7 июня) 1828, Тамбов - 3 (16) февраля 1904, с. Караул Тамбовской губ.] - русский философ, правовед, публицист.

В 1845-49 обучался на юридическом факультете Московского университета; в 1856 защитил магистерскую диссертацию. В 1861-68 возглавлял кафедру права в Московском университете. В 1868 по политическим мотивам вышел в отставку В 1882-83 московский городской глава, вышел в отставку из-за несогласия с политикой Александра III. Уединился в родовом поместье Караул, целиком посвятив себя философским и научным занятиям.

Чичерин - последователь гегелевской философии, он видит в разуме верховное определяющее начало и закон всякого бытия, метафизику и логику излагает в духе Гегеля, "исправляя" его лишь в одном пункте: триаду заменяет тетрадой. Движущая сила истории человечества есть развитие идей, и закон исторического развития в сущности - закон диалектического развития, сформулированный в метафизике.

Чичерин - один из основоположников государственной школы в русской историографии, практически все исторически значимые явления в России связывал с деятельностью государства. Вместе с тем считал, что оно подчинило личность, закрепостило сословия, породило политическую несвободу. Разработал программу либеральных реформ для России, его политический идеал - конституционная монархия.

Соч.: Очерки по истории русского права. М., 1858; История политических учений, т. 1-5. M., 1869-1902; Мистицизм в науке. М., 1880; Положительная философия и единство науки. М., 1892; Основания логики и метафизики. М., 1894; Курс государственной науки, ч. 1-3. M., 1894-98; О народном представительстве. М., 1899; Философия права. М., 1900; Вопросы философии. М., 1904. Лит.: Зорькин В. Д. Чичерин. М., 1984; Приленский В. И. Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов, ч. 1. М., 1995.

С. И. Бажов

"ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ - вид познания, к которому обычно относят ощущение, восприятие и представление и которое противопоставляют мышлению. В отечественной философской литературе советского периода чувственное познание выделялось в самостоятельную ступень, которая считалась низшей по отношению к абстрактному мышлению (подобное выделение опиралось на соответствующие высказывания В. И. Ленина из его работы "Философские тетради"). Как показывают современные философские и психологические исследования, такое понимание не может быть принято. Во-первых, вряд ли есть основания для выделения ощущений в качестве самостоятельных образований. Во-вторых, восприятие и представление должны быть поняты как своеобразные формы мыслительной деятельности. Они отличаются от того мышления, которое не осуществляется в чувственной форме, однако не могут считаться "низшими" по отношению к нему. В действительности различные формы мыслительной деятельности имеют свои преимущества и ограничения. каждая из них выполняет свою незаменимую роль в познании. К тому же чувственно переживаемые компоненты могут иметь место и в тех формах мышления, которые не осуществляются в виде восприятия и представления, что выражается, в частности, в виде визуализации абстрактных теоретических моделей.

5. А. Лекторский

ЧУВСТВЕННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧУДО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧХАЛА

ЧХАЛА (санскр. chala - обман, трюк) - четырнадцатая категория ньяи, обозначение внелогических способов запутывания оппонента в диспутах типа джалпа и витанда. В "Ньяясутрах" чхалы определяются как "[попытки] опровержения слов [оппонента] посредством переиначивают их смысла" (1.2.10) и классифицируются как придирки в связи 1) со "словом", 2) с "родом" и 3) с метафорой (1.2.11-14). Ватсьялна иллюстрирует все три типа чхал: 1) когда диспутант использует омонимичность слов "новый" и "девять" (оба звучат как nava) и в ответ на замечание собеседника, что у кого-то новое одеяло, возражает, что у него не девять одеял, а одно; 2) когда диспутант в ответ на утверждение, что какому-то брахману присуща образованность, возражает, что небрахман образованный также будет брахманом (зная, чтов первом случае выражалась похвала определенному лицу, а не определение брахманства как такового); 3) когда диспутант в ответ на возглас: "Подмостки кричат!" - замечает, что подмостки кричать не могут, т. к. они не люди.

В. К. Шохин

ЧЭH И

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЭН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЭН ХАО

ЧЭН ХАО (Чэн Бочунь, Чэн Миндао, Миндао сяныпэн - "учитель из Миндао") [1032, Лоян (современная провинция Хэнань) - 1085] - китайский философ, педагог, один из основоположников неоконфуцианского "учения о сердце" (ли сюэ). Вместе с младшим братом Чэн Яучился у ЧжоуДуньи. Служил чиновником для поручений при наследнике престола, окружным инспектором, преподавал в Лояне. Основные сочинения - "Дин син шу" ("Книга об установлении [индивидуальной] природы"), "Ши жэнь пянь" ("Главы о познании гуманности"). Позднее произведения Чэн Хао и Чэн И были сведены в сборники "И шу" ("Унаследованные книги") и "Эр Чэн цюань шу" ("Полное собрание книг братьев Чэн"). В отличие от Чэн И избегал акцента на первичности лв-принципа, упорядочивающего и структурирующего начала, по отношению к вселенской духовно-материальной субстанции νμпневме. Отдельные аспекты учения Чэн Хао сближают его с "учением о сердце" (синь сюэ) Лу Цзююаня, конкурировавшим с ли сюэ. По Чэн Хао, "искреннее и почтительное" "сердце" не противостоит вещам, ибо оно тождественно Небу (тянь), которое одновременно является универсальным "принципом" ("Дин син шу"). Поэтому "исчерпание [собственного] сердца" является способом "исчерпания принципа" и "исчерпывающего [познания своей] природы", единосущной природе Вселенной. "[Я] сам есть лучшая мера [всего]" ("И шу", цзюань 15), ибо при "обращении [к собственному] сердцу" устраняется двойственность восприятия мира, уже не членимого на "внутреннее" и "внешнее". Его единство и свою "единотелесность" с вещами постигает тот, кто проникнут "гуманностью" (жэнь), объединяющей "долг/справедливость" (и), нормы "благопристойности" (ли), "мудрость" (чжи) и "благонадежность/доверие" (синь). Категория жэнь приобрела у Чэн Хао онтологический характер как условие "слияния" с окружающим миром, достижения "общетелесности" (тун ти) с ним. "Познание гуманности" рассматривалось им как первостепенная задача "учения". Соч.: Эр Чэн цзи (Собр. соч. братьев Чэн). Пекин, 1981. Лит.: Панъ Фуэнь, Сюй Юйцин. Чэн Хао, Чэн И ли сюэ сысян яньцзю (Исследование идей "учения о принципе" Чэн Хао и Чэн И). Шанхай, 1988.

А. Г. Юркевич

ЧЭНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница