Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ЧЭН

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЧЭН

ЧЭН (кит., буквально - искренность, подлинность) - категория китайской философии и культуры, выражающая принцип сообщительности между людьми и, в более широком смысле, между человеком и мирозданием, а также любой вещью.

Впервые понятие чэн использовано в "Мэн-цзы" (4-3 вв. до н. э.), где оно выражает этическое содержание человеческой личности в ее единстве с макрокосмом: "Десять тысяч вещей - они все во мне. Обратиться к самому себе и [быть при этом] искренним. Нет наслаждения большего, чем это". В "Сюньцзы" чэн рассматривается в качестве атрибута мироздания i6nn3Koro к понятию регулярности космического процесса) и потому - основы политического управления, внешнего образца деятельности для "совершенного мудреца".

Идеи Мэн-цзы получили развитие в "Чжун юне", где проблема чэн дана в двух аспектах, наметивших основные направления интерпретации этого понятия в китайской культуре: 1 ) "искренность Неба" как качество, имманентное миру и "совершенномудрому" (ион), которая позволила бы ему слиться с миром; 2) качество низшего, направленное на поддержание должного социального контакта и обретаемое в процессе внутренней трансформации при условии стремления к добру "Искренность" дана человеку как потенция, подобно [индивидуальной] природе (с"н). "Высшая искренность" (чжи чэн) является условием "исчерпания своей природы", что обусловливает возможность "исчерпать природу вещей", а вследствие этого - "содействовать изменяющей и вращающей [силе] Неба и Земли", "образовывать Троицу с Небом и Землей". Обладатель "высшей искренности" способен предвидеть грядущее и потому может быть уподоблен духу (шэнь)". В "Да сюэ" чэн в качестве составного элемента входит в многоступенчатую схему условий успешного управления Поднебесной: "постижение [сущности] вещей" - "знание" (см. Член-сип) - "искренность мыслей" - "упорядочение сознания" - "[прогресс] самосовершенствования" - порядок в семье - "совершенное правление" в государстве - "покой" в Поднебесной. Этот ряд предваряется рассуждением в обратном порядке - формальное выражение "обращения к самому себе".

Особенно важную роль играла категория чэн в учениях предшественников и основоположников неоконфуцианства. Ли АО (9 в.) определил чэн как "природу (син) совершенномудрого". Чжоу Дуньи развил эту идею, охарактеризовав чэн как "чистую и в высшей степени добрую" "основу совершенномудрого" и одновременно как "недеяние" (у вэй), отвергнув трактовку чэн Сюнь-цзы как внешнего идеала, помогающего улучшать исконно "злую" природу человека. По Чжоу Дуньи, чэн - сквозной атрибут устройства мироздания и ритма его жизни, наиоолее полно выражающий себя в состоянии "покоя", ибо в "движении" возникает "добро" или "зло", "недобрые движения", "ошибки". Поэтому в социальной практике на первый план выдвигается идея обратного движения, которое уничтожает "ошибки" на пути к "недеянию", к постижению мира "очищенной" внутренней "природы" без размышления.

Чжан Цзай пользовался категорией чэн как вспомогательной для характеристики "природы Неба (пить)" и близости к нему "совершенной мудрости". У Чэн И ν. Чэн Хао чэн понималась как исходное состояние и предпосылка более актуальных для них категорий "почтительности", "правильности" и др., а также начало обучения, что дало основание Чжу Си считать категорию чэн "основой" их учений. Следуя Чжоу Дуньи, Чжу Си рассматривал чэн как одну из характеристик процесса порождения и становления всего сущего, четко выделив его онтологические и гносеологические аспекты. В комментариях к "Чжун юну" онтологическое выражение чэн - "искренность Неба" определена как "истинная реальность, не имеющая изъянов", "искренность небесного принципа" и в то же время "реальность" благой силы дэ "совершенного мудреца", т. е. сила его воздействия на мир. Чжу Си довел до логического завершения мысль "Чжун юна" об обретении "искренности": даже будучи полученной путем самосовершенствования, она "не отличается от ["искренности"] совершенномудрого".

Выделение Чжу Си гносеологического аспекта обретения "искренности" выразилось в тезисе об обусловленности чэн "достижением [правильного] знания" (см. Чжи-син), связанного с "исчерпанием до конца принципа (ли) всех вещей" и гармонизацией человеком своего внутреннего мира: только т. о. достигаются "правильное сознание, искренние мысли".

Категория чэн сохраняла определенное значение у Ван Янмина, охарактеризовавшего "доведение знания до конца" (имея в виду "[врожденное] благое знание" - лян чжи) как "корень обретения помыслами искренности". В дальнейшем проблема чэн утрачивает реальное философское значение, сохраняя социально-этическое содержание. Конфуцианцы 17-19 вв. (напр.. Дай Чжэнь) подвергали критике толкования чэн основоположниками неоконфуцианства как отошедшие от собственно моральной проблематики (задачи "уяснения добра").

Лит.: КобзевА. И. Учение Ван Янмина и китайская классическая философия. М., 1983; Мартынов А. С. "Искренность" мудреца, благородного мужа, императора.- В кн.: Из истории традиционной китайской идеологии. М., 1984.

А. С. Мартынов

В начало энциклопедии