Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ВОЗМОЖНОСТЬ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ВОЗМОЖНОСТЬ

ВОЗМОЖНОСТЬ (араб. имкан) -одно из центральных понятий учения о существовании, развитого в средневековой арабо-мусульманской философии. Выступает в паре с понятиями "необходимость" (вуджуб) и "невозможность" (имтина'). "Самость" (зат), обладающая возможностью, называется "возможным" (мумкин), или"имеющим возможность существования" (мумкин ал-вуджуд). Пара актуальное - потенциальное не совпадает с триадой возможное - необходимое - невозможное.

Термин "возможность" появляется уже у мутазилитов, но его категориальная проработка осуществляется в арабоязычном перипатетизме, более всего у Ибн Саны. АлФарабй определяет возможность как равновероятность существования и несуществования. В силу этого возможность требует чего-то внешнего, что дало бы "перевес" (тарджйх) одной из этих сторон над другой, благодаря чему "возможное" становится либо "необходимым" (ваджиб) и тогда обретает существование, либо "невозможным" (мумтани') и тогда получает несуществование. Поскольку и то и другое проистекает не от самого возможного, но от "обеспечивающего перевес" (мурадджих), возможное, обретшее необходимость, называется "необходимым благодаря другому" (ваджиб би-гайри-хи), или, более полно, "име

ющим необходимость существования благодаря другому" (ваджиб ал-вуджуд би-гайри-хи); аналогично выстраиваются термины для "невозможности". Т. о., хотя возможность как понятие неразрывно связана с существованием и несуществованием, она логически предшествует им и определяет содержание терминов "существующее" (мавджуд) и "несуществующее" (ма'дум): возможность является собственной характеристикой самости, тогда как необходимость или невозможность, связанные соответственно с существованием и несуществованием, обязаны чему-то внешнему и обусловлены им. В этих аспектах возможность сближается с понятием "утвержценность" (субут), отличаемым от "существования". У Ибн 'Арабй возможное трактуется как "утвержденные воплощенности" (а'йаи сабита), получающие существование, т. е. "воплощающиеся" (та'аййун) в ходе процесса "проявления" (таджаллии). Ибн Сйна рассматривает возможность как самостоятельное и фундаментальное понятие, которое не может быть сведено к "могуществу" (кудра) действователя, наделяющего возможное существованием. Понятие "возможное" близко, но не тождественно понятию "возникшее" (хадис): "возникшему" необходимо предшествует потенция существования и субстрат (мавду*), "возможное" осмысляется как возможное благодаря собственной самости. Возможному предшествует "временное несуществование" ('адам заманийй), хотя исключением являются метафизические Разумы: сами в себе возможные, они тем не менее существуют всегда. Понятие возможности логически предполагает понятие "нужды" (хаджа, факр, ифтикар): возможное нуждается в том, что "обеспечивает перевес" существованию над несуществованием или наоборот, чтобы оказаться соответственно существующим или несуществующим благодаря своей "связанности" (та'аллук) с "иным".

Возможность (наряду с необходимостью и невозможностью) используется и для квалификации суждений. "Возможными" называются суждения типа "человек пишет", необходимость или невозможность которых зависит от внешних условий, которые и делают их соответственно истинными или ложными. Поэтому в плане вероятности познания возможное сущее отождествляется со "случайным" (штифакийй), а не необходимым, а потому с познаваемым в "опыте" (таджриба), а не разумом как априорная необходимость (ал-Фарабй). Устойчиво признается тезис о беспредельности череды возможных сущих (Ибн 'Арабй) и невозможности их "упорядочения" (дабт) и закономерного познания (Ибн Хаяаун).

Понятия "возможность" и "возможное" остаются важнейшими в ищракчзме и суфизме. Сохраняясь и в исмаилизме, они там теряют свою связь с понятием "необходимость", в силу чего становятся лишь иным обозначением для понятия "временное сущее". См. также Необходимость, Причина, Сущее, Утвержденность.

А. В. Смирнов

В начало энциклопедии