Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "К" (часть 2, "КАР"-"КВА")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 2, "КАР"-"КВА")

КАРАНА-КАРЬЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАРДАНО

КАРДАНО (Cardano) Джироламо (24 сентября 1501, Павия - 21 сентября 1576, Рим) - итальянский философ, математик, врач. Учился в университетах Павии и Падуи (1521-26), где сдал экзамен на звание доктора медицины. Занимался врачебной практикой и начиная с 40-х гг. читал лекции по медицине в университетах Милана, Павии, Болоньи. В 1570 был привчечен к суду инквизиции по обвинению в ереси. Несмотря на то, что Кардано был католиком, его философские сочинения "О бессмертии души" (De immortalité animae) и "О тонких материях" (De subtilitate, 1552) были внесены в Индекс запрещенных книг. Последние годы жизни провел в Риме как практикующий врач. Автор более 200 работ по философии, медицине, математике, физике, астрономии, астрологии. Как ученый отдавал предпочтение опытному знанию, а в теории - математико-логическому методу. Его сочинение "О разнообразии вещей" (De varietate rerum, 1557) - энциклопедия естественно-научных и гуманитарных знаний. Этику и психологию Кардано связывал с анатомией и физиологией; считал, что счастье заключено в мудрости, которая достигается опытом и знанием.

Соч.: Opera omnia, t. 1-10. Lugduni, 1663; в рус. пер.: О моей жизни. М., 1938.

Лит.: Гутер Р. С., Полунов Ю. Л. Джироламо Кардано. М., 1980; Bellini А. Girolamo e il suo tempo. Mil., 1947; Fien,M. Girolamo Cardan (1501-1576). Basel, 1977.

Л. М. Брагина

КАРЕЕВ

КАРЕЕВ Николай Иванович [24 ноября (6 декабря) 1850, Москва - 18 февраля 1931, Ленинград] - русский историк и философ, социолог. Профессор европейской истории Петербургского университета. Вслед за П. Л. Лавровым и Н. К. Михайловским - сторонник т. н. "субъективного метода в социологии". Основные идеи Кареева связаны с интерпретацией взглядов представителей "первого позитивизма" (Конта, Спенсера, Милля): "разум, мысль, идея принадлежат не миру в целом, но миру в границах человеческого познания" ("Основные вопросы философии истории". СПб., 1883, т. 1, с. 326), поэтому смысл истории заключается не в некоем абсолютном значении, но в ее значении для человека. Вместе с тем Кареев отказывается от идеи Конта (и Гегеля) о закономерности исторического процесса. Кареев считает, что история никоим образом не может мыслиться как линейный процесс; она - "живая ткань линий, неправильных и извилистых, переплетающихся самым разнообразным и неожиданным образом" (там же, с. 153). История как совокупность случайных событий приобретает смысл только в аспекте субъективной ее оценки (прежде всего моральной), идея прогресса значима для Кареева лишь в применении к судьбам человечества. Основные вопросы философии истории раскрываются через философское осмысление конкретного исторического процесса. Пытаясь построить непротиворечивую систему социальных наук, Кареев выделяет теоретическую и конкретно-историческую философию истории; общая теория истории подразделяется на историческую гносеологию, или историку, и социологию, включающую в себя социальную статику и социальную динамику. История и социология выступают как взаимодополняющие дисциплины, предмет и метод которых не сводимы друг к другу. Труды Кареева в области истории и социологии имели большой общественный резонанс в академической среде на рубеже 19-20 столетий.

Соч.: Историко-философские и социологические этюды. М., 1895; Старые и новые этюды об экономическом материализме. СПб., 1896; Историка (Теория исторического знания). СПб., 1916; Общие основы социологии. Пг,1919.

Лит.: Золотарев В. П. Историческая концепция Н. И. Кареева. Л., 1988; Сафронов Б. Г. Н. И. Кареев о структуре исторического знания. М., 1994.

А. И. Резниченко

КАРЖАВИН

КАРЖАВИН Федор Васильевич (20 января 1745, Петербург - 28 марта 1812) - русский переводчик, издатель. Учился во Франции, встречался с Дидро и Вольтером. По окончании учебы в 1765 вместе с В. И. Баженовым возвращается в Россию, где по указу имп. Екатерины II зачислен на должность "архитектуры помощника" в экспедицию Кремлевского строения. Новую образовательную поездку совершил в 1773 в Амстердам и Париж. Участвовал в войне за независимость Северной Америки (1775-83), выполнял отдельные поручения Т. Джефферсона и Дж. Вашингтона. Вернувшись в Россию, посвятил себя активной литературно-философской деятельности, построенной на идеалах французского Просвещения. Высоко ценил Демокрита, Ф. Бэкона, Б. Франклина, французских энциклопедистов, Ломоносова, Радищева и др. В своих "Словарях" Каржавин дал определения понятиям "философия", "физика", "энциклопедия", "политика", "история" и др. Участвовал в издании сочинения Т. Мора "Картина возможно лучшего правления, или Утопия"; переводчик, комментатор и издатель сочинения Витрувия "Десять книг об архитектуре".

Соч.: Французские, российские и немецкие разговоры. М.-СПб.- Лейпциг, 1784-1840; Сказание содержащимся в Письмах Персидских материям.- В кн.: Монтескье Ш. Персидские Письма. СПб., 1792.

Лит.: Рабинович В. И. Вслед Радищеву.. Ф. В. Каржавин и его окружение. М., 1986; Маслин Μ.Α., Рабинович В. И. О преемственности в развитии идей русского просвещения 18 в.: М. В. Ломоносов и Ф. В. Каржавин.- "Вестник Московского университета, сер. 7. Философия". 1986, №6.

А. И. Абрамов

КАРИНСКИЙ

КАРИНСКИИ Михаил Иванович [4(16) ноября 1840, Москва - 20 июля (2 августа) 1917] - русский философ, логик, историк философии. В 1862 окончил Московскую духовную академию, с 1869 - доцент кафедры метафизики Санкт-Петербургской духовной академии. В 1871-72 слушал в Германии лекции Г. Лотце по логике, по возвращении опубликовал научный отчет "Критический обзор последнего периода германской философии" (СПб., 1873). Аналитическая характеристика метафизики в Германии начиналась с раздела "Кантова "Критика чистого разума"". Каринский был убежден в том, что на почве критической философии невозможно построение новой гносеологической системы. Попытка решения этой задачи была предпринята в докторской диссертации "Классификация выводов" (СПб., 1880), которую по уровню логико-философской интуиции можно поставить в один ряд с логическими сочинениями Аристотеля, Ф. Бэкона, Лейбница, Дж. С. Милля, Гегеля. Основой для исследования логических форм при создании классификации выводов Каринский считал проблему соотношения мысли и реальности, выступая с критикой априоризма и субъективизма в теории познания. Это означало критическое противостояние и кантианству, и позитивизму. Разрабатывая собственную классификацию выводов, Каринский типологически их делил на выводы, основанные на "сличении субъектов", и на выводы, основанные на "сличении предикатов". Он исследовал разновидности выводов в рамках каждого из этих типов, предлагая оригинальные взгляды на индуктивные выводы, выводы по аналогии, разделительные силлогизмы и др. В последний период творчества редактировал учебник Э. Целлера "Очерк истории греческой философии" (СПб., 1886), издал собственные "Лекции по Древней и Новой философии", многочисленные историко-философские статьи, книгу "Бесконечное Анаксимандра" (СПб., 1890).

Соч.: Явление и действительность.- "Православное обозрение", 1878,т. 1; Логика. СПб., 1885; Об истинах самоочевидных, в. 1.СП6., 1893: Избр. труды русских логиков 19 в. М., 1956.

Лит.: Рад.юв Э.Л. Ученая деятельность проф. М. И. Карийского, в. 1-2.СПб., 1895:0н.ж е. Карийский М. И. Творец русской критической философии. Пг.. 1917; Миртов Д. В. М. И. Каринский и его философские воззрения.- "Мысль и слово", т. 2. М., 1917-21.

А. И. Абрамов

КАРЛЕЙЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАРМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАРНАП

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАРНЕАД

КАРНЕАД (Καρνεάδης) (ок. 214/213, Кирена- 129/128, Афины), сын Эпикома (или Филокома) - греческий философ-платоник, глава Академии после Гегесина, основатель т. н. Новой, или Третьей Академии, руководство которой из-за болезни передал в 137/136 Карнеаду, сыну Полемарха, приехал в Афины в 185/180, где познакомился с сочинениями Хрисиппа, изучал диалектику у Диогена-стоика. Затем перешел на позиции скептической Академии и оспаривал стоическую догматику (прежде всего - Антипатра из Тарса). Прославившись как выдающийся оратор, Карнеад в составе афинского посольства в 155 был послан в Рим, где добился для афинян освобождения от штрафа и, помимо этого, ошеломил своим красноречием образованных римлян во время публичных лекций, часть которых была составлена в жанре "двойных речей". У Карнеада было множество учеников. Академия при нем переживала пору расцвета. Он не писал философских сочинений; его учение было известно из лекций, записанных его учениками Клитомахом и Зеноном Александрийским. Представление о его взглядах можно составить благодаря Цицерону, а также Сексту Эмпирику, Плутарху и др. Главный оппонент Карнеада - Хрисипп; Диоген Лаэртий приводит его изречение: "Не будь Хрисиппа, и меня бы не было".

Карнеад развил выдвинутые Аркесилаем принципы академического скепсиса с его антидогматизмом и полемической направленностью. Отрицая существование критерия истины, он критиковал учение стоиков о "постигающем впечатлении" (φαντασία καταληπτική): поскольку любое впечатление равно может быть и истинным и ложным, оно не может быть постигающим, а следовательно - и критерием истины; вместе с тем, критерием не может быть и разум: то, о чем он судит, должно прежде явиться (φανήναι) ему, а это невозможно без ощущения. В качестве ориентира в практической деятельности Карнеад допускал "убедительное (πιθανή) впечатление", т. е. такое, которое представляется истинным, "выразительным" (εμφασις); окружение Карнеада считало, что оно может быть даже критерием истины. Карнеад различал впечатление просто убедительное, проверенное (διεξωδευμένη) и устойчивое (απερίσπαστη). В области этики антистоический пафос приводил его к положительным суждениям о "высшем благе", которое состоит в том, чтобы по возможности наслаждаться теми благами, которые дает природа. Он критиковал также другие философские школы, критически высказывался о существовании богов и их почитании, о промысле и роке, предсказании, астрологии и др.

Фрагм.: Karneades. Fragmente, Text und Kommentar von B. Wisniewski. Wroclaw, 1970; Mette H.J. Weitere Akademiker heute: von Lakydes bis zum Kleitomachos.-"Lustrum", 1985,27, p. 53-141. Лит.: Nonwi Pieri St. Carneade. Padova, 1978; Gorier W. Karneades.- GGP, Antike 4. Basel, 1994, S. 849-897.

Ю. А. Шичалин

КАРПОВ ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ

КАРПОВ Василий Николаевич [2 (13) апреля 1798, с. Хреновое Бобровского у. Воронежской губ. - 3 (15) декабря 1867, Петербург] - русский философ, воспитанник киевской школы философского теизма, переводчик сочинений Платона. Окончив Киевскую духовную академию, в 1833 получает приглашение в Петербургскую духовную академию. В 1835 занимает кафедру философии, читает курсы - введение в философию, история философии, в т. ч. новейшая после Канта; по логике и психологии. Главным делом жизни считал перевод Платона, положив основные идеи античного мыслителя в основание собственного философствования. "Введение в философию" (СПб., 1840) было попыткой построения системы т. н. философского синтетизма, в котором знание и бытие, идеальное и реальное рассматривались в коренном и нераздельном их существовании, а не выводились одно из другого. Основанием философии считал сознание как факт внутреннего опыта, непосредственно известный, сам по себе ясный и всеобщий. Сознание, понимаемое конкретно, как нечто реальное, существующее, есть единственное начало всего, что человек мыслит, чувствует, желает и к чему стремится. Платонизм дает возможность избежать односторонности, когда берется какое-либо философское начало (иногда чувство, иногда ум) и ему подчиняются другие. Особой областью метафизических исследований признавал человека и окружающий его мир, который понимал трояко: как чувственный, метафизический и абсолютный (абсолютное бытие). Соответственно и человек может трояким образом входить в мир: через внешние ощущения, через "идеи", через духовное созерцание Божества. В основании системы философского синтетизма лежал "закон гармонического бытия вселенной". В академической среде Карпов считался идеально настроенным "христианским философом".

Соч.: Систематическое изложение логики. СПб., 1856; Взгляд на движение философии в мире христианском и на причины различных ее направлений.- "Журнал Министерства народного просвещения", 1856, ч. 92; Философский рационализм новейшего времени.- "Христианское чтение", 1859, № 11; 1860, № 3-6, 12; Душа и действующие в природе силы,- Там же, 1866, № 2; Систематическая форма философского рационализма, или Наукоучение Фихте.- "Радуга", 1865, № 1; 1866, №2; О самопознании.-"Странник", 1860, № l. Лит.: Высокоостровскии А. П. Покойный Карпов как почитатель сократо-платоновой философии. СПб., 1893; Памяти русского философа В. Н. Карпова, сб. статей. СПб, 1898.

А. И. Абрамов

КАРПОВ ВЛАДИМИР ПОРФИРЬЕВИЧ

КАРПОВ Владимир Порфирьевич [28 марта (8 апреля) 1870, Москва - 1943, Саратов] - российский биолог, философ, историк науки. Один из организаторов Екатеринославского (Днепропетровского) университета, его первый ректор (1918-25). Знаток древнегреческого и латинского языков, Карпов впервые перевел естественно-научные сочинения Аристотеля - "Физику" (1936), "О происхождении животных" (1937), "О частях животных" (1940), "Историю животных" (1943). Редактор и автор примечаний первого издания на русском языке сочинений Гиппократовского сборника (Гиппократ. Избранные книги, 1936; Гиппократ. Соч., т. 2-3,1941-43); сочинений Ж.-Б. Ламарка (Философия зоологии. М., 1911).

Принимал активное участие в работе Московского психологического общества. Уже в ранних работах (Витализм и задачи научной биологии в вопросе о жизни. Вопросы философии и психологии, кн. 98-99. M., 1909) пытается преодолеть противоречие механицизма и витализма, возвращаясь к пониманию природы в античной культуре. Характеризовал аристотелевскую позицию как "первую и наиболее последовательную систему органического понимания природы, основы которой не разрушены ошибочностью отдельных фактических данных и развитием математико-механистического естествознания". Аристотелевское представление о целостности и целесообразности как имманентных живому организму, т. е. понимание того, что целое или "морфе" организма может существовать только "энтелехиально", в качестве живого существа или во всей природе в целом, а не как самостоятельная идеальная субстанция, наибольшим образом соответствует точке зрения Карпова. Понятие целостности - краеугольный камень его органического понимания природы, учения об организме как о естественном теле, или самоорганизующейся системе. Ряд выдвинутых Карповым положений созвучен идеям, легшим в основание синергетики. Сохранилась его большая неопубликованная работа "Основные проблемы биологии с системной точки зрения" (1924-25). Оказал влияние на развитие виталистических взглядов в отечественной науке. Архив Карпова находится в Институте истории естествознания и техники Российской Академии наук.

Соч.: Натурфилософия Аристотеля и ее значение в настоящее время.- "Вопросы философии и психологии", кн. 109, 110. M., 1911; Шталь и Лейбниц.- Там же, кн. 114. M., 1912; Основные черты органического понимания природы. М., 1913; Ламарк. Исторический очерк.- В кн.: Философия зоологии. М., 1911; Гиппократ м Гиппократов сборник.- В кн.: Гиппократ. Избр. книги. M., I936. Лит.: Гуркин В. А. В. П. Карпов.- "Вопросы истории естествознания и техники", 1988, № 3; Он же. В. П. Карпов как переводчик Аристотеля.- "Вестник Древней истории", 1989, № 2.

В. А, Гуркин

КАРПОВ ФЕДОР ИВАНОВИЧ

КАРПОВ Федор Иванович (2-я пол. 15 в. - до 1545) - русский дипломат, писатель, публицист. Происходил из старинного рода князей Фоминских, получил звание окольничего и оружничего. Как дипломат занимался восточной политикой Московской Руси. О высокой образованности Карпова свидетельствует его переписка с митрополитом Даниилом, старцем Филофеем. Максим Грек Называл его "премудрым" и "пречестнейшим", кн. Андрей Курбский - "разумным мужем". Активное участие Карпов принимал в богословской полемике Николая Булева и Максима Грека. Послания последнего свидетельствуют о высоком интересе Карпова к проблемам астрологии, философии и богословия, особенно к проблеме filioque. В Послании Карпова на "епистолию" митрополита Даниила имеются многочисленные ссылки на сочинения Гомера, Овидия, на "Этику к Никомаху" и "Политику" Аристотеля.

Изд.: Памятники литературы Древней Руси. Кон. 15-1-я пол. 16 в. М.,1984.

Лит.: Рмсига В. Ф. Боярин-западник 16 в. (Ф. И. Карпов).- В сб.: Ученые записки Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук Института истории, т. 4. M., 1929; Кимеева Ε, Η. "Послание митрополиту Даниилу" Федора Карпова.- "Труды Отдела древнерусской литературы", т. 9. M.-Л., 1953; Зимин А. А. Федор Карпов, русский гуманист 16 в.- "Прометен", сб. 5. М„ 1968.

А. И. Абрамов

КАРРИ

КАРРИ (Сипу) Хаскелл Брук (12 сентября 1900-81) - американский логик и математик. Воспитанник Гёттингенского университета, защитил докторскую диссертацию по теории комбинаторов (1930), профессор Пенсильванского университета с 1941. Большинство сочинений посвящено комбинаторной логике и обшей теории формальных систем и исчислений. Первым построил чисто дедуктивно теорию алгоритмов в виде исчисления (чистой) теории комбинаторов и доказал ее непротиворечивость. Он синтаксически обосновал сформулированный в 1920 M. И. Шейнфинкелем принцип комбинаторной полноты и на его основе ввел (независимо от А. Чёрча) неограниченное теоретико-множественное свертывание (Combinatory Logic, v. l, 1958, совместно с Р. Фейсом; Сотbinatory Logic, v. 2, 1972, - совместно с Дж. Хиндли и Дж. Селдином). Исходя из идей функциональности и вычислимости, Карри стремился найти основания математики, отличные от теоретико-множественных. При этом он считал полезным исследование и противоречивых подсистем. В методологии математики Карри был представителем созданного им направления конструктивного неоформализма, рассматривающего математику как совокупность методов, пригодных для изучения формальных систем и исчислений. Он был одним из создателей ассоциации "Символическая логика" и журнала "Journal of Symbolic Logic" (1936).

Соч.: Grundlagen der Kombinatorischen Logik, 1930; A Formalizalion f Recursive Arithmetik.- "American Journal Mathematic", 1941, v. 63: Основания математической логики. M., 1969.

Лит.: Seidin J. P. and Hindley J. R. (eds). To H. B. Curry: Essays on Combinaiory Logic, Lambda-Calculus and Formalism. L., 1980.

А. С. Кузичев, 3. А. Кузичева

КАРСАВИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАРТАШЕВ

КАРТАШЕВ Антон Владимирович [11(23) июля 1875, Кыштым Екатеринбургского у. Пермской губ. - 10 сентября 1960, Париж] - русский историк Церкви, богослов, общественный и государственный деятель. Родился в семье бывшего крепостного, окончил в 1899 Петербургскую духовную академию, преподавал в ней с 1900 по 1905. С 1905 работал в Петербургской публичной библиотеке, одновременно с 1906 преподавал на Петербургских высших женских (Бестужевских) курсах. С июля 1917 обер-прокурор Священного Синода, с середины октября 1917 министр исповеданий Временного правительства. Активный участник Религиозно-философских собраний ( 1901-03) и Петербургского религиозно-философского общества (1907-17). Приложил много усилий для организации Поместного собора Русской Православной Церкви, от имени правительства открыл его первое заседание 15 августа 1917 в Москве. Арестован большевиками, освобожден в 1918 и бежал за границу С 1920 в Париже, с 1925 и до конца своей жизни профессор Православного богословского института.

Соч.: На путях к Вселенскому собору. Париж, 1932; Ветхозаветная библейская критика. Париж, 1947; Воссоздание Святой Руси. Париж, 1956; Очерки по истории Русской Церкви, т. 1-2. М., 1991; Вселенские соборы. М., 1994; Церковь. История. Россия. М., 1996. Лит.: Зеньковский В. В. Памяти проф. А. В. Карташева.- "Вестник РСХД", Париж, 1960, № 58/59; Князев А. П. Памяти проф. А. В. Карташева.- Там же.

А. В. Соболев

КАРТЕЗИАНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАРУНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАССИОДОР

КАССИОДОP (Cassiodorus) Флавий Магн Аврелий Сенатор (ок. 490 - ок. 583) - ученый, педагог, эрудит. В 507-538 - влиятельный политик при короле Теодорихе. К этому периоду относятся его "Хроника" и "История готов" (ныне утрачена). "Варии" (538) - собрание официальных документов остготского двора, организованное в художественное целое по правилам риторики; проникнуты идеями римской государственности. Оставив политику, сосредоточился на религиозных занятиях и педагогике. Основал Виварий - монастырь и ученую обитель, где были школа, богатая библиотека и скрипторий. Организация Вивария повлияла на организацию бенедикгинских монастырей. "Наставления в науках божественных и человеческих" (Institutiones divinarum et saecularium litterarum, ок. 562) в двух книгах определи образовательную программу монахов Вивария, соединив изучение богословия и семи свободных искусств. Из скриптория Вивария вышли переводы (с греческого) "Иудейских древностей" Иосифа Флавия, гомилий Иоанна Златоуста. По греческим источникам составлена популярная в средние века "Церковная история".

Соч.: MPL, t. 69-70; Institutiones, ed. R. A. B. Mynors. Oxf., 1937; Historia ecciesiastica tripartita, ed. W. Jacob, R. Hanslik, Corpus Scriptonim Eeclesiasticorum Latinorum 71 (Vienna, 1952); Vàriae и De anima, ed. A.J. Fridh.J.W. Halporn, Corpus Christianorum Series Latina 96 (1973); в рус. пер.: Памятники средневековой латинской литературы IV-IX веков. М., 1970, с. 147-158; фрагм. "Наставлений": Антология педагогической мысли христианского средневековья I. М., 1994. Лит.: Уколова В. И. Античное наследие и культура раннего средневековья. М., 1989; O'DomellJ. Cassiodorus. L„ 1979.

Β. ΰ. Петров

КАССИРЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАСТАНЕДА

КАСТАНЕДА (Castaneda) Карлос (25 декабря 1931, СанПауло, Бразилия, по другим данным 25 декабря 1925, Каджамарке. Перу - 19 апреля 1998, Вествуд, США) - американский писатель и антрополог. Кастанеде принадлежит 11томная хроника, излагающая историю ученичества у Дона Хуана, индейца племени яки, шамана и "человека Знания". За третью книгу хроники "Путешествие в Икстлен" Кастанеда получил степень доктора философии (1973), однако академическая карьера не была продолжительной и оборвалась в соответствии с изложенной в его трудах стратегией "стирания личной истории".

В книгах Кастанеды описан сверхъестественный мир шамана, мир "видящих" людей Знания. Реальность, по утверждению автора, представляет собой принятое обществом воззрение на мир, которое может быть изменено и преодолено с помощью дисциплины, ритуала и концентрации. Маг способен видеть и использовать энергию, из которой состоит все, и т. о. управлять пространством и временем, но путь к этому знанию тяжел и опасен. Согласно Дону Хуану, для путешествий в неведомое необходимы неограниченный прагматизм и трезвость.

С момента публикации в конце 1960-х гг. первого тома саги об ученичестве книги Кастанеды были изданы миллионными тиражами и высоко оценены критиками. Американская писательница Дж. К. Оутс назвала их "изумительными образцами искусства".

Соч.: Разговоры с доном Хуаном; Отдельная реальность; Путешествие в Икстлан; Сказки о силе (все - София, 1992); Второе кольцо силы; Огонь изнутри; Сила безмолвия (все - София, 1993); Искусство сновидения. София, 1996; Активная сторона бесконечности. София, 1997; Тенсегрити; Колесо Времени (обе - София, 1998). Лит.: Абеляр Т. Магический переход. София, 994;ДоннерФ. Сон ведьмы. София, 1994; Он лее. Шабоно. София, 1994; Он лее. Жизнь в сновидении. София, 1994; Санчес В. Учение дона Карлоса. София, 1997; Кастанеда М. Р. Магическое путешествие с Карлосом Кастанедой. Красноярск,1998.

В. А. Подорога

КАТАРСИС

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАТАРЫ

КАТАРЫ (от греч. καθαρός - чистый) - одна из крупнейших средневековых ересей в Западной Европе (гл. о. - в Италии, Провансе и Фландрии) в 11-13 вв. В Провансе катары назывались альбигойцами (по городу Альби). Учение их сложилось под опосредованным влиянием манихейства (через византийских павликиан и болгарских и далматинских богомилов) и отличалось дуализмом. Истинный Бог противопоставлялся князю тьмы, демиургу - творцу материального мира, отождествляемому с дьяволом. Катары подразделялись на ряд течений. Наиболее радикальные из них проповедовали крайний аскетизм, доходящий до полного отрицания половых отношений и осуждения деторождения как процесса умножения зла. Катары отрицали основные церковные таинства и резко критиковали католическую церковь за примирение с миром. В конце 12 в. катары фактически господствовали в Провансе. Крестовый поход, предпринятый против них в 1209 по инициативе папы Иннокентия III, положивший начало кровопролитным Альбигойским войнам (продолжались до 1229*), и жестокие репрессии инквизиции привели к их исчезновению к концу 13 в.

Ист.: Livre (cathare) des deux principes, ed. С. Thouzelier. P., 1973 (Sources Chrétiennes, t. 198); Rituel cathare, ed. C. Thouzelier. P., 1977 (Sources Chrétiennes, t. 236).

Лит.: Осокин H. A. История альбигойцев и их времени, т. 1-2. Казань, 1869-72; Карсавин Л. П. Очерки религиозной жизни в Италии XII- XIII вв., СПб., 1912; Солодовников В. Оболганные инквизицией. М., ( 1996]; Soederbeg H. La religion des cathares. Uppsala, 1949; Borst A. Die Katharer. Stuttg., 1953; NelU R. Le phénomène cathare. Toulouse, 1964; Idem. La philosophie de catharisme: Le dualisme radical au XIII-e siècle, P., 1975; ThouylierC. Catharisme et valdeisme en Languedoc à la fin du XI 1-е au début du XII 1-е siècle. P., 1969.

H. В. Шабуров

КАТАФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ

КАТАФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ (от греч. καταφατικός утвердительный) - один из двух (наряду с апофатической теологией) путей Богопознания, который ведет к познанию божественных атрибутов. Хотя сущность Бога невыразима с помощью какого-либо понятия. Священное Писание именует Бога сущим, благим, любовью, премудростью и т. д. В трактате Псевдо-Дионисия Ареопагита "О Божественных именах" приписывание Богу позитивных атрибутов осмысляется как определенный способ Богопознания, отличный отапофатического подхода и в то же время неразрывно связанный с ним, - это познание Бога по его разнообразным проявлениям и энергиям. Как отмечают отцы Церкви, в творениях, в промысле Бога о мире, как в зеркале видимы беспредельная благость, премудрость и сила Божества. Это откровение Бога доступно нашему уму и отчасти постижимо в своем таинственном содержании. Уразумевая смысл бытия тварных существ, можно восходить к созерцанию их Создателя.

В противоположность апофатическому пути, ведущему к мистическому единению с Богом, катафатическая теология открывает взору христианина лестницу богоявлений или богопроявлений в тварном мире. В определенном смысле и катафатическая, и апофатическая теология могут рассматриваться как один и тот же путь, но проходимый в противоположных направлениях: Бог нисходит к человеку в своих энергиях, человек восходит к нему посредством апофатически осмысляемых созерцаний, которые и открывают и скрывают божественную сущность. Совершеннейшее Богоявление - воплощение Бога-Слова. "В человечестве Христа, по Дионисию, Пресущественный явился в человеческой сущности, не переставая быть сокровенным после этого явления, или, если выразиться более божественным образом, не переставая быть сокровенным в самом этом явлении" (MPG, t. 3, col. 1069 В, пер. В. H. Лосского). Тем более частичные богоявления, происходящие на низших ступенях, сокрывают Бога в том, что он есть, и являют его в том, что он не есть по своей природе. В катафатической теологии Божественные имена, извлеченные гл. о. из Священного Писания, есть ряд ступеней, служащих опорой созерцанию. Это не рациональные понятия, которые мы сами формулируем и которые сообщают нашим разумным способностям положительное знание о божественной природе, это - скорее образы или идеи, способствующие тому, чтобы направить и преобразовать нас к созерцанию того, что превосходит всякое разумение.

В. П. Гайденко

"КАТЕГОРИИ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАТЕГОРИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАТКОВ

КАТКОВ Михаил Никифорович [1(13) февраля 1818, Москва - 20 июля (1 августа) 1887, с. Знаменское Подольского у. Московской губ.] - русский философ, публицист, общественный деятель. Из семьи мелкого чиновника. В 1834-38 учился на словесном отделении Московского университета. В середине 1830-х гг. вошел в кружок Н. В. Станкевича. Увлечение мистицизмом сблизило его с М. А. Бакуниным. Увлекался философией Шеллинга и Гегеля. Сотрудничал в "Московском наблюдателе" (1838-39) и "Отечественных записках" А. Краевского (1839-40). В первых статьях "О русских народных песнях", "Об истории древней русской словесности Максимовича", написанных в патриотическом духе, пытался применить основные принципы философии истории Гегеля. В конце 1840-х гг. уезжает в Берлин, где посещает лекции Шеллинга. По возвращении в Россию в 1843 происходит его разрыв с В. Г. Белинским. В 1845 защитил диссертацию "Об элементах и формах славяно-русского языка", до 1850 - адъюнкт на кафедре философии Московского университета, преподавал логику и историю философии, построенную на основных идеях философии откровения Шеллинга. С 1851 - редактор "Московских ведомостей".

Эклектичность, стремление связать идеи Гегеля и позднего Шеллинга характерны для его основного философского сочинения "Очерки древнейшего периода греческой философии" (М., 1853). С 1856 вместе с А. В. Станкевичем, Е. Ф. Коршем, П. Н. Кудрявцевьм, П. М. Леонтьевым, ас 1858 самостоятельно издавал журнал "Русский вестник" умеренно либерального направления. В этот период Катков - дворянский либерал, англоман, убежденный сторонник буржуазных реформ: выступал за отмену крепостного права, судебную реформу и свободу печати. В то же время возрастало его враждебное отношение к философскому материализму и революционному демократизму; его оппонент - Н. Г Чернышевский, А И. Герцен. Катков полемизирует с журналом "Современник", обвиняя его в нигилизме. В "Русском вестнике" (апрель 1861) поместил статью П. Д. Юркевича "Из науки о человеческом духе", содержавшую резкую критику материализма и в частности работы Чернышевского "Антропологический принцип в философии", что явилось началом философской дискуссии 1860-х гг. В 1863 совместно с П. М. Леонтьевым возглавлял "Московские ведомости". Во время Польского восстания 1863 занял шовинистическую позицию. С этого времени отходит от позиции умеренного либерализма в сторону консерватизма, а с конца 1870-х гг. занимает реакционную позицию. Обвинил в убийстве Александра II 1 марта 1881 демократическую интеллигенцию и поляков. Выступал с резкой критикой либерализма и либеральных реформ.

Соч.: Собр. статей по польскому вопросу, в. 1-2. М., 1887; Наша учебная реформа. М., 1890; Собр. передовых статей "Московских ведомостей" (1863-87). М., 1897-98.

Лит.: Любимов Н. А. М. Н. Катков и его историческая заслуга. СПб., 1889; Сементкоескт Р. И. М. Н. Катков. Его жизнь и литературная деятельность. СПб., 1892; Зайончковский Π.Α. Российское самодержавие в кон. 19 столетия: Политическая реакция 80 - нач. 90-х гг. М., 1970; Твардовская Β.Α. Идеология пореформенного самодержавия (М. Н. Катков и его издания). М., 1978.

Архивы: РГАЛИ, ф. 262; ГАРФ, ф. 1718; ОР РГБ, ф. 120.

И. Ф. Худушина

КАТОЛИЦИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАУТСКИЙ

КАУТСКИЙ (Kautsky) Карл (16 октября 1854, Прага-17 октября 1938, Амстердам) - социальный философ, лидер и теоретик немецкой и международной социал-демократии. Учился в Венском университете, в 1874 стал членом СДПА, с 1882 по 1917 - главный редактор теоретического журнала социал-демократии "Die neue Zeit", автор теоретической части Эрфуртской программы СДПГ. После прихода нацистов к власти вынужден был эмигрировать в Прагу, затем в Амстердам. В 1899 опубликовал серию статей, направленных против ревизии марксизма Э. Бернштейном, в том же году вышла его работа "К критике теории и практики марксизма. Антибернштейн" (Bernstein und das Social-demokratische Programm. Eine Antikritik von Karl Kautsky. Stuttg., 1899; рус. пер. СПб., 1905). Каутский - участник всех конгрессов II Интернационала. В период русской революции 1905 пишет ряд статей, посвященных этой проблеме, в т. ч. "Движущие силы русской революции" (1906-07), где говорит о наступлении новой эры революции. После поражения революции все больше полемизирует с левыми, в 1910 вместе с О. Бауэром и Р. Гидьфердингом создает группу "Центр". В годы 1-й мировой войны и Октябрьской революции разделяет взгляды меньшевиков, считая, в принципе невозможным в отсталой стране построение нового строя. В работе "Die Diktatur des Proletariats" (W, 1918) выступает против диктатуры пролетариата с защитой демократии. Критике большевизма посвящено большинство его работ 1918-22. В своих рассуждениях Каутский исходил из того, что материалистическое понимание истории соединимо с любым мировоззрением, не противоречащим методу диалектического материализма, прежде всего с эволюционизмом. Прогресс общества предопределен степенью развития науки и техники, а социализм наступит в силу естественноисторической закономерности и не нуждается ни в каком идеале. Марксизм "безэтичен". Основной теоретической работой Каутского считается "Этика и материалистическое понимание истории" (Die Ethik und die materialistische Geschichtsauffassung. Stuttg., 1906;pyc.nep.l912).

Соч.: Соч.,т. 1-4,10,12. M., 1923-1930; Очерки и этюды. СПб., 1907; Из истории общественных течений, т. 1-2. СПб., 1907-08; Теории кризисов. М., 1923; Материалистическое понимание истории, т. 2. M., 1931; Erinnerungen und Erörterungen. Gravenhage, 1960. Лит.: Браиович С. М. Карл Каутский - эволюция его воззрений. М„ 1982.

M. A. Хевеши

КАЧЕСТВО

КАЧЕСТВО - философская категория, выражающая существенную определенность предмета, благодаря которой он существует именно как такой, а не иной предмет. Содержание категории качества неоднократно изменялось на протяжении истории философской мысли. Первое достаточно ясное истолкование категории качества восходит к Аристотелю, который связывал качество вещи с ее сущностью: "...сущность связана с качеством, а качество имеет определенную природу" ("Метафизика", 1063 а 25). В Средние века под скрытыми качествами вещей понимали их вечные и неизменные формы. У философов Нового времени категория качества отчасти отождествляется с категорией свойства. Дж. Локк, в частности, называет качеством "силу, вызывающую в нашем уме какую-нибудь идею. Так, снежный ком способен порождать в нас идеи белого, холодного и круглого. Поэтому силы, вызывающие эти идеи в нас, поскольку они находятся в снежном коме, я называю качествами" (ЛоккДж. Опыт о человеческом разуме.- Соч. в 3 т., т. 1. M., 1985, с. 183). Локк разделяет все качества на первичные - присущие самим телам (плотность, протяженность, форма, движение или покой и число) и вторичные - не присущие самим по себе вещам, а представляющие собой лишь ощущения субъекта (цвета, звуки, вкусы и т. п).

В философии Гегеля категория "качество" получает двоякое истолкование. В гносеологическом смысле качество определяется как начальная ступень познания вещей. Как онтологическая категория "качество", по Гегелю, "есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность. нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть" (Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М-, 1974, т. 1, с. 228). Именно такое понимание качества вошло в марксистскую философию и развивалось советскими философами гл. о. в связи с законом перехода количественных изменений в качественные.

В настоящее время категорию качества обычно определяют с помощью понятия свойства. Свойство есть любой признак, относительно которого предметы могут быть сходны между собой или отличаться один от другого, т. е. форма, величина, цвет, объем и т. п. Для каждого данного предмета свойства подразделяются на существенные и несущественные. К несущественным свойствам предмета относят те, которые предмет может приобретать или терять, оставаясь в то же время все тем же самым предметом. Существенным называют такое свойство, утрачивая которое предмет перестает быть самим собой, становится чем-то иным. Совокупность или система существенных свойств предмета и есть его качество. Именно качество определяет существование предмета как особой сущности, отличной от других, и детерминирует его свойства, проявляющиеся в отношениях с другими предметами.

А. Л. Никифоров

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАШМИРСКИЙ ШИВАИЗМ

КАШМИРСКИЙ ШИВАИЗМ

скчй.

КАШЬЯПИЯ

КАШЬЯПИЯ (санскр. kSsyapîya - школа последователей Кашьяпы) - одна из ветвей "чбхаджьявады, именуемая также суваршака. Известна своим участием в дискуссиях сарвастивады и других буддийских школ по проблеме реальности событий трех времен. Сарвастивадины настаивали на том, что не только прошлое, но и будущее имеют действительное существование не меньшее, чем настоящее. Это позволяло им объяснить такие феномены, как познавательный акт, имеющий много стадий; память, или сознание прошлого; предвидение, или сознание будущего, а также "вызревание" действий - закон кармы. Их оппонентам казалось не менее очевидным, что прошлого, как и будущего, еще и соответственно уже нет. Кашьяпия попыталась найти "выход из кризиса", о котором сообщает сарвастивадинская "Махавибхаша": прошлое действие существует, пока еще его плоды находятся в процессе "вызревания" (vipäka), как только они "вызреют", оно станет уже несуществующим.

В. К. Шохин

КАЭТАН

КАЭТАН, Гаэтан (Caietanus) Томмазо де Вио (20 февраля 1468, Гаэта -10 августа 1534, Рим) - итальянский философ и богослов, лидер томистской школы конца 15-1-й трети 16 в., представитель второй схоластики. Учился в Неаполе, Болонье и Падуе. В 1494 занял кафедру томистской метафизики в Падуанском университете, затем преподавал в Павии и Риме. С 1517 - кардинал, с 1519 - епископ Гаэты. В 1518 как папский легат в Германии обсуждал с Лютером его тезисы. Дискуссия, в которой был затронут ряд доктринальных проблем, имеющих отношение к обоснованию практики индульгенций, в частности, соотношение веры и благодати, подаваемой в таинствах крещения и причастия, вопрос о смысле "сокровищницы" заслуг, приобретенных Христом, не привела к согласию и закончилась осуждением Лютера.

Каэтан первым начал использовать "Сумму теологии" Фомы Аквинского в качестве основного учебника богословия. Его обширный комментарий к "Сумме" оказал большое влияние на формирование католической теологии. Комментируя аристотелевские сочинения, показывал, что Аристотель никогда не был "хорошим томистом". Вопрос же о том, насколько образцовым томистом был сам Томмазо де Вио в осмыслении ключевых онтологических категорий (сущее, сущность, бытие), остается дискуссионным. Он отстаивал (особенно в полемике со скотистами) традиционное томистское положение о реальном различии в творениях сущности и актуального бытия, но в трактовке сущности, идя "назад к Аристотелю", отошел от Фомы Аквинского в сторону эссенциализма. Рассматривая реальное бытие прежде всего как актуальность, а не как совершенство, считал "бытие актуального существования" (esse actualis existentiae) пределом овеществления и объективации "бытия сущности" (esse essentiae). В целом онтология Томмазо де Вио является гораздо менее континуалистской, чем онтологическое учение Аквината; для нее характерен контраст между метафизикой чистой сущности и метафизикой существования. Оказал влияние на Педру да Фонсека и некоторых других представителей второй схоластики.

Соч.: Commentaria in Summam theologiae S. Thomae Aquinatis.- Thomas Aquinas, Opera omnia, t. 4-11. Romae; 1888-1903; In De ente et essentia D. Thomae Aquinatis commentaria, cura et studio M.-H. Laurent. Taurini, 1934; Scripta philosophica: De nominum analogia. De conceptu entis, ed. curavit P. N. Zammit. Romae, 1934; Scripta philosophica; Commentaria in Praedicamenta Aristotelis, ed. curavit M.-H. Laurent. Romae, 1939; в рус. пер.: О понятии сущего, вступ. статья, пер. с лат. и прим. М. А. Гарнцева.- "Историко-философский ежегодник '91ο. Μ., 1991, с. 174-182.

Лит.: HegyiJ. Die Bedeutung des Seins bei den klassischen Kommentatoren des heiligen Thomas von Aquin: Capreolus - Silvester von Ferrara- Cajetan, Putlach bei Münch., 1959; ReillyJ. P. Cajetan's Notion f Existence. The Hague - P., 1971; Riva E. Analogia inivocità in TommasodeVio.Mil., 1995.

M, А. Гарнцев

КВАЛИТАТИВИЗМ

КВАЛИТАТИВИЗМ - характеристика особого типа знания, отличительной чертой которого выступает отсутствие редукции чувственно воспринимаемых качеств явлений обыденного опыта к механо-структурным и количественно определимым факторам, выдвигаемым для их объяснения. Квалитативизм имеет предпосылки в мифологическом мышлении, развивается в античности, транслируясь и модифицируясь в последующие эпохи, причем научная революция 17 в. не уничтожает, а лишь маргинализирует этот типичный для ранних периодов развития естествознания тип знания, вытесняя его из легитимизированного ею нового знания на его натурфилософскую и оккультную периферию. Близкими по смыслу к термину «квалитативизм» служат такие словосочетания, как «качественная физика» (В.П.Зубов), «качественная теория» (С.Самбурский), «теория качества» (Э.Мейерсон), смысл которых можно обобщить выражением «качественное знание». Квалитативизм характеризуется повышенным по сравнению с категорией количества онтологическим статусом, резервируемым за категорией качества в структуре «качественного знания». В истории философии термин «квалитативизм» был использован Л.Робэном для характеристики науки Аристотеля, якобы однозначно делающего шаг назад, от Платона к традиции софистов и риторов, и тем самым ориентирующего знание исключительно на «вербализм» силлогистики и приспособленную к ней онтологию «сущностей». Однако на самом деле квалитативизм Аристотеля отнюдь не исчерпывается этим его видом, выступая как сложная гетерогенная система, объединяющая три существенно разнящихся друг от друга его вида, каждый из которых определяется тем, каким образом истолковывается качество в разных частях системы Стагирита (метафизико-эйдетический - физико-эйдетический - физико-динамический квалитативизм). Общими признаками всех указанных видов квалитативизма Аристотеля выступает их противопоставленность механицизму, действие принципа противоположностей или бинарных оппозиций, универсальность концептуального аппарата, связывающего квалитативизм в целом с другими характеристиками науки Аристотеля.

Ограниченность квалитативизма как познавательной программы выявляют присущие ему логические противоречия, обнаруживаемые при попытке придать ему статус строгого объяснения, строящегося по классической модели механицистского детерминизма. Поэтому, когда в 17 в. умозрительная и феноменолого-оперативная установка познания сменяется аналитико-вычислительной и механо-конструктивистской, то происходит «моральный износ» квалитативистской парадигмы, что, однако, не уменьшает актуальности изучения квалитативизма для решения сложных проблем современной науки и философии.

Литература:

Мейрсон Э. Тождественность и действительность. СПб., 1912;

Зубов В.П. Аристотель. М., 1963;

Визгин В.П. Генезис и структура квалитативизма Аристотеля. М., 1982;

Он же. К анализу квалитативистского типа рациональности: случай Аристотеля. - В кн.: Историко-философский ежегодник. 1996-1997. М., 1998;

Robin L. Aristote. P., 1944;

Sambursky S. The Physical World of the Late Antiquity. L., 1964.

В.П.Визгин

КВАНТОВАЯ ЛОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница