Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ЗЕНЬКОВСКИЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЗЕНЬКОВСКИЙ

ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич [4 (16) июля 1881, Проскуров, ныне Хмельницкий - 5 августа 1962, Париж] - русский философ, богослов и религиозный деятель, педагог и литературовед. Родился в семье учителя. Окончив гимназию в Киеве, поступил в Киевский университет Св. Владимира, в котором учился на естественно-математическом и историкофилологическом факультетах. В 1913-14 учился за границей (в Германии, Австрии и Италии). По возвращении на родину стал профессором психологии Киевского университета. В 1918 занимал пост министра вероисповеданий в правительстве гетмана П. П. Скоропадского. В 1919 принимал деятельное участие в работе Украинского православного собора. В том же году эмигрировал, сначала в Югославию, затем (в 1923) в Чехословакию, где был директором Педагогического института в Праге, в 1926 во Францию. С 1926 и до конца жизни Зеньковский был профессором Богословского института в Париже. В 1923-1927 возглавлял Педагогическое бюро по делам русской зарубежной школы, в 1927 редактор журнала "Вопросы религиозного воспитания и образования". С 1923 по 1962 председатель Русского студенческого христианского движения. В 1944 после смерти о. С. Булгакова был избран деканом Богословского института. В 1942 Зеньковский принял сан священника (протоиерей).

Среди многообразных научных интересов Зеньковского, мировоззрение которого можно охарактеризовать как "православный универсализм", центральное место занимает понятие "личности", интерес к педагогике как "воспитанию личности" и повышенный интерес к русской классической литературе и русской философии. Но прежде всего и главным образом Зеньковский - христианский православный философ, еще в России начавший свою научную деятельность с решения проблемы "психической причинности", которая в его трактовке превращается в ответ на вопрос "Как возникает в сознании человека идея Бога?". Он приходит к выводу, что идея Бога, будучи "фактом сознания", не может возникнуть ни из социального опыта человека, ни в сфере подсознания. Она может быть объяснена только при допущении взаимодействия между субъектом и трансцендентным объектом. Это т. н. мистический опыт, который разными людьми переживается по-разному. Есть и вовсе неспособные к нему люди, сознание которых Зеньковский впоследствии охарактеризовал как "окамененное нечувствие". Из крупных мыслителей 19 в. таковы, напр., Л. Фейербах и К. Маркс "и те бесчисленные деятели современной мысли, которые берутся рассуждать о религиозной сфере, будучи сами религиозно опустевшими и одичавшими. Единственная связь их с подлинной сферой религии заключается в том, что они никак не могут оторваться от самой темы о религии и все занимаются то "историей религии", то объяснением того, что психологически определяет обращение к религии у тех или иных людей и т. п." ("Православная мысль". Париж, 1951, в. 8, с. 44). С проблемой личности (ключ к которой дает то или иное решение психофизической проблемы) тесно связана проблема воспитания личности. Зеньковский - один из немногих русских мыслителей, которые в 20 в. разработали целостную философско-педагогическую систему.

Собственно философская система Зеньковского состоит из трех разделов: гносеологии, метафизики и учения о человеке (антропологии). В сфере гносеологии Зеньковский стоит на точке зрения, которую он называет "христоцентрическим пониманием знания". Выстраивая свои концепции, Зеньковский идет по пути критики противоположных и близких ему взглядов, разоблачая первые и уточняя вторые, затем дает собственное понимание проблемы, после чего добытое таким образом положительное решение проблемы еще раз обосновывает с помощью христианского вероучения. Так, в гносеологии, преодолев односторонности учения С. Н. Трубецкого о "соборной природе человеческого знания" и немецкого трансцендентального идеализма, Зеньковский приходит к понятию "церковного разума", согласно которому метафизическую опору познания нужно искать в понятии Церкви. "Это истолкование знания решительно отвергает принцип "автономии" разума, что требует пересмотра всех принципов современной науки" (История русской философии, т. 2, ч. 2. Л., 1991. с. 252). В метафизике Зеньковский, отказавшись от построений Вл. С. Соловьева, приходит к "отвержению" всяческих форм неоплатонизма. Его онтология - это прежде всего учение о тварности бытия, самобытный вариант софиологии (хотя в ряде пунктов Зеньковский следует за С. Н. Булгаковым); он разработал также собственный вариант космизма и учения о мировой Душе. В учении о человеке Зеньковский дает обобщающую формулировку тех психологических и педагогических идей, которые он разрабатывал в течение всей жизни. "Путь человека, - считает он, - на земле стоит под знаком "креста" (у каждого человека, по учению Господа, "свой" крест, что обеспечивает несравнимость и своеобразие каждой личности), т. е. внутреннего закона, по которому может быть восстановлена утраченная (хотя в основе и не разрушенная) цельность в человеке. Отсюда понятна центральность его моральной жизни; освобождение от власти "душевных" движений, одухотворение всего состава человека есть вместе с тем наша подготовка к торжеству вечной жизни в человеке. Все педагогические усилия, какие вообще осуществимы, должны быть направлены на то, чтобы юное существо могло "найти себя" и творчески преображать свой состав, какой оно в себе находит, как взаимодействие наследственности, социальных и духовных влияний" (там же, с. 253). Богословские взгляды Зеньковского изложены в книге "Апологетика" (Париж, 1957), в которой он ставит целью "во всех тех точках, где намечается действительное или мнимое расхождение знания и культуры с Церковью, показать, что правда христианства остается незыблемой" ("Апологетика". Рига, 1992.с.11).

Особое место в творческом наследии Зеньковского занимает "История русской философии" - фундаментальное двухтомное исследование, изданное в Париже в 1948-50 и в 1953 переведенное на французский и английский языки. По охвату материала и глубине интерпретации это исследование до сих пор остается непревзойденным.

В первые годы эмиграции Зеньковский работал также над проблемами экономической жизни. В его архиве сохранилось две трети объемной рукописи книги (около 170 страниц из 684, к сожалению, утеряно) под названием "Общие законы экономической жизни", которую он рассматривал как "введение к выработке целостной православной системы".

Зеньковский - один из немногих русских религиозных мыслителей, работавший на стыке философии, богословия, педагогики, литературоведения, публицистики и сумевший построить целостную религиозно-философскую систему, не преступив той грани, которая отделяет все эти формы сознания и интеллектуальной деятельности друг от друга. Его творчество в полном объеме сохраняет свою актуальность.

Соч.: Русские мыслители и Европа. Париж, 1926; Дар свободы. Париж, 1928; О чуде. Париж, 1928; Н. И. Пирогов как мыслитель. Petseris, 1939; Наша эпоха. Париж, 1955; О мнимом материализме руссской философии. Мюнхен, 1956; Философские мотивы в русской поэзии (А. С. Пушкин - Ф. И. Тютчев - А. К. Толстой).- "Вестник Русского студенческого христианского движения", 1959, № 52, 54, 55, 1961, № 61; Н. В. Гоголь. Париж, 1961 ; Основы христианской философии. Франкфурт-на-Майне, т. 1-2,1961-64; Общие законы экономической жизни.- "Вестник Русского студенческого христианского движения". 1991, ¹ 161; Das Bild des Menschen in der östlichen Kirche. Stuttg., 1953; Grundlagen der orthodoxen Antropologie. Stuttg., 1953.

Лит.: Некрологи: "Вестник Русского студенческого христианского движения", 1962, № 66-67; "Новый журнал", 1962, № 70; Лосский Н. О. История русской философии. М-, 1991; Зернив Н. Русское религиозное возрождение 20 в. Париж, 1991 (библ.).

В. В. Сапов

В начало энциклопедии