Приглашаем посетить сайт

Культурология (cult-lib.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
КАРТЕЗИАНСТВО

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КАРТЕЗИАНСТВО

КАРТЕЗИАНСТВО - учение Декарта (от латинизированной формы его имени - Картезий) и основанное на нем направление в философии и естествознании 17-18 вв. Основу картезианской системы мира составляет последовательный механицизм: правила механики тождественны принципам природы. Это означает, что между машинами, сделанными руками мастеров, и "природными вещами" существует аналогия и как бы лишь количественное различие: "трубки, пружины и иного рода инструменты" {Декарт. Начала философии IV, § 203) в природе более мелкие, чем в технике, и поэтому, будучи невидимыми для глаз, вынуждают наш ум обнаруживать их в ней. Т. о., картезианский механицизм связан с рационализмом и дуализмом Декарта как в онтологии (принцип двух субстанций), так и в учении о познании (достоверность достигается ясными и отчетливыми представлениями ума, а не показаниями внешних чувств). Иными словами, картезианство основывается на "любопытстве ума и близорукости глаз" (Фонтенель).

Картезианство нашло блестящих пропагандистов и талантливых последователей особенно в Голландии и во Франции, в которой оно утвердилось не в университетских кругах (Сорбонна еще в 1671 пыталась убедить парижский парламент запретить преподавание любой философии, кроме аристотелевской), ав светских салонах. Академия наук, образованная в 1666, также была настроена в пользу картезианства, которое ее бессменный секретарь Фонтенель представил в галантной форме светских бесед, отвечающей вкусам эпохи с характерным для нее культом зрелищ вообще и театра в частности. Сам Декарт подчеркивал, что в "театре мира" он любопытствующий, но недоверчивый зритель, так что сущность явлений природы как "представления" понимается в картезианстве как закулисная механика мировой "сцены", скрытая от глаз зрителя. Явления природы можно объяснить, "не обращаясь ни к чему другому.. кроме движения, величины, фигуры и расположения" частиц материи (Декарт Р. Мир, или трактат о свете.- Соч. в 2 т., т. 1. М., 1989, с. 193). В отличие от атомистического механизма в картезианской системе отсутствует пустота, и протяженная материя мыслится непрерывной и бесконечно делимой. Движения передаются механическими соударениями от тела к телу, причем их последовательность замыкается в круг или "вихрь". Все виды движения, о которых учил Аристотель, сводятся к перемещению. Среди законов движения, постулируемых в картезианской механике - принцип инерции ("каждая из частиц материи продолжает находиться в одном и том же состоянии до тех пор, пока столкновение с другими частицами не вынудит ее изменить это состояние" - там же, с. 200) и закон сохранения количества движения, гарантом которого выступает Творец вселенной. Картезианская механика природы проста и изящна. Все "машинное" обеспечение "театра мира" скрыто от глаз и недоступно сознанию, если только оно не руководствуется ясным и проницательным умом, у которого для достижения истинного знания имеется четко определенный метод. Основатель картезианства как бы говорит - дайте мне материю, движение с его законами, и я без труда произведу мир как две капли воды похожий на тот, который мы созерцаем. Картезианский разум, понимаемый как "здравомыслие" (bon sens), это - универсальный разум, которым считаются наделенными все люди, "даже турки", именно потому, что он признается подобным божественному разуму и действующим во всей природе (исключая сверхъестественный мир). Оба разума, человеческий и божественный, описываются в картезианстве с помощью метафоры света - человеческий разум как "естественный свет", а божественный - как "свет веры". За пределами истин Откровения, доступных лишь "свету веры", человеческий разум - абсолютный властелин, способный безусловно подчинить себе всю природу с целью достижения всем человечеством земного блаженства. В этом - суть картезианского проекта, легшего в основу идеологии Просвещения и Французской революции. Характерно, что законы природы не "считываются" с ее явлений разумом, а налагаются им на нее. В разуме они хранятся как "врожденные идеи", посеянные самим Богом. Сформулированные Декартом рационально ясные аксиомы отстаивались им до конца, даже если эмпирические аргументы и склоняли к сомнению в их правильности. Так, напр., было в случае споров о наличии пустоты в природе. Сам Декарт подсказал Паскалю его знаменитый эксперимент на горе Пюи-де-Дом для проверки гипотезы об атмосферном давлении как альтернативе схоластическому принципу "боязни пустоты". "Пустота" тогда была обнаружена Паскалем в пространстве над столбиком ртути в трубке, опущенной в сосуд с нею, как это уже ранее было показано Торричелли. Но Декарт и картезианцы продолжали отстаивать принцип непрерывного заполнения пространства материей.

Картезианство представляет собой уникальный синтез традиций и новаторства. Хотя сам Декарт, испытавший нападки как католических, так и протестантских теологов, считал, что схоластику "надо прежде всего уничтожить" (Entretien avec Burman.- Descartes. Oeuvres et Lettres, présentes par A. Bridoux. P., 1953, p. 1398), картезианство в немалой степени базировалось на понятиях схоластической философии, пусть и значительно модифицированных. В еще большей мере, чем у самого Декарта, разрыв со схоластикой произошел у некоторых его последователей и толкователей. Если Декарт, умевший гармонично соединять различные интеллектуальные традиции, удерживал в себе доверие как к "свету веры", так и к "естественному свету разума", то уже некоторые его ученики и младшие современники утрачивают эту классическую гармонию. Одни из них подчинят субстанцию мыслящую принципу субстанции протяженной и тем самым сведут декартовский дуализм к материалистическому монизму (ученик Декарта голландский философ и физиолог Де Руа, 1598-1679). Другие философы, испытавшие воздействие картезианства, напротив, будут искать способ перехода от него к объективному идеализму (Лейбниц) и развивать на его основе новый вариант христиански ориентированной метафизики (Мальбранш). В свою очередь, картезианская физика, существенно повлиявшая на физику Ньютона, "этого разрушителя картезианской системы" (Вольтер), в конце концов должна была уступить ей место в естествознании 18 в.

Лит.: Антон Э.йж. Картезианская теория тяжести.- В кн.: У истоков классической науки. М., 1968, с. 35-63; Блэкуэлл Дмс. Законы движения Декарта.- В кн.: Физика на рубеже 17-18 вв. M., 1974, с. 9-30; Каире А. Ньютон и Декарт.- Он же. Очерки истории философской мысли. М-, 1985, с. 204-266; Voltaire. Sur Descartes et Newton.- Idem. Lettres anglaises, présentes etc. par F. Masse, s. 1, p. 83-89; BouillerF. Histoire de la philosophie cartésienne, v. 1-2. P., 1868; BrockdorffC. Descanes und die Fortbildung der kartesianischen Lehre. Munch., 1923; Мочу Р. Le développement de la physique cartésienne (1646-1712). P., 1934; Descartes et le cartésianisme hollandais. Études et documents. P.-Amst., 1950; Dibon P. Sur l'histoire de la philosophie cartésienne. Groningue. 1955; Watson P.A. Downfall of Cartesianism 1673-1712.AStudyofEpistemological Issues in Late 17th Century Cartesianism. The Hague, 1971; Rodis-LewisG. L'oeuvre de Descartes, ν. Ι- 2. P.. 1971.

В. П. Визгин КАРТИНА МИРА - см. Научная картина мира.

В начало энциклопедии