Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ВОЛЬТЕР

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ВОЛЬТЕР

ВОЛЬТЕР (Voltaire), наст. фамилия-Аруэ (Arouet) Франсуа Мари (21 ноября 1694, Париж-30 мая 1778, там же) - французский философ, писатель, публицист. Родился в семье парижского нотариуса. С 1713 обучался в иезуитской коллегии Людовика Великого в Париже. Уже в 12летнем возрасте он был введен аббатом де Шатонефом в "Тампль", кружок парижских вольнодумцев. По окончании коллегии в 1717 на 11 месяцев был заключен в Бастилию за сатиру на герцога Филиппа Орлеанского. После скандальной ссоры с кавалером де Роганом и краткосрочного заключения в Бастилию в 1726 был выслан из Парижа. В 1726-29 жил в Англии, где изучал философию, прежде всего английскую, и ньютоновское естествознание. К этому времени относятся его первые исторические работы ("Генриада", "Опыт о гражданских войнах во Франции"). Вернувшись в Париж, публикует в 1734 "Философские письма" (Lettres philosophiques sur les Anglais), принесшие ему огромную известность и осужденные парижским парламентом на сожжение, как "противные религии, добрым нравам я уважению к власти". В 1734-49 (с перерывами) живет в замке Сире на границе с Лотарингией. Здесь он пишет "Метафизический трактат" (Traité de métaphysique, 1734), "Основы философии Ньютона" (Eléments de ïa philosophie de Newton, 1738). Будучи вызван в Париж благодаря усилиям м-м де Помпадур, назначается на должность придворного историографа Людовика XV, избирается во французскую Академию наук. В 1750-53 в Пруссии при дворе Фридриха II. В 1758 покупает на границе Швейцарии и Франции имение Ферне, где и живет последующие 20 лет. Сотрудничает в "Энциклопедии" Дидро и д'Аламбера, пишет "Опыт о всеобщей истории и о нравах я духе законов" (Essai sur l'histoire générale et sur tes moeurs et l'esprit des nations, 1755-69), "Философию истории" (La philosophie de l'histoire, 1765). Приезд его в .1778 в Париж стал триумфом "фернейского патриарха". В философии Вольтер осуществил синтез основных положений деизма, исходя из существования непознаваемого Бога как первопричины материального и идеального миров. Утверждая объективную реальность божественной субстанции, Вольтер считал ее принципиально отличной от потенциальной бесконечности природы. Опираясь на открытый И. Ньютоном 1-й закон движения, Вольтер рассматривал природу наподобие часового механизма, где все формы неорганической и органической материи движутся благодаря внешней силе, давшей миру 1-й механический толчок.

В "Метафизическом трактате" Вольтер подверг критике идею движения как атрибута материи, утверждая существование нематериального принципа действия. В сочинении "Dieu et les Hommes, oeuvre théologique, mais raisonnable" (1769, рус. пер.: "Бог и люди", т. 1-2, 1961) Вольтер совершает логическую формализацию деизма, приближая его к строгой ньютонианской схеме, согласно которой Бог действует по всеобщим законам механического движения. Отрицая развиваемую Мальбраншем концепцию причинности в духе окказионализма, Вольтер признает существование в природе единого разумного мирового начала-Бога как первопричины материального мира и происходящего в мире движения. Целесообразность и совершенная гармония мира есть результат целеполагания разумного существа. В области теории познания Вольтер был одним из первых во Франции сторонников материалистического сенсуализма Дж. Дакка. Критически относясь к рационалистическим построениям Декарта, Спинозы, Лейбница, он считал опытное исследование природы наиболее адекватным методом ее познания. Излагая историю христианства, Вольтер развивал идеи представителей французской исторической школы, создавших образ исторического Христа в качестве основателя нового социального и морального учения. Христианство Вольтер истолковывал как учение, охраняющее институт частной собственности и моральные устои европейской цивилизации 18 в.

С именем Вольтера связана одна из первых попыток создания философии истории. В "Философии истории", в "Опыте о всеобщей истории и о нравах и духе народов", рассматривая человеческую историю как последовательное движение от первобытного варварства к позднейшей цивилизации, Вольтер подчеркивал важную роль в этом движении просвещения, науки, трудовой и творческой деятельности человечества. Дав острую критику феодальных порядков, основанных на деспотической форме правления, Вольтер противопоставил им идею просвещенной конституционной монархии как наилучшей формы государственного устройства. Он отрицательно относился не только к коммунистическим идеалам Мелье, но и к умеренному эгалитаризму Руссо, предполагающему возможность установления народовластия.

Вольтер проявлял огромный интерес к истории и культуре России. Полемизируя с Руссо, он высоко оценивал преобразовательную деятельность Петра I. Идеи Вольтера вызвали к жизни широкое просветительское движение 18 в.- вольтерьянство.

Соч.: Oeuvres complètes, ν. 1-52, P., 1877-82; в рус. пер.; Философские повести и рассказы, мемуары и диалоги, т. 1-2. M.- Л., 1931; Избр. произв. М., 1947; Философские повести. М., 1978.

Лит.: Державин К. И. Вольтер. М., 1946; Кузнецов S. ff. Вольтер и философия французского Просвещения XVIII в. М., 1965; Он же. Франсуа Мари Вольтер. М., 1978; Сиволап If. И. Социальные идеи Вольтера. М., 1978; Ям К. E. Вольтер и генезис французского деизма XVIII в.-"Вопросы научного атеизма", вып. 23. М., 1978; BrumfîttF. H. Voltaire historian. L, 1958; Naves R. Voltaire. P., 1962; Waid L The intellectual development of Voltaire. N.Y., 1969.

К. Е. Ям

В начало энциклопедии