Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "К" (часть 1, "КАБ"-"КАР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 1, "КАБ"-"КАР")

КАБАНИС

КАБАНИС (Cabanis) Пьер-Жан-Жорж (5 июня 1757, Рознак - 5 мая 1808, Мелан) - французский философ и врач, глава школы "идеологов". Во время Французской революции примыкал к жирондистам, участвовал в перевороте 18 брюмера. В работе "Отношение между физической и нравственной природой человека" (Rapports du physique et du moral de l'homme, 1802, рус. пер. т. 1-2,1865-66) утверждал, что человек, его поведение и мысль обусловлены биологическими моментами: мозг человека продуцирует мысль так же, как печень и поджелудочная железа - секреции. В теории познания был представителем эмпиризма: его "экспериментальная философия" целиком обращена к наблюдению за природой. Будучи вместе с Дестютом де Траса одним из основателей движения "идеологов", выступил с критикой современных ему социальных институтов. По его мнению, целью политики является уничтожение нищеты низших слоев общества и искоренение общественных пороков. Общество должно стремиться к счастью своих граждан, устанавливая наилучшие политические институты, достигая справедливого распределения богатств, просвещения и социальной гигиены. В своих трудах Кабанис заложил основы социальной медицины и гигиены, физиологической психологии. Он оказал значительное влияние на развитие французского позитивизма. Соч.: Oeuvres philosophiques, t. 1-2. P., 1956. Лит.: GusdoifG. La conscience révolutionnaire. Les Idéologues. P., 1978; PicavetF. Les Idéologues. P., 1981.

M. M. Федорова

КАББАЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАБЕ

КАБЕ (Cabet) Этьенн (1 января 1788, Дижон- 8 ноября 1856, Сен-Луи, США) - представитель французского утопического коммунизма, сын ремесленника, адвокат, участник революционной организации карбонариев; член палаты депутатов (1831); эмигрировал в Бельгию, затем в Англию. В качестве проповедника "реформаторского коммунизма" вел ожесточенную полемику со сторонниками "революционного коммунизма" во главе с Дезами. После выхода в свет утопического романа "Путешествие в Икарию" (Voyage... en Icarie, ν. 1-2,1840) издавал "Икарийский альманах" (1843-48,1852); получив в 1849 в Техасе бесплатно участок земли, отправился с группой единомышленников в Америку, где попытался осуществить свою утопию.

Будучи продолжателем Бабефа, Кабе интерпретировал его учение на сен-симонистский манер. Цель его - установление демократии и христианства в его изначальной чистоте. Он выступал за обобществление труда и его орудий, движимого и недвижимого имущества, благ, предметов потребления, хотя собственность в Икарии временно (в течение 50 лет) и должна сохраниться. Коммунизм для Кабе - ассоциация, построенная на основе равенства, братства и единства, упразднения всех привилегий. В политическом отношении высказывался за республику, устанавливаемую на основе всеобщего избирательного права. Однако правление Икарии напоминает скорее диктатуру Созданная Кабе община, несмотря на внутренние расколы и конфликты, просуществовала до 1888. Соч.: Путешествие в Икарию. ч. 1-3. M.-Л., 1948.

Лит.: Гекнер А. Икарийцы в Северной Америке. СПб., 1906; Волгин В. П. Французский утопический коммунизм. М.. 1960.

M. M. Федорова

КАВАЙЕС

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАВЕЛИН

КАВЕЛИН Константин Дмитриевич [4(16) ноября 1818, Петербург- 3 (15) мая 1885, там же] - русский философ, публицист, правовед, историк. В 1835-39 обучался на юридическом факультете Московского университета. После защиты магистерской диссертации (1844) преподавал до 1848 на кафедре истории русского законодательства в Московском университете. На кафедре гражданского права в Петербургском университете проработал с 1857 до 1861, когда, после студенческих волнений, по настоянию властей был вынужден прервать преподавание до 1878. Основные философские работы, включая "Задачи психологии" и "Задачи этики", были написаны в 70-80-х гг. 19 в. Дополняя позитивистские идеи О. Конта анализом фактов психической жизни, разрабатывал оригинальный вариант "психологического позитивизма", стремился преодолеть как "отвлеченный идеализм", так и материализм. Считал центральным звеном в комплексе наук о человеке психологию, отрицал существование непосредственного знания и усматривал основную функцию знания в обеспечении возможности сознательной творческой деятельности человека. В области нравственной философии разрабатывал с позиций психологии принцип свободы воли. Своеобразие отечественной истории видел в ее преимущественно государственном характере. Признавая различие исторических путей Западной Европы и России, утверждал общность их целей и устремлений. Актуальной задачей для России полагал "развитие личности" с позиций умеренного либерализма. Постепенные административные реформы сверху есть путь реализации политического идеала России - "самодержавной республики".

Соч.: Собр. соч., т. 1-4. СПб., 1897-1900; Наш умственный строй.

М., 1989.

Лит.: Корсаков Д. К. Д. Кавелин. Очерк жизни и деятельности. СПб., 1896.

С. И. Бажов

КАЙВАЛЬЯ

КАЙВАЛЬЯ - см. Мокша.

КАЙЗЕРЛИНГ

КАЙЗЕРЛИНГ (Keyserling) Герман (20 июля 1880, Кени, Латвия - 26 апреля 1946, Инсбрук, Австрия) - немецкий философ и писатель. В 1897-1902 изучал геологию, химию и зоологию в университетах Женевы, Тарту, Гейдельберга и Вены, в 1903-06 - в Париже, где опубликовал свою первую философскую книгу "Строение мира" (Das Gefüge der Welt, 1906).

В 1907 читал в Гамбурге лекции, которые легли в основу его "Пролегомен натурфилософии" (1910). В 1908-17 жил в имении Рохукюле в Эстонии. Много путешествовал (в т. ч, кругосветное путешествие 1911-12). В опубликованном в 1919 "Путевом дневнике философа" (Das Reisetagebuch des Philosophen), сразу сделавшим его знаменитым, Кайзерлинг стремится "вчувствоваться" в многообразие форм культуры и жизни различных народов, исходя из идеи "самоосуществления в путешествии сквозь мир". В 1920-39 жил в Дармштадте, где в 1920 основал "Общество свободной философии" и "Школу мудрости"; в их работе принимали участие Н. А. Бердяев, X. Дриш, Л. Фробениус, К. Г. Юнг, Э. Кречмер, Хендрикде Ман, М. Шелер, Э. Трельч, Р. Тагор и др. (деятельность общества и школы прекратились в 1930-х гг. в связи с преследованиями национал-социалистов). В 1920-х гг. выходят наиболее известные сочинения Кайзерлинга: "Творческое познание" (Schöpferische Erkenntnis, 1922); "Люди как смыслообразы" (Menschen als Sinnbilder, 1926); "Возрождение" (Wiedergeburt, 1927); "Америка. Восход нового мира" (Amerika. Aufgang einer neuen Welt, 1930) и др. Основные мотивы иррационалистической философии Кайзерлинга близки кругу идей философии жизни: представление о философии как "мудрости". интуитивном постижении мира, аналогичном художественному творчеству ("Философия как искусство" - Philosophie als Kunst, 1920); противопоставление интеллекта и души; идеал "нового синтеза души и духа", возвращение к целостности бытия, утраченной "европейским человеком" вследствие одностороннего преобладания рассудка - через обращение к древней философии и в особенности к восточной (древнеиндийской и китайской) мудрости. Во время 2-й мировой войны работал над "Книгой об истоках" (Buch vom Ursprung, 1947), которую считал своим главным произведением. С 1947 существует "Общество Кайзерлинга" в Висбадене, которое с 1963 издает журнал "Terra Nova". Соч.: Gesammelte Werke. Bd. 1-6. Darmstadt-Baden-Baden, 1956. Ю. Н. Попов

КАЛАМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАЛКИДИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАЛЛАХАН

КАЛЛАХАН (Callahan) Дэниел (род. 19 июля 1930, Вашингтон) - американский философ, один из ведущих специалистов в области биоэтики. Доктор философии Гарвардского университета (1965). В теоретических исследованиях сочетает основные идеи этики Аристотеля и традиции американской аналитической философии. Совместно с американским психиатром У.Гейлином в 1969 основал Институт социальной этики и наук о жизни (Гастингский центр), ставший ведущим исследовательским центром в области биоэтики (до 1996 - президент, затем директор международных программ Центра). Ему принадлежат исследования во многих областях биоэтики (особенно по проблемам абортов, генетики, распределения дефицитных ресурсов здравоохранения, отношения к умирающим). Разрабатывает проблему дистрибутивной справедливости в здравоохранении и этические проблемы старения. Автор концепции «пределов» биомедицинских вмешательств в процессы жизнедеятельности человека. Каллахан выступает как критик идей неограниченного технологического прогресса в медицине и доктрин, рассматривающих продление индивидуальной человеческой жизни в качестве центральной моральной ценности. Один из наиболее влиятельных светских противников легализации права на эвтаназию.

Сочинения:

The Tiranny of Survival, 1973;

Setting Limits: Medical Goals in an Aging Society, 1987;

What Kind of Life: The Limits of Medical Progress, 1990;

The Troubled Dream of Life: Living With Mortality, 1993.

П.Д.Тищенко

КАЛОКАГАТИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАЛЬВЕН ТАВР

КАЛЬВЕН ТАВР - см. Тавр Кальвен.

КАЛЬВИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАЛЬВИНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАЛЬПАНА

КАЛЬПАНА (санскр. kalpana - создание, конструирование, воображение) - широкое по объему понятие буддийской философии, означающее фактически всю дискурсивную деятельность сознания, противопоставляемую чистому перцептивному ощущению-отражению объектов. В сарвастивадинской абхидхармистской "Джнянапрастхане" кальпана сололагается с мышлением как таковым (четана) и определяется как определение или "измерение" (VIII. 1). В школе Дигнаги восприятие характеризуется как отрицание кальпаны, как опыт, "лишенный конструирования". Кальпана рассматривается в единстве синтеза и анализа. В первом случае она соответствует креативному воображению как деятельность сознания, конструирующего образы объектов и "проектирующего" их во внешний мир, во втором - "делению" содержания опыта по законам бинарных оппозиций (поэтому синонимом кальпаны выступает "викальпа"). Уже на начальной стадии познавательного процесса "неделимая" мгновенная реальность (свалакшана), фиксируемая восприятием, анализируется и вводится в сетку родо-видовых предикаций. По интерпретации Ф. И. Щербатского, интеллект может постигать объект, называемый горшком, через кальпану как протяженное или твердое тело, определенную субстанцию, являющуюся субстратом цвета, формы и т. п., в то время как реальным ("аффинирующим") ядром этих конструкций будет невербализуемый точечно-активный момент, соответствующий конечной реальности, тогда как сферой кальпаны будет уровень лишь условной истины (самвритги-сатья). К этому же уровню относится и "корневое" деление опыта на субъект, объект и само познание. Кальпана как источник ложных дихотомий, начиная с субъекгно-объектного, признается и в мадхьямике (его оппозиция - "неконцептуальное знание" праджня-парамиты). Из буддизма концепция кальпаны заимствуется и адвайта-ведантой, где к ней относятся все дифференциации, связанные с ""именем и формой" (нама-рупа), адеятельность "конструирования" как таковая космологизируется в виде активности мировой Иллюзии {Майя).

В. К. Шохин

КАМА

KAMA (санскр. käma) - термин индийской мысли, обозначающий чувственное желание или чувственное наслаждение. В индуизме кама представляет удовлетворение чувственных желаний как одну из целей, а значит и ценностей, человека (пурушартха). Из всех прочих целей кама - самая индивидуалистическая, она касается наиболее интимной сферы жизни человека, но и в ней (как, впрочем, и в других сферах), индийская культура предлагает видеть систему образцов, которая призвана подсказать каждому индивиду, как реализовать его собственные качества (трактат "Кама-сутра"). Хотя кама как цель человека относится гл. о. к мужчине, женщина отнюдь не служит простым инструментом извлечения удовольствия, а выступает (и только в этой сфере) равноправным партнером мужчины в том смысле, что не только приносит наслаждение, но и сама его получает. Показательно, что в индийской литературе кама предстает наиважнейшей дхармой (долгом, добродетелью) женщины, оттесняя на второй план ее роль матери. Во всех индийских религиях кама рассматривается как одно из самых труднопреодолимых препятствий на пути духовного самосовершенствования, которое может свести на нет даже самые большие достижения (индийская литература изобилует рассказами о великих подвижниках, бесславно поддавшихся искушению очаровательных нимф, посланных испугавшимися соперничества богами). В буддизме кама составляет, наряду с гневом и тупостью, один из главных "корней зла" (акушала-мула). Мир для буддистов - это кама-лока. Все населяющие его существа - люди, животные, духи предков (преты) и низшие боги - испытывают желания и оттого постоянно страдают и подвергаются бесконечному круговороту рождений и смертей (сансара). См. также ст. Лока. В. Г. Лысенко

КАМАЛАШИЛА

КАМАЛАШИЛА (санскр. - Kamalasîla) (ок. 700 - 750 или 713-794) - представитель школы йогачара-мадхьямика-сватантрика, основанной Шантаракшитой. Жил в Магадхе, некоторое время преподавал буддийскую тантру в Наланде. Незадолго до смерти учителя или сразу же после был приглашен царем Тибета для защиты позиций индийского буддизма от нападок сторонников китайского чань-буддизма. В Тибете Камалашила в публичных диспутах представлял идеи Самбхавы, Нагарджуны и Шантаракшиты. После его победы на диспуте в Самъе (792-94) сторонники побежденной партии китайского монаха Хо-Шанга, по свидетельству Бустона, напали на победителей. Камалашила был убит тибетцем Бонпосом, а его сподвижники изгнаны. До нас дошли пять сочинений Камалашилы: комментарий "Панджика" на "Компендиум категорий" Шантаракшиты, "Мадхьямика-алока" ("Рассмотрение мадхьямики") и три трактата "Бхаванакрама" ("О созерцании"). В тибетском каноне Камалашиле приписываются еще четыре сочинения: три по праджняпарамите, одно - по ваджраяне.

Н. А. Канаева

КАМПАНЕЛЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАМЮ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАН ЮВЭЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАНГИЛЕМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"КАНДИД"

"КАНДИД" (Candide ou l'optimisme, 1759, рус. пер. 1769, 1870,1909,1938) - философская повесть Вольтера, представляющая собой сатиру на "Теодицею" Лейбница и его теорию оптимизма. Согласно Лейбницу, Бог по причине своего всемогущества обладал бесконечными возможностями при сотворении мира, и если был создан наш мир, то он и есть наилучший из миров; этого убеждения не может поколебать наличие в мире зла: согласно Лейбницу, зло не имеет самодовлеющего характера, это лишь некоторое лишение добра, в конечном счете оно ведет к добру, и даже наибольшее зло - к наибольшему добру. Человек не может согласиться с этим потому, что своим ограниченным взором он не в состоянии объять необозримую цепь событий, а ограниченным умом - проникнуть в суть вещей. Вольтер в "Поэме о гибели Лиссабона" (пер. А. С. Кочеткова, см. Вольтер. Философ, соч. М., 1988, с. 722) полагает, что даже философу это не под силу: Мне Леибниц не раскрыл, какой стезей незримой В сей лучший из миров, в порядок нерушимый Врывается разлад, извечный хаос бед, Ведя живую скорбь пустой мечте вослед.

Зачем невинному, сродненному с виновным Склоняться перед злом, всеобщим и верховным? Постигнуть не могу в том блага своего. Я, как мудрец, увы! Не знаю ничего.

Хитросплетения сюжета в "Кандиде" разворачиваются так, что заставляют усомниться в правоте Лейбница: несчастья обрушивались на героев - Кандида, его возлюбленную Кунигунду, философа Панглосса, некую старуху и других персонажей - со всех сторон, но были не наказаниями за их прегрешения, а, скорее карой, ниспосланной неизвестно за что. Кандид хотел испытать любовь, но из-за нескольких поцелуев был изгнан из замка и забрит в рекруты; став дезертиром, он попал в Лиссабон и пережил землетрясение, объехал оба полушария, посетил Эльдорадо, встретился со своей возлюбленной (которую изнасиловали, продали в рабство и т. д.) и, наконец, успокоился, обретя тихую гавань на небольшом клочке земли, возделывая его. Все эти события можно рассматривать как неразрывную связь причин-следствий, где все с необходимостью направлено к наибольшему благу; если бы герой не был изгнан из замка, не обошел пешком Америку, не побывал в Эльдорадо и т. д., то не было бы счастливого конца. Все приключения как будто неизбежны, ибо "отдельные несчастья создают общее благо, так что чем больше частных несчастий, тем лучше идет все вместе" (Вальтер. Избр. произв. в одном томе. М-, 1938, с. 116). Но к случившемуся можно подходить и как к нелепому собранию случайностей, когда нить судьбы рвется на отдельные, не связанные между собой часта и, возможно, счастливый финал вовсе не требует насилия, убийств, болезней и т. п. Вольтер полагает, что, скорее всего, в нашей жизни переплетаются оба момента, заставляя человека рассуждать и так, и этак, а жить - как хочется и как получается. По этой причине Вольтер не отдает предпочтения ни оптимизму Панглосса, убежденного в том, что все устроено к лучшему в этом лучшем из миров, ни пессимизму Мартена, уверенного, напротив, в том, что на свете очень мало добродетели и счастья и что все идет к худшему. Ответ Вольтера Лейбницу: наш мир - не самый лучший, но и не худший, он вполне пригоден для жизни, в нем можно существовать и действовать, в нем нужно жить и "возделывать свой сад" (там же, с. 203).

"Кандид" стал одним из наиболее известных широкой публике сочинений Вольтера - им зачитывались и в 18, и в 19 в. Т.Б.Длугач

КАНДИНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАНЕТТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАНОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАНТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАНТЕМИР

КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич [10(21) сентября 1708, Константинополь - 31 марта (11 апреля) 1744, Париж] - рус

ский поэт и дипломат, философ. Родился в семье молдавского господаря князя Дмитрия Константиновича Кантемира, который в 1711, спасаясь от турецкого султана, бежал в Россию, где стал советником Петра I. До переезда в Петербург (1719) учился в Славяно-греко-латинской академии. В течение двух лет прошел курс обучения в Академии наук. С 1732 служил в Лондоне в качестве чрезвычайного посланника, в 1738 был переведен в Париж в ранге полномочного министра. Имел придворный чин камергера, в 1740 стал тайным советником. В Париже Кантемир не только защищал интересы России, но и находил свободное время для общения с виднейшими представителями "века Просвещения". Его политические взгляды вполне гармонировали с воззрениями энциклопедистов. Литературную славу ему принесли сатиры, написанные в 1729-31. Перевел на русский язык ряд философских и исторических произведений, в т. ч. "Разговоры о множестве миров" Фонтенеля, "Персидские письма" Монтескье, с которым Кантемир находился в дружеских отношениях, и др. "Разговоры" Фонтенеля были напечатаны в России в 1740, однако через 16 лет сохранившиеся экземпляры подверглись конфискации. При переводе книги Кантемиру пришлось изобретать научные термины, многие из которых впоследствии вошли в русский язык: "плотность", "прозрачное и непрозрачное тело", "наблюдение" и др. К философским произведениям самого Кантемира относятся одиннадцать "Писем о природе и человеке", в которых он определяет философию как "основательное и ясное знание дел естественных и преестествениых". Философия подразделяется им на логику, физику, этику и метафизику.

Соч.: Соч., письма и избр. переводы князя Антиоха Дмитриевича Кантемира, пол ред. Π.Α. Ефремова, т. 1-2. СПб., 1867-68; Собр. стихотворений. Л., 1956.

Лит.: Бобынэ Г. Е. Философские воззрения Антиоха Кантемира. Кишинев, 1981; Радовскчч М. И. Антиох Кантемир и Петербургская Академия наук. М.-Л., 1959; Grasshoff H. A. D. Kantemir und Westeuropa. В.,1966.

Α. ΰ. Паиибратцев

КАНТИАНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАНТОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАПΠАДОКИЙЦЫ

КАПΠАДОКИЙЦЫ (великие каппадокийцы, «три светоча каппадокийской церкви») - имя трех великих отцов Церкви, младших современников Афанасия Александрийского,действовавших во 2-й пол. 4 в.: Василия Великого,его младшего брата Григория Нисского и его сподвижника и друга Григория Богослова (Назианзина), уроженцев Каппадокии, области в Малой Азии. Отцы каппадокийцы оказали громадное влияние как на внутрицерковное развитие, так и на положение Церкви в светской культуре. Они смогли выразить смысл православного догмата о триединстве Бога в понятиях греческой философии, что в свою очередь изменило ее язык. Разработанная в ходе полемики с интеллектуализирующим арианством (аномейством) сбалансированная терминологическая формула «одна сущность - три ипостаси» помогла преодолеть церковный раскол периода тринитарных споров и вошла в т.н. Никео-цареградский символ веры, принятый на II Вселенском соборе и получивший признание как единственное истинное исповедание веры. Одной из литературных заслуг каппадо-кийцев может считаться составление «Филокалии», антологии избранных мест из Оригена,выполненной Василием Великим и Григорием Назианзином. Кроме того, каппадокийцы дали мистическое объяснение монашества (Іригорий Нисский) и осуществили написание двух редакций (пространной и краткой) «Монашеских правил» (Василий Великий вместе с Григорием Богословом), устав которых способствовал оцерковлению монашеского движения, повлияв на становление киновитного монашества также и на Западе (Бенедикт Нурсийский).

А.В.Михайловский

"КАПИТАЛ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАПИТАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАППАДОКИЙЦЫ

КАППАДОКИЙЦЫ (великие каппадокийцы, "Три светоча каппадокийской церкви") - имя трех великих отцов Церкви, младших современников Афанасия Александрийского, действовавших во 2-й пол. 4 в.: Василия Великого, его младшего брата Григория Нисского и его сподвижника и друга Григория Богослова (Назианзина), уроженцев Каппадокии, области в Малой Азии. Отцы каппадокийцы оказали громадное влияние как на внутрицерковное развитие, так и на положение Церкви в светской культуре. Они смогли выразить смысл православного догмата о триединстве Бога в понятиях греческой философии, что в свою очередь изменило ее язык. Разработанная в ходе полемики с интеллекгуализирующим арианством (аномейством) сбалансированная терминологическая формула "одна сущность - три ипостаси" помогла преодолеть церковный раскол периода тринитарных споров и вошла в т. н. Никео-цареградский символ веры, принятый на II Вселенском соборе и получивший признание как единственное истинное исповедание веры. Одной из литературных заслуг каппадокийцев может считаться составление "Филокалии", антологии избранных мест из Оригена, выполненной Василием Великим и Григорием Назианзином. Кроме того, каппадокийцы дали мистическое объяснение монашества (Григорий Нисский) и осуществили написание двух редакций (пространной и краткой) "Монашеских правил" (Василий Великий вместе с Григорием Богословом), устав которых способствовал оцерковлению монашеского движения, повлияв на становление киновитного монашества также и на Западе (Бенедикт Нурсийский).

А. В. Михайловский

КАРАИМЫ

КАРАИМЫ - приверженцы направления в иудаизме, сформировавшегося в 8 в. на территории Багдадского халифата. Основоположник караимства Анан бен Давид и его последователи утверждали, что составители Талмуда (свода комментариев и толкований к Священному Писанию) и их последователи (раввпнисты) исказили смысл Писания и призвали к изучению непосредственно текста Библии (отсюда и название "чтецы"), с тем, чтобы руководствоваться только прямыми ее положениями. Их называли еще "караиты", "бне-микра" (сыны Писания). На караимских идеологов 10-11 вв. (ал-Басир, Иошуа бен Иуда) оказало большое влияние рационалистическое направление мусульманской религиозной философии "калам", стремившееся к философскому пониманию ислама. Караимы полагали, что рациональное познание Бога должно предшествовать вере в Откровение. Человек обладает свободой воли, но Бог предвидит, какой выбор будет сделан. Десять заповедей (см.Декалог) - это средство, с помощью которого Бог ведет человека по жизни. Закон морали обязателен не только для человека, но и для Бога. Позднее караимы в значительной степени восприняли идеи философии Аристотеля, разработанные в еврейской среде раввинистом М. Маймонидом (12 в.). Но вместе с тем высказывалось мнение (Аарон бен Иосиф, Аарон бен Элия - 14 в.), что языческий аристотелизм во многом противоречит библейскому учению, в то время как калам ему соответствует. Благодаря трудам раввинистов Саадии Гаона (10 в.) и, особенно, Маймонида влияние караимства пошло на убыль. Сегодня численность караимов в мире ΙΟΙ 5 тыс. человек, на территории бывшего СССР - 5 тыс. Лит.: ГаркавиА. Я. Исторические очерки караимства. СПб., 1887; Вихнович В. Л. Караим Авраам Фиркович. Еврейские рукописи. История. Путешествия. СПб., 1997; Ancori Zvi. Karaites in Byzantium. N.Y- Jerusalem, 1959; Schur N. History of the Karaites. Fr./M., 1992; Idem. The Karaite Encyclopedia. Fr./M., 1995.

В. Л. Вихнович

КАРАКИ

КАРАКИ (санскр. käraka, букв. - действующие) - индийская лингвистическая и лингвофилософская категория. Впервые система караков была разработана индийским грамматистом Пашни в труде "Аштадхьяи", Панини не дает общего определения караков, однако из его описания этой системы можно сделать вывод, что караки - это роли, которые играют отдельные элементы (объекты, живые существа и т. д.) в совершении действия, обозначенного глагольным корнем. Всего в разделе I. IV.23-55 "Аштадхьяи" описаны семь "ролей": ападана, илиотправная точка; сампрадана, или реципиент; карана, или инструмент; адхикарана, или локус; карт, или деятель; карма, или объект и хету, или причина. Патанджали рассматривает караки двояко: как свойство объекта, а именно его способность содействовать совершению действия, но также и как объект, обладающий этим свойством. Так, комментируя этот раздел "Аштадхьяи", он утверждает (Махабхашья II.57.9. ad. III. 1.67.), что вещи становятся караками тогда, когда они принимают участие в совершении действия. Согласно Бхартрихари (Вакьяпадия III. 1.2-3), караки - садхана в его терминологии - есть именно способность объекта содействовать совершению действия. Эта способность является изначально присущей объекту и существует постольку, поскольку существует объект. Она проявляется тогда, когда объект оказывается вовлеченным в совершение действия. С точки зрения высшей реальности эта способность едина, но из-за множества следствий, которые она вызывает, и под влиянием ее выражения в языке она рассматривается как имеющая шесть основных типов - шесть караков Панини за исключением хету. Хету, согласно Бхартрихари, - это объект, который может вызвать следствие, вне зависимости от того, связан он с действием или нет, т. е. это "причина вообще".

Е. В. Слинько

КАРАМЗИН

КАРАМЗИН Николай Михайлович [1(12) декабря 1766, с. Михайловка Бузулукского у. (по др. сведениям, с. Богородское Симбирского у.) Симбирской губ. - 22 мая (3 июня) 1826, Петербург] - русский историк, писатель. Потомственный дворянин. В 1779-81 обучался в московском пансионе Шадена. В 1782-83 служил в гвардейском Преображенском полку. Выйдя в отставку и вернувшись в Симбирск, познакомился с масоном И. П. Тургеневым. В 1785-89 - член московского кружка Н. И. Новикова. Масонскими наставниками Карамзина были И. С. Гамалея и А. М. Кутузов. В 1789-90 совершил путешествие в Европу, познакомился с Кантом, Гердером, Виландом, Лафатером. Испытал влияние идей двух первых мыслителей, а также Вольтера и Шефтсбери. Размышления о судьбах европейской культуры отражены в "Письмах русского путешественника" (1791-95). Общественный прогресс связывал с успехами просвещения, развитием цивилизации, совершенствованием человека. В этот период Карамзин, в целом находясь на позициях консервативного западничества, положительно оценивал принципы теории общественного договора и естественного права. Являлся сторонником свободы совести и утопических идей в духе Платона и Т. Мора, считал, что во имя гармонии и равенства граждане могут отказаться от личной свободы. По мере роста скепсиса в отношении утопических теорий крепло убеждение в непреходящей ценности индивидуальной и интеллектуальной свободы. Карамзин - глава русского сентиментализма. В его повестях (наиболее яркая - "Бедная Лиза", 1792) утверждается самоценность человеческой личности как таковой вне зависимости от сословной принадлежности. В письмах "Мелодора к Филалету" (1793) отразился мировоззренческий кризис Карамзина: развитие французской революции (1789-93), диктатура и террор заставили его усомниться в ценностях западной культуры вообще, философии и идеологии Просвещения в частности. С конца 1790-х гг. развитие общества Карамзин связывает с волей Провидения. С этого времени для него характерен философский скептицизм. В 1802-03 издавал журнал "Вестник Европы" под девизом: "Россия есть Европа", где были поставлены задачи формирования национального самосознания. С гуманистических позиций развивал идею единства исторического пути России и Европы. В то же время постепенно убеждался в существовании особого для каждого народа пути развития, что и подвело его к мысли обосновать это положение на примере истории России. В "Истории государства Российского" (1804-29) реализовались консервативно-монархические убеждения Карамзина как историка, провиденциализм и этический детерминизм его как мыслителя. Карамзин сосредоточен на национальных особенностях России, в первую очередь - это самодержавие, свободное от деспотических крайностей, где государь должен руководствоваться законом Божиим и совестью. В "Истории" и в "Записке о древней и новой России" (1811) выразилось традиционное, религиозно-нравственное сознание Карамзина. С патерналистских позиций оправдывал крепостное право и социальное неравенство в России.

Соч.: История государства Российского, т. 1-4. M., 1993; Письма русского путешественника. Л., 1987; Записка о древней и новой России. М-, 1991.

Лит.: Кчслягина Л. Г. Формирование общественно-политических взглядов Н. М. Карамзина (1785-1803). M.. тб;ЛотманЮ. M. Карамзин. M.,1997.

Архивы: PO ИРЛИ, φ. 93; РГАЛИ, ψ. 248; РГИА, φ. 951; ОР РГБ, φ. 178; PO РНБ, φ. 336.

И. Ф. Худушина

Предыдущая страница Следующая страница