Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
КАМПАНЕЛЛА

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КАМПАНЕЛЛА

КАМПАНЕЛЛА (Campanella) Томмазо, до пострижения в монахи Джованни Доменико (5 сентября 1568, Стило, Италия - 21 мая 1639, Париж) - итальянский мыслитель и поэт. В 1582 вступил в орден доминиканцев. Неприятие схоластики и учения хрис ι ианизированного Аристотеля привели его к конфликту с орденом. В 1589 бежал из монастыря. В Неаполе опубликовал свой труд "Философия, доказанная ощущениями" (Phflosophia sensibus demonstrata,1591, новое изд. 1992) в защиту Б. Телезио. После нескольких лет скитаний по стране, арестов и инквизиционных процессов в 1598 вернулся на родину, где принял участие в борьбе народа против испанского ига, став участником заговора, имевшего целью создание в Калабрии свободного государства. Заговор был раскрыт, и в 1599 Кампанелла вновь оказался в темнице. Обвиненному в двояком преступлении - ереси и мятеже против короля, ему грозил смертный приговор. Отрицая свою вину, Кампанелла симулировал безумие и, выдержав жесточайшие пытки, избежал казни. Приговоренный к пожизненному заключению, он пробыл в казематах Неаполя 27 лет, а всего находился в неволе 33 года. В 1626 его перевели в Рим под надзор инквизиции, где тюремный режим был несколько смягчен. Но происки иезуитов вынудили его бежать во Францию (1634).

Кампанелла - автор сочинений по философии и богословию, логике, этике, политике, по военному искусству, по астрономии и астрологии, физиологии и медицине. Труды его систематически запрещали и конфисковывали. В "Философии, доказанной ощущениями", в "Кратком своде философии природы" (Prodromusphilosophiae... Francofürti, 1617), в "Реальной философии" (ReaUs Philosophiae epilogisticae parte quatuor, Francofiirti, 1623) в "Апологии Галилея" (Apologia pro Calileo., Francofiüti, 1622), в "Побежденном атеизме" (Atheismus triumphatus, Parisii, 1636) и многих других работах Кампанелла выступает как натурфилософ-сенсуалист, убежденный, что реальная телесная масса - основа всех вещей Вселенной. Она едина на земле и в космосе и неизменна; варьируются, возникая и исчезая, только ее формы. По своей природе материя пассивна, источником движения является тепло. Истинное познание возможно лишь при непосредственном наблюдении природы. Развивая сходные с Телезио мысли о самодвижении вещей и их стремлении к самосохранению, Кампанелла вместе с тем рисовал картину одушевленной Вселенной, называя природу "чувствующим животным". Подобно Телезио, он рассуждал о "естественной душе", теплом, тонком и подвижном духе, возникающем под воздействием солнечного света и тепла, но наделял ею не только человека и животных, а и растения. С учением о самосохранении вещей связаны суждения о прималитетах, трех главных атрибутах бытия - мощи, мудрости и любви, которым противостоят прималитеты негативные - немощь, незнание и ненависть. Бог понимается Кампанеллой как Высший разум. Первая Мудрость. Но, сотворив "великое чудо" - мир, в дальнейшем он не заботится о частностях и не вмешивается в дела природы, этого "скульптурного образа Бога". Кампанелла выступил в защиту Галилея с позиций своего учения о "двух книгах" - "живого кодекса природы", познаваемого посредством разума и чувств, и Св. Писания - иносказания, содержащего наставления веры и постигаемого богословием.

Сквозь призму натурфилософии рассматривал Кампанелла и проблемы политики, придя к выводу о необходимости решительного преобразования человеческих отношений и создания "наилучшего государства", образец которого он начертал в знаменитом диалоге "Город Солнца": в идеальном городе-государстве его обитатели ведут "философский образ жизни общиной", основанной на коллективной собственности, всеобщем труде и социальном равенстве. У них действуют справедливые, соответствующие природе законы. Решающую роль играет наука, по предписаниям ее строится вся жизнь соляриев. Наука тесно связана с "естественной" религией, образуя своеобразный магический культ, задача которого - проникновение в тайны мироздания, совершенствование человека и общества. Вместе с тем Кампанелла рисовал и другую картину единения человечества - во всемирной монархии. Тема эта затрагивается в "Городе Солнца", в "Политических афоризмах" (Aforismi politic!, Torino, 1941). В трактате "Об испанской монархии" роль объединителя народов отводится испанскому королю при условии проведения им коренных реформ и признании верховной власти папы римского (Delia Monarchia di Spagna, Opère, Torino, 1854, v. 2). В "Речах к итальянским князьям" (Discoisi ai principi d'ltalia ed altri scritti filo-ispanici, Torino, 1945) подчеркнута роль Италии - будущей столицы вселенской державы и резиденции первосвященника. А в "Монархии Мессии" (Monarchia Messiae, 1633) Кампанелла подробно обосновывает право на главенство римского папы как блюстителя природного закона, призванного в своем служении подражать Христу и быть "рабом рабов божиих". Противник войн и религиозных раздоров, Кампанелла решительно выступил против Реформации, разделившей Европу на враждебные лагеря. Особенно он критиковал постулат кальвинистов о божественном предопределении и отрицание ими свободы воли у человека.

Произведения Кампанеллы вызывают нескончаемые споры между исследователями. Одни относят Кампанеллу к представителям раннего утопического коммунизма, считают, что его сокровенные мысли отражает лишь "Город Солнца" и близкие к нему произведения. Другие выдвигают на первый план его труды в защиту папства и, принижая значение "Города Солнца", толкуют о Кампанелле как философе контрреформации. Третьи полагают, что Кампанелла-утопист, верный идеям "Города Солнца", вместе с тем питал надежду использовать папство и католическую церковь в задуманном им переустройстве общества. Соч.: Le poésie, v. 1-2. Lanciano, 1913; Del senso délie cose e délia magia. Bari, 1925; Lettere. Bari, 1927; La Città del Sole, testo italiano e testo latino. Torino, 1941; Opuscoli inediti. Firenze, 1951; Tutte le opère, v. I. Mil., 1954; Monarchia Messiae e Discorsi délia liberté e délia felice suggestione allô stato ecclesiastico. Torino, 1960; в рус. пер.: Город Солнца. М., 1954. Лит.: Квачала И. И. Фома Кампанелла.- "Журнал министерства народного просвещения", 1906, октябрь; 1907, январь, май, август, декабрь; Рутенбург В. И. Кампанелла. М., 1956; ШтеклиА. Э. Кампанелла, 3-е изд. М., 1966; Он же. "Город Солнца": утопия и наука. М., 1978; Горфункелъ А. X. Томмазо Кампанелла. М. 1969; Он же. Философия эпохи Возрождения. М„ 1980, с. 301-329; Amabile L. Fra Tommaso Campanella, la sua congiura, i suoi processi e la sua pazzia, vol. 1-3. Napoli, 1882; Idem. Fra Tommaso Campanella ne'castelli di Napoli, in Roma, ed in Parigi. Napoli, v. 1-2, 1887; Firpo L. Bibliografia degli scritti di Tommaso Campanella. Torino, 1940; Idem. Ricerche Campanelliane. Firenze, 1947; Idem. Campanella Tommaso - Dizionario biografico degli italiani. Roma, 1974, v. 17, p. 372-401.

Л. С. Чиколини

В начало энциклопедии