Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Х" (часть 1, "ХАБ"-"ХИН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х" (часть 1, "ХАБ"-"ХИН")

ХАБЕРМАС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХАЙДЕГГЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХАКЕР

ХАКЕР (Hacker) Пауль (6 января 1913, Зеелыиайде, близ Кельна - 18 марта 1979, Мюнстер) - немецкий историк индийской философии и религиевед. Изучал филологические дисциплины, теологию и философию в университетах Бонна, Гейдельберга, Франкфурта-на-Майне и Берлина; в 1940 защитил первую диссертацию, посвященную творчеству И. С. Тургенева, в 1951 опубликовал вторую: "Исследования по истории ранней адвайта-веданты. Ученики Шанкары"; в 1950-53 преподавал на индологической кафедре университета в Мюнстере; с 1954 профессор в Митхильском исследовательском институте в Дарбханге; в 1955-62 возглавлял кафедру индологии в Боннском университете, в 1963-78 - новооткрытый индологический семинар (институт индологии) в Мюнстере. Хакер разработал метод атрибуции ведантийских текстов, исходя из сопоставления терминологии и частотности определенных лексем, который стал после него широко применяться в историко-философской индологии. В учении адвайта-веданты Хакер выявил глубинный конфликт между "семенами" персонологической антропологии (Атман как чистый субъект опыта, отделяемый от его содержаний, его самовыражение в каждом конкретном "акте я", отождествление с блаженством как личностным чувством и т. д.) и "серпом" монистической доктрины, которая сводит их на нет, отрицая саму множественность "я". Соответственно и ведантийские прозрения в области интерсубъективности "снимаются" учением об иллюзорности всех реляций. Отсюда ограниченность возможностей и этического истолкования учения об Атмане. Одну из определяющих парадигм индийской религиозности Хакер определил как инклузивизм - интерпретацию "чужого" как субординированной, частичной истины "своего" - стратегию "бесконфликтного" завоевания чужих религиозных территорий, ошибочно истолковываемую как толерантность.

Соч.: Kleine Schriften, hrsg. von L. Schmithausen. Wiesbaden, 1978; Philology and Confrontation. Paul Hacker on Traditional and Modem Vedanta, ed. by W. Halbfass. N. Y, 1995.

В. К. Шохин

ХАКИНГ

ХАКИНГ (Hacking) Ян (род. 18 февраля 1936, Ванкувер, Канада) - канадский философ, работавший в ряде университетов Европы и США. Сторонник научного реализма, философские исследования Хакинг строит на основе обобщения данных современной науки, в частности молекулярной биологии и ядерной физики. Опираясь на историю развития теории вероятностей, он показал, что структурные особенности и основная проблематика этой теории предопределены способом разработки понятия вероятности, который сложился в сер. 17 в. В противовес формалистскому подходу Р. Карнапа к логике статистического вывода Хакинг выступает в защиту прагматического анализа этой проблематики (развиваемого кембриджской школой Дж. Кейнса, Ф. Рамсея и Р. Б. Брейтуэйта) и стремится дать эмпирическое обоснование логики статистического вывода. Хакингу принадлежит ряд исследований по проблемам философии языка, модальной логики, философии математики и др. В 1980-90-е гг. активно участвовал в дискуссиях между сторонниками постмодернизма и представителями аналитической философии. По мнению Хакинга, антифундаменталистские и релятивистские аргументы Куайна, Дэвидсона, Куна и Фейерабенда не являются достаточно серьезными свидетельствами тупиковой ситуации современной философии и краха рациональности. Понятия рациональности и объективности, противопоставление истины заблуждению и т. п. можно сохранить в философии науки, если вывести дискуссии о рациональности и релятивизме за рамки сложившихся клише (парадигм, концептуальных каркасов, проблем несоизмеримости) и перевести разговор о них в новую плоскость, сделав ключевым понятие "стили разумного рассуждения". По своему содержанию это понятие является более неопределенным и диффузным по сравнению, напр., с "парадигмой" Куна: в рамках одного стиля, считает Хакинг, могут существовать различные миры объективного дискурса, как соизмеримые, так и несоизмеримые, тяготеющие к ассимиляции или взаимному отталкиванию. Идея стилей мышления, по мнению Хакинга, хорошо согласуется с методом предположений и опровержений Поппера, т. к. открывает широкие возможности мыслить о все новых и новых объектах и проблемах.

Соч.: Logic of Statistical Inference. Cambr., 1965; A Concise Introduction to Logic. N. Y., 1972; Why does Language Matter to Philosophy? Cambr., 1975; Representing and Intervening. Cambr., 1983; Experimentation and Scientific Realism.- Scientific Realism. California, 1984, p. 154-72; The Emergence of Probability. Cambr., 1984; Styles of Scientific Reasoning.- Post-Analytic Philosophy. N. Y, 1985.

В. Н. Садовский

"ХАЛДЕЙСКИЕ ОРАКУЛЫ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХАЛКИДИЙ

ХАЛКИДИЙ - см. Калкидий.

"ХАНЬ ФЭЙ-ЦЗЫ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХАНЬ ЮЙ

ХАНЬ ЮЙ (Хань Туйчжи, Хань Чанли) [768, Хэян (современная провинция Хэнань) - 824] - китайский философконфуцианец, литератор. Рано осиротел, занимался самообразованием, добился высшей ученой степени цзиныии. Был членом ("доктором" - боши) Государственной академии (Гоцзы). Несколько раз за независимость суждений попадал в опалу (в частности за то, чтоукорял императора за поклонение мощам Будды). Вместе с Лю Цзунъюанем был инициатором "движения за возвращение к древности" (фу гу). В литературной сфере оно вылилось в создание стиля, основанного на подражании простоте и строгости литературы эпохи Хань (206 до н. э. - 220 н. э.), а в сфере мировоззрения проявилось в попытках возрождения авторитета конфуцианской мысли. Основные сочинения - "Юань дао" ("Обращение к началу дао"), "Юань син" ("Обращение к началу [индивидуальной] природы"), "Юаньгуй" ("Обращение к началу [мира] духов"), "Ши шо" ("Поучения") и другие - сведены в сборник "Чанли сяныпэн цзи" ("Собрание произведений учителя Чанли").

Хань Юй доказывал историческое первенство конфуцианства, в котором "передача традиции" идет непрерывно от "совершенномудрых" правителей древности, а не от более поздних "патриархов". Учения даосизма и буддизма, не признающие, по его мнению, "гуманности" (жэмь), а также "долга/справедливости" (и), тем самым разоблачают свое несоответствие вселенским истокам морали. Подчеркивая ведущую роль "небесного предопределения" (тянь мин) в человеческой жизни (им обусловлены несчастья и благополучие), в то же время отмечал заведомую неопределимость границ компетенции Неба и человека в судьбе индивида. Признавал существование "навей и духов" как "оформленных" и имеющих "вещное бытие/наличие" "безмолвных" ("беззвучных" - у шэн) структур. При совершении человеком недолжного поступка нави (гуй) воздействуют на "[телесные] формы" вещного мира. Эти воздействия проявляются в сфере "звуков", т. е. чувственно воспринимаемой области бытия, и ведут к несчастьям. Придавал большое значение жертвоприношениям как условию "доступа к Небу и духам", но отрицал присутствие сверхъестественных сил в предметах культа и мощах, отвергая поклонение им.

Рассматривая исторический процесс как результат творчества "совершенномудрых" государей древности, Хань Юй подчеркивал их роль как культурных героев и "учителей" человечества. Путь к восстановлению идеального общественного порядка древности, избавлявшего людей от голода и болезней, прививавшего им любовь, милосердие и трудолюбие, он усматривал в уничтожении даосизма и буддизма. Ликвидация их монашества, храмов и священных книг посредством императорского указа должна обеспечить возвращение Поднебесной на "путь древних правителей".

Соч.: Хань Чаши цзи (Записки Хань Чанли). Пекин, 1958; Хань Юй, Лю Цзуньюань. Избранное, пер. И. Соколовой. М., 1979; Chan Wingtsit (transi.). A Source Book of Chinese Philosophy. Princeton, 1963.

Лит.: Тусарое В. Ф. Некоторые положения теории пути Хань Юя.- В кн.: Письменные памятники Востока. 1972. M., 1977.

А. Г. Юркевич

ХАОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХАРИЗМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХАРРЕ

ХАРРЕ (Нале) Гораций (род. 19 декабря 1927, Эпити, Новая Зеландия) - английский философ. С 1954 работает в Оксфордском университете; в последние годы - одновременно профессор университета шт. Нью-Йорк (США). Харре последовательно защищает позиции научного реализма, выступает против основных догм логического эмпиризма (в частности, против ограничения рациональности только сферой дедуктивного рассуждения) и исследует другие основания человеческого мышления, такие, как аналогия, модели и метафоры. В духе научного реализма Харре проанализировал историческую смену метафизических представлений о материальном мире, в частности переход от механической картины мира 17 в. к картине материальной субстанции 19 в., существенные особенности которой состоят в признании деятельной природы материального мира, в понимании материи как мира изменений, сил, потенциалов и энергий. По Харре, научный прогресс состоит не в смене парадигм, как утверждает Т. Кун, а во все более глубоком понимании мира. В этом процессе существенную роль играет развитие технологии - прогресс в создании научных инструментов, позволяющих экспериментально подтверждать построенные главным образом на основе аналогий научные теории. В соответствии с этим Харре считает, что научный реализм более адекватно описывается в терминах создания новых материальных вещей (которые в меньшей степени, чем знания, подвержены изменению), чем в терминах нахождения новых истин, которые впоследствии неизбежно будут модифицированы. В отличие от физических наук, исследующих одну независимо существующую реальность - материальный, физический мир, - социальные науки и психология имеют дело, по Харре, с двумя существующими независимо от человека мирами - материальным миром и символическим миром, т. е. миром человеческого общения, где важнейшую роль играет языковое общение. Человеческие существа трактуются Харре в рамках психологии не как индивиды, а как члены человеческих общностей, коллективов. В развиваемой им социально-психологической теории он опирается на идеи Л. С. Выготского и позднего Л. Витгенштейна.

Соч.: Theories and Things. L., 1961;-Social Being. Oxf., 1983; Personal Being. Oxf., 1983; Varieties of Realism; A Rationale for the Natural Sciences. Oxf., 1986.

В. Н. Садовский

ХАРТСХОРН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХАТЧЕСОН

ХАТЧЕСОН (Hutcheson) Френсис (8 августа 1694, Друмалиг, Ольстер - 1746 или 1747, во время плавания из Глазго в Дублин) - шотландский философ и просветитель. Учился в университете Глазго. В 1729-46 - профессор этого университета. В 1725 опубликовал два трактата с общим названием: "Исследование о происхождении наших идей красоты (1) и добродетели" (2). Первый трактат, в котором обосновывалась автономия эстетического чувства, способствовал выделению эстетики в самостоятельную философскую дисциплину. Во втором трактате Хатчесон развивает намеченную Шефтсбери теорию морального чувства. Это чувство не предполагает врожденных идей и инстинктивно осуществляет дистинкцию добродетели и порока посредством положительной или отрицательной реакции (довольствие-неудовольствие; одобрение-неодобрение) на действия и характеры, направленные на общее благо или наносящие ущерб обществу. Оценки и мотивация морального чувства независимы от соображений пользы, выгоды, а также от перспективы воздаяний и кар в будущем. Теория Хатчесона противопоставлена "эгоистической" этике Гоббса и Мандевиля и теологическому волюнтаризму Локка. Одновременно некогнитивное моральное чувство является альтернативой рационалистической этики С. Кларка и его последователей, выводящих учение о добродетели из вечных и неизменных отношений вещей (добра и зла).

Перу Хатчесона принадлежат еще два трактата - психологическое исследование "Эссе об аффектах" и "Иллюстрации к (теории) морального чувства". Обобщающая его этико-эстетические и политические исследования "Система моральной философии" была издана посмертно в 1755. Книга составлена на основе лекций, прочитанных Хатчесоном в 1730 в университете Глазго. В ней автор говорит о внутреннем чувстве красоты и моральном чувстве, а также о таких внутренних чувствах, как симпатитическое чувство, чувство чести и стыда и др.

В 1740-х гг. Хатчесон занимался переводами с греческого сочинений Марка Аврелия и Эпиктета. В 1742 издал на латыни "Три компендиума метафизики, морали и логики"; в 1747, 1753, 1761 и 1772 гг. компендиумы были изданы в Глазго на английском языке как "Краткое введение в моральную философию. Три книги, содержащие основания этики и естественного закона".

Современники особенно высоко ценили педагогическую и просветительскую деятельность Хатчесона. Его иногда называют родоначальником шотландской философской традиции, продолженной Д. Юмом, А. Смитом, Г. Хоумом, А. Фергюсоном, Т. Ридом и др.

Соч.: Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. М., 1973; Гудчесон Ф. Логика. М., 1817.

Лит.: Scott W. R. Frensis Hutcheson. His Life, Teaching and Position in History of Philosophy. N. Y., 1968.

M. A. Абрамов

ХВОСТОВ

ХВОСТОВ Вениамин Михайлович (29 февраля 1868-5 февраля 1920, Москва) - русский философ-неокантианец, социолог, правовед. Окончил юридический факультет Московского университета, в котором затем преподавал (1895-1911*, с 1917). Работал в Институте социальной психологии. Покончил жизнь самоубийством. Автор работ по истории и теории права, гносеологии, социологии, психологии (в т. ч. фундаментальное исследование по венской психологии), этике. Его гносеологические воззрения (источник познания - психический опыт человека, деление наук на материальные, содержащие опыт, и формальные, изучающие форму опыта) представляют собой попытку объединить баденскую и марбургскую школы неокантианства. В своей социологической теории, воспринявшей отдельные идеи В. Вундта, Э. Дюркгейма и Г. Зиммеля, исходил из понимания общества как психического явления, имеющего свои закономерности. Важное значение придавал подсознанию, которое, проявляясь в стойких стереотипах первобытных эмоций, существенно ограничивает всякое социальное реформаторство. Этические взгляды Хвостова дуалистичны: добро и зло являются самостоятельными началами мира, вносящими непримиримый разлад в человека. Поэтому нравственная задача каждой личности состоит в том, чтобы, борясь со злом в самом себе, победить мировое зло.

Соч.: Этика человеческого достоинства. Критика пессимизма и оптимизма. М., 1912; Теория исторического процесса. М., 1914; Женщина и человеческое достоинство. М., 1914; Классификация наук и место социологии в системе научного знания.- "Вопросы философии и психологии", 1917, кн. 139; Социология. Введение, ч. 1. Исторический очерк учений об обществе. М., 1917; Социальная связь.- "Вопросы философии и психологии", 1918, кн. 141-142.

В.Н.Жуков

ХЁЙЗИНГА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХЕМАЧАНДРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХЕНГСТЕНБЕРГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХЕНИГСВАЛЬД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХЕССЕ

ХЕССЕ (Hesse) Мэри Бренда (род. 1924) - английский философ и историк науки. В 1951-59 работала в Лидском и Лондонском университетах, с 1960 - в Кембриджском. Хессе - противник как узкого эмпиризма и редукционизма логических позитивистов, так и релятивизма историко-методологической концепции радикального изменения значения терминов теории при переходе от одной парадигмы к другой (Т.Кун и др.). Предложенная ею эпистемологическая теория истины исходит из принципа отсутствия каких-либо привилегий для любой, включая современные, научной теории. По ее мнению, в каждой теории выделяется некоторое множество высказываний наблюдения, которые признаются истинными соответствующим научным сообществом на основании общего согласия (консенсуса) и с учетом сложившейся лингвистической практики. Большинство истинных высказываний наблюдения переводимы из одной научной системы в другую с сохранением их значений истинности. Теоретические высказывания получаются путем индуктивных выводов из истинных высказываний наблюдения, и им приписываются значения истинности, соответствующие степени веры в них, определяемой индуктивными процедурами и аксиомами теории вероятности. В соответствии с этим, считает Хессе, основная цель науки состоит в аккумуляции прагматически успешно применяемых истинных высказываний, дающих возможность лучше ориентироваться в окружающем мире и управлять им. В подходе Хессе, т.о., сочетаются реалистические, прагматические и инструменталистские моменты. Вместе с тем Хессе считает, что, хотя научная теория способна давать успешные фактуальные предсказания, из этого не следует, что законы науки являются необходимыми утверждениями, обеспечивающими постепенное приближение конкурирующих теоретических концепций к описанию истинной сущности мира. Хессе активно выступает за тесный союз истории, науки и философии науки, однако при этом она отвергает целесообразность создания «историко-философской теории науки» и настаивает на необходимости разделения труда между историками и философами науки. По ее мнению, понимание задач истории науки, сводящееся только к изучению интеллектуального развития научного знания, слишком ограничено и требует дополнительных исследований социальных, экономических и политических факторов, во многом определяющих когнитивный аспект науки. В силу этого историко-научное исследование неотделимо от задач всеобщей истории, а основная задача философии состоит в исследовании природы истины и рациональности в науке.

Сочинения:

Science and the Human Imagination. L., 1954;

Models and Analogies in Science. L., 1963;

The Structure of Scientific Inference. L., 1974;

Revolutions and Reconstructions in the Philosophy of Science. Bloomington - L., 1980.

В.Н.Садовский

ХЕТВАБХАСА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХЕТУ

ХЕТУ (санскр. hetu - импульс, мотив, основание, причина) - в индийской философии обозначение побуждающих причин или логических основ явлений. В буддизме - прямая причина в отличие от косвенной (pratyaya), напр. хету растения является зерно, а пратьяя - освещенность, увлажненность почвы и т. п. В индийской логике и эпистемологии хету выступает основанием логического вывода (шумам), синонимом выводного знака (линга); в классическом примере вывода о наличии за горой огня по признаку поднимающегося из-за нее дыма хету служит дым. Соответствует среднему термину в аристотелевской логике. Если в ньяе хету назван не только сам материальный факт (напр., дым), но и содержащая его упоминание средняя посылка логического вывода, то вайшешик Прашастапада видел в хету только факт, отличая его от средней посылки, обозначаемой термином "ападеша". В роли хету может выступать лишь тот факт, который удовлетворяет трем признакам выводного знака (трайрупья): 1) содержаться в пакше, локусе или субстрате вывода (в классическом примере - гора), 2) неизменно сопровождаться свойствами, принадлежность которых пакше доказывается посредством вывода (дым должен сопровождаться огнем), 3) не встречаться там, где нет этих свойств (там, где нет огня, не может быть и дыма). Индийские логики уделяли большое внимание классификации ошибок хету - хетвабхаса.

В. Г. Лысенко

ХИВИ ГАБАЛКИ

ХИВИ ГАБАЛКИ, аль-Балхи ( Hiwi al-Balkhi), из Балхи (в Бактрии) (конец 8 - нач. 9 в.) - еврейский мыслитель и религиозный реформатор. Восприняв в персидской общине влияние арабского Возрождения и традиций зороастризма, пошел в пересмотре иудаизма дальше караимов и подверг рационалистической критике Тору: зачем Создатель расспрашивал Адама и Каина, будучи всеведущ? для чего Богу жертвы? зачем он благословил размножение людей, зная о грядущем потопе? Вольномыслие Хиви Габалки распространилось среди еврейских общин арабского мира, но с его радикальным скепсисом и дуализмом было покончено в немалой мере усилиями Саадьи. Идеи Хиви Габалки реконструируются по фрагментам.

Лит.: Беленький М. Хиви Габалки и его возражения против божественного происхождения Ветхого завета.- "Вопросы истории религии и атеизма", сб. 6. M., 1958; Он же. Еще 40 возражений Хиви Габалки.- Там же, сб. 8. M., 1960.

В. В. Бибихин

ХИЛИАЗМ

ХИЛИАЗМ (от греч. χιλιάς - тысяча), или милленаризм, - учение о тысячелетнем земном царствовании Христа после его второго пришествия, основанием для которого являются слова из Апокалипсиса о том, что мученики за Христа воскреснут и будут царствовать с Ним в течение тысячи лет, пока сатана будет связан (Откр 20:2-6). Христианский хилиазм как религиозное воззрение возник под влиянием позднеиудейской апокалиптической литературы и стал возможен благодаря установке на буквальное толкование текстов Священного Писания. Тысячелетнее царство Христа часто описывалось сторонниками хилиазма в образах чувственных наслаждений. Хилиазма придерживались как некоторые еретики, так и ряд раннехристианских учителей церкви. В первые века н. э. он выражал веру в видимое торжество Бога на земле после господства антихристианских сил, которое проявлялось в гонениях на церковь. С концом эпохи гонений, для которой было характерно ожидание христианами скорого пришествия Христа, хилиазм постепенно исчезает. Последнее связано также с использованием аллегорического метода толкования библейских текстов и соответственно с интерпретацией церкви как духовного царства Божия для верующих, которым Бог ниспосылает свою благодать. Хилиазм как элемент вероучения вновь появляется в период Реформации, особенно у анабаптистов и английских индепендентов, а впоследствии у адвентистов, свидетелей Иеговы и в др. новейших, т. н. нетрадиционных религиях.

А. И. Кырлежев

ХИНТИККА

ХИНТИККА (Hintikka) Яаакко (род. 1929, Вантамаа, Финляндия) - финский логик и философ; образование получил в Финляндии и в США. Работал в Гарвардском (1956-59), Хельсинкском и Стэнфордском (1965-82) университетах и в университете Флориды. С 1970 член Академии Финляндии, с 1990 профессор философии Бостонского университета, член Американской академии наук и искусств США, ведущий редактор философской серии крупного международного издательства Kluwer Academic Publishers.

Хинтикка является одним из критиков неопозитивизма, принципиальным противником инструменталистского подхода в гносеологии, и особенно в анализе процессов научного познания. Для его собственных философских взглядов характерны черты научного реализма. Специализируется в современной математической логике и эпистемологии, в формальной семантике, философии языка и методологии лингвистики.

Разработанные им метод модельных множеств и конструкция дистрибутивньк нормальных форм эффективно применяются при построении доказательств полноты различных формальных логических систем. Ему принадлежит также теоретико-игровая интерпретация логики. Ключевым понятием в ней является взаимодействие субъекта с реальностью. На основе этого понятия предлагается новая трактовка логических кванторов общности и существования. Интересные результаты получены Хинтиккой в области так называемой возможных миров семантики для модальных и других неклассических логик. Определенный вклад Хинтикка внес в теорию пропозициональных установок, а также в разработку семантических проблем эпистемической логики "логики вопросов. Последние его работы посвящены философии математики и философским проблемам лингвистики.

Соч.: Логико-эпистемологические исследования. М., 1980; Models for modalities. Dordrecht, 1969; Logic, Language-Games and Information. Oxf., 1973; Knowledge and the Known. Dordrecht, 1974; The Semantics? Amsterdam, 1976; Kant et la philosophie des mathématiques. P., 1996; The Principles of Mathematics Revisited. Cambr., 1996; Ludwig Wttgenstein: Half-truth and One-and-half-truth. Selected Papers, vol. I. Dordrecht, 1996; Lingua Universalis vs. Calculus Ratiocinator. Selected Papers, vol. II. Dordrecht, 1996; Language, Truth and Logic in Mathematics. Selected Papers, vol. III. Dordrecht, 1998; Paradigms for Language Theory and Other Essays. Selected Papers, vol. IV. Dordrecht, 1998.

П. И. Быстрое

Предыдущая страница Следующая страница