Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Х" (часть 1, "ХАБ"-"ХИН")
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ХАКЕР (Hacker) Пауль (6 января 1913, Зеелыиайде, близ Кельна - 18 марта 1979, Мюнстер) - немецкий историк индийской философии и религиевед. Изучал филологические дисциплины, теологию и философию в университетах Бонна, Гейдельберга, Франкфурта-на-Майне и Берлина; в 1940 защитил первую диссертацию, посвященную творчеству И. С. Тургенева, в 1951 опубликовал вторую: "Исследования по истории ранней адвайта-веданты. Ученики Шанкары"; в 1950-53 преподавал на индологической кафедре университета в Мюнстере; с 1954 профессор в Митхильском исследовательском институте в Дарбханге; в 1955-62 возглавлял кафедру индологии в Боннском университете, в 1963-78 - новооткрытый индологический семинар (институт индологии) в Мюнстере. Хакер разработал метод атрибуции ведантийских текстов, исходя из сопоставления терминологии и частотности определенных лексем, который стал после него широко применяться в историко-философской индологии. В учении адвайта-веданты Хакер выявил глубинный конфликт между "семенами" персонологической антропологии (Атман как чистый субъект опыта, отделяемый от его содержаний, его самовыражение в каждом конкретном "акте я", отождествление с блаженством как личностным чувством и т. д.) и "серпом" монистической доктрины, которая сводит их на нет, отрицая саму множественность "я". Соответственно и ведантийские прозрения в области интерсубъективности "снимаются" учением об иллюзорности всех реляций. Отсюда ограниченность возможностей и этического истолкования учения об Атмане. Одну из определяющих парадигм индийской религиозности Хакер определил как инклузивизм - интерпретацию "чужого" как субординированной, частичной истины "своего" - стратегию "бесконфликтного" завоевания чужих религиозных территорий, ошибочно истолковываемую как толерантность. Соч.: Kleine Schriften, hrsg. von L. Schmithausen. Wiesbaden, 1978; Philology and Confrontation. Paul Hacker on Traditional and Modem Vedanta, ed. by W. Halbfass. N. Y, 1995. В. К. Шохин |
ХАКИНГ (Hacking) Ян (род. 18 февраля 1936, Ванкувер, Канада) - канадский философ, работавший в ряде университетов Европы и США. Сторонник научного реализма, философские исследования Хакинг строит на основе обобщения данных современной науки, в частности молекулярной биологии и ядерной физики. Опираясь на историю развития теории вероятностей, он показал, что структурные особенности и основная проблематика этой теории предопределены способом разработки понятия вероятности, который сложился в сер. 17 в. В противовес формалистскому подходу Р. Карнапа к логике статистического вывода Хакинг выступает в защиту прагматического анализа этой проблематики (развиваемого кембриджской школой Дж. Кейнса, Ф. Рамсея и Р. Б. Брейтуэйта) и стремится дать эмпирическое обоснование логики статистического вывода. Хакингу принадлежит ряд исследований по проблемам философии языка, модальной логики, философии математики и др. В 1980-90-е гг. активно участвовал в дискуссиях между сторонниками постмодернизма и представителями аналитической философии. По мнению Хакинга, антифундаменталистские и релятивистские аргументы Куайна, Дэвидсона, Куна и Фейерабенда не являются достаточно серьезными свидетельствами тупиковой ситуации современной философии и краха рациональности. Понятия рациональности и объективности, противопоставление истины заблуждению и т. п. можно сохранить в философии науки, если вывести дискуссии о рациональности и релятивизме за рамки сложившихся клише (парадигм, концептуальных каркасов, проблем несоизмеримости) и перевести разговор о них в новую плоскость, сделав ключевым понятие "стили разумного рассуждения". По своему содержанию это понятие является более неопределенным и диффузным по сравнению, напр., с "парадигмой" Куна: в рамках одного стиля, считает Хакинг, могут существовать различные миры объективного дискурса, как соизмеримые, так и несоизмеримые, тяготеющие к ассимиляции или взаимному отталкиванию. Идея стилей мышления, по мнению Хакинга, хорошо согласуется с методом предположений и опровержений Поппера, т. к. открывает широкие возможности мыслить о все новых и новых объектах и проблемах. Соч.: Logic of Statistical Inference. Cambr., 1965; A Concise Introduction to Logic. N. Y., 1972; Why does Language Matter to Philosophy? Cambr., 1975; Representing and Intervening. Cambr., 1983; Experimentation and Scientific Realism.- Scientific Realism. California, 1984, p. 154-72; The Emergence of Probability. Cambr., 1984; Styles of Scientific Reasoning.- Post-Analytic Philosophy. N. Y, 1985. В. Н. Садовский |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ХАНЬ ЮЙ (Хань Туйчжи, Хань Чанли) [768, Хэян (современная провинция Хэнань) - 824] - китайский философконфуцианец, литератор. Рано осиротел, занимался самообразованием, добился высшей ученой степени цзиныии. Был членом ("доктором" - боши) Государственной академии (Гоцзы). Несколько раз за независимость суждений попадал в опалу (в частности за то, чтоукорял императора за поклонение мощам Будды). Вместе с Лю Цзунъюанем был инициатором "движения за возвращение к древности" (фу гу). В литературной сфере оно вылилось в создание стиля, основанного на подражании простоте и строгости литературы эпохи Хань (206 до н. э. - 220 н. э.), а в сфере мировоззрения проявилось в попытках возрождения авторитета конфуцианской мысли. Основные сочинения - "Юань дао" ("Обращение к началу дао"), "Юань син" ("Обращение к началу [индивидуальной] природы"), "Юаньгуй" ("Обращение к началу [мира] духов"), "Ши шо" ("Поучения") и другие - сведены в сборник "Чанли сяныпэн цзи" ("Собрание произведений учителя Чанли"). Хань Юй доказывал историческое первенство конфуцианства, в котором "передача традиции" идет непрерывно от "совершенномудрых" правителей древности, а не от более поздних "патриархов". Учения даосизма и буддизма, не признающие, по его мнению, "гуманности" (жэмь), а также "долга/справедливости" (и), тем самым разоблачают свое несоответствие вселенским истокам морали. Подчеркивая ведущую роль "небесного предопределения" (тянь мин) в человеческой жизни (им обусловлены несчастья и благополучие), в то же время отмечал заведомую неопределимость границ компетенции Неба и человека в судьбе индивида. Признавал существование "навей и духов" как "оформленных" и имеющих "вещное бытие/наличие" "безмолвных" ("беззвучных" - у шэн) структур. При совершении человеком недолжного поступка нави (гуй) воздействуют на "[телесные] формы" вещного мира. Эти воздействия проявляются в сфере "звуков", т. е. чувственно воспринимаемой области бытия, и ведут к несчастьям. Придавал большое значение жертвоприношениям как условию "доступа к Небу и духам", но отрицал присутствие сверхъестественных сил в предметах культа и мощах, отвергая поклонение им. Рассматривая исторический процесс как результат творчества "совершенномудрых" государей древности, Хань Юй подчеркивал их роль как культурных героев и "учителей" человечества. Путь к восстановлению идеального общественного порядка древности, избавлявшего людей от голода и болезней, прививавшего им любовь, милосердие и трудолюбие, он усматривал в уничтожении даосизма и буддизма. Ликвидация их монашества, храмов и священных книг посредством императорского указа должна обеспечить возвращение Поднебесной на "путь древних правителей". Соч.: Хань Чаши цзи (Записки Хань Чанли). Пекин, 1958; Хань Юй, Лю Цзуньюань. Избранное, пер. И. Соколовой. М., 1979; Chan Wingtsit (transi.). A Source Book of Chinese Philosophy. Princeton, 1963. Лит.: Тусарое В. Ф. Некоторые положения теории пути Хань Юя.- В кн.: Письменные памятники Востока. 1972. M., 1977. А. Г. Юркевич |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ХАРРЕ (Нале) Гораций (род. 19 декабря 1927, Эпити, Новая Зеландия) - английский философ. С 1954 работает в Оксфордском университете; в последние годы - одновременно профессор университета шт. Нью-Йорк (США). Харре последовательно защищает позиции научного реализма, выступает против основных догм логического эмпиризма (в частности, против ограничения рациональности только сферой дедуктивного рассуждения) и исследует другие основания человеческого мышления, такие, как аналогия, модели и метафоры. В духе научного реализма Харре проанализировал историческую смену метафизических представлений о материальном мире, в частности переход от механической картины мира 17 в. к картине материальной субстанции 19 в., существенные особенности которой состоят в признании деятельной природы материального мира, в понимании материи как мира изменений, сил, потенциалов и энергий. По Харре, научный прогресс состоит не в смене парадигм, как утверждает Т. Кун, а во все более глубоком понимании мира. В этом процессе существенную роль играет развитие технологии - прогресс в создании научных инструментов, позволяющих экспериментально подтверждать построенные главным образом на основе аналогий научные теории. В соответствии с этим Харре считает, что научный реализм более адекватно описывается в терминах создания новых материальных вещей (которые в меньшей степени, чем знания, подвержены изменению), чем в терминах нахождения новых истин, которые впоследствии неизбежно будут модифицированы. В отличие от физических наук, исследующих одну независимо существующую реальность - материальный, физический мир, - социальные науки и психология имеют дело, по Харре, с двумя существующими независимо от человека мирами - материальным миром и символическим миром, т. е. миром человеческого общения, где важнейшую роль играет языковое общение. Человеческие существа трактуются Харре в рамках психологии не как индивиды, а как члены человеческих общностей, коллективов. В развиваемой им социально-психологической теории он опирается на идеи Л. С. Выготского и позднего Л. Витгенштейна. Соч.: Theories and Things. L., 1961;-Social Being. Oxf., 1983; Personal Being. Oxf., 1983; Varieties of Realism; A Rationale for the Natural Sciences. Oxf., 1986. В. Н. Садовский |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ХАТЧЕСОН (Hutcheson) Френсис (8 августа 1694, Друмалиг, Ольстер - 1746 или 1747, во время плавания из Глазго в Дублин) - шотландский философ и просветитель. Учился в университете Глазго. В 1729-46 - профессор этого университета. В 1725 опубликовал два трактата с общим названием: "Исследование о происхождении наших идей красоты (1) и добродетели" (2). Первый трактат, в котором обосновывалась автономия эстетического чувства, способствовал выделению эстетики в самостоятельную философскую дисциплину. Во втором трактате Хатчесон развивает намеченную Шефтсбери теорию морального чувства. Это чувство не предполагает врожденных идей и инстинктивно осуществляет дистинкцию добродетели и порока посредством положительной или отрицательной реакции (довольствие-неудовольствие; одобрение-неодобрение) на действия и характеры, направленные на общее благо или наносящие ущерб обществу. Оценки и мотивация морального чувства независимы от соображений пользы, выгоды, а также от перспективы воздаяний и кар в будущем. Теория Хатчесона противопоставлена "эгоистической" этике Гоббса и Мандевиля и теологическому волюнтаризму Локка. Одновременно некогнитивное моральное чувство является альтернативой рационалистической этики С. Кларка и его последователей, выводящих учение о добродетели из вечных и неизменных отношений вещей (добра и зла). Перу Хатчесона принадлежат еще два трактата - психологическое исследование "Эссе об аффектах" и "Иллюстрации к (теории) морального чувства". Обобщающая его этико-эстетические и политические исследования "Система моральной философии" была издана посмертно в 1755. Книга составлена на основе лекций, прочитанных Хатчесоном в 1730 в университете Глазго. В ней автор говорит о внутреннем чувстве красоты и моральном чувстве, а также о таких внутренних чувствах, как симпатитическое чувство, чувство чести и стыда и др. В 1740-х гг. Хатчесон занимался переводами с греческого сочинений Марка Аврелия и Эпиктета. В 1742 издал на латыни "Три компендиума метафизики, морали и логики"; в 1747, 1753, 1761 и 1772 гг. компендиумы были изданы в Глазго на английском языке как "Краткое введение в моральную философию. Три книги, содержащие основания этики и естественного закона". Современники особенно высоко ценили педагогическую и просветительскую деятельность Хатчесона. Его иногда называют родоначальником шотландской философской традиции, продолженной Д. Юмом, А. Смитом, Г. Хоумом, А. Фергюсоном, Т. Ридом и др. Соч.: Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. М., 1973; Гудчесон Ф. Логика. М., 1817. Лит.: Scott W. R. Frensis Hutcheson. His Life, Teaching and Position in History of Philosophy. N. Y., 1968. M. A. Абрамов |
ХВОСТОВ Вениамин Михайлович (29 февраля 1868-5 февраля 1920, Москва) - русский философ-неокантианец, социолог, правовед. Окончил юридический факультет Московского университета, в котором затем преподавал (1895-1911*, с 1917). Работал в Институте социальной психологии. Покончил жизнь самоубийством. Автор работ по истории и теории права, гносеологии, социологии, психологии (в т. ч. фундаментальное исследование по венской психологии), этике. Его гносеологические воззрения (источник познания - психический опыт человека, деление наук на материальные, содержащие опыт, и формальные, изучающие форму опыта) представляют собой попытку объединить баденскую и марбургскую школы неокантианства. В своей социологической теории, воспринявшей отдельные идеи В. Вундта, Э. Дюркгейма и Г. Зиммеля, исходил из понимания общества как психического явления, имеющего свои закономерности. Важное значение придавал подсознанию, которое, проявляясь в стойких стереотипах первобытных эмоций, существенно ограничивает всякое социальное реформаторство. Этические взгляды Хвостова дуалистичны: добро и зло являются самостоятельными началами мира, вносящими непримиримый разлад в человека. Поэтому нравственная задача каждой личности состоит в том, чтобы, борясь со злом в самом себе, победить мировое зло. Соч.: Этика человеческого достоинства. Критика пессимизма и оптимизма. М., 1912; Теория исторического процесса. М., 1914; Женщина и человеческое достоинство. М., 1914; Классификация наук и место социологии в системе научного знания.- "Вопросы философии и психологии", 1917, кн. 139; Социология. Введение, ч. 1. Исторический очерк учений об обществе. М., 1917; Социальная связь.- "Вопросы философии и психологии", 1918, кн. 141-142. В.Н.Жуков |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ХЕССЕ (Hesse) Мэри Бренда (род. 1924) - английский философ и историк науки. В 1951-59 работала в Лидском и Лондонском университетах, с 1960 - в Кембриджском. Хессе - противник как узкого эмпиризма и редукционизма логических позитивистов, так и релятивизма историко-методологической концепции радикального изменения значения терминов теории при переходе от одной парадигмы к другой (Т.Кун и др.). Предложенная ею эпистемологическая теория истины исходит из принципа отсутствия каких-либо привилегий для любой, включая современные, научной теории. По ее мнению, в каждой теории выделяется некоторое множество высказываний наблюдения, которые признаются истинными соответствующим научным сообществом на основании общего согласия (консенсуса) и с учетом сложившейся лингвистической практики. Большинство истинных высказываний наблюдения переводимы из одной научной системы в другую с сохранением их значений истинности. Теоретические высказывания получаются путем индуктивных выводов из истинных высказываний наблюдения, и им приписываются значения истинности, соответствующие степени веры в них, определяемой индуктивными процедурами и аксиомами теории вероятности. В соответствии с этим, считает Хессе, основная цель науки состоит в аккумуляции прагматически успешно применяемых истинных высказываний, дающих возможность лучше ориентироваться в окружающем мире и управлять им. В подходе Хессе, т.о., сочетаются реалистические, прагматические и инструменталистские моменты. Вместе с тем Хессе считает, что, хотя научная теория способна давать успешные фактуальные предсказания, из этого не следует, что законы науки являются необходимыми утверждениями, обеспечивающими постепенное приближение конкурирующих теоретических концепций к описанию истинной сущности мира. Хессе активно выступает за тесный союз истории, науки и философии науки, однако при этом она отвергает целесообразность создания «историко-философской теории науки» и настаивает на необходимости разделения труда между историками и философами науки. По ее мнению, понимание задач истории науки, сводящееся только к изучению интеллектуального развития научного знания, слишком ограничено и требует дополнительных исследований социальных, экономических и политических факторов, во многом определяющих когнитивный аспект науки. В силу этого историко-научное исследование неотделимо от задач всеобщей истории, а основная задача философии состоит в исследовании природы истины и рациональности в науке. Сочинения: Science and the Human Imagination. L., 1954; Models and Analogies in Science. L., 1963; The Structure of Scientific Inference. L., 1974; Revolutions and Reconstructions in the Philosophy of Science. Bloomington - L., 1980. В.Н.Садовский |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ХЕТУ (санскр. hetu - импульс, мотив, основание, причина) - в индийской философии обозначение побуждающих причин или логических основ явлений. В буддизме - прямая причина в отличие от косвенной (pratyaya), напр. хету растения является зерно, а пратьяя - освещенность, увлажненность почвы и т. п. В индийской логике и эпистемологии хету выступает основанием логического вывода (шумам), синонимом выводного знака (линга); в классическом примере вывода о наличии за горой огня по признаку поднимающегося из-за нее дыма хету служит дым. Соответствует среднему термину в аристотелевской логике. Если в ньяе хету назван не только сам материальный факт (напр., дым), но и содержащая его упоминание средняя посылка логического вывода, то вайшешик Прашастапада видел в хету только факт, отличая его от средней посылки, обозначаемой термином "ападеша". В роли хету может выступать лишь тот факт, который удовлетворяет трем признакам выводного знака (трайрупья): 1) содержаться в пакше, локусе или субстрате вывода (в классическом примере - гора), 2) неизменно сопровождаться свойствами, принадлежность которых пакше доказывается посредством вывода (дым должен сопровождаться огнем), 3) не встречаться там, где нет этих свойств (там, где нет огня, не может быть и дыма). Индийские логики уделяли большое внимание классификации ошибок хету - хетвабхаса. В. Г. Лысенко |
ХИВИ ГАБАЛКИ, аль-Балхи ( Hiwi al-Balkhi), из Балхи (в Бактрии) (конец 8 - нач. 9 в.) - еврейский мыслитель и религиозный реформатор. Восприняв в персидской общине влияние арабского Возрождения и традиций зороастризма, пошел в пересмотре иудаизма дальше караимов и подверг рационалистической критике Тору: зачем Создатель расспрашивал Адама и Каина, будучи всеведущ? для чего Богу жертвы? зачем он благословил размножение людей, зная о грядущем потопе? Вольномыслие Хиви Габалки распространилось среди еврейских общин арабского мира, но с его радикальным скепсисом и дуализмом было покончено в немалой мере усилиями Саадьи. Идеи Хиви Габалки реконструируются по фрагментам. Лит.: Беленький М. Хиви Габалки и его возражения против божественного происхождения Ветхого завета.- "Вопросы истории религии и атеизма", сб. 6. M., 1958; Он же. Еще 40 возражений Хиви Габалки.- Там же, сб. 8. M., 1960. В. В. Бибихин |
ХИЛИАЗМ (от греч. χιλιάς - тысяча), или милленаризм, - учение о тысячелетнем земном царствовании Христа после его второго пришествия, основанием для которого являются слова из Апокалипсиса о том, что мученики за Христа воскреснут и будут царствовать с Ним в течение тысячи лет, пока сатана будет связан (Откр 20:2-6). Христианский хилиазм как религиозное воззрение возник под влиянием позднеиудейской апокалиптической литературы и стал возможен благодаря установке на буквальное толкование текстов Священного Писания. Тысячелетнее царство Христа часто описывалось сторонниками хилиазма в образах чувственных наслаждений. Хилиазма придерживались как некоторые еретики, так и ряд раннехристианских учителей церкви. В первые века н. э. он выражал веру в видимое торжество Бога на земле после господства антихристианских сил, которое проявлялось в гонениях на церковь. С концом эпохи гонений, для которой было характерно ожидание христианами скорого пришествия Христа, хилиазм постепенно исчезает. Последнее связано также с использованием аллегорического метода толкования библейских текстов и соответственно с интерпретацией церкви как духовного царства Божия для верующих, которым Бог ниспосылает свою благодать. Хилиазм как элемент вероучения вновь появляется в период Реформации, особенно у анабаптистов и английских индепендентов, а впоследствии у адвентистов, свидетелей Иеговы и в др. новейших, т. н. нетрадиционных религиях. А. И. Кырлежев |
ХИНТИККА (Hintikka) Яаакко (род. 1929, Вантамаа, Финляндия) - финский логик и философ; образование получил в Финляндии и в США. Работал в Гарвардском (1956-59), Хельсинкском и Стэнфордском (1965-82) университетах и в университете Флориды. С 1970 член Академии Финляндии, с 1990 профессор философии Бостонского университета, член Американской академии наук и искусств США, ведущий редактор философской серии крупного международного издательства Kluwer Academic Publishers. Хинтикка является одним из критиков неопозитивизма, принципиальным противником инструменталистского подхода в гносеологии, и особенно в анализе процессов научного познания. Для его собственных философских взглядов характерны черты научного реализма. Специализируется в современной математической логике и эпистемологии, в формальной семантике, философии языка и методологии лингвистики. Разработанные им метод модельных множеств и конструкция дистрибутивньк нормальных форм эффективно применяются при построении доказательств полноты различных формальных логических систем. Ему принадлежит также теоретико-игровая интерпретация логики. Ключевым понятием в ней является взаимодействие субъекта с реальностью. На основе этого понятия предлагается новая трактовка логических кванторов общности и существования. Интересные результаты получены Хинтиккой в области так называемой возможных миров семантики для модальных и других неклассических логик. Определенный вклад Хинтикка внес в теорию пропозициональных установок, а также в разработку семантических проблем эпистемической логики "логики вопросов. Последние его работы посвящены философии математики и философским проблемам лингвистики. Соч.: Логико-эпистемологические исследования. М., 1980; Models for modalities. Dordrecht, 1969; Logic, Language-Games and Information. Oxf., 1973; Knowledge and the Known. Dordrecht, 1974; The Semantics? Amsterdam, 1976; Kant et la philosophie des mathématiques. P., 1996; The Principles of Mathematics Revisited. Cambr., 1996; Ludwig Wttgenstein: Half-truth and One-and-half-truth. Selected Papers, vol. I. Dordrecht, 1996; Lingua Universalis vs. Calculus Ratiocinator. Selected Papers, vol. II. Dordrecht, 1996; Language, Truth and Logic in Mathematics. Selected Papers, vol. III. Dordrecht, 1998; Paradigms for Language Theory and Other Essays. Selected Papers, vol. IV. Dordrecht, 1998. П. И. Быстрое |