Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Т" (часть 3, "ТЕХ"-"ТРА")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 3, "ТЕХ"-"ТРА")

ТЕХНОКРАТИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНЫЕ (от греч. τέχνη - искусство, мастерство, умение и λόγος- слово, понятие, учение) - практически ориентированное социальное знание, имеющее целью создание и изменение организационных структур, и управление социальным поведением людей; совокупность методов и приемов решения задач (достижения целей), выработанных в процессе социального планирования и социального проектирования. В основе социальной технологии лежат теоретические положения многих социальных наук - социологии, психологии, теории социальной организации и управления и т. д., а также эмпирический опыт функционирования общественных систем.

На технологическом уровне социальное знание из описательного и объяснительного, анализирующего и прогнозирующего знания становится "производительной силой". Социальный технолог создает алгоритм решения социальных задач и практически их осуществляет. Социальные технологии не претендуют на осуществление глобальных социальных изменений и ограничиваются решением частных задач, касающихся функционирования общества. ^

Социальные технологии могут рассматриваться (соответственно объему понятия социального как такового) в узком смысле применительно к производственной и социальной сферам (повышение производительности трупа, оптимизация отношений в коллективе, совершенствование управления и руководства и т. д.) наряду с политическими (политический маркетинг и политическая реклама) и избирательными технологиями (воздействие на сознание избирателей через средства массовой информации) и в широком смысле в качестве общего, собирательного термина для обозначения всей совокупности этих специализированных технологий. См. также Инженерия социальная.

В. М. Быченков

ТЕХНОЛОГИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ - совокупность (система) правил, приемов, методов получения, обработки или переработки сырья, материалов, промежуточных продуктов, изделий, применяемых в промышленности.

Технология, понимаемая в более широком смысле, связана не только с техникой, но и с цивилизационными завоеваниями. Когда говорят, напр., о компьютерной или информационной технологиях, то имеют в виду открываемые ими новые возможности или научно-техническую революцию, которую они несут с собой. В этом смысле о технологии стали говорить после того, как выяснилось, что цивилизационные завоевания, достижение новых эффектов труда связаны не только с новой техникой, но и с новыми формами кооперации, организации производства и деятельности, с возможностями концентрации ресурсов, с культурой труда, с накопленным научно-техническим и культурным потенциалом, с целеустремленностью усилий общества и государства и т. д. Постепенно под технологией стали подразумевать сложную реальность, которая в функциональном отношении обеспечивает те или иные цивилизационные завоевания (т. е. является механизмом новаций и развития), а по существу представляет собой сферу целенаправленных усилий (политики, управления, модернизации, интеллектуального и ресурсного обеспечения и т. д.), существенно детерминируемых, однако, рядом социокультурных факторов.

Осознание технологии как специфического феномена складывается в кон. 19 - нач. 20 в. Однако ретроспективно о технологии и технологических революциях можно говорить чуть ли не с неолита. С философской точки зрения особенно важен вопрос о возможностях управления технологией и обретения свободы в условиях тотальной технологической обусловленности человеческого бытия. Эту проблему первым поставил Хайдеггер, показав, что вся наша цивилизация работает на "постав", т. е. осуществляется в форме воспроизводства технологических поставляющих цепочек и процессов. Ж. Эллюль усилил этот тезис, утверждая абсурдность современной технологии. Учитывая, однако, что за технологией стоит такая сложная реальность, как социальные институты, человеческая деятельность, ценности, картины мира и пр., вопрос о свободе в условиях тотальной технологической обусловленности можно переформулировать в проблему целенаправленного воздействия на указанные компоненты цивилизации и культуры.

В. М. Разин

ТИ - ЮН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТИЛИКЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТИЛЛИХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТИМАШЕВ

ТИМАШЕВ Николай Сергеевич [9 (21) ноября 1886, СанктПетербург - 9 марта 1970, Нью-Йорк] - русский социолог, правовед, историк политической мысли. Родом из знатной семьи, окончил Александровский лицей, затем изучал юриспруденцию в Страсбургском университете. Вернувшись в Россию, преподавал в Петроградском университете, был профессором Петроградского политехнического института (1916-20). В 1921 эмигрировал в Чехословакию, с 1936 в США, где выдвинулся в число крупнейших американских социологов, несколько лет работал в Гарвардском университете с П. А. Сорокиным. Большой резонанс вызвала его книга "Великое отступление" (The Great Retreat. N. Y, 1946), в которой он на основе анализа экономического роста и динамики социально-политической структуры России в 1890-1913 обосновал вывод о том, что, не будь революции 1917, Россия к 1940 вошла бы в круг наиболее развитых стран мира.

Соч.: Право как коллективно-психологическая реальность.- "Труды русских ученых за границей". Берлин, 1923, т. 2; Развитие социологии права и ее сфера.- В кн.: Современная социологическая теория. М., 1961; An Introduction to the Sociology of Law. Cambr. (Mass.), 1939; Three Wirlds: Liberal, Communist and Fascist Society. Milwaukee, 1946; Sociological Theory, its Nature and Growth. N. Y, 1954; War and Revolution. N. Y., 1965.

В. П. Филатов

"ТИМЕЙ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТИМОН

ТИМОН (Τιμών) из Флиунта (ок 315-225 до н э ) - греческий сатирический поэт и философ, последователь скептика Пиррона Его свидетельства о Пирроне (который сам ничего не писал) прямо или косвенно влияют на всю традицию античного пирронизма В своем наиболее известном сочинении "Силлы" (Σιλλοι, "Сатиры" - ср одноименное произведение Ксенофана, которому подражает Тимон) он "вышучивает догматиков с помощью пародий В первой из них он ведет речь от своего лица, во второй и третьей - в виде диалога он будто бы расспрашивает Ксенофана Колофонского о каждом из философов, а тот ему отвечает" (Diog L IX 111), так обсуждается более 30 философов, из которых только Пиррон представлен с безусловным почтением Авл Геллий сообщает, что в "Силлах" Тимон "поносил философа Платона и обвинял его в том, что он за большие деньги купил книгу с изложением пифагорейского учения и скроил из нее знаменитый диалог "Тимей"" Несмотря на изрядное количество "злословия", популярные в Античности "Силлы" сыграли важную роль в самоопределении пирронизма и установлении им своих философских истоков (каковые были усмотрены в Ксенофане, элеатах, Демокрите, Протагоре) Другая философская поэма Тимона, "Образы" (Ίνδαλμοι), посвящена возвеличиванию нравственного совершенства Пиррона Тимон написал также несколько прозаических сочинений "Пифон", "О чувствах" и "Против физиков", где обсуждал технические вопросы скептического учения (утрачены)

Фрагм : Di Marco M (ed) Timone dl Fliunte Silli, introd , edizione cntica trad e comm Roma, 1989, Diets ff Poetarum Philosophorum Fragmenta B , 1901, p 173-206, Long A A, Sedley D N The Hellemstic Philosophers Cambr, 1987

Лит : Brunschwigf Once Again on Eusebius on Aristocles on Timon on Pyrrho - Idem Papers in Hellemstic Philosophy Cambr, 1994, p 190-211, Long A A Timon ofPhlius Pyrronist and Satirist - "Proceedings f the Cambridge Philological Society" 1978, 204, p 68-91

M А Солопова ТИПИТАКА - см Тртитака

ТИПИТАКА

ТИПИТАКА - см. Tpunumaка.

ТИПИЧЕСКОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТИПОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТИХОМИРОВ

ТИХОМИРОВ Лев Александрович [19 (31) января 1852, Геленджик - 16 октября 1923, Сергиев Посад] - русский общественный и политический деятель, публицист, литератор, политолог и философ. Родился в семье военного врача. В 1870-73 учился в Московском университете, где вступил в группу "чайковцев". В 1873 был арестован и осужден по "процессу 193-х". Более 4 лет провел в Петропавловской крепости. С 1878 член центра "Земля и Воля", с 1879 член Исполнительного комитета и редакции "Народной Воли". В 1882 вместе с семьей эмигрировал. Издавал вместе с П. Л. Лавровым "Вестник Народной Воли". В эмиграции окончательно разочаровался в революционных идеалах, опубликовал брошюру "Почему я перестал быть революционером" (1888), подал прошение о помиловании, которое было удовлетворено. После возвращения в Россию сотрудничал в "Московских ведомостях" и "Русском обозрении". Большое количество его статей и книг посвящены проблемам общественного развития (революционное движение в России, социализм и рабочий вопрос, церковная реформа). С 1914 отошел от активной общественной деятельности, целиком посвятив себя религиозно-философскому творчеству.

Жизнь и творчество Тихомирова представляют собой пример поворота отечественной социально-философской мысли от материализма и утопических социологических схем к христианскому миросозерцанию. Именно в рамках последнего Тихомиров критикует русское революционное движение: драма социально-революционных "брожений" - лишь отражение религиозного отступничества, бунта против Бога в душе человека. В книге "Монархическая государственность" (1905, переизд. 1992) классификация основных принципов верховной власти проводится с точки зрения той силы, которой нация по своему нравственному состоянию способна больше доверять: демократия (сила количественная), аристократия (доверие к авторитету, к лучшим людям), монархия (доверие к нравственно-религиозной силе). "Религиозно-философские основы истории" (опубл. 1997) представляют собой попытку интерпретации всемирной истории с точки зрения двух основных религиозных принципов: дуалистического, признающего онтологическое различие Бога-Творца и твари и находящего свое высшее выражение в христианстве, и монистического (различные формы пантеизма, политеизма, человекобожества). Методологически дихотомия Тихомирова очень близка к схеме разделения культурных начал на иранское и кушитское у А С. Хомякова.

Соч.: Письма к М. В. Лодыженскому.- "ВФ", 1992, № 5; Критика демократии. М., 1997.

Лит.: Плеханов Г. В. Новый защитник самодержавия, или Горе г. Л. Тихомирова.- Соч., т. 3. М.-Л., 1928; Степанов А. Д. "Я увидел и отвернулся...": Л. Тихомиров о русской революции, в. 1.- "Вече". СПб., 1994.

В. Н. Катасонов

ТИХОН ЗАДОНСКИЙ

ТИХОН ЗАДОНСКИЙ (в миру Тимофей Савельевич Кириллов) [1724, с. Короцко Валдайского у. Новгородской губ. - 13 (24) августа 1783, Задонский монастырь Воронежской губ.] - русский православный подвижник, богослов. С 1738 обучался в Новгородском духовном училище, затем с 1740 в Новгородской семинарии. В 1758 принял монашество. В 1761 назначен епископом Кексгольмским и Ладожским и викарием архиеп. Новгородского, в 1763 избран лично Екатериной II епископом Елецким и Воронежским. В начале 1769 удалился от активной деятельности и поселился сначала в Толшевском, а затем в Задонском монастыре. Испытал определенное влияние учения И. Арндта о "Царстве Божием внутри нас". Основная богословская идея - восстановление образа Божил в душе грешника через Искупление, предполагающее онтологическое подобие Образа и первообраза, Бога и человека. Присутствие Божие в мире влечет за собой необходимость "Христоподражательного жития". "Мистическая этика" (выражение Г. В. Флоровского) Тихона Задонского оказала большое влияние на развитие нравственного богословия, а его личный духовный подвиг - на формирование идеала русской святости, являясь "христианским и апостольским откликом на безумие века и вольнодумство" (иером. Иоанн Кологривов. Очерки по истории русской святости. Брюссель, 1961, с. 329). Тихон Задонский послужил прототипом старца Зосимы в романе Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы". Канонизирован Русской Православной церковью в 1861.

Соч.: Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского, т. 1-5, 1994; Сокровище духовное, от мира собираемое. Тузов, 1904. Лит.: Казанский П. С. Житие иже во святых отца нашего Тихона епископа Воронежского, всея России чудотворца. СПб., 1871; Гиппиус А. Н. Св. Тихон Задонский. Епископ Воронежский и всея Руси чудотворец. Париж, [б. г.].

А. И. Резниченко

ТИ-ЮН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТКАЧЁВ

ТКАЧЕВ Петр Никитич [29 июня (11 июля) 1844, с. Сивцово Великолуцкого у. Псковской губ. - 23 декабря 1885 (4 января 1886), Париж] - русский социальный философ, публицист, революционер. В 1861 поступил на юридический факультет Петербургского университета, после исключения в 1868 экстерном сдал экзамены за полный курс и защитил диссертацию на степень кандидата права. В 1860-х гг. участвовал в деятельности различных подпольных организаций. Сотрудник журн. "Русское слово", "Дело" и др. За участие в противоправительственной деятельности был арестован, после четырехлетнего заключения направлен в ссылку, откуда в 1873 бежал за границу. В Париже сблизился с французскими бланкистами.

Свое философское мировоззрение, в котором сочетались ориентация на научное познание действительности и радикальный социальный критицизм, называл реализмом. Противопоставлял его вненаучной идеалистической метафизике, служащей защите существующего социального порядка. Фундаментом философского реализма Ткачева был материализм. Истолковывал природу на основе "механического закона органической природы". Социально-философские воззрения Ткачева сформировались под влиянием идей Н. Г. Чернышевского и К. Маркса. Явления общественной жизни объяснял на основе принципа экономического детерминизма. В программных произведениях Ткачева теоретически обоснована тактика немедленных революционных действий, фактически - тактика террористических актов как средства подготовки и осуществления социальной революции. Соч.: Соч., т. 1-2. M., 1975-76.

Лит.: Шахматов Б. М. П. Н. Ткачев. Этюды к творческому портрету. М.,1981.

С. И. Бажов

ТОЖДЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТОИНБИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТОКВИЛЬ

ТОКВИЛЬ (Tocqueville) Алексис Клерельде (29 июля 1805, Верней - 16 апреля 1859, Канн) - французский социолог, историк и политический деятель. Член французской Академии (с 1841). Лидер консервативной Партий порядка, был министром иностранных дел (1849). Автор работ: "О демократии в Америке" (De la démocratie en Amérique", v. 1-2,1835-40), "Старый порядок и Революция" (L'Ancien Régime et la Révolution, 1856).

Специфика и радикальная новизна политической мысли Токвиля состоят в попытке совмещения идей классического либерализма с идеей демократии, понятие которой наполняется у него новьм содержанием. Вся предшествующая политическая философия рассматривала демократию прежде всего как форму правления, при котором утверждается суверенитет народа. Токвиль увидел в демократии нечто большее - беспрецедентное историческое событие, особое общественное состояние, определенный тип социальной связи. Существеннейшей чертой демократии является, по Токвилю, равенство; демократическое общественное состояние лишено иерархии, за исключением иерархии общественных функций; в отличие от общества аристократического типа в нем ослаблены социальные связи. Индивид демократического общества, с одной стороны, освобождается от цепей личной зависимости, но, с другой стороны, он остается изолированным, затерянным в толпе. Т. о., демократическое общество постоянно воспроизводит индивидуализм на всех уровнях своего бытия. Токвиль отличает демократический индивидуализм от эгоизма как страстной, чрезмерной любви к самому себе, заставляющей человека относиться ко всему на свете лишь с точки зрения личных интересов и предпочитать себя всем остальным людям.

В политической плоскости демократия выступает как торжество идеи народовластия, в соответствии с которой каждый индивид обладает равной долей власти и участвует в управлении государством. Демократический индивид подчиняется обществу потому, что признает полезным для себя союз с себе подобными и понимает, что данный союз не может существовать без власти, поддерживающей порядок. Гражданские отношения - свобода и равенство, управляющие всеми аспектами человеческой жизни, осознаются в то же время как отношения естественные (от природы все люди равны и свободны).

Демократия в своей политической плоскости столь же двойственна, как и демократическое общественное состояние: она освобождает от произвола личного правления, но при этом исчезают и все "промежуточные звенья", представляющие собой сдерживающие моменты на пути усиления централизации и бюрократизации власти. Изначальная двойственность демократического принципа заключается в том, что он содержит в себе в качестве возможности возникновение и истинно народного государства, способствующего процветанию страны и населяющих ее людей, и образование государствадеспота, государства-жандарма: демократия, по Токвилю, всегда оставляет возможность для разрыва социальной и политической ткани общества.

Соч.: Oeuvres complètes, 1.1-12. Р., 1951-64; в рус. пер.: Демократия в Америке. М., 1992; Старый порядок и Революция. М., 1997; Воспоминания. M., 1S93. Лит.: ManentP. Tocqueville et la nature de la démocratie. P., 1977.

M. M. Федорова

ТОЛАНД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТОЛСТОВСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТОЛСТОЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТОМАЗИЙ

ТОМАЗИЙ (Thomasius) Христиан (1 января 1655, Лейпциг - 23 сентября 1728, Галле) - немецкий философ, правовед, один из основателей просветительского движения в Германии. Первым стал читать лекции и издавать научно-популярные и публицистические журналы на немецком языке. Основоположник т. н. линии Томазия в немецкой философии 18 в., которая в противоположность рационалистической метафизике вольфианства ориентировалась на традиции британской сенсуалистической гносеологии и эмпирической психологии, принципы здравого смысла. Рассматривая ощущения и данные опыта в качестве источников и границ надежного и достоверного познания, считал, что главньм предметом науки и философии должны быть не абстрактные понятия и метафизические проблемы, а конкретный человек и его жизненные потребности. В качестве "мирской мудрости" (Weltweisheit) философия должна ориентироваться на принципы практической полезности, активно служить общему благу и справедливости, содействовать обновлению и развитию общества и его культуры, формированию просвещенного и добродетельного человека. Будучи последователем Грация и Пуфендорфа, внес заметный вклад в утверждение принципов естественного права в Германии, а также в разработку вопроса о соотношении морали и права.

Соч.: Ausübung der Vernunftlehre. Halle, 1691; Ausübung der Sittenlehre. Halle, 1696; Grund-Lehren des Natur- und Völker-Rechts. Halle, 1705.

Лит.: ДеборинА, М. Из истории раннего немецкого просвещения.- "Вестник истории мировой культуры", 1960, № 6, с. 32-43;Деев Н. Н. Разграничение права и морали в естественно-правовом учении Христиана Томазия.- "Проблемы государства и права на современном этапе", 1974, вып. 8, с. 55-63; Жучков В. А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения. М., 1989, с. 51-59; Bienert W. Die Philosophie des Chr. Tomasius. Halle, 1934; Lieberwirth K. Chr. Tomasius. Sein wissenschaftliches Lebenswerk. Weimar, 1955; Schneiders W. Naturrecht und Lebensethik: Zur Geschichte der praktischen Philosophie im Hinblick auf Chr. Tomasius. Hildesheim-N. Y, 1971.

В. А. Жучков

ТОМИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ТОПИКА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТОТАЛИТАРИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТОТЕМ

TOTEM (ototeman- принадлежащий к клану, из языка североамериканских индейцев оджибве) - растение или животное, сверхъестественным образом связанное с жизнью группы или индивида. В Африке и Сев. Америке в качестве тотема выступают также природные явления (дождь, гром, молния, ветер и т. д.), которые при этом тоже часто символизируются животными. Тотемы бывают групповыми (клановыми), половыми (принадлежащими мужчинам или женщинам клана) или индивидуальными. В случае планового тотема тотемное животное считается общим пращуром всех членов рода или группы, которые идентифицируют себя с ним. Л. ЛевиБрюль, за ним Л. Выготский называли такое соотнесение партиципацией. Важно, что отнесение к тотему не предполагает с необходимостью кровного родства членов группы. Тотемные группы экзогамны, т. е. существует строжайший запрет на половое общение и брак внутри тотемных групп (см. табу). Наряду с табу инцеста (экзогамия) существует запрет для членов клана охотиться на тотемное животное и убивать его. Существует также запрет на поедание тотема, который нарушается только в ритуальном порядке во время торжественной, т. н. тотемной, трапезы. К тотему взывают о помощи во время бедствий: войн, болезней, катастроф. Торжественные события (свадьбы, похороны, начало охоты и т. п.) отмечаются раздельно по тотемам. Для того чтобы показать принадлежность к определенному клану, вместо тотема может выставляться его часть. Во время религиозных празднеств присутствие тотема символизируется масками и танцами.

Л Г. Ионин

"ТОТЕМ И ТАБУ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТОТЕМИЗМ

ТОТЕМИЗМ - одна из ранних форм религии, суть которой составляет вера в существование особого рода мистической связи между какой-либо группой людей (род, племя) и определенным видом животных или растений (реже - явлениями природы и неодушевленными предметами). Название этой формы религиозных верований происходит от слова "ототем", которое на языке североамериканских индейцев оджибве означает "род его". В ходе изучения тотемизма было установлено, что его возникновение тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека - собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектами поклонения. На первых этапах развития тотемизма такое поклонение не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу. Поэтому иногда свое отношение к тотему первобытные люди выражали словами: "Это наше мясо". Однако такого рода связь между людьми и тотемами относится к далекому прошлому, и о ее существовании свидетельствуют лишь древние предания и дошедшие до исследователей из глубины веков устойчивые языковые обороты. Несколько позднее в тотемизм были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровно-родственных, отношений. Члены родовой группы (кровные родственники) стали верить в то, что родоначальником и покровителем их группы является определенное тотемное животное или растение и что их отдаленные предки, сочетавшие в себе признаки людей и тотема, обладали необыкновенными возможностями. Это вызывало, с одной стороны, усиление культа предков, а с другой - изменение отношения к самому тотему, в частности к появлению запретов на употребление тотема в пищу, за исключением тех случаев, когда его поедание носило ритуальный характер и напоминало о древних нормах и правилах. Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов-табу. Тотемистические верования сыграли большую роль в процессе формирования первобытного общества. Они выполняли интегрирующую функцию, объединяя людей той или иной группы вокруг признанного ими тотема. Они же достаточно эффективно выполняли регулятивную функцию, подчиняя поведение людей многочисленным запретам-табу, которые должны были соблюдать все члены тотемной группы. В наиболее "чистом" и "удобном" для исследования виде тотемизм был обнаружен у индейцев Северной Америки, аборигенов Австралии, коренных жителей Центральной и Южной Африки. Пережитки тотемизма (пищевые запреты, изображение священных существ в виде животных и т. п.) можно обнаружить во многих религиях мира.

А. Н. Красников

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

ТОЧКА ЗРЕНИЯ - ограниченный перспективный образ видимого. Введенная точка зрения всегда располагается против, над, в стороне, снизу от мира как целостного образа. Благодаря точке зрения происходит перспективное сокращение объектов, которые в противном случае не могли бы быть восприняты. В развитие философского учения о точке зрения наиболее заметный вклад внесли такие мыслители, как Г В. Лейбниц, У Джеймс, П. А Флоренский, П. Валери, X. Ортега-и-Гассет и др. Точка зрения соотносится с такими понятиями, как "перспектива", "аспект", "взгляд", "миро-воззрение" (Weltanschauung), "позиция", "дистанцирование" и т. п.

В философии Г. В. Лейбница мир предстает в качестве театральной картины, мирового театра (theatrum mundi), точка зрения возможна только в монаде - телесной, живой, действующей, активной пластической силе. Любое тело есть некая, возможно, еще не проявленная точка зрения на мир. Не "сознание", а телесный образ формирует изнутри точку зрения. Каждый мир определяется из определенного точечного угла зрения, отсюда идея .множественности. Точка зрения предсуществует, следовательно, весь мир - это лишь совокупность точек зрения. У Π.Α. Флоренского точка есть символ, собирающий в себе возможные точечные образы-отношения. Установление точки зрения зависит от того, каким символическим содержанием ее наделяют, чтобы локализовать в пространственно-временном континууме как начало, исток, местопребывание или место пересечения сил, необходимых для перспективного захвата мира (универсума). Другими словами, точка зрения обладает топологической размерностью, т. е. составляется из тех образов-интерпретаций, которые необходимы, чтобы указать на начало и конец мысли (события,

переживания, высказывания). Точке зрения придаются мировоззренческие функции, она наделяется психическими, сознательными, ценностными качествами, которые и проецируются на "видимый" мир в виде его неотъемлемых качеств. Все точки зрения можно разделить на два типа: единая точка зрения и частная, относительная. Первая определяется как метафизическая, или трансцендентальная, ее неизменное свойство - парение-над, уникальность обзора, всеприсутствие, наподобие "ока Бога". Этим глазом философия всегда пыталась завладеть и тем самым "захватить" мир в целостный, единый, в конечном счете исчисляемый образ. Место второй точки зрения проектируется не вне мира, а в нем самом: она является всегда со-возможной, динамической, подвижной, в зависимости от дистанции, которую требуется установить.

В. А. Подорога

ТРАВМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТРАГИЧЕСКОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТРАДИЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТРАДИЦИОНАЛИЗМ

ТРАДИЦИОНАЛИЗМ - ориентация индивидуального, группового или общественного сознания в прошлое, которое обычно противопоставляется как совокупность ценностей настоящему.

Классический традиционализм - апология "прежнего режима", утверждение божественного происхождения власти монархии и оппозиция правам народа и спорам о легитимности правления. Классический традиционализм религиозен. С ходом истории традиционализм эволюционировал, и каждая эпоха имела своих традиционалистов.

Традиционализм возник как явление культуры, связанное с особенностями определенного типа социальной и исторической памяти: ее незначительной емкостью, заполненной ценностями прошлого, устойчивыми традициями, навыками и обычаями, и слабым восприятием нового и тем более ожидаемого в будущем. Традиционализм - это определенное умонастроение, которое может быть различным по содержанию: бытовым, политическим, идеологическим. Традиционализм обычно эмоционально окрашен, нередко мифологизирован (представления о старом добром времени), избирателен в силу способности людей забывать одни события и факты и идеализировать др. Традиционализм присущ старшим поколениям и более проявляется в обществах с пониженной социальной динамикой.

Традиционализм может превратиться в идеологию, приближающуюся к консерватизму. В отличие от последнего традиционализм - панхроническое явление. Он подготовил оформление консерватизма во влиятельную политическую силу. Оба направления нередко смешивают, а некоторых мыслителей (напр., Э. Бёрка) относят то к одному, то к другому, хотя вернее говорить об их двойной принадлежности. Тем не менее традиционализм и консерватизм - не одно и то же.

Консерватизм явился развитием традиционализма и приобрел черты, более адекватные историческому и общественному процессу Нового времени, воспринял идею индивидуального и общественного развития, ориентация на прошлое стала избирательной.

Политический традиционализм, напротив, отличают несомненно ретроградные установки - власти и политике дается традиционное трансцендентное обоснование, безусловно поддерживается абсолютизм, безоговорочно отвергаются просвещение, равенство, идеи социального действия (Л. Г. А. Бонаяьд, Ж. М. де Месту), всеобщего избирательного права, народного суверенитета, в противовес всякому прогрессу утверждаются идеалы государственности, буржуазности, милитаризма (А. Розмини-Сербати).

Расцвет и политико-философское обоснование традиционализма начались в 17 в. и продолжались до середины 19 в. В числе его теоретиков немало крупных мыслителей: Ж. Б. Боссюэ, Р. Фильмер, Э. Бёрк, Л. Г. А. Бональд, К. Л. фон Геллер, К. С. делла Маргарита, Л. Тапарелли, А. Розмини-Сербати и др.

Розмини завершил философскую историю традиционализма, но сам традиционализм как влиятельное умонастроение сохранился в той или иной форме и имеет тенденцию оживать в периоды общественных кризисов.

И. И. Кравченко

ТРАДИЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТРАЙРУПЬЯ

ТРАЙРУПЬЯ (санскр. trairupya - трехаспекгное) - в индийской логике правило, введенное, как считают, буддийским философом Дигнагой, призванное отделить подлинный выводной знак (линга) от мнимого (алинга). Согласно правилу трайрупья, выводной знак должен 1) содержаться в пакше, локусе или субстрате вывода (в классическом примере индийского силлогизма с огнем, выводимым по признаку дыма, поднимающегося из-за горы, пакшей является гора), 2) следовать принципу анвая (неизменного сопугствия) - во всех случаях, когда он наблюдается, неизменно сопровождаться свойствами, принадлежность которых пакше доказывается посредством вывода (дьм должен сопровождаться огнем, где бы он ни наблюдался), 3) следовать принципу вьятирека (неизменного несопутствия), т. е. не встречаться там, где нет этих свойств (там, где нет огня, не может быть и дыма). Если одно или два из этих условий не выполнены, то выводной знак будет или 1) вирудаха (противоречивым), или2) асидпха (непризнанным, неизвестным, или неустановленным), или3) сандигдха (сомнительным). Иными словами, он будет алинга, или не-знаком. Важно заметить, что линга - это объективно реальный факт, а не наше понятие о нем. В этом смысле линга следует отличать от высказывания о линга, составляющего второй член силлогизма ападешу, или основание вывода (см. Аваява). См. также Анвая-вьятирека, Анумана, Хету, Хетвабхаса.

В. Г. Лысенко

"ТРАКТАТ О ВЗГЛЯДАХ ЖИТЕЛЕЙ ДОБРОДЕТЕЛЬНОГО ГОРОДА"

"ТРАКТАТ О ВЗГЛЯДАХ ЖИТЕЛЕЙ ДОБРОДЕТЕЛЬНОГО ГОРОДА" (араб. Китаб 'ара' 'ахл ал-мадйна ал-фадила) - одно из основных сочинений ал-Фарабй, завершенное в 948 (рус. пер. в изд.: Ал-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1970). Первый вариант текста 942 известен как отдельное сочинение "Китаб ас-сийаса ал-маданпййа" - "Гражданская политика" (рус. пер.: Ал-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1973). Представляет собой систематизированное изложение воззрений ал-Фарабй на мир, общество и человека, адресованное, однако, не знакомым с философией - отсюда подчеркнуто пропедевтический стиль изложения и педантично выделяющая выдвигаемые положения структура.

"Трактат" содержит, хотя и не выраженный прямо, постулат всего дедуктивно устроенного учения ал-Фарабй: вселенная как вещно-физический мир, куда входит и человек с его даром мышления, необъяснима без и вне истолкования этой способности мыслить как особого случая движения, потому необходимо допущение некоторой сверхчувственной сущности, функцией и самим бытием которой является особого рода деятельность по переводу потенциального состояния в актуальное. Вслед за Аристотелем ал-Фарабй считает возможным существование только одного, но двухуровневого (подлунный и надлунный) мира, извечное и динамичное бытие которого обусловлено неотделимой от этого мира сверхчувственной сущностью, у Аристотеля названной Перводвигателем, у ал-Фарабй - Первопричиной, Необходимо-Сущим. В отличие от платоновско-плотиновского принципа порожденного демиургом, или Единым мира, ал-Фарабй принимает аристотелевский принцип вечного, а не порожденного мира. Задачей философии он считает описание и объяснение этого существующего вечно и извечно бытия через качественный анализ различных частей вселенной, качественное описание в деталях процессов в ней, понимаемых как актуализация хотя и потенциально, но уже существующего. Этическая в современном понимании категория "добродетель" для ал-Фарабй есть ключ к телеологическому истолкованию бытия как вселенной, так и человека самого по себе, и человека в обществе, поскольку и насколько этой добродетелью является мышление, знание.

Изд.: Alfarabi's Abhandlung; der Musterstaat. Zeiden, 1895 (араб. текст).

Г. Б. Шаймухамбетова

"ТРАКТАТ О ПРИНЦИПАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ"

"ТРАКТАТ О ПРИНЦИПАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ" (A Treatise Concerning the Principles of Human Knowledge, 1710; рус. пер. 1905; с исправлениями переиздан в 1978) - главное произведение Д. Беркли. Впервые опубликован в мае 1710 в Дублине. В состав трактата, помимо введения, входит только первая часть. Беркли утверждал, что им была написана также вторая часть, посвященная по преимуществу вопросам этики, однако она была утеряна им во время поездки в Италию в 1715. В отдельных параграфах трактата содержатся косвенные упоминания о третьей части, основные идеи которой были использованы Беркли при написании сочинения "О движении..." (1721).

Во введении к трактату дается критика теории общих абстрактных идей, предложенной Д. Локком, развивается теория общих репрезентативных идей. Кроме того, Беркли подвергает критике тезис Локка о том, что основной функцией языковых выражений является сообщение мыслей говорящего слушающему, и настаивает на многообразии видов употребления языка.

Содержание первой части трактата можно разделить на три основных структурных блока. В § 1-33 излагаются основные принципы имматериалистической философии Беркли: отрицание существования абсолютной телесной субстанции как "носителя" чувственных качеств материальных вещей и как "производящей" причины ощущений, которыми мы располагаем по поводу объектов внешнего мира; наделение конечных человеческих духов и абсолютного Духа - Творца и Вседержителя Вселенной - статусом единственно сущих реальностей; трактовка физических объектов внешнего мира как комплексов чувственных восприятий. В § 34-84 Беркли рассматривает и последовательно опровергает возможные возражения против своей имматериалистической философии. Наконец, в § 85-156 излагаются следствия, вытекающие из этой философии применительно к знанию внешнего мира и мира ментального.

Т. А. Дмитриев

"ТРАКТАТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ТРАКТАТ ОБ ОЩУЩЕНИЯХ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТРАНСГРЕССИЯ И ПРЕДЕЛ

ТРАНСГРЕССИЯ И ПРЕДЕЛ (франц. transgression, limit) - понятия, сформировавшиеся в языке французской экзистенциальной постгегелевской философии (А. Колсев) и задающие общий горизонт концептуального стиля таких философов, как Ж Батаи, М. Фуко, М. Бланшо. Пределом можно назвать то, что ограничивает беспредельную активность трансгрессивных состояний. Трансгрессией является всякая сила, которая превосходит предел, установленный ей другими силами (этот предел может быть и внутренним, и внешним). Трансгрессию можно также определить и как эксцесс (избыток или недостаток сил ), как особое состояние, приводящее к нарушению нормы, закона или правила. Трансгрессия - это пространство перехода от одного фиксированного состояния к другому, это граница перехода, скользящая черта, указывающая на возможность перехода.

Трансгрессия постоянно утверждает предел, отрицая его; этим позитивным утверждающим отрицанием она прокладывает себе путь. Линия предела-запрета распадается на пульсирующие пунктиры разрывов, и, как только трансгрессивное состояние теряет свою мощь и начинает остывать, на ее месте утверждается запрет, быть может еще более устойчивый и непроницаемый, чем прежде. Европейская культура в течение последних трех столетий достигла высокого искусства создавать все более гибкие и точные системы пределов-запретов, действующих превентивно, с учетом будущего возможного эксцесса и его интенсивности; она больше не отторгает от себя трансгрессивные состояния, но впитывает их как губка, "размягчая", перенаправляя их разрушительную энергию в уже готовые полифункциональные (капиллярные) системы запретов. В сущности, трансгрессивному состоянию противопоставляется ухе не запрет, а другое трансгрессивное состояние. Запрет, чтобы быть эффективным, должен опережать трансгрессивное состояние и, следовательно, быть "мягким запретом". Технологии и орудия "захвата" трансгрессивных состояний стали настолько эффективными, что постоянно нуждаются в дополнительной энергии, чтобы не дать "остыть" и ослабнуть чрезвычайно усложненным системам запретов-пределов.

В. А. Подорога

Предыдущая страница Следующая страница