Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ТИ-ЮН

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ТИ-ЮН

ТИ - ЮН - терминологическое словосочетание китайской философии, имеющее три основных значения.

1. "[Оформленная] сущность/реальность и [ее] функция/атрибут". Первый член терминологической пары относится ко второму как целое к части. Впервые в указанных значениях понятия "ти" ("тело/основа") и "юн" ("применение") фигурируют, видимо, в "Сюнь-ты": "Множество вещей соединены в пространстве, но различаются своей [оформленной] сущностью (ти), [даже утилитарно] негодное имеет свою функцию (юн) по отношению к человеку" (глава "Фуго" - "Обогащение государства"). У Ван фучжи ти - это "реальное наличие", о существовании которого можно судить по его атрибутам (юн). Сунь Ятсен интерпретировал проблему ти - юн, как соотношение материи и духа (цзиншэнь), который является неотъемлемым свойством материи. В современной философии знак "ти" используется для передачи понятий "бытие" (бэнь ти, буквально - "изначальное тело") и "субстанция" (ши ти, буквально - "реальное тело"). Сюя Шили в развитие рассматриваемой здесь традиционной концепции предложил тезис о "недвойственности ти и юн (ти юн бу эр)".

2. "Основа/субстанция - проявление/акциденция" (более узкое значение: "ноумен - феномен"). Здесь соотношение ти и юн более дихотомично. В этом аспекте проблему ти - юн начал разрабатывать Ван Би, у которого в качестве вселенской "основы" ти фигурировало "отсутствие/небытие" (см. Ю-у). Пэй Вэй (3 в.), напротив, объявил "основой" "наличие/бытие"-ю. Ван Аньши (11 в.) в качестве единой "основы субстанции" рассматривал "начальную пневму" (юань ци), пребывающую в состоянии "покоя" (см. Дун - цзин), тогда как ее циркуляция "между Небом и Землей" создает все множество "акциденций/феноменов". У главных основоположников неоконфуцианства Чэн Ии Чжу Си в роли "основы" фигурируют структурообразующие "принципы" (ли), ав качестве "проявления" - "образы" (см. Сян шу чжи сюэ) мироздания. Чжу Си перенес дихотомию ти - юн также на соотношение "[индивидуальной] природы" (син) и "чувств" (цин). Принцип ти - юн как обозначение дихотомии "основа - проявление" использовался в "нумерологических" медицинских расчетах (иероглиф "ти" обозначал пораженную систему организма - орган и т. п., а иероглиф "юн" - другую систему, функционально связанную с пораженной и потому выбранную для оказания на нее лечебного воздействия).

3. Дихотомия "принцип (основа) - применение (второстепенное)" введена теоретиком политики "самоусиления" Чжан Чжидуном (19 - нач. 20 в.), предложившим использовать "китайскую науку в качестве основы, западную науку для [утилитарного] применения" (чжун сюэ вэй ти, си сюэ вэй юн). Чжан Чжипун исходил из положения о том, что "китайская наука упорядочивает тело/личность и сердце, западная наука нужна для мирских дел". Под "китайской наукой" понимались духовно-культурные и идеологические принципы, под "западной наукой" - естественно-научные дисциплины и технические достижения. Этот тезис о соотношении китайской и западной "наук" в сокращенной формулировке ("китайское в качестве основы, западное для применения") впоследствии толковался весьма широко, в целом подразумевая преемственность духовной и культурной традиции при дозированном заимствовании западного опыта.

Лит.: КобзееА. И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983.

А. И. Кобзев

В начало энциклопедии