Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Ю"

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ю"

ЮАНЬ ЦИ

ЮАНЬ ЦИ (кит. - изначальная пневма) - понятие китайской философии и культуры, обозначающее изначальную субстанцию мироздания. Впервые зафиксировано в трактатах 2 в. до н. э. В даосском памятнике "Хэ Гуань-цзы" ("Мудрец в шляпе из перьев фазана") утверждается, что "Небо и Земля исходят из изначальной пневмы, десять тысяч вещей, умножаясь, исходят из Неба и Земли". У реформатора конфуцианства Дун Чжуншу юань ци фигурирует в двух модусах - а) "гармоничность и благоприятность" в Поднебесной, проистекающие из "праведности правителя-вана"; б) ^-"пневма", духовно-материальная субстанция, полученная человеком от родителей и содержащая генетическую информацию: "распространение изначальной пневмы есть передача структуры (./""-"принципа") кожи и волос". У Ван Чуна юань ци представлена как субстантивация изначального "хаотического" (хуньдунь) единства мироздания. В даосских по преимуществу сочинениях процесс космогенеза стал восприниматься как дифференциация юань ци. В даосскую антологию начала 11 в. "Юнь цзи ци цянь" ("Семь грамот из облачного хранилища") включен трактат "Юань ци лунь" ("Об изначальной пневме"), в котором юань ци отождествляется с дао; тем самым подразумевается, что дао субстантивировано в "изначальной пневме" и играет роль своего рода "программы" ее дифференциации. В построениях основоположников неоконфуцианского "учения о принципе" (ли сюэ) Чэн И и Чэн Хао фигурирует понятие "пневма истинной изначальности" (чжэнь юань чжи ци); из нее рождается "внешняя пневма", из которой образуются вещи. Сама "пиевма истинной изначальности" не может концентрироваться для образования вещей, не смешивается с "внешней", но "вынашивает и вскармливает" ее до полного становления ("И шу", цзюань 15). Редуцированная форма этого четырехслога - чжэнь ци ("истинная пневма") впоследствии стала синонимом юань ци и общепринятым обозначением совокупности здоровых жизненных сил организма: в медицине, психотехнике (нэйгун - "внутренняя работа" или цигун - "работа с ци-пневмой") и боевых искусствах накопление "истинной пневмы" считается важнейшей задачей.

А. Г. Юркевич

ЮДИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЮЙ ЧЖОУ

ЮЙ ЧЖОУ (кит. - пространство и время) - категория китайской философии и культуры, выражающая единство пространственного и временного аспектов вселенной и ее структурную упорядоченность. Основное современное значение слова "юй чжоу" - "космос". Этимологически восходит к обозначению двух перпендикулярных балок в основании кровли. В "Чжуан-цзы" толкование понятий "юй" и "чжоу" сопряжено с пониманием дао как пространственно-временной сущности. Словом "юй" там выражена пространственная беспредельность ("[то, что] имеет реальность/вещественность, но не пребывает в [конкретном] месте"), понятием "чжоу" - временная безграничность ("[то, что] имеет протяженность, но не имеет корня и верхушки", т. е. конца и начала). Термин "юй чжоу" стал применяться в философском контексте, начиная с "Хуайнань-цзы", где "юй" определено как "четыре стороны света, верх и низ", а "чжоу" - как "минувшая древность и приходящее сегодня" (XI, 12). Там же понятие "юй чжоу" соотнесено с идеей единотелесности вселенной: "Небо и Земля" и юй чжоу сравниваются с "телом одного человека" (VII, 115). Выраженные в этом сравнении положения об органической целостности мироздания и гомоморфизме макрои микрокосма являются определяющими для традиционной китайской философии и науки.

А. Г. Юркевич

"ЮКТИДИПИКА"

"ЮКТИДИПИКА" (санскр. "Yukti-dоpika" - "Светильник логического дискурса") - комментарий к "Санкхья-карике", открытый и впервые изданный в 1938 П. Чакраварти. Хорошее знание автором "Юктидипики" Бхартрчхари иДигнаги, наряду с отсутствием знакомства с текстами Дхармакирти, позволяет отнести его произведение к 6-7 вв. "Юктидипика" является основным источником по предклассической санкхье, т. к. содержит сведения о Паурике, Панчадхикаране, Патанджали (не йогин), Варшаганье, его "свите" и Виндхьявасине, а также анонимные пассажи "учителей санкхьи", демонстрируя, в чем Ишваракришна солидаризировался, а в чем дистанцировался от своих предшественников. Более чем кто-либо другой из комментаторов к "Санкхья-карике" автор "Юктидипики" уделяет внимание полемике с буддистами, с ведантистами и вайшешиками, а начиная с истолкования уже первой карики задается целью выявить все теоретически возможные возражения против санкхьяиков, с тем чтобы обстоятельно на них ответить. В "Юктидипике" систематизируются 11 признаков аутентичной философской науки-шастры, воплощенной в тексте (доказывается их наличие в "Санкхьякарике"): краткие положения, указывающие на основные топики; дискуссия по источникам знания (пролиты); обсуждение "частей" материала изложения; описание основных положений в "полноте"; обсуждение сомнений относительно основоположений системы; обсуждение специальных проблем; наличие кратких дефиниций, а также развернутых определений; обсуждение базовых принципов системы в последовательности; обсуждение терминологии; выявление практических результатов следования системе. Наличие этих параметров свидетельствует о метафилософском и науковедческом дискурсе, но также и о законченно формалистски-схоластическом понимании философии. По мнению первооткрывателя "Юктидипики", ее автор был не только философом, но и грамматистом "школы Панини".

Изд.: Yukti-dipika. The Most Significant Commentary on the Samkhyakärikä Critically ed. by A. Wezler and Sh. Maotegi, v. l. Stuttg., 1998.

В. К. Шохин

ЮЛИАН

ЮЛИАН (Ιουλιανός) Теург (2-я пол. 2 в.) - сын Юлиана Халдея (акме при императоре Марке Аврелии, 161-180), автор сочинений по теургии и мистическим обрядам, а также неких "Речений" (θεουργικά, Τελεστικά, Λόγια - Suida, s. ν., Ν 434 Adler), в которых, начиная с Хр. А. Лобека (Aglaophamus. Königsberg, 1829, S. 102), усматривают цитируемые неоплатониками "Халдейские оракулы".

Ю. А. Шичалин

ЮЛИАН ФЛАВИЙ КЛАВДИЙ

ЮЛИАН ФЛАВИЙ КЛАВДИЙ (Flavius Claudius Juliamis, греч. Ιουλιανός) (331, Константинополь - 26 июня 363, Месопотамия, погребен в Тарсе) - римский император, племянник Константина Великого, за обращение из христианства в язычество получил у церковных историков прозвище Отступник (αποστάτης). В 355-367 в ранге цезаря в Галлии побеждает франков и алеманнов. В 360 солдаты провозглашают его "августом". В 361 после внезапной смерти императора Констанция признан единодержавным императором. В 363 умирает от раны, полученной во время военных действий против Персии. Его сочинения - речи, гимны, беседы, письма.

Воспитатели Юлиана - Евсевий, епископ арианского толка, и евнух Мардоний, эллинизированный скиф, прививший ему любовь к греческой языческой культуре. Юлиан учился у риторов Константинополя, в Никомедии слушал знаменитого Лчбания, позднее стал учеником Эдесия и вошел в круг последователей Ямвлиха - представителей Пергамской школы неоплатонизма, из которых на него особенное влияние оказал Максим Эфесский. В 355 с образовательными целями посетил Афины и был посвящен в Элевсинские мистерии. Став императором в 361 и стремясь быть "философом на троне", предпринял попытку возродить языческий политеизм в качестве новой государственной религии, упорядочив его средствами неоплатонической философии. При этом Юлиан избегал прямого преследования христиан, проводил политику веротерпимости, надеясь разгромить христианство идейно. Восстанавливая старые культы, он считал необходимым создать иерархию жречества по типу христианской церкви, намеревался разработать символику и догматику новой религии и на основе неоплатонизма построить ее теологию. Различая, по образцу Ямвлиха, миры умопостигаемый, мыслящий и чувственный, Юлиан средоточием каждого из них считал бога-солнце; солнце чувственного мира было для него только отражением солнца умопостигаемого мира.

Соч.: Juliani imperatoris quae supersunt, rec. F. С. Hertlein, 1.1-2. Lipsiae, 1875-76; Oeuvres complètes. P., I, 1. Discoure, I, 2. Lettres et fragments, texte et. ettrad. parJ. Bidez, 1924-1932; II, 1, Discours, texte et. et trad. par G. Rochefort, 1963; II, 2, Discours, par С. Lacombrade, 1964; Письма, пер. Д. E. Фурмана.- "Вестник древней истории", 1970, №1-3.

Лит.: Аверинцев С. С. Император Юлиан и становление "византинизма".- В кн.: Традиция в истории культуры. М., 1978, с. 79-84; Bideо.J. La Vie de l'Empereur Julien. P., 1930; Leipoldt/. Der römische Kaiser Julian in der Religionsgeschichte. В., 1964; BowersockG. W. Julian the Apostate. Cambr. (Mass.), 1978; Boujfartigue J. L'empereur Julien et la culture de son temps. P., 1992.

Ю. А. Шичалин

ЮЛИАН ХАЛДЕЙ

ЮЛИАН ХАЛДЕЙ (Ιουλιανός Χαλδαίος) (2-я пол. 2 в.)- философ, автор сочинения "О демонах" в 4 кн., отец Юлиана Теурга (Suida, s. ν. Ν 433 Adler). См. ст. "Халдейские оракулы". Ю. А. Шичалин

ЮМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЮМА ПРИНЦИП

ЮМА ПРИНЦИП ("Гильотина Юма") - термин, обозначающий методологический подход, резко разграничивающий суждения факта и суждения долга (дескриптивные и прескриптивные суждения) по их логическому статусу: первые рассматриваются как референтные высказывания, т. е. обладающие истинностным значением, вторые трактуются как нереферентные и внеистинностные (см. Суждения моральные). Из этой трактовки следует, что построить логически правильное умозаключение, все посылки которого дескриптивны, а вывод прескриптивен, невозможно, т. е. моральные императивы (нормы) невыводимы из знаний о сущем. Эти положения связываются с именем Д. Юма, поскольку сходные идеи впервые были сформулированы им (в виде краткого замечания и не столь определенно, как это было сделано позднее в метаэтике) в "Трактате о человеческой природе" (1740). Как отметил Юм, авторы всех известных ему этических теорий в своих рассуждениях постоянно и незаметно для себя переходят от предложений со связкой "есть" (is) к предложениям со связкой "должно" (ought), не указывая оснований такого перехода; поскольку это "должное" выражает некоторое новое отношение, остается непонятным, каким образом оно могло быть дедуцировано из других, совершенно отличных от него отношений. Юм выразил уверенность, что простой "акт внимания" к этой проблеме "опроверг бы все обычные этические системы" (Трактат о человеческой природе. М., 1995, с. 229-230).

Разрушительные для традиционной этики следствия, вытекающие из принципа Юма, побуждают многих аналитиков к поиску контраргументов, имеющих целью дискредитировать эту концепцию или, по крайней мере, показать ее ограниченность, неуниверсальность. Чаще веего эта задача решается путем демонстрации каких-либо конкретных рассуждений, в которых, как представляется их авторам, моральные заключения выводятся из фактологических посылок без нарушения законов логики. Выдвигаются и более общие, концептуальные идеи - о том, что нормативно-ценностные суждения в логическом отношении ничем не отличаются от когнитивных; что моральный дискурс вообще не подчиняется "обычной" (Аристотелевой) логике, здесь действует иная логика, допускающая переход от суждений факта к суждениям долга, от знания - к ценности, и др. Полемика вокруг принципа Юма, начатая еще в 1920-е гг., продолжается до сих пор. См. также ст. Модальная логика, Деонтическая логика.

Л. В. Максимов

ЮНГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЮНГЕР ФРИДРИХ ГЕОРГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЮНГЕР ЭРНСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЮРКЕВИЧ

ЮРКЕВИЧ Памфил Данилович [16(28) февраля 1827, с Липлявое Полтавской губ. - 4(16) октября 1874, Москва) - русский религиозный философ, представитель киевской школы философского теизма. Экстраординарный профессор Киевской духовной академии, профессор философии, с 1869 по 1873 декан историко-филологического факультета Московского университета; учитель Ва. Соловьева.

Христианско-телеологический идеализм Юркевича развивался в сторону "конкретного" идеализма, в основании которого лежал "широкий эмпиризм", свободный от произвольных и предвзятых органичений, включающий и все истинно рациональное, и все истинно сверхрациональное, поскольку и то и другое существует эмпирически в универсальном опыте человечества, как и все видимое и осязаемое. Юркевич постоянно стремился показать "характеристическую черту платонического мышления" (речь "Разум по учению Платона и опыт по учению Канта"). Любое подлинное философствование должно начинаться с понятия "идея", т. к. оно выступает исследованием содержания истинного знания. Одним из выводов Юркевича была мысль о том, что философия является делом всего человечества, а не отдельного человека (Идея, 1859) Критикуя материализм, он отмечал, что духовное начало не может быть выведено из материального, т к последнее приобретает формы, знакомые нам из опыта, только во взаимодействии с началом духовным. С обращенностью к платоницизму связана и разработка Юркевичем характерной для русской философии темы метафизики любви и сердца, воспринятой им у Г. С. Сковороды Философскому осмыслению понятий сердца и любви, помимо других сочинений, посвящена специальная работа "Сердце я его значение в духовной жизни человека, по учению Слова Божия" (1860). Сочинения Юркевича были малодоступны его современникам. Влияние его философского учения на развитие русской мысли, в т. ч. русский религиозно-философский ренессанс кон. 19 - нач. 20 в., сказалось глубоко, но опосредованно - через Вл. Соловьева.

Соч.: Философ, произв Μ , 1990, Курс общей педагогики с приложениями. M , 1869, Игра подспудных сил, по поводу диспута профессора Струве - "Русский вестник", 1870, № 4. Лип.' Аксаков А Н Медиумизм и философия Воспоминание о профессоре Московского университета Юркевиче - "Русский вестник", 1876, № 1, Соловьев Вл С О философских трудах П. Д Юркевича - В кн Юркевич П Д Философ произв. М., 1990, Шпет Г. Г. Философское наследие П Д. Юркевича.- Там же.

А. И. Абрамов

ЮСТИН, ФИЛОСОФ И МУЧЕНИК

ЮСТИН, ФИЛОСОФ И МУЧЕНИК (Иустин) (Ίουστίνος) (ум около 165, Рим) - святой отец и учитель Церкви, виднейший апологет 2 в. Родом из г Сихем (рим. Флавия Неаполис, Палестина). Происходил из языческой греческой семьи, изучал стоическую, перипатетическую, пифагорейскую и платоновскую философию. Уже после обращения в христианство (в период 132-135, вероятно в Эфесе) он получил тогу философа и открыл собственную школу в Риме, где у него учился, в частности, Татиан Принял мученическую кончину в Риме при префекте Юнии Рустике. Творчество Юстина в целом представляет плодотворную встречу христианского Откровения и греческой философии; само слово "философия" входит в обиход патристики. Основные его сочинения - две "Апологии" (ок. 150-155, Антонину Пию; ок. 161, Марку Аврелию), отвечающие на обвинения язычников, и "Разговор с Трифоном Иудеем" (после написания первой "Апологии"), полемизирующий с иудаизмом и представляющий учение Юстина. В духе доникейского богословия Юстин утверждает трансцендентность безначального, невыразимого Бога, который есть "Отец всего" и Бог по существу. В теории Логоса, созданной под влиянием Филона Александрийского и стоиков, Юстин учит о том, что Второе Лицо, божественное Слово (Логос), вечно существует с Богом как "внутренняя мысль" (λόγος ένδιαθετος), совокупность божественных идей о мире (София), а акт творения мира связан с выражением, произнесением этой мысли (λόγος προφορικός). Т о, Логос=Сын есть "Первородный Божий", Бог, однако, сам подчинен Отцу (субординационизм), получив самостоятельность только ради творения Непостижимый Бог в мире является как "семенной Логос" (λόγος σπερματικός), через которого все существа причастны разумному началу, так еврейские пророки и греческие философы могли видеть истину, но лишь с воплощением Слова, т. е Христа, она явилась полно и несокрыто В своей антропологии Юстин был дихотомистом, говоря о человеке как о единстве тела и души, "причастной жизни". Эсхатология Юстина, где он учит о суде над мертвыми, характеризует его как хилиаста. Произведения Юстина служат источником по ангелологии и демонологии, а также содержат важные для истории ранней Церкви описания крещения и евхаристии.

Соч.: Saint Justin, Apologie, introd , texte critique, trad et index par A. Wertelle P, lW,Archambau!fG Justin Dialogue avec Tryphon, text grec, trad., introd., notes et index. P., 1909; в рус. пер.: Соч. святого Иустина Философа, 2-е изд. СПб., 1895 (репр. М., 1996).

Лит.: Гусев Д. В. Св. Иустин Мученик и Философ. Казань, 1898; Goodenough E. R. The Theology of Justin Martyr. Jena, 1923; Barnard L. W. Justin Martyr. His Life and Thought. Cambr., 1967.

A. S. Михайловский

Ю-У

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЮШКЕВИЧ

ЮШКЕВИЧ Павел Соломонович (29 июня 1873, Одесса - 6 декабря 1945, Москва) - русский переводчик, публицист, философ. Образование получил в Одесской гимназии и Сорбонне. С гимназических лет участник социал-демократического движения; примыкал к фракции меньшевиков; после 1917 работал в Одесском горсовете; в нач. 1920-х гг. отошел от политической деятельности, работал в Институте Маркса и Энгельса в Москве (до 1930), занимался гл. о. переводами философской литературы (в частности, был первым переводчиком "Диалектики природы" Ф. Энгельса).

Согласно Юшкевичу, марксизм - это не только социальнополитическое учение; в нем есть тенденция стать целостным мировоззрением. Но пока нет одной марксистской философии, а есть несколько "марксистско-образных" философий. Понятие диалектического материализма нужно сузить, доведя его до эволюционистского и релятивистского позитивизма. Идеологически марксизм близок к махизму, поскольку оба они являются разветвлениями одного учения об эволюции форм жизни. В историческом материализме разработан "социально-психологический" аспект, но его нужно дополнить "социально-космическим" аспектом. Решение этой проблемы Юшкевич видел в "эмпириосимволизме": человек является символообразующим животным; понятие и идеи - это эмпириосимволы разной степени общности; всякое познание - символическое познание. Следует отказаться от создания объективной картины мира. Эмпириосимволическая точка зрения, согласно Юшкевичу, - это "философская транскрипция социально-космического разреза исторического материализма".

Соч.: О материалистическом понимании истории. СПб., 1907; Материализм и критический реализм (О философских направлениях в марксизме). СПб., 1908; Столпы философской ортодоксии. СПб., 1910; Мировоззрение и мировоззрения (Очерки и характеристики). СПб., 1912; Теория относительности и ее значение для философии.- В кн.: Теория относительности Эйнштейна и ее философское истолкование. М.,1923.

Лит.: Деборин А. Диалектический материализм и эмпириосимволизм.- В кн.: Он же. Введение в философию диалектического материализма. Пг., 1922; Плеханов Г. В. Трусливый идеализм.- Избр. философ, произв., т. 3. М., 1957.

В. Ф. Пустарнаков

Предыдущая страница Следующая страница