Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭМП"-"ЭФФ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭМП"-"ЭФФ")

ЭМПАТИЯ

ЭМПАТИЯ (от греч εμπάθεια - сопереживание) - постижение эмоционального состояния другого человека сопереживанием Термин введен Э Титченером, обобщившим развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями "чувствования Э Клиффорда и Т Липпса В герменевтике Шпейермахера и Дильтея - непосредственное проникновение во внутренний мир другого человека, проекционная интроспекция В феноменологии Гуссерля эмпатия - момент конституирования "другого Я", чувствование себя др ι им Эмпатия может быть эмоциональной, интеллектуальном (когпитивноп) и предикативной (предсказывающей переживания дру1 ого че ювека, его аффективные реакции в конкретных ситуациях) В плане психологическом эмпатия - временное сознательное отождествление с объектом для лучшего его понимания Использование эмпатии - важная часть методов психологического консультирования, предложенных американским психологом К Роджерсом Способность к эмпатии требует в некотором смысле расщепления своей личности Изучение ее важно для решения ряда социально-психологических проблем

В В Старовойтов

ЭМПЕДОКЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭМПИРИЗМ

ЭМПИРИЗМ (от греч. εμπειρία - опыт) - теоретико-познавательная позиция, согласно которой источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт. Первая и исторически наиболее распространенная форма эмпиризма - сенсуализм. Когда в нач. 20 в. выявилась невозможность осуществления сенсуалистской программы, на смену ему пришли другие формы эмпиризма. Сначала это была попытка интерпретировать восприятие (а вслед за ним - знание вообще) в понятиях "чувственных данных" (см. Восприятие). Когда и эта программа оказалась неосуществимой, логический эмпиризм выдвинул трактовку опыта как совокупности протокольных предложений, использующих "вечный язык", с помощью которого в пространстве и времени описываются непосредственно данные события, относящиеся к физическим вещам (причем к этому опыту логический эмпиризм пытался сложным путем свести все знание).

Все виды эмпиризма стремятся показать, что знание, кажущееся внеопытным, является либо сложным продуктом опыта (логика и математика для Д. С. Милля), либо не знанием, а совокупностью аналитических утверждений, эксплицирующих некоторые особенности языка (логика и математика в трактовке логического эмпиризма), либо бессмыслицей (философская метафизика для всех представителей эмпиризма).

К сер. 20 в. выявилась невозможность осуществления программы эмпиризма в любой его форме. Во-первых, было показано, что нельзя обосновать чисто опытным путем лежащие в основе научного исследования постулаты научного вывода, о чем писал Б. Рассел (в частности, правила индукции, постулат независимых причинных линий, постулат аналогии и др.). Во-вторых, после работ У. Куайна стало ясно, что разделение синтетических (опытных) и аналитических (внеопытных) высказываний условно и относительно. Опыт не может быть "данным", а всегда нагружен интерпретацией. В случае научного знания это теоретическая интерпретация эмпирических высказываний. В-третьих, в рамках современной когнитивной психологии было показано, что врожденные перцептивные эталоны и когнитивные карты играют важную роль в процессе чувственного восприятия.

В. А. Лекторский

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭМПИРИОМОНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭМПИРИЧЕСКИЙ БАЗИС

ЭМПИРИЧЕСКИЙ БАЗИС (в науке) - элемент структуры научного знания, обеспечивающий связь концептуально-теоретического аппарата науки с реально данным в наблюдении и эксперименте объектом (см. Эмпирическое и теоретическое знание). Данные наблюдения и эксперименты составляют материал эмпирического базиса, однако мы всегда получаем и используем их в контексте некоторого концептуально-теоретического истолкования, что позволяет говорить о "теоретической нагруженности опыта" в науке. Эта двойственность эмпирического базиса всегда обусловливала определенные трудности его философско-гносеологического осмысления. Сторонники эмпиризма (напр., логического эмпиризма) интерпретировали эмпирический базис в духе "чистого опыта", понимая его в качестве безусловной проверочной основы всей науки (см. Верификационизм, Верифииируемость. Фальсификация). Явная несостоятельность такого подхода породила в постпозитивистской методологии науки реакцию в форме т. н. пантеоретизма, который, крайне релятивизируя грань между теоретическим и эмпирическим в науке, по существу приводил к отрицанию специфической роли эмпирического базиса в структуре науки. Концептуально-теоретическая интерпретация опыта, включение его в контекст определенной теории и дальнейшее его использование для эмпирического подтверждения теории (или в качестве контрпримера) всегда направлена на некоторый полученный независимо от нее материал, хотя его получение и оформление в свою очередь предполагает альтернативные способы осмысления. В связи с этим в методологии науки иногда говорят о "наблюдательных теориях", в которых формулируется эмпирический базис т. н. объяснительных теорий.

В. С. Швырев

ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ

ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ - два вида

научного знания, различение которых строится прежде всего на выделении эмпирического и теоретического исследования как двух основных направленностей, "векторов" научно-познавательной деятельности. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на реальный объект, как он дан в наблюдении и эксперименте. Теоретическое же исследование специфично тем, что в нем ведущей является деятельность по совершенствованию и развитию понятийного аппарата науки, работа с различного рода концептуальными системами и моделями. Оба этих вида исследования органически взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного познания. Эмпирическое исследование, выявляя новые данные наблюдения и эксперимента, стимулирует развитие теоретических исследований, ставит перед ними новые задачи. С другой стороны, теоретическое исследование, совершенствуя и развивая понятийный аппарат науки, открывает новые перспективы объяснения и предвидения фактов, ориентирует и направляет эмпирическое исследование. Различение этих двух видов научного исследования и возникающих в связи с ними типов знания обнаруживается как в генетическом плане, в аспекте эволюции науки, поскольку т. н. эмпирическая стадия в истории науки предшествует возникновению теоретической стадии, так и в структуре развитой науки, где оно связано с взаимодействием теоретического аппарата науки и ее эмпирического базиса.

На эмпирической стадии науки (ее классический пример - опытное естествознание 17-18 вв., а отчасти и 19 в.) решающим средством формирования и развития научного знания являются эмпирическое исследование и последующая логическая обработка его результатов, порождающая эмпирические законы, обобщения, классификации и пр. Однако уже на этих ранних фазах истории науки всегда осуществляется определенная концептуальная деятельность, направленная на совершенствование и развитие исходной системы научных абстракций, служащих основой для упорядочения, классификации и типологизации эмпирического материала. Дальнейшее развитие концептуального аппарата науки, связанное с формированием теорий, а затем и построением многослойных теоретических систем, приводит к известному обособлению теоретического аппарата науки от ее эмпирического базиса и порождает необходимость специальной работы по эмпирической интерпретации теории и теоретическому истолкованию эмпирических данных. Такое истолкование в свою очередь необходимо для эмпирического обоснования теорий, которое выступает как сложный и многоактный процесс (см. Верифицируемость, Оправдание теории. Фальсификация) и которое нельзя адекватно представить в примитивных схемах верификационизма или фальсификационизма. Как всякая типология, различение эмпирического и теоретического знания является некоторой схематизацией и идеализацией, так что попытки провести его на конкретном материале науки бывают сопряжены с определенными трудностями, прежде всего в связи с т. н. теоретической нагруженностью эмпирически данного. В качестве методологического ориентира, однако, оно имеет кардинальное значение для анализа науки. См. статью Теория и литературу к этой статье.

В. С. Швырев

ЭНГЕЛЬС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭНГЕЛЬХАРДT

ЭНГЕЛЬХАРДT (Engelhardt) Тристрам (Младший) (27 апреля 1941, Новый Орлеан, шт. Луизиана, США) - американский специалист по биоэтике. Основные области исследования - философские основания биоэтики, история философии и медицины, творческое наследие Гегеля. На формирование философской позиции Энгельхардта оказали влияние К.Гартман, Дж.Финдлей и Ч.Гартшон. Степень доктора философии получил в 1969 в Техасском университете, доктора медицины - в 1972 в университете Тулейн. Профессор медицины в медицинском колледже Бэйлор, профессор философии в университете Райс и почетный профессор в Джорджтаунском университете. С 1983 - сотрудник Центра медицинской этики и политики в области здравоохранения в Хьюстоне (штат Техас). Главный редактор журнала «Journal of Medicine and Philosophy» и соредактор журнала «Christian Bioethics».

Энгельхардт - один из основоположников современной биоэтики. Внес значительный вклад в исследование эпистемологии и философских оснований биоэтики. Его работы посвящены обсуждению объяснительных моделей в современной медицине, основанных на взаимодействии («игре») теорий, фактов и ценностей. В области философии политики (в частности, политики в области здравоохранения) выдвинул теории моральных оснований «ограниченного государства» и «ограниченной демократии».

Сочинения:

Secular Humanism: A Search for a Common Morality, Phil., 1991;

Aus fondements d'une ethique contemporaire: H.Jonas et H.T.Engelhardt. P., 1993;

The Foundations of Bioethics. Oxf.-N. Y., 1996.

П.Д.Тищенко

ЭНЕРГЕТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭНЕРГИЯ

ЭНЕРГИЯ (греч. ενέργεια, от ένεργέω -действую, совершаю (на деле)) - термин древнегреческой философии, означающий: 1) действие, осуществление, 2) действительность (ср. нем. Wirklichkeit - действительность, от wirken - действовать). Наряду с энтелехией один из двух терминов Аристотеля для обозначения актуальной действительности предмета, в отличие от потенциальной возможности (δύναμις, potentia) его бытия. Уже у Боэция и затем в латинской схоластике переводится как actus.

ЭНЕСИДЕМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЭННЕАДЫ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭНОМАЙ

ЭНОМАЙ (Οινόμαος) из Гадары в Галилее (вероятно, нач. 3 в.) - философ-киник, согласно Суде, был "немного старше Порфирия". Возобновил литературную киническую традицию, связанную с именами Диогене Синайского, Кратета Фиванского и Мениппа. Возможно, тождествен упомянутому в Талмуде "Абнимусу", другу равви Мейра (2 в.). Известен как автор полемического сочинения "Обличение обманщиков", направленного против верований в оракулы и судьбу (обширные цитаты см. у Евсевия в "Приготовлении к Евангелию").

Другие сочинения Эномая: "О Диогене", "Кратет и другае киники", "О философии Гомера", "Государство" и "Трагедии". В сохранившихся фрагментах своего главного произведения Эномай с обыкновенной для киников язвительностью, используя характерную для диатрибы форму диалога с воображаемым собеседником, высмеивает популярные верования в различные оракулы и опровергает попытки совместить понятия судьбы и свободы воли (имея в виду прежде всего платоников и стоиков). Подробно разбирая разнообразные примеры гаданий из древней и новейшей истории Греции, Эномай желает изобличить "глупость как тех, кто дает оракулы, так и тех, кто их спрашивает" (Ргаер. Eu. V 26). Сам он исходит из допущения свободы воли, понимая свободу как способность двигаться по своему собственному побуждению (VI 7,32-33). Существует определенная близость между стилем сочинений Эномая и Лукиана, а использование последним литературных приемов сатир Мениппа объясняется вероятным влиянием Эномая.

Фрагм.: Hanimerslaeill J. Die Orakelkritik des Kynikers Oenomaus. Fr./M., 1988; Антология кинизма, изд. И. M. Нахов, 2-е изд. М., 1996, с. 244-269.

Лит.: Goulet-Calé M.-0., GoletR. (eds.) Le Cynisme ancien et ses prolongements. P., 1993, p. 399-418; Hammerstaedt J. Der Kyniker Oenomausvon Gadara, ANRWII 36,4,1990, p. 2834-2865, M. A. Солопова

ЭНТЕЛЕХИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ (Les encyclopйdistes) -участники французской "Энциклопедии", издававшейся в Париже Д.Дидро в 1751-80. Круг энциклопедистов был объединением единомышленников, ставивших своей целью распространение знаний и пропаганду просветительских идеалов. В их число входили философы Вольтер, Дидро, д'Аламбер, Кондорсе, Руссо (до 1757), натуралист Бюффон, химик Малюэн, математик де ла Шапель, государственный деятель Тюрго, экономист Кенэ, аббаты де Прад, Ивон, Морелли, писатели Мармонтель, Сен-Пьер, Ламартин и многие другие просветители, выдающиеся естествоиспытатели, прогрессивно настроенные священнослужители и даже министры. Несмотря на значительные расхождения во взглядах и различия в имущественно-сословном положении, всех их объединяло стремление к скорейшим социальным переменам, прежде всего к устранению сословного деления и более равномерному распределению собственности. Они были убеждены в том, что 18 в. приближает наступление "царства разума" и что на их долю выпала миссия способствовать этому. В своих читателях энциклопедисты стремились воспитать чувство гражданского мужества и способность мыслить самостоятельно. Сначала их называли "философами", имея в виду установку их взглядов на философские идеи Просвещения; несколько позже стали называть энциклопедистами.

Против них выступали как консервативные философы и писатели типа Палиссо, так и церковные деятели и члены парламента. Парижский архиепископ де Бомон, напр., обвинял их в "порче нравов", а генеральный прокурор Франции Омер Жоли де Флери - в том, что одной рукой они хотят опрокинуть алтарь, а другой - пошатнуть трон. Несмотря на это, идеи энциклопедистов получили распространение во всей Европе и дошли до России.

Т.Б.Длугач

"ЭНЦИКЛОПЕДИЯ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭОН

ЭОН (греч. αιών) - первоначально век, жизненный век. У Платона зон означает вечность в противоположность времени (χρόνος - см. "Лшей" 37d). В дальнейшем происходит персонификация этой категории: в эпоху эллинизма Эон воспринимается как божество (культ младенца Эона в Александрии, Эон-Зрван в митраизме и др.). В Септуагинте словом "зон" переводится еврейское олам (мир во времени). В XI трактате Герметического корпуса Эон назван второй сущностью после Бога: "Бог творит Эона, Эон творит космос, космос творит время, время творит становление". Новозаветное 1-е послание к Тимофею именует Бога Царем эонов. Концепция эонов как духовных сущностей, выступающих посредниками между Богом и миром, разрабатывается в ряде гностических систем: у Валентина 15 пар иерархически расположенных эонов, произошедших в результате эманации Верховного Божества, образуют Шерому - духовный универсум; в системе Василида 365 эонов-небес выступают в роли мироправителей. Лит.: Брагинская Н. В. Эон в "Похвальном слове Константину" Евсевия Кесарийского.- В сб.: Античность и Византия. М., 1975, с. 286-306 (библиография).

Н.В.Шабуров

ЭПИКТЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭПИКУР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭПИКУРЕИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭПИСТЕМА

ЭПИСТЕМА (от греч. επιστήμη - знание) - основное понятие концепции "археологии знания" М. Фуко, представленное в его книге "Слова и вещи. Археология гуманитарных наук" (1966, рус. пер. М., 1977), в которой европейская культура от Возрождения до наших дней рассматривается как определяемая тремя эпистемами - ренессансной, классической и современной. Эпистема в этой концепции Фуко выступает как культурно-познавательное априори, задающее условия возможности форм культуры и конкретных форм знания определенной исторической эпохи, причем ее основу составляют скрытые структуры, определяющие способ упорядочивания "вещей" в "словах" и обнаруживаемые в системе синхронистических изоморфизмов культурных феноменов. На формирование понятия эпистемы повлияли "историческая эпистемология" Г. Башляра и структуралистская традиция в гуманитарных науках, особенно широко представленная во Франции. Выдвигая понятие эпистемы, Фуко хотел преодо

леть традиционную историк) идей, строящуюся в соответствии С заданными научно -дисциплинарными членениями и опирающуюся на понятия классической рациональности и объективности знания. "Нам бы хотелось, - говорит Фуко, - выявить эпистемологическое поле или эпистему, в которой познания, рассматриваемые вне всякого критерия их рациональной ценности или объективности, утверждают свою позитивность и обнаруживают т. о. историю, являющуюся не Историей их возрастающего совершенствования, а, скорее, историей их возможности" (Les mots et les choses. Une archйologie des sciences humaines. P., 1966, p. 13). В эпоху Возрождения, по Фуко, в основе познания лежала категория сходства или подобия, действовавшая в различных своих формах ("пригнанность", "соперничество", "симпатия/антипатия" и др.). В классическую эпоху (17 - нач. 19 в.) упорядочивающее мир представление вещей в знаках осуществляется с помощью категории тоэдества (и различия), поэтому характерным для нее познавательным средством выступает таблица. В современную эпоху (с нач. 19 в.) освоение мира осуществляется методами интерпретации и формализации.

В "Археологии знания" (1969) понятие эпистемы не только существенно переосмысляется Фуко, но и вообще отходит на задний план. Эпистема здесь - это уже не культурная трапсценденталия, задающая способ упорядочивания мира, а подвижная сеть отношений на уровне регулярностей дискурса как практики, налагающая на его конкретные разновидности определенные ограничения. В философии науки понятие эпистемы иногда используется в смысле, близком к значению понятия парадигмы, однако при сохранении определенного различия между ними, обусловленного разными мыслительными контекстами формирования этих понятий. Оба понятия подчеркивают своеобразие и дискретность крупномасштабных Интеллектуальных формаций, характерных для различных исторических эпох.

В. IО. Визгин

ЭПИСТЕМИЧЕСКАЯ ЛОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКАЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ НАУКИ

ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКАЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ НАУКИ - тезис, согласно которому знания, вырабатываемые в науке, обладают выделенным статусом, т. е. по своей обоснованности, достоверности, доказательности и т. п. качественно отличаются от всех других видов и форм знания. Утверждение об эпистемологической исключительности науки было эксплицировано и стало подвергаться критическому анализу начиная с 1970-х гг. в рамках социальноконструктивистских направлений в философии и социологии науки. Явное (а чаще неявное) принятие этого тезиса - необходимое предварительное условие для постановки демаркации проблемы, предполагающей в рамках эпистемологии, гносеологии или социологии науки поиск тех особенностей научного знания или социальной организации науки, которые обеспечивают эпистемологическую исключительность науки. Отказ от положения о том, что "наука представляет собой особый эпистемологический, а значит, и социологический случай" (Малкей М. Наука и социология знания. М., 1988, с. 32), приводит к пониманию научного знания как всего лишь совокупности социальных конструктов, порождаемой взаимодействием людей в рамках социального института науки и принципиально ничем не отличающихся от любых других форм знания. Так, по словам Б. Барнса, "естествознание не обладает специальным статусом как объект социологического исследования, а его мнения обнаруживают те же ссылки на принятые стандарты, что и идеология примитивного мышления" (Bыmes В. Scientific Knowledge and Sociological Theory. L., 1974, p. 43).

Взаимодействие исследователей с познаваемыми объектами, в ходе которого осуществляется получение эмпирических данных, оказывается при этом чем-то вторичным, факультативным. Тем самым вместо поиска решения всего круга проблем философии науки, относящихся к обоснованности, проверяемости и доказательности эмпирического содержания науки, по существу отрицается их значимость. В более радикальных версиях социологии знания (напр., "сильная программа" Д. Блура) аналогичным образом отрицается особый эпистемологический статус и теоретических высказываний, включая положения математики.

/ Б. Г. Юдин ЭПИСТЕМОЛОГИЯ - см. Теория познания.

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ЭВОЛЮЦИОННАЯ

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ЭВОЛЮЦИОННАЯ - см. Эволюционная эпистемология.

ЭПОХА ИСТОРИЧЕСКАЯ

ЭПОХА ИСТОРИЧЕСКАЯ - единица периодизации исторического процесса, выделяющая качественно специфический период развития человечества. Не существует какой-то однозначной периодизации истории по эпохам. Уже разделение прошлого, настоящего и будущего может с некоторым основанием быть представлено как разделение на исторические эпохи. В эпоху Возрождения в науке были выделены такие периоды истории, как Древность (Античность и Древний Восток) и Средневековье. Позднее появились понятия новой и новейшей истории. Средние века закончились падением Константинополя, с этого момента начинался отсчет новой истории. Просветители называли Средние века временем господства религии и теологии. Для марксистов Средние века - эпоха феодализма. В теориях модернизации это время характеризуется как эпоха традиционных обществ.

Новое время подразделяется на этапы на основе конкретных событий, напр.: от Английской революции 1640 до Французской революции 1789, от 1789 до разгрома Наполеона в 1815, от Венского конгресса до поражения революции 1848, от 1849 до Парижской коммуны 1871, с 1871 до Октябрьской революции 1917. В теориях модернизации периодизация Нового времени выглядит по-иному: 1) эпоха меркантилизма, захвата торговых путей, мировой торговли, колонизации других народов; 2) эпоха буржуазных революций, становления и расцвета капитализма; 3) эпоха раннего индустриализма (после 1-й промышленной революции); 4) эпоха после 2-й промышленной революции (использование электричества, изобретение конвейера в нач. 20 в., открытие радиоактивности и пр.); 5) эпоха научно-технической революции, начавшаяся в середине 50-х гг. 20 в.

Критериями выделения эпох в марксизме были формации (см. Формации общественные) и периоды классовой борьбы. Поэтому внутри формации марксизм выделял определенные этапы (эпоха домонополистического капитализма, эпоха империализма).

Лит.: Ленин В. И. Империализм как высшая стадия капитализма.- Полн. собр. соч., т. 27; Маркс К. К. критике политической экономии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 13; ШпенгдерО. Закат Европы, т. 1, Образ и действительность. Новосибирск, 1993; Савельева И. М; Полетаев А. В. История и время. В поисках утраченного. М., 1997; NeisbittJ. Megatrends. Ten New Direction Transforming Our Lives. N. Y, 1983; Eisenstadt S. N. Introduction: Historical Traditions, Modernization and Developement.- Pattern of Modernity, vol. 1, The West. L., 1988; TofflerA., TofflerH. Greating of New Civilization. The Politic of the Third \\ave. Atlanta, 1995.

В. Г. Федотова

ЭПОХЕ

ЭПОХЕ (от греч. εποχή - остановка, прекращение, воздержание от суждения) - понятие, восходящее к античному скептицизму (Пиррон, Энесидем), в 20 в. возрожденное Э. Гуссерлем и толкуемое им как совокупность подготовительных процедур феноменологического метода, функцией которых является "выведение из игры" (auЯer Aktion setzen), илиприостановка, или "заключение в скобки" (Einklammenmg), или"подвешивание" (suspendieren) "наивно-реалистических" постулатов науки и философии относительно мира, человека, его сознания. Метод эпохе, согласно Гуссерлю, не имеет ничего общего с субстанциалистскими утверждениями идеализма, в случае крайнего субъективизма приводящими к солипсизму и скептицизму. Идеализм (а в отдельных случаях и солипсизм), с которым связано феноменологическое эпохе, является методическим. Само "заключение в скобки" носит исключительно методический характер: это только мысль (Husserliana, Bd. III. Den Haag, 1972, S. 266), только методическая "нейтрализующая модификация", не затрагивающая фактического положения вещей в самом мире. Зато эпохе открывает возможность кардинального изменения позиции философа как феноменолога: "наивная" естественная установка совершенно преобразуется - я "становлюсь незаинтересованным наблюдателем моего здесь-бытия и моего собственного Я", становлюсь "феноменологизирующим Я", раскрывающим "актовую жизнь" сознания. Появившись в работах Гуссерля уже в самом начале 20 в., понятие эпохе затем было включено в учение о феноменологической редукции в качестве обозначения предварительного, очищающего ее этапа.

Н. В. Мотрошилова

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭРБРАН

ЭРБРАН (Herbrand) Жак (12 февраля 1908, Париж27 июля 1931, Изер, Франция)-французский логик и математик; окончил Высшую Нормальную школу (1928), защитил докторскую степень с отличием (1930); как степендиат рокфеллеровского фонда последние два года своей короткой жизни провел в Германии: сначала у фон Неймана в Берлине, затем в Геттингене у Гильберта. Творческий путь Эрбрана оборвался трагически: он погиб в результате несчастного случая в альпийских горах в районе Берарда (La Bйrarde). Научные интересы Эрбрана определились рано, после знакомства с Principia mathematica (Уайтхеда и Рассела). В Германии он активно участвовал в реализации гильбертовской программы (см. Формализм), выбрав для себя две основные проблемы доказательств теории - проблему непротиворечивости арифметики и проблему разрешения (см. Разрешения проблема}. Свой взгляд на философские принципы фанатизма Эрбран изложил в статье "Об основах гильбертовской логики" (1930), а на его логические задачи - в заметке "О фундаментальной проблеме математики" (1929). Основная теорема Эрбрана, открытая им в 1929, является, по оценке П. Бернайса, "центральной теоремой логики предикатов". К этой теореме (названной теперь его именем) Эрбран пришел, отправляясь от идей Лёвенгейма и Скулема. Суть теоремы в том, что она гарантирует формальную выводимость (доказуемость) формулы элементарной (первопорядковой) логики из аксиом, если методом Эрбрана можно показать общезначимость этой формулы в т. н. эрбрановском универсуме, представляющем из себя чисто синтаксическую (эффективно порождаемую) конструкцию. При этом в основе метода Эрбрана лежат идея косвенного доказательства и идея сведения формулы логики предикатов в скулемовской нормальной форме (возможно, с функциональными символами) к некоторому частному случаю (пропозициональной формуле в канонической форме), который позволил бы сделать вывод об общезначимости исходной формулы. В результате такой процедуры перехода "от частного к общему" проблема доказуемости (выводимости) в некоторой первопорядковой системе аксиом сводится к проблеме общезначимости в логике высказываний. Выдающееся значение работы Эрбрана стало очевидным, во-первых, в свете более поздних теорем Чёрча и Шеннона об алгоритмической неразрешимости проблемы разрешения (общезначимости в любом универсуме) для формул элементарной логики, а во-вторых, в свете алгоритмических задач в области искуственного интеллекта, которые опираются на логику. До сих пор метод Эрбрана "служит основой для большинства современных автоматических алгоритмов поиска доказательства" ( Чень Ч., Ли Р. Математическая логика и автоматическое доказательство теорем, пер. с англ. М., 1983, с. 52).

Соч.: Йcrits logiques. P., 1968.

Лит.: Минц Г. Е. Теорема Эрбрана.- В кн.: Математическая теория логического вывода. М., 1967; Drehen В., Denton J. A supplement to Herbrand. - "The Jornal of symbolic logic". fol. 31, 1966; HeijenoortJ. van. A source book in mathematical logic 1879-1931. Cambr. (Mass.), 1967.

M. M. Новосёлов

ЭРИКСОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭРИСТИКА

ЭРИСТИКА (греч. εριστικά) - понятие теории аргументации; согласно определению Аристотеля, искусство ведения спора нечестными средствами. Эристические приемы родственны софизмам (см. Софизм); эти способы аргументации направлены на то, чтобы представить спорящего правым в споре - все равно, прав ли он по существу или нет. Эристика призвана изучать такие приемы, применяемые в препирательствах, с целью не защиты или доказательства истины, а лишь убеждения других в своей правоте. В этом эристическое умозаключение отличается от тех, которые изучаются логикой, исследующей формы правильного мышления - условия получения из истинных посылок истинных же заключений; а также от собственно софистических ухищрений - заведомо неправильных умозаключений, сознательно выдаваемых за правильные.

А. Л. Субботин

ЭРН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭРОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭРОТЕТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА

ЭРОТЕТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА - см. Логика вопросов.

ЭССЕИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭСТЕТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭСТЕТИКА МЫШЛЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ - наиболее общая категория эстетики, метакатегория, с помощью которой обозначается предмет эстетики и выражается сущностное родство и системное единство всего семейства эстетических категорий.

В качестве категории сформировалась в эстетике 20 в. на основе предиката "эстетический", употреблявшегося со времен Канта применительно к особому опыту, особой сфере субъект-объектных отношений, в которой восприятие объекта или представление о нем сопровождается незаинтересованным удовольствием. В 20 в. прилагательное субстантивировалось в среде эстетиков и превратилось в термин для обозначения предмета науки (нем. das Дsthetische, англ. the aesthetic, франц. l'esthйtique - один термин для обозначения эстетики и эстетического, которые различаются достаточно четко по контекстуальному смыслу во франкоязычной эстетике 20 в.). Одной из причин широкого распространения категории эстетического в науке 20 в. стала почти полная девальвация категории прекрасного в художественно-эстетической культуре авангарда, модернизма, постмодернизма. Для обозначения предмета эстетики термин "эстетическое" активно употребляется Д. Лукачем, Гадамером, Маркузе, М. Дюфреном, Э. Сурио и мн. др. эстетиками. При этом они нередко используют это понятие как в широком (предмет эстетики), так и в более узких смыслах. Гадамер, в частности, иногда отождествлял его с понятием "эстетическое сознание"; М. Дюфрен связывал эстетическое как a priori существующее в природе и в произведении искусства ("квази-субъекг") с "эстетическим опытом". Д. Лукач поставил целью своего исследования ("Своеобразие эстетического", 1963; рус. пер. т. 1-4, 1985-87) выявление "объективного характера" эстетического, которое в конечном счете свел к понятию "эстетическое отражение"; последнее он объединял с мимезисом, интерпретируемым в духе "теории отражения". В 1960-е гг. в советской эстетике прошла оживленная дискуссия по проблеме эстетического, в ходе которой при многих упрощенно вульгаризаторских заключениях было тем не менее подтверждено, что эта категория завоевала в науке право на существование в качестве наиболее общей (более широкой, чем прекрасное) категории. По определению А. Ф. Лосева, "эстетическое есть выражение той или иной предметности, данной как самодовлеющая созерцательная ценность".

Лит.: Лосев А. Ф. Две необходимые предпосылки для построения истории эстетики до возникновения эстетики в качестве самостоятельной дисциплины.- Эстетика и жизнь. М., 1979, вып. 6, с. 221-238; Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988; DufrenneM. Phйnomйnologie de l'expйrience esthйtique. P., 1953; Die nicht mehr schцne Kьnste. Munch., 1968; Ästhetik heute, hrsg. A. Giannaras. Münch., 1974; Kolloquium "Kunst und Philosophie". Paderbom, 1981; Koppe F. Grundbegriffe der Ästhetik. Fr./M., 1983.

В. В. Бычков

ЭСХАТОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЭСХАТОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА"

"ЭСХАТОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА" -работа/: П. Федотова, впервые опубликованная в журнале "Новый 1рад" (1938, № 13) и вошедшая в посмертное издание: Федотов Г. П. Новый Град. Сб. статей под ред. Ю. П. Иваека. Нью-Йорк, 1952. Работа полемически заострена против критиков христианско-социалъной, культурной и политической программы "новоградства". "Эсхатология и культура" отразила поздний этап в разработке Федотовым одной из ключевых для него тем - оправдания культурного и социального творчества перед лицом христианского идеала. Содержанием явилось истолкование эсхатологии, лежащей в основании христианского видения истории. Последовательно отвергая концепцию бесконечного исторического прогресса, несовместимую с христианской идеей воскресения, победы над смертью и внеисторической и культурной эсхатологии, обесценивающую результат культурното и социального творчества, Федотов вслед за Η. Φ. Федоровым признает условность апокалиптических пророчеств. Царство Божие представляется как процесс синергии Бога и человека, совпадение божественной воли и человеческого дела. Христианское понимание смысла культуры в свете эсхатологической перспективы оформляется у Федотова в смелую для ортодоксии гипотезу: "Ничто подлинно ценное в этом мире не пропадет. Культура воскреснет, подобно истлевшему телу, во славе. Тогда все наши фрагментарные достижения, все приблизительные истины, все несовершенные удачи найдут свое место, сложившись, как камни, в стены вечного Града. Эта мысль примиряет с трагедией во времени и может вдохновить на подвиг не только личный, но и социальный" (с. 330). "Эсхатологию и культуру" можно рассматривать как набросок, эскиз построения православного богословия культуры.

Лит.: Иваск Ю. П. Эсхатология и культура. Памяти Г. П. Федотова (1886-1951).- "Вестник РСХД", 1972, № 103.

M. Г. Галахтин

ЭСХИН

ЭСХИН (Αισχίνης) из Сфетта (афинский дем) (акме- 390-е гг. до н. э.) - греческий философ, автор нескольких сократических диалогов, из которых по фрагментам известны два - "Алкивиад" и "Аспазия". В этих диалогах развивается характерно сократовская идея о любовном влечении (эросе) как необходимом элементе моральной педагогики, задача которой - "сделать человека лучше"; эрос в этом качестве противопоставляется знанию-искусству, которым обладают антиподы Сократа - софисты, платные учителя добродетели. Вероятно, именно Эсхин был инициатором литературной разработки темы эроса, впоследствии знаковой для платонизма. Не сохранились диалоги: "Мильтиад", "Каллий", "Аксиох", "Телавг" и "Ринон". Сочинения Эсхина пользовались большой популярностью в Античности (многочисленные ссылки на него представителей "второй софистики").

Фрагм.: GiannantomG. (ed.) Socratis et Socraticorum Reliquiae. Napoli, 1990.

Лит.: DitlmarH. Aischinen von Sphettos, 1912; EhlersB. Eine vorplatonische Deutung des sokratischen Eros. Der Dialog Aspasia des Socratikers Aischines. Miinch., 1966; KahnCh. Aesehines on Socratic Eros.- Vander WaerdtP. (ed.) The Socratic Movement, 1994, p. 87-106.

M. А. Солопова

ЭТАТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЭТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЭТИКА" (ВУНДТ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЭТИКА, ИЛИ ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТИКА НАУКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЭТИКА ПРЕОБРАЖЕННОГО ЭРОСА. ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНА И БЛАГОДАТИ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЭТИКА" (СПИНОЗА)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТНИЧНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ

ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ - направление социологического конструктивизма, артикулирующее конститутивный характер социальной реальности как продукта повседневных символических взаимодействий и интерпретаций. Этнометодология использует методологический опыт этнографического исследования примитивных культур для "понимающего" изучения различных сфер современной социальной реальности-от поведения масс в мегаполисах до описания повседневных взаимодействий в научной лаборатории. Предпосылкой этнометодологического анализа любого взаимодействия является представление о системе социально-объективированных значений, объединяющих индивидов в группу. Этнометодологическое изучение образцов социальной деятельности подобно этнографическому исследованию чужой культуры: ее методологическим императивом является воздержание от привнесения в исследуемую ситуацию "чужих" смыслов, порожденных повседневностью исследователя (постулат чистоты метода). Этнометодология науки исследует способы конституирован™ и интерпретации научных фактов и схем деятельности в повседневной научной практике (Б. Латур, С. Уолгар).

Этнометодологическая программа родилась в трудах Г. Гарфинкеля и развивалась в работах Г. Сакса, А. Сикурела, Дж. Дугласа, Э. Блума, П. Мак-Хью, Дж. Маккини, М. Поллнера как преимущественно социолингвистическая конкретизация идей, развитых в рамках социальной феноменологии. Опираясь на социально-феноменологические представления об объекте как универсуме социально объективированных значений и правила их трансляции, этнометодология редуцирует исследование социальной коммуникации до уровня речевой, отождествляя структурную организацию разговора с синтаксисом повседневной речи. Базовая идеализация социальной феноменологии - ситуация "лицом-к-лицу" - конкретизируется как "говорящий-слушающий". Разговорный язык выступает в роли социального конструктура, "творящего" социальную ситуацию как подуниверсум интерсубъективных значений посредством типизации, объективирующих личный опыт ее участников. Артикуляция социально-конституирующих функций языка методологически означает, с одной стороны, что объективность любых социальных феноменов считается человечески продуцированной, обусловленной типизирующими свойствами естественного языка, с другой - что социальный ученый должен учитывать зависимость научных суждений от воплощенного в языковых типизациях здравого смысла. Граница между научными суждениями и здравым смыслом подвижна: она определяется степенью нагруженности контекстуально относительными индексными выражениями (индексами). В роли индексов выступают указательные и личные местоимения, пространственно и темпорально относительные выражения типа "здесь", "там", "далеко", "близко", "раньше", "позже", "сегодня" и т. д., понятными лишь для вовлеченного в ситуацию. Основываясь на данных логики и лингвистики о невозможности полного перевода индексных выражений в объективные ("деконтекстуализация индексов"), этнометодология исследует правила приписывания значений ("рационализация индексов") посредством анализа неявного, "фонового знания" контекста как непроговариваемого культурного фундамента любого социального взаимодействия, обеспечивающего возможность взаимопонимания и коммуникации.

Η. Μ. Смирнова

ЭТОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭФИР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭФФЕКТИВИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница