Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ЭРН

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЭРН

ЭРН Владимир Францевич (5(17) августа 1882, Тифлис - 29 апреля (12 мая) 1917, Москва) - русский философ, публицист. В 1900-04 изучал историю и философию в Московском университете. Доцент, позже профессор университета. Активный участник Религиозно-философского общества памяти Вл. С. Соловьева в Москве, член редакции издательства "Путь".

Основой философской концепции Эрна является противопоставление новоевропейского "рационализма" с его "меонизмом" (онтологический нигилизм, от греч. μη цv - "не-сущее"), имперсонализмом, детерминизмом и антично-христианского "логизма" с его онтологизмом, персонализмом, свободой. Ratio - это ущербное самоопределение философского разума, осуществленное в новоевропейской философии (истоки его - в схоластике, гуманизме Возрождения, религиозном индивидуализме Реформации). Ключевым в нем является метафизический и гносеологический индивидуализм Декарта, остающийся по сути неизменным во всей новоевропейской философии вплоть до Канта, Гегеля, неокантианцев. Ядро ratio - рассудочное "бестелесное" Я, трансцендентальный субъект, абсолютная инстанция полагают и видения, в противоположность сущему не попадающая под вопрос и остающаяся неизменной в процессе методически осуществляемого познания. Ratio органически связан с теорией непрерывного линейного прогресса, утилитаризмом и культом техники, подменяющими культуру цивилизацией как овеществленным "рационализмом". "Логизм" - это учение о божественном Логосе как источнике бытия и мышления, восходящее к античному онтологизму Парменида и Платона, развитое Аристотелем и неоплатониками и воцерковленное усилиями отцов Церкви. Мысль коренится в недрах божественного Разума, трансцендентного и одновременно имманентного всему, "сочувственно" проникающего сущее творческими энтелехиямиэнергиями. Логос как посредствующее в творении личное начало, форма форм, целокупность смыслов есть "коренное и глубочайшее единство постигающего и постигаемого, единство познающего и того объективного смысла, который познается" (Борьба за Логос. М., 1911, с. 8). Логос открывается человеку трояко: космический - в сфере эстетического переживания в мифе, естественных религиях, искусстве; божественный - в христианстве; дискурсивно-логический - в философии. Характерное для ratio понимание истины как соответствия понятия предмету, самим же ratio и пред(под)ставляемым, в "логизме" сменяется пониманием истины как динамического осознания своего бытия-в-Истине. Познание онтологично: чтобы истинно знать, нужно истинно быть, и на вершине гносиса находятся святые. Учение Эрна как результат гносеологического анализа предполагает противостояние не двух христианских культур. Запада и Востока, но именно двух познавательных начал: ratio и Логоса. Католицизм для Эрна так же "логичен" и "динамичен", как и православие, в котором он подчеркивал более черты вселенского христианства, чем национальной русской веры. Главный предмет историко-философского исследования Эрна - диалоги Платона и традиции онтологизма платонического типа в отечественной и итальянской философии. Влияние идей Эрна прослеживается в построениях П. А. Флоренского, А. Ф. Лосева и др.

Соч.: Соч. М., 1991; Христианское отношение к собственности. М., 1906; Гносеология В. С. Соловьева,- В кн.: Сб. первый. О В. Соловьеве. М., 1911; Г. С. Сковорода. Жизнь и учение. М., 1912; Природа мысли.- "Богословский вестник", 1913, № 3-5; Розмини и его теория знания. М., 1914; Природа научной мысли. Сергиев Посад, 1914; Философия Джоберти. М., 1916; Разбор Послания Святейшего Синода об Имени Божием. М., 1917.

Лит.: Марченко О. В. В поисках своеобразия русской философии: В. Ф. Эрн.- В кн.: Философия в России 19 - нач. 20 в.: преемственность идей и поиски самобытности. М., 1991; Он же. ОВ.Эрнеиего книге о Г. Сковороде.- "Волшебная гора". М., 1998, № 7; Stàgliich D. Vladimir F. Em (1882-1917). Sein philosophisches und publizistisches Werk. Bonn, 1967.

О. В. Марченко

В начало энциклопедии