Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (Erasmus Roterodamus) Дезидерий, псевдоним Герхарда Герхардса (28 октября 1469, Роттердам - 12 июля 1536, Базель) - ученый-гуманист, богослов и писатель. Учился в школе при соборной церкви св. Лебуина в Девентере (1478-85) и на богословском факультете Парижского университета (1492-99). Доктор теологии с 1506. Еще в школе столкнулся с идеологиями, оказавшими решающее влияние на его жизнь и мировоззрение: гуманизмом и "новьм благочестием" - учением общины "Братьев общей жизни", которое было ориентировано не на внешнюю, формальную религиозность, а на строгую нравственность и внутреннее благочестие.

Важной сферой деятельности Эразма было издание греко-латинской классики и творений отцов Церкви. Ренессанс в его понимании означал возрождение не только античной науки и литературы, но и идей и идеалов первоначального христианства. Поэтому его гуманизм нужно характеризовать как "христианский". С этих позиций Эразм указывал на отступления католической церкви от Евангелия, обличал эгоизм, корыстолюбие и невежество священников и монахов и высмеивал темное схоластическое богословие. Свою концепцию гуманистического богословия он изложил в трактате "Оружие христианского воина" (Enchiridion militis Christiani, 1502, рус. пер. 1986). Эразм написал множество богословских сочинений, но самый значительный его труд - это издание исправленного греческого текста Нового Завета с переводом на латинский языки обстоятельными комментариями (1519). Посредством сопоставления различных рукописей и применения методов филологической и исторической критики Эразм стремился получить точный текст, а в комментариях он дал рациональное толкование тех мест, которые были затемнены предыдущими истолкователями. Тем самым было положено начало научной критике текста Священного Писания.

Эразм поначалу с сочувствием отнесся к реформационным начинаниям Лютера, предостерегая вместе с тем противные стороны от крайностей и взаимной нетерпимости. Сторонник мирной реформы, он не хотел раскола единой христианской Церкви как оплота и гаранта единого "христианского всесветного мира". Позже агрессивность и фанатизм лютеран, их враждебность к науке и просвещению отвратили Эразма от реформаторов. В трактатах "Диатриба, или Рассуждение о свободе воли" (De libero arbitiio, 1524, рус. пер. 1986) и "Гипераспистес" (1526-27, рус. пер. в извлечениях 1986) он вступил с Лютером в полемику. Последний рассуждал в духе Августина: человек ничтожен и слеп, он не способен отличить истину от лжи, добро от зла; человек не свободен в своей воле, он должен лишь слепо верить и смиренно молить Творца о милости и благодати ("О рабстве воли"}. По мнению же Эразма, первородный грех, нарушивший первоначальную гармонию души и тела, не стал роковым проклятием для человеческого рода; он проявляется лишь в индивидуальном греховном деянии каждого человека, а поэтому каждый может и должен противостоять злу и власти греха. Евангельский закон - это призыв, обращенный Богом к человеку, и всякий волен на него откликнуться или нет; дар Святого Духа не исключает человеческих усилий, но укрепляет их.

Самой известной книгой Эразма является "Похвала Глупости" (1511, рус. пер. 1840,1960), ироническое сочинение, содержащее парадоксальное доказательство того, что в человеческой жизни все в конечном счете подчинено прихоти глупости, и вместе с тем едкая сатира почти на все сословия и институты феодальной Европы. Выполненная в форме монолога, произносимого Глупостью, распевающей самой себе дифирамбы, хвастающей благодеяниями, коими она одаривает род человеческий, и всюду указывающей на своих приверженцев, эта книга, вобрав в себя то, о чем упоминалось мимоходом или говорилось подробно во многих других произведениях Эразма, передает все его мироощущение, его воззрения на основные вопросы человеческого бытия.

Реформация разметала европейских гуманистов: одни приняли участие в строительстве новой протестантской церкви, другие оказались в католическом лагере. Но Эразм остался верен себе. Вступив в спор с Лютером, он не отказался от своего критического отношения к официальной Церкви. С наступлением Контрреформации его сочинения сочли настолько опасными, что в 1559 решением Тридентского собора они были включены в "Индекс запрещенных книг".

Соч.: Desiderii Erasmi Roterodami Opera omnia, vol. 1-10. Lugduni Batavorum, 1703-06; Opus epistolarum Desiderii Erasmi Roterodami, vol. 1-12. Oxonь, 1906-58; в рус. пер.: Похвала Глупости. М., 1960; Разговоры запросто. М., 1969; Философские произведения. М., 1986.

Лит.; Маркиш С. Знакомство с Эразмом из Роттердама. М., 1971; Смирим М. М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. М., 1978; Эразм Роттердамский и его время. М., 1989; HuiyngaJ. Erasmus. Haarlem, 1958; Kohls E. W. Die Theologie des Erasmus, Bd. 1-2. Basel, 1966; Oelrich K. H. Der späte Erasmus und die Reformation. Münster, 1961; Phillips M. M. Erasmus and the Northern Renaissance. L., 1949; Smith P. Erasmus. A study on his life, ideas and place in history. N. Y, 1962.

А. Л. Субботин

В начало энциклопедии