Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Б" (часть 4, "БЛО"-"БОС")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 4, "БЛО"-"БОС")

БЛОХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЛУР

БЛУР (Bloor) Дэвид (род. 1942)-британский философ и социолог науки, лидер т. н. шотландской школы социологии науки. Руководитель Центра по изучению науки на социологическом факультете Эдинбургского университета. Вводя в социологию научного знания идеи позднего Л. Витгенштейна, когнитивной психологии и социальной антропологии, Блур (совместно с Б. Барнсом) выдвинул "сильную программу" (strong program), предназначенную реформировать анализ науки (и знания вообще) путем последовательного осуществления социологического подхода. Программа предполагает объяснение всякого (научного и вненаучного, истинного и ложного) знания из порождающих его социально-культурных условий и вне зависимости от его оценки самим познающим субъектом. Заявляя об отказе от установок социологии науки Р. Мертона и подхода К. Мангейма, Блур утверждает, что всякое-как социально-гуманитарное, так и естественно-научное знание-без остатка "социально нагруженный" феномен, а потому в нем нет места объективной, внесоциальной истине. Этот вывод он обосновывает, опираясь на проведенный им социологический анализ математики, призванный подтвердить применимость социологии знания для анализа любого типа наук. Рассматривая языковые игры Витгенштейна как формы социальной деятельности, Блур находит у последнего образцы подлинной социологии знания. По замыслу Блура, его вариант социологии знания способен заменить собой философскую теорию познания. Взгляды Блура близки позициям ряда англоамериканских представителей "социальной теории познания" (С. Фуллер, Э. Голдман), одного из вариантов "натуралистической эпистемологии", восходящей к идеям У. Куайна.

Соч.: Knowledge and Social Imagery. L., 1976; Wittgenstein: A Social Theory of Knowledge. N.Y., 1983.

И. Т. Касавчн

БЛЮМЕНБЕРГ

БЛЮМЕНБЕРГ (Blumenberg) Ханс (род. 1920) -немецкий философ, профессор университетов Гамбурга (1958-60), Гессена (1960-65), Бохума (1965-70) и Мюнстера (1970-85). Темой кандидатской диссертации (1947) Блюменберга была "проблема изначальности" (Uispriinglichkeit) в средневековой метафизике, темой докторской (1950) - "онтологическая дистанция" в феноменологии Гуссерля. Мышление развертывается не столько в понятиях, сколько в образах, метафорах. Отсюда обозначение собственного философского проекта Блюменберга в качестве "метафорологии", основные черты которой изложены в книге "Парадигмы метафорологии" (I960) и других работах. Философия Нового времени, несмотря на ее притязания на чисто понятийную рациональность, так же не свободна от метафор, как и предшествующая мысль. Исследование истории мышления вообще и истории философии в частности, взятое как исследование базовых для той или иной эпохи метафор, приобретает у Блюменберга не исторический (историко-философский), а собственно философский статус. Осмысленное представление о мире как о связном целом достигается именно благодаря метафорам. Последние никоим образом не являются предварительной ступенью к понятию (как полагают последователи гегелевской и кантианской традиций). Самый крупный из трудов Блюменберга-"Легитимность Нового времени" (Legitimität der Neuzeit, 1966-76). Здесь он выступает против рассмотрения-Нового времени сквозь призму теории секуляризации. Новоевропейское сознание рождается из той же потребности в смысле и тех же "смысловых ожиданий", что и предшествовавшие ему эпохи; его радикализм в противопоставлении "просвещения" невежеству коренится в неспособности утвердить себя иначе как через отвержение претензий теологии на универсальность. Рациональность человеческого жизнеустроения никогда не бывает полной: никакое просвещение не в силах упразднить миф.

Другая фундаментальная книга Блюменберга-"Работа над мифом" (Arbeit am Mythos, 1979) - посвящена демонстрации неустранимости мифологических элементов из мышления. "Миф" всегда сопутствует "логосу", однако, предупреждая разум (логос) от впадения в самонадеянность, Блюменберг не питает иллюзий относительно возможности "ремифологизации" мира. Этот круг идей раз рабатывается в его многочисленных работах. Самые заметные из них: "Генезис коперниканского мира" (1975), "Действительности, в которых мы живем" (1981), "Время жизни и время мира" (1985), "Читаемость мира" (1985), "Страсти по Матфею" (1988), "Выходы из пещеры" (1989). Скрупулезность историко-философских и историко-культурных экскурсов Блюменберга сделали его одним из самых почитаемых авторов в немецкоязычной культуре.

Соч.: Selbsterhaltung und Beharrung. Zur Konstitution der neuzeitlichen Rationalität. Mainz, 1970; Schifibroch mit Zuschauer. Paradigma einer Daseinsmetapher, 1979; Жизненный мир и технизация с точки зрения феноменологии.-"ВФ", 1993, № 10. Лит.: Kirsch-Hcienerl J. Zeitgeist-Die Vermittlung des Geistes mit der Zeit. Eine wissenssoziologische Untersuchung zur Geschichtsphilosophie Hans Blumenbergs. Fr./M., 1988.

В. С. Малахов

БОБРОВ

БОБРОВ Евгений Александрович [24 января (5 февраля) 1867, Рига-12 марта 1933, Ростов-на-Дону] -русский религиозный философ, историк русской философии и общественной мысли. Окончил историко-филологическое и философское отделения Юрьевского (Дерптского) университета (1889), где под руководством Г. Тейхмюллера защитил диссертацию "Отношение искусства к науке и нравственности" (1895). Преподавал в Юрьевском (1893-96), Казанском (1896-1903) и Варшавском (1903-15) университетах, с 1917 профессор Донского университета. Как философ Бобров сформировался в атмосфере русского лейбницианства, сторонник панпсихизма и персонализма А. А. Козлова. Автор опубликованного в Трудах Московского психологического общества перевода "Монадологии" Лейбница (т. 4, 1890); ему принадлежат также исследование "Новая реконструкция монадологии Лейбница" (1896) и "Этюды по метафизике Лейбница" (1905). Сформулировал собственную систему "критического индивидуализма", согласно которой человек находит себя прежде всего в качестве отдельной сущности, или индивида. Проблемам онтологии посвящены работы "О понятии бытия. Учение Г. Тейхмюллера и А. А. Козлова" (1898), "Бытие индивидуальное и бытие координальное" (1900). Понятие бытия координального было философским открытием Боброва, который добавил его к трем уровням бытия Тейхмюллера - идеальному, реальному, субстанциальному. Координация понимается им как верховная форма бытия; "мысль есть координация элементов сознания. Личность есть координация функций между собою и с "я". Вселенная есть координация существ между собою и с Богом" (Бытие индивидуальное... с. 154). Важное значение имеет историко-философское исследование Боброва "Философия в России. Материалы, исследования и заметки" (в. 1-6, 1899-1902), в котором в структуре русского философствования вычленяется "школьная философия" со схоластикой и вольфианством, а также вольтерьянство, мистицизм, масонство, материализм, позитивизм, спиритизм. Боброву принадлежат также многочисленные работы по истории русской литературы.

Соч.: О понятии искусства. Умозрительно-психологическое исследование. Юрьев, 1894; О самопознании. Казань, 1898; Из истории критического индивидуализма. Казань, 1898; К 100-летней годовщине смерти Иммануила Канта. Варшава, 1904; Логика Аристотеля (исторический и критический этюд). Варшава, 1906; Дела и люди. Юрьев, 1907; Философские этюды, τ. 1-4. Варшава, 1911*; Историческое введение в логику. Варшава, 1913; Историческое введение в психологию. СПб.-Варшава, 1913; Заметки по истории русской литературы, просвещения и культуры. Варшава, 1913; История философии. Варшава, 1915.

А. И. Абрамов

БОВЕЛЬ

БОВЕЛЬ Шарль де (Bovelles Charles de, Bovillus Carolus) (1478, Сен-Кантен -1556, там же) - французский философ-гуманист, богослов, историк, математик, филолог. Образование получил в Парижском университете в 1495-1503. С 1503 по 1509 в поисках новых, неведомых ему знаний, недоступных книг и рукописей странствовал по Франции, Германии, Швейцарии, Нидерландам, Испании, Италии. В 1509 написал книгу "О мудреце", в 1511 напечатал ее в сборнике, в который также вошли его произведения по проблемам познания, логики, естествознания, математической символики. В последующие десятилетия публиковал труды по философии истории, психологии и физиологии, натуральной философии, различным отраслям математики, французской филологии и богословию, для истолкования предметов которого он считал возможным применять категории точных и естественных наук.

В трактате "О мудреце" развиваются идеи, почерпнутые у Николая Кузанского и ведущих мыслителей флорентийской Платоновской Академии: человек есть связующее звено мироздания, единение всякого бытия, центр всего, поскольку он - природное зеркало всех вещей - наполнен внутри себя их разумными основаниями. Отражая в себе весь мир, человек есть око вселенной, он не только созерцает ее, но также преобразует ее и радеет о ней. Разумеется, в подобной роли может выступать только человек образованный и просвещенный, живущий интересами разума-именно в нем, в мудреце, этом духовном средоточии всего, мир обретает свою форму и свое завершение.

Соч.: Le livre du sage/ed. par P. Magnard. P., 1983; в рус. пер.: Книга о мудреце.-В кн.: Чаша Гермеса. М., 1996. Лит.: Dippel i. Versuch einer systematischen Darstellung der Philosophie des C. Bovillus nebst einem kurzen Lebensabriss. Würzburg, 1865; Cassirer E. Individuum und Kosmos in der Philosophie der Renaissance. Lpz., 1927.

О. Ф. Кудрявцев

БОВУАР

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОГДАНОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО - религиозно-философское течение, возникшее в нач. 20 в. в среде русской либеральной интеллигенции. Представители богоискательства- философы и литераторы Д. С Мережковский, 3. Η. Гиппиус, Я. А. Бердяев, В. В. Розанов, С. Я. Булгаков, Н. Минский, Д. Философов инициировали религиозно-философские собрания в Петербурге и религиозно-философские общества, издавали хурн. "Новый путь" (СПб., 1903-04); "Вопросы жизни" (СПб., 1905); "Весы" (СПб., 1904-09); сб. "Проблемы идеализма" (М., 1902), "Вехи" (М., 1909), "Из глубины" (М., 1918). Бердяев в цикле статей "Типы религиозной мысли в России" попытался классифицировать богоискательство, выделяя, с одной стороны, деятельность Булгакова, Флоренского, Эрна и др., которая направлена на "возрождение православия", а с другой- "новое христианство", или "неохристианство" Мережковского. См. также Философские и религиозно-философские общества и кружки.

Лит.: Мережковский Д. С. Грядущий хам. Чехов и Горький. СПб., 1906; Он же. Не мир, но меч (К будущей критике христианства). СПб., 1908; Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность. СПб., 1907; Он же. Духовный кризис интеллигенции. СПб., 1910; Минский Н. М. Религия будущего (Философские разговоры). СПб., 1905; Плеханов Г. В. О так называемых религиозных исканиях в России; Он же. Избр. философ, произв., т. 3. М., 1957; Зернов Н. Русское религиозное возрождение 20 в. Париж, 1991.

В. В. Ванчугов

БОГОПОЗНАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОГОСЛОВИЕ

БОГОСЛОВИЕ - ем. Теология.

"БОГОСЛОВСКО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ"

"БОГОСЛОВСКО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ" (Tractatus theologico-politicus, 1670)-одно из главных произведений С. Спинозы. Его полное название: "Богословско-политический трактат, содержащий несколько рассуждений, показывающих, что свобода философствования не только может быть допущена без вреда благочестию и спокойствию государства, но что она может быть отменена не иначе, как вместе со спокойствием государства и самим благочестием". Опубликован анонимно с указанием ложного места издания (Гамбург вместо Амстердама).

Состоит из 20 глав. Является одним из первых образцов исторической библейской критики. Хороший знаток древнееврейского языка, Спиноза сделал предметом исторического и филологического анализа Ветхий Завет. В трактате, в частности, доказывается, что авторство Пятикнижия не может быть приписано Моисею, оно составлено гораздо позже несколькими авторами. Продолжая и углубляя концепцию "двух истин", Спиноза считает, что Библия не может служить критерием истины в отношении объективного мира. 14-я и 15-я главы трактата резко разграничивают предметы религиозной веры и философии. Маймонид и другие средневековые рационализирующие философы считали ветхозаветных пророков великими авторитетами не только в человеческих делах, но и в понимании законов природы. Опровергая эти воззрения, Спиноза подчеркивает, что суждения пророков в отношении природы метафоричны, сутью же их служения является духовно-нравственная сила веры, создавшая великие примеры для подражания еврейскому, а затем и другим народам.

В "Богословско-политическом трактате" критикуется также союз между монархией и церковью (в Нидерландах гл. о. кальвинистской), который угнетает свободу философствования и свободу мысли вообще, необходимые для развития духовной жизни. Защищая республиканский идеал, Спиноза недвусмысленно выступил в трактате за определенное подчинение церкви государству. "Богословскополитический трактат" был встречен бурей негодования и множеством опровержений теологов и, в особенности, клерикальных авторов. Оказал сильное влияние на радикальную философскую мысль, особенно в эпоху французского Просвещения.

Академические изд.: Spinoza Opera, hrsg. von С. Gebhardt, Bd 3. Hdlb., 1925; рус. пер. M. M. Лопаткина, 1906; 1935; последнее изд.: Философские произведения. M., 1998, т. 2.

S. B. Соколов

БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОДЕН

БОДЕН (Bodin) Жан (1529/1530, Анжер-июнь 1596, Лаон) - французский правовед, историк, политический и религиозный мыслитель. Выходец из среды горожан, образование получил в Анжере и Тулузе. Состоял на службе у короля Генриха III, затем у герцога Алансонского, с которым путешествовал по Англии и Нидерландам. Участвовал в заседаниях Генеральных штатов в качестве представителя от третьего сословия, на стороне католической Лиги боролся против Генриха IV, в дальнейшем вместе с другими приверженцами сильной национальной монархии перешел на его сторону. Умер от чумы.

В основном произведении "Шесть книг о государстве" (Les six livres de la République, 1576) развил учение о безграничном и абсолютном государственном суверенитете, который, по мнению Бодена, достижим только при монархической форме правления. В этой связи он давал правовое обоснование абсолютной монархии, доказывая, что власть государя не может быть ничем стеснена, а органы сословного представительства должны выполнять совещательную роль; впрочем, облагать народ налогами государь, по Бодену, имеет право только с согласия государственных чинов. Подчеркивал обусловленность государственно-правовых установлений различных стран климатом и географической средой. Признавая возможность воздействия нечистой силы на людей, в трактате "Демономания колдунов" (La Demonomanie des sorciers, 1580) дал теоретико-практическое руководство по организации процессов ведьм.

Лит.: ChauvireR. Jean Bodin auteur de la République. P., 1914; MeineckeF. Die Idee der Staatsräson in der Geschichte. Munch.-В., 1924.

О. Ф. Кудрявцев

БОДРИЙАР

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОДХИСАТТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОЖЭ СЮЭ

БОЖЭ СЮЭ - китайское учение махаяны о "высшей мудрости" (санскр. праджяя, кит. божэ) как одной из шести "переправ" - парамит (кит. боломидо), позволяющих достичь "другого берега" - нирваны (кит. непань). Появилось в конце эпохи Восточная Хань (25-220) и было связано с деятельностью монахов-переводчиков парамитской литературы, прибывших в столицу Лоян из государства Юэчжи (Кушанского царства). Среди них наиболее известны Чжичэнь (Локакшема), Чжилян, Чжицян (т. н. "Три Чжи"-Сань Чжи). Наибольшее распространение это учение получило в Южном Китае в эпоху Вэй-Цзинь (3-5 вв.). Основным положением божэ сюэ было деление вещей на "чувственно воспринимаемые" и "умопостигаемые". Первые относились к материальному миру, вторые - к миру ментальных сущностей, но и те, и другие рассматривались как иллюзорные, имеющие одинаково "пустотную" (кун, санскр. шунья) природу. Наивысшего развития божэ сюэ достигло в учении Сэнчжао (384-414), изложенном в его трактате "О пустотности нереального" (Бу чжэнь кун лунь): "Высшая пустота, которая не рождается [и не умирает], непостижимым образом отображается в глубочайшем зеркале мудрости-праджни и есть предельный источник наличествующих вещей. Тот, кто не обладает высшей силой ума, свойственной мудрецам, не в состоянии постичь духом то, что не наличествует и не отсутствует. Ибо настоящий человек (чжи жэнь) проникает умом и духом в беспредельное, где его ум недоступен ограничениям [налагаемым утверждением или опровержением чего-либо], а его зрение и слух обретают способность видеть и слышать без ограничений, налагаемых внешними звуками и формами. Разве это происходит не оттого, что он постиг изначальную пустотность всех вещей и явлений, так что этим вещам уже не под силу обременять собой его абсолютно ясный умсознание". Мнение об общности для этой эпохи понятийного аппарата буддизма и т. н. "неодаосизма" с его "учением о сокровенном" (стань сюэ) представляется вполне обоснованным. В более поздние эпохи божэ сюэ оказало серьезное влияние на различные махаянские школы Китая, в первую очередь на мадхьямику (см. Санлунь школа}.

Г. А. Ткаченко

БОЗАНКЕТ

БОЗАНКЕТ (Bosanquet) Бернард (14 июня 1848, РокХолл, Нортамберленд, Великобритания-8 февраля ,1923, Лондон-британский философ, представитель абсолютного идеализма. Профессор университета в Сент-Эндрюсе (1903-08). В своих произведениях рассматривал традиционную формальную логику как вспомогательную и узко специализированную дисциплину, подчиненную "универсальной логике", совпадающей с гносеологией и объективно-идеалистической метафизикой (монистической онтологией). Такая логика оценивалась им как основной путь к пониманию "реальности, ценности и свободы". Отталкиваясь от логического учения Гегеля, Бозанкет подчеркивал системный характер истины как когерентности, считал невозможным разделение формального и содержательного аспектов мышления, признавал единство индуктивных и дедуктивных выводов, а также критиковал аристотелевскую силлогистику. В то же время Бозанкет придал иррационалистические черты гегелевскому учению о гибкости и взаимосвязи основных логических форм. Предмет логики-анализ суждения как "тождества-в-различии", которое указывает на идеальное содержание реальности.

Всеобщность и единство природы, по Бозанкету, создаются духом, который, в свою очередь, зависит от природы, дающей духу его конкретное содержание. Познание Бозанкет трактовал как переход от изолированных эмпирических данных и простейших видов суждений к постижению конкретно-всеобщего единства и непротиворечивой системы, т. е. "Абсолюта". Понятию "Абсолюта" Бозанкет часто давал этическое и теистическое истолкование, а также использовал его для обоснования своей теории государства. Согласно ему, национальное государство является наивысшей ценностью и совершеннейшим индивидом, обладающим неограниченной властью по отношению к отдельным гражданам и формирующим их социальную мораль. Политическое учение Бозанкета обосновывало под видом "гармонии" целого и частей абсолютное превосходство государства над личностью. Он также занимался историей эстетической мысли.

Соч.: Essentials of Logic. L, 1895; The Philosophical Theory of the State. L„ 1899; A History of Aesthetics. L.-N.Y., 1904; Logic. Oxf., 1911; The Principle of Individuality and Value. L„ 1912; The Meeting of Extremes in Contemporary Philosophy. L., 1921; Основания логики. M., 1914.

Лит.: Богомолов А. С. Английская буржуазная философия XX Века. М„ 1973, гл. 2; Киссель М. А. Концепция диалектической логики Б. Бозанкета.-В кн.: Историко-философский ежегодник. М., 1986; Hobhouse L. Т. The Metaphysical Theory of the State. L., 1918; Sosanguel B. Bernard Bosanquet. L., 1924; Ifamenstill B. B. Bosanquet'8 Philosophy of the State. Lund, 1936; Milne A. f. М. The Social Philosophy of English Idealism. L., 1962, ch. VII.

А. Ф. Грязное

БОКЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОЛДЫРЕВ

БОЛДЫРЕВ Дмитрий Васильевич [20 апреля (2 мая) 1885, Петербург-12 мая 1920, Иркутск]-русский философ, писатель, публицист. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, в 1918 переехал в Пермь, получив должность доцента местного университета, затем в Омск, где возглавил пресс-бюро при правительстве Колчака. Был арестован революционными властями и умер в заключении от тифа. Разработал теоретико-познавательную концепцию "объективизма", близкую интуитивизму Н. О. Лосского и С. Д. Франка. Опираясь на некоторые идеи Демокрита и Плотина, пытался дать антисубъективистское истолкование проблемы отношения "знания" и "бытия", полагая, что между этими сторонами действительности "нет разницы по существу", ибо "познавательный образ есть тот же предмет, только в ослабленной степени" своих излучений и вибраций, заполняющих Вселенную и остающихся даже после гибели их макро

источника. Поэтому независимо от наших противоречивых мнений о мире он един, абсолютен и познаваем "в своих подлинных качествах". Внесубъектные, "внетелесные" содержания знания (первичные и вторичные качества, воспоминания, а также фантазии и логические абстракции) Болдырев называл "представлениями". В них "бытие" явлено нашему я "таким, каким оно существует". Ощущения-всецело внутрителесные состояния (голода, озноба, усталости и пр.). Солипсизм рождается от смешения с ними вторичных качеств. Чувство, мысль и воля (сфера психического) трактовались им как своеобразные эпифеномены, в основе которых лежит конкретный тип координации "ощущения и представления". Так, мысль-это "сопряженность", "со-знание" посредством акта внимания познающего я с предметом познания, локализуемое в области головного мозга и органов восприятия. В своих политических воззрениях Болдырев был сторонником концепции православно-монархической теократии, особенностью которой являлась идея не политического, а "духовного" руководства Церкви, отделенной от государства, и подчинения "царства" не первосвященнику, а соборному священству.

Соч.: Огненная купель.-"Русская мысль", 1915, № 11; № 12; Знание и бытие. Харбин, 1935.

Ляг.: Досский И. О. Предисловие.-В кн.: Болдырев Д. В. Знание и бытие. Харбин, 1935.

Н. Старченко

БОЛИНГБРОК

БОЛИНГБРОК (Boüngbroke) Генри Сент-Джон (10 октября 1678, Лондон-12 декабря 1751, Бэттерси)-английский политический деятель, философ-деист. Один из лидеров тори в правление королевы Анны. В 1704-08 военный министр, в 1710-14 министр иностранных дел. В 1714 возглавлял кабинет. В 1715 был обвинен в подготовке заговора в пользу Стюартов и эмигрировал во Францию. Дружил с Вольтером, посвятившим ему трагедию "Брут". В 1723 вернулся на родину, но политическая карьера была для него закрыта. В 1725 стал вдохновителем создания журнала оппозиции "The Craftsman", а затем его постоянным автором. Основные положения политической философии Болингброка включают концепцию "свободной системы правления" "короля-патриота", "теорию международных отношений государств". В "Идее о короле-патриоте" (The Idea of a Patriot King, 1749) Болингброк видит государство как прочный национальный союз во главе с мудрым и справедливым королем. Единство должно цениться выше партийных привязанностей, дух нации должен пересиливать "дух партии" и единое государство должно обеспечивать "личную безопасность" и "общественное спокойствие" всех граждан, давая им "богатство, власть и славу". В "Письмах об изучении и пользе истории" (1752, рус. пер. 1978), адресованных реальному лицу-лорду Корнбери, Болингброк излагает свое понимание истории не как исторического процесса, а гл. обр. как сферы духовной деятельности человека. Изучение истории должно иметь целью воспитание "в нас личной и общественной добродетели". Болингброк считает необходимым различать достоверность исторического факта, с одной стороны, и историческую истину (в философском плане)-с другой. Важен именно "философский урок", заложенный в историческом повествовании. История не должна копировать методы философии, у нее собственные методы анализа источников, но при этом историческое рассмотрение не должно ограничиваться частными профессиональными задачами, но должно включать и общефилософские задачи. "История - это философия, которая учит с помощью примеров, как вести себя в любых обстоятельствах частной и общественной жизни" ("Письма", 1978, с. 25).

Провозглашая себя деистом, Болингброк критически оценивал Священное Писание и деятельность Церкви, но не разделял атеистического мировоззрения, полагая, что для общества религия необходима. Он был убежден в том, что "урок умеренности", которому учит история, является благом "на всех уровнях", от мировоззренческих принципов до политики и жизненных установок. На могиле философа, согласно его завещанию, были начертаны слова: "Здесь покоится человек, который был военным министром и государственным секретарем при королеве Анне и чем-то большим в последующие годы".

Теоретическое наследие Болингброка оценивается противоречиво, ведутся дискуссии о его роли в создании теории разделения властей и беспартийного правительства. Болингброк оказал влияние на литературу английского Просвещения; Дж. Свифт и А. Поп были его личными друзьями.

Соч.: Wortes, v. 1-4. L., 1964.

Лит.: Просветительское движение в Англии, под ред. H. M. Мещеряковой. М., 1991; Культура эпохи просвещения. М-, 1993, с. 97-100.

Т. П. Павлова

БОЛОТОВ

БОЛОТОВ Андрей Тимофеевич [7 (18) октября 1738, село Дворяниново Каширского уезда Тульской губернии - 4(16) октября 1833, там же]-русский государственный деятель, философ, агроном, основатель отечественной помологии. С 1755 на военной службе, участвовал в сражениях Семилетней войны. Во время оккупации Кенигсберга рус. армией познакомился с идеями нем. философов (И. Готшеда, И. Г. Зульцера, X. А. Крузиуса). В 1762 выходит в отставку и уезжает в свое имение Дворяниново. Деятельно участвует в переписке с Вольным экономическим обществом, от которого трижды удостаивается наград за свои сочинения. С 1794 - почетный член Саксонского королевского экономического общества, с 1828-почетный член Московского общества сельского хозяйства; Занимался издательской деятельностью, выпускал журналы "Сельский житель" (1778-79), редактировал "Экономический магазин" (1778-89), издаваемый H. И. Новиковым, с которым у Болотова установились дружественные отношения. Тем не менее он отвергал масонскую идеологию, стал одним из первых ее критиков. Философский интерес представляют духовные стихотворения 90-х гг., а также его первое опубликованное сочинение "Детская философия, или Нравоучительные разговоры между одною госпожою и ее детьми" (1776-79). Антропологические и этические взгляды Болотова нашли отражение в труде "Путеводитель к истинному человеческому счастию, или Опыт нравоучительных и отчасти философических рассуждений о благополучии человеческой жизни и о средствах к приобретению оного" (1784). Тяга его к вопросам морали в значительной степени объясняется влиянием датского и немецкого просветителей Л. Гольберга и И. X. Готшеда; в натурфилософии популяризировал идеи И. Г. Зульцера. Духовная эволюция Болотова завершилась на консервативно-теологических взглядах X. А. Крузиуса. Основной задачей философии считал согласование достижений науки с догматами христианства, что возможно и при увлечении естествознанием. Итоговое произведение "Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков 1738-1793" (опубликовано в 1870-73) является ценным источником для изучения быта и нравов елизаветинского и екатерининского времени.

Соч.: Путеводитель к истинному человеческому счастию, илиОпыт нравоучительных и отчасти философических рассуждений о благополучии человеческой жизни и о средствах к приобретению оного. М., 1784,ч. 1-3.

Лит.: Шкловский В. Б. Краткая и достоверная повесть о дворянине Болотове.-"Красная Новь", 1928, кн. 12; Морозов И., Кучеров А. Болотов-публицист.-Литературное наследие. М., 1933, № 9-10; Водовозов H. В. А. Т. Болотов-писатель XV1I1 в.-В кн.: Русская классическая литература. М., I960; Бердышев А. П. А. Т. Болотов. М., 1988.

А. В. Панибратцев

БОЛЬНОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОЛЬЦАНО

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОНАВЕНТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОНАЛЬД

БОНАЛЬД (Bonald) Луи-Габриель-Амбруаз (2 октября 1754, Муна-23 ноября 1840, там же)--французский философ и публицист. Выходец из дворянской семьи. В 1791 эмигрировал из Франции в Гейдельберг и затем в Констанц, где в 1796 опубликовал 3-томную "Теорию политической и религиозной власти в гражданском обществе" (Théorie du pouvoir politique et religieux dans la société civile, v. 1-3). Возвратившись во Францию, был избран депутатом в период Реставрации, членом Французской академии (1816), а в 1823 назначен пэром Франции.

Бональд придал консервативному традиционализму схоластическую форму. В отличие от Ж. де Местра с его теорией "экспериментальной политики", основанной на наблюдении и исторических фактах, Бональд считал возможным рационалистическое построение политической философии, отвергая теории договора общественного и руссоистскую гипотезу о естественном состоянии общества, в котором человек якобы был счастлив и добр. Общество имеет божественное происхождение, оно сотворено Богом, человек создан для общества и полностью реализуется только в нем. Индивидуализм-смертельная опасность для общества, которое является реальностью трансцендентной по отношению к индивиду. Человек должен укореняться в традиции, передаваемой из поколения в поколение, такой традицией для Боналада является социальное христианство-религия общества, а не индивида. В противоположность многочисленным проектам и претензиям человеческой воли на создание лучшего социального и государственного устройства Бональд утверждает существование одной-единственной организации общества, которая выражает собой божественную волю и не может быть кодифицирована в писанных людьми законах и конституциях. .

Исходя из этих принципов, Бональд отрицает идею прав человека, провозглашенную Французской революцией. По его мнению, единственным правом человека является пра во быть управляемым, а король имеет только одно право - право управлять. Философия индивидуализма, характерная для просвещения, приводит, по его мнению, лишь к атомизации общества и разрушению его естественных оснований. Именно такое общество породила Французская революция. Первоочередной задачей для послереволюционной Франции является, по Бональду, воссоздание органической общности "мы", что было унаследовано "старым порядком" из средневековья. "Мы" - это прежде всего семья, затем производительные (ремесленные) корпорации и, наконец, государство.

Власть целиком исходит от Бога и только делегируется государю, она абсолютна по своему характеру, но в то же время подчиняется законам. В отличие от де Местра Бональд не признает власти Церкви над государством, хотя и допускает привилегированное положение духовенства. Бональд заложил основы органицистской и традиционалистской теории общества, отголоски которой можно найти в творчестве Э. Ренана, И. Тэна, И. Мораса и др.

Соч.: Recherches philosophiqes sur les premiers objets des connaissances mortie. P., 1818.

Лит.: Montesquieu L. Le réalisme de Bonald. P., 1911; Maudit R. Les conceptions politiques et sociales de Bonald. P., 1913.

M. M. Федорова

БОННЕ

БОННЕ (Bonnet) Шарль (13 марта 1720, Женева-20 мая 1793, там же) - швейцарский естествоиспытатель и философ. Член Парижской АН, почетный член Петербургской АН. Доктор права, от занятий юриспруденцией перешел к зоологии. Сторонник преформизма: согласно созданному им на основе представлений Лейбница об иерархии монад учению о "лестнице существ", развитие мира идет непрерывно; в нем не возникает ничего нового, ибо все, что происходит, уже содержалось в зародышах (реально, а не потенциально). В мире существует определенная градация сложности и "совершенства": неорганические тела, живые организмы, "сверхъестественные" существа (ангелы, серафимы). В теории познания примыкал к сенсуализму Дакка и Кондильяка. Утверждал, что все психические движения человека ведут начало из чувственных ощущений, а память и представления зависят от движений мозга. Душа и тело относятся друг к другу не как causae efficientes (действующие причины), но как causae occasionalis (побудительные причины) (см. Окказионализм): душа не может стать деятельной без содействия тела. Естественно-научные взгляды Бонне оказали большое влияние на французских материалистов.

Соч.; Oeuvres d'histoire naturelle et de philosophie, t. 1-8, Neuchatel, 1779-83.

Лит.: Дункевич В. В. От Гераклита до Дарвина, т. 2. M., 1960; Кузнецов В. H. Французский материализм XVIII в. М., 1981; Огурцов А. П. Философия науки эпохи Просвещения. М., 1983; Les matérialistes fiançais de 1750 à 1800. Textes choisis et présentés par R. Desne. P., 1965.

И. А. Андреева

БОНХЕФФЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОР

БОР (Bohr) Нильс Хенрик Давид (7 октября 1885, Копенгаген-18 ноября 1962, там же)-датский физик. В 1911-12 работал в Кембридже у Д. Д. Томсона, в 1911-13-в Манчестере у Э. Резерфорда. С 1920 -директор созданного им Института теоретической физики в Копенгагене.

Бор принял "планетарную" модель атома, предложенную Резерфордом, и представил в 1913 теоретическую картину строения химического атома. При этом он сумел объединить в одной картине строения атома три различных феномена: 1) факт стабильности атомов; 2) известные к тому времени спектральные закономерности, особенно знаменитый закон Ритца, гласивший, что частота спектральных линий может быть выражена разницей между термами спектров, и 3) саму модель атома Резерфорда. За создание квантовой теории планетарного атома Бор в 1922 был удостоен Нобелевской премии.

Философские воззрения Бора можно назвать критическим реализмом--он никогда не оценивал физические теории, в том числе и свои теоретические идеи, как окончательные истины. В. Гейзенберг, ученик Бора, писал о своем учителе: "Бор был прежде всего философ, а не физик; но он знал, что в наше время натурфилософия обладает силой лишь тогда, когда она до последних мелочей подчиняется экспериментальным критериям истинности" (Воспоминания о Нильсе Боре.- В кн.: Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987, с. 47). Первоначальная модель атома Бора-Резерфорда вызвала не только прямые возражения, но и обнаружила реальные трудности в ее теоретическом осмыслении. Преодоление этих трудностей исторически шло по трем направлениям: феноменологическому, стремящемуся представить данные наблюдений в приемлемых и общепонятных математических формулах; математическому, для которого характерна разработка нового формализма; и философскому, представленному воззрениями Бора, который стремился к прояснению понятий, позволяющих в конечном итоге описывать природные процессы. Бор подчеркивал, что для описания внутриатомных процессов необходим новый язык. Он был убежден, что подлинное прояснение ситуации возможно только на естественном языке. Бор хотел удержать в научном языке как волновую, так и корпускулярную картину внутриатомных явлений. Это убеждение привело его к формулировке двух фундаментальных принципов-соответствия принципа " дополнительности принципа. Бор понимал эти принципы весьма широко, прослеживая их действие в самых различных областях познания и деятельности. Он был убежден, что в положении человека в обществе обнаруживаются типично дополнительные стороны, связанные с подвижной границей между оценкой человеческих ценностей и общими положениями, на основании которых о них судят. Бор писал: "Добиваясь гармонии человеческой жизни, никогда не забывай, что на сцене бытия мы сами являемся как актерами, так и зрителями" (Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961, с. 113).

Соч.: Атомная физика и человеческое познание. М., 1961; Избр. науч. труды, т. 1-2. М., 1970-71.

Лит.: Нильс Бор и развитие физики. М., 1961; Нильс Бор-жизнь итворчество. М., 1967; Мур Р. Нильс Бор-человек и ученый. М., 1969; Кяяус Е. М„ Франкфурт У. И. Нильс Бор. М., 1977; Данин Д. Н. Бор. М., 1978.

Η. Φ. Овчинников

БОРИСОВ

БОРИСОВ Петр Иванович [1800-30 сентября (12 октября) 1854, деревня Малая Разводная Иркутской губ.] -русский философ, декабрист. Получил домашнее образование. С 1816 в армии, подпоручик (1825). Один из основателей Общества соединенных славян и создателей его программных и уставных документов. С марта 1825 председатель Общества, в сентябре 1825 вместе с ним вошел в Южное общество декабристов. В 1826-39 на каторге в Сибири, с 1839 на поселении в Иркутской губернии. Философские взгляды его формировались под влиянием сочинений Вольтера, Гельвеиия, Гольбаха. В Сибири, используя данные А. А. Дейхмана, Г. В. Ольберса и др. естествоиспытателей, создал оригинальную работу (позднее названную "О возникновении планет", начало 1840-х гг.), в которой изложил материалистическое понимание Вселенной.

Соч.: Избр. социально-политич. и философ, произв. декабристов, т. 3. М., 1951, с. 61-82; Три письма.-"Каторга и ссылка" (М.), 1926, № 6. Ист.: Восстание декабристов. М.-Л„ 1926, т. 5, с. 7-75.

А. Д. Сухов

"БОРЬБА ЗА ЛОГОС. ОПЫТЫ ФИЛОСОФСКИЕ И КРИТИЧЕСКИЕ"

"БОРЬБА ЗА ЛОГОС. Опыты философские и критические"-программная работа В. Ф. Эрна (сборник его статей и докладов 1907-10). Издан в 1911 в Москве в издательстве "Путь" (переиздание: Соч. М., 1991). В работе отчетливо и многоаспектно рассмотрено основное для философии Эрна противопоставление новоевропейского "рационализма" и антично-христианского "логизма". Главы работы посвящены осмыслению фундаментального вопроса о "началах" мышления, сомнению как имманентной компонентой мысли, проблеме свободы, философской традиции, смыслу истории, методу исторических исследований, проблемному анализу построений Декарта, Беркли, У. Джеймса и др. Особое место занимает полемика с авторами русской редакции международного журнала "Логос" (С. И. Гессен, Ф. А. Степун, Б. В. Яковенко др.) и С. Л. Франком по проблеме своеобразия и перспектив русской философии. Эрн формулирует свое понимание оригинальной русской философии, которое будет развито в дальнейших трудах. Специфика русской философии, согласно Эрну, определяется наследованием ею античнохристианского "логизма", постигаемого под непрерывным, со времени петровских реформ, "реактивом" новоевропейского ratio. Русская философия, рождающаяся в таком столкновении и противостоянии, есть сам конфликт, сама борьба двух различных интенций - ratio и Λόγος'Β - в нед- pax единого русского сознания. Это своего рода герменевтический процесс осознания, выявления, понятийной актуализации "родного" опыта "логизма"-под благотворным воздействием "чужого". Россия, культура которой через Византию, через платонические традиции святоотеческого богословия уходит корнями в древнегреческую почву, теоретически осознает себя - от Г. Сковороды до Вяч. Иванова - "новой Элладой" в религиозной, онтологической и персоналиетической философии.

О. В. Марченко

БОСС

БОСС (Boss) Медард (4 октября 1903, Сан-Галлен, Швейцария-1990, Цоликон)- швейцарский психиатр, психоаналитик и философ. После окончания медицинского факультета в Цюрихе и защиты в 1928 диссертации о наследственной предрасположенности к алкоголизму Босс продолжил учебу в Париже и Вене, прошел курс дидактического анализа (Lehranalyse) у 3. Фрейда, а затем завершил психоаналитическую подготовку в Лондоне и Берлине. В 1930-х гг. он работал ассистентом в клинике Бургхельцли (Цюрих), затем руководил санаторием Шлосс Кнонау. С конца -1930-х гг. под влиянием Л. Бинсвангера становится сторонником Daseinsanalyse ("экзистенциального анализа"). С 1947 начал пересмотр основных принципов "экзистенциального анализа" под непосредственным руководством М. Хайдеггера. Босс организовал школу психиатров и психологов в Цоликоне, где в 1959-70 ежегодно вел философский семинар Хайдеггер. Позднее школа была преобразована в институт (Daseinsanalytische Institut für Psychotherapie und Psychosomatik), а Босс возглавил Международную ассоциацию сторонников Daseinsanalyse.

Основные положения психоанализа, а затем и всей медицины истолковываются Боссом в духе хайдеггеровской онтологии. Фундаментальным принципом психотерапии является "открытость" пациента бытию. "Бытие-в-мире" есть целостный феномен, тогда как разделение мира на внешний и внутренний, на соматическое и психическое представляет собой наследие картезианства. Фрейдовская метапсихология целиком пересматривается Боссом: "С точки зрения феноменов человеческой экзистенции нет абсолютно никакой нужды в постулировании бессознательного психического" (Grundriss der Medizin und Psychologie. Bern, 1975, S. 144). Не только вся современная психотерапия, но и все медицинские науки интерпретируются Боссом в понятиях "Бытия и времени" Хайдеггера. В 1970-80-е гг. Босс написал ряд книг по психосоматической медицине, которая признавалась им основанием всей системы наук о человеке.

Соч.: Psychoanalyse und Daseinsanalyse. Bern, 1957; Praxis der Psychosomatik. Krankheit und Lebensschicksal. Bern, 1978; Von der Spannweite der Seele. Bern, 1982.

A M. Руткевич

Предыдущая страница Следующая страница