Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
БОВУАР

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

БОВУАР

БОВУАР (Beauvoir) Симона де (9 января 1908, Париж14 апреля 1986, там же) -французская писательница, драматург, философ, эссеист. Училась в частных школах, затем в Сорбонне, изучала литературу и философию. С 1931 преподавала философию в Марселе, в 1932-37-в Руане, затем в Париже. В 1943 оставила преподавательскую деятельность и целиком посвятила себя литературе и философии. В этом же году вышел ее первый роман "Приглашенный" (L'Invitée, 1943), обозначивший экзистенциалистскую тематику будущих сочинений: свобода, ответственность, межличностные отношения. Последующие романы-"Кровь других" (Le sans des Autres, 1945), "Все люди смертны" (Tous les hommes sont mortels, 1946), "Мандарины" (Les Mandarins, 1956)- расширяют и углубляют нравственную проблематику, обогащенную жестоким опытом 2-й мировой войны и начавшейся "холодной войны". Предпринятые Бовуар путешествия во многие страны с различным социальным и политическим устройством обусловили известную "политизацию" ее творчества. Появляются ее социокультурные и социально-политические произведения: "Америка день за днем" (L'Amérique au jour le jour, 1947), "Великий Поход" (La longue Marche, 1957; эссе, написанное после посещения Китая), "За мораль двусмысленности" (1947). Наблюдая за положением женщины во Франции и других странах Запада и Востока, Бовуар все больше углубляется в проблематику взаимоотношений женщины и мужчины. В 1949 выходит книга "Второй пол" (Le deuxième sexe, т. 1-2), которая приносит ей мировую славу. В этом произведении она дает глубокий и всесторонний анализ проблем, связанных с порабощением женщины родом, в онтологическом, экономическом, социальном, психологическом и биологическом контекстах. Раскрывая стадии формирования пола (история, мифология), а также стадии формирования женщины (воспитание, положение в обществе, поиск смысла жизни, стремление к освобождению, а также различные виды отклонений), Бовуар приходит к основополагающему выводу: "Освободить женщину-значит отказаться ограничивать ее лишь отношениями с мужчиной, но это не значит отрицать сами эти отношения. Существуя для себя, она будет тем самым существовать для мужчины. Каждый из них, видя в другом независимого субъекта, останется для него Другим. Взаимодополняемость в их отношениях не уничтожит того чуда, которое порождается делением человеческих существ на два пола, не уничтожит желания, обладания, любви, грез, любовных приключений. Сохранят свой полный смысл и волнующие нас понятия: давать, побеждать, соединяться. Напротив, только тогда, когда будет покончено с рабским состоянием половины человечества, когда разрушится основанная на нем система лицемерия, деление человечества на два пола обретет свое подлинное значение, а человеческая пара - свой истинный облик" (Второй пол, т. 1,2. M.-СПб., 1997, с. 806). Проблему пола Бовуар исследует и в эссе "Надо ли сжечь маркиза де Сада?", где, признавая его "упрямую искренность", называет маркиза "великим моралистом", поскольку он заставляет "пересмотреть основную проблему нашего времени-правду об отношении человека к человеку". В серии автобиографических сочинений она дает феноменологическо-экзистенциальный анализ нравственности в тесной взаимосвязи с политикой, социальностью, психологией, физиологией. В "Воспоминаниях образумившейся девушки" (1958) Бовуар повествует о своей жизни с ранних лет до зрелости: "Под открытым небом я шла вперед сквозь истину мира" (Memories d'une jeune fille rangée. P., 1958, p. 168). Свою жизнь в зрелом возрасте она описывает в книге "В расцвете сил" (La force de l'âge, 1960). В "Силе вещей" (La force des choses, 1963) повествуется о наиболее важном и интенсивном периоде ее жизни (с 1944 по 1963) - совместной жизни и творчестве с Жан-Полем Сартром, дружбе и сотрудничестве с выдающимися мыслителями Франции и других стран мира. В автобиографических романах она пишет о том, что в ее жизни была удача: "мои отношения с Сартром" (La force des choses. P., 1963, p. 672), "философски, политически инициативы исходили от него... Сартр идеологически творец, а я нет... Он помогал мне, я помогала ему" (ibid, p. 674). В эссе "Очень легкая смерть" (1964) Бовуар описывает смерть своей матери, которая боролась за жизнь до последнего мгновения: "Естественной смерти не существует: ни одно несчастье, обрушивающееся на человека, не может быть естественным, ибо мир существует постольку, поскольку существует человек"-таков ее вывод из "анатомии смерти" (Очень легкая смерть. М., 1992, с. 260). Однако если человек утрачивает смысл своей жизни, он утрачивает веру, надежду, и сама жизнь представляется излишней. Героиня повести "Сломленная", стремившаяся "давать другим счастье", убедившись в том, что она не дала его своим близким, вопрошает: "Как жить, не веря ни во что, не веря в себя самое?" (там же, с. 359). Во всех своих произведениях Бовуар стремилась осветить трудную человеческую жизнь сиянием любви, лучами веры в ее бесчисленные и неповторимые сокровища и зовом надежды, которая не оставляет человека никогда.

Соч.: L'existentialisme et la sagesse des nations. P., 1948; La Vieillesse. P., 1970; Tout compt fait. P., 1972.

К. M. Долгов

В начало энциклопедии