Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "К" (часть 6, "КОР"-"КРО")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 6, "КОР"-"КРО")

КОРИДАЛЛЕВС

КОРИДАЛЛЕВС (Κοριδαλλεύς, Scordalos) Теофил (1560 или 1570, Афины - 1646, там же) - новогреческий философ и педагог. Обучался в католической школе для греков в Риме, затем в Падуе у Чезаре Кремонини, где 5 июня 1613 получил диплом доктора философии и медицины. С 1609 учительствовал в греческих школах Венеции, преподавал философию в Афинах (1613-19) и на Кефалонии (1619-21), позднее попеременно на Закинфе и в константинопольской Патриаршей школе (Фанар). С 14 ноября 1640 архиепископ Навпактоса и Арты. Гонимый враждебной внутрицерковной партией, обвинявшей его в кальвинизме и атеизме, в 1642 вернулся в Афины. Чуждый как схоластике, "философско-теологической мешанине", так и позднеренессансным философским исканиям, Коридаллевс привил в Греции модернизированный аристотелизм своего времени, опиравшийся на изучение подлинников и новооткрытых ранних комментариев. Аристотелизм с его вниманием к индивидуальной конкретности, откуда в движении от более к менее известному строится здание науки, был для него философией по преимуществу. Свет природного разума не противоречит свету благодати и помогает избавиться от "причудливых фантазий и пустословия" о Боге. Курсы Коридаллевса по "Органону", "Физике", "Метафизике", образцово систематичные, написанные на архаизирующей кафаревусе, до конца 18 в. оставались главным философским пособием в греческих учебных заведениях. Первый крупный греческий мыслитель, возвратившийся из Италии на родину, Коридаллевс считается "отцом философского просвещения на Балканах". Историческое значение Коридаллевса обусловлено тем, что он возобновил неполемическое интеллектуальное общение между "латинским" Западом и православным Востоком, прерванное со времен ранней схизмы 9 в.

Лит.: Tsourcas С. Les débuts de l'enseignement philosophique et de la libre pensée dans les Balkans. La vie et l'oeuvre de Théophile Corydalée. Thessalonique, 1967.

В. В. Бибихин

ΚΟΡΗ (Кот) Алехандро (13 мая 1860, Сан-Виценте - 9 октября 1936, Ла Плата) - аргентинский философ. С 1906 профессор, с 1918 декан факультета философии и литературы Университета Буэнос-Айреса. Основатель Кантовского общества в Аргентине (1929). Основные работы: "Incipit vita nova" (1918), "Творческая свобода" (1922), "Аксиология" (1930), "Гносеологическая схема" (1924), "Концепция науки" (1926), "Философские заметки" (1935).

Участник антипозитивистского движения "философского обновления", Корн выдвинул задачу создания "аргентинской философии", этически ориентированной, ставящей во главу угла свободную и сознательную личность. Свобода - центральная проблема его философии - понимается им как свобода воли, выражающая себя в виде врожденного импульса и не поддающаяся рациональному, понятийному объяснению. Человек реализует свободу через систему полагаемых им ценностей. Поэтому Корн придавал большое значение проблемам аксиологии. Он считал, что предметом "новой философии" должно также стать сознание, понимаемое как "всеохватывающая реальность": внешний мир становится предметом философии, лишь будучи воспринят человеческим сознанием. Соч.: Obras complétas, t. 1-3. La Plata, 1938-40.

А. Б. Зыкова

КОРНУТ

КОРНУТ Луций Анний (Comutus L. Annaeus, греч. Κορνουτος) из Лептис в Африке (ок. 20 - после 68) - философ-стоик, учитель философии в Риме ок. 50-65 (среди его учеников - поэты Лукан и Персии), в 68 был изгнан Нероном. Автор комментария на "Категории" (Simpl. In Cat. p. 18,28; 187,31; 351,23; 359,1-6 Kalbfl. - возможно, комментарий тождествен сочинению "Против Афинодора и Аристотеля", In Cat. 62,27), а также сочинений по риторике и поэзии. Сохранилось составленное Корнутом "Обозрение традиционной эллинской теологии" (Επιδρομή των κατά -την έλληνικήν θεωλογίαν παραδεδομένων), в котором он систематизировал для учебных целей аллегорические интерпретации греческой мифологии, во многом опираясь на традицию стоической аллегорезы с ее тяготением к этимологизированию. Так, Корнут начинает свое изложение с толкования слова "небо": "Небо, дитя мое, окружает землю и море, и все что на земле и в море, - потому-то оно и называется "небом" (ουρανός), будучи границей (οΰρος) горних мест и отграничивая (ορίζων) [от них] природу".

Соч.: Cornuti tlieologiae graecae compendium, rec. С. Lang. Lpz., 1881. Лит.: Nock Л. D. Kornutus, RE, Suppl. Bd 5, 1931, col. 995-1005; Most G. W. Cornutus and Stoic Allegoresis, ANRW II 36, 3, 1989, p. 20142065.

M. А. Солопова

КОРНФОРД

КОРНФОРД (Cornforth) Фрэнсис Макдональд (27 февраля 1874, Истборн, Англия - 3 января 1943, Кембридж) - английский филолог-классик, историк античной философии, профессор Кембриджского университета. Корнфорд одним из первых стал применять для исследования античного сознания методы исторической археологии, сравнительной антропологии, социологии, истории и философии религии, став пионером междисциплинарного подхода к классическим текстам, распространение которого способствовало возрождению интереса к античности в 20 в. Дж. Э. Харрисон, Г. Мюррей, А. Кук и Корнфорд стояли у истоков группы, известной как "кембриджские ритуалисты", .или "мифолого-ритуалистическая школа", популярной в 20-60-х гг. 20 в. и повлиявшей на многие современные школы философского антиковедения.

В ранний период (до сер. 1920-х гг.) Корнфорд изучает ритуальные формы и первобытные модели мышления и поведения, составлявшие фон творчества греческих поэтов, историков и философов архаической и классической эпох. При таком подходе объектом исследования становилась не только написанная, но и "ненаписанная философия". Так, Корнфорд интерпретировал в книге "От религии - кфилософии" (1912) историю досократиков по преимуществу как процесс постепенного изменения греческого религиозного сознания.

С сер. 1920-х гг. Корнфорд сосредоточен гл. о. на изучении античной философии, пишет ряд программно-полемических статей, оказавших влияние на дальнейшее развитие философ ского антиковедения. "Мистицизм и наука в пифагорейской традиции", "Теория материи у Анаксагора", "Выдали ионийская философия научной?", "Марксистский взгляд на античную философию". Он выпускает переводы поздних диалогов Платона с подробными комментариями, ставшими событием в платоноведении: "Теэтет" и "Софист" (1935), "Тимей" (1937), "Парменид" (1939), "Государство" (1941), а также участвует в переводе "Физики" Аристотеля.

Соч.: Thucydides Mythistoricus. Cambr., 1907; From Religion to Philosophy. Cambr., 1912; The Origin of Attic Comedy. Cambr., 1914; Greek Religious Thought from Homer to Alexander. Cambr., 1923; Mysticism and Science in the Pythagorean Tradition. - "Classical Quarterly", 1925. vol. XVI; Anaxagoras' Theory of Matter. - Ibid., 1930, vol. XXIV; Was the Ionian Philosophy Scientific? - "Journal of Hellenic Studies", 1942, vol. LXII; Aristotle. Physics (Loeb Cl. Libr. 2 vols., 1929-1934, совм. с Ph. H. Wicksteed); Plato's Theory of Knowledge. L., 1935; Plato's Cosmology. L., 1937; Plato and Parmenides. L., 1939; The Marxist View ot'Ancient Philosophy. - "Proceedings of the Classical Association", 1942, May, vol. XXXIX; The Unwritten Philosophy and Other Essavs, ed. W. K. C. Guthrie, 1950; Principium Sapientiae, ed. W. К. С. Guthrie, 1952.

M. Л. Хорьков

КОРПОРАТИВИЗМ

КОРПОРАТИВИЗМ (от позднелат. corporatio- объединение) - групповая замкнутость, обособленность в рамках корпорации. В праве корпорация - разновидность (наряду с учреждением) юридического лица, возникающая вследствие объединения людей и образования на этой основе нового субъекта прав; в социологии и политологии корпорация - социальная группа, складывающаяся на основе профессиональной или иной общности интересе" и функций; в социальной психологии - замкнутая организованная группа с жестким централизованным управлением, резко противопоставляющая себя внешнему социальному окружению, часто асоциальная. Внутри корпорации вырабатываются собственные этические нормы и стандарты поведения, характеризующиеся большей или меньшей согласованностью с принятыми в обществе установлениями или обособленностью от них.

Г. В. Ф. Гегель понимал корпорацию как сообщество, в котором труд, распадающийся в гражданском обществе соответственно своей природе на различные отрасли, обретает осуществление как общее. Именно по своему особому умению индивид является членом корпорации, цель которой вполне конкретна и не выходит за пределы того, что заключено в данном промысле, в собственном деле и интересе. Корпоративизм и полиция составляют наряду с системой потребностей и отправлением правосудия один из трех основных моментов гражданского общества.

M. Ориу выделил две основные разновидности институтов: лишенные автономии институты-вещи и институты-корпорации, которые располагают внутренней свободой, позволяющей им самим преследовать свои цели и самим выполнять свои функции и делающей из них живые индивидуальности. Внутренняя автономия, начала самоуправления, возможность самостоятельно формулировать нормы и принципы своего функционирования уподобляют корпорацию живому существу. Ориу считал социальную организацию, основанную на началах корпоративности, высшим типом человеческого единения. В кон. 19 - нач. 20 в. в юридической науке получили распространение концепции государства как юридического лица или корпорации. Г. Еллинек определял государство как обладающую первичной верховной властью корпорацию народа, который населяет определенную территорию (территориальную корпорацию) Согласно И. А. Ильину, государство сочегает черты корпорации, которая строится снизу вверх равноправными членами и есть, т. о., осуществленное самоуправление, и учреждения.

От теорий государства-корпорации следует отличать доктрину корпоративного государства.

В. M. Быченков

КОРРЕСПОНДЕНТНАЯ ТЕОРИЯ ИСТИНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОРШ

КОРШ (Korsch) Карл (15 августа 1886, Германия - 21 октября 1961, США) - немецкий философ, деятель германского рабочего движения. Получил юридическое и философское образование в университетах Иены, Мюнхена, Женевы, в 1911-14 занимался научной работой в Лондоне, участвовал в 1-й мировой войне, затем стал членом СДПГ, КПГ, в 1924-25 - главный редактор газеты коммунистов "Интер

национал", исключен как лидер левой оппозиции из КПГ в 1926. В 1933 эмигрировал в Англию, Данию, затем в США, где сотрудничал с М. Хоркхаймером, преподавал в Нью-Орлеане. В 1950 выступал с лекциями в Европе, вернулся в США. Наиболее известная работа "Марксизм и философия" (1923, рус. пер. 1924) написана как критика философских установок II Интернационала. Практика понимается Коршем как основной философский принцип марксистской философии. Материалистическая диалектика рассматривается как практика пролетарской революции. Утратив свою революционность, буржуазия утратила способность понимать диалектическую связь между революцией и философией. Всякое разграничение бытия и мышления представляет собой дуалистическиметафизический подход; Ленин восстановил утраченную связь между теорией и практикой в революционном марксизме. В 1930 Корш пишет предисловие ко 2-му изданию своей работы "Антикритика", где с ультралевых позиций уже критикует Ленина и политику СССР за отход от революционных позиций, за отказ от деятельно-критической философии Маркса, от истинного понимания единства теории и практики. Социализм не может идти ни на какие уступки и переговоры с миром капитала. Сочетание прогегелевских философских позиций с левацко-анархистскими взглядами составляло суть "философии практики" Корша, М. А. Хевеши

КОСМИЗМ

КОСМИЗМ - религиозно-философское и естественнонаучное течение. Хотя попытки распрстранения теории эволюции на весь космос были предприняты в конце 19 - начале 20 в. Д. Фиском (США), но как самостоятельное течение космизм утвердился в России. В естественнонаучной форме идеи космизма развивались Н. А. Умовым,Д. И. Вернадским, К. Э. Циолковским, Н. Г. Холодным, А. Л. Чижевским. Религиозно-философское направление русского космизма представлено Н. Ф. Федоровым, Вл. С. Соловьевым и др.; поэтически-художественное направление - В. Ф. Одоевским, А, В. Сухово-Кобылиным, Н. Заболоцким, А. Платоновым и др.

Естественнонаучное течение русского космизма отказывается от идеи природы-автомата и вводит жизнь в самую основу космоса, для него характерно целостное восприятие мира. Религиозно-философское направление русского космизма обеспокоено судьбой человечества, вовлеченного в ритм бесконечного становления истории. Если условием бесконечного прогресса истории является смерть, то, по словам Федорова, необходимо победить смерть, т. е. воскресить все, когда-либо жившее. Поэтически-художественное направление в русском космизме требует обновления способов приобщения человека к абсолютным посылкам культуры путем переосмысления соотношения души и космоса.

В русском космизме выделяются две тенденции: органическая и проективистская. Органическая - представлена Вернадским и воплощена в теории биосферы и ноосферы. Проективистская - Федоровым и Циолковским. В терминах проективистското сознания русский космизм сформулировал ответ на вызов человечеству со стороны глобальных проблем: в перспективе человек должен оставить землю и переселиться в космос. В терминах органического сознания русский космизм сформулировал идею пределов роста промышленности в связи с истощением природных ресурсов.

Философской особенностью русского космизма является попытка обойти проблему гносеологической разъединенности субъекта и объекта, стремление увидеть сущее со стороны их изначального онтологического тождества. В этом смысле можно говорить о связи русского космизма с философией всеединства Вл. Соловьева, а также с софиологическими концепциями П. А. Флоренского и С. Н. Булгакова. Лит.: Русский космизм. Антология философской мысли. М., 1993; Русский космизм. М., 1996.

Φ. И. Гиренок

КОСМОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОТАРБИНЬСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОЭН ЛОУРЕНС

КОЭН (Cohen) Лоуренс Джонатан (род. 7 мая 1923, Лондон) - английский философ, один из лидеров современной аналитической философии в Великобритании. С 1957 и до конца 1980-х гг. преподавал философию и логику в Куинсколледже Оксфордского университета. В 1987-91 - президент Отделения логики, методологии и философии науки Международного союза истории и философии науки.

Первые философские исследования Коэна относятся к социальной философии. По мнению Коэна, мир в сер. 20 в. существенно отличается от социальных моделей Гоббса и Гегеля, исходивших из полной независимости национальных государств, но весьма далек и от модели сверхнационального государства. С нач. 1960-х гг. Коэн занимается гл. о. исследованием способов концептуального анализа, в частности, применительно к телеологическому объяснению в биологии, фундаментальным понятиям юриспруденции, медицины и т. п. Предпринял попытку синтезировать разные, но взаимосвязанные подходы к проблеме значения, разработанные в синхронической и диахронической лингвистике, в истории и социологии познания, в формальной логике и аналитической философии. Наибольший интерес, согласно Коэну, представляет процесс изменения значения при установлении соответствия научных гипотез новым научным фактам. Для анализа таких ситуаций необходимо отделить проблему индукции от более широкой проблемы научного рассуждения и трактовать индукцию в духе Ф. Бэкона (но в противовес Дж. С. Миллю и Р. Карнапу) как способ получения нетривиальных обобщений. Для индукции наряду с традиционным критерием индуктивного подкрепления не меньшее значение имеют структурные критерии типа простоты, успешности и т. п. Такой подход Коэн применил к анализу доказательства фактов в процессе судебного разбирательства, к исследованию психологии индуктивного и вероятностного рассуждений.

Соч.: The Principles of World Citizrnship. Oxf., 1954; The Diversity of Meaning, L, 1966; The Implications of Induction. L., 1970; The Probable and tlie Provable. Oxf., 1977; The Coherence Theory of Truth. - "Philosophical Studies". 1978, v. 34, N 4; Chees as a Model of Language. - "Philosophia", 1982, v. 11, ¹ 1-2; How is Conceptual Innovation possible? - "Erkenntnis", 1986, v. 25; The Dialoque of Reason. Oxf, 1986; Является ли эпистемологня науки разновидностью логики или истории науки? - "ВФ", 1980, № 2.

Лит.: Садовский В. H. О современных английских концепциях философии науки. - "ВФ", 1980, № 2.

В. H. Садовский

КОЭН РОБЕРТ

КОЭН (Cohen) Роберт Сонне (р. 18 февраля 1923)- американский философ науки. Учился в университете Веслейен в Нью-Йорке, а также в Иельском университете в США и в Кембриджском университете в Великобритании. С 1957 - профессор Бостонского университета. Один из инициаторов создания Бостонского коллоквиума по философии науки, активно функционирующего и в настоящее время. Вместе с М. Вартофским организовал и издает в течение более 40 лет се

рию книг "Бостонские исследования по философии науки" (опубликовано более 170 томов). В своих работах Коэн во многом придерживается марксистских взглядов на философию. Им опубликованы краткие биографии Маркса и Энгельса, в которых основное внимание уделено анализу марксистского понимания науки и ее роли в обществе. Статья Коэна "Диалектический материализм и карнаповский логический эмпиризм" (1963), опубликованная в сборнике работ, посвященных анализу философии и логики Карнапа, была важным явлением в марксистской оценке логического позитивизма. Коэну принадлежат работы по оценке состояний исследований по философии и истории науки во 2-й пол. 20 в., исследования вклада Маха в философию науки и др.

Соч.: Dialectical Materialism and Carnap's Logical Empiricism. - The Philosophy of Rudolf Carnap. The Library of Living Philosophers, ed, by Schilpp P.A. La Salle, 1963; Ernst Mach: Physics, Perception and the Philosophy of Science. - Ernst Mach: Physicist and Philosopher. Boston Studies in the Philosophy of Science, v. 6. Dordrecht, 1970; Physical Science. N.Y, 1976; Karl Marx, Friedrich Engels, in Dictionary of Scientific Biography XV (Supplement 1). N.Y., 1978. Лит.: Структура и развитие науки. Из Бостонских исследований по философии науки, под ред. Грязнова Б. С. и Садовского В. H. М., 1978; Essays in the Philosophy and History of the Natural Sciences and Mathematics. In Honor of Robert S. Cohen: I - Physics, Philosophy, and the Scientific Community; II - Science, Politics and the Social Practice; III - Science, Mind and Art. - Boston Studies in the Philosophy of Science, v. 163-165, ed. by Gavroglu K., Stachel J., Wartofsky М. W. Dordrecht, 1995.

B. H. Садовский

КРАНТОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРАТЕТ

КРАТЕТ (Κράτης) из Малла (или из Пергама) (2 в. до н.э.) - греческий философ стоической ориентации, грамматик и литературный критик, комментатор Гомера и других поэтов, основатель пергамской грамматической школы; оказал влияние на интеллектуальную жизнь Рима. Аллегорически толковал Гомера в духе стоической космологии. Некоторые исследователи считают, что наиболее оригинальны были лингвистические идеи Кратета, проявившиеся в дискуссии об «аналогиях» (школа Аристарха Александрийского) и «аномалиях» (Пергамская школа). Именно здесь обнаруживается эмпирический подход Кратета к научному исследованию, свойственный в то время по преимуществу ученым-медикам.

Литература:

Pfeiffer R. A History of Classical Scholarship, t. 1. Oxf., 1968, p. 234-251;

Mette H.J. Spharopoiia. Untersuchungen zur Kosmologie des Krates von Pergamon mit einem Anhang: Texte. Münch., 1936;

Idem. Paratcresis. Untersuchungen zur Sprachtheorie des Krates von Pergamon. Halle, 1952.

А.В.Пахомова

КРАТЕТ ФИВАНСКИЙ

КРАТЕТ ФИВАНСКИЙ (Κράτης ὁ Θηβαῖος) (4 В. до н.э.) - греческий философ и поэт, представитель старшего поколения киников, ученик Диогена Синайского (Diog. L. 115), первый учитель Зенона Кития, основателя Стои. Учение Кратета, как и всех киников, неотделимо от принятого им образа жизни. Принадлежа к богатой и знаменитой семье, Кратет отказался от всех своих богатств и социального статуса, отпустил рабов и стал вести жизнь нищего моралиста и поэта-пародиста, и «только тогда он почувствовал себя свободным» (Simpl. Comm. in Encheirid., p. 107 Schweig); по Кратету, свобода - это нестяжание (ἀκτημοσύνη) (Epiphan. Panarion, p. 507, 29-30). Диоген Лаэртий сообщает, что Кратет «входил в любой дом и учил людей добру» (Diog. L. VI 86), император Юлиан - что он «примирял близких друг с другом, когда те ссорились». Нищенство Кратета разделяла его жена Гиппархия, также отказавшаяся от богатства ради кинической жизни. Их брак на площади (τὰ κυνογάμια) стал одним из наиболее ярких примеров кинического отказа от норм общепринятой морали. Кратет стал примером мудреца, обретшего в нищете свободу и радость; ср. Plut. De tranqu. An., 466E1: «Кратет с сумой и в грубом плаще-трибоне прожил жизнь смеясь и играя, словно на празднике».

Фрагменты:

Антология кинизма, изд. И.М.Нахов, 2-е изд. М., 1996, с. 145-152.

Литература:

Long A.A. The Socratic Tradition: Diogenes, Crates, and Hellenistic Ethics. - The Cynics: The Cynic Movement in Fntiquity and Its Legacy, cd. R.B.Branham. M.-O. Goulet-Caze, 1997.

M.А.Солопова

КРАТИЛ

КРАТИЛ (Κρατύλος) из Афин (конец 5 в. до н. э.) - греческий философ, последователь Гераклита, у которого некоторое время учился Платон: согласно Аристотелю, до встречи с Сократом, согласно позднейшей традиции (Апулей, Диоген Лаэртий, Олимпиодор и анонимный автор "Пролегомен"), сразу после его казни. Наиболее известен благодаря одноименному диалогу Платона "Кратил", откуда взяты два из пяти фрагментов Кратила в собрании Дильса, остальные - свидетельства Аристотеля. На основании этих текстов следует предположить, что Кратил до предела усилил учение Гераклита о текучести чувственного космоса. Он считал, что в непрерывно изменчивом мире невозможна речь (ср. рассуждения Платона в "Теэтете" 183 b), "a только шевелил пальцем и упрекал Гераклита за то, что он сказал, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку; сам он считал, что нельзя и один раз" (Met. 1010a7). У Эсхина в одном из диалогов Кратил говорил "шипя и тряся руками" (Arist. Rhet. 1417Ы-2), что важно как независимое от Платона свидетельство о его эксцентричном учении.

Свидетельства: DK II, 69-70: Лебедев. Фрагменты, с. 551-552. Лит.: Kirk G. S. The problem of Cratylus. - "American Journal of Philology", 1951,72, p. 225-253; Allan D. J. The problem of Cratylus. - Там же, 1954, 75, p. 271-287.

М. А. Солопова

КРАУЗЕ

КРАУЗЕ (Krause) Карл Кристиан Фридрих (6 мая 1781, Айзенберг, Тюрингия, - 27^сентября 1832, Мюнхен) - немецкий философ. Учился в Йенском университете (1797-1802) у Фихте и Шеллинга. Пытался объединить теизм и пантеизм в системе т. н. панентеизма (Краузе впервые ввел этот термин): мир покоится в Боге, который, однако, не сливается с ним, а есть изначальная сущность всего; мир - создание Бога, способ его проявления. Значительную известность получило также его учение о естественном праве, основанном на нравственности, и его призыв к всемирному союзу народов. В Испании и Латинской Америке возникла школа его последователей (исп. краусизм; Сане дель Рио, Хинер де лос Риос и др.). Соч.: System der Sittenlehre, Bd l. Lpz., 1810; Vorlesungen über das System der Philosophie. Gott., 1828; Abriss des Systems der Philosophie des Rechts oder Naturrechts. Gott., 1828; Das Urbild der Menschheit. Lpz., 1903.

Лит.: Leonhardi H. v. K. Ch. F. Krause's Leben und Lehre. Lpz., 1902; Morillas J. L. El Krausismo espanol. Мех., 1956.

КРЕАТИВНОСТЬ

КРЕАТИВНОСТЬ - см. Творчество.

КРЕАЦИОНИЗМ "НАУЧНЫЙ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРЕСКАС

КРЕСКАС Хисдай (ум. ок. 1412) - еврейский богослов и философ, сановник при испанских дворах. Автор стихов и полемического трактата «Опровержение основоположений христианства» (1397-98). Главный труд - философское сочинение «Свет Господень» (Or Hashem, ок. 1410), 1-я, единственно написанная, часть - «Свеча Бога» (Ner Elohim), задуманная им как критика аристотелизма Маймонида. Крескас отличает философию и веру от религиозного закона, утверждая, в противовес Маймониду, что вера, не будучи подвластна свободному выбору, не может быть заповедана, а является необходимой основой, без которой понятие заповеди немыслимо вовсе.

В основе доктрины Крескаса лежат неаристотелевские представления. Он вводит определения места (как «отдельной величины») и времени (как меры постоянства, а не меры движения). Это делает возможной концепцию пустого пространства и времени, не зависящего от вращения сфер. Физика Крескаса основана на актуальности бесконечного, которая определяет и его метафизику, в которой Бог, непрерывно творящий вселенную, понимается как неисчерпаемое единство всех положительных атрибутов (в противоположность отрицательным атрибутам у Маймонида). Заметно влияние каббалы на Крескаса, особенно на его учение о бесконечном (хотя сам термин Эйн Соф у Крескаса отсутствует), и на его представление о Боге и об устремленности человека к единству с Ним. Идеи Крескаса оказали влияние на Пико делла Мирандолу, Дж. Бруно и Спинозу.

Литература:

Wolfson H.A. Crescas’ Critique of Aristotle, 1929;

Harvey W. Hisdai Crescas’ Critique of the Acquired Intellect, 1973.

Л.Рохлина

КРЕСТЬЯНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРИЖАНИЧ

КРИЖАНИЧ (Krizanié) Юрий (ок. 1618, Обрх, близ Горицы, Хорватия - 12 сентября 1683, близ Вены) - славянский общественно-политический деятель и мыслитель; предтеча идей панславизма, философ, богослов, историк, филолог. Католический священник-миссионер. По национальности хорват. Учился в Загребской семинарии, затем в Вене, Болонье, в коллегиуме Св. Афанасия при Ватикане. В Граце получил степень магистра, в 1642 в Риме защитил докторскую диссертацию. Состоял на службе в ватиканской Конгрегации пропаганды веры. В 1642-46 миссионерствует среди западных славян; много путешествует по Европе. В 1656 завершил труд по истории церковной схизмы ("Всеобщая библиотека схизматиков"), где собрал возражения православных против схизмы. Изучая историю Церкви, пришел к выводу, что церковная схизма не имеет отношения к славянам и только разделяет их. Осознал свое призвание как служение духовнокультурному единству славянского мира и примирению Католической и Православной церквей. Центр культурного возрождения славян видел в России, которую впервые посетил в 1647. Не получив официального разрешения Рима, в 1659 через Польшу и Украину приезжает в Москву ко двору Алексея Михайловича; служил переводчиком, активно проповедуя свои идеи, которые были встречены в Москве довольно холодно. Осознавая себя членом и Католической, и Православной церкви, отказался принять вторичное крещение, которое от него потребовали. Вызвав против себя множество подозрений, в 1661 на 16 лет ссылается в Тобольск.

Энциклопедически образованный, владеющий 6 языками, Крижанич написал в ссылке множество трактатов по философии, богословию, истории, политэкономии, языкознанию, эстетике, музыке. В неоднократно посылаемых в Москву предложениях выдвинул целую программу экономических и политических реформ в России, необходимых для исполнения ее исторической миссии. Разделяя позиции провиденциализма, утверждал, что божественный промысл определяет лишь коренные повороты в жизни народов и допускает возможность свободного воздействия людей на некоторые стороны исторического процесса. Основные сочинения: "Политика", "О промысле Божием", "Толкование исторических пророчеств", "Грамматическое изыскание о русском языке" (в котором пытался создать общеславянский язык), "О святом крещении", "Обличение на Соловецкую челобитную". Основные философские идеи заключены в "Политике". Предложил классификацию наук, в которой все знание разделяется на духовное (богословские науки) и мирское (математика, механика и философия). Последняя состоит из идеоэтики, экономики, политики, физики и логики. Философия означает размышление о причинах вещей, она есть "тщательная и обдуманная рассудительность" в суждении о сущих вещах.

С 1676 жил в Польше, в 1678 в Вильно вступил в доминиканский орден, погиб в битве с турками под Веной.

Соч.: Собр. соч., т. 1-3. M., 1891-93; О промысле. M.. 1860; Политика. М„ 1997. Лит.: Белокуров С. А. Ю. Крижанич в России, т. 1-3. M., 1901-09; Лтюк Б. Д. Ю. Крижанич. М., 1946; Мордухович Л. М. Крижанич о "рабстве". - "Труды Отдела древнерусской литературы". Л., 1979, т. 33; Пащенко Е. "Политика" Ю. Крижанича как произведение литературы барокко. - "Советское славяноведение", 1983, № 5: ПушкаревЛ. Н. Ю. Крижанич. Очерк жизни и творчества. M., I984.

А. И. Абрамов

КРИЗИС

КРИЗИС (в науке) - ситуация, в которой научное сообщество ставит под сомнение концептуальные и методологиче

ские основания парадигмы научного исследования. В ситуации кризиса разрушаются устойчивые стереотипы восприятия научных данных, стандарты оценок, допустимых объяснений, размываются границы научной рациональности. Причиной кризиса может стать нарастание интереса к аномалиям, их осознание как примеров, противоречащих общепризнанной теории, которая лежит в основании дисциплинарной деятельности, и соответствующее падение доверия ученых к этой теории. Кризис научно-исследовательской программы может означать ее переход в стадию "вырождения", когда резко уменьшаются ее эвристические, объяснительные и предсказательные возможности в сравнении с конкурирующими программами. В когнитивном плане ситуация кризиса характеризуется быстрым ростом количества различных вариантов теории, уменьшением ее продуктивных применений, увеличением числа экспериментов с отрицательным результатом. Психологический аспект кризиса прежде всего проявляется в том, что изменяется отношение к "головоломкам" - трудным техническим задачам; в них начинают видеть свидетельства бесперспективности и слабости теории; снижается привлекательность связанных с ее разработкой научных направлений, повышается интерес к альтернативным концептуальным и методологическим схемам. Социологический аспект кризиса - распад научных школ, падение авторитета научных лидеров, увеличение числа "еретиков", порывающих с научными традициями и ищущих новой опоры своих исследований. На усиление или ослабление кризиса оказывает сильное воздействие социокультурный контекст науки - господствующие идеологические воззрения, политические факторы, состояние экономики и др. Выход из кризиса обычно связан с установлением новых прочных оснований научной деятельности (переходом научного сообщества к новой парадигме). См. также ст. Научная революция.

В. Н. Пору с

"КРИЗИС ЕВРОПЕЙСКИХ НАУК И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (ПРОТИВ ПОЗИТИВИСТОВ)"

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРИПКЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРИСТЕВА

КРИСТЕВА (Kristeva) Юлия (род. 1941) - философ и писатель, профессор лингвистики и семиологии Университета Париж-VII. Выдвинула ключевую для постмодернизма концепцию интертекстуальности (статья "Бахтин, слово, диалог и роман", 1967, рус. пер. в журн. "Диалог. Карнавал. Хронотоп". Витебск, 1983, № 4), означающей особые диалогические отношения текстов, которые строятся как мозаика цитации - результат впитывания и видоизменения других текстов в их ориентации на контекст. Специфика подхода, предложенного Кристевой, состоит в сочетании структуралистской "игры со знаками" и психоаналитической "игры против знаков". Оптимальным вариантом такого сочетания ей представляется художественная литература, которой она придает статус своего рода глобальной теории познания, исследующей язык, бессознательное, религию, общество (литературе при этом отдается приоритет перед письмом как чересчур нейтральным). Предлагая постмодернистскую трактовку катарсиса (физиологическое истолкование очищения при помощи сострадания и страха), Кристева видит задачу литературы в освобождении от ужасного. Как в своих философско-эстетических эссе, так и в романах она исходит из того, что художественная сублимация противостоит смерти. И в этом плане метафизический опыт абсурда, пограничные ситуации депрессии и меланхолии как оплота ничто внутри бытия оказываются в конечном счете источником прекрасного, возвышенного, эстетического идеала. Художественный опыт лежит в основе религиозности, пережившей крушение исторических форм религии. Для работ Кристевой характерно сближение постфрейдистского и неотомистского видения культуры; так, она пишет о сходстве психоаналитического сеанса с религиозной исповедью, основанной на словесной интерпретации фантазмов, доверии и любви к исповеднику-врачевателю.

Соч.: Polylogue. Р.. 1977; Recherches pour une sémanalyse. P., 1978; Pouvoirs de l'horreur. Essai sur l'abjection. P., 1980; La langue, cet inconnu. Une introduction à la linguistique. P., 1981; Au commencement était l'amour. Psychanalyse et foi. P., 1985; Soleil noir. Dépression et melancholic. P., 1987; Etrangers à nous-mêmes. P., 1988; Les Samouraïs. P., 1990; Possessions. P., 1996; в рус. пер.: Танатография Эроса. Ж. Батай и французская мысль середины 20 в. СПб., 1994; Душа и образ (и др. статьи). - В кн.: Интенциональность и текстуальность. Томск, 199S, с. 253-306: Фраза Пруста. - "Логос". М., 1999, № 2, с. 145-185. Лит.: Ржевская И. Ф. Литературоведение и критика современной Франции. М., 1985. гл. 5.

H. Б. Маньковская

КРИТИЙ

КРИТИЙ (Κριτίας) из Афин (ок. 460-403 до н. э.) - софистический мыслитель и политический деятель. Был близок с Сократом, и Платон делает его участником диалогов "Тимей" и "Критий". Свои идеи высказывал в прозаических философских сочинениях и в драмах, от которых дошли только отрывки. Его натурфилософские идеи, напр., будто ВремениХроносу присуща космогоническая функция, не оригинальны. Критий воспринял у Сократа его недоверие к разуму кол

лектива и сделал это недоверие оправданием собственной тиранической власти, которую ему удалось захватить ненадолго. В сатировой драме "Сизиф" (fr. 25 DK) утверждал, будто веру в богов древние правители ввели, сознательно обманывая народ, чтобы добиться от него повиновения законам и нравственным нормам. Погиб в сражении со сторонниками демократии.

Фрагм. и свидетельства: DK II, 371-399; Tragicorum Graecorum fragmenta, ed. B. Snell, vol. l. Gott., 1971, p. 171-184. Лит.: Guthrie W. K. C. A history of Greek philosophy, vol. 3. Cambr., 1969, p. 298-304, 243-244; Untersteiner M. Les Sophistes, t. 2. P., 1993, p. 167-175.

A. И. Зайцев

"КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРИТИЦИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРИТОЛАЙ

КРИТОЛАЙ (Κριτόλαος) из Фазелиды (2 в. до н. э.) - схоларх перипатетической школы после Аристона Кеосского. Вместе с академиком Карнеадом и стоиком Диогеном Вавилонским участвовал в знаменитом философском посольстве от Афин в Рим в 155. Сочинения Критолая и даже названия их не сохранились. Известно, что он возражал против учения стоиков о мировых пожарах, отстаивая тезис о вечности космоса, ибо космос - причина существования себя самого (см. Philo Alex. De Aetem. Mundi, 70,1-5); учил об эфирной природе души; в этике критиковал стоиков за их учение о страстях; откорректировал аристотелевское определение счастья, понимая счастье как полноту (συμπλήρωμα) душевных, телесных и внешних благ, где добродетель имеет не больше веса, чем остальные блага,

Фрагм.: Welirli F. (ed.) Die Schule des Aristoteles: Texte und Kommentar. Heft X. Basel-Stuttg., 1969.

M. А. Солопова

КРОНЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРОНИЙ

КРОНИЙ (Κρόνιος) (2-я пол. 2 в.) - греческий философ; назван другом Нужная у Порфирия (De anthro nymph. ,21), упоминается в ряду "достойнейших платоников" вместе с Нумением и Амелием (Syrian. In Met., p. 1096 12 Kroll), а вместе с Нумением, Модератом, Никомахом - в ряду "знаменитых пифагорейцев" (Eus. Hist. EccL, VI 19,8). Вероятно, емуЛукиан адресовал свое сочинение "О смерти Перегрина". Тексты Крония читал на своих занятиях Плотин (Porph. V. Plot., 14,11). Как и Нумений с Амелием (Syrian., loc. cit.), Кроний признавал, что идеям причастно не только чувственное, но и умопостигаемое. Единственное упоминаемое сочинение Крония - "О палингенесии" (Nemes. De nat. hom. 2, 117, p. 35, 4-5 Morani), причем в нем Кроний отвергал переход человеческих душ в животных. Вероятно, он комментировал "Государство" Платона (Prod. In Remp. II, р. 22.20sq.; 110,4 Kroll), а также Гомера, используя в обоих случаях аллегорический метод (как показал Фестюжьер, 9irg. 3 из Prod. In Remp. II, p. 109, 7-16 Kroll, не имеет к Кронию никакого отношения). Фрагм.: Leemans Е.-А. Studie over den Wijsgeer Numenius van Apamea met uitgave der fragmenten. Brux., 1937, p. 153-157.

Лит.: Whiitaker J. Cronios, Dictionnaire des philosophes antiques, ed. R. Goulet, t. 2. P., 1994, p. 527-528.

Ю. А. Шичалин

Предыдущая страница Следующая страница