Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
АПУЛЕЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

АПУЛЕЙ

АПУЛЕЙ (Apuleius) Люций (ок. 123, Мадавра в Сев. Африке-?)-римский ритор, писатель, философ-платоник, писавший на латинском языке. Учился в Карфагене, затем (ок. 150) в Афинах (у Кальвена Тавра и Секста Херонейского) и Риме; путешествуя, посетил Самое и Фригию, был посвящен в мистерии Исиды и другие таинства; впоследствии навлек на себя подозрения в колдовстве и был вынужден переселиться в Карфаген. Традиция приписывает Апулею две группы сочинений, которые были впервые объединены в 14 в.: 1-я ("О магии" ("Апология"), "Флориды", "Метаморфозы, или Золотой осел"; 2-я - "Асклепий" (латинский перевод недошедшего на греческом языке герметического трактата, не принадлежащий Апулею), "Περί ερμηνείας" ("Об истолковании"-руководство по риторике 3-4 вв., содержащее ссылку на Апулея), речь "О божестве Сократа", аутентичность которой теперь не оспаривается, "О мире" (свободный латинский перевод псевдо-аристотелевского тратата "Περί κόσμου") и "Платон и его учение". Аргументы в пользу аутентичности двух последних сочинений сведены в издании Божо (р. IX-XXIX).

"Платон и его учение"-один из вариантов среднеплатонического учебника платоновской философии, принадлежащего к традиции, близкой Альбину, но не совпадающей с ней. Учебник открывает биография Платона. Отмечая, что Платон первый объединил три части философии, Апулей не дает изложения логики, 1-й частью философии считает физику, которая делится на теологию и космологию и антропологию. Теология включает учение о началах (боге, материи, идеях) и двух сущностях (ούσίαι, substantiae vel essentiae): умопостигаемой и чувственной. В изложении космологии (строение мира из четырех элементов, учение о душе мира, времени, небесных телах) Апулей в основном следует "1имею". В отличие от учения Альбина о роке (ειμαρμένη) Апулей различает провидение, или божественную мысль (sententia^Xo'yoç), правящую всем тем, что происходит естественно и потому правильно; рок (fatum), илибожественный закон, в силу которого исполняется замысел божий; и случай (fortuna); наряду с этим Апулей оставляет место свободной воле (aliquid in nobis=TÔ εν ήμιν). Подчеркивая трансценденстность первого бога (ultramundanus, exsuperantissimus), Апулей говорит также о "вторичном провидении" младших богов и служебной роли демонов. Трехчастное строение тела и души излагается в основном по "Тимею", но с учетом перипатетического представления о трех "сущностях" тела. Этика, определяемая как знание средств достижения счастливой жизни (ср Arist Eth Nie 17, 1097 а 34 sqq.), включает в себя классификацию благ, добродетелей, пороков, учение об обычном человеке и совершенном мудреце, о подражании богу и о государстве. В этике Апулея есть стоические (учение о первичной οοιοΗΗοοτΗ=οίκείωσις, о совершенном мудреце) и перипатетические (идеальное государство-результат смешения монархии, олигархии и демократии) моменты, отсутствующие у Альбина. О популярности философских сочинений Апулея в латинской традиции свидетельствуют ссылки на него у Августина и Сервия.

Соч.: Opera, v. 3; De philosophia libri, ed. P. Thomas. Lpz., 1908; Opuscules philosophiques et fragments, ed. J. Beaujeu. P., 1973; De Philosophia libri très, ed. A. Moreschini. Lpz., 1992; в рус. пер.: Платон и его учение.-В кн.: Учебники платоновской философии, сост. Ю. А. Шичалин. М.-Томск, 1995, с. 39-66; Апология. Метаморфозы, Флориды. О божестве Сократа. М., 1988.

Лит.: Regen F. Apuleius Philosophus platonicus. В.-N. Y., 1971; Dillon J. "rhe Middle Platonists. L., 1996. p. 306-340. См. также лит. к ст. Средний платонизм.

Ю. А. Шичалчн

В начало энциклопедии