Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "П" (часть 3, "ПЕТ"-"ПОВ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 3, "ПЕТ"-"ПОВ")

ПЕТР ДАМИАНИ

ПЕТР ДАМИАНИ (Petrus Damiani, итал. San Pier Damiani) (1006/1007, Равенна-22/23 февраля 1072, Фаэнца) - средневековый теолог (с 1828 официально "учитель Церкви"), религиозный реформатор, гимнограф. "Магистр свободных искусств" после обучения в Равенне, Фаэнце и Парме, с 1035 отшельник и с 1043 приор пустыни в Фонте Авеллана, с 1067 кардинал и епископ Остии на стороне Александра II против антипапы Гонория II. Один из главных борцов на Латеранском соборе 1059 против симонии (купли-продажи духовных званий), за добровольную бедность, целибат (безбрачие) священства, за инвеституру (папское посвящение) светских властей. Настаивая на абсолютной исключительности божественного начала (создатель естества может отменить природную необходимость; правило непротиворечия обязательно для природной скудости, но не простирается на величие Бога), Петр Дамиани демонстративно принижал "диалектику", т. е. логическое и филологическое знание ("моя грамматика - Христос"), хотя его сочинения показывают риторическое мастерство и остроту мысли. Его полемически заостренные тезисы стали предметом широкого обсуждения в схоластике, особенно тезис о том, что Бог может сделать бывшее небывшим, и принцип "философия - служанка богословия", присутствовавший уже у Филона Александрийского, но приписанный Петру Дамиани, впрочем, не отрицавшему самостоятельности философии в своей области и отводившему ей подсобную роль лишь при разборе "священных предметов".

Соч.: MPL, 1.144-145; Selected writings on the spiritual life, transi, and introd. P. McNulty, 1959.

Лит.; Dressler F. Petrus Damiani: Leben und Werk. Rom, 1954.

В. В. Бибихин

ПЕТР ИСПАНСКИЙ

ПЕТР ИСПАНСКИЙ (Petrus Hispanus), настоящее имя Пьетро Ребули-Юлиани (ок. 1220, Лиссабон - 1277, Витербо) - медик и философ. Учился в Париже, затем преподавал и занимался врачебной практикой в Сиене. Он стал врачом папы Григория Χ и кардиналом. В 1276 был избран папой, получив имя Иоанн XXI. Спустя несколько месяцев после избрания погиб в результате несчастного случая в своем замке. Петр Испанский вошел в историю философии как автор популярного учебного пособия по логике "Summulae logicales". Логику он считал наукой наук, поскольку она, будучи искусством рассуждения, есть приготовление ко всем другим наукам. Пособие состоит из семи трактатов, посвященных предложениям, предикабилиям, категориям, силлогизмам, топике, ложным умозаключениям и свойствам терминов. В первых шеста трактатах излагается материал аристотелевского "Органона". Обстоятельные рассуждения Аристотеля сведены здесь в краткие определения и правила, снабженные мнемоническими средствами. В 7-м трактате "О свойствах терминов" содержатся логические нововведения - исследования особенностей терминов как составных частей предложения. Здесь рассматриваются: подстановки (суппозиции), т. е. то, Й каких случаях в предложении можно один термин заменять другим; когда можно расширять и ограничивать значение термина в предложении; правила именования; правила распределения терминов по предметам при присоединении к ним тех или иных кванторов. В некоторых вариантах пособия содержится учение об экспонибилиях - предложениях, имеющих определительные и дополнительные слова (выражающие исключительность, изъятие, начало, конец или отсутствие конца, сравнение, различие и т. п.) и поэтому нуждающихся в разъяснении. Пособием Петра Испанского широко пользовались в Европе почти три столетия (после изобретения книгопечатания вышло около 150 изданий), а проблематика, составившая трактат "О свойствах терминов", стала излюбленным предметом исследования средневековых перипатетиков. М. Грабман дал описание неопубликованной рукописи учебника Петра Испанского по психологии.

Соч.: Sumniulae logicales. Rome, 1947.

Лит.: Prantl C. Geschichte der Logik, Bd. III. Lpz., 1870, S. 32-74; Grabmann M, Mittelalterliches Geistesleben, Bd. 2. Munch., 1936, S. 124-128.

А. Л. Субботин

ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕТРАЖИЦКИЙ

ПЕТРАЖИЦКИЙ Лев Иосифович [13<25) апреля 1867, Коллонтаево Витебской губ. - 15 мая 1931, Варшава] - русский философ, правовед, основатель психологической школы права. Окончил юридический факультет Киевского университета. С 1898 по 1917 преподавал на юридическом факультете Петербургского университета. Избирался депутатом Государственной Думы, входил в ЦК партии кадетов. После Октябрьской революции эмигрировал в Польшу, где вплоть до своей кончины (покончил жизнь самоубийством) занимал кафедру социологии Варшавского университета. Методологической основой теории Петражицкого было соединение отдельных положений кантианства и имманентной философии, а также многих психолого-правовых идей Л. Кнаппа, Р. Бирлинга, Э. Цительмана, В. Вундта, Н. М. Коркунова. Введя ключевую для его теории категорию "эмоция", Петражицкий определяет право как эмоциональное императивно-атрибутивное переживание отдельного лица. Право делится на официльное и неофициальное, позитивное и интуитивное. Неофициальное и интуитивное право, будучи непосредственным эпифеноменом психики и возникающее помимо государства внутри различных социальных групп, первично и подлинно, способно быстро и точно улавливать потребности жизни и поэтому должно стать основой права официального и позитивного. Разрыв между позитивным и интуитивным правом грозит социальными потрясениями. Петражицкий попытался создать универсальную психолого-социологическую науку (эмоциональную социологию), согласно которой общество должно перейти от бессознательного к осознанному самосовершенствованию при помощи политики правовой мотивации. Психологическая теория права Петражицкого оказала заметное влияние на философско-правовую и социологическую мысль России, Польши, Западной Европы и США, Соч.: Очерки философии права, вып. 1. СПб., 1900; Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология. СПб., 1905; Теория права и государства в связи с теорией нравственности, т. 1-2. СПб., 1909-10.

Лит.: Зорькин В. Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978; Социологическая мысль в России. Очерки истории немарксистской социологии последней трети 19 - нач. 20 в. Л., 1978; Пяткина С. А. Русская буржуазная правовая идеология. М., 1980; DabordG. L'oevre juridique et philosophie de Léon Petradzychi. P., 1962; Saum K. Leon Petrazychi und seine Schuler. В., 1967; Sociology and Jurisprudence of Léon Petraïycki. Illinois, 1975.

В. Н. Жуков

ПЕТРАРКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕТРОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕЧЕРИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПИАЖЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПИЕТИЗМ

ПИЕТИЗМ (от лат. pietas - благочестие) - 1) религиозномистическое настроение, поведение, глубокое религиозное благочестие; 2) мистическое течение кон. 17-18 в., возникшее как реакция на формализм лютеранского богословия и как антитеза рационализму и деизму. Тяготея к традиционному мистицизму и реализуя его в рамках протестантизма, приверженцы пиетизма рассматривали его как возрождение якобы преданных забвению идей Реформации и М. Лютера. Основатель пиетизма лютеранский пастор Ф. Я. Шпенер (1635-1705) ставил религиозные чувства выше религиозных догматов, отвергал церковную обрядность. Шпенер и его последователи выступали за оживление религиозной жизни через развитие внутреннего мира верующих и аскезы, подчеркивали необходимость для верующих личного переживания Бога, которое позволяет утвердить высоконравственные принципы жизни и обрести Божественную благодать. Несмотря на противодействие ортодоксальных лютеранских теологов, пиетизм приобрел немало сторонников, в т. ч. и вне лютеранства. В определенной мере он способствовал возникновению ряда религиозных сект (методистов, сведеборгиан и др.). Традиции пиетизма сохраняются среди консервативных течений протестантизма и сегодня.

Ф. Г. Овсиенко

ПИКО ДЕЛЛА

ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА (Pico della Mirandola) Джованни (24 февраля 1463, Мирандола - 17 ноября 1494, Флоренция) - итальянский философ и гуманист эпохи Возрождения. Происходил из семьи графов Мирандолы и синьоров Конкордии, родственными узами был связан со многими владетельными домами Италии. Учился в университетах Болоньи, Падуи, Павии и Парижа, осваивая право, древнюю словесность, моральную и натуральную философию, богословие, новые и древние языки (помимо латинского и греческого также еврейский, арабский, халдейский). В 1486 составил «Комментарий к канцоне о любви Джироламо Бенивьени» (изд. 1519) и «900 тезисов по диалектике, морали, физике, математике для публичного обсуждения», намереваясь защищать их на философском диспуте в Риме в присутствии знаменитых ученых Италии и Европы. Диспут, намеченный на 1487, должен был открыться «Речью» (изд. 1496), посвященной двум главным темам: особому предназначению человека в мире и изначальному внутреннему единству всех положений человеческой мысли. Папа Иннокентий VIII выделил для проверки «Тезисов» специальную комиссию, осудившую часть из них. Наскоро составленная Пико делла Мирандолой «Апология» (1487) привела к осуждению всех «Тезисов». От угрозы инквизиционного преследования его спасло заступничество высоких покровителей. В 1489 он закончил и издал трактат «Гептапл, или О семи подходах к толкованию шести дней творения», в котором исследовал сокровенный смысл Книги Бытия. В 1492 был написан небольшой трактат «О сущем и едином» (De Ente et Uno, 1496) - самостоятельная часть неосуществленного программного труда, имевшего целью согласование учений Платона и Аристотеля. Последняя работа - «Рассуждения против прорицающей астрологии» (Disputationes adversus astrologiam divinatricem, 1496).

В центре антропологии Пико - учение о достоинстве и свободе человека прежде всего как полновластного творца собственного «я». Пико подчеркивал божественное свойство человека охватывать своей субстанцией все виды реальности, растворять в себе всякую сущность, всякую природу; вбирая в себя все, человек способен стать чем угодно. Мудрость, со-вечная Творцу, не связана никакими ограничениями и свободно перетекает из учения в учение, избирая для своей манифестации форму, подходящую обстоятельствам. Разные мыслители, школы, традиции, обычно противопоставляемые как взаимоисключающие, оказываются у Пико взаимосвязанными и зависящими друг от друга, обнаруживают глубокое внутреннее родство, а весь универсум знаний строится на соответствиях, постичь которые доступно посвященным.

Сочинения:

Opera omnia. Basileae, 1557;

De hominis dignitate. Heptaplus. De ente et uno. Firenze, 1942;

в рус. пер.: Речь о достоинстве человека. Комментарий к канцоне о любви Джироламо Бенивьени. - В кн.: Эстетика Ренессанса. М., 1981, с. 248-305;

О сущем и едином. - В кн.: Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV в.). М., 1985, с. 263-280.

Литература:

Garin Ε. Giovanni Pico della Mirandola. Vita e dottrina. Firenze, 1937;

Monnerjahn E. Giovanni Pico della Mirandola. Ein Beitrag zur philosophischen Theologie des Humanismus. Wiesbaden, 1960.

О.Ф.Кудрявцев

ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА ДЖОВАННИ

ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА (Pico della Mirandola) Джованни (24 февраля 1463, Мирандола - 17 ноября 1494, Флоренция) - итальянский философ и гуманист эпохи Возрождения. Происходил из семьи графов Мирандолы и синьоров Конкордии, родственными узами был связан со многими владетельными домами Италии. Учился в университетах Болоньи, Падуи, Павии и Парижа, осваивая право, древнюю словесность, моральную и натуральную философию, богословие, новые и древние языки (помимо латинского и греческого также еврейский, арабский, халдейский). В 1486 составил "Комментарий к канцоне о любви Джироламо Бенивьени" (изд. 1519) и "900 тезисов по диалектике, морали, физике, математике для публичного обсуждения", намереваясь защищать их на философском диспуте в Риме в присутствии знаменитых ученых Италии и Европы. Диспут, намеченный на 1487, должен был открыться "Речью" (изд. 1496), посвященной двум главным темам: особому предназначению человека в мире и изначальному внутреннему единству всех положений человеческой мысли. Папа Иннокентий VIII выделил для проверки "Тезисов" специальную комиссию, осудившую часть из них. Наскоро составленная Пико делла Мирандолой "Апология" (1487) привела к осуждению всех "Тезисов". От угрозы инквизиционного преследования его спасло заступничество высоких покровителей; В 1489 он закончил и издал трактат "Гептапл, или О семи подходах к толкованию шести дней творения", в котором исследовал сокровенный смысл Книги Бытия. В 1492 был написан небольшой трактат "О сущем и едином" (De Ente et Uno, 1496) - самостоятельная часть неосуществленного программного труда, имевшего целью согласование учений Платона и Аристотеля. Последняя работа - "Рассуждения против прорицающей астрологии" (Disputationes adversus astrologiam divinatricem, 1496).

В центре антропологии Пико - учение о достоинстве и свободе человека прежде всего как полновластного творца собственного "я". Пико подчеркивал божественное свойство человека охватывать своей субстанцией все виды реальности, растворять в себе всякую сущность, всякую природу; вбирая в себя все, человек способен стать чем угодно. Мудрость, совечная Творцу, не связана никакими ограничениями и свободно перетекает из учения в учение, избирая для своей манифестации форму, подходящую обстоятельствам. Разные мыслители, школы, традиции, обычно противопоставляемые как взаимоисключающие, оказываются у Пико взаимосвязанными и зависящими друг от друга, обнаруживают глубокое внутреннее родство, а весь универсум знаний строится на соответствиях, постичь которые доступно посвященным.

Соч.: Opera omnia. Basileae, 1557; De hominis dignitate. Heptaplus. De ente et uno. Firenze, 1942; в рус. пер.: Речь о достоинстве человека. Комментарий к канцоне о любви Джироламо Бенивьени.- В кн.: Эстетика Ренессанса. М., 1981, с. 248-305; О сущем и едином.- В кн.: Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV в.). М., 1985, с. 263-280.

Лит.: Garin E. Giovanni Pico della Mirandola. Vita e dottrina. Firenze, 1937; Monnerjahn E. Giovanni Pico della Mirandola. Ein Beitrag zur philosophischen Theologie des Humanismus. Wiesbaden, 1960.

О. Ф. Кудрявцев

ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА ДЖОВАННИ ФРАНЧЕСКО

ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА Джованни Франческо (Pico deьa Mirandola Giovanni Francesco) (1469-1533, Мирандола) - итальянский философ-гуманист и богослов эпохи Возрождения. Его права феодального владетеля Мирандолы оспаривались родственниками, с которыми Джованни Франческо вел с переменным успехом постоянную борьбу; на одном из ее этапов он был убит. В качестве душеприказчика прославленного гуманиста Джованни Пико делла Мирандола, своего дяди, издал в 1496 его сочинения, предпослав им его "Жизнеописание". Последователь Савонаролы, Джованни Франческо стал одним из основателей "христианского гуманизма". В отличие от мыслителей круга флорентийской Платоновской Академии он подчеркивал невозможность соединения христианского вероучения с античной философией, особенно нападая на аристотелизм, еще со времен высокой схоластики считавшийся наиболее созвучным христианству. В своем главном произведении "Доказательство бессодержательности учений язычников и истинности христианской науки" (1520) подвергал систематической критике философскую мысль всех времен; опираясь на Секста Эмпирика, подчеркивал недостаточность и слабость разума, вечно противоречащего себе, и на этом основании отвергал искусства, грамматику, словесность, риторику, геометрию, математику, астрологию, т. е. все направления культивировавшейся ренессанс ным гуманизмом образованности. Признавал существование одержимых нечистой силой людей, посвятив этому итальянский трактат "Ведьма" (1523).

Соч.: Pico della Mirandola Giovanni et Giovanni Francesco, Opera mnia, vol. 1-2. Basileae, 1557.

Лит.: Garin E. Sloria délia filosofia italiana, vol. 2. Torino, 1966, p. 588594; Raith W. Die Macht des Bildes. Ein humanistisches Problem bei Gianfrancesco Pico della Mirandola. Mьnch., 1967.

О. Ф. Кудрявцев

"ПИР"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПИРРОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПИРС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПИРСОН

ПИРСОН (Pearson) Карл (27 марта 1857 -17 апреля 1936) английский ученый и философ. Получил биологическое и математическое образование. Профессор кафедры прикладной математики Университетского колледжа Лондонского университета (занял этот пост после своего учителя У. Клиффорда), в 1911-13 был профессором евгеники того же университета. В философии Пирсон - типичный представитель "второго позитивизма", продолжатель феноменалистической традиции Д. Беркли, Д. Юма и Д. С. Милля. Мир внешних вещей рассматривал как проекцию во вне внутренних процессов сознания. Близок Э. Маху (который посвятил ему свою "Механику") в понимании сущности современной науки.

Задачу науки Пирсон видел не в объяснении, а в описании и классификации фактов. При этом ученый должен стремиться формулировать безличностные (интерсубьекгивные) суждения о фактах. В основе любых фактов - ощущения, причина, или источник, которых неизвестен. Саму причинность Пирсон трактовал как отношение регулярной последовательности между ощущениями. Научный закон лишь описывает порядок следования ощущений, он - чисто ментальная конструкция, экономящая наше мышление. Наука механики - удобный язык, обобщающий чувственный опыт ученого. Но этот язык следует очистить от таких пуганых метафизических понятий, как "материя", "сила", "причинность", "масса", и ряд других. Многие понятия науки (типа понятия "атом") не обозначают какую-либо реальность, а являются конструкциями ума.

Метафизику Пирсон сравнивал с поэзией, а метафизика - с поэтом, который, однако, опасен, ибо претендует на рациональность своих утверждений. Наука для Пирсона едина и имеет всеохватывающий характер, для нее нет недоступных тем (в т. ч. философских или религиозных). Научный прогресс - главный критерий прогресса человечества, включая и моральный прогресс. Позитивистская философия науки Пирсона явилась непосредственной предшественницей логического позитивизма и логического эмпиризма.

Соч.: Grammar of Science. L., 1892; The Chances of Death and Other Studies in Evolution, v. 1-2. L, 1897; Natural Life from the Standpoint f Science. L., 1901; Грамматика науки. СПб., 1911.

А. Ф. Грязное

ПИСАРЕВ

ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович [2(14) октября 1840, с. Знаменское Орловской губ. - 4(16) июля 1868, Дуббельн, близ Риги] - русский публицист и литературный критик. Родился в дворянской семье. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1861); в 1861-66 - ведущий сотрудник журнала "Русское слово"; за статью в защиту А. И. Герцена провел около четырех с половиной лет (1862-66) в Петропавловской крепости; в 1866-67 сотрудничал в журнале "Дело"; будучи на курорте на Балтийском побережье, утонул в море.

Писарев, в отличие от других просветителей-шестидесятников, эволюционировавших в направлении народнического мировоззрения, развивался в рамках радикального демократизма. Характерной чертой его мировоззрения был нигилизм, проявившийся в сфере философии и эстетики. Он - радикальный критик любых умозрительных философских систем от Платона до Гегеля; так, у Гегеля он усматривал только "диалектические фокусы". Умозрительной философии противопоставлял приемы опытных наук, апеллировал к естественнонаучному материализму К. Фохта, Л. Бюхнера, Я. Молешотта, эволюционной теории Ч. Дарвина. Из всех составных частей мировоззрения Писарева наибольшие споры вызывали его литературно-критические и эстетические взгляды. Будучи первоначально сторонником "чистого искусства", Писарев в дальнейшем дошел до нигилистических взглядов на искусство вообще, которое-де вредит общественному развитию и мешает молодежи посвятить себя "спасительному естествознанию". Высказавшись за "разрушение эстетики" и доказывал, что нет принципов и законов искусства, он радикально разошелся с концепциями предшественников и современников - Белинского, Чернышевского и Добролюбова.

Соч.: Соч., т. 1-4, M., 1955-56; Избр. философские и общественнополитические статьи. М-, 1949; Исторические эскизы. Избр. статьи. М.,1989.

Лит.: Плоткчч Л. А. Д. И. Писарев. Жизнь и деятельность. М-, 1962; Демидова Н. В. Писарев. М., 1966; Цыбенко В. А. Мировоззрение Д. И. Писарева. М., 1969;&/'йжоваДЯ.Д.И. Писарев как историк философской и общественной мысли. М., 1983; CoquartA. Dmitri Pisarev (1840-1868) et idéologie du nihilisme russe. P., 1946.

В. Ф. Пустарнаков

"ПИСЬМА К СЕРЕНЕ"

"ПИСЬМА К СЕРЕНЕ" (Letters to Serena,1704, рус. пер. 1927; последнее издание на русском языке в кн.: Английские материалисты 18 в., т. 1. М., 1967) - важнейший философский трудД Толанда. Книга родилась в результате бесед с прусской королевой Софией-Шарлоттой, с которой Толавда познакомил Лейбниц. Псевдоним "Серена" был раскрыт самим Толандом в 1708, уже после смерти Софии-Шарлотты. В структурном отношении книга включает пять писем, которые тематически можно подразделить на две группы. Первые три письма - "Происхождение и сила предрассудков", "История учения о бессмертии души у язычников", "О происхождении идолопоклонства и причины происхождения язычества" - адресованы Серене - королеве Софии-Шарлотте. В этих письмах Толанд на основе принципов материалистического деизма раскрывает земную природу суеверий, религиозных предрассудков, а также подробно анализирует историю возникновения учения о бессмертии души у различных народов. Эта группа писем по своему содержанию примыкает к др. произведению Толанда - "Христианство без тайн". Вторая группа включает четвертое и пятое письма, которые возникли В результате переписки Толанда с голландским спинозистом. Содержание их характеризует представление Толанда о материи и ее связи с основными атрибутами - движением и мышлением. Толанд приводит убедительные аргументы в пользу идеи о том, что движение составляет существенное и неотъемлемое свойство материи: "Материя по необходимости столь же активна, сколь и протяженна". Вместе с тем Толанд продолжал считать, что "бог так же мог создать материю активной, как и протяженной..." (см. Английские материалисты 18 в., т. 1, с. 195).

В. Ф. Коровин

"ПИСЬМА ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДЫ"

"ПИСЬМА ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДЫ" - одно из основных философских произведений А. И. Герцена. Написаны в 1844-45. Опубликованы в журнале "Отечественные записки" за 1845 и 1846. В 30-томном Собрании сочинений Герцена помещены в т. 3 (M., 1954). Переосмысливая философское наследие, в т. ч. диалектику, Герцен намечает новый тип философствования. Гегель, по его мнению, своим философским творчеством показал предел, до которого может дойти идеализм, и одновременно обозначил выход за этот предел. При отказе от гегелевского идеализма, но при сохранении того, что немецким философом приобретено, перед философией открываются новые перспективы. Герцен полагает, что естествознание имело основания отказывать в доверии прежней философии, которая не обходилась без схоластики и мистицизма, без пустой метафизики. Новейшему естествознанию, переросшему эмпирический уровень, не обойтись без философии. И философии, считает Герцен, если она не хочет ходить на бестелесных ногах, не обойтись без естествознания. Природа существует реально и постигается в сознании - философском и естественнонаучном. Формы исторического мира столь же естественны, как и формы мира физического. Природу Герцен определяет как процесс, движение. В развитии человечества, подчеркивает он, также нет ничего неподвижного. Оно не давало подписки жить всегда, как теперь. Все существующее, развиваясь, постоянно отрекается от устаревших форм, то, что удовлетворяло вчера, ныне отрицается как неестественное. Отрицание и преемственность, как две стороны единого процесса развития, специально и подробно прослеживаются Герценом в истории философии, начиная от античности до 19 в. "Письма" оказали большое влияние на общественное сознание России сер. 19 в.

А. Д. Сухов

ПИФАГОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПИФАГОРЕИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛАТОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛАТОНА КОММЕНТАТОРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛАТОНИЗМ

ПЛАТОНИЗМ - 1) в узком смысле - направление позднеантической философии 1 в. до н. э. - нач. 3 в. н. э.; более точное его обозначение в современной литературе - средний платонизм в отличие от неоплатонизма. 2) В широком смысле - всякое философское направление, опирающееся на учение Платона. Необходимый элемент платонизма - противопоставление чувственному миру мира сверхчувственного. В дуалистических системах платонизма материя понимается в качестве самостоятельного начала небытия и зла наряду с нематериальным первоначалом всякого бытия, благом, а в монистических идеалистических - как результат самоограничения и дробления этого первоначала. В античности платонизм представлен Древней, Средней и Новой Академией, средним платонизмом, неоплатонизмом, а также системами неопифагореизма, гностицизма и герметизма, эксплуатировавших ряд понятий и представлений платонизма. В Средние века и в Новое время вплоть до 19 в. платонизм выступает преимущественно в виде неоплатонизма и его ответвлений.

Ю. А. Шичалин

"ПЛАТОНОВСКОЕ БОГОСЛОВИЕ О БЕССМЕРТИИ ДУШ"

"ПЛАТОНОВСКОЕ БОГОСЛОВИЕ О БЕССМЕРТИИ ДУШ" (Theologia Platonica de immortaьtate animorum) - крупнейшее произведение итальянского гуманиста и философа-неоплатоника М. Фичино. Написано в 1469-74, издано в 1482 во Флоренции. Состоит из предисловия и восемнадцати книг, разбитых на главы. В этом сочинении Фичино стремился доказать, что фундаментальные истины христианской веры, в частности ее учение о бессмертии души, подтверждаются наиболее авторитетными языческими мудрецами, многие из которых творили еще до пришествия Христа. Основной полемический пафос трактата направлен против аверроистов и эпикурейцев, отрицавших бессмертие индивидуальной души.

Фичино дал своеобразную - ренессансную по сути - переработку неоплатонизма, в первую очередь философской теологии Прокла, у которого он позаимствовал название своего основного труда. В неоплатонической иерархии сущего он подчеркивает момент единства: все ее ступени находятся в динамической связи благодаря постоянному процессу нисхождения от высшего начала к низшему и восхождению в обратном направлении - от материи через посредствующие инстанции к Богу. Эта непрерывная циркуляция бытия делает перегородки между различными его уровнями зыбкими, подвижными, условными и соединяет, казалось бы, несоединяемое - Бога и мир - в некую целостную реальность, в которой различные природы отражаются и присутствуют друг в друге. Главнейшим выражением и условием вселенского единства является душа, или, как ее именует Фичино, "третья сущность", сочетающая всевозможные виды и уровни реальности, стягивающая в себе противоположные начала бытия, ибо она - "центр природы, средоточие всех вещей, цепь мира, лик вселенной, узел и скрепа мироздания". Стремясь акцентировать центральное положение души в иерархии сущего, Фичино саму эту иерархию делит не на шесть уровней, как, напр., Плотин, а на пять, так чтобы душа занимала место в середине, на третьей ступени, безразлично, считать ли сверху или снизу: Бог и ангел составляют верхние этажи, качество и тело - нижние, душа же располагается между теми и другими. Причастная всем им, душа, поднимаясь к Богу или опускаясь в Низины бытия, увлекает с собой все другие природы; именно ее действием осуществляется подвижная связь всех ступеней мироздания.

Наделенный такой душой человек выступает у Фичино полновластным хозяином внешней, материально-природной жизни. Он ощущает себя свободным творцом, от воли которого зависит все, что его окружает, "своего рода богом", способным извести из себя целый мир, перевоплощая и преобразуя объекты и отношения действительности. Антропология, разработанная флорентийским гуманистом, стала своего рода идеологией эпохи, придав теме достоинства человека, постоянно возникавшей в сочинениях ренессансных мыслителей, космический масштаб и выявив ее онтологические предпосылки.

Текст: Théologie Platonicienne de l'immortalité des âmes, vol. 1-3. P., 1964-70; в рус. пер.: Платоновское богословие о бессмертии душ.- В кн.: Чаша Гермеса. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. М., с. 176-211.

О. Ф. Кудрявцев

ПЛЕРОМА

ПЛЕРОМА (греч. πλήρωμα - полнота) - термин, встречающийся в различных христианских, гностических и герметических доктринах и обозначающий: 1) полное или целостное присутствие духовного начала: "потому что в Нем обитает вся полнота Божества(яау то πλήρωμα της θεότητος) телесно", Колос. 2.9; 2) в системе Валентина (и в ряде др. гностических учений) - порождаемый Богом (или возникающий в результате эманации) целостный духовный универсум, состоящий из соединенных попарно эонов (расположенных иерархически духовных сущностей), своего рода горний мир, образ неповрежденного мироздания, утративший целостность из-за падения последнего зона - Софии и обретающий ее вновь в результате апокатастасиса; 3) абсолютное воплощение того или иного качества: "космос есть полнота зла, Богже - [полнота] блага, либо же благо - (полнота] Бога" (Corpus Heimeticum VI 4).

H. В. Шабуров

ПЛЕСНЕР

ПЛЕСНЕР (Plessner) Хельмут (4 сентября 1892, Висбаден - 12 июня 1985, Геттинген) - немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии как специальной дисциплины. Ученик В. Виндельбавда, Э. Ласка, X. Дриша, Э. Гуссерля. С 1926 - профессор в Кёльне. В годы нацизма - в эмиграции, первый профессор социологии в Нидерландах (Гронинген). С 1951 - профессор в Гётгингене. Философская антропология строится у Плеснера на основе "научной философии жизни", дающей феноменологи

ческое описание "ступеней органического". Живое отличается от неживого тем, ЧТО само определяет свою границу, переступая через себя вовне, и определяет себя внутри этой границы, идя внутрь к себе как таковому, т. е. полагает само себя. Отсюда основная характеристика живого - "позициональность". Традиционным образом Плеснер различает растительную, животную и человеческую организацию. В отличие от растения животное включено в окружающую среду опосредствованно: у него есть органы для контакта с ней и сугубо внутренние органы. Для их взаимоопосредствования нужен центр. Позициональность животного - центрическая: центр как бы дистанцирован от живого тела, которое воспринимается центром как плоть. Но этот центр не осознает себя как центр. Чтобы это стало возможным, нужно "зашедшее за себя Я" человека, "необъективируемый полюс субъекта". Эта эксцентрическая позициональность - главная характеристика человека. Т. о., человеческое укоренено вне мира, вне наличного бытия. Но оно поставлено не на божественную первооснову, как у М. Шелера, а на "ничто". Плеснер формулирует "основные антропологические законы": закон естественной искусственности (человек вынужден уравновешивать свою "поставленность на ничто" результатами своей деятельности, квазиприродными по весомости и объективности); закон "опосредствованной непосредственности", с которым связано и несоответствие между намерениями человека и их выражением и реализацией; закон "утопического местоположения". Плеснер оказал влияние на развитие социологии в ФРГ и Нидерландах (Бергер, Лукман и др.). Соч.: Gesammelte Schriften. Fr./M., Bd. 1-5, 1980-83.

А. Ф. Филиппов

ПЛЕХАНОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛИФОН

ПЛИФОН, Плетон (Πληθών) Георгий Гемист (ок. 1355, Константинополь - 25 июля 1452, Мистра) - византийский философ-платоник, ученый и политический деятель. Преподавал философию в Мистре. Разработал проекты широких политических реформ, призванных вывести Грецию из кризиса византийской государственности и вернуть ее к исконным, античным началам (в рус. пер. см. "Речи о реформах".- "Византийский временник", 1953, т. 6). В 1438-39 Плифон, участвуя в работе Феррарско-флорентийского собора, сблизился с итальянскими гуманистами, активно пропагандировал греческую философию (платонизм) и науку. Его влияние породило замысел создания платоновской Академии во Флоренции.

Оставаясь по типу своего мышления на почве схоластической методологии, Плифон стремился сконструировать новую, универсальную религиозную систему, которая противостояла бы существующим монотеистическим вероисповеданиям (прежде всего христианству) и в своих важнейших чертах совпадала бы с греко-римским язычеством; в его религиознополитической утопии "Законы" предусматривались богослужения Зевсу и др. божествам греческого пантеона (в 1460 это сочинение было сожжено патриархом Георгием Схоларием как безбожное; сохранились фрагменты). Христианской концепции благодати Плифон противопоставил резко выраженный натурализм и детерминизм, доходящий до фатализма. Выступал с критикой Аристотеля ("О проблемах, по которым Аристотель расходился с Платоном", 1540). Плифон доводил до предельного обострения вольнодумные тенденции обновленного Михаилом Пселлом византийского неоплатонизма. Вслед за Плифоном ряд мыслителей выдвигал переосмысленный платонизм в качестве альтернативы официальной религии (Фичино, Пико делла Мирандола и др., вплоть до Бруно и Гете).

Соч.: MPG, t. 160; Traité des lois, ou recueil des fragments, en partie inédits, de cet ouvrage, par C. Alexandre. P., 1858 (repr., Amst., 1966). Лит.: TatakisB. N. La philosophie byzantine. P., 1949; MasaiP. Pléthon et la platonisme de Mistra. R, 1956.

С С. Аверинцев

ПЛОТИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛУТАРХ АФИНСКИЙ

ПЛУТАРХ (Πλούταρχος) Афинский, сын Нестория (ум. 432) - греческий философ-неоплатоник, первый "диадох" Академии, введший в нее благодаря Приску и Ямвлиху Младшему платонизм ямвлиховской ориентации, по существу - основатель неоплатонической школы в Афинах, размещавшейся в его доме вплоть до закрытия в 529. Дед Плутарха, также Несторий, был иерофантом и, по свидетельству историка Зосимы (Hist. IV 18, р. 172.27-173.20 Mendelsohn), совершением соответствующих обрядов Афине и Ахиллу спас Афины от землетрясения в 376. Однако сам Плутарх скорее придерживался интеллектуалистской позиции и сдержанно относился к теургическим увлечениям Ямвлиха и его последователей. Написал комментарии к ряду диалогов Платона и толковал Аристотеля, учитывая точку зрения Александра Афродисийского (с которым он не соглашался по ряду вопросов - ср. свидетельства: Philop. In De an. р. 21,20-23 Hayduck; Simpl. In De an. p. 302, p. 23-29 Hayduck, etc.). Его сотрудником и преемником был Снрчан, с ним он читал *0 душе" Аристотеля и платоновского <Федона" (35 цитат из комментария Плутарха на текст Аристотеля "О душе" в комментариях на этот трактат у Иоанна Филопона и Симпликия, ссылки в комментариях на "Федона" Олимпиодора и Дамаския). Прокл, ставший преемником Сириана по руководству школой, упоминает толкование Плутарха на "Парменида". Плутарх комментировал также "Горгия". Среди его учеников - Гиерока Александрийский.

Плутарх учил о сверхбытийном Едином (его формулировки соотносимы с Анонимным комментарием на "Парменид" Платона). Его концепция;"доксы"-мнения и "фантасии"-воображения как центральных способностей души, связывающих ее не только с чувственно воспринимаемым миром, но и со сферой Ума (откуда именно душа черпает образцы для математических построений), оказала влияние на Прокла. Фрагм.: Plutareo di Atene. L'uno, l'anima, le forme, éd. D. P. Taonnina. Firenze, 1989.

Лит.: Blumenthai H. J. Plutarch's exposition of the De anima and the psychology of Proclus.- De Jamblique à Proclus. undœvres-Gen., 1975, p. 123-147 (Entretiens sur l'antiquité classique, t. XXI).

Ю. А. Шталин

ПЛУТАРХ ИЗ ХЕРОНЕИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛЮРАЛИЗМ

ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis - множественный) - философское направление, утверждающее, что мир состоит из многих принципиально различных, независимых и несводимых друг к другу субстанций, первоначал, первосущностей. Плюрализм противоположен монизму. Термин "плюрализм" ввел X. Вольф в 1712.

Разновидностью плюрализма является дуализм, сводящий число независимых первосущностей к двум. В истории философии последовательный плюрализм встречается не чаще, чем последовательный монизм. Классическим плюралистом, признающим более чем два независимых первоначала, считается Эмпедокл. Он учил, что мир образован четырьмя элементами - землей, водой, воздухом и огнем, которые вечны, неизменны и, следовательно, не влияют друг на друга и не переходят друг в друга. Все в мире объясняется их механическим смешением.

С гносеологической точки зрения плюрализм - это частный случай эклектики. Плюрализм - такой же признак неблагополучия теории, как и возникающие в ней парадоксы. Его начинают исповедовать, только когда, несмотря на все усилия, не удается последовательно провести монистическую интерпретацию исследуемых явлений.

От мировоззренческого отличают методологический плюрализм - стремление объяснить исследуемый объект взаимодействием множества независимых и не связанных между собой начал. Таков, напр., многофакгорный подход к исследованию человеческого общества. Ему противостоит однофакторный подход, объясняющий изменение общества каким-то одним явлением - географической средой, экономикой и т. д.

Плюрализмом называют также социально-политическое учение, настаивающее на необходимости для нормального развития общества разнообразия политических, религиозных, экономических и др. взглядов.

Г.Д.Левин

ПЛЮРАЛИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ

ПЛЮРАЛИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ - возможность свободного существования в обществе различных политических взглядов, школ, идеологий, политических партий и организаций с неодинаковыми целями и программами. Политический плюрализм - закономерное следствие таких конституционных прав и свобод человека и гражданина, как свобода мысли и слова, свобода совести, прав на объединение, на политическое участие в движениях и организациях. Статья 13 Конституции РФ (1993) утверждает важность идеологического и политического многообразия, многопартийности. В СССР в течение длительного времени существовала государственная общеобязательная идеология - марксизм-ленинизм, а политический плюрализм не допускался. Памятуя об этом иеторическом опыте, Конституция РФ специально подчеркивает, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной общеобязательной и в России признается идеологическое многообразие. Его гарантиями являются отмена цензуры, свобода информации, издательской деятельности, преподавания и т. д. Формирование в современной России политического плюрализма знаменовало разрыв с советским прошлым, когда в стране существовала одна партия - КПСС, именовавшаяся руководящей силой общества и сросшаяся с подчиненным ей государственным аппаратом. На 1 марта 1999 в России было 139 зарегистрированных политических партий и объединений.

Палитру политического многообразия дополняют политические движения, избирательные объединения, профсоюзы и др. общественные объединения.

Вместе с тем Конституция РФ запрещает создание и деятельность партий и иных общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды.

Лит.: Любик В. П. Политические партии и движения в России. М., 1995; Краснов Б. И. Система многопартийности современной России. М., 1995; Авакьян С. А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М, 1996; Алисова Л. Η. Взаимодействие политических партий как фактор реформирования общества. М., 1997; Острогорский М. Я. Демократия и политические партии. М., 1997; Семигин Г. Ю. Политическая стабильность общества. М., 1997; Юдин Ю. А. Политические партии и право в современном государстве. М., 1998.

Г. Ю. Семигин

ПНЕВМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПНИН

ПНИН Иван Петрович [1773, Москва -17(29) сентября 1805, Петербург] - русский философ, просветитель. Получил образование в Благородном пансионе при Московском университете и в Артиллерийском кадетском корпусе в Петербурге, затем служил в армии. Выйдя в 1797 в отставку, издавал "СанктПетербургский журнал". В 1801 знакомится с Λ Η. Радищевым, испытывает сильное влияние его взглядов. В 1802 избирается действительным членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, в 1805 становится его президентом. Автор произведений "Вопль невинности, отвергаемой законом" (1802), по стилю и антикрепостническим мотивам напоминающий "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева, "Опыт о просвещении относительно к России" ( 1804) и др. Оды "Бог", "Человек" проникнуты просветительским пафосом. Как проповедник возвышенных идеалов гражданства, Пнин оказал влияние на декабристов. Наилучшим видом общественного устройства считал конституционную монархию, подкрепленную законами, охраняющими неприкосновенность частной собственности. Его этические воззрения во многом напоминают утилитаризм И. Бентама. Соч.: Соч. М., 1934.

Лит.: Кизеветтер А. А. Из истории русского либерализма. Иван Петрович Пнин; Он же. Исторические очерки. М., 1912.

А. В. Панибратцев

ПОБЕДОНОСЦЕВ

ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович [21 мая (2 июня) 1827, Москва - 10(23) марта 1907, Петербург] - русский государственный деятель, публицист, правовед, социолог. В 1846 окончил Московское училище правоведения и поступил на службу в Московские департаменты Сената. В 1860-65 преподавал в Московском университете на кафедре гражданского права, с 1865 член консультации министерства юстиции, с 1872 член Государственного совета. В 1880-1905 оберпрокурор Св. Синода. Автор манифеста от 29 апреля 1881 об укреплении самодержавия. Основная проблематика социально-философского творчества Победоносцева связана с традиционалистской, почвеннической ориентацией: "В глубине старых учреждений часто лежит идея, глубоко верная, прямо истекающая из основ народного духа... Масса усваивает себе идею только непосредственным чувством, которое воспитывается и утверждается в ней не иначе, как историей, передаваясь из рода в род, из поколения в поколение... Очистим внутренность, поднимем дух народный, осветим и выведем в сознание идею, - тогда грубая форма распадется сама собою и уступит место другой, совершеннейшей" ("Новая жизнь".- В кн.; Победоносцев К. П. Великая ложь нашего времени. М., 1993, с. 322-323). Отсюда вытекают основные направления критики буржуазного государственного устройства, морали, религиозной политики: идеи народовластия и буржуазный парламентаризм трактуются как "великая ложь нашего времени"; религиозный релятивизм и девальвация этических ценностей, связанные с влиянием западного отвлеченного рационализма, - как "болезни нашего времени". Программа Победоносцева - эволюционное развитие общества, "просвещение народного духа", патронирующая роль государства во главе с монархом, укрепление православной веры - была близка Ф. М. Достоевскому и К. Н. Леонтьеву.

Соч.: Исторические исследования и статьи. СПб., 1876; Московский сборник. М.,1896.

Лиг.'. ГневушевМ. Константин Петрович Победоносцев. К., 1907; Гусев В. А. К. П. Победоносцев- русский консерватор-государственник.- "Социально-политический журнал", 1993, №11-12; Получав А. Ю. К.П.Победоносцев: Великая ложь нашего времени.- "ВФ", 1993, № 5.

А. И. Резниченко

ПОВЕДЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница