Приглашаем посетить сайт

Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ПИРРОН

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПИРРОН

ПИРРОН (Πυρρών) из Элиды (приблизительно 365-275 до н. э.) - греческий философ, основатель античного скептицизма. Учился у софиста Брисона из Гераклеи (близкого к Мегарской школе), потом у демокритовца Анаксарха из Абдер, вместе с которым участвовал в восточном походе Александра Македонского и "общался" с индийскими гимнософистами и персидскими магами (Diog. L. IX 61). Первым из греческих мыслителей провозгласил эпохе ("воздержание от суждений") основным методом философии. Не писал философских "трактатов"; термины "пирроновский" и "скептический" употреблялись скептиками римской эпохи как синонимы {Sext. Pyrrh. Hyp. 1,7), отсюда трудности реконструкции первоначального учения Пиррона и его дифференциации от неоскептической традиции Энесидема - Секста Эмпирика. В целом для последней более характерна логико-гносеологическая, для Пиррона - морально-психологическая ориентация.

Наиболее аутентичное изложение основ пирроновского скепсиса - свидетельство Аристокла (у Евсевия, Pr. Eu. XVI 18, 1-4 = Пиррон, test. 53 Decleva Caizzi), цитирующего Тимона из Флиунта. Для достижения счастья (эвдемонии) необходимо задаться тремя вопросами: Каковы вещи по природе? Как мы должны к ним относиться? Что для нас из этого проистекает? Ответы: Вещи не- или без-различны (αδιάφορα), неустойчивы и не допускают о себе определенного суждения'(ανεπίκριτοι); наши ощущения и представления о них не могут считаться ни истинными, ни ложными. Поэтому надо освободиться от всех субъективных представлений, "не склоняться" ни к утверждению, ни к отрицанию, оставаться "непоколебимыми" и обо всем рассуждать: "это ничуть не более так, чем не так", или "это и так, и не так", или "это ни так, ни не так". 3) Из такого отношения к вещам проистекают сначала афасия (состояние, при котором о вещах "нечего больше сказать"), а затем атараксия - безмятежность; в некоторых свидетельствах также апатия и "тишина" (γαλήνη, собетв. "штиль", полное отсутствие волнения). Скептическое сомнение у Пиррона не самоцель, а средство обретения душевного покоя. Индифферентизм и девальвация всех конвенциональных ценностей человеческого существования, понимаемые как избавление от "бредового наваждения" (τύφος), не ведут при этом ни к отшельничеству, ни (как у киников) к социальному аутсайдерству или эпатированию обывателей (Пиррон принимает должность верховного жреца и удостаивается бронзовой статуи за заслуги перед городом). Абсолютная автономия личности и полный отказ от желаний, "первейшего из всех зол" (test. 65), подавление всех эмоций (особенно страха и боли) доводится до преодоления инстинкта самосохранения: смерть "ничуть не более" страшна, чем жизнь. Ближайшими учениками Пиррона были Тимон из Флиунта, Гекатей Абдерский и учитель Эпикура Навсифан. Формальное влияние он оказал на скепсис Средней Академии (Аркесилай).

Свидетельства: Pirrone, Testimonianze, a cura di F. Decleva Caizzi. Napoli, 1981 (с. 17-26 библ.) (тексты, итал. пер. и комм.); Long A. А., SedleyD. N. The Hellenistic Philosophers. Cambr., 1987, ν. 1, p. 13-24, v. 2, p. 1-17. Лит.: Robin L. Pyrrhon et le scepticisme grec. P., 1944 (repr. N. Y, 1980); Flintoff E. Pyrriio and India.- "Phronesis" 25, 1980, p. 88-108; Stopper M. R. Schizzi pirroniani.- Там же. 28, 1983, р. 265-97; Reale G. Ipotesi peruna rilettura della filosofia di Pirrone di Elide.- Giannanloni G. (ed.). Loscetticismoantico. Napoli, 1981, vol. l, 243-336; Ausland H. W. n the Moral Origin of the Pyrrhonian Philosophy.- "Elenchos" 10, 1989, p. 359-434; Bett R. Aristocles on Timon on Pyrrho: the text, its logic, and its credibility.- "Oxford Studies in Ancient Philosophy", 12, 1994, p. 137-181; BrunschwigJ. Once Again on Eusebius on Aristocles on Timon on Pyrrho,- Он же. Papers in Hellenistic Philosophy. Cambr, 1994, p. 190-211 ; Hankinson R. J. The Sceptics. L.-N. У., 1995.

А. В. Лебедев

В начало энциклопедии