Приглашаем посетить сайт

Набоков (nabokov-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "А" (часть 8, "АРИ"-"АСМ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 8, "АРИ"-"АСМ")

АРИСТОТЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРИСТОТЕЛЬ ИЗ МИТИЛЕНЫ

АРИСТОТЕЛЬ ИЗ МИТИЛЕНЫ ('Αριστωτέλης о Μιτυληναιος) (2-я пол. 2 в. до н. э.) - греческий философ-перипатетик, учитель Александра Афродисийского. Об Аристотеле упоминает Гален как об одном из самых влиятельных современных перипатетиков ("О нравах", 108.12 Dietz., трактат датируется 190). Вероятно, к его учению восходит пассаж о "внешнем уме" (νους θύραθεν) из Александра Афродисийского (Mant. 110.4-112.5 Bruns), ранее приписываемый Аристоклу из Мессены. Предполагается также, что Аристотель комментировал трактат "О небе" (ср. Simpl. In De Caelo 153, 19-154, 5, где приводится обширная цитата из комментария Александра с доказательством того, что круговому движению не Противоположно никакое другое, и имеется указание на Аристотеля - учителя Александра).

Лит.: Accanio P. Alessandro di Afrodisia e Aristotele di Mitilene.- "Elenchos", 1985, б, р. 67-74; Moraux P. Der Aristotelismus bei den Griechen, Bd. 2. В., 1984, S. 399-405; Idem. Aristoteles, der Lehrer Alexanders von Aphrodisias.-"Archiv für Geschichte der Philosophie" 1967, 49, S. 169-182.

А. А. Столяров

АРИСТОТЕЛЯ КОММЕНТАТОРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРИТМОЛОГИЯ

АРИТМОЛОГИЯ-в узком смысле слова-теория разрывных функций, в широком смысле-миросозерцание, основанное на идее прерывности. Впервые понятие "аритмология" появилось у ff. В. Бугаева в его статье "Математика и научно-философское миросозерцание" и стало исходным понятием Московской философско-математической школы. Аритмология противопоставлялась в ней аналитике-теории непрерывных функций и миросозерцанию, основанному на идее непрерывности. Приверженцы аритмологии считают, что аналитическое миросозерцание в разных формах господствовало начиная с эпохи Возрождения и вплоть до кон. 19 в., когда ему на смену приходит аритмодогия. Аналитика связана с принципом детерминизма, с теорией эволюции в природе и теорией прогресса в обществе. Она пытается объяснить происхождение творения без Творца. Аритмология, уединяя каждое "зернышко" творения и указывая на космическую несвязность разных типов этих "зерен", возводит их конечное происхождение к Творцу. Аритмология говорит о принципиальной невключаемости свободы, выбора, цели, воли, веры, подвига, творчества в аналитические схемы. Аналитической рассудочной деятельности противостоит интуитивное озарение. В социальной сфере аналитик говорит о непрерывной эволюции, а аритмология-о мировых катастрофах, революциях, переворотах в индивидуальной и общественной жизни, о ритмической смене типов культур. Аритмология живет чувством, что "мир надтреснут" и что сквозь эти трещины видна лазурь вечности (Флоренский П. А. Столп и утверждение Истины. М., 1914, с. 157). Аритмология-это чувство трагедии, совершающейся в мире, предчувствие эсхатологического конца. Эти трещины бытия есть "бездны зла", существующие лишь в человеческом аспекте. Непрерывность-иллюзорна, реальность-прерывна. Чувство надтреснутости мира и разрозненности его частей было свойственно многим мыслителям Серебряного века: Н. О. Лосскоту, С. Н. Булгакову, И. А. Бердяеву, В. Ф. Эрну и др. См. лит. к ст. Бугаев Н. В. С. М. Половинки"

АРКЕСИЛАЙ

АРКЕСИЛАЙ (Άρκεσίλαος) (315 до н. э., Питана в Эолии-241 до н. э., Афины) - греческий философ, основатель и схоларх (с 270) Новой, или Средней (скептической),

Академии. Ученик Теофраста, затем Крантора и Полемона (Diog. L. IV 29). Продолжая традицию древнеакадемической диалектики, довел до совершенства практику составления "равносильных" (Ισοσθενείς) речей "за" и "против" на любую заданную тему; логическим выводом из этого был принцип воздержания от суждения (эпохе). Полемика со стоиками-вторая отличительная черта Аркесилая и созданной им Академии. Согласно Сексту Эмпирику (Adv. math. IV 150-157), возражения Аркесилая направлены гл. о. против стоического учения о "постижении" (κατάληψις), определяемом как "согласие на постигающее представление" (συγκαταθεσις της καταληπτικής φαντασίας). Указывая на противоречивость этой концепции и невозможность рассматривать "постижение" как критерий истины, Аркесилай отрицает существование "постижения" как такового. Однако теоретическая необходимость воздержания от суждения не избавляет от принятия решений на практике: здесь критерием является (как и у стоиков) вероятное (εΰλογον) (ibid. 158). Всякое действие опирается на представление о приятном и на стремление к нему, что не расходится с принципом эпохе, который освобождает только от мнений (Plut. Мог. 1122 С, F). Т. о., положительная разработка практической этики у Аркесилая фактически построена на стоических понятиях.

Лит.: Coussin P. Le Stoïcisme de la Nouvelle Académie.-"Revue d'Histoire de la Philosophie" 3, 1929, p. 241-276; Gigon 0. Zur Geschichte der sogenannten Neuen Akademie.-"Museum Helveticum", 1944, l, S. 47-64; Wische A. Cicero und die Neue Akademie. Muster, 1961; Krämer H. J. Platonismus und hellenistische Philosophie. B.-N. Y., 1971, S. 33-54; Levy С. Scepticisme et dogmatisme dans l'Académie; "L'ésoterisme" d'Areésilas.-"Revue des Etudes Latines", 1978, 56, p. 335-348.

Ю. А. Шичалин

АРМИНИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРМСТРОНГ

АРМСТРОНГ (Armstrong) Дэвид (род. 1926)-австралийский философ, представитель научного материализма. Создал теорию центральных состояний (нейрофизиологических состояний мозга), в которой ментальные (психические) явления трактуются как артефакты языкового описания нейрофизиологических процессов. Согласно Армстронгу, сознание есть не что иное, как мозг, который выступает в качестве посредника внешних или внутренних для организма стимулов и моторных, эмоциональных и концептуальных (идеальных) реакций человека. При этом понятие "ментальное состояние" включает то, что вызывается в человеке определенными стимулами и что в свою очередь вызывает определенные реакции. В этом отношении ментальное (психическое, духовное) неотличимо от физического (нейрофизиологического). Законы природы-отношения универсалий, но при этом универсалии превращаются у него в индивидуалии (партикулярии), ибо они в своей индивидуальности ничем не отличаются от индивидов. Закон как отношение между универсалиями есть теоретическая сущность, постулирование которой объясняет наблюдаемые явления и предсказывает новые наблюдения. Развивая позицию номинализма, он рассматривает тропы как языковое замещение универсалий.

Соч.: Материалистическая теория сознания.-В кн.: Аналитическая философия. М., 1993; A Materialist Theory of Mind. N. Y.-L., 1968; What is a Law of Nature. Cambr., 1983; Universals. An pinionated Introduction, Boulder-San Franc.-L., 1989.

А. И. Панченко

АРНО

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРНОБИЙ

АРНОБИЙ (Amobius) (ок. 260, г. Сикка, Северная Африка-ок. 327) -латинский христианский апологет. Учитель риторики в родном городе, вначале боролся с христианством, но ок. 296 заявил о принятии крещения. Известен своим апологетическим трактатом "Семь книг рассуждений против язычников" (Disputationum adversus gentes libri septem), или"Против народов" (Adversus nationes), который он написал по требованию крестившего его епископа для подтверждения своей веры. Критикуя характерное для античной культуры неоправданное превознесение возможностей человеческого разума (особенно рационализм платоников), Арнобий считал, чтодаже просвещенный разум не может привести человека к истине-таким проводником может стать только христианская вера. Его апология монотеизма не лишена гностико-платонических элементов: наряду с верховным Богом признаются другие божества-демиурги, одним из которых был сотворен человек; душа человека, смертная по природе, приобщаясь к Христу может получить благодатное бессмертие.

Лит.: Micka E. F. The Problem of Divine Anger in Amobius and Lactantius. Wash., 1943.

О. В. Голова

АРОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АР-РАЗӢ

АР-РАЗӢ - см. Разӣ.

АРСЕНЬЕВ

АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич (16 (28) мая 1888, Стокгольм-18 декабря 1977, Нью-Йорк]-русский философкультуролог, историк религии. Родился в дворянской семье, сын дипломата. Школьное образование получил в Московском лицее; испытал огромное влияние С. Н. Трубецкого и атмосферы русского религиозно-философского ренессанса нач. 20 в. В Московском университете (1905-10) учился уже со сложившимся мировоззрением, которое определял как философию сердца. Арсеньев активно посещал философские кружки и салоны: Психологическое общество. Религиозно-философское общество памяти Вл. Соловьева, "Кружок ищущих духовного просвещения". В 1910-12, после оставления для подготовки к профессорскому званию, учился в университетах Мюнхена, Фрейбурга и Берлина, сдал магистерские экзамены и в 1914 избран доцентом Московского университета. В 1918-19 профессор Саратовского университета. В 1919 дважды арестовывался. В 1920 эмигрировал. Профессор Кенигсбергского (с 1921) и православного факультета Варшавского (1926-38) университетов. В 1944 переехал в Париж, преподавал в Сорбонне. С 1948 работал в Св.-Владимирской семинарии в Нью-Йорке. Видный участник экуменического движения, был приглашен в качестве наблюдателя на II Ватиканский собор.

Большинство сочинений посвящены истории религиозномистических движений в античности и христианстве ("В поисках Абсолютного Бога". М., 1910; "Плач по умирающем Боге". М., 1912; "Платонизм любви и красоты в литературе эпохи Возрождения".-"Журнал Министерства народного просвещения". 1913, январь и февраль). История духовных поисков человечества-это непрерывное искание реального, "подлинного бытия" ("Жажда подлинного бытия". Берлин, 1922), это жажда Христа. Воплощенное Слово Божие есть центр истории мира. К нему сходятся и от него расходятся все лучи. В Логосе исполняются все обетования Божий, в нем осуществляется план Божий, раскрывается и входит в мир воплощенная Любовь Божия - основоположный закон бытия всего мира.

Соч.: О современном положении христианства. Варшава, 1927; О литургии и таинстве Евхаристии. Париж, 1928; Die russische Literatur der Neuzeit und Gegenwart. Mainz, 1929; Эллинский мир и христианство. Варшава, 1933; Из жизни Духа. Варшава, 1935; Из русской культурной и творческой традиции. Франкфурт-на-Майне, 1959; Преображение мира и жизни. Нью-Йорк, 1959; О Жизни Преизбыточествующей. Брюссель, 1966; Единый поток жизни. К проблеме единства христиан. Брюссель, 1973; О красоте и мире. Мадрид, 1974.

Лит.: Плетнев Р. Н. С. Арсеиьсв.-В сб.: Русская религиозно-философская мысль 20 в, Питсбург, 1975; Филонова Л. Г. Николай Сергеевич Арсеньев.-В кн.: Русские философы. М., 1993; Хализе" В. Е. Арсеньев как философ, культуролог и литературовед.- "Литературное обозрение", 1994, № 1-2.

А. И. Абрамов

АРТЕМИЙ ТРОИЦКИЙ

АРТЕМИЙ ТРОИЦКИЙ - игумен, русский религиозный публицист 16 в. Мирское имя и происхождение неизвестны. Постриг принял, вероятно, в Псково-Печерском монастыре, подвизался в Порфирьевой пустыни на Белоозере. В 1551 по царскому повелению поставлен в игумены Троице-Сергаева монастыря. В следующем году оставил монастырь и возвратился в Порфирьеву пустынь. За "потворство еретикам" и нестяжательскую позицию осужден соборным судом 1553 и в 1554 сослан в Соловецкий монастырь, откуда бежал в Литву, где умер около 1570. Автор 16 посланий Ивану Грозному, Андрею Курбскому и др. адресатам, в которых обсуждаются различные богословские и философские проблемы, ведется полемика с лютеранством и кальвинизмом. Взгляды Артемия сложились под влиянием святоотеческой литературы, исихазма, Нила Сорского, Максима Грека. Мало значения придавая внешнему благочестию, считал главным для христианина следовать евангельской заповеди любви к Богу и ближнему. Заблуждение еретиков, отрицавших догмат о Св. Троице, считал "ребячьим мудрствованием". Большое внимание уделял "книжному учению" и "разуму божественных писаний". Процесс познания считал бесконечным: "премудрости путешествию нет конца". Ложное мудрствование стремящегося к самоутверждению ума отделял от истинного знания. Через "смиренную мудрость" человек восходит к горней Премудрости, для чего необходимы сосредоточение духовных сил, оздоровление души и тела. Идеал возвышенного существования видел в скитском уединенном житии. В человеке выделял плотское ("прееетество"), душевное ("естество"), духовное ("вышеестество") начала. Современную ему эпоху описал как "время плача". Оказал заметное влияние на нестяжательство и недогматическое мышление на Руси.

Соч.: Послания старца Артемия 16 в.-"Русская историческая библиотека". СПб., 1878, т. 4.

Лит.; Садкмский С. Артемий, игумен Троицкий. М., 1892; Вшинский С. Г. Послания старца Артемия. Одесса, 1906; Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники. М-, 1958; Mainlw Д. Der Konflikt des Starzen Апегпц mit der russisch-orthodoxen Kirche.- "Ostkirchische Studien". 1966. Bd. 15.

M. ff, Громов

АРТХА

APTXA (санскр. artha-цель, смысл, польза, выгода)- многозначный термин индийской культуры, означающий и одну из четырех целей человеческого существования (См. Пурушартха), признаваемую всеми индийскими философами и включавшую прежце всего материальное благоустройство, богатство и прибыль, но также эрудицию и успех в мирской жизни в широком смысле. С артхой была соотнесена литературная традиция, включавшая в первую очередь знаменитый трактат "Артхашастра", посвященный государственному управлению, экономике и политике (ср. наука правильного поведения нитищастра). Хотя общепринятое индуистское мнение отстаивало приоритет дхармы перед артхой, как и перед комой, теоретики "Артхашастры" утверждали, что дхарма и кама основываются на артхе (I. 7); даже знаменитый комментатор "Законов Ману" Медхатитхи (в толковании к МП. 26) считал, что царю в случае вынужденного выбора между следованием дхарме и большими потерями для артхи предпочтение следует отдать второй. Артха трактовалась, однако, не только как одна из человеческих целей, но и как реализация их всех в целом и в этом смысле идентифицировалась в качествепурушартхи как таковой. В "Камасутре" артха, дхарма и кама-три разновидности артхи, благодаря чему целое как бы отождествляется с одной из своих частей (VI. 6.5). В "Артхашастре" артха также интерпретируется как "общий успех", в котором как бы "сливаются" архта, дхарма и кама (IX. 7) и указывается, что реально существует лишь оппозиция пользы и вреда. Для составителей "Артхашастры" характерна типичная для индийского менталитета игра с формальными характеристиками объектов. Различаются: 1) выгода, связанная с пользой; 2) выгода, ни с чем не связанная; 3) выгода, связанная с вредом; 4) вред, связанный с пользой; 5) вред, ни с чем не связанный; 6) вред, связанный с вредом ("вред в квадрате").

В. Г. Шохин

АРТХА-КРИЯ-КАРИТВА

АРТХА-КРИЯ-КАРИТВА (санскр. artha-kriyà-kàritva, букв. свойство быть задействованным при совершении целесообразных действий) - буддийское определение свойства эмпирической реальности. В школе йогачара реальность вещей окружающего мира разъяснялась как их способность быть предметами целесообразной деятельности или воздействовать на наши органы чувств. Для буддистов эмпирический мир не обладает подлинной реальностью: в действительности существуют дхармы, а человек видит вещи и себя. Мир вещей человеку может Сыть дан двояким образом: через чувства в настоящий момент (тогда в определенном смысле можно говорить о реальных вещах-об эмпирически, относительно реальных) и через мышление во все остальные (тогда мы имеем дело не с реальными вещами, ас мысленными конструкциями). Напр., огонь, который жжет и на котором можно готовить пищу, реален, а огонь, который мы мыслим, не реален, потому что не жжет и на нем нельзя готовить.

И. А. Канаева

АРТХАПАТТИ

АРТХАПАТТИ (санскр. arthâpatti - вхождение в предмет-источник знания (прамана), признаваемый независимым в мимансе и веданте. У Шабарасвамина в "Мимансасутра-бхашье" артхапатти- допущение единственно возможного объяснения проблемной ситуации. Классический пример: видя, чтоДэвадатта не ест днем, но поправляется, мы приходим к убеждению, чтоон ест ночью (I. 1.5). Другой популярный пример: зная, чтоЧайтра жив, но не дома, однозначно предполагают, чтоон вне дома. Осознавая близость артхапатти к другим источникам знания, мимансаки позаботились об аргументации; аргхапатти - необычное умозаключение, ибо между нахождением вне дома и существованием как таковым нет такой же необходимой связи (ср. Ввяпти), как между дымом и огнем. Различались два вида артхапатти - объяснение воспринимаемого факта (случай с Дэвадатгой) и смысла услышанных слов (слово '"сожмите" в определенном контексте однозначно предполагает "губы").

В. К. Шохин

"АРТХАШАСТРА"

"АРТХАШАСТРА" (санскр. Arthasàstra - "Наука о пользе") - сводный трактат по науке управления, традиционно приписываемый министру-мудрецу Каутилье, но реально унифицированный в первые века новой эры. Основное содержание "Артхашастры", включающей 15 разделов, составляют проблемы административной структуры государства, экономики и финансов, судопроизводства, ведения войны. Как теоретический трактат "Артхашастра" базируется на общих принципах "науковедения", развиваемых во вступительной части (раздел I, глава 2). Критерий науки как таковой (шастра) - познание закона и пользы. Основных наук четыре: Три Веды, наука о хозяйстве, наука о самом управлении и философия (анвикшики). Последней придается статус метанауки, исследующей посредством логической аргументации предметы трех остальных наук: соответственно должного и недолжного, пользы и вреда, правильной и неправильной политики. Последний раздел "Артхашастры" - перечень 32 признаков науки, изложенной в тексте, (tantra-yukti), имеющий общеметодологическое значение.

В. К. Шохин

АРХАТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХЕДЕМ

АРХЕДЕМ ('Αρχέδημος) из Тарса (2 в. до н. э.)-греческий философ-стоик, вероятно, ученик Диогена Вавилонского (Index Stoic. Here. col. 48). По сообщению Плутарха (De exil. 14, 605 b).переехал из Афин в Вавилон и Основал там собственную школу. В целом следовая сложившейся догме. Особенно интересовался логикой и вместе с Антипатром из Тарса снискал славу выдающегося стоического диалектика; отдельно занимался грамматикой и риторикой (Diog. L. VII 55; 68; Quint. Inst. or. 1116,31; Epict. 114,11 etc.). В физике ("Об элементах" - Diog. L. VII 134) занимался, в частности, проблемой времени (Plut. De comm. not. 41, 1081 ef). В этике пытался уточнить идеи Диогена Вавилонского и Антипатра, предложив свою формулу "конечной цели" ("жить, исполняя все надлежащее" - Diog. L. VII 88). Фрагм.: SVF III, 1-22. Лит.: см. к ст. Стоицизм.

А. А. Столяров

АРХЕЛАЙ

АРХЕЛАЙ ('Αρχέλαος) из Афин или Милета (сер. 5 в. до н. э.)-греческий философ, ученик Анаксагора и учитель Сократа. Согласно Диогену Лаэртию, "физическая философия" на Архелае в Афинах закончилась (Diog. L. II, 16). Его космология в своих принципиальных чертах повторяет анаксагоровскую (см. Hippol. Rim. Ref. I, 9, 1). Существует бесконечное число качественно различных первопринципов (гомеомерий). Нус Архелая - в отличие от нуса Анаксагора-не является чистым умом, "не смешанным ни с чем", напротив, некая материальная смесь имманентно присутствует в самом уме. Разделение тепла и холода в этой смеси является причиной порождения первоэлементов, из которых возникает космос. Вода возникает в результате "таяния" холода под воздействием тепла, затем она течет к центру и, будучи снова нагретой теплом, образует землю и воздух. Т. о., тепло (огонь)-это активное начало, а холод (вода) -пассивное, "которое все связывает" (fr. l DK). Почти как у Анаксимандра, живые существа возникли из грязи после того, как влага испарилась из нее под воздействием Солнца. Ум присущ всем живым существам как некое врожденное качество, но не в равной мере.

Фрагм.: DK II, 44-48; Лебедев. Фрагменты, с. 535-39.

Лит.: fSrkG. S., Raven /. E., Schoßeid M. The Presocratic Philosophers, 2 ed. СашЬг., 1983, p. 385-89.

E. В. Афонасин

АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРЬЯДЭВА

АРЬЯДЭВА (санскр. Ärya-deva - "Божественно благородный") (3 в.) - буддийский мыслитель-мадхьямик. Происходил из южноиндийского брахманского рода, последователь Нагарджуны. Внес вклад в философский дискурс по проблемам вечности, Атмана, времени, существования следствия в причине и т. д.; методы опровержения идейных противников; критику доктрин оппонентов махаяны (индуистских школ санкхьи, вайшешики, панчаратры и пашупаты (вишнуиты и шиваиты), а также локаяты и джайнизма. Согласно Арьядэве, истинно сущее (парамартха-сат), илиабсолютное состояние сознания, не может быть постигнуто рассудком и описано в соотносительных категориях, ибо оно вне рождения и смерти, вне мысли и языка, оно единственно реальное, а таковым может быть только пустота (шуньята), которая вне субъектно-объектных отношений познания. В мире нет ничего, что могло бы быть само по себе, безотносительно к другому. Все производимое причинами и условиями несамостоятельно и пусто, ибо в нем нет самосущего (нихсвабхава). Если бы нечто обладало самосущим, рассуждал Арьядэва, то оно воспринималось бы существующим без причин и условий, но такого не наблюдается, поскольку все явления включены в бесконечные и безначальные цепи каузальности. Все явленное есть отсутствие собственной природы и наличие взаимозависимой изменчивости.

Арьядэва считал, что истинно-сущее можно реализовать Практически, опровергая ("опустошая") все лже-идеи. Такова задача мадхьямики как полемической философии Срединного пути (мадхьяма-пратипат). Развитие шунья-вады Арьядэва видел в махаянском Пути бодхчсаттв. Бодхисаттвой может стать лишь тот, кто удалил из своего ума и порочность, и добродетельность, которые в равной мере являются путами сознания. Для тех, кто отстранился от всех мнений, не нужно и само учение о пустотности (шуньята-шунья). Этот Путь равноценен поведению настоящего мудреца в жизни, который не испытывает ни привязанности, ни отвращения ко всему взаимозависимому и поэтому иллюзорному (майя). Как прозрачный кристалл становится цветным, отражая цвета, так и ум (читта) окрашивается воображением (викальпа), а без него он чист.

В Китае "Щата-шастра" Арьядэвы-основной источник школы сань-лунь ("Три трактата"). Тибетцы причисляют Арьядэву к "шести драгоценностям" буддийской философии, наряду с Нагарджуной, Асангой, Васубандху, Дигнагой и Дхармакирти.

Лит.: lùcd G. Рге-Dignaga Buddhist Texts on Logic from Chinese Sources. Baroda, 1929; Gokhaie V. The Hundred Letters. A Madhyamaka Text by Aryadeva. Hdlb., 1930; iang K. Aryadeva's Catuhsataka. Cph„ 1986.

В. П. Андросов

АСΡABЫ

АСΡABЫ (санскр. āsrava - приток) - категория джайнской философии, призванная объяснить, каким образом душа (джива), наделенная в своей сущности атрибутами всезнания, блаженства и могущества, подвергается «закабалению» (бандха) и перевоплощениям (сансара). Асравы и есть те каналы, через которые в душу вливается кармическая материя, обеспечивающая ее «загрязнение». По «Таттвартхадхигамасутре», асравы суть сама активность (yoga) души как деятельность тела, ума и речи; благая деятельность реализуется в благой асраве, дурная - в дурной (VI. 1-4). Деятельность под влиянием аффектов (kaṣāya) обеспечивает длительную карму, «неаффектированная» - быструю. Первая включает прежде всего нарушения основных 5 «обетов» (убийство, ложь, воровство, нецеломудрие, стяжательство), а также 4 «омрачения» (гнев, самомнение, иллюзии, вожделение), 5 видов чувственности и 25 различных деяний; вторая - дела благочестия (VI. 5-6).

В.К.Шохин

АСAT

АСAT - см. Сат.

АСАНГА

АСАНГА (санскр. Asanga) (ок. 315-390 или 5 в.) -теоретик и возможный основатель буддийской школы йогачара в Индии. Родился в Пурушапуре (совр. Пешавар, Пакистан). Как и его средний брат Васубандху, сначала стал монахом-сарвастивадином и достиг высокой степени духовного совершенства. Не удовлетворившись доктриной пустоты, принятой в раннем буддизме, он переработал ее, заложив, т. о., теоретические основы махаянистической школы йогачара. Проповедовал учение своей школы во многих частях Индии, основал 25 монастырей. Обратил в сподвижника йогачаров своего брата Васубандху и побудил его к написанию нескольких сочинений в защиту махаяны.

В тибетском каноне Асанге приписываются 19 трудов, среди которых "Йогачарабхуми-шастра" ("Наставление по основаниям йогачары"), "Абхидхармасамуччая" ("Сумма абхидхармы"), "Махаянасанграха" ("Компендиум махаяны"), "Махаянасутра-аланкара" ("Украшение махаяны"), комментарий на "Праджняпарамиту" и др. Асанга обогатил буддийское учение концепцией сознания-сокровищницы (алаявиджчяна), место которого он определил в системе элементов-дхарм, разделив пятую скандху на три группы (читта, манас и виджияна) и отождествив читту с сознанием-сокровищницей (манас при этом он называл объектом сознания-сокровищницы); обоснованием положения об идеальном характере природного мира; учением об идеале бодхисаттвы; развитием учения о трех телах Будды и др. идеями. Он внес вклад и в развитие буддийской логики, высказавшись в "Махаяна-абхидхарма-сутре" по поводу правил проведения диспутов.

Соч.: Abhidhannasainuecaya, ed. by Ram Chandra Pandeya. Delhi, 1971; Mahayanasutrâlamkàra, ed. and transi, by S. Lévi, v. 1-2. P., 1907-11; Mahayanasmgraha, transi, by E. Lamotte as La Somme du Grand Véhicule, v. 1-2. Louvain, 1938-39; YogacarabhOmi, book 1, eh. 1-5, ed. by V. Bhattacharya. Calcutta, 1957.

Лит.: Obermiller E. Analysis of the Abhisamayalamkara, v. 1-3, 1933-39; Conw E. Marginal notes to the Abhisamayalamkara.- "Sino-lndian Studies", Santiniketan, 1957, v. 5.

H. A. Панаева

АСАТ

АСАТ - см.Caт.

АСАТКАРЬЯ-ВАДА

АСАТКАРЬЯ-ВАДА (санскр. asatkàryavàda, букв.-учение о не [пред] существовании следствия [в причине])- учение о причинности в индийской философии, которое, в отличие от сащкарья-вады (учение о [пред]существовании:следствия [в причине]), утверждает, что следствие не просто переходит из латентного состояния в проявленное, как зерно в растение, а реально возникает, становясь чем-то ранее не существовавшим. Асаткарья-вада разделяется буддизмом, джайнизмом, ньяей и вайшешикой, но с некоторыми различиями. Если для буддистов элементами причинно-следственной связи являются не ставшие сущности, а динамические элементы - дхармы, отчего эта связь сводится к одномоментному обусловливанию (см. Пратчтьясамутпада), то для ньяи и вайшешики следствие и причина есть нечто самотождественное во времени, стало быть, и отношение между ними тоже носит континуальный характер (см. Карана-карья). В противоположность санкхье, для которой новое - это лишь проявление уже существующего, ньяя и вайшешика настаивают на новизне следствия в сравнении с причиной, объясняя ее инаковостью целого (напр., ткани) по отношению к образующим его частям (нитям), обязанной "присущности" целого своим частям (см. Аваявин). Многие критики асаткарья-вады отмечали, что поскольку все процессы представляются ее сторонникам разрушением старого и возникновением нового, невозможно объяснить качественное изменение (отсюда другое специальное название для асаткарья-вады у ньяи и вайшешики - арамбхака-вада, или учение о начале, возникновении [того, чего раньше не было]).

В. Г. Лысенко

АСИММЕТРИЯ

АСИММЕТРИЯ (греч. а-отрицательная частица и συμμετρία - соразмерность) - отсутствие элементов симметрии в природных или теоретических объектах. Понятие асимметрии соотносительно с понятием симметрии. Если фигура не имеет ни одного элемента симметрии, то она называется асимметричной. Явление асимметрии рассматривается как полное нарушение симметрии - отсутствие всех известных элементов симметрии. Асимметрию следует отличать от диссимметрии, которая понимается как пониженная симметрия, отсутствие лишь некоторых ее элементов. Но даже полное отсутствие всех известных элементов симметрии в предмете не означает невозможности найти такие преобразования, в которых обнаружится особый, неизвестный ранее тип симметрии. К примеру, все асимметричные фигуры могут быть отображены в зеркале. Такое зеркально равное изображение называют энантиоморфным, а соответствующее явление - энантиоморфизмом. Одну из зеркально равных фигур (произвольно выбранную) называют правой, а другую-левой. Если фигура недиссимметрична, то ее зеркальное отображение ничем не отличается от оригинала. Понятие асимметрии необходимо также отличать от понятия антисимметрии. Фигуры или вообще любые объекты можно различать не только по знаку правизны или левизны, но и по некоторым другим признакам, имеющим противоположное значение. Напр., в физике частиц наряду с положительно заряженными протонами (+р) существуют соответствующие им античастицы-антипротоны (-^-отрицательно заряженные/частицы; нейтронам противостоят антиней

троны, противоположность которых нейтронам определяется их поведением и может описываться своеобразным отрицательным зарядом. В физике частиц формулируется принцип зарядового сопряжения (каждой частице соответствует своя античастица), выступающий как своеобразный принцип антисимметрии.

Η. Φ. Овчинников

АСКЕТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АСКЛЕПИАД

АСКЛЕПИАД (Ἀσκληπιάδης) из Флиунта (4-3 вв. до н.э.) - греческий философ-сократик, друг и единомышленник Менедта из Эретрии. Принадлежал к Элидо-эретрийской школе.

Литература:

Giannantoni G. (ed.). Socraticorum Reliquiae, t. 1, p. 179-80.

A.В.Пахомова

АСКЛЕПИАД ИЗ ВИФИНИИ

АСКЛЕПИАД (Άσκληπιαδης) из Вифинии (120-56 до н. э.)-греческий врач и натурфилософ, работал в Риме. Воспринял атомистическое учение Гераклида Понтийского о "несопряженных молекулах" (αναρμοι ογκοι), которое соединил с гипотезой о мельчайших "порах" в телах, и применял, в частности, для объяснения взаимодействия веществ в растворах. Известен также тем, что применял на практике пифагорейские идеи о лечебном воздействии музыки. Книги Асклепиада были использованы Авлом Корнелием Цельсом (1 в. н. э.) при написании медицинского раздела своей энциклопедии ("Artes", особенно кн. 2-4 "О медицине"). Греческие источники сведений: Гален (особенно "Об элементах", "О природных способностях" и "Об изготовлении лекарств") и Секст Эмпирик ("Пирроновы положения", кн. 3).

Лит.: Hang G. Die philosophischen Grundlagen des medizinischen Systems des Asciepiades von Bithynien.-"Pnilologus", 1983, 127; Rawson E. The lit'e and death of Asciepiades of Bithynia.-"Classical Quarterly", 1982, 32.

М. А. Солопова

АСКЛЕПИАД ИЗ ФЛИУНТА

АСКЛЕПИАД (Άσκληπιαδης) из Флиунта (4-3 вв. до н. э.)-греческий философ-сократик, друг и единомышленник Менедема из Эретрии. Принадлежал к Элидо-эретрийской школе.

Лит.: Giamantoni G. (ed.). Socraticorum Reliquiae, t. l, p. 179-80.

А. В. Пахомова

АСКЛЕПИЙ

АСКЛЕПИЙ (Ασκληπιός) из Тралл (сер. 6 в.)-греческий философ-неоплатоник, ученик Аммония, схоларха Афинской школы. Под именем Асклепия изданы комментарии Аммония на "Метафизику" Аристотеля (кн. 1-7) и комментарий на "Введение в арифметику" Никомаха из Герасы, возможно также принадлежащий Аммонию.

Соч.: Asclepii in Aristotelis metaphysicorum libros A-Z commentaria, ed. М. Hayduck. В., 1888 (CAO б, 2); Taran L. (ed.). Asclepius of Tralles. Conunentaiy to Nicomachus Introduction to Arithmetic, Transactions of the American Philosophical Society, n. s. 59.4. Philadelphia, 1969.

Лит.: VÎsterink L. Deux commentaries sur Nicomaque: Asclepius et Jean Philopon.-"Revue des Etudes grecques" 1964, 77, p. 526-535; Madigan A. Syrianus and Asclepius on Forms and Intermediates in Plat and Aristotle.- "Journal of the History of Philosophy", 1986, 24, p. 149-171.

А. В. Пахомова

АСКЛЕПИОДОТ

АСКЛЕПИОДОТ (Άσκληπιόδοτος) Александрийский (2-я пол. 5 в.) -греческий естествоиспытатель, математик, врач и философ, ученик и последователь Прокла, автор комментария к "Тимею" (Olymp., In Meteor. 321, 28). Отдельные физические и астрономические положения Асклепиодота сохранились в Olymp., ib. 321,26; Schol. Arist, de Cael. 508 a 39f. Дамаский (Vit. Isid. 126) считал, что Асклепиодоту недоступна мудрость, содержащаяся в орфических сочинениях и Халдейских оракулах, и порицал его за то, что он сводит умозрение в дольний мир явлений (фактически это означало лишь отсутствие у Асклепиодота интереса к культу и мистике, ср. Suda, v. Δεισιδαιμονία). Интересно сообщение Симпликия (In Phys. 795, 177 ел.) о том, что Асклепиодот не только признавал вместе с Простом наличие вневременного принципа времени (χρόνος χωριστός-"абсолютное время"), но и учил о времени, присутствующем во всяком движении как "неподвижный ум и бог".

Ю. А. Шичалин

АСКОЛЬДОВ

АСКОЛЬДОВ (наст. фам. Алексеев) Сергей Алексеевич (1871, Москва-23 мая 1945, Потсдам) - русский религиозный философ, публицист. Внебрачный сын философа А. А. Козлова. Окончил естественно-историческое отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, работал экспертом по химии в Департаменте таможенных пошлин и акциза. В 1914 получил степень магистра философии в Московском университете за книгу "Мысль и действительность". С 1908 - член Петербургского религиозно-философского общества. Участник сборников "Проблемы идеализма" (1902) (ст. "Философия и жизнь") и "Из глубины" (1918) (ст. "Религиозный смысл русской революции"). После революции преподавал химическую технологию в Ленинградском политехническом институте. Сотрудничал в журнале "Мысль" (1922), альманахе "Литературная мысль" (1922-25). В 1920-е годы основал тайное религиозно-философское общество "Братство св. Серафима Саровского". В 1928 арестован, первое время провел в соловецких лагерях, затем скитался по ссылкам. Будучи в очередной ссылке в Новгороде, попал в оккупацию и перебрался в Германию. Когда работники советских органов безопасности пришли его арестовывать, он был уже мертв.

Первое философское сочинение Аскольдова- "Основные проблемы теории познания и онтологии" (1900), написанное всецело под влиянием монадологического "панпсихизма" А. А. Козлова, исследованию творчества которого он позднее посвятил книгу "Алексей Александрович Козлов" (1912). Основное направление философских исследований Аскольдова, продолжившего направление своего отца, уделяя большее внимание вопросам гносеологии,-критика трансцендентализма, которая была призвана расчистить место для персоналистической религиозной метафизики. Исходным пунктом, по его мнению, должен стать не обезличенный "трансцендентальный субъект", а личностный "индивидуальный субъект". Познание должно быть символично, ибо предмет философского познания трансцендентен. Исходным понятием гносеологии должна стать интуиция. От Канта он призывал вернуться к философам более ранних эпох-Лейбницу, Плотину и Аристотелю.

Сот.: О любви к Богу и любви к ближнему.- "Вопросы философии и психологии", 1907, № 86; О старом и новом религиозном сознании.-"Вопросы религии". М., 1908, в. 2; Время и его религиозный смысл.-"Вопросы философии и психологии", 1913, № 117; Гносеология. Пг., 1919; Аналогия как основной метод познания.- "Мысль" (Пг.), 1922, № 1; Время и его преодоление.-Там же, № 3; Религиозно-этическое значение Достоевского.-В сб.: Ф. М. Достоевский. Пг., 1922.

Лит.: Филиппов Б. С. А. Алексеев-Аскольдов.-В сб.: Русская религиозно-философская мысль 20 в. Питсбург, 1975.

А. В. Соболев

АСЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АСМУС

АСМУС Валентин Фердинандович [18 (30) декабря 1894, Киев-5 июня 1975, Москва]-российский философ, историк философии и литературы, логик. Окончил йсторико-филологический факультет Киевского университета св. Владимира (1919), доктор философских наук (1940), С 1927 работал в Институте красной профессуры, с 1939 профессор Московского университета; преподавал также в Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской и Московском институте философии, литературы и истории. Старший научный сотрудник Института мировой литературы (1956). Старший научный сотрудник Института философии (1968). Заслуженный деятель науки РСФСР, лауреат Государственной премии (1943) за участие в работе над "Историей философии" (1940-43). Действительный член Международного института философии в Париже. Автор многих статей в "Философской энциклопедии", "Большой советской энциклопедии", "Литературной энциклопедии" и др.

Философская деятельность Асмуса началась в Киеве, где в 1916 опубликована его первая научная работа "О задачах музыкальной критики". В 1929 изданы "Очерки истории диалектики в новой философии". В 1920-40-х гг. сотрудничал в журналах "Под знаменем марксизма", "Вестник Коммунистической академии", "На литературном посту", "Советская музыка", "Знамя" и др. В 1933 вышла книга "Маркс и буржуазный историзм", посвященная проблемам философии истории; в 1942-"Фашистская фальсификация классической немецкой философии" с критикой идеологии национал-социализма. В 1950-70-е гг. опубликованы исследования по истории философии: "Декарт" (1956), "Философия Иммануила Канта" (1957), "Демокрит" (I960), "Жан Жак Руссо" (1962), "История античной философии" (1965), "Платон" (1969), "Иммануил Кант" (1973); разделы в "Кратком очерке истории философии" (1960); исследование "Проблема интуиции в философии и математике" (1963). В 1947 вышла в свет <Логика" - первая работа по формальной логике после долгого периода негативной ее оценки; в 1954-"Учение логики о доказательстве и опровержении". В сферу интересов Асмуса входили также вопросы истории отечественной философии, эстетики (в т. ч. музыкальной), литературы. В последние годы готовил большую работу "Историко-философский процесс в изображении и оценке русского экзистенциализма". Посмертно изданы "Историко-философские этюды", где объединены очерки по истории западной философии от Платона до У. Джеймса.

Соч.: Немецкая эстетика 18 в. М„ 1963; Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968; Избр. филос. труды, т. 1-2. М„ 1969-71; В. С. Соловьев. Опыт философской биографии.- "ВФ", 1988, Ns 6.

Лит.: В. Φ. Асмус-педагог и мыслитель (к 100-летию со дня рождения).-"ВФ", 1995, № 1.

А. И. Абрамов

Предыдущая страница Следующая страница