Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ

АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ - обобщенное название новой дисциплины и нового подхода к истории мысли и социальных институтов, которые М. Фуко начал разрабатывать в 1960-е гг. (ср. "Рождение клиники: археология взгляда медика" (1963); "Слова и вещи: археология гуманитарных наук" (1966)), а также его одноименная работа "Archéologie du savoir" (P., 1969; рус. пер.: К., 1996). Археология знания как научная дисциплина не похожа ни на традиционную археологию (изучение общества по материальным остаткам человеческой жизнедеятельности), ни на традиционную историю наук или идей (поиск влияний и преемственностей в мысли). В основу археологии знания Фуко кладет темы, взятые у Фрейда, Ницше, Маркса, но преломленные сквозь призму французской эпистемологии (Г. Башляр, Ж. Кангилем) с ее акцентом на радикальной прерывности в развитии знания. Археология знания опирается не на сознание, а на бессознательное; не на факты, а на высказывания; не на субъективные очевидности, а на устойчивые механизмы общественного функционирования; не на телеологию накопления знаний, а на связные ансамбли синхронных закономерностей. Предмет археологии знания не задан заранее, он строится в результате применения метода, в котором есть критические и позитивные моменты. Критическая работа предполагает расчленение всех традиционных целостностей - материальных или идеальных (субъект, сознание, дух, историчность), отнесенных в прошлое (причины, начала, истоки) или в будущее (цель, telos, предназначение). Позитивная работа требует установления между полученными элементами ("дискурсивными фактами"; слово "дискурсивный" значит здесь "произведенный в качестве высказывания в социуме") новых связей и отношений.

"Археология знания" (1969) Фуко-это трактат о методе. В этой работе Фуко стремится осмыслить тот путь, которым он ощупью двигался в своих предыдущих работах, изучая возникновение знаний (медицинских, психиатрических, биологических, экономических и проч.) и соответствующих им социальных практик и институтов. Поэтому в "Археологии знания" вводится ряд новых понятий, в других "археологиях" практически не встречавшихся. Это "дискурсивная формация", "высказывание", "позитивность", "архив", "историческое априори" и др. При вводе любого нового понятия у Фуко негативные характеристики всегда перевешивают позитивные; напр., нам яснее, чем не должны быть "дискурсивные факты" (они не должны соответствовать логическим суждениям, языковым предложениям или психическим намерениям), нежели то, чем они, по мысли Фуко, являются.

Дискурсивная формация (формация-явный отголосок марксистской системы понятий) - это результат многосторонней критико-реконструктивной работы. Она фиксирует общее поле объектов (не слова и не вещи), типы высказываний об объектах, способы материального воплощения высказываний (то, чтопозволяет им накапливаться, повторяться), основные стратегии их функционирования. Высказывание - элементарная единица дискурсивной формации, но не позитивно данный "факт". Совокупности высказываний строятся согласно безличным правилам, которые не принадлежат ни гносеологическому субъекту, ни конкретному индивиду, но некоему по-структуралистски анонимному субъекту дискурсивной практики. Эти правила выявляются в процессе подстановок, исключений, смещений тех или иных дискурсивных элементов. Между дискурсивными формациями и высказываниями как их главными единицами существует своего рода круговая зависимость: высказывания образуют формации, а формации порождают высказывания. Закономерности этого общего поля взаимодействий нельзя назвать ни эмпирическими, ни идеальными; они определяются на уровне "реальности высказываний" или "исторических a priori"- своего рода "архивов", в которых хранятся не вещи и не бумаги, а набор правил (образования предметов, понятий, высказываний). Такой архив всегда конечен и ограничен, но сама эта ограниченность "позитивна", поскольку она задает веер возможностей высказывания и действия в тот или иной исторический период.

Т. о., археология знания заменяет традиционную ось понятий эпистемологии (сознание-познание-наука) новой осью (дискурсивная практика - знание - наука). Главный акцент археологии знания - на "дискурсивных практиках", порождающих "знание" (savoir). Особый статус "знания" не предполагает высокой степени теоретизации N формализации, свойственных собственно "науке", но требует внимания к многообразию связей и разрывов внутри дискурсивного материала в самых различных областях. В обосновании археологии знания Фуко отмежевывается как от структурализма (структурное исследование-это лишь часть археологического поиска), так и от философий, опирающихся на понятие субъекта и идеологию гуманизма. Целью археологии знания остается разрушение культурно-исторических предрассудков, противостояние навязываемым нам "антропологическим универсалиям". "Психическая болезнь", "преступность", "сексуальность" и, конечно, сам "человек-все это слова, понятия, практики (дискурсивные и недискурсивные), содержание которых исторически изменчиво. И потому от исследователя требуется не восхождение к "конституирующей субъективности", а нисхождение к "конституированной объективности", к тем конкретным практикам, посредством которых субъект строит себя в поле опыта - в жизни и в познании.

Н. С. Аетономова

В начало энциклопедии