Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Н" (часть 3, "НЕП"-"НИЦ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 3, "НЕП"-"НИЦ")

НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ТЕОРИИ

НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ТЕОРИИ - см. Металогика. Непротиворечия закон, Паранепротчворечивая логика.

НЕПРОТИВОРЕЧИЯ ЗАКОН

НЕПРОТИВОРЕЧИЯ ЗАКОН - один из основных принципов логического рассуждения, согласно которому два взаимнопротиворечащих высказывания не могут быть одновременно истинными, т. е. одно из них должно быть ложным.

Формулировка этого закона восходит к софистам. Аристотель формулирует непротиворечия закон прежде всего как универсальный принцип бытия, наиболее достоверный из всех начал: "...невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении" (Met. IV, 3 1005b 20-21). Однако у Аристотеля имеется и не онтологическая, а чисто логическая формулировка закона непротиворечия: "...наиболее достоверное положение - это то, что противолежащие друг другу высказывания не могут быть вместе истинными" (там же. IV, 7 101 lb 13-14). Аристотель представил семь "доказательств" незаменимости этого закона.

Г. Лейбниц считал закон непротиворечия величайшей основой математики и полагал, что "один этот принцип достаточен для того, чтобы вывести всю арифметику и всю геометрию, а стало быть, все математические принципы" (Лейбниц Г. В. Соч., т. 1. М., 1982, с. 433). Кант же считал, что закон непротиворечия "...есть общий, хотя только негативный, критерий всякой истины и относится только к логике" (КантИ. Соч.,т. 3. М.,1994,с.130).

В современной логике закон непротиворечия может формулироваться как для высказываний, так и для предикатов, Как на семантическом, так и на синтаксическом уровне; его формулировки модифицируются в связи с особенностями рассматриваемых логических систем. В общем случае на уровне логики высказываний закон непротиворечия есть тождественно истинная (или доказуемая) формула вида -i(A & -А): неверно, что А и в то же время не-А. В классической и интуиционистской логике предикатов общезначима и доказуема формула вида -^Зх(А(х) & -А(х)). Этой формуле соответствует принцип: одна и та же вещь не может обладать некоторым свойством и в то же время не обладать им.

Нарушение закона непротиворечия приводит к тому, что в большинстве хорошо известных логических исчислений доказуема любая формула, сформулированная на языке этого исчисления, и тогда такая логика не представляет никакого интереса. Однако, несмотря на такую фундаментальность закона непротиворечия, его значимость в 1910 одновременно и независимо друг от друга была поставлена под сомнение русским логиком Н. А. Васильевым и польским логиком Я. Лукасевичем. Первый предпринял попытки построения системы логики, отказываясь от онтологического смысла этого закона; второй подверг серьезной критике все "доказательства" закона непротиворечия у Аристотеля. В итоге к концу века получили развитие паранепротиворечише логики, в которых закон непротиворечия не имеет места, и тем не менее в таких логических системах не доказуемо все что угодно.

Лит.: Аристотель. Соч., т. 1-4. М., 1976-1984; Васильев ff. А. Воображаемая логика: Избранные труды. М., 1989; Черч А. Введение в математическую логику. М., I960; Lukasiewicz. J. On the principle of contradiction in Aristotle.- "Review of Metaphaysics", 1971, v. 24.

В. А. Смирнов, А. С. Карпенко

НЕРАЗРЕШИМОСТЬ ТЕОРИЙ

НЕРАЗРЕШИМОСТЬ ТЕОРИЙ - см. Металогика, Разрешения проблемы.

НЕСМЕЛОВ

НЕСМЕЛОВ Виктор Иванович [1(13) января 1863 - июнь 1937, репрессирован] - русский православный богослов, философ. В 1883-87 учился в Казанской духовной академии, курсовое сочинение защитил как магистерскую диссертацию ("Догматическая система св. Григория Нисского", Казань, 1887). С 1898 профессор кафедры метафизики. Основной философской темой стала проблема самоопределения человека в мире: "Начальный мир сознания может определяться в самосознании не как субъективный и не как объективный, а только как существующий". Традиционный для философии в духовных академиях христианизированный платонизм и связанные с ним установки о "телесном" и "духовном" в человеке вполне усвояются в философской системе Несмелова, но развиваются и эксплицируются в рамках его "нового" осмысления. Основное сочинение Несмелова - "Наука о человеке", первый том имеет подзаголовок "Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни" (Казань, 1889), второй - "Метафизика жизни и христианское Откровение" (Казань, 1901). Бердяев охарактеризовал эту книгу как "опыт философского оправдания христианства" в рамках религиозно-философской антропологии, а самого Несмелова как самое яркое явление русской духовно-академической философии. Человек, по мнению Несмелова, может жить в мире уже по самому факту своего рождения, но это не достойно его разума и свободы, он имеет в мире особое назначение, которое в своих различиях придает ему различную ценность. Это может быть и "чисто торговая ценность", за которую человек или даже человечество покупают себе определенное благо жизни; тот же, кто видит свое назначение в бесконечном осуществлении вечной для него цели, может иметь и вечную ценность по содержанию той цели, которая осуществляется им. Проблематика личной этики тесно сопряжена с философско-богословской системой Несмелова. "Образ Божий" - не в человеке, а сам человек, личность "во всем объеме ее природного содержания".

Соч.: Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного Откровения.- "Православный собеседник", 1895, №6, 7; О цели образования.- Там же, 1898, № 2; Вера и знание с точки зрения гносеологии. Казань, 1913.

Лит.: Николаев А. Богословские труды проф. В. И. Несмелова.- "Журнал Московской патриархии", 1937, № 8; Белгородский M. H. Разгадавший тайну человека. О философе В. И. Несмелове.- "Советская библиография", 1992, № l; Константин (Горячев) en. Жизнь и творчество Несмелова.- "Человек", 1992, № 2.

А. И. Абрамов

НЕСОИЗМЕРИМОСТЬ ТЕОРИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВО

НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВО - религиозно-нравственное течение в Русской Православной Церкви кон. 15-1-й пол. 16 в. Духовный глава - преп. Нал Сорский. Основные представители: Вассиан Косой (Патрикеев), Артемий Троицкий, Максим Грек Α кр. К кон. 15 в. по мере роста и укрепления русского государства встал вопрос о роли и месте церкви в системе государственно-политических институтов. В самой церкви к этому времени складываются две крайние точки зрения нестяжателей и иосифлян. Иосифляне выступали за активную позицию церкви в делах государства, нестяжатели, наоборот, опираясь на традиции восточного исихазма, отстаивали независимость церкви от государства, были против вмешательства церкви в мирские дела и главной задачей духовенства считали отказ от соблазнов мира и собственное нравственное самосовершенствование. Верные идеалам христианского гуманизма, они убеждали прощать покаявшихся еретиков. Нестяжатели отказывались от какого бы то ни было собирания (стяжания) богатства, отдавали предпочтение внутренней сущности веры перед внешней, обрядовой стороной религии. В конечном итоге иосифляне, благодаря своей активной позиции, одержали верх. На соборе 1525 был осужден Максим Грек, в 1531 - Вассиан Косой. К сер. 16 в. нестяжательство фактически прекратило свое существование.

Лит.: Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике кон. 15-нач. 16 в. М.-Л., 1960.

E. H. Бутузкина

НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НИБУР РАЙНХОЛЬД

Статья большая, находится на отдельной странице.

НИБУР РИЧАРД ХЕЛЬМУТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НИГИДИЙ ФИГУЛ

НИГИДИЙ ФИГУЛ Публий (Publius Nigidius Figulus) (OK. 100 до н. э.- 45 до н. э.) - римский эрудит, в сочинениях которого трактовались вопросы естественных наук, грамматики, а также астрологии и мантики. Сохранились фрагменты из сочинений "О богах", "О человеческой природе", "О животных", "О ветрах", "<Небесная> сфера", "О снах" и др. Выведен в качестве собеседника в цицероновской версии платоновского "Тимея". По свидетельству Цицерона, ввел в интеллектуальный кругозор образованного римского общества пифагорейское учение. Возможно (Диллон), чтоНитидий Фигул познакомился с пифагореизмом благодаря Александру Полигистору и его сочинениям о пифагорейских символах и "Истории философии", которая, по всей вероятности, содержала обзор пифагореизма (Diog. L. VIII 25-35). Можно предположить, что пифагорейство Нигидия Фигула носило характер интеллектуальной любознательности, сравнимый с характером пифагорейских штудий у Варрона, с которым его объединяет также любовь к старине и интерес к грамматике (ср. Aul. Gell. 19, 14; Serv. Aen. 10,175).

Фрапм.: Publii Nigidii Figuli opemm reliquiae, coll. A. Swoboda. Pragae, 1889.

Лит.: Delia Casa A. Nigidio Figulo. Roma, 1962; DillonJ. The Middle Platonists. L, 1977, 2ed. 1996, p. 117-118.

А. В. Пахомова

НИГИЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НИГРАХАСТХАНА

НИГРАХАСТХАНА (санскр. nigrahasthana - пункт наказания) - последняя, шестнадцатая категория ньяи, означающая класс причин поражения в диспуте одной из участвующих сторон. В "Ньяя-сутрах" ниграхастхана - "противоречивость или незнание [ответа]" (1.2.19). Вторая часть последнего раздела "Ньяя-сутр" (V.2.1-25) посвящена 22 разновидностям категории ниграхастхана: отказ от своего тезиса, его переиначивание, противоречие тезису, отказ от него, переиначивание аргумента, подмена предмета обсуждения, бессмысленные аргументы, употребление ни для кого не понятной аргументации, "бессвязность", нарушение порядка членов силлогизма, "урезывание" их, избыточность в аргументах и примерах, повторы, молчание в ответ оппоненту, непонимание оппонента после его трехкратного выступления, неспособность к ответу, попытка избавиться от диспута, ответ по принципу: "Сам дурак!", отсутствие заслуженной критики, наличие незаслуженной критики, отказ от своей доктрины, применение псевдоответов (см.Джатч),

В. К. Шохин

НИДАНА

НИДАНА - см. Пратитья-самуатада.

НИДЭМ

НИДЭМ (Needham) Джозеф (9 декабря 1900, Лондон24 марта 1995, Кембридж) - английский биохимик, эмбриолог, историк и философ науки. Академическая карьера Нидэма протекала в Колледже Кая Кембриджского университета, где он был президентом (1959-66), главой колледжа (1966-76), почетным сотрудником (с 1976). Преподавал также биохимию в Институте Данна (1933-66). Основатель и глава Нидэмовского исследовательского института. Член Королевского научного общества (1941) и Британской академии (1971). Кавалер ордена Кавалеров Почета (1992).

В кон. 1930-х гг. в результате сотрудничества с китайскими учеными Нвдэм заинтересовался историей китайской науки. В 1942-46 возглавлял Британскую научную миссию в Китае, много путешествовал по стране, изучая китайскую культуру и собирая редкие книги и рукописи. Явился инициатором создания научного департамента ЮНЕСКО, который возглавлял в 1946-48. После возвращения в Англию начал работу над основным трудом жизни - многотомной "Наукой и цивилизацией в Китае", где содержится энциклопедическое описание истории, идеологии, культуры и науки в Китае (математики, химии, физики, медицины, астрономии и т д.).

Деятельность Нидэма привела к изменению перспективы западного науковедения в отношении традиционной китайской науки и смене парадигмы восприятия науки на Востоке в целом, улучшению взаимопонимания между китайской культурой и Западом. Исходя из своего понимания структур традиционной китайской идеологии, Нидэм выдвинул идею экуменической и организмической "науки будущего", сыгравшую важную роль в формировании методологии изучения истории науки во 2-й пол. 20 в.

Соч.: Science and Civilisation in China, v. l. Cambr, 1954 (к 1995 Нидэмом и его сотрудниками было опубликовано 17т.; издание продолжается).

Лит.: Современные историко-научные исследования: Наука в традиционном Китае (реферативный сборник). М., 1987.

С. В. Зинин

НИЙОГА

HИЙОГА (санскр. niyoga- предписание, обязанностьтермин мимансы, означающий обязательства, связанные с выполнением ведийских ритуальных предписаний. Проблемы анализа нийоги касались осмысления мотивации выполнения реципиентом этих предписаний. По "Миманса-сутрам", действия совершаются ради их плодов, плоды существуют ради человека, а человек - ради совершения обрядовых действий (III.1.4-6). В "Мимансасутра-бхашье" Шабарасвамина утверждается, что совершение этих действий не является самоцельным, но мотивировано желанием получения результатов - в оппозиции древнему авторитету мимансы Бадари, настаивавшему на том, что предписания следует совершать из "чистого долженствования". Школа Кумарила Бхатты приняла позицию Шабарасвамина, тогда как школа Прабхакары склонялась к точке зрения Бадари. Прабхакара пишет об особом невыразимом "чувстве долженствования", возникающем у реципиента предписания независимо от каких-либо внешних мотивировок. Поэтому две школы разошлись в акцентировке знаменитой ведийской максимы: "Кто хочет неба, пусть совершает жертвоприношение". Для Кумарилы это синтетическое суждение, означающее прагматическую мотивировку, для Прабхакары - аналитическое, ибо "кто хочет неба" означает просто жертвователя. Различной была соответственно и трактовка очень близкого нийоге термина "адхикара": школа Кумарилы видела в нем "компетентность", "предназначенность для чего-то", школа Прабхакары - "долг". Один из наиболее известных его последователей, Шаликанатха Мишра, отстаивал идею о том, что нийога как долг и есть сама дхарма, а желание плодов составляет "часть" нийоги. Полемика двух школ по этому вопросу велась до самого позднего времени, о чем свидетельствует трактат Рамануджи-мимансака "Тантрарахасья" (18 в.). Ф. И. Щербатской сопоставлял позицию Прабхакары с кантовской концепцией категорического императива (тогда Кумарилу следует считать сторонником гипотетического императива).

В. К. Шохин

НИКИФОР

НИКИФОР (2-я пол. 11 в., Ликия, Малая Азия- 1121, Киев) - митрополит Киевский, автор посланий и поучений. Родом из Византии. Учился в Константинополе, как мыслитель сформировался в интеллектуальной среде, в которой господствовали идеи Михаила Пселла. Под 1104 летопись сообщает о поставлении Никифора митрополитом Руси. До нас дошло пять произведений, принадлежащих перу Никифора: два адресованы Владимиру Мономаху ("Послание о посте и о воздержании чувств", "Послание от Никифора, Митрополита Киевского, к Владимиру, князю всея Руси... о разделении церквей на восточную и западную"), одно - волынскому и муромскому князю Ярославу Святославичу ("Написание на латыну к Ярославу о ересях"), одно - не названному по имени князю и одно поучение, приуроченное к неделе сыропустной. В "Послании о посте и о воздержании чувств" тема поста служит поводом для отвлеченных философско-богословских размышлений о проблемах онтологии, гносеолопт, психологии, этики и политики. В канву догматических рассуждений искусно вплетены экскурсы в античную мудрость. Касаясь соотношения души и плоти, телесного и бесплотного, Никифор исходит из принципа тесного взаимодействия души и тела, причем взаимодействия обоюдного. Душа взаимодействует с миром через слуг, коими являются пять чувственных телесных органов (очи, слух, обоняние, осязание и "вкушение"). На основании данных чувств "князь"-разум способен познать мир, а правильное использование разума ведет к разумению Бога. Источником знаний, в т. ч. и о божественном, оказываются чувства и разум. В послании создан идеальный образ государства, уподобленного некоей антропоморфной модели, где тело страны подчинено властной душе. Руководство осуществляет ум, символизирующий княжескую власть. Он действует через своих слуг, которые уподобляются органам чувств - глазам, ушам или рукам власти. В целом моделируется образ социального организма, действующего по законам живого, по общему с живыми разумными существами принципу гармонии духовного и плотского начал. Изд.: Калайдович К. Ф. Русские достопамятности. М., 1815, ч. 1; Он же. Памятники российской словесности 12 в. М., 1821; Макарий. История Русской Церкви, т. 2. СПб., 1868; Златоструй. Древняя Русь 10-13 вв. М., 1990.

Лит.: Безобразоеа М. В. Послание митрополита Никифора.- "Известия Отделения русского языка и словесности АН". СПб., 1898, т. 3, кн. 4; Голубинский Е. Е. История Русской Церкви, т. 1, 1-я пол. М., 1902; Громов М. Н. Об одном памятнике древнерусской письменности 12 в.- "Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия", 1975, №3.

В. В. Мильков

НИКИФОР ВАСИЛАКИ

НИКИФОР ВАСИЛАКИ (Νικηφόρος ό Βασιλάκης) (сер. 12 в.) - византийский богослов и ритор. Занимался публичной эксегесой Евангелий; наряду с Сотирпхом, Михаилом Солунским и др. выступил с рационалистической трактовкой некоторых догм христианства, осужденной на соборах 1156 и 1157. Сохранились его риторические сочинения, характеризующиеся светским и классицистическим направлением.

Соч.: Progymnasmata.- В кн.: Walt Chr. [ed.]. Rhetores Graeci, v. l. Stuttg., 1832, p. 423-525; [Proem to a collection of his works], ed. Miller Е- "Annuaire de l'Association pour l'encouragement des études grecques en France", 1873, année 7, p. 135-57; Mélanges orientaux. P 1883, p. 255-67; [К брату Константину].- В кн.: Regel W. et NovosadskyN. [ed.]. Fontes rerum Byzantinarum, t. l. Petropoli, 1892, p. 228-44; [Панегирик Иоанну II].- Ibid., p. 330-361; [Panegyric on Patriarch Nikolaes Muzalon], ed. KorbettiE.- "Hellenic Journal", 1934, v. 7. Лит.: Успенский Ф. П. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1891, с. 223-225; Browning R. The patriarchal school at Constantinople in the twelfth century- "Byzantion", 1962, t. 32, fasc. l.

С. С. Аверинцев

НИКИФОР ВЛЕММИД

НИКИФОР ВЛЕММИД (Νικηφόρος Βλεμμύδης) (1197/98, Константинополь - ок. 1269/72, Эфес) - византийский писатель, философ и богослов. Вместе с семьей был вынужден перебраться из Константинополя, захваченного в 1204 крестоносцами, в Вифинию (в Малой Азии), где и занялся науками, в частности медициной, философией и богословием. Затем, благодаря патриарху Герману II, был назначен анагностом ("чтецом"), диаконом и логофетом (1224-25). Постригшись в монахи ( 1235), через десять лет стал игуменом обители 1ригория Чудотворца в Эфесе, а в 1248 основал собственный монастырь ок. Эфеса, ставший впоследствии метохом Галесийского монастыря (ок. 1273). Никифор прославился как педагог. Основной сферой его деятельности было аристотелианское толкование философских и богословских проблем. Участвовал в переговорах по поводу церковной унии (1234 и 1250). В своих сочинениях об исхождении Св. Духа пытался выработать примирительную догматическую формулу, чем и подготовил базу Лионской унии (1274). Составил краткие курсы логики и физики. Среди его литературного наследия - автобиография (в двух редакциях), написанная в апологетических тонах с элементами агиографического жанра. Автор ас

кетических произведений, трактата "О вере" (для своей братии), комментариев к псалмам (не изданы). Из естественнонаучных трудов следует отметить "Краткую географию" и "Историю земли вкратце" (где выдвигал идею о шарообразности Земли), "Слово о душе" и "Слово о теле", вводные курсы "О логике" и "О физике". Последние сочинения - сводка аристотелевской натурфилософии.

Соч.: MPG, t. 142; Nicephori Blemmydae Curriculum vitae et carmina, ed. A. Heisenberg. Lipsiae, 1896. Лит.: Барвинок В. Никифор Влеммид и его сочинения. К., 1911; Tsouyopoulos N. Das Ätiierproblem und die Physikabhandlung des Nikephoros Blemmydes.- Rechenpfennige (Festschrift K. Vogel). Munch., 1968, S. 69-89.

M. В. Бибиков

НИКИФОР ГРЕГОРА

НИКИФОР ΓΡЕΓΟΡΑ (Νικηφόρος Γρήγορος) (οκ. 1290/91 или 1293/94, Ираклия Понтийская - между 1359 и 1361, Константинополь) - византийский энциклопедист, историк и философ. Ок. 1314/15 отправляется в Константинополь, где изучает логику и риторику у будущего патриарха Иоанна ХШ Глики, а философию и астрономию - у Феодора Метохита. Во время гражданской войны Иоанна VI Кантакузина (1341-47) был на его стороне, однако в конце концов попал в немилость, был осужден и анафемствован на поместном соборе в Константинополе в 1351.

Один из самых образованных людей своего времени, Никифор преподавал в школе монастыря Хоры, имел доступ к книгам библиотеки Феодора Метохита. Самым значительным произведением его жизни стала "Ромейская история" в 37 книгах, где он описал как события византийской истории (1204-1359), так и перипетии собственной жизни. Особое внимание уделено богословским спорам, в которых сам он принимал непосредственное участие. Среди других трудов - агиографические (жития Михаила Синкелла, Феофано, Иоанна Ираклийского), риторические, а также богословско-полемические сочинения, направленные против исихастского учения Григория Поломы (две "Антирретики"), диалог "Флорентий, или О мудрости", отражающий его дискуссию с Варлаамом Калабрийским. В наследии Никифора - огромный корпус писем, трактат о конструкции астролябии, вычисления затмений светил, предложения по совершенствованию составления календаря и определения дат Пасхи и др.

Соч.: Nikephoros Gregoras. Anlirrhetika l, hrsg. v. H.-V. Beyer. Wen, 1976; Niceforo Gregoras. Fiorenzo o intorno alla sapienza, ed. P.A. M. Leone. Napoli, 1975; Nicephori Gregorae Historia Byzantina, vol. 1-2, ed. L. Schopen. Bonnae, 1829-30; vol 3, ed. I. Bekkerus. Bonпае, 1855; Nicephori Gregorae Epistulae, ed. P.A. M. Leone, vol. 1-2. Napoli, 1982; Leone P. A. M. Nicephori Gregorae "Antilogia" et "Solutiones Quaestionum".- "Byzantion", t. 40, 1970, p. 471-516; в рус. пер.: Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. СПб., 1862.

Лит.: Медведев И. П. Византийский гуманизм ХГУ-ХУвв. СПб., 1997, с. 8-42; Бибиков М. В. Историческая литература Византии. СПб., 1998, с. 239-241; Guilland R. Essai sur Nicéphore Gregoras. L'homme et l'oeuvre. P., 1926; Beyer H.-V. Nikephoros Gregoras als Theologe und sein erstes Auftreten gegen die Hesychasten,- "Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik", Bd. 20, 1971.

M.B. Бибиков

НИКИФОР ХУМН

НИКИФОР ХУМН (Νικηφόρος ό Χούμνος) (между 1250 и 1255-18 января 1327) - византийский философ, богослов, писатель и государственный деятель. В центре его философских сочинений - выяснение отношения к Платону и Аристотелю с точки зрения христианской догматики. Критическому анализу платоновских диалогов "Тимей" и "Парменид" посвящен трактат "О том, что ни материя не существует прежде тел, ни эйдосы не существуют обособленно, но то и другое выступает в единстве" (Ότι μήτε ή ΰλη προ των σωμάτων, μήτε τα είδη χωρίς, αλλ' όμοΰ ταύτα.- Boissonade J. F. Anecdota nova. P., 1844; там же "Письма" - Έπιστολαί). Однако Никифор Хумн не является и последовательным аристотеликом, в целом он - эклектик, соединяющий платонизм и аристотелизм. В соч. "Опровержение Плотина относительно души" (Αντιθετικός προς Πλωτίνον, 1835.- Plotini opera omnia, ed. F. Creuzer. Oxonii 11 (MPG, v. 140), посвященном критике неоплатонической концепции "предсушествования" души, Никифор выступил как защитник христианского понимания трансцендентальных судеб личности. В то же время этот трактат - проявление серьезного интереса к наследию неоплатонизма. Ряд сочинений посвящен физико-космологической проблематике: "О мироздании и его природе" (Περί κόσμου και της κατ' αυτού φύσεως, неопубл.), "О воздухе" (Περί του αέρος) и др. Представляет интерес полемика Никифора Хумна с Феодором Метохитом, затрагивавшая широкий круг философских, космологических и эстетико-литературных проблем и обусловленная, по-видимому, политическими разногласиями.

Соч.: 'Αντιθετικός προς τους πάλαι σοφούς...- Boissonade J. F. Anccdûta Graeca... v. 3. P., 1831.

Лит.: VerpeaiixJ. Nicéphore Choumnos. Homme d'État et humaniste byzantin (ça 1250/1255-1327). P., 1959; Sevcenko I. La vie intellectuelle et politique en Byzance sous les premiers Paléologues. Études sur la polémique entre Théodore Métochite et Nicéphore Choumnos. Brux., 1962 (Corpus Bruxellense Historiae Byzantinae, Subsidia, 3).

С. С. Аверинцев

НИКОЛАЙ ИЗ ДАМАСКА

НИКОЛАЙ ИЗ ДАМАСКА (Νικόλαος ό Δαμασκηνός) (род. ок. 64 до н. э.) - греческий философ-перипатетик, историк и видный политический деятель, воспитатель детей Клеопатры, друг Августа, приближенный Ирода Великого, царя Иудеи.

Основное философское сочинение - "О философии Аристотеля" (не менее 13 кн.) частично сохранилось в сирийском переводе. В нем обнаруживается интерес исключительно к натурфилософии Аристотеля, материал излагается в следующем порядке: физика, космология, учение об элементах, метеорология, зоология, психология и ботаника (логика и этика отсутствуют). Первую философию Николай называет уже "Метафизикой" (слово впервые текстуально засвидетельствовано именно у него, т. к. тексты Андроника утрачены полностью), но рассматривает ее в рамках философии природы, что было характерно для ранней традиции (в компендии Николая "Метафизика" рассматривается после "Физики", но до "О небе").

Николай был известен также как автор всеобщей истории (Ιστορία καθολική) в 144 кн., которая начиналась великими царствами Древнего Востока и заканчивалась событиями современной истории,- труд монументальный и во многом компилятивный (источники для истории Востока - Ктесий и Ксанф, для греческой истории - Гелланик и Эфор); у Стобея как отдельное произведение цитируется сочинение Николая об обычаях разных народов. Составил также жизнеописание Августа и написал собственную биографию (сохранились фрагменты). От других его сочинений сохранились лишь названия: "О богах", "О природе" (или "О космосе", упомянуты Симпликием), "О прекрасных поступках". В словаре Суда Николаю посвящено целое эссе, в основном биографического содержания. Возможно, многие сочинения Николая носили пропедевтический характер - показательно цитируемое у Суды его сравнение образования (παιδεία) с долгим путешествием: как после множества впечатлений от разных стран всегда возвращаешься домой, так и после изучения множества наук обращаешься к философии.

Соч.: Nicolaus Damascenus. On the Philosophy of Aristotle, fragments of (lie first five books transi, from the Syriac with an introd. and comm. by Н. 3. Drossaart Lulofs, 2ed. Leiden, 1969; De Plantis, ed., introd. by Н. J. Drossaart Lulofs and E. Poortman. Amst,, 1989; Jacoby F. Die Fragmente der Griechischen Historikern A, 1926, N 90, S. 324-430. Лит.: Moraux P. Der Aristotelismus bei den Griechen, Bd. I. B., 1973, S. 445-478; Wacholder B. Z. Nicolaos of Damascus. В., 1962; Laqueur R. Nikolaos (20), RE XVII, 1936, col. 362-424.

M. A. Солопова

НИКОЛАЙ ИЗ ОТРЕКУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НИКОЛАЙ КАВАСИЛА

НИКОЛАЙ КАВАСИЛА, или Хамает (Νικόλαος Καβάσιλας, Χαμαετός) (ок. 1322/23, Фессалоника - после 1391, Константинополь) - византийский писатель и богослов. Выходец из знатной семьи, принял, наряду с патронимом Хамает, фамильное имя матери - Кавасила. Учился в Фессалонике, затем в Константинополе. Был близок к учению Григория Поломы. В 1360-х гг. занял архиепископскую кафедру в Фессалониках. Главные богословские сочинения - "Объяснение божественной литургии" и "О жизни во Христе" в семи книгах. Мистика Кавасилы носит христоцентрический характер. Практика исихата лежит в основе его учения о молитве. Среди других сочинений - "Речь о незаконных делах властей против священных сокровищ" (против актов секуляризации), пояснения к книге пророка Иезекииля и др. Сочинения его получили известность в Сербии и на Руси.

Соч.: Explication de la divine liturgie, йd. S. Salaville. P.-Lyon, 1943; в рус. пер.: Изъяснения Божественной литургии.- "Журнал Московской Патриархии", 1971, № ), 3, 5; Enepekides P. Der Briefwechsel des Mystikers Nikolaos Kabasilas.- "Byzantinische Zeitschrift", 1953, Bd.46.

Лит.: Поляковская M. А. Портреты византийских интеллектуалов: три очерка. СПб., 1998, с. 152-206; en. Алексий. Византийские церковные мистики XIV в. (преп. Григорий Палама, Николай Кавасила, преп. Григорий Синаит). Казань, 1906; Podskalsky G. Nikolaos Kabasilas: Meister und Lehrer des Gebets,- "Ostkirchliche Studien", Bd. 20, 1971.

M. В. Бибиков

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НИКОЛАЙ МЕФОНСКИЙ

НИКОЛАЙ МЕФОНСКИЙ (ΝΛόλαος ό Μθθώνης) (ум. между 1157и 1166)- византийский философ и церковный деятель. Во время христологических споров на соборах 1156 и 1157 выступил как защитник строгой ортодоксии против неоплатонических и западных влияний, выразившихся в христологии Comupuxa Пантевгена, в полемике против которого Николай Мефонский отстаивал строго объективный онтологизм: "Мы говорим, что железо горячо, а лед холоден, потому, что они таковы на деле, а не потому, что мы мыслим их такими" (цит. по: Δημητρακόπουλος 'Α., Εκκλησιαστική Βιβλιοθήκη. Lpz., 1866, σ. 232). При этом Николай Мефонский усматривал в концепции Сотириха возрождение платоновского учения об идеях и сам в полемических целях ссылался на критику этого учения Аристотелем. Систематическому сведению счетов с той опасностью, которую представлял для византийской ортодоксии возрожденный Михаилом Пселлом неоплатонизм, посвящено "Разъяснение на "Основы богословия" Прокла" ("Contra Proclum", йd. Th. Vцmel. Frankfurt, 1825). Кроме того, Николай Мефонский участвовал в полемике с богомилами, составил "Вопросы и ответы" (Ερωτήσεις καί αποκρίσεις, ed. J. Th. Vцmel.- "Jahresbericht des Frankfurtischen Gymnasium", 1925-26, S. l-39) -догматический трактат, пропагандировавший тринитарные идеи патриарха Фотия. Метод философской аргументации Николая Мефонского обнаруживал сильное влияние аристотелизма Иоанна Дамаскина. C04.:MPG,t.l35.

Лит.: Drasekef. Nikolaos von Methone.- "Byzantinische Zeitschrift", 1892, Bd. l, S. 438-78; Idem. Nikolaos von Methone als Bestreiter des Proklos.- "Theologische Studien und Kritiken", 1895, Heft 3, S. 589-616; PachaliH. Soterichos Panteugenes und Nikolaos von Methone.- "Zeitschrift für wissenschaftliche Theologie", 1907, Jg 50, Heft 3, S. 347-74; TakakisB. La philosophie byzantine. P., 1949, p. 219-21; Beck H.-G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. Miinch., 1959, S. 624-26.

С. С. Аверчнцев

НИКОЛАЙ ОРЕМ

НИКОЛАЙ ОРЕМ (Nicole Oresme) (ок. 1325- 11 июля 1382, Лизье) - французский философ и математик, доктор богословия Парижского университета, епископ Лизье (с 1377). Своей "Книгой о небе и мире" (Le livre du ciel et du monde), переводами на французский язык сочинений Аристотеля "Этика", "Политика", "О небе" положил начало научной литературе на национальном языке. Известен также как автор комментариев к сочинениям Аристотеля и нескольких трактатов по математике и механике. В естествознании придерживался В основном учения Аристотеля, но с существенными нововведениями. Так, в механике он развивает учение Буридана и Альберта Саксонского об импетусе как причине движения тел и придерживается учения о постепенности перехода тела от состояния покоя к состоянию движения. В "Книге о небе и мире" приводит любопытные доводы в пользу вращательного движения Земли вокруг своей оси и формулирует принцип относительности движения. Так, он пишет, что человек, находящийся в трюме корабля, движущегося равномерно, не сможет заметить движение корабля. Равно и обитатели Земли не смогли бы, согласно Орему, заметить движение Земли, если бы ока двигалась. В своем "Трактате о конфигурации качеств" он предложил геометрический метод изображения интенсивности качества, благодаря которому средневековое учение о широте форм (см. Оксфордская школа) получило более наглядное представление. До нач. 20 в. труды Николая Орема были практически неизвестны; они были открыты П. Дюзмом.

Соч.: Le Livre du ciel et du monde. Madison, 1968; Nicole Oresme and the Medieval Geometry of Qualities and Motions, A Treatise on the Uniformity and Difformity of Intensities Known as Tractatus de configurationibus qualiatum et motuum. Madison, 1968; De proporlionibus poportionum and Ad pauca respicientes. Madison, 1966; в рус. пер.: О кокфигурации качеств.- "Историко-математические исследования", вып. 11. M., 1958; Трактат о соизмеримости или несоизмеримости движений неба.- "Историко-астрономические исследования", вып. 6. M., 1960.

Лит.: Зубов Я. П. Пространство и время у парижских номиналистов XIV века.- В кн.: Из истории французской науки. М., I960; Meunier F. Essai sur la vie et les ouvrages de N. Oresme. P., 1857; Duhem P. Un précurseur français de Copernic: Nicole Oresme (1377).- "Revue générale des sciences", 15 nov. 1909; Maier A. Vorläufer Galileis im 14. Jahrhundert. Rome, 1949.

И. В. Лупандин

НИКОМАХ

НИКОМАХ (Νικόμοίχος) из Герасы (1-я пол. 2 в. н. э.) - греческий философ и математик, представитель среднего платонизма и неопифагореизма. Известен гл. о. как автор популярного "Введения в арифметику", латинский авторизованный перевод которого, принадлежащий Боэцию, широко использовался в учебных целях вплоть до Возрождения.

Во "Введении" предъявляются достаточно простые арифметические конструкции, такие, как прогрессии и "многоугольные" числа, и формулируются их свойства и взаимные отношения. Доказательств в духе Евклида Никомах не дает, а демонстрирует общие утверждения о бесконечных совокупностях чисел (напр., прогрессиях) на примерах их конечных совокупностей, неявно пользуясь принципом математической индукции. Он также сопровождает свое изложение замечаниями философского характера, в которых кратко обрисовывает пифагорейскую числовую доктрину. Более подробно эта тема развита в комментарии на "Введение в арифметику Никомаха", принадлежащем Ямвлиху Сохранилась также "Гармоника" Никомаха (трактат по теории музыки). От "Теологуменов арифметики" сохранился пересказанный фрагмент в одноименном трактате, традиционно приписываемом Ямвлиху. Не сохранилась составленная Никомахом "Жизнь Пифагора", ставшая источником для аналогичных сочинений Порфирия и Ямвлиха.

Соч.: Nicomachi Geraseni Pythagorei Introductionis Arithmeticae Libri II, гее. R. Hoche. Lipsiae, 1866, англ. пер.: Nicomachus of Gerase, Introduction to arithmetic, transi, by M. L. D'Ooge. N. Y, 1926 (repr. 1972); Enchiridion harmonici.- Musici scriptores Graeci, ed. K. Jan. Lipsiae, 1895, S. 235-282 (repr. Hildesheim, 1962), англ. пер.: Greek Musical Writings. Cambr., 1989, vol. 2, p. 245-269 (by A. Barker); Ямвлих. Теологумеиы арифметики, пер. В. В. Бибихина.- В кн.: Лосев А. Ф. История античной эстегики. Последние века, κι ;. 2. M., 1988, с. 395-419.

Лит.: Levin F. The Harmonies of Nicomachus and the Pythagorean Tradition. Philadelphia, 1975; DiUon!. The Middle Platonists. L., 1977, 2ed. 1996, p. 352-361; O'MearaD. Pythagoras Revived. Mathematics and Philosophy in Late Antiquity. Oxf., 1989.

А. В. Родин

"НИКОМАХОВА ЭТИКА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

НИЛ СОРСКИЙ

НИЛ СОРСКИЙ (в миру Николай Майков) (1433, Москва - 1508, скит близ Кирилло-Белозерского монастыря) - русский церковный деятель, мыслитель, глава нестяжателей. Канонизирован Русской Православной Церковью. Подвизался в Кирилло-Белозерском монастыре. Странствовал по Востоку, жил на Афоне, где изучил греческий язык и познакомился с учением исихастов. Вернувшись на родину, основал скит на р. Соре. Вслед за восточными подвижниками считал, что суть монашеской жизни не во внешних обрядах, не в разных физических лишениях и бесконечных молитвах, а в "умном" мысленном делании, постоянной, сосредоточенной работе духа над греховными помыслами и страстями, борьбе с ними. Нил Сорский выделяет 8 дурных помыслов: чревообъедение, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Овладевая человеком, дурной помысел проходит 5 ступеней: прилог, сочетание, сложение, пленение, страсть. Борьба с дурными помыслами ведется с помощью мысленной духовной молитвы и безмолвным постоянным наблюдением за своим умом. В результате монах должен научиться не только внешне соблюдать заповеди, но даже не помышлять об их нарушении. Этим достигается устойчивость души против житейских невзгод и волнений, ум человеческий забывает все земное, а душа обретает "неизреченную радость" предчувствия вечного блаженства. Нил Сорский активно выступал с проповедью терпимого отношения к раскаявшимся еретикам. На церковном соборе 1503 выступил против монастырского землевладения, но потерпел поражение.

Изд.: Боровкова- Майкова М. С. Нила Сорского Предание и Устав.- "Памятники древней письменности и искусства", т. 179.СПб., 1912. Лит.: Лурье Я. С. Направление Нила Сорского в идеологической борьбе кон. 15 в.- Он же. Идеологическая борьба в русской публицистике кон. 15 - нач. 16 в. М.-Л., I960.

Е. Н. Бутузкина

НИРВАНА

НИРВАНА (санскр. nirvana, пали nibbдna - угасание, потухание) - в индийской религиозной мысли (адживике, джайнизме и др.) высшая цель всех живых существ; одно из ключевых понятий буддизма, обозначающее трансцендентное состояние, достигнутое Буддой в результате познания четырех благородных истин и прохождения восьми ступеней дхьяны (медитации). Состояние нирваны предполагает полное искоренение аффектов и эгоцентрических привязанностей (клеши, ашая), которые "подпитывают" процесс перерождения (сансара, карма), поэтому ее наступление часто сравнивают с потуханием огня по истощении запасов топлива. В текстах нирвана нередко описывается в чисто отрицательных терминах как отсутствие некоторых фундаментальных свойств сансарного бытия - прежде всего духкхи.

В отношении Будды к нирване можно усмотреть определенное приспособление к уровню аудитории. Он стремился к тому, чтобы нирвана не только служила контрастом привычной практике своих слушателей, но и представлялась им привлекательной целью. Вряд ли большинство последователей Будды вдохновилось бы идеалом ничто (именно так интерпретировали нирвану многие европейские мыслители, видящие в буддизме форму нигилизма), поэтому для них Он говорит о блаженстве, для более "продвинутых" - о прекращении сознания. Нирвана не обязательно влечет за собой физическую смерть. Смерть архата, уже пережившего нирвану, называется паринирваной (высшей нирваной). Считается, что достигшие ее совершенно исчезают из всех существований, миров и времен, поэтому бодхисаттвы, пекущиеся о благе других существ, откладывают свой окончательный уход для того, чтобы помочь им облегчить свою участь.

В махаяне нирвана отождествляется с шуньятой (пустотой), дхарма-каей (неизменной сущностью Будды) и дхарма-дхату (конечной реальностью). Нирвана является здесь не результатом процесса (в противном случае она была бы еще одним преходящим состоянием), а высшей вечной истиной, которая подспудно содержится в эмпирическом существовании (идея тождества нирваны и сансары).

В. Г. Лысенко

НИРВИКАЛЬПА-САВИКАЛЬПА

НИРВИКАЛЬПА-САВИКАЛЬПА пратьякша (санскр. nirvikalpa-savikalpa pratyaksa - чувственное восприятие с ментальными конструкциями и без ментальных конструкций) - в индийской эпистемологии обозначение двух этапов чувственного восприятия {пратьякша}. На первом этапе (нирвикальпа) познаваемый объект выступает как нечто еще неопределенное, недифференцированное, неопределимое в словах и понятиях. На следующем этапе (савикальпа) он становится объектом суждения. Исследователи толкуют эти два этапа как соответственно "довербальный-вербальный", "допредикативный-предикативный", "допропозициональныйпропозициональный".

Само деление восприятия на два этапа вводится буддийским философом Дигнагой с целью отделить истинное познание собственной природы вещей (сварупа-лакшана) отложного мысленного конструирования (викальпа), предметом которого являются созданные в нашем сознании обобщенные ментальные образы (саманья-лакшана). С точки зрения Ф. И. Щербатского, савикальпа подобна кантовскому синтезу апперцепции, тогда как нирвикальпа выступает неким трансцендентальным источником, который практически не дает никакого познания.

Если Дигнага полагал, что нирвикальпа и савикальпа имеют разные сферы действия и разные объекты, то вайшешик Прашастапада, первым из брахманистских философов воспринявший это деление восприятия (хотя и без употребления соответствующих терминов), а также последующие вайшешики и найяики считали их этапами одного и того же процесса в отношении одного и того же объекта. Для них савикальпа столь же истинна, как и нирвикальпа, а то, в чем буддийский философ видит лишь ложные ментальные конструкции, обретает у них характер реально существующих универсалий. Для рационалистических и реалистических школ ньяи и вайшешики переход от нирвикальпы к савикальпе является необходимым этапом эмпирического познания, тогда как для направлений сотериологнчеекой ориентации (буддизм, йога) он расценивался как потеря непосредственного, а значит, и истинного характера познания и неизбежное увеличение ложного знания, препятствующего достижению высшей религиозной цели.

В. Г. Лысенко

НИРДЖАРА

НИРДЖАРА (санскр. nirjarд - разрушение) - предпоследняя по порядку категория джайнской философии, означающая завершающую стадию устранения воздействий на душу кармической материи. Нирджара опирается на предшествующую стадию - самвару, которая означает приостановку асрав (обусловливающих новый "приток" карм), - и является деструкцией уже последствий совершенных в прошлом действий. В "Таттвартхадхигамасутре" указывается, что нирджара достигается, после реализации самвары, культивированием особого аскетизма-тапаса (IX.3). В этом подвижничестве различаются подвиг внешний - различные стадии голодания, отшельничества и умерщвления плоти и внутренний - искупление совершенных проступков, скромное поведение, служение, изучение джайнских текстов, отречение от всего и четыре ступени медитации (однонаправленность и устранение флюктуации мысли), из которых две последние ведут прямо к "освобождению" (К. 19-30).

В. К. Шохин

НИРИШВАРА-ВАДА

НИРИШВАРА-ВАДА (санскр. nirоsvaravada - учение об отсутствии Бога) - в индийской мысли общее обозначение атеистических или нетеистических доктрин. Книришвара-ваде относятся те школы и направления, которые выдвигали аргументы против существования Бога (Ишвары) как создателя, управителя мира и источника морали. По свидетельству Трчпшпаки, Будда, подчеркивая свое неприятие веры в Ишвару, ссылался на обесценивание морального смысла закона кармы: если добро и зло творятся волею Ишвары, то в чем смысл человеческих деяний? Позднее в буддизме появляется и целый ряд других ангитеистических аргументов, напр.: если Ишвара имеет желания (сотворить мир), значит, он несовершенное существо (Васубандху, Шантаракшита, Камалашива и др.). Выступая против трансцендентного личного Бога, буддисты не отрицали существования богов, считая, однако, что их власть ограничена лишь той сферой, где они могут помогать людям получить какие-то материальные блага или охранить их от опасности. Похожее отношение к богам было не только в джайнизме, но и в оплоте брахманистского традиционализма - мимансе, которая признавала важность их существования только в качестве объектов ведийских ритуалов. Правда, в отличие от буддизма, она обходила молчанием вопрос об Ишваре. Атеистической была и ранняя санкхья, а также вайшешика эпохи создания "Вайшешика-сутр" (в которых Бог не упоминается). Определенным обесцениванием ишвара-вады как религиозной доктрины можно считать и концепцию адвайта-веданты Шанкары, согласно которой она относится лишь к уровню профанического знания (авидья). В. Г. Лысенко

НИРНАЯ

НИРНАЯ (санскр. тграуа - изыскание) - девятая категория ньяи, исследование проблемы путем анализа ее альтернативных решений. В "Ньяя-сутрах" нирная характеризуется как "определение предмета при сомнении [о нем] через рассмотрение] двух оппонирующих мнений" (1.1.41). Нирная непосредственно скоординирована с третьим источником сомнения (саншая) и весьма близка к "дискурсу" (тарка), как пособие для доказательства. По Ватсьяяне, решение проблемы методом нирная наступает в результате необходимого отвержения одной позиции и подтверждения другой. Он также различает псевдопротиворечие и реальное противоречие (которое и разрешается методом нирная): второе имеет место лишь в случае, когда противоположные характеристики приписываются одному предмету в конкретном контексте, а не в целом. Нирная находит определенные параллели в понятии современной теории аргументации, известном как джастификация.

В. К. Шохин

НИХСВАБХАВА-ВАДА

НИХСВАБХАВА-ВАДА - см. Шунья-вада.

НИЦШЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница