Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "М" (часть 6, "МОН"-"МЮН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 6, "МОН"-"МЮН")

МОНАДОЛОГИЯ

МОНАДОЛОГИЯ - концепция, согласно которой мир состоит из сущностей (монад), каждая из которых имеет все свойства целого. Атом Левкиппа и Демокрита, имея свойства семени, души, микрокосма, иногда считают монадой. Аналогично можно понимать атомы Эпикура, Лукреция, атомистов Шартрской школы. Монадология прослеживается в неоплатонизме от Прокла до Николая Кузанского и современных идеологий всеединства, равно как в гносисе, христианском богословии, каббале, в восточной мысли. Каждое точечное осуществление первоначала, стремящееся к воссозданию его в меру своей дистанции от него, выступает как его индивидуальное выражение. У Пико делла Мирандолы мир состоит из независимых единиц, связанных между собой только одинаковым стремлением отобразить целое со своей "точки зрения"; исследователь природы и духа должен быть "синопсистом", видящим во всяком предмете такой же микрокосм, каким является он сам. Микро-космична медицина Парацельса. Синтезом этого мироощущения, актуальным до сего дня, стала монадология Лейбница, наметившаяся у него около 1675 в связи с разработкой им интегрального и дифференциального исчисления, когда он перестал считать пространство субстанцией, и оформившаяся около 1695 (провозглашена в одноименном трактате 1714). Бытие состоит из метафизических точек, непротяженных, неделимых, но чутких. Состоя из перцепций, они суть зеркала Вселенной, взгляды Бога, бессознательные души, с которыми всегда связаны соответствующие им тела. Среди многочисленных реминисценций Лейбница можно назвать "Новую монадологию" (1899) персоналиста Ренувье, социологию Г. Тарда с его пониманием общественности в свете универсального закона повторения (имитации), русскую монадологию. В панпсихизме^. А. Козлова материя осознается как функция взаимодействия духовных субстанций, иерархически упорядоченных монад, непосредственно зависящих от высшей монады Бога, телом которой служит весь мир. У Д. М. Лопатит за материальными процессами внешнего мира подлежат выявлению сверхвременные монады, по-разному способные к душевной деятельности. Московский математик Н. В. Бугаев в статье "Основные начала эволюционной монадологии" описал перспективу возвращения монад к мировой гармонии. Интуитивизм И. О. Лосского с его принципом гносеологической координации, теорией стимулов познания, подсознательным восприятием бесконечного множества содержаний связан с философией Лейбница как в целом, так и в понимании субстанции - деятельного, сверхвременного и сверхпространственного существа, которое предшествует расслоению на психическое и материальное и исторически развивается, изобретая себе типы жизни от элементарных неорганических вплоть до человеческих и сверхчеловеческих. Естественная история переплетена с нравственной эволюцией, причем уже сейчас в подсознании каждого органического и неорганического деятеля наряду с памятью о прошлом есть предвосхищение всего будущего. С. Л. Франк вместе с "непостижимым" Николая Кузанского усвоил его протомонадологию.

В. В. Бибихин

МОНАРХИЯ

МОНАРХИЯ (от греч. μον-κρχία - единовластие) - одна из форм монократии - единоправия и наименование государственного строя, во главе которого стоит монарх. От других форм монократии (диктатуры, президентского правления, партийного вождизма) монархия отличается наследственной (динамической) преемственностью власти (престола, короны) и семейно-родственным заполнением политического окружения.

Культурно-исторической основой происхождения монархии был социально-биологический механизм вождизма - появления у человеческой группы, жившей по нормам стайных животных, вождя и иерархии подчиненного ему окружения. Впоследствии такой вождь возглавлял племя, затем союз племен, предгосударственные и государственные образования, и постепенно складывалось представление о стране и народе как собственности государя.

Монархия находится в исторической оппозиции республиканской государственности и конкурирует с республиканской демократией, но может сочетаться с демократией монархической, т. е. с древнейшими формами племенной, военной, вечевой (в русских княжествах), городской (полисной) демократии (смешанное правление, по Аристотелю). Исторический смысл дилеммы "монархия - республиканская демократия", сформулированной еще политической философией античной Греции, объяснялся как проблема числа в политике: движение от 1 до множества (Платон. Республика, 291d, 302с). Движение от 1 до η функционально, между монархией и демократией расположены все другие типы государственного строя, 1 и η - это крайности, поэтому они в истории то вытесняли друг друга, то сочетались друг с другом. В романской и средневековой традиции прочно удерживалась традиция титулярности монархии, т. е. правления, доверенного монарху народом - подлинным обладателем власти и права. Раннефеодальные монархии еще не обладали всей полнотой власти, которую они вынуждены были делить с племенными вождями и общинным самоуправлением в городах, нередко их функции были ограничены руководством военными операциями (выборные цари германских племен, новгородские князья на Руси). На Востоке и в Европе к началу Нового времени монархия постепенно абсолютно возобладала и приняла завершенную форму абсолютизма (в Европе) и самодержавия (в России) в процессе исторической концентрации и централизации власти. Абсолютизм получил теоретическое обоснование в концепции монархического суверенитета в сочинениях И. Санина ("Просветитель", 1503) и Ж. Бодена ("Шесть книг о республике", 1576). Монархия как форма правления постепенно пришла в упадок. Этот процесс начался с кон. 18 в. и продолжался в течение 19 и 20 вв. Монархии либо заменялись республиканским строем, либо принимали смешанные формы (конституционная, демократическая, парламентская), которые существенно ограничивали властные полномочия монарха, а зачастую сводили роль монарха в государстве к чистому представительству.

Лит.: Mittels ff. Der Staat des hohen Mitelalters. Grundlinien einer vergleichenden Verfässungsgeschichte des Lehnszeitalters. Weimar, 1968; Ficliienau H. Das Karolingische Imperiurn. Zürich, 1949.

И. И. Кравченко

МОНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОНИМ

МОНИМ (Μόνιμος) из Сиракуз (2-я пол. 4 в. до н. э.) - греческий философ-киник, ученик Диогена Синайского и Кратета Фиванского. Был рабом, но, притворившись безумным, был отпущен на волю и немедленно стал учеником Диогена - как им и было задумано. Автор "Об импульсах" и "Протрептика". Наиболее известное изречение Монима, позволяющее предположить скептические мотивы в его учении, зафиксировано в двух разных версиях: "Все нами воспринимаемое иллюзорно" (то γαρ ύποληφθέν τΰφον είναι παν) (из комедии Менандра "Конюший", цит. по: Diog. L. VI 83, ср.: Марк Аврелий. Размышления IÎ, 15) и "все - иллюзия" (τΰφον τα πάντα) (Sext. Emp. Adv. Math. VIII, 5), что Секст истолковывает как мнение "о несуществующем как о существующем". Два изречения Монима нравоучительного характера сохранил Стобей (Stob. IV31C.89;II.31.88). Лит. см. к ст. Скептицизм.

М. А. Солопова

МОНОТЕИЗМ

МОНОТЕИЗМ (от греч. μόνος - один и θεός - бог) - религиеведческое, философское, теологическое (богословское) понятие, означающее веру в одного-единственного Бога, что принципиальным образом исключает веру в каких-либо других богов, и поклонение им.

В религиеведческом плане монотеизм - одна из форм религии, наиболее полно воплощенная в иудаизме, христианстве, исламе; отчетливо проявляющаяся в зороастризме, а также в некоторых разновидностях индуизма (особенно в Новое время). Монотеистические религии - это религии, имеющие основателей. Для них принципиальное значение имеет вера в то, что они конституированы на основе божественного откровения. Откровение носит профетическую форму Понятие "монотеизм" тем или иным образом соотносится с понятиями "политеизм", "монолатрия" и "генотеизм". "Политеизм" - признание существования многих, в той или иной степени независимых друг от друга богов. "Монолатрия" означает почитание какого-то одного бога, не сопровождающееся отрицанием существования других богов. "Генотеизм" предполагает фактическое почитание одного бога, что не исключает существования других богов. Некоторые религиеведческие теории исходили из тезиса о том, что монотеизм как вера в одного высшего Бога являлся первоначальной формой и истоком различных религий. К числу наиболее известных относится концепция "прамонотеизма" В. Шмидта. Другие теории провозглашали монотеизм завершением эволюции религиозной жизни человечества. Подобные теории не находят убедительного подтверждения в многообразном религиозно-историческом материале.

Как теологическое и как философское понятие "монотеизм" в содержательном плане по существу совпадает с понятием "теизм", впервые оно встречается у кембриджского платоника Г. Мора. "Теизм" поначалу обозначал нечто противоположное "атеизму" и равнозначное "деизму". Лишь постепенно оформлялось понятийное различие между "теизмом" и "деизмом", суть которого выразил уже И. Кант: "Деист верит в одного Бога, а теист - в одного живого Бога". Определенную новацию в рассмотрение монотеизма внес Г. В. Ф. Гегель, у которого впервые монотеизм противопоставляется не политеизму, а пантеизму. Г. Коген увязал всемирно-историческое значение иудаизма с оформлением монотеизма. В понятии "теизм" Бог концептуализируется как абсолютная, трансцендентная по отношению к миру духовно-личностная реальность, выступающая в качестве безусловного творящего источника всего небожественного сущего и сохраняющая действенное присутствие в мире. "Теизм", однако, получает свою спецификацию в каждой из религий, относимых к монотеистическим.

Ю. А. Кимелев

МОНТЕНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОНТЕСКЬЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОПЕРТЮИ

МОПЕРТЮИ (Maupertuis) Пьер Луи Моро (28 сентября 1698, Сен-Мало - 27 июля 1759, Базель) - французский математик, физик и философ. Член Французской академии (с 1723), президент Прусской академии наук (с 1745). Защитник и пропагандист идей Ньютона во Франции. Сформулировал "принцип наименьшего действия" в качестве универсального механического закона Вселенной, согласно которому любое изменение, происходящее в природе, затрачивает наименьшее из возможных количество движения. Из этого принципа Мопертюи выводил все законы движения и видел в нем самое убедительное доказательство существования всемогущего и всеведущего существа - Бога. Для объяснения жизни выдвинул предположение о том, что мельчайшие частицы материи обладают свойствами, аналогичными человеческому желанию и отвращению, памяти и разуму ("Système de la nature", 1754). С критикой взглядов Мопертюи выступал Д. Дидро.

Соч.: Oeuvres, t. 1-4. Lyon, 1768. Лит.: Brunei Р. Maupertuis, ν. 1-2. R, 1929.

О. В. Суворов

МОР ГЕНРИ

MOP (More) Генри (12 октября 1614, Грентем - 1 сентября 1687, Кембридж) - английский философ, поэт, религиозный деятель, представитель кембриджских платоников. Воспитывался в кальвинистской семье, однако уже в молодости стал сторонником англиканской церкви. Учился в Кембриджском университете, где в 1639 стал профессором философии и теологии. Увлекшись вначале философией Декарта, в дальнейшем в работе "Enchiridion metaphysicum" (1671) подверг ее критике с позиций христианского платонизма. Природа, состоящая из бесконечно малых первичных элементов, есть результат творческой активности мировой души, которая, в свою очередь, является инструментом Бога. В работе "Enchiridion ethicum" (1667) утверждал, что человеческий разум способен к объективному постижению Бога и абсолютных и универсальных законов морали.

Соч.: Opera omnia, 3 vols. L., 1679; The Philosophical Writings of Неnrу More, ed. by E I. Mackinnon. N. Y, 1925.

Лит.: Rupert Hall A. Henry More: Magic, Religion and Experiment. L., 1990.

В. Ф. Коровин

МОР ТОМАС

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОРАЛИЗАТОРСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОРАЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОРГАН

МОРГАН (Morgan) Льюис Генри (21 ноября 1818, Орора, Нью-Йорк- 17 декабря 1881, Рочестер, Нью-Йорк) - американский этнограф и социальный философ, исследовавший развитие первобытного общества, испытал влияние просветительских идей 18 в., а из современников - швейцарского археолога, исследователя античности И. Бахофена. Изучая системы родства у ирокезов, дакотов и других индейских племен, Морган пришел к выводу об универсальности родовой организации и едином пути развития человечества через ступени дикости и варварства к цивилизации и разработал более дробную и конкретизированную периодизацию истории первобытного общества. В ее основу положены два критерия: развитие производительных сил ("прогресс открытий и изобретений") и развитие института собственности, который считал исторически преходящей формой. Морган показал значение матриархата как исходной ячейки и первоначальной основы организации доклассового общества, чем опроверг господствовавшую в то время теорию патриархата как единственной формы родства. Исследуя, как матриархат сменялся патриархатом, как менялись формы семейных отношений, как под влиянием разделения труда, изменений форм собственности, роста социального неравенства разлагались древние формы родового строя, подчеркивая при этом различия в культуре разных народов, Морган доказывал единство прогрессивного развития человечества, состоящего в поступательной смене периодов, и обосновывал идею доступности прогресса для всех отсталых народов мира. Морган был активным публичным политиком, выступал в защиту прав американских индейцев, критиковал политику федерального правительства.

Соч.: Древнее общество, илиИсследование линий человеческого прогресса через варварство к цивилизации. СПб., ! 887; The League of the Iroquois.N.Y, 1851(1962).

Ε. В. Остова

МОРЕЛЛИ

МОРЕЛЛИ (Morelly)-французский социалист-утопист 18 в. Надежные биографические сведения о нем отсутствуют. В середине 18 в. были опубликованы его произведения, наиболее важные из которых - "Базилиада" ("Le Naufrage des isles flottantes ou Basiliade...", t. 1-2. Messine, 1753) о якобы реально существующем коммунистическом обществе и "Кодекс природы, или Истинный дух ее законов" ("Code de la Nature, ou le véritable esprit de ses Lois". P., 1755; рус. пер.: 1956), где рассматриваются причины, породившие социальное неблагополучие, и предлагаются пути создания совершенного общества: частная собственность - это величайшее зло, которого не было во времена естественного состояния людей, для установления идеального строя необходимы просвещенное правление и разумное законодательство, призванное отменить частную собственность; все граждане должны обеспечиваться работой и содержанием на общественный счет.

Лит.: Во.иин В. П. Коммунистическая теория Морелли.- В кн.: Морелли. Кодекс природы, или Истинный дух ее законов. М.-Л., 1956; Он же. Французский утопический коммунизм. М., 1960; Он же. Революционно-демократическая идеология и утопический социализм во Франции XVIII века. М., 1989.

С. С. Худолей

МОРЕНО

МОРЕНО (Могепо) Якоб Леви (20 мая 1892, Бухарест14 мая 1974, Бикон, Нью-Йорк) - американский психиатр, социальный психолог, основоположник социометрии. Образование в области философии и медицины получил в Венском университете. Испытал влияние фрейдизма, Г. Зиммеля, Л. Визе и Г. Кули. С 1925 - в США.

Социометрия - метод количественных измерений и анализа структуры межличностных отношений в малых социальных группах. Ее предмет - микроструктура социального мира, т. е. психологические отношения между членами группы, которые не всегда соответствуют макроструктуре общества, т. е. "пространственному" размещению людей в различных сферах жизнедеятельности. В несоответствии макроструктуры и микроструктуры общества Морено усматривает причину напряжений, конфликтов и социальных противоречий. Методика Морено направлена на выявление системы симпатий и антипатий, притяжений и отталкиваний, существующих в малой (контактной) группе. Обработка информации, структурированной по определенному вопросу-критерию, дает описание структуры отношений между членами группы, а также характеристики отдельных членов группы, указывающие на его положение в группе. Социометрические методы применяют при исследовании предпочтений и выборов партнеров по совместной работе, учебе, отдыху и т. п., при исследовании психологической несовместимости. Морено разработал и применял психотерапевтический метод психодрамы. Участвуя в "терапевтическом театре", пациент исполняет определенные роли и испытывает психические состояния, которые помогают ему обучиться новым для него действиям психологической защиты. Как один из методов экспериментального изучения малых групп социометрия Морено дает результаты в виде количественных индексов, что способствует ее популярности. Более глубокий анализ требует содержательного изучения мотиваций, что возможно при сочетании социометрической техники с другими инструментами анализа.

Соч.: Sociodrama: A Method for the Analysis of Social Conflict. N. Y, 1944; Соииометрия. М., 1958.

Е. В. Остова

МОРИС

МОРИС (Morris) Чарльз Уильям (род. 23 мая 1901) - американский философ, специалист по знаковым системам. Профессор Чикагского университета (1931-47). По своим философским взглядам - последователь классического прагматизма, сторонник логического позитивизма. Последователь Ч. С. Пирса, идеи которого Морис систематизировал и развил. В области психологии находился под влиянием бихевиоризма. В работе "Основания теории знаков" ("Foundations of the Theory of Signs". Chi., 1938) впервые разделил семиотику (общую теорию знаков) на три взаимосвязанные дисциплины: синтаксис, семантику и прагматику. Наибольший интерес Морис проявлял к прагматическим аспектам языка, связи знаков с доступным наблюдению поведением. Он видел причину общественных конфликтов в неправильном употреблении знаков, ибо именно знаки организуют поведение людей в разных областях их деятельности. Знаковая система для Мориса - это главный инструмент приспособления человека (и животного) в жизни и ее практического преобразования. Морис связывал свои семиотические исследования с социальной психологией.

Семиотика, по Морису, - унифицированная наука, способная решать любые философские проблемы. При этом логику и математику он рассматривал как эмпирические науки, имеющие более узкое применение. Язык - система знаков, частный случай знаковых систем, употребляемых людьми и животными. Лингвистика в этом смысле подчиняется семиотике. Различал денотат знака (объект-стимулятор определенного поведения) и сигнификат (условия и правила применения) знака. Значение знака трактовал как вызванное им поведение, а сами знаки классифицировал по видам значения (информирующие, оценивающие, побуждающие, систематизирующие). Истина, согласно Морису, - это эффективная (полезная) согласованность знаков. Идеи Мориса оказали значительное влияние как на американскую философию, так и на последующие исследования знаковых систем в различных странах.

Соч.: Pragmatism and the Crisis of Democracy Chi., 1934; Logical Positivism, Pragmatism and Scientific Empiricism. P., 1937; Signs, Language and Behavior. N. Y, 1946; The Language of Value. N. Y, 1957.

А. Ф. Грязное

МОРРАС

МОРРАС (Maurras) Шарль-Мари-Фотиус (20 апреля 1868, Мартиг - 16 ноября 1952, Сен-Симфориен, вблизи Тура) - идеолог французского национализма, идейный руководитель французской ультранационалистической организации «Аксьон франсез». Поворотным пунктом в его политической биографии было знакомство в 1899 с профессором философии А.Вожуа и молодым литературным критиком М.Пужо, выпускавшими журнал «Ревю де л’Аксьон франсез»; под влиянием Морраса журнал приобретает монархическую окраску. Литературная и политическая деятельность Морраса и возглавляемой им организации подверглась осуждению со стороны папы Пия XI. Моррас трижды представал перед судом и был осужден. Тем не менее в 1938 избирается членом Французской академии. В годы 2-й мировой войны поддерживает коллаборационистское правительство Виши. В 1944 осужден на пожизненное заключение за пособничество врагу, исключен из Академии и лишен гражданских прав, заключен в тюрьму в Риоме, в больнице которой Моррас и окончил свои дни. Не приемля демократические идеи, доктрина Морраса (именуемая им «интегральным национализмом») основывалась на идеях Ж. де Мэстра, Л. де Бональда, Ле Плэ, а также философии позднего французского позитивизма - И.Тэна и Э.Ренана. У них Моррас заимствовал идею о том, что жизнь человека подчинена изначальному неравенству, поскольку прогресс в природе и в обществе осуществляется при помощи дифференциации. Иерархия принадлежит самой природе. Вершина общественной организации - нация, объединяющая в своем лоне живых и умерших. «Народ нуждается в вожде, как человек в хлебе», - говорил Моррас. Власть должна соответствовать законам природы. В работе «Исследование монархии» (1900-01) он кладет начало роялизму, исключающему мистицизм и выражение преданности королевской семье.

Демократия, по его мнению, представляет собой совершенно ложную идею. Она дезорганизует и порабощает нацию, является постоянным источником анархии. Еще одной дезорганизующей силой является сила денег, которые при демократии управляют властью. Суверенитет народа, по Моррасу, фикция, пытающаяся замаскировать реальность плутократии. Демократия имеет древнееврейские и германские корни. Она способна привести Францию к полному краху, спасти же ее способна только монархия, которая должна обеспечить подчинение естественным моральным законам. Монархия должна носить традиционный и наследственный характер, поэтому следует восстановить аристократию, которая одна только и может подчинить интересам общественного блага национальные традиции. Кроме того, монархия должна быть антипарламентской и децентрализованной. Во внутренней жизни Моррас выступал за корпоративистское решение всех социальных проблем, т.е. за сотрудничество между собой всех профессиональных категорий под защитой и регламентацией корпорации.

Националистические и корпоративистские идеи Морраса на долгие годы предопределили основное направление в развитии всех разновидностей французского национализма, оказали влияние на формирование идеологии синдикализма.

Сочинения:

De la politique naturelle au nationalisme integral. Textes choisis. P., 1972;

Mes idées politiques. P., 1986.

Литература:

Capitan-Peter C. Charles Maurras, et l’idéologie de l’Action française. P., 1972;

Mac Ceamey J. Maurras et son temps. P., 1977;

Paugam J. L’Age d’or du maurrassisme. P., 1971.

M.M.Федорова

МОСКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОСС

МОСС (Mauss) Марсель (10 мая 1872, Эпиналь - 10 февраля 1950, Париж) - французский социолог и этнограф. Племянник Э.Дюркгейма, его ученик. Получил философское образование. Преподавал историю первобытных религий в Практической школе высших исследований. С 1931 - профессор социологии в Коллеж де Франс. Содействовал созданию Института этнологии, принимал самое деятельное участие в подготовке работы Дюркгейма "Самоубийство", а также в издании журнала "Anne sociologique" (1898).

Мосс полагал, что наука об обществе должна носить позитивный характер как в своих методах, так и в результатах. Изучение человеческих обществ включает в себя морфологию, исследующую структурированные человеческие группы; социальную физиологию, направленную на познание социальных представлений и движений; и, наконец, общую социологию, имеющую своим объектом общественные явления в различных аспектах рациональной и межнациональной жизни. Вместе с тем Мосс преодолевает радикальный антипсихологизм Дюркгейма и делает акцент на системно-структурном рассмотрении социальных объектов. Социология, с его точки зрения, должна прояснить социально значимые феномены.

Главным предметом исследования Мосса являются первобытные общества. Он широко пользовался сравнительным методом, который ориентировал на изучение общих типов поведения, позволял выявить их собственную специфику, "архаичные", "первобытные" формы. Мосс радикальным образом порывает с эволюционизмом и приближается к позиции, которая позднее была развита в структурной антропологии. Центральное место в творчестве Мосса занимает его работа "Опыт о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах" (1925). На обширном этнографическом материале он показывает, что явление обмена неотделимо от прочих аспектов социальной жизни. В самом предельном своем значении основу обмена составляют не столько материальные блага, сколько символическое содержание, знаки могущества, общности, принадлежности к определенной касте и пр. Так, в "potlatch" индейцев северного побережья Тихого океана и в "kuia" меланезийцев можно увидеть обширные системы взаимных обменов, которые носят тотальный характер, являясь одновременно экономическими, религиозными, политическими, юридическими, матримониальными и т. д.

Из понятия тотального социального факта вытекает идея о том, что между различными социальными явлениями устанавливаются отношения взаимных компенсаций и превращений. Так, по Моссу, принцип безличностной сверхъестественной силы "mana" со всеми своими разновидностями у различных народов позволяет понять символизм таких ритуалов, как жертвоприношение и молитва, а большинство религиозных обрядов интерпретировать как символические системы. Для того чтобы понять какой-либо социальный факт, нужно выявить его отношение к другим социальным феноменам в общем и особом контексте. Взгляды Мосса оказали влияние на развитие структурной антропологии К. Леви-Строса.

Соч.: Oeuvres, t. 1-3. Ρ, 1968-1969; Sociologie et antropologie. R, 1968. Лит.: CavwuveJ. Sociologie de M. Mauss. P., 1968; Merlau-Ponty M. De Mauss a Levy-Strauss.- В кн.: Eloge de la philosophie et d'autres essais. P., 1965.

M. M. Федорова

МОТИВАЦИЯ

МОТИВАЦИЯ - внутреннее побуждение кдействию, обусловливающее субъективно-личностную заинтересованность индивида в его свершении. Мотивация поведения тесно связана с такими характеристиками идеальной стороны действия, как намерение, цель, стремление, и ее следует отличать от внешних стимулов и реакции на них. Различные аспекты мотивации исследуются биологией, психологией, социологией, политическими науками. Мотивация обретает содержание как от объекта, на который направлено действие, так и от потребности, удовлетворяемой в результате его свершения. Наличие различных потребностей и путей их реализации может вызывать борьбу мотиваций, исход этой борьбы, т. е. реальный выбор мотивов действия, зависит от уровня развития личности, характера ее ценностных ориентации. Мотивация характеризуется сложным набором компонентов: видом потребности, которой она отвечает, формой, которую она принимает (понятие, образ, мысль, мечта), степенью актуализации, масштабом (широтой или узостью), содержанием реализуемой деятельности. Так, если политическое действие направлено на решение проблем, связанных с властью (ее легитимацией, удержанием, преемственностью и т. п.), то и политическая мотивация выражает цели, относящиеся к проблеме власти. В зависимости от характера политических целей мотивации подразделяются на наиболее общие, задаваемые идеалом общественно-политического устройства, системой политических ценностей, и частные и даже ситуативные. В социальной психологии проводят различие между вербальными, демонстративными и реальными мотивациями, побуждают ивпчи к удовлетворению реальных потребностей. В социологии исследуются мотивации, обусловливающие агрессивное поведение, страх перед действительностью, продвижение по служебной лестнице, сексуальное поведение и др. виды деятельности. На социологические исследования мотиваций большое влияние оказали учение 3. Фрейда о структуре личности, А. Маслоу о "базовых" потребностях и др. В истории социологии большое место отводилось исследованию отклоняющегося поведения (см. Девиантное поведение), мотивации которого объяснялись с позиций социологизма (см. Э. Дюркгеим). символического интеракционизма (Дж. Г. Мид), психоанализа (см. 3. Фрейд), выделения разных типов личности (У. Томас и Ф. Знанецкий), влияния социокультурных факторов (см. Р. Парк) и др.

В социологических исследованиях выявлялась мотивация трудовой деятельности, различных форм отклоняющегося поведения (преступности, алкоголизма, наркомании), политического поведения и др. видов социальной деятельности.

Е. В. Остова

МОУ ЦЗУНСАНЬ

МОУ ЦЗУНСАНЬ (МоуЛичжун) (12 июня 1909, Цися, провинция Шаньдун - апрель 1995, Тайбэй, Тайвань) - китайский философ, лидер движения нового конфуцианства в послевоенный период. Родился в крестьянской семье, в 1933 закончил философский факультет Пекинского университета. Испытал влияние Сюн Шили, в 1930-е гг. был вовлечен Чжан Дунсунем в политическую деятельность, участвовал в написании учебника по логике ("Лоцзи дяньфань"). В 1949 был приглашен на должность профессора философии в Чжэцзянском университете, в апреле эвакуировался на Тайвань, с 1956 преподавал в университете Дунхай (г. Тайчжун). В 1960-74 преподавал в Гонконге, после выхода на пенсию вернулся на Тайвань.

Главные труды - "Философия истории" ("Лиши чжэсюэ", 1955), "Моральный идеализм" ("Даодэ дэ лисянчжуи", 1950), "Путь политики и путь правления" ("Чжэн дао юй чжи дао", 1960), "Основа духа и основа природы" ("Синь ти юй син ти", т. 1-3,1968), "Интеллектуальная интуиция и китайская философия" ("Чжи дэ чжицзюэ юй чжунго чжэсюэ", 1971), "Феномен и вещь-в-себе" ("Сяньсян юй уцзышэнь", 1975).

В начале 1950-х гг. Моу Цзунсань выступил с критикой культурной политики КПК и философских работ Мао Цзэдуна, одновременно предложив концепцию третьего периода развития конфуцианской мысли, начавшегося в 20 в. (первый период продлился от Конфуция до Дун Чжуншу, второй совпал с расцветом неоконфуачанства династий Сун и Мин). Согласно Моу Цзунсаню, конфуцианство неминуемо изменится из-за смены социально-политической обстановки и интеллектуальных заимствований с Запада, его новый облик будет определяться соединением традиционной моральной антропологии субъекта с понятиями о субъекте научного познания и демократической политики. В своей концепции моральной метафизики Моу Цзунсань трактовал основу духа-сознания (см. Синь-сердце) как трансцендентную и автономную субстанцию, объединяя вселенскую трансформацию и моральную креативность. Конфуцианцы выстроили подлинную моральную метафизику, обеспечивающую органический переход от морально-долженствующего и субъективного к существующему объективно. Понятие Моу Цзунсаня об "интеллектуальной интуиции" связано с традиционным китайским понятием о самосовершенствовании человека. В свою очередь мораль у Моу Цзунсаня выступает как проявление истинной природы мироздания. Связка между трансцендентной и имманентной метафизикой у Моу Цзунсаня образуется за счет способности изначального морального сознания к самоотрицанию и самоотчуждению, в результате чего становится возможным уровень интеллектуального познания феноменального бытия.

Соч.: Моу Цзунсань цзи (Антология работ Моу Цзунсаня), сост. Хуан Кэцзяньидр. Пекин, 1993.

Лит.: Лю Шусянь. О новых горизонтах современной неоконфуйианской философии.- В сб.: Китайская философия и современная цивилизация. М., 1997.

А. В. Ломаное

"МО-ЦЗЫ"

"МО-ЦЗЫ" ("Мудрец Mo") - древнекитайский философский трактат 5-3 вв. до н. э., излагающий учение школы мо цзя. Назван по фамилии основоположника этой школы Мо Ди. Нумерация и порядок глав "Мо-цзы" определены в конце 1 в. до н. э. Лю Сяном. В 15 в. трактат включен в сборник даосских произведений "Дао цзан". Первые три главы - "Цинь шан" ("Приближение служилых"), "Сю шэнь" ("О самовоспитании"), "Сожань" ("Влияние примера") приписываются Мо Ди, но являются позднейшей подделкой. Одиннадцать глав излагают основы учения Мо Ди и взгляды ранних моистов. Деятельность Мо Ди и его учеников описывается в главах "Гэнь Чжу", "Гуй и" ("Ценить справедливость"), "Гун Мэн", "Лу вэнь" ("Вопросы луского правителя"), "Гун Шу". Шесть глав - "Цзин шан" ("Канон, часть первая"), "Цзин ся" ("Канон, часть вторая"), "Цзин шо шан" ("Пояснения к первой части Канона"), "Цзин шо ся" ("Пояснения ко второй части Канона"), "Да цюй" ("Большой выбор"), "Сяо цюй" ("Малый выбор") - объединены названием "Мо цзин" ("Моистский канон"), или "Мо бянь" ("Моисты-спорщики"). "Канон" излагает взгляды поздних моистов, гл. обр. по проблемам познания и логики, затрагивая также области математики, оптики, механики, психологии и экономики. Одиннадцать следующих глав посвящены искусству фортификации и обороны крепостей. Конфуцианская ортодоксия относила "Мо-цзы" к "еретическим" писаниям, его изучение не поощрялось. Интерес к комментированию трактата возрос в 17-18 вв. В 20 в. обнаружилась близость логических построений моистов античной логике, что привлекло к "Мо-цзы" внимание видных китайских ученых, в т. ч. Лян Цичао и Ху Ши.

Лит.: Антология мировой философии, т. 1,ч. 1. M., 1969. См. также лит. к статье Мо цзя.

М. Л. Титаренко

МОЧУЛЬСКИЙ

МОЧУЛЬСКИЙ Константин Васильевич (28 января (9 февраля) 1892, Одесса - 21 марта 1948, Камбо, Франция) - русский литературовед, философ. Окончил в 1914 романо-германское отделение историко-филологического факультета Петербургского университета. В 1916 избран приват-доцентом Петроградского университета, в 1918 - доцентом Новороссийского (Одесского) университета. В 1920 эмигрировал в Болгарию, где стал доцентом Софийского университета. В 1922 переехал в Париж, с 1924 по 1941 читал курс истории русской литературы и русской мысли в Сорбонне, с 1934 преподавал в Свято-Сергиевском богословском православном институте историю западноевропейских литератур, историю Западной церкви, латинский и славянский языки. В середине 1930-х гг., пережив религиозное обращение, вступил в Братство Св. Софии. Испытал глубокое влияние С. Н. Булгакова, разделял его софиологические искания, обратился к исследованию творчества Вл. Соловьева. В книге "Владимир Соловьев. Жизнь и учение" (Париж, 1936) называет софиологию "живым сердцем всего богословствования Соловьева, систематической основой его веры и жизни". При этом Мочульский отрицательно относится к теократическому идеалу Соловьева. В 1935 входит в созданное матерью Марией (Скобцовой) объединение "Православное дело", возникшее в недрах Русского Студенческого христианского движения для социального христианского служения. Как Г. П. Федотов и В. В. Вейдле, религиозно истолковывал кризис европейского духа, видел выход из него в преодолении секулярного гуманизма культуры 19 в. Мочульский - автор исследований о русских писателях 19-20 вв., в т. ч. биографии Достоевского, в которой анализируется его философское мировоззрение.

Соч.: Духовный путь Гоголя. Париж, 1934; Великие русские писатели 19 в. Париж, 1939; Достоевский. Жизнь и творчество. Париж, 1947; Александр Блок. Париж, 1948; Андрей Белый. Париж, 1955; Валерий Брюсов. Париж, 1962; Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. Лит.: Er,. Кассиан {Безобразов}. Родословие духа (Памяти К. В. Мочульского).- "Православная мысль", 1949, № 7; Митр. Евлогий (Георгиевский). Путь моей жизни. М-, 1994; Толмачев В. М. В ожидании возвращения. О жизни и творчестве К. Мочульского.- В кн.: Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995, с. 565-73.

А. П. Козырев

МУДРОСТЬ

МУДРОСТЬ - высшее, целостное, духовно-практическое знание, ориентированное на постижение абсолютного смысла бытия. Большинство определений мудрости, встречающихся в классической этико-философской традиции, подчеркивают в ней именно момент высшего знания в его ценностном выражении. В античности мудрость рассматривалась как одна из четырех кардинальных добродетелей (наряду с умеренностью, справедливостью и мужеством). По Лейбницу, мудрость есть "знание высшего блага", по Канту - "свойство воли согласовываться с высшим благом как конечной целью всех вещей"; Л. Н. Толстой определял ее как "знание вечных истин, приложимых к жизни" и т. д. Один из существенных изначальных смыслов мудрости связывался с психической трансформацией субъекта знания на пути восхождения (рационалистического, экстатического и др.) субъективного духа кАбсолюту. Данный смысл мудрости, обозначающий состояние высшей сверхличностной духовности, был впоследствии соотнесен в ряде направлений (трансперсональная психология и др.) с различными сверхнормальными проявлениями ментальности (предвидением, ясновидением и т. п.).

В этико-философском контексте значение слова "мудрость" тесней всего переплелось с греч. понятием софия, означающим не только субъективное состояние души или ума, но и объективные характеристики вещей (их совершенство, красоту, гармонию), а также содержащим вполне четкое указание на творчество. Последнее значение понятия "софия" наложило существенный отпечаток на его этико-философское осмысление, начиная с Сократа-Платона и кончая русскими философами-софиологами (В. С. Соловьев, П. А Флоренский, С. Н. Булгаков, Е. Н. Трубецкой, Л. П. Карсавин и др.). В этико-философском смысле софия-мудрость стала пониматься как творческое воплощение идеи в бытии, истины в жизни, как идеальное преображение действительности и жизненное воплощение идеальности. Это состояние осуществляется в образе жизни мудреца, пытающегося через нравственное творчество жизни и софийное преображение "этоса" достичь единения с Абсолютом. Т. о., мудрость в ее целостном духовно-практическом выражении сопрягается и с нравственной мудростью.

Лит.: Лосев А. Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего ра.-кптия [Гл. IV). Кн. 2. М., 1994; Назаров В. Н. Феноменология мудрости: Образы мудреца в истории культуры. Тула, 1993; Проделки хитрецов: Мифы, сказки, басни и анекдоты о прославленных хитрецах, мудрецах и шутниках мирового фольклора. М., 1977; Соловьева. С. Философия начала цельного знания.- Соловьев В. С. Соч. в 2 т. Т. 2. М., 1988, с. 178-195.

В. Н. Назаров

МУЖЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

"МУЖЕСТВО БЫТЬ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУЗОНИЙ РУФ

МУЗОНИЙ РУФ (Musonius Rufüs) Гай (ок. 30 н. э.- нач. 2 в. н. э.) - философ-стоик, представитель позднестоической моралистики, учитель Эпиктета. При Нероне был отправлен в ссылку, из которой возвратился при Гальбе (69); пользовался известностью в кругу просвещенной римской знати. Беседы Музония (вероятно, на греческом языке) были записаны слушателями; сохранившиеся фрагменты (всего 53) нередко представляют собой тематически цельные диатрибические топы ("Об аскезе", "О том, что следует презирать трудности", "Препятствует ли брак философствованию" и т. п.). Интересы Музония сосредоточены преимущественно в области прикладной этики; его теоретические взгляды сводятся к переосмысленным в практической плоскости расхожим стоическим догмам с элементами кинизма и, возможно, неопифагореизма. Природной расположенности (οίκείωσις) к добродетели могут препятствовать ошибочные представления (frg. 2; 11 Н.). Философия - искусство наставления и врачевания души (36), которое Музоний превращает в практическую аскетику: реальная добродетель - плод привычки и упражнения; она узнается не из теорем, а за лопатой и плугом (1-2; 7-8; 11). Вместе с тем нужно заботиться о своем душевном здоровье, не причинять зла другому и во всем уподобляться богу (9-10; 36-37). Эклектическая аскетика Музония во многом близка к программе Секстия, а в ряде пунктов напоминает "Философумены" Гиерокла, в ней отчетливо заметны те тенденции развития позднестоической этики, которые в полной мере заявят о себе у Эпиктета и Марка Аврелия. Влияние Музония достаточно заметно в раннехристианской моралистике - напр., в "Педагоге" Климента Александрийского.

Фрагм.: С. Musonii Rufi reliquiae, ed. 0. Hense. Lipsiae, 1905; Musonius Rufus, Entretiens et fragments, introd., trad. et сотт. A. Jagu. Hildesheim, 1979; Teles Cynicus, Deux prédicateurs de l'antiquité: Télés et Musonius, trad. parA.J. Festugière. P., 1978. Лит.: Van Geytenbeek. Musonius Rufus and Greek Diatribe. Assen, 1962; Laurenti R. Musonio, maestro di Epitteto.- ANRW II 36,3. B.-N. Y., 1989, p. 2105-2146.

A. A. Столяров

"МУКАДДИМА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"МУК̣АДДИМА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУКАРЖОВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУНЬЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУР

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУРАВЬЕВ

МУРАВЬЕВ Валериан Николаевич (28 февраля 1885, Петербург - 1930? Нарым?) - русский философ. Окончил Александровский лицей и Ecole des sciences politiques et sociales в Париже; с 1907 на дипломатической службе, в 1917 возглавлял Политический кабинет МИД Временного правительства. С 1912 выступал в печати с литературными и публицистическимн произведениями, ориентировался на правое крыло партии конституционных демократов, сотрудничал с П. Б. Струве.'в 1918 печатал антибольшевистские статьи в газете "Заря России", автор сборника "Из глубины". Арестован и судим по делу "Национального центра", амнистирован в 1920. Преподавал, работал библиотекарем, ученым секретарем в Центральном институте труда. В 1929 репрессирован. Место и точная дата смерти неизвестны.

Осмысливая достижения науки начала 20 в. и следуя в русле учения Η. Φ. Федорова, философ создал собственную эволюционную концепцию времени. За источник длительности, вслед за А. Бергсоном, он принимает внутреннюю активность человеческой личности и считает разум средством преодоления бессознательного, стихийного и разрушительного хода времени. Проективную деятельность "социально-исторических групп" называет "времяобразующим фактором" мира. Человек овладевает временем в трех сферах: в генетике - посредством создания новых организмов; в политике - совершенствованием взаимоотношений членов общества на этических началах и в наибольшей степени - в производстве вешей. Регуляция природы человеческим разумом представлялась Муравьеву грандиозным космическим антиэнтропийным действием и преобразованием природы самого человека вплоть до восстановления умерших поколений. Человек есть "архитектор вечности", то есть творец новой формы времени как единства прошлого, настоящего и будущего.

Соч.: Овладение временем как основная задача организации труда. М., 1924; Всеобщая производительная математика.- В кн.: Русский космизм. М., 1993; Овладение временем. М., 1998. Лит.: Аксенов Г. П. Творчество будущего.- В кн.: Философия русского космизма. M., i993, с. 148-163. Полная библиография соч. Муравьева дана в работе: Аксенов Г. П. Время не властно над именем.- Библиография, 1993, № I.

Г. Л. Аксенов

МУСУЛЬМАНСТВО

МУСУЛЬМАНСТВО - см. Ислам. МУТАЗИЛИЗМ - см. Калам.

МУТАЗИЛИЗМ

МУТАЗИЛИЗМ - см. Калам.

МФФО

Статья большая, находится на отдельной странице.

"МЫСЛИ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЫШЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЭМФОРД

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЭН-ЦЗЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЭТЬЮС

МЭТЬЮС (Mathews) Шейлер (26 мая 1863, Портленд, США- 23 октября 1941, Чикаго) - американский теологмодернист, ближайший соратник У. Раушенбуша. Обучался в богословских колледжах Уотервиля и Ньютона, в Берлинском университете. Преподавал в теологическом колледже Уотервиля (1887-94), на богословском факультете Чикагского университета (1894-1908), деканом которого оставался до своей отставки (1908-33). Мэтьюс принадлежал к радикальному крылу социальных евангелистов, которые в своих теологических исследованиях ориентировались на научные методы и современное философское знание. Он детально разработал основные идеи социального евангелизма, прежде всего концепцию мирной "революции духа" как средства преобразования всех общественных отношений и построения Царства Божиего на земле. Особый интерес представляет его позиция в обосновании экзегетики либеральной теологии - "Вера модернизма" ("The Faith of Modernism", 1924). Модернист, как и фундаменталист, подчеркивает Мэтьюс, убежден в божественном духновении Писания, но "духновении людей, а не слов". "Не наша религия возникла из Библии, а Библия возникла из нашей религии". Священное Писание - это заслуживающее полного доверия свидетельство (record) религиозного опыта, существовавшего в библейские времена как эмпирическая данность, как совокупность специфических верований, установок, упований, легенд, мифов, зафиксированных в различных литературных текстах, наиболее ценные и репрезентативные из которых в результате строгого, критического отбора были включены в состав Писания. А поэтому, чтобы определить, как пользоваться Библией, необходимо осуществить обоснованное, соответствующее методам и достижениям современной исторической науки "различение слов Библии и учения Библии". Лишь такой критический подход и осмысливание священных текстов делает нас прямыми наследниками истинной веры людей апостольского времени, "сердца которых нашел Бог, указав им путь к спасению". Столь решительная апелляция к научно обоснованным методам изучения Библии таила в себе огромную опасность для традиционного догматического богословия, что наглядно проявилось в последние полвека (Д. Бонхёффер, Д. А. Робинсон, П. Тиллих, теология контекстуальная).

Соч.: Социальное учение Иисуса Христа. Опыт христианской социологии. СПб., 1911; The Messianic Hope in the New Testament, 1905; The Spiritual Interpretation of History, 1916; Creative Christianity, 1936.

Л. Н. Митрохин

МЮНСТЕРБЕРГ

МЮНСТЕРБЕРГ (Mьnsterbeig) lyro (1 июня 1863, Данциг - 16 декабря 1916, Кембридж, США) - немецкий психолог и философ. С 1882 изучал медицину в Женеве, затем - в Лейпциге, где под влиянием Вундта занялся экспериментальной психологией. В 1892 по рекомендации Джеймса становится профессором Гарвардского университета (США), создает там институт экспериментальной психологии, занимается также психологической эстетикой и психологией животных. Риккерт пробудил в Мюнстерберге склонность к систематизации, а также интерес к проблеме ценности. Большое влияние на него оказала также философия Фихте, которую он пытался соединить с современной ему физиологией. Обширный план Мюнстерберга включал создание общего психологического учения, психологии индивидуума, социальной психологии, учения о душе, психологии культуры и психотехники (осуществлен лишь частично). Психология отличается от естественных наук тем, что имеет дело с объектами, существующими только для субъекта; физический и психический объекты одинаково познаваемы, психическое переживание является непосредственным. Мюнстерберг разделял гипотезу психофизического параллелизма. В Америке экспериментальная психология Мюнстерберга дала начало психологии экономики и психотехнике.

Соч.: Beiträge zur experimentellen Psychologie, Hefte 1-4. Freiburg, 1889-92; Aufgaben und Methoden der Psychologie, 1891-1892; Psychology and Life. Boston, 1899; Grundzüge der Psychologie, Bd. 1-2. Lpz., 1900,2Aufl., 1918; Philosophie der Werte, 1908,2Aufl., 1924; Psychology and Industrial Efficiency. L.-Boston-N. Y, 1912 (на нем. яз.: Psychologie des Wirthschaftslebens 1912, 2 Aufl., 1922); Psychology, General and Applied. N.Y., 1914; в рус. пер.: Психология и учитель, 2-е изд. М., 1915; Психология и экономическая жизнь, 2-е изд. М., 1924; Психотехника. СПб., 1998.

И. А. Михайлов

МЮНЦЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница