Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "М" (часть 4, "МЕТ"-"МИН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 4, "МЕТ"-"МИН")

МЕТАТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"МЕТАФИЗИКА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТАФИЗИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТАФИЗИКА СВЕТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

"МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ"

"МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ" ("Traité de métaphysique") - работа Вольтера, первое систематическое изложение его философских взглядов. Трактат написан в начале 30-х гг. 18 в., но первая его публикация стала возможной лишь в 80-е гг. в посмертном 70-томном Собрании сочинений Вольтера. Работа относится к раннему периоду творчества Вольтера, отмеченного сильным влиянием английского деизма и эмпиризма 17 в., особенно сенсуализма Дж. Локка. (Бог как первопричина и творец, абсолютно трансцендентный миру и принципиально не познаваемый; чувства как источник познания; отрицание бессмертия души, природа которой полностью зависит от тела и т. д.) Возникновение и развитие общества объясняется "естественными" причинами, побудительными мотивами человека являются страсти, и прежде всего себялюбие. Моральные нормы соответствуют принятым в обществе законам, благо общества - показатель добра и зла. Лит. см. к ст. Вольтер.

Р. А. Счастливцев

МЕТАФОРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТАЭТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТАЯЗЫК

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТЕМПСИХОЗ

МЕТЕМПСИХОЗ (греч. μετεμψύχωσις, от μετά- пере- и έμψύχωσις - одушевление, оживление, собственно - переодушевление) - один из поздних греческих терминов для обозначения переселения душ. Впервые встречается у Диодора Сицилийского (1 в. до н. э.; 10, 6); затем у Галена (4, 763 Kuehn), y Александра Афродисийского (De an., 27,18); особенно характерен для неоплатонической традиции: Порфирий (De abst. 4, 16), Гермий у Стобея (149, 69) и др.; конкурировал с терминами "метэнсоматосис" (лат. калька reincarnatio - "реинкарнация", "перевоплощение" - начиная с Ипполита Римского (Ref. 1, 3, 2) и Плотина (II 9, 6; IV 3, 9)), у неоплатоников также палингенесия. В ранних греческих свидетельствах о метемпсихозе обычно говорится об "облачении" (одевании) души в тело (Аристотель. О душе, 407Ь20; Геродот 2,123).

Религиозно-мифологическое учение о переселении душ умерших в тела других людей (новорожденного ребенка), животных, растений и минералов или - в порядке повышения - демонов, божеств - засвидетельствовано для многих независимых фольклорных традиций Старого и Нового Света (см. богатый этнографический материал у Э. Тэйлора. - В кн.: "Первобытная культура". М., 1939, с. 301 слл.; ФрейзерДж. Дж. Золотая ветвь, т. 8, гл. 16; т. 13, гл. 59). При этом следует различать учения, согласно которым метемпсихоз происходит в "первое попавшееся" тело, и этизированные религиозно-философские варианты, в которых восхождение и нисхождение души по иерархической лестнице живых существ определено нравственными достоинствами личности умершего, т. е. осмысляется как посмертное воздаяние. Классическая страна разработанного религиозно-философского метемпсихоза - Индия (см. Сансара, Карма). В Древней Греции учения о метемпсихозе получили определенное распространение с 6 в. до н. э. благодаря орфизму и пифагореизму (см. Пиндар, 2-я Олимпийская ода, ст. 56слл.; Эмпедокл. Очищения; Геродот 2, 123). Своеобразную форму (с элиминацией зооморфизма) метемпсихоз принимает в учении Гераклита о роковом восхождении и нисхождении душ, вовлеченных в круговорот космических элементов. Платон воспринял учение о метемпсихозе (скорее как философский миф) из пифагорейской традиции, сохранив идею нравственного воздаяния (см. "видение Эра" в 10-й кн. "Государства" 614b-621d), но особенно подчеркивая эпистемологический момент - пренатальное знание идей (см. Анамнесис). Практическим следствием учения о метемпсихозе было вегетарианство и воздержание от кровопролития, в культовой сфере - отказ от кровавых жертвоприношений.

Лит.; HopfC. Antike Seelenwanderungsvorstellungen. Lpz., 1934 (Diss.); Stettner W. Die Seelenwanderung bei Griechen und Römern. Stuttg., 1934; Long H. S. Study of the doctrine of Metempsychosis in Greece from Pythagoras to Plato. Princeton, 1948; Burkert W. Lore and science in ancient Pythagoreanism. Cambr. (Mass.), 1972, p. 120sq.; CulianuJ. P. Psychanodia 1. Leiden, 1983. См. также лит. к ст. Орфизм, Пифагореизм.

А. В. Лебедев

МЕТОД

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТОДИКА

МЕТОДИКА, фиксированная совокупность приемов практической деятельности, приводящей к заранее определенному результату. В научном познании методика играет важную роль в эмпирическом исследовании (наблюдении и эксперименте). В отличие от метода в задачи методики не входит теоретическое обоснование полученного результата, она концентрируется на технической стороне эксперимента и на регламентации действий исследователя.

Методическая корректность исследования обеспечивает воспроизводимость результата исследования, возможность его контроля и проверки любым коллегой. В современных условиях, когда оборудование и техника эксперимента неизмеримо усложнились, практическая реализация этих требований часто невозможна или связана с огромными затратами, тем большее значение приобретает скрупулезное описание методической стороны исследования.

Расширение инструментальной и расчетной базы естественных и социальных наук резко обострило внимание к методике как обеспечивающей сфере научного познания. Это проявилось прежде всего в стандартизации методик и появлении методических справочников как специального жанра научной литературы. Практически все рутинные исследования должны проволиться по стандартным методикам, описанным в справочниках, с обязательным указанием процедуры. Отклонение от стандартизованных методик требует специального обоснования.

В этой связи в методологическом арсенале отдельных дисциплин появилась новая область - обсуждение и критика методического инструментария соответствующей дисциплины. Развитие этой сферы методологической деятельности вносит свой вклад в интеграцию науки, поскольку методики, разработанные в одной дисциплине, часто приобретают универсальный характер. Напр., радиоуглеродная датировка, некогда разработанная в геофизике, в настоящее время успешно применяется в ряде исторических дисциплин (палеонтологии, палеоботанике и др.). Это дает ряду методологов основание утверждать, что в современной эмпирической науке методика выполняет функцию универсального языка междисциплинарного общения, подобно функции математики как языка теоретического естествознания.

Э. М. Мирскчй

МЕТОДОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТОДОЛОГИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТРОДОР ИЗ ЛАМПСАКА

I.

МЕТРОДОР из Лампсака (Μητρόδωρος ό Ααμψακηνός) (2-я половина 5 в. до н. э.) - один из двух известных учеников Анаксагора, вслед за учителем занимавшийся толкованием поэм Гомера (ср. Архелай, который продолжил физическую линию учения Анаксагора). Упоминание об авторитете Метродора-экзегета имеется у Платона (Plat. Ion 530с). В сочинении "О Гомере" Метродор развивал представление о великих поэмах как нравственной аллегории (Diog. Z. II 11) и наряду с этим первым попытался истолковать Гомера как аллегорическое натурфилософское учение, рассматривая характеры человеческих персонажей "Илиады" как части физического космоса, а персонажей-богов - как отдельные части человеческого тела (см. Philod. Here. Pap. VII 3 f. 90, Tatian. 21). Упоминание Метродора Порфирием позволяет предположить, что в своем сочинении он также обсуждал семантику отдельных слов (ср. Porf. Quaest. Horn. ad Iliadem 1,147,18 Schrader). Фрагм.: DK II, p. 49-50; Лебедев. Фрагменты, с. 539. Лит.: Lamberton R., KeaneyJ.J. (eds.). Homer's Ancient Readers. Princeton, 1992.

M. A. Солопова

II.

МЕТРОДОР из Лампсака (Μητρόδωρος ό Λαμψακηνός) (330-277 до н. э.) - др.-греч. философ, последователь Эпикура и его любимый ученик. Эпикур посвятил ему сочинение в 5 кн. "Метродор", 28-ю книгу сочинения "О природе" написал в форме обращения к Метродору, в завещании напоминал, чтобы 20-го числа каждого месяца эпикурейцы отмечали память его и Метродора. В гномологиях часто одни и те же изречения приписывались и Эпикуру, и Метродору, а сам Эпикур считал, что Метродор - "из тех, кто охотно идет по пятам" (Sen. Ер. ad Luc. LU, 3). Метродор был плодовитым автором. Им написаны книги "Против лекарей", "О чувствах", "Против Тимократа" (брат Метродора, предавший Эпикура и написавший клеветническое сочинение о нем), "Против диалектиков", "Против софистов", "О дороге к мудрости", "О перемене", "О богатстве", "Против Демокрита", "Против платонова Евтифрона", "О поэзии", "О богах" и др. Отрицал значение традиционной образованности, поэзии и риторики; считал, что научное познание самостоятельной ценности не имеет; полемизировал с Демокритом по поводу природы человека; критиковал Навсифана; выступал против участия в политической жизни. В трактате "Об изменении" имеются суждения, проливающие свет на содержание эпикурейских представлений о богах, существующих "в виде чисел" κατ' αριθμόν (Filod. De pietate, fr. 123 Gomperz-Koerte, 12, ср. Diog. L. X, 139).

Фрагм.: Körte A. Metrodori Epicure! Fragmenta.- "Jahrbücher Klassischer Philologie", Suppl. XVII, 1890, S. 529-70. Лит.: Keenan J. A Papyrus Letter about Epicurean Philosophy Books. - "The P. Gety Museum Journal", 1977, 5, p. 91-94; Laurenti R. Filodem e il pensiero economico degli epicurei. Mil., 1973; Philippson R. Papyrus Herculansis 831. - "The American Journal of Philology", LX1V, 1943, p. 148-162; Sudhaus S. Eine erhaltene Abhandlung das Metrodor.- "Hermes", 1906,41,5.48-58.

M. M. Шахнович

МЕТРОДОР СТРАТОНИКЕЙСКИЙ

МЕТРОДОР СТРАТОНИКЕЙСКИЙ (Μητρόδωρος ό Στρατονικεύς) (конец 2 в. до н. э.) - греческий философ-академик, один из ближайших приверженцев Карнеада (Index Academicorum Philosophorum Herculan. 26; Cic. Or. 1,45). Согласно Диогену Лаэртию (X, 9), до встречи с Карнеадом был эпикурейцем (однако учеником самого Эпикура он быть не мог, как о том сообщает Диоген). Наибольшую известность имела его интерпретация взгляда Карнеада на мудреца, который может "ничего не воспринимать чувствами, но все же иметь мнения" (Cic. Acad. 2,78). По мнению Клитомаха, Карнеад высказывал это мнение в учебных целях ("диалектически"), сам его не поддерживая (т. e., по Клитомаху, Карнеад осуществлял эпохе в абсолютном смысле и на самом деле воздерживался от каких бы то ни было суждений), Метродор, напротив, считал, что это собственная позиция Карнеада (т. e. последний осуществлял эпохе в нестрогом смысле и от суждений не воздерживался). Цицерон в этом вопросе был сторонником Клитомаха, с ним солидарны и современные исследователи, мнение же Метродора нашло понимание у Филона из Ларисы.

Лит.: Striker G. Sceptical strategies, in: Schoßeld M., Burnyeat M.. BarnesJ. (ed.). Doubt and Dogmatism. Oxf., 1980, p. 54-83; Sedley D. The Motivation of Greek Scepticism, in: Burnyeat M. (ed.). The Skeptical Tradition. Berkeley, 1983, p. 9-29.

M. А. Солопова

МЕТРОДОР ХИОССКИЙ

МЕТРОДОР ХИОССКИЙ (Μητρόδωρος ό Χίος) (нач. 4 в. до н. э.) - греческий философ, один из самых значительных последователей Демокрита; ученик демокритовцев Несса с Хиоса и Метродора из Абдеры. Автор сочинения "О природе", которое он начинает со скептического утверждения о том, что "никто из нас ничего не знает, мы даже того не знаем, знаем мы или не знаем, ни того, существует ли вообще что-либо" (В1 DK = Euseb. Pr. Eu. XIV). Но скептицизм вступления (оказавший, по мнению Евсевия, влияние на самого Пиррона, см. XIV 19, 9) не помешал Метродору далее излагать догматическое учение в духе атомизма Демокрита: Вселенная бесконечна, она состоит из атомов и пустоты, и в ней бесконечное число космосов. В отличие от Демокрита Метродор считал Вселенную вечной: если бы она возникла, то возникла из не-сущего (что невозможно), а бесконечность следует из ее вечности: у нее нет начала, откуда бы она начиналась, нет ни границы, ни конца {Euseb. Pr. Eu. I 8, 11). Второй сохранившийся фрагмент соч. "О природе" гласит: "О чем ни подумаешь, все существует". У Евсевия имеется также отдельная глава "Против последователей Метродора и Протагора, по учению которых следует верить одним только чувствам" (XIV, 20,1-14), в которой он, в частности, представляет учение Метродора как один из источников, критикуемых Платоном в "Теэтете" за релятивизм в учении о познании. Доксографы упоминают также о взглядах Метродора на различные метеорологические явления.

Метродор представляет интерес как одно из звеньев цепи, связывающей Демокрита с Эпикуром через ученика Метродора Диогена из Смирны, чьим учеником называют Анаксарха, приближенного Александра Македонского и одного из учителей Пиррона, учение которого в свою очередь оказало влияние на Навсифана, учителя Эпикура (см. Clem. Strom. 14, 64). Это преемство может служить объяснением как истории знакомства Эпикура с атомизмом Демокрита, так и традиционной эпикурейской критики Демокрита за скептицизм. Фрагм.: DK II, 231-234.

Лит.: Маковелъский А. О. Древнегреческие атомисты. Баку, 1946; BrunschwigJ. Le fragment DK 70 В 1 de Metrodore de Chio, in: Algra K., Van Der Horst P. W. (eds.). Polyhistor: Studies in the History and Historiography of Ancient Philosophy, presented to J. Mansfeld. Leiden, 1996, p. 21-38.

M. А. Солопова

"МЕХАНИСТЫ"

"МЕХАНИСТЫ" - направление в советской философии 1920-х гг., сформировавшееся в острой полемике с "диалектиками"-деборинцами. Ведущими теоретиками "механистов" были Л. И. Аксельрод-Ортодокс, И. И. Скворцов-Степанов, К. А. Тимирязев, В. Н. Сарабьянов, А. И. Варьяш, С. С. Перов и др. Все они были подвергнуты резкой и уничижительной критике, которая упрекала "механистов" в подмене философии наиболее общими выводами современного естествознания, в сведении высших форм движения материи к механическим и физико-химическим взаимодействиям, в подмене марксистской диалектики теорией т. н. "равновесия". Почти все "механисты" критически относились к витализму и были убеждены в том, что "механическое понимание" природы единственно правильное для марксизма.

Соч.: Аксельрод-Ортодокс Л. И. Против идеализма. Критика некоторых идеалистических течений философской мысли. M., 1922; Сарабьянов В. Исторический материализм. M., 1922; Скворцов-Степанов И. И. Диалектический материализм и деборинская школа. M.- Л., 1928; Варьяш А. И. Логика и диалектика. M., 1928.

А. И. Абрамов

МЕХАНИЦИЗМ

МЕХАНИЦИЗМ - метод познания, основанный на признании механической формы движения материи единственно объективной. В своем конкретном применении механицизм выступает как крайняя форма редукционизма. Для него характерны отрицание качественной специфики более сложных материальных образований, сведение сложного к простым элементам, целого - к сумме его частей. Выдвигая на первый план механические формы движения, механицизм переносит понятия механики в область физики, химии и биологии и в духе механики трактует такие философские категории, как причинность, взаимосвязь и др.

В 16-18 вв. механицизм приобрел значение господствующего направления, что было обусловлено особым положением в этот период механики как науки, ранее других получившей законченную систематическую разработку и широкое практическое применение. Механицизм нашел распространение в мировоззрении естествоиспытателей (Галилей, Ньютон, Лаплас), философов-материалистов (Гоббс, Ламетри, Гольбах). Декарт, выделяя "душу" в качестве отличия человека от остального мира (не имеющего в себе источника движения), приравнивал любые др. организмы к искусным механическим автоматам. Вольф полагал, что познание истины возможно "потому, что мир есть машина". Типичными представителями механицизма в 19 в. были Бюхнер, К. фохт, Я. Молешотт, Е. Дюринг.

Механицизм как философская позиция обусловил мировоззренческий кризис в 19 в. в ряде отраслей естествознания и связанных с ними областях философии: новые открытия, радикально преобразовавшие естественно-научное познание и углубившие его основы, требовали отказа от редукционизма. Б. А. Старостин

МЕЦЖЁР

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЩАНСТВО

МЕЩАНСТВО - социально-психологический тип личности и система ценностей, генетически связанные с образом жизни и сознанием мелкого буржуа. В центре мещанских ценностей лежит желание обогатиться методичным, каждодневным трудом, благодаря трудолюбию, следованию намеченному плану, солидности, добровольной бережливости, терпению и упорству, осторожности. С развитием крупного капитала классические мещанские добродетели объективируются, становятся свойством не человека, а предприятия. Некогда единый буржуазный идеал раздваивается на противоположные образы: с одной стороны, человек, сделавший сам себя, предприниматель (В. Зомбарт), натура господская (М. Шелер), а с другой - мещанин. Их сочетание и формирует капиталистический дух, тем не менее образ мешанина все более принимает на себя роль антиидеала, сгустка всего отвергаемого в ценностном мире буржуа: он становится образцом недоверчивости, понимания счастья как состояния насыщения, застоя, прозаичности, ориентации на среднее, стремления к видимости добродетели, которая измеряется исключительно полезностью. Мещанство в качестве антиидеала - это порожденные серостью и бесцельностью существования приземленность притязаний и ненависть ко всему возвышающемуся над нормой, невосприимчивость к эстетической культуре ("полезное, как правило, враждует с прекрасным" - Э. Шпрангер) и категоричность суждений о мире. Мещанство противостоит как аристократизму, так и революционной мор<г™, его ценностное содержание выявлялось в ходе антикапиталистической критики (с дворянской, пролетарской, революционно-буржуазной позиций), полемики с консервативными взглядами в искусстве (романтизм, антимещанская волна в культуре 19 в.), критики со стороны "геройствующих" идеологий (фашизм). Поскольку мысль мещанина не переступает границ, которых не преступает жизнь мелкого буржуа (К. Маркс), ей противостояли самые разные, порой противоположные по содержанию, но возвышенные идеалы (социальные, нравственные и художественные). Ж. Сорель называл мещанство "идеалом моралиста", т. к. в нем мораль, опошлившись, воссоединяется с повседневностью, Лит.: Оссовская М. Рыцарь и буржуа. M., I987.

О. П. Зубец

МИД

МИД (Mead) Маргарет (16декабря 1901, Филадельфия15 ноября 1978, Нью-Йорк)- американский антрополог, представительница этнопсихологического направления.

На концепцию Мид большое влияние оказало учение Фрейда. Однако, в отличие от биологизма Фрейда, определяющим для нее (а также для Р. Бенедикт, А. Кардинера и др.) является принцип культурного детерминизма. С точки зрения Мид, закономерности психической жизни человека обусловливаются культурой. Эмпирическая основа этой концепции - исследование различных архаических культур. На основе сравнительного изучения культуры племен Новой Гвинеи Мид выдвинула гипотезу о зависимости сексуального поведения и сексуальных ролей от принципов культуры и, следовательно, об относительности норм сексуального поведения мужчины и женшины. Мид также пришла к выводу, что в архаических культурах отсутствуют специфические конфликты подросткового возраста. Понятие культурной нормы у Мид очень расплывчато. Напр., она отказалась от противопоставления "примитивного" и "цивилизованного", считая это евроцентристским предрассудком.

Мид исследовала феномен "культурного характера". Она полагала, что каждое племя и каждый народ заинтересованы в развитии определенных психических черт. Эти задачи реализуются прежде всего в семье. В процессе воспитания и социализации возникает "культурный характер", или "модальная" личность, которая представляет собой ядро характера множества индивидов, выступает как образец для подражания и как норма для данного общества. Культурный характер есть совокупность ориентации, установок, норм, которые, как правило, не осознаются ни индивидом, ни обществом в целом. В истории культуры Мид выделила три типа культур: постфигуративные, где дети учатся у своих предков; конфигуративные, где и дети, и взрослые учатся у сверстников; префигуративные, где взрослые учатся также у своих детей.

В духе неокантианства Мид полагала, что всякая наука представляет собой процесс построения системы ценностей. Поэтому атеизм, мистика и социальный реформизм представляют собой лишь различные (и равноправные) системы ценностей и виды знания. Согласно Мид, общественное сознание в конкретной культуре определяется набором ключевых для данной культуры понятий и их интерпретацией. Этот набор Мид называла "pattern" - модель, образец, заимствуя данное понятие у Р. Бенедикт.

Соч.: Twentieth Centure Faith. N. Y, 1972; Coming of Age in Samoa. N. Y. 1971; Культура и мир детства. М., 1988.

Т. П. Лифинцева

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

"МИЛИНДА-ПАНЬХА"

"МИЛИНДА-ПАНЬХА" (пали "Milinda-panha" - "Вопросы Милинды") - важнейший внеканонический памятник классического буддизма, сохранившийся в двух версиях - палийской и китайской. Датировка китайской версии 3 в. и время жизни одного из двух главных участников диалога, индогреческого царя Милинды (Менандра), задававшего вопросы буддийскому мудрецу Нагасене, определяемое 2 в. до н. э., являются хронологическими границами текста. Памятник можно рассматривать как катехизаторский компендиум буддистов (по мнению А. В. Парибка, он принадлежал школе кашьяпия), подробнейший справочник для миссионеров, призванных ответить на любые вопросы обращаемых - как индийцев, так и иноземцев-млеччхов. Текст состоит из восьми книг. Вопросы Милинды и ответы Нагасены демонстрируют (в книге II) пятичленную структуру классического индийского силлогистического дискурса, в котором важнейшее место принадлежит примерам (см. Аваява}. Наибольшей известностью пользуются попытки Нагасены обосновать главный буддийский "догмат" об отсутствии индивида (см. Пудгала), который является не реальным субстанциальным деятелем, но лишь номинальной конвенцией (см. Анатма-вада). В пользу этого тезиса приводится аналогия с колесницей (книга II, глава I): подобно тому как колесница не сводится к своим частям и не является чем-либо отличным от них, а потому не есть в сравнении с ними реально сущее, так и индивид является не более чем условным именем. Другие аналогии, призванные обосновать тот же тезис, - уже не "семиотические", но "реалистические" - сравнение индивида с пламенем светильника, которое не одно и то же во время полночной и утренней стражи, и со сменяющими друг друга вдохом и выдохом. В беседе же о нирване (книга III) Нагасена отстаивает прямо противоположный принцип: нирвана неопределима по своей сущности, но имеет признаки, позволяющие познать ее как реальность.

Изд.: Вопросы Милинды (Милинда-паньха), пер. с пали, предисл., исслед. и коммент. А. В. Парибка. М., 1989.

В. К. Шохин

МИЛЛЕР

МИЛЛЕР (МШег) Дэвид Уильям (род. 19 августа 1942, Уотфорд, Хертфордшир, Великобритания) - английский философ и логик. Учился в Петерхаус-колледже, в Кембридже (1961-64), Лондонской школе экономики (1964-67), Стэнфордском университете (1967-69). С 1969 работает в университете Уорика в Ковентри (Великобритания).

Миллер - один из ближайших учеников К. Поппера, в 1965-67 работал его ассистентом, опубликовал совместно с Поппером несколько логических работ; издал также сборник избранных фрагментов из сочинений К. Поппера. В книге "Critical Rationalism. A Restatment and Defence" (СЫ. - La Salle, 1994) предпринял попытку систематического изложения попперовского критического рационализма с учетом развития его основных идей и многочисленной его критики. Миллер, защищая основные принципы философской и логической концепции Поппера, относится к ним творчески и пытается их усовершенствовать. Так, он доказал в 1974 противоречивость формального определения правдоподобности научных теорий, предложенного Поппером в книге "Предположения и опровержения" (1963), и вместе с тем предложил несколько способов уточнения определения понятия правдоподобности. В работах Миллера получила дальнейшее развитие и попперовская интерпретация теории вероятностей как предрасположенностей. Ему принадлежит ряд логических и метама

тематических результатов, в частности доказательство (совместно с Поппером) того, что вероятностное подтверждение не является индуктивным, а также в аксиоматизации теории вероятностей и др.

Соч.: A Paradox of Information. - "The British Journal for the Philosophy of Science", 1966, vol. 17, N 1, p. 59-61; Popper's Qualitative Theory of Verisimilitude. - Ibid., 1974, vol. 25, p. 166-177; The Accuracy of Predications. - "Synthese", 1975, vol. 30, N 1/2, p. 159-191; On Probability Measures for Deductive Systems I, II, III. - "Bulletin of the Section of Logic, Institute of Philosophy and Sociology, Polish Academy f Sciences". Wroclaw, 1976, vol. 5, N 3, p. 87-96; 1978, vol. 7, N l, p. 12-19; 1978, vol. 7, N 2, p. 51-57; A Proof of the Impossibility oflnductive Probability. - "Nature", 21.4.1983, vol. 302, 5910, p. 687f. (совместно с К. Поппером); A Geometry of Logic. - В кн.: Aspects of Vagueness. Dordrecht, 1984, p. 91-104; Why Probabilistic Support is Not Inductive. - "Philosophical Transactions of the Royal Society of London", Series A, 1987, voL 321, N 1562, p. 569-591 (совместное К. Поппером); Contributions to the Formal Theory of Probability. - В кн.: Patrick Suppes: Scientific Philosopher. Vol. 1: Probability and Probabilistic Causality. Dordrecht, 1995, p. 3-21 (совместно с К. Поппером); Sir Karl Raimund Popper, 28 July 1902-17 September 1994. - В кн.: Biographical Memoris of Fellows of the Royal Society of London, 1997, vol. 43, p. 367-409; Чего достигают аргументы. - В кн.: Культура и философия XX столетия. Харьков, 65-85.

В. Н. Садовский

МИЛЛС

МИЛЛС (Mills) Чарлз Райт (28 августа 1916, Уэйко, Техас 20 марта 1962, Нью-Йорк) - американский социолог леворадикальной ориентации. Испытал влияние марксизма, а также идей М. Вебера и Т. Веблена. Согласно Миллсу, радикально настроенные представители социальных наук, опираясь на свое "социологическое воображение", т. е. понимание широкой исторической сцены в терминах ее значения для своей личной жизни и карьеры, и отстаивая ценности свободы и творчества, могут изменить антидемократическую социальную структуру США. Миллс полагал, что социальная рационализация, как следствие индустриализации, имеет негативные последствия. Ее главный результат - возрастание централизации и, следовательно, элитарного правления. Правящая, или властвующая, элита, состоящая из верхних слоев большого бизнеса, политического и военного руководства, однородна по социальному происхождению, обладает свойством взаимозаменяемости ролей внутри себя и способностью к тайному сговору. Общество принимает особую структуру: элита наверху, средний уровень власти, массовое общество на низшем уровне. Рационализация влияет также на профессиональную структуру: индивидуальное предпринимательство резко падает, а доля наемных служащих резко возрастает. Вследствие этого на индивидуальном уровне уменьшается степень свободы и возрастает отчуждение. Средний класс как особый субъект неравенства отчуждается от труда и от самого себя, лишается индивидуальной рациональности и впадает в политическую апатию. Следствием социальной рационализации становится снижение свободы на всех уровнях общества.

Методология социального познания, согласно Миллсу, должна включать глубокие исторические познания, гибкость и ясность концепций, сочетание индукции и дедукции, синтез теории и эмпирии, сравнительный анализ социальных структур и фокусирование на индивидуальном опыте как отражении социальных характеристик. Миллс критиковал теорию Т. Парсонса за ее конформизм и "абстрактный эмпиризм", П. Лазаре фельда за обособление методологии от содержательного анализа. Миллс - предтеча радикальной социологии на Западе, один из главных вдохновителей движения "новых левых".

Соч.: Властвующая элита. М., 1959. The Sociological Imagination. L., 1959; Power Politics and People. N. Y., 1963.

E. В. Остова

МИЛЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИЛОСЕРДИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИЛЮКОВ

МИЛЮКОВ Павел Николаевич [15 (27) января 1859, Москва - 31 марта 1943, Экс-ле-Бен, Франция, перезахоронен в Париже] - русский историк, публицист, лидер партии кадетов. После окончания гимназии обучался в 1877-82 на историко-филологическом факультете Московского университета. Преподавал на кафедре русской истории, с 1886 приват-доцент университета. Защитил магистерскую диссертацию, посвященную петровским преобразованиям. С 1904 отходит от научной работы и становится профессиональным политиком. В октябре 1905 один из учредителей партии кадетов, с февраля 1917 министр иностранных дел Временного правительства. В годы гражданской войны участвовал в создании Добровольческой армии, с 1920 в эмиграции.

Опубликование в 1896-1902 его главного труда "Очерки по истории русской культуры" (т. 1-3; последнее издание: М., 1993-95) стало заметным событием в научной жизни России. Милюков ориентировался на ряд философско-методологических принципов: акцентирование понятий закономерности и эволюции, анализ соотношения общих и особенных черт в историческом процессе, критика психологического и экономического монизма с позиций социологической теории факторов, широкое использование понятия национального организма, целостный подход к анализу исторического процесса, стремление композиционно и на уровне причинноследственных связей объединить эволюцию различных сфер общественной жизни. В эмиграции подготовил второе издание "Очерков", которые благодаря богатству используемого материала и многоплановости методологического подхода до сих пор сохраняют научное значение. Соч.: Воспоминания, т. 1-2. М., 1991. Лит.: Думова Н. Г. Либерал в России: трагедия несовместимости. Исторический портрет П. Н. Милюкова. М., 1993.

С. Я. Бажов

МИМАНСА

Статья большая, находится на отдельной странице.

"МИМАНСА-СУТРА-БХАШЬЯ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"МИМАНСА-СУТРЫ"

"МИМАНСА-СУТРЫ" (санекр. "Mîmamsa-sutra") - сутры мимансы, датируемые периодом с 2 в. до н. э. по 2 в. н. э. Созданы, согласно индийской традиции, мудрецом Джаймини, о котором сохранились лишь легендарные сведения ("Маркандейя-пурана" сообщает, что он был учеником Вьясы - мифического творца Махабхараты, "Панчатантра" содержит рассказ о его смерти: по преданию, основоположник мимансы погиб от бивней разъяренного слона). Значительный интерес представляет само имя Джаймини, которое принадлежало одному из самых уважаемых брахманских кланов в Арьяварте. Достоянием этого рода (готры) была одна из древнейших Брахман - Джайминия-брахмана.

"Миманса-сутры" состоят из двенадцати разделов (адхьяя). Среди "философских" сутр это не только самый древний сборник, но и самый большой: в его состав входят 2745 сутр. Основная тема "Миманса-сутр" - исследование дхармы. С историко-фияософской точки зрения особенно интересны первые пять сутр - своеобразное "теоретическое введение" в мимансу. Они содержат определение основной задачи, которую решали ее адепты, - исследование дхармы, характеристику самой дхармы и указание на ведийские предписания как единственный источник знания о ней. Однако в основном "Миманса-сутры" посвящены прикладным вопросам. Учение о вечном ведийском слове используется для того, чтобы привести в систему ритуальные правила брахманизма, зачастую противоречащие друг другу Основные ритуально-экзегетические темы сутр: определение предписания (видхи), очередность ведийских речений, основной и дополнительный обряды, разъяснение смысла обрядов и тех жизненных целей, которых можно достичь с их помощью (кратуартха и пурушартха); последовательность обрядов (крама), вопрос о том, кто имеет право совершить обряд и воспользоваться его плодами (адхикара); перенос тех или иных деталей основного жертвоприношения, "жертвоприношения-модели" на "частный" обряд, производный от него; изменение мантр, с тем чтобы они были пригодны для другого обряда (уха), отмена одного обряда ради другого (вадха) и их комбинация (самуччая); обряд, который надлежит совершить всего лишь один раз, т. к. в результате закладывается основа для других жертвоприношений (тантра); действия, которые следует совершать при совершении каждого обряда (авапа); использование элементов одного жертвоприношения при совершении другого (прасанга) и замена одного обряда другим (викальпа).

А. В. Пименов

МИМЕЗИС

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИН БЯНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИН ЦЗЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИНКОВСКИЙ

МИНКОВСКИЙ (Minkowski) Герман (22 июня 1864, с. Алексоты Минскойтуб, ныне Литва -12 января 1909, Гёттинген) - немецкий математик и физик. Окончил Берлинский университет (1885). Преподавал в Боннском (1883), Кенигсбергском (1894-1895) университетах. В 1896-1902 - профессор Цюрихского технологического института, с 1902 - профессор Гётгингенского университета. Помимо исследований геометрии чисел и математической физики он предложил математическое обоснование теории относительности с помощью теории четырехмерного пространства (пространство Минковского). Он ввел понятия четырехмерного мира событий, инвариантности относительно преобразований Лоренца, мировой линии, состоящей из мировых точек, дав современное изложение специальной теории относительности. Синтез ранее разделенных понятий пространства и времени в единый четырехмерный пространственно-временной континуум с гиперболической метрикой сблизил эту теорию с геометрией Лобачевского. Цель Минковского - найти замену для абсолютного пространства и времени, отвергнутых А. Эйнштейном, что он и сделал, выдвинув понятие "абсолютного мира", позднее понятого как пространство-время. "Отныне пространство само по себе и время само по себе должны обратиться в фикции, и лишь некоторый вид соединения обоих должен еще сохранить самостоятельность" (Принцип относительности. Л.-М., 1935, с. 181). Интерпретация пространственно-временного континуума как абсолютного мира была развита позднее в теории эмерджентной эволюции С. Александером, согласно которому "реально существует Пространство-Время, континуум точек-моментов или чистых событий" {Alexander S. Space, Time and Deity L., 1920, p. 48). Концепция Минковского оказала влияние и на философскую интерпретацию принципа относительности А Уайтхедом. В последние годы Минковский развивал релятивистский вариант закона тяготения и пытался построить релятивистски-инвариантную электродинамику движущихся тел. Соч.: Пространство и время.- В кн.: Принцип относительности. М„ 1973; Основные уравнения электромагнитных процессов в движущихся телах.- В кн.: Эйнштейновский сборник. 1978-1979. M., 1983, с. 5-63; Вывод основных уравнений для электромагнитных процессов в движущихся телах с точки зрения теории электронов.- В кн.: Эйнштейновский сборник. 1978-1979. M., 1983, с. 64-91; Gesammelte Abhandlungen, Bd. 1-2, Hrsg. D. Hilbert. Leipzig, 1911, переиздание 1967. Лит.: УитроуДж. Естественная философия времени. М., 1964; ЮнбаумА. Философские проблемы пространства и времени. М., 1969; Математика XIX века. М., 1978, с. 143-147; Физика Х1Х-ХХ столетия в общенаучном и социокультурном контекстах. М., 1997; Hanceck H. Development of the Minkowski geometry of numbers. N. Y, I939.

А. П. Огурцов

МИНСКИЙ

МИНСКИЙ Николай Максимович (наст. фам. Виленкин) 15(27) января 1855, Глубокое Виленской губ. - 2 июля 1937, Париж] - русский поэт, философ, публицист. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1879). В начале творчества выступал как продолжатель некрасовских традиций, был связан с народничеством. После цензурных гонений в мировоззрении Минского произошел перелом. В 1884 он подверг критике теорию "утилитарного" искусства, "поднял мятежное знамя индивидуализма, самообожествления, эстетизма". Выдвинул теорию "несуществующих святынь" - меонов, которая подверглась критике со стороны различных философских направлений. Материалисты усматривали в ней "самый несомненный дуализм, но только прикрытый псевдоромантической терминологией" (Плеханов Г. В. Избр. философские произведения, т. 3. М., 1957, с. 428), идеалисты - "наивнейший реализм и поверхностнейший эмпиризм" (Волынский А. Критические заметки.- "Северный вестник", 1890, № 2, отд. 2, с. 104). Однако идейные искания Минского, оригинальная форма его произведений (синтез религиозно-философского трактата и поэтической фантазии) нашли отклик у молодого поколения символистов. В первые послереволюционные годы он пишет статьи об опасности, грозящей творческому духу, хранителям интеллекта, создает философскую мистерию "Кого ищешь?" (1922). В "Манифесте интеллигентных работников" (1923) критикует К. Маркса за принижение роли интеллигенции, дает свою квалификацию общественных групп, согласно которой общество всегда распадается на класс творцов материальных и духовных ценностей и класс "властодержавцев".

Соч.: При свете совести. Мысли и мечты о цели жизни. СПб., 1890; О свободе религиозной совести. СПб., 1902; Религия будущего (Философские разговоры). СПб., 1905; Полн. собр. стихотворений, т. 1-4. СПб., 1907; На общественные темы. СПб., 1909. Лит.: Блок А. А. Н. М. Минский. Религия будущего (Философские разговоры).- Собр. соч., т. 5. M.-Л., 1962; Радлов Э. Л. Философия Н. М. Минского.- В кн.: Русская литература 20 в. 1890-1910, т. 2. M., 1915.

Л. А. Сугай

МИНУЦИЙ

МИНУЦИЙ (Minucius) Феликс (ок. 170 - ок. 210) - один из первых латинских христианских апологетов конца 2 - начала 3 вв. Получил хорошее риторское образование, был римским адвокатом и оставил написанное в духе цицероновских диалогов сочинение "Octavius" ("Октавий"). Устами трех участников диалога (просвещенного язычника Цецилия, его христианского оппонента Октавия и самого автора) Минуций Феликс - впервые в истории христианской литературы - излагает аргументы как христианской, так и языческой сторон. Видимо, автор счел это возможным, поскольку доводы язычника Цецилия, доказывавшего мировоззренческую и моральную несостоятельность христианства и говорящего о его социальном вреде, имели немало слабых мест. Желая воздействовать прежде всего на просвещенные языческие умы, Минуций стремился указать, с одной стороны, на то, что христианство не противоречит философскому языческому рационализму, а с другой - на аморализм религиозной и гражданской жизни языческой империи. Аргументы, изложенные Минуцием, воспроизводились в образованных слоях римского общества еще несколько столетий.

Соч. MPL, t. 3; в рус. пер.: Октавий, пер. А. Преображенского. СПб., 1895 Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988, с. 541-593.

Лит. СпасскийА. Эллинизм и христианство. Сергиев Посад, 1913; Beutler R. Philosophie und Apologetik bei Minucius Felix. Weida, 1936.

О. В. Голова

Предыдущая страница Следующая страница