Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
МЕТАФИЗИКА СВЕТА

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МЕТАФИЗИКА СВЕТА

МЕТАФИЗИКА СВЕТА (нем. Lichtmetaphysik) - условный историко-философский термин (впервые введенный, видимо, К. Боймкером в нач. 20 в.), относящийся к устоявшимся в античной и особенно средневековой культуре представлениям о свете как первофеномене мира, объединяющем в себе все сущее. Совмещая в своей природе несовместимые начала и будучи исконно связан с понятиями "порядка", "числа", "отношения", а следовательно, с "разумом", "истиной", "словом", свет играет роль посредствующего звена, скрепляющего в единое онтологическое целое телесное и духовное (в макро- и микрокосме), чувственное и умопостигаемое, вещественное и идеальное, тварное и нетварное.

Помимо возможного влияния со стороны зороастризма (Авеста 6,1; 10,3,25; 12,26-37) метафизика света обязана своим возникновением, с одной стороны, уподоблению Платоном статуса Блага в умопостигаемой сфере положению Солнца в сфере чувственно воспринимаемого ("Государство" VI, 508Ье), а также его учениям о космическом "столпе света" ("Государство" X, 616b-617d) и о "колеснице" души ("Федр" 247Ь); с другой стороны, тому, что, согласно библейскому тексту, свет есть творение первого дня, предшествующее другим творческим актам Бога (Быт.1,3), он отождествляется со "всем, делающимся явным" (Еф. 5,13), и более того: Бог "обитает в неприступном свете" (1 Тим. 6,16) и Сам "есть свет" (1 Ин. 1,5; Ин. 1,9). Позднее неоплатоники, разрабатывая учение об эманации Единого, согласно которому видимый свет есть проявление в материи света умопостигаемого, утвердили представление о бытии как световой иерархии, усвоенное как христианской, так и иудейской и мусульманской теологией (последняя опирается при этом и на собственный священный текст: Коран 24,35; 24,40). В этой иерархии уподобляющихся друг другу светов (иногда трактующихся как три стадии угасания единого света во тьме материи) выделяются: 1) низший тварный свет - чувственный, естественный, телесный; 2) высший тварный свет - умопостигаемый, духовный; 3) нетварный свет славы Божией: вечный, божественный, проистекающий из божественного мрака и являющий себя лишь удостоенным его видения (неоплатоники, каппадокийцы, Августин, Псевдо-Дионисий Ареопагит, Иоанн Скотт Эриугена, аль-Фараби, Ибн Сша, Ибн Гебироль, Исаак Израэли, Симеон Новый Богослов, Сухраварди, Адам Пульхремулиерис, Бонавентура, Альберт Великий, Ульрих Страсбургский, "Книга сияния" ("Зогар") и др.)

Естественный свет (lux naturalis), определяемый как "универсальная" или "общая природа" (natura universalis, communis) всех тел, стоит на границе телесного мира и мира чистых форм, в котором существует свой, умопостигаемый свет (lux intelligibilis), выступающий одновременно: как свет бытия, т. e. как вся совокупность умножающихся от первой интеллигенции форм; как свет прекрасного, ибо всякая форма причаст на совершенной красоте; как свет разумения, просвещающий умы людей божественными истинами (illuminatio). Благодаря тому, что один и тот же свет определяет начала как бытия, так и познания, устанавливается соответствие между пронизывающей мир иерархической структурой и строем мышления, делающее этот мир прозрачным для разума.

Богословско-философские размышления о свете стимулировали развитие оптических исследований, или "науки о перспективе" (scientia peispectivae). Естественнонаучное направление метафизики света достигает кульминации в учении Роберта Гроссетеста о том, что весь универсум есть результат мультипликации света из первоначально сотворенной точки, в коей свет - как "форма телесности" (forma corporeitatis) - слит воедино с первоматерией ("О свете, или О начале форм"). Так геометрические законы умножения и распространения света приобретают статус всеобщих законов естествознания.

Духом метафизики света проникнута вся культура Средневековья. С переходом к Новому времени она постепенно распадается на ряд направлений, главными из которых являются: 1) научное - геометрическая оптика (Р. Бэкон, И. Пеккам, Ц. Витело, Дитрих Фрейбергский и др.), новая оптика, космогонические концепции ("Мир, или Трактат о секте" Декарта), "Учение о цвете" Гёте; 2) мистическое - учение немецкой неортодоксальной мистики об "искре души" (Экхарт, Таулер, Суэо), размышления Бёме; 3) художественное - "Божественная комедия" Данте; 4) теологическое - труды Григория Синаита, Григория Поломы, Николая Кузанского; 5) натурфилософское - сочинения Шеллинга и Гегеля.

Лит.: Лосев А. Ф. История античной эстетики, т, 2, с. 424-430; т. 3, с. 241-249, 294; т. 7(2), с. 281-289. M., 1963-94; BaeumkerC. Witelo, ein Philosoph und Naturforscher des XIII.- Jahrhunderts (Beiträge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd. III, Heft 2). Münster i. W., 1908; Beienvaltes W. Lux intelligibilis. Untersuchungen zur Lichtmetaphysik der Griechen. Münch., 1957; Hedwig K. Sphaera Lucis. Studien zur Intelligibilität des Seienden im Kontext der mittelalterlichen Lichtspekulation (Beiträge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Neue Folge 18). Münster i. W, 1980; McEvoyJ. The metaphysics f light in the Middle Ages. - "Philosophical Studies" 26. Dublin, 1979, p. 124-143.

A. M. Шишков

В начало энциклопедии